главная тема
УДК 336.225.62
совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета
в условиях экономической неопределенности качество и эффективность налогового администрирования приобретают первостепенное значение. в статье рассмотрены современные инструменты налогового администрирования, которое обеспечивается в первую очередь автоматизированными системами риск-анализа на базе передовых IT-технологий.
Ключевые слова: налоговая система; налоговое администрирование; риск-анализ; IT-технологии.
In conditions of economic uncertainty the quality and efficiency of the tax administration are of paramount importance. The article gives an overview of modern tools for tax administration and focuses on several aspects of the use of advanced IT-based automated systems of risk analysis.
Keywords: tax system; tax administration; risk analysis; IT-technology.
Мишустин Михаил Владимирович
д-р экон. наук, научный руководитель факультета «Налоги и налогообложение» Финансового университета, руководитель ФНС России E-mail: [email protected]
Результаты работы Фнс России в 1-м полугодии 2014 г.
Налоговая система — один из важнейших органов жизнедеятельности экономики любого государства ввиду того, что от результатов ее работы в значительной степени зависят наполняемость федерального бюджета и устойчивость финансовой системы страны. В то же время налоговая система весьма восприимчива к воздействию внешне- и внутриэкономических факторов.
Риски рецессионного развития российской экономики становятся все более очевидными. В текущих условиях вопросы стабильности
бюджетных доходов приобретают первостепенное значение. И ФНС России обеспечивает в 2014 г. высокие темпы роста налоговых поступлений.
Так, в январе-июне 2014 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 6 193,0 млрд руб., что на 13,7% больше, чем в январе-июне прошлого года, а в федеральный бюджет — 3 159,9 млрд руб., на 18,3% больше.
Увеличивается поступление в бюджет всех налогов: налога на прибыль — на 16,3%, НДС — на 18,8%, НДФЛ — на 7,1%, акцизов — на 8,0%, НДПИ — на 18,6%, имущественных налогов — на 5,2%.
Годовые параметры федерального бюджета за 6 месяцев 2014 г. исполнены на 51,8%.
В региональные бюджеты поступило 3 033,1 млрд руб., на 9,2% больше, чем за тот же период 2013 г.
На высокие темпы роста налоговых поступлений, безусловно, повлияли экономические и структурные факторы, связанные с завершением отдельных этапов крупных инвестиционных проектов, в основном в нефтегазовой сфере.
Это привело к сокращению расходов на амортизацию по налогу на прибыль, а также
М.В. Мишустин совершенствование инструментов налогового администрирования...
5
замедлению в начале года темпов роста налоговых вычетов по НДС по инвестпроектам1.
Другим весомым фактором роста налоговых поступлений стали меры, принимаемые ФНС России по усилению налогового контроля за уклонением от уплаты налогов. Так, в I квартале 2014 г.:
• доначисления на одну выездную налоговую проверку выросли на 16%;
• уровень взыскания по результатам контрольных мероприятий вырос до 65%;
• поступления в бюджет по результатам выездных и камеральных налоговых проверок увеличились на 15%;
• суммы доначислений по налоговым проверкам, отмененные по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов, снизились на 30%;
• 77% сумм по делам с участием юридических лиц рассматриваются судами в пользу бюджета.
Применение автоматизированных инструментов риск-анализа и контроля деятельности налогоплательщиков
Налоговое администрирование представляет собой многогранную структуру со сложной иерархией процессов. Поэтому в целях нивелирования негативного влияния внешне- и внутриэконо-мических рисков, а также рисков налоговых злоупотреблений важно выработать «иммунитет», что возможно при условии совершенствования инструментов налогового администрирования.
Экономика организации постоянно усложняется. Появляются новые технологии, формы интеграции, методы ведения бизнеса, растет количество налогоплательщиков — сегодня это 4,6 млн организаций и 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, 145 млн физических лиц. В связи с этим эффективность налогового администрирования достигается применением современных инструментов риск-анализа.
1 Основные завершившиеся инвестпроекты — это участок магистральной трубопроводной системы «Восточная Сибирь -Тихий Океан — II» (участок НСП «Сковородино» — СМНП «Козьмино»); участки продуктопроводов (газопроводов) «Губкинский ГПЗ — Нижневартовский ГПЗ — Южно-Балыкский ГПЗ — Тобольский НХК» и «Пуровский ЗПК — Южно-Балыкская головная насосная станция»; транспортная инфраструктура к олимпийским объектам в рамках проведения Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 г.
При проведении налогового контроля мониторинг и предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности осуществляются путем применения автоматизированных инструментов риск-анализа и контроля деятельности налогоплательщиков.
Разработанные ФНС России автоматизированные системы позволяют в кратчайшие сроки, определив зону риска на макроуровне, «просеять» всех налогоплательщиков и спуститься до микроуровня — конкретного предприятия для детального анализа его деятельности.
Например, НДС — важный бюджетообразующий налог, на треть формирующий федеральный бюджет. Однако из-за своей сложной природы данный налог является высокорисковым. В связи с этим ФНС России разработала автоматизированную систему управления рисками при налоговом контроле за возмещением НДС (далее — АСК «НДС»), способствующую повышению эффективности проводимых проверок. АСК «НДС» позволяет разделить налогоплательщиков на группы по степени риска. В отношении «рисковых» налогоплательщиков проводится углубленная проверка, а в отношении «безрисковых» налогоплательщиков — минимальные контрольные мероприятия.
Налоговая система — один из важнейших органов жизнедеятельности экономики любого государства ввиду того, что от результатов ее работы в значительной степени зависят наполняемость федерального бюджета и устойчивость финансовой системы страны
В результате в I квартале 2014 г. при снижении на 12,4% сумм НДС, заявленных к возмещению (без учета возмещения по крупнейшим налогоплательщикам), сумма отказов в возмещении неправомерно заявленного НДС с учетом рассмотрения в судах выросла на 28%.
Аккумулируя и анализируя результаты проверок, внешнюю информацию, поступающую из СМИ, правоохранительных и других контролирующих органов, ФНС России постоянно
6
главная тема
дорабатывает критерии АСК, что позволяет своевременно выявлять и пресекать новые схемы уклонения от налогообложения.
Эта система положительно зарекомендовала себя в рамках проверки обоснованности возмещения НДС.
Стремительные процессы развития, трансформации предприятий требуют от налоговых органов перехода на применение принципиально новых инструментов комплексного мониторинга деятельности налогоплательщиков и выявления рисков на основе «налогового разрыва».
Подобные инструменты уже находят свое практическое применение в деятельности ФНС России. Система «Мониторинг среднеотраслевых индикаторов» (Мониторинг СОИ) позволяет в автоматизированном режиме провести группировку всех компаний в регионе по зонам риска занижения налоговых обязательств.
Стремительные процессы развития, трансформации предприятий требуют от налоговых органов перехода на применение принципиально новых инструментов комплексного мониторинга деятельности налогоплательщиков и выявления рисков на основе «налогового разрыва»
Налоговые риски оцениваются на основе сравнения налоговой нагрузки, рентабельности и других взаимосвязанных налоговых и финансовых показателей (более 50 показателей) со средним, максимальным или модельным уровнем по отрасли.
Этот механизм позволяет более детально определить наиболее «рисковые» отрасли в регионе и адресно отобрать налогоплательщиков для серьезного анализа и последующего контроля.
Например, в одной крупной транспортной компании из зоны риска за два года выручка выросла в 36 раз и составила 6 млрд руб., при этом налоговая нагрузка составила 0,1%, или сумма налогов — 3,8 млн руб., а рентабельность — 0,4%.
Аналогичные группировки по зонам риска и данные по отдельным компаниям можно получить по любому региону.
Это — работа по системному выявлению причин возникновения рисков, причин появления «налогового разрыва», для принятия впоследствии мер по обеспечению дополнительных поступлений в бюджет.
законодательная поддержка налогового администрирования в вопросах его совершенствования
Законодательные инициативы, которые сегодня рассматриваются в Государственной Думе, с одной стороны, направлены на повышение эффективности контроля, а с другой стороны, на расширение взаимодействия государства и налогоплательщика. Сбалансированность указанных задач будет способствовать развитию экономики и росту доходов бюджета. Налоговым органам необходимо своевременно перестроить работу с учетом следующих законодательных новаций.
Первое. В законодательство вводится понятие добросовестного поведения налогоплательщика, под которым будет пониматься надлежащее исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, если налоговым органом не установлен факт злоупотребления правом, т. е. целенаправленных действий налогоплательщика на создание «схем» ухода от налогообложения.
Налоговым органам также предоставляется право отказа в признании расходов и применении вычетов по сделкам, заключенным с недобросовестным контрагентом, без проявления «должной степени осмотрительности и осторожности», т. е. с контрагентом, в отношении которого налогоплательщик знал, что он:
• не исполняет свои налоговые обязательства;
• не располагает производственными и трудовыми ресурсами;
• не имеет соответствующей деловой репутации.
Иными словами, предусматривается исключить из цепочки контрагентов «фирмы-однодневки».
Второе. В законодательстве закрепляется институт налогового (горизонтального) мониторинга, пилотный проект по которому был запущен ФНС России в 2013 г., когда были
М. В. Мишустин совершенствование инструментов налогового администрирования..
заключены 5 соглашений об информационном взаимодействии территориальных органов ФНС России с рядом крупнейших налогоплательщиков.
Данный механизм позволяет налоговым органам заменить контрольные проверки постоянным мониторингом данных бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика, что будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с уменьшением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов.
Третье. Вводится институт налогового консультирования.
С развитием экономики государства налоговое законодательство становится более многогранным. Недостаточный уровень налоговой грамотности значительного количества налогоплательщиков приводит к многочисленным ошибкам при заполнении налоговых деклараций, несвоевременной или неполной уплате налогов, следствием чего, в свою очередь, является применение к налогоплательщикам мер налоговой ответственности.
Законопроект предоставляет налогоплательщикам возможность обращения к налоговым консультантам, профессионализм которых гарантирован государством и усиливает ответственность налоговых консультантов путем закрепления нормы о возмещении ущерба в случае оказания некачественных услуг.
Это повысит достоверность представляемых в налоговые органы деклараций, снизит нагрузку на подразделения камерального контроля и значительно улучшит взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами.
Четвертое. В Налоговом кодексе Российской Федерации закрепляется понятие «личный кабинет налогоплательщика» и определяется его статус как официального «канала связи» между налогоплательщиком и налоговым органом. Иными словами, взаимодействие через Интернет при реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и исполнение обязанностей будут иметь юридическую силу.
Кроме того, законопроект предусматривает введение унифицированной электронной цифровой подписи для налогового органа. Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью
налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, имеющему собственноручную подпись должностного лица налогового органа.
Это существенно снизит нагрузку на линии связи и оборудование налоговых органов, сократит время на прием и обработку документов и повысит эффективность процедуры электронного документооборота.
Сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» был введен в эксплуатацию в 2011 г. Сегодня широкими возможностями сервиса активно пользуются более 7,8 млн налогоплательщиков. В начале 2014 г. заработал аналогичный сервис для юридических лиц. На сегодня в нем зарегистрировано порядка 20 тыс. пользователей.
Пятое. Отмена обязательного судебного порядка взыскания налогов и сборов с бюджетных организаций, недоимка по которым в последние годы устойчиво растет. При этом в большинстве случаев эта задолженность не является спорной. Так, из 2,6 млрд руб. задолженности бюджетных организаций, рассмотренных в судах, взыскано 2,3 млрд руб. Таким образом, судебный порядок представляет собой излишне формальную процедуру, отвлекающую внимание и ресурсы как налоговых, так и судебных органов.
Расширены также основания для списания безнадежной к взысканию задолженности, числящейся:
• за налогоплательщиками более 5 лет, когда отсутствует возможность возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) в связи с отсутствием имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве;
• за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица.
В целом принятие данных поправок позволит списать задолженность в размере порядка 200 млрд руб. с последующим исключением из Единого государственного реестра юридических лиц более 800 тыс. «брошенных» юридических лиц, что существенно уменьшит затраты на администрирование невозможной к взысканию задолженности и повысит актуальность ЕГРЮЛ.
С 1 января 2015 г. вступают в силу поправки в налоговое законодательство, вносимые Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ, предусматривающие обязанность гражданина заявить о владении имуществом в случае
8
М.В. Мишустин совершенствование инструментов налогового администрирования...
неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении этих объектов.
Базовый принцип уплаты гражданами имущественных налогов — на основании налогового уведомления — сохраняется.
При этом в случае информирования налоговых органов об имеющихся объектах налогообложения налог будет исчисляться с налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность, в противном случае — за 3 налоговых периода с того момента, когда обязанность будет установлена налоговыми органами самостоятельно.
Применение современных информационных технологий способствует переходу деятельности ФНС России на качественно новый уровень налогового администрирования
Эффективность данной инициативы во многом будет зависеть от удобства для граждан информировать налоговые органы о наличии имущества. Поэтому ФНС России рассматривает вопрос о предоставлении возможности информирования в электронном виде через «Личный кабинет налогоплательщика».
совершенствование сервисной составляющей Фнс России
Важнейшим направлением деятельности ФНС России является создание максимально удобной и комфортной налоговой среды для налогоплательщиков, ориентируясь на их потребности.
Сегодня более 83% налогоплательщиков-организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, представляют отчетность в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и имеют возможность получения информации от налоговых органов. Более того, теперь существует возможность направить в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц в электронном виде, заверенную усиленной квалифицированной электронной подписью налогоплательщика.
На официальном сайте ФНС России реализовано 38 интерактивных сервисов. Согласно статистике интернет-сайт ФНС России за 6 месяцев 2014 г. посетили более 35 млн человек.
В целях повышения качества информирования налогоплательщиков разработан информационный ресурс «Информационные стенды», который предоставляет налогоплательщику возможность получения всей информации, размещенной на информационных стендах территориальных налоговых органов, в режиме on-line без личного посещения инспекции.
выводы
Время постоянно диктует нам новые условия. В силу глубокой интеграции налоговой системы в экономические процессы страны любые перемены «извне» прямо или косвенно отражаются на динамике налоговых поступлений. Поэтому крайне важно планомерно и системно совершенствовать инструменты налогового администрирования и выстраивать деятельность ФНС России так, чтобы она была способна в кратчайшие сроки адаптироваться к меняющимся условиям.
Применение современных информационных технологий способствует переходу деятельности ФНС России на качественно новый уровень налогового администрирования. Ключевыми эффектами здесь являются большая стрессоустой-чивость перед экономическими потрясениями, и, следовательно, сохранение стабильных доходов бюджетов всех уровней, а также минимизация коррупционной составляющей посредством удаленного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.
литература
1. Социально-экономическое положение России в январе-апреле 2014 г. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2014. 515 с.
2. HM Revenue&Customs. Methodological annex for measuring tax gaps. 2012.
3. Австрийский А.Л., Веденеев Б.П. Обзор системы управления рисками в Норвежском налоговом ведомстве // Налоги и налогообложение. 2008. № 12.
4. Берестовой С.В. Налоговые проверки в Соединенных Штатах Америки // Российский налоговый курьер. 2004. № 13.
5. Воловик Е. М. Методы отбора налогоплательщиков для проверки в налоговом ведомстве США // Налоговый курьер. 1999. № 7.