Научная статья на тему 'Налогообложение и налоговое администрирование в условиях антироссийских финансовых и экономических санкций'

Налогообложение и налоговое администрирование в условиях антироссийских финансовых и экономических санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
732
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / РИСК МОШЕННИЧЕСТВА / ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА / СЕРВИСНАЯ РОЛЬ ФНС РФ / СПРАВЕДЛИВОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / WATER TREATMENT PLANTS / COAGULATION OF IMPURITIES / HYDRAULIC MIXER / COARSE-GRAINED CONTACT DOWNLOAD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хочуев В.А.

Статья посвящена основным теоретическим аспектам налогообложения и налогового администрирования в период развития экономики России в условиях ограничений введенных Евросоюзом, США и другими странами. Проанализированы налоговое законодательство и современное состояние налогового администрирования с точки зрения усиления фискальной составляющей. Показана трансформация налоговых администраций из сборщиков налогов в государственные институты, которые предоставляют компаниям и гражданам широкий набор сервисов и услуг. Исследована конечная цель деятельности налоговых органов, которая связана со снижением административного давления на налогоплательщиков и повышение сервисной роли ФНС РФ. Рассмотрена экономическая и юридическая составляющая категории «справедливое налогообложение». Раскрыты условия достижения эффективного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION AND TAX ADMINISTRATION IN TERMS OF ANTI-RUSSIAN FINANCIAL AND ECONOMIC SANCTION

The article deals with the basic theoretical aspects of taxation and tax administration in the period of development of the Russian economy within the constraints imposed by the European Union, the United States and other countries. Analyzed the tax legislation and current state tax administration in terms of increasing the fiscal component. Shows the transformation of tax administrations from tax collectors in the State institutions that provide companies and citizens a wide range of services. We investigated the ultimate goal of the tax authority, which is associated with the reduction of administrative pressure on taxpayers and increase the service role of the FTS of RUSSIA. Reviewed economic and legal component categories «fair taxation». Disclosed terms of achieving effective taxation.

Текст научной работы на тему «Налогообложение и налоговое администрирование в условиях антироссийских финансовых и экономических санкций»

70

Экономические науки

УДК 336.225.673

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В УСЛОВИЛХ АНТИРОССИЙСКИХ ФИНАНСОВЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Хочуев В. А., доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, управления и маркетинга ФГБОУ ВПО «РЭУ» им. Г. В. Плеханова филиал в г. Пятигорске, начальник правового отдела Инспекции ФНС РФ № 1 по г. Нальчику, КБР E-mail: valerian07.64@mail.ru

Статья посвящена основным теоретическим аспектам налогообложения и налогового администрирования в период развития экономики России в условиях ограничений введенных Евросоюзом, США и другими странами. Проанализированы налоговое законодательство и современное состояние налогового администрирования с точки зрения усиления фискальной составляющей. Показана трансформация налоговых администраций из сборщиков налогов в государственные институты, которые предоставляют компаниям и гражданам широкий набор сервисов и услуг. Исследована конечная цель деятельности налоговых органов, которая связана со снижением административного давления на налогоплательщиков и повышение сервисной роли ФНС РФ. Рассмотрена экономическая и юридическая составляющая категории «справедливое налогообложение». Раскрыты условия достижения эффективного налогообложения.

Ключевые слова: налоговое администрирование, ограничительные меры, риск мошенничества, личный кабинет налогоплательщика, сервисная роль ФНС РФ, справедливое и эффективное налогообложение.

TAXATION AND TAX ADMINISTRATION IN TERMS OF ANTI-RUSSIAN FINANCIAL AND ECONOMIC SANCTION

Khochuev V. A., doctor of Economics, Professor, chair of accounting, governance and marketing, FSBEIHPE "Russian economic University" after G. V. Plekhanov branch in Pyatigorsk, head of legal Department of Inspection of Federal tax service № 1 in the city of Nalchik, KBR

The article deals with the basic theoretical aspects of taxation and tax administration in the period of development of the Russian economy within the constraints imposed by the European Union, the United States and other countries. Analyzed the tax legislation and current state tax administration in terms of increasing the fiscal component. Shows the transformation of tax administrations from tax collectors in the State institutions that provide companies and citizens a wide range of services. We investigated the ultimate goal of the tax authority, which is associated with the reduction of administrative pressure on taxpayers and increase the service role of the FTS of RUSSIA. Reviewed economic and legal component categories «fair taxation». Disclosed terms of achieving effective taxation.

Key words: water treatment plants, coagulation of impurities, hydraulic mixer, coarse-grained contact download.

Налогообложение относится к косвенным методам государственного регулирования. Являясь элементом экономической и финансовой политики, налогообложение во многом зависит от выбора экономической и финансовой политики государства. Налоговое администрирование призвано стабильно обеспечивать налоговыми платежами все уровни бюджета государственной и муниципальной казны. От наполняемости бюджета денежными средствами зависит исполнения государством и муници-

палитетами своих обязанностей перед населением.

В условиях экономического кризиса и санкций, введенных Евросоюзом, США и другими странами, в отношении России, актуальной становится исследование роли налогообложения и налогового администрирования в обстановке ограниченной изоляции.

В настоящее время на развитие экономики России существенное влияние оказывают не только падение цены на нефть, внешнеполитиче-

ская ситуация и влияние вводимых в отношении российской экономики санкций со стороны ряда стран, но и тактика, стратегия развития налоговой системы России в условиях ограничений. При этом, базовой причиной сдержанного роста экономики Российской Федерации остается -низкий уровень процессов технологического обновления и недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках, а также падения уровня бюджетных назначений.

При таких обстоятельствах органами власти рассматриваются вопросы связанные с введением, так называемой политики максимальных налогов. Когда государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит новые налоги и сборы, стараясь получить от юридических и физических лиц как можно больше финансовых результатов, не особенно заботясь о последствиях. Такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Анализ налогового законодательства России со второй половины 2014 г. показывает об усилении фискальной составляющей.

Так, изменены правила проведения камеральной проверки, уточнена процедура приостановления операций по счетам. Изменен порядок обложения движимого имущества налогом на имущество организаций. Кроме того, Налоговый кодекс РФ (НК РФ) дополнен гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» и гл. 33 «Торговый сбор».

Наблюдается незначительное ухудшение положения налогоплательщиков с 1 января 2015 г. Повышены в запланированных размерах ставки акцизов на некоторые подакцизные товары: легковые автомобили, разные виды табака. Увеличена ставка НДФЛ в отношении полученных в виде дивидендов доходов физических лиц - налоговых резидентов РФ от долевого участия в организации. Она составляет 13 %. Ставка налога на прибыль в отношении доходов российских организаций виде дивидендов, полученных от российских и иностранных компаний увеличена. Она составляет также 13 %.

При расчете водного налога к ставке применяются повышающие коэффициенты. Изменена ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения в сторону повышения. Ставки госпошлины за некоторые виды юридически значимых действий увеличены. Налоговая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной увеличена до 766 руб.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, которые облагаются указанным налогом исходя из кадастровой стоимости. Применяющий УСН предприниматель не освобождается от уплаты налога на имущество физлиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности и включенного в перечень, который определяется в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ. Уплачивающий единый налог на вмененный доход (ЕНВД) предприниматель не освобождается от уплаты налога на имущество физлиц в отношении имущества, используемого в облагаемой ЕНВД деятельности и включенного в вышеуказанный перечень. Предприниматель, применяющий патентную систему налогообложения (ПСН), не освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в облагаемой в рамках ПСН деятельности и включенного в вышеупомянутый перечень.

Освобождение от налога на имущество организаций при применении ЕНВД не распространяется на объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, указанная норма вытекает из п. 4 ст. 346.26 НК РФ.

База по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объекта при условии, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ принято решение об установлении единой даты начала применения нового порядка исчисления налога на территории субъекта РФ.

С 1 января 2016 г. за непредставление в срок

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИйСКИХ ФИНАНСОВЫХ

и экономических санкций

ежеквартального расчета по НДФЛ - налоговому агенту грозит штраф. Ставки акцизов на некрепкий алкоголь, табачные изделия, автомобили и бензин возрастут. Работодатели должны ежеквартально отчитываться по НДФЛ. С 1 января 2016 г. налогоплательщиков ожидает переход на применение ККТ (контрольно-кассовая техника), передающей информацию о чеках в адрес налоговых органов в электронном виде (через Интернет). Проект Минфина России от 10.04. 2015 г. № 00/03-24887 предусматривает поэтапный в течение 7 лет переход на так называемые электронные кассы.

Вместе с тем можно констатировать, что радикальных изменений ухудшающих имущественное положение налогоплательщика в налоговом законодательстве не произошло.

В обществе по-разному отнеслись к отдельным изменениям налогового законодательства, дискуссии продолжаются. Например, с одобрением восприняли такие новшества, как внедрение повышающего коэффициента при исчислении авансового платежа по транспортному налогу в отношении дорогих автомобилей. Физические лица - налоговые резиденты РФ обязаны уведомить инспекцию об участии в иностранных организациях, в случае если их доля участия превышает 10 %. В случае, когда налогоплательщик не представил в налоговый орган в предусмотренный срок уведомление об участии в иностранных организациях или направил данный документ, содержащий недостоверную информацию, он должен уплатить штраф в размере 50 тыс. руб. за каждую иностранную организацию, сведения о которой не представлены либо в отношении которой поданы недостоверные данные. Срок для сообщения налоговым агентом в инспекцию о невозможности удержать НДФЛ увеличится. Амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 тыс. руб. Региональные власти могут снижать ставку для УСН с объектом «доходы». Налогоплательщик может осуществлять документооборот с инспекцией через личный кабинет. В настоящее время плательщики НДС освобождаются от обязанности ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Вместе с тем, как и обычно, существуют противоречия в налоговом законодательстве. Например, Законом № 81-ФЗ от 20.04. 2014 г. отменяются журналы учета НДС, а в соответствии с Законом № 134-ФЗ от 28 июня 2013 г. они обязательны для посредников.

Таким образом, налоговое законодательство в современных условиях санкционного давления и иных мер воздействия на Россию со стороны западных стран - изменяется, как в сторону позитива, так и сторону негатива, улучшая и ухудшая отдельные положения налогоплательщика.

По мнению С. Ю. Глазьева, переориентация системы налогообложения на цели развития экономики предполагает снижение налоговой нагрузки на все виды инновационной и высокотехнологической деятельности, включая: отмену НДС с замещением выпадающих доходов налогом с продаж, налогообложением вывоза капитала, приведением экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых на природный газ, энергоемких и углеводородных сырьевых товаров в соответствие с налогообложением нефти в расчете на единицу условного топлива. Не менее полутриллиона дополнительных доходов бюджета могут быть получены за счет пресечения сомнительных операций по вывозу капитала с уклонением от уплаты налогов [1].

Принятые ограничительные меры со стороны отдельных стран по отношению к Российской Федерации - оказали влияние на ограничение доступа к внешним финансовым рынкам и сокращение инвестиционной активности, однако на рост налоговых поступлений в настоящее время в целом они не повлияли. А вот на неналоговые поступления по разным причинам прослеживается негативная тенденция по уменьшению дохода бюджета.

Так, согласно данным ФНС России, за десять месяцев 2015 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 11 702,4 млрд руб. - на 11 % больше, чем годом ранее (10 539,4 млрд руб.). Рост поступлений отмечен по всем основным налогам. Сборы НДС в январе-октябре 2015 г. к сопоставимому периоду 2014 г. выросли на 11,1 % (до 1115,8 млрд руб.), налога на прибыль орга-

низаций - на 14,6 % (до 2332,2 млрд руб. против 2054,7 в 2014 г.). Сборы НДПИ приросли на 12,3 % (до 2736,8 руб. против 2436,8 в 2014 г.), НДФЛ -на 5,1 % (до 2177,2 млрд руб. против 2072,2 в 2014 г.).

Рост налогов зафиксирован на фоне сжатия экономики (ВВП за 10 месяцев 2015 г. сократился на 3,7 %) и для разных налогов объясняется по-разному. Прирост по НДПИ на фоне падения цен на нефть объясняется последствиями «налогового маневра» в нефтяном секторе экономики. С начала 2015 г. ставки этого налога были увеличены, а пошлины на вывоз, которые администрирует таможенная служба, - снижены. Фактическая ставка НДПИ на нефть в июле 2015 г. составляла 6,8 тыс. руб. за тонну против 5,9 тыс. руб. в июле 2014 г. (сборы Федеральной Таможенной Службы РФ пошлины с нефти и нефтепродуктов упали при этом почти вдвое).

Прирост налога на прибыль организаций эксперты агентства Fitch Ratings объясняют разовым эффектом от девальвации рубля, который, по их мнению, во второй половине 2015 г. сойдет на нет. В первом полугодии 2015 г. поступления поддерживались высокой прибылью экспортных компаний, получивших преимущества от обвала курса рубля в конце 2014 г. Кроме того, в Fitch отмечали, что рост поддержал и высокий объем гособоронзаказа. НДФЛ, не зависящий от этих факторов и привязанный к замедлившимся доходам населения, вырос всего на 5,1 % при двузначной инфляции.

Из 1115,8 млрд руб. прироста сборов за десять месяцев 2015 г. в сравнении с прошлым периодом 2014 г. 278,9 млрд (четверть) обеспечены за счет мер качественного налогового администрирования. Для НДС и налога на прибыль организаций вклад администрирования еще выше - 35 %.

ФНС России своевременно перестроила работу по администрированию путем внедрения новых технологий и модернизации системы камерального контроля. Внедрена автоматизированная системы НДС-2, которая позволяет автоматически сопоставлять сведения о покупках и продажах налогоплательщиков и тем самым выявлять и пресекать уклонение от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога.

Федеральная налоговая служба России увеличила сборы в консолидированный бюджет РФ за 10 месяцев 2015 г. на 1,2 трлн руб. или на 11,1 %. При этом сборы в федеральный бюджет за тот же период выросли на 14 % с 5,1 трлн руб. до 5,9 трлн руб.

Рост поступлений отмечался по всем основным налогам. Поступления не нефтегазовых доходов составили 9,4 трлн руб. и были обеспечены за счет налога на прибыль организаций (рост на 14,6 %) и НДС (рост на 17,8 %). Остальные налоги также стабильно демонстрировали положительную динамику: поступления от НДФЛ выросли на 5,1 %, акцизов - на 2,7 %, имущественных налогов - 8,1 %. Нефтегазовые доходы выросли более чем на 12 %. По оценкам ФНС России более трети (35 %) прироста налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций и НДС обеспечено налоговым администрированием.

В условиях замедления экономики во втором полугодии 2015 г. вероятны риски уменьшения темпов роста налоговых поступлений. Налоговики считают, что основной резерв для сохранения положительных темпов роста налоговых поступлений - в усилении работы налоговых органов по всем ключевым направлениям налогового администрирования.

Трансформация налоговых администраций из сборщиков налогов в государственные институты, которые предоставляют компаниям и гражданам широкий набор сервисов и услуг -общемировая тенденция. Налоговые органы России создают условия, чтобы добросовестным налогоплательщикам было просто и удобно исполнять свои обязанности по уплате налогов.

Как показывает мировой опыт, дистанционные формы обслуживания в режиме 24/7 более эффективны и развиваются активнее. С 1 июля 2015 г. в НК РФ введено определение «Личного кабинета налогоплательщика» как официального информационного ресурса. С его помощью налогоплательщики могут в режиме реального времени оплачивать налоги, уточнять свои обязательства, направлять запросы в налоговый орган и получать необходимые выписки из реестров.

налогообложение и налоговое администрирование в условиях антироссийских финансовых

и экономических санкций

Кроме того, работает Контакт-центр ФНС России, который с сентября 2015 г. доступен во всех регионах по единому номеру 8-800-222-22-22. При его создании был учтен опыт лучших российских и зарубежных контакт-центров. Среднее время ожидания 45 сек, время обслуживания -около двух минут, что соответствует передовым мировым практикам [2].

Федеральная налоговая служба России нашла способ радикально сократить риск мошенничества в сфере возврата НДС. НДС - это не прямой, а косвенный налог, и основные риски с его администрированием возникают, если цепочка «продавец-покупатель» оказывается очень длинной и запутанной. Новая система контроля за возмещением НДС делает эту цепочку прозрачной. Базируясь на тех данных, что есть, налоговики минимизировали риск мошенничества, т. е. когда отдают деньги тем, кто их не заслуживает.

Суть системы достаточно проста. Данные компаний, чья «чистота» вызывает вопросы и сомнения, вносят в специальную программу, которая, в свою очередь, ставит эту информацию в отдельный реестр. Контроль за такими «ненадежными» фирмами особый, тем более что налоговые органы не «отвлекаются» на проверки добросовестных компаний. Кроме того, была создана модель, при которой информация обо всех операциях, которые проходят с НДС, налоговые органы получают от налогоплательщика в электронном виде. То есть все цепочки можно отследить в режиме реального времени. Новая система контроля уже повлияла и на культуру поведения налогоплательщика. Теперь компании, которые находятся в прозрачной среде, добиваются того, чтобы и другие компании тоже оказались в одном правовом поле. Таким образом, конкуренция становится честнее.

С 2010 г. количество выездных проверок сократилось в 1,8 раза (с 75 500 до 41 300 в 2013 г.), т. е. давление на бизнес со стороны налоговых органов снижается. В работе налоговых органов убран критерий оценки эффективности налоговой инспекции - показатель «количество проверок». Налоговики постепенно уменьшали

указанное значение, а 1,5 года (2013) назад совсем отменили.

Количество судебных споров тоже сокращается: в 2014 г. - на 22 %. Введены новые институты, например досудебный аудит (возможность обжаловать действия в административном порядке). Законодательно введено обжалование не только актов, но и любых действий налоговой службы. Общедоступным является 12 критерий самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (нагрузка, средняя зарплата, доля вычетов по НДС, рентабельность и т. д.).

Налоговое администрирование базируется на двух составляющих: традиционная и сервисная. Традиционно-фискальная - связанная с организацией налогового контроля и мерами по принудительному взысканию задолженности. А сервисная - предоставлением различных услуг, как для юридических лиц, так и физическим лицам. ФНС России задействованы 38 сервисов, что позволяет налогоплательщикам быстро и удобно заплатить налоги. Физическое лицо регистрируется в личном кабинете и получает доступ ко всей информации о своем движимом и недвижимом имуществе. Почти 10 млн пользователей зарегистрировались в личном кабинете. Налогоплательщик имеет возможность самостоятельно: распечатать платежное поручение, оплатить налог в режиме онлайн. Аналогичные услуги предоставляются предприятиям и организациям.

С помощью существующих сервисов можно найти любое юридическое лицо, узнать, можно ли ей доверять, проявить осторожность при выборе подрядчика, контрагента. Использование сервисов ФНС России позволяет исключить человеческий фактор или договоренности налогоплательщика с налоговым инспектором. Когда все процедуры прозрачны, понятны и ясны, снижается коррупция и повышается налоговая культура налогоплательщиков. Поэтому информационно-технологическая составляющая в работе налоговых органов, гораздо важнее и эффективнее отдельных правоприменительных практик.

Деятельность работников налоговых инспекций нацелена на создания комфортных условий для налогоплательщиков. Выделено отдельное направление стандартов обслуживания, которое должно стандартизировать все процедуры, начиная от фирменного стиля и заканчивая сроком обслуживания. Например, не более 30 мин на регистрацию. Для добросовестных налогоплательщиков вводятся новые механизмы взаимодействия с налоговыми органами. Институт налогового мониторинга: проверки заменяются альтернативными методами контроля - происходит постоянный онлайн-обмен информацией, и проведение налоговых проверок отпадает, как не нужный элемент налогового администрирования.

Конечная цель деятельности налоговиков -это снижение административного давления на налогоплательщиков и повышение сервисной роли ФНС РФ.

Несмотря на все принимаемые меры налогового администрирования теневой сектор экономики по оценкам специалистов не уменьшается. В целях дальнейшего повышения эффективности необходим новый инструментарий администрирования.

В первую очередь предлагается ввести институт предварительного налогового контроля. Таковой успешно функционирует в зарубежных странах. Что это дает? В первую очередь такой контроль, или, можно сказать, предварительные разъяснения, позволяет налогоплательщику получить информацию о налоговых последствиях той или иной сделки еще до ее заключения. Соответственно, тем самым налогоплательщик снизит налоговые риски, а налоговики сэкономят время при проведении впоследствии налоговых проверок, поскольку они уже будут в курсе, что да как.

Помимо создания комфортных налоговых условий для налогоплательщиков на повестке дня стоит вопрос и о совершенствовании реализации мер, направленных на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета.

Планируется, что налоговики получат право

отказывать участникам подозрительных сделок в вычетах по НДС и в признании соответствующих расходов [3].

Таким образом, в зависимости от длительности периода реализации и стоящих перед государством целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер. Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития налоговой системы страны. Налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики, обеспечивая их достижение путем своевременного изменения элементов налогового механизма [4, с. 83, 84].

Исследования показывают, что налогообложение затрагивают вопросы ее справедливости и эффективности, поскольку идеалом любого общества является формирование такой налоговой политики, которая была бы одновременно и справедливой, и эффективной.

В условиях определенной экономической и финансовой изоляции России, «справедливое налогообложение» имеет, как экономический, так и юридический аспекты. С экономической точки зрения справедливой является налогообложение, когда налоговое бремя распределяется в отношении всех налогоплательщиков от уровня имущественного состояния, так и получаемого ими дохода. Юридическая составляющая состоит в том, что справедливое налогообложение закрепляется законодательно, а также обязанностью и ответственностью налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства.

Эффективное налогообложение реализуется при достижении компромисса между участниками налогового администрирования. Эффективность в налоговой сфере ориентировано с одной стороны на поступление стабильных денежных средств в бюджетную систему государственного и муниципального бюджетов. С другой, на количественный и качественный состав носителей налога, не ущемляя при этом имущественное положение налогоплательщиков и максимальное упрощение системы налогового учета, отчетности.

налогообложение и налоговое администрирование в условиях антироссийских финансовых

и экономических санкций

В настоящее время ожидается сохранение внешних санкций в отношении российской экономики на протяжении неопределенного периода без значимого изменения масштаба или характера их действия. Сдерживающее влияние санкций на российскую экономику будет транслироваться через повышенный уровень экономической неопределенности, сохранение ограниченного доступа российских компаний и

банков к внешнему финансированию и использованию импорта высокотехнологичной продукции для осуществления инвестиций. В этих условиях важно не менять правила налогообложения, законотворчество не должно быть направлено на ужесточение налоговое законодательства, необходимо использовать резервы по качественному улучшению налогового администрирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазьев С Ю. Доклад группы экспертов под руководством академика РАН С. Ю. Глазьева // Сайт «Изборский клуб». 24,06. 2014 г.

2. Вольвач Д . В ., Марачевский Д . А . Управление стандартов и международного сотрудничества ФНС России // Налоговая политика и практика. - 2015. - № 9.

3. Соколов О . Налоговые «планы» на ближайшую трехлетку // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». - 2015. - № 31.

4. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: Учебник для вузов. М.: Изд-во «Юрайт»; ИД «Юрайт», 2010. - 680 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.