Научная статья на тему 'Ндс, его роль и место в налоговой системе Российской Федерации'

Ндс, его роль и место в налоговой системе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1826
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДС / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НДС / VAT / TAXATION SYSTEM / VAT ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Алла Николаевна

В научной статье определены роль и место НДС в налоговой системе государства, проанализированы итоги администрирования налога по МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике. Для обеспечения эффективного контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты НДС как одного из основных бюджетообразующих налогов, приведены планируемые изменения в налоговом законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VAT, ITS ROLE AND PLACE IN TAXATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the role and place of VAT in the taxation system of the stale. The results of tax administration according to the data of Interdistrict Inspectorate of the Federal Tax Service of Russia №2 in Chuvash Republic are analysed.

Текст научной работы на тему «Ндс, его роль и место в налоговой системе Российской Федерации»

ты уже начались, могут нарушить процесс строительства и повлечь за собой дополнительные расходы. Все эти особенности необходимо зафиксировать в аналитическом справочнике на базе структуры затрат МСФО 11 и распределить по статьям затрат по степени важности в отношении договора.

Что касается решения других задач постановки управленческого учета на предприятии, то МСФО 11 не способно дать необходимую информацию. Направленность МСФО 11 характеризуется узкой спецификой, где акцентировано внимание на затратах, выручке и ряде частных моментов. С позиции управленческого учета МСФО является весьма ценным источником информации. Информация, аккумулируемая с их помощью, в наибольшей степени пригодна для принятия управленческих решений. В рамках процессов ориентации экономики на западные стандарты для предприятий строительной отрасли, а также и других отраслей наиболее целесообразно разрабатывать системы управленческого учета, ориентируясь на МСФО. Это направление открывает новые

возможности для взаимодействия МСФО и управленческого учета, поскольку, в отличие от российской системы бухгалтерского учета (РСБУ) данные стандарты в большей степени отвечают требованиям внутреннего учета.

Источники и литература

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008). Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 24.11.2008 № 116.

2. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери-АССА, 2005.

3. Горбатова Л.В. Международные стандарты финансовой отчетности. «Волтерс Клувер», 2006.

4. Грюнинг X., Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности. Практ. руководство. На рус. и англ. яз. 2-е изд., испр. и доп. М.: Весь мир, 2006.

5. Ковалев С.Г., Малькова Т.Н. Международные стандарты финансовой отчетности в примерах и задачах. М.: Финансы и статистика, 2007.

6. Палий В. Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учеб. 2-е изд., доп. и испр. М.: ИНФРА-М, 2007.

Nurmuhametov I.F. MSFO 11 «CONTRACTS ON BUILDING» FROM A POSITION OF THE ADMINISTRATIVE ACCOUNT

Now the Russian economy in the development prefers the western standards and experience. The administrative account as scientific discipline also is subject to influence of the given processes. The international standards of the financial reporting is rather valuable source of the information. The information accumulated with their help, is to the greatest degree suitable for acceptance of administrative decisions.

Key words: the administrative account, world economy, the information, the financial reporting.

НУРМУХАМЕТОВ Ильнур Фагилевич родился в 1986 г., окончил ГОУ ВПО «Казанский государственный финансово-экономический институт» (2008), аспирант ГОУ ВПО «Казанский государственный финансово-экономический институт». Автор 9работ.

УДК 336.22

НДС, ЕГО РОЛЬ И МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Н. Чернова

В научной статье определены роль и место НДС в налоговой системе государства, проанализированы итоги администрирования налога по МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике. Для обеспечения эффективного контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты НДС как одного из основных бюджетообразующих налогов, приведены планируемые изменения в налоговом законодательстве.

Ключевые слова: НДС, налоговая система, администрирование НДС.

Налоги участвуют в перераспределении ного дохода. Общественное содержание валового внутреннего продукта и националь- налогов заключается в том, что налогообло-

жение выступает частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений. Их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер налогов.

Источником налогов выступает национальный доход - вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства посредством использования труда, капитала и природных ресурсов. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения своих функций. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития.

В зависимости от объекта налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямой налог взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, например, налог на прибыль организаций или налог на имущество. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщика. Производители и продавцы товаров и услуг продают их по ценам с учетом надбавки, которую передают государству.

К числу основных косвенных налогов в налоговой системе Российской Федерации относится налог на добавленную стоимость (НДС). Обширная география распространения и применения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степе -ни способствовали следующие факторы.

Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие, постоянная потреб -ность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

НДС, являясь косвенным налогом, заменил с 1991 г. налог с продаж и за счет инфляционных процессов всегда обеспечивал мощную поддержку бюджету. Всегда достаточно интересным и дискуссионным был вопрос о соотношении прямых и косвенных налогов в налоговой системе страны. Финан-

совая наука доказала, что только посредством сочетания прямого и косвенного налогообложения можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:

1) пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;

2) создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;

3) присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

В процессе своего развития НДС сохранил достоинства других ранее действующих косвенных налогов с фискальной точки зрения, при этом не имеет их главных недостатков.

Основной недостаток НДС заключается в его неравномерности и обременительности для малоимущих слоев населения, так как тяжесть обложения налогом обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большая часть его направляется на потребление. Поскольку с ростом доходов доля НДС в доходе его реального плательщика уменьшается, НДС можно относить к группе регрессивных налогов. Проблема регрессивности как раз и состоит в том, что НДС затрагивает значительную долю дохода малообеспеченного человека. Тот же, кто получает высокие доходы, часть этих доходов сберегает, и они не облагаются НДС.

Взимание НДС в Российской Федерации, определение объекта налогообложения, ставок налога, а также порядка уплаты НДС регламентируются главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

НДС является одним из основных налогов, формирующих доходы бюджета. В ситуации завершения налоговой реформы на первый план выходят вопросы совершенствования администрирования НДС.

На сегодняшний день НДС является важным источником формирования доходной части федерального бюджета - ему принадлежит практически 40% доходов.

Характеризуя НДС, рассмотрим его роль и место в доходной части бюджета России. Для этого проанализируем данные об администрируемых ФНС России налогах и сборах за 9 месяцев 2009-2010 гг. Анализ показал, что произошло увеличение налоговых поступлений, зачисляемых в федеральный и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации налогов на 28,9% и 18% соответственно. В результате чего за 9 месяцев 2010 г. в федеральный бюджет поступило 2652,2 млрд руб., а в консолидированные бюджеты Российской Федерации - 3678,9 млрд руб. налоговых доходов. Представим динамику налоговых поступлений за исследуемый интервал времени в виде рисунка (рис. 1).

Рис. 1. Показатели поступления администрируемых ФНС России налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 9 месяцев 2009-2010 гг.

За 9 месяцев 2009-2010 гг. наблюдался рост поступлений по косвенным налогам: НДС и акцизам, соответственно на 13,4% и 35,5%, в результате чего в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно было зачислено 167,8 млрд руб. и 95,8 млрд руб.

Если анализировать итоги поступления налогов и сборов в разрезе бюджетов, то видно, что за 9 месяцев 2010 г. произошло большее увеличение налоговых платежей, зачисляемых в федеральный бюджет - на 594,4 млрд руб., при этом налоги и сборы, зачисляемые в консолидированные бюджеты субъектов возросли на 561 млрд руб. Основная масса администрируемых Федеральной налоговой службой (ФНС) России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых и НДС (по 42%) и налога на прибыль организаций (8%).

НДС на товары (работы, услуги), реали-

зуемые на территории Российской Федерации, в январе-октябре 2010 г. составил 1124,4 млрд руб., что на 12% больше, чем в январе -октябре 2009 г. НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, в январе-октябре 2010 г. составил 41,3 млрд руб., что в 1,7 раза больше, чем в январе-октябре 2009 г.

Рис. 2. Структура поступлений, администрируемых ФНС России налогов и сборов в федеральный бюджет по видам налогов за 9 месяцев 2009-2010 гг.

Данная ситуация, связанная с ростом налоговых поступлений, носит позитивный характер, так как основные программы по развитию экономики России, а также выполнению социальных обязательств финансируются за счет средств федерального бюджета. Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными и получают поддержку из федерально -го бюджета. В совокупности все это привело к росту средств субъектов Российской Федерации и положительно сказывается на их экономическом и социальном развитии.

Резюмируя все вышеизложенное, видно, что НДС играет ведущую роль в налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета Российской Федерации. Причем доля поступлений от НДС в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Однако, несмотря на ведущую роль НДС в налоговой системе Российской Федерации, в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения.

Проанализируем влияние НДС на формирование налоговых доходов государства на материалах Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы (МИ ФНС) России №2 по Чувашской Республике, в состав которой входят следующие инспекции:

- ИФНС России по Батыревскому району;

- ИФНС России по Комсомольскому району;

Таблица 1

Анализ итогов администрирования НДС в бюджетную систему налоговыми органами Чувашской Республики за 2008-2009 гг.

Наименование налогового органа 2008 2009 Абс. изменение, (+/-) Темп изменений, %

сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, %

МИ ФНС №1 194356 3,19 225744 3,39 31388 116,15

МИ ФНС №2 37738 0,62 26552 0,40 -11186 70,36

МИ ФНС №3 60544 0,99 55723 0,84 -4821 92,04

МИ ФНС №4 112207 1,84 -39192 -0,59 -151399 -34,93

МИ ФНС №5 94381 1,55 70490 1,06 -23891 74,69

МИ ФНС №6 71281 1,17 69361 1,04 -1920 97,31

МИ ФНС №7 83629 1,37 94510 1,42 10881 113,01

МИ ФНС №8 154266 2,53 220964 3,32 66698 143,24

ИФНС по г. Новочебоксарску 584092 9,57 547633 8,23 -36459 93,76

ИФНС по г. Чебоксары 4708436 77,18 538412 80,89 675689 114,35

Итого 6100930 100,0 6655910 100,0 554980 109,1

- ИФНС России по Шемуршинскому району;

- ИФНС России по Яльчикскому району.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Чувашской Республике руководствуется в своей деятельности Налоговым кодексом Российской Федерации и иными законодательными и нормативными актами, является структурным подразделе -нием ФНС России, работа которого направлена на контроль за соблюдением законодательства РФ в области налогообложения.

Ввиду того, что НДС является одним из основных налоговых источников федерального бюджета, целесообразно вначале определить динамику и структуру взимания данного налога в республике в разрезе инспекций.

Из представленных данных видно, что в 2009 г. в Чувашской Республике налоговыми органами было администрировано НДС на общую сумму 6655910 тыс. руб. Данный показатель увеличился относительно прошлого года в суммовом выражении на 554980 тыс. руб. или на 9,1%. Наибольшую долю среди налоговых инспекций по сбору НДС занимает ИФНС по г. Чебоксары, на нее в 2009 г. прихо-

дилось 80,9% общего объема собранного налоговыми инспекциями НДС. При этом произошло увеличение доли данной налоговой службы относительно прошлого года на 4 процентных пункта с 77,18% до 80,89%.

Существенную долю по сбору НДС занимает также ИФНС по г. Новочебоксарску. Ее удельный вес по итогам 2009 г. составил чуть более 8%, в результате чего налоговикам данной инспекции удалось собрать НДС в сумме 547633 тыс. руб. Тем не менее, работа данной инспекции по администрированию НДС ухудшилась по сравнению с предыдущим годом, так как размер поступлений сократился на 36459 тыс. руб., или 6,24%.

На долю остальных налоговых инспекций, в число которых входит и МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике, приходится около 10% всего администрируемого НДС в Чувашской Республике.

По итогам 2009 г. МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике было собрано НДС в сумме 26552 тыс. руб., при этом произошло существенное сокращение поступлений по данному налогу практически на 30%, или 11186 тыс. руб.

Доля Ми ФНС России № 2 по Чуваш-

Таблица 2

Оценка показателей администрирования НДС по данным МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике за 2008-2009 гг.

Наименование налогового органа 2008 2009 Абс. изменение, (+/-) Темп изменений, %

сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, %

МИ ФНС №2 по ЧР 37738 100,0 26552 100,0 -11186 70,36

в том числе:

Батыревский район 15028 39,82 7215 27,17 -7813 48,01

Комсомольский район 6973 18,48 7759 29,22 786 111,27

Шемуршинский район 1861 4,93 2703 10,18 842 145,24

Яльчикский район 13876 36,77 8875 33,42 -5001 63,96

Таблица 3

Сведения о налогоплательщиках, зарегистрированных в МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике за 2008-2009 гг.

Показатели на 01.01.2009 на 01.01.2010 Абс. изменение, (+/-) Темп изменений, %

кол-во, ед. уд. вес, % кол-во, ед. уд. вес, %

Количество налогоплательщиков всего 3635 100 3529 100 -106 97,08

в том числе: количество налогоплательщиков НДС 659 18,13 253 7,17 -406 38,39

из них:

юридические лица 311 8,56 132 3,74 -179 42,44

индивидуальные предприниматели 348 9,57 121 3,43 -227 34,77

ской Республике практически самая низкая, она составляет - 0,4% общего объема поступлений НДС, при этом наблюдается снижение поступлений. В структуре налоговых инспекций Чувашской Республики по администрированию НДС, данная служба в 2009 г. занимала предпоследнее место, опережая лишь МИ ФНС России № 4 Чувашской Республики. При этом в 2008 г. МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике была последней по уплате НДС.

Объяснить такую низкую долю МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике по уплате НДС можно тем, что в данных районах Чувашской Республики совершается незначительное количество операций, признаваемых реализацией и объектом налогообложения НДС, отсюда и низкая налоговая база и сумма уплаченного налога в бюджет. Кроме того, на уплату данного налога оказывает влияние и эффективность работы сотрудников налоговой инспекции.

Проведенные расчеты по анализу задолженности показали, что в 2009 г. размер задолженности МИ ФНС по России № 2 по Чувашской Республике составил 26990 тыс. руб., рост относительно прошлого года составил 37,5%, или 7359 тыс. руб. Задолженность налогоплательщиков по НДС в 2009 г. составляла 18958 тыс. руб., или более 70% общего объема всей задолженности по МИ ФНС России №2

по Чувашской Республике. В структуре задолженности по НДС 52,3% приходится на налоговые платежи, 18% на пени и штрафы, при этом за анализируемый период произошло увеличение размера задолженности по налоговым платежам в 2,4 раза.

Исходя из представленного выше материала, возникает необходимость в оценке эффективности контрольной работы МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике в отношении налогоплательщиков, стоящих на налоговом учете.

По состоянию на 1 января 2010 г. на учете в МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике стояло 3529 налогоплательщиков. Их количество за год сократилось с 3635 на 106 единиц или на 3%. Доля налогоплательщиков, уплачивающих НДС, сократилась за год на 11% и составила по итогам 2009 г. 253 единицы. Из 253 налогоплательщиков НДС 132 плательщика являются юридическими лицами, 121 плательщик - индивидуальными предпринимателями. В 2009 г. произошло их сокращение на 58% и 65% единиц соответственно. Таким образом, наблюдается существенное снижение налогоплательщиков НДС, а соответственно, и размера поступлений налога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее проведем оценку контрольной работы МИ ФНС России № 2 по ЧР в отношении налогоплательщиков по НДС. В 2009 г. МИ ФНС России № 2 по Чувашской Респуб-

Таблица 4

Динамика и структура доначисленных налоговых платежей и налоговых санкций по НДС в результате выездных налоговых проверок по данным МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике за 2008-2009 гг.

Показатели 2008 2009 Темп изменений, %

сумма, тыс. руб. на 1 проверку сумма, тыс.руб. на 1 проверку сумма, тыс. руб на 1 проверку

Доначислено налоговых платежей и налоговых санкций по НДС всего: 13604 160,1 16211 216,2 119,16 135,04

в том числе:

- НДС 9117 107,3 10937 145,8 119,96 135,88

- налоговые санкции по НДС 4487 52,8 5274 70,3 117,54 133,14

Таблица 5

Оценка эффективности контрольной работы в результате выездных налоговых проверок по НДС по данным МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике за 2008-2009 гг.

Показатели 2008 2009 Абс. изменение, (+/-) Темп изменений, %

1. Доначислено НДС и налоговых санкций всего, тыс. руб. 13604 16211 2607 119,16

2. Взыскано НДС и налоговых санкций всего, тыс. руб. 8510 11320 2810 133,02

3. Эффективность контрольной работы налогового органа по взысканию НДС, % 62,6 69,8 7,2 -

лике было проведено 75 выездных налоговых проверок по НДС юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых в 40 были выявлены нарушения. В 2009 г. произошло увеличение количества проверок, в которых были выявлены нарушения на 5 единиц, при этом количество проведенных проверок сократилось на 12%.

Из представленных данных следует, что в 2009 г. МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике в ходе выездных налоговых проверок по НДС было доначислено 16211 тыс. руб., при этом 5274 тыс. руб. в виде налоговых санкций. По итогам 2009 г. на одну проведенную выездную проверку приходилось 216,2 тыс. руб. доначислений, при этом значение данного показателя увеличилось на 35%. Общий размер доначислений вырос на 19,2%, при этом размер налоговых санкций увеличился на 17,5%.

Далее проведем оценку эффективности контрольной работы по выездным налоговым проверкам по НДС, проводимых МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике.

Произведенные расчеты (табл. 5) показывают, что в 2009 г. произошло повышение эффективности контрольной работы МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике по НДС на 11,5%, в результате эффективность составила в 2009 г. 69,8% и увеличилась за анализируемый период на 7,2%. Как следствие, в 2009 г. налоговыми органами было

взыскано НДС и налоговых санкций на 11320 тыс. руб., что на 33% больше показателей 2008 г.

Далее проанализируем контрольную работу МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике по НДС в ходе проведения камеральных налоговых проверок. В 2009 г. было проведено 236 камеральных налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по НДС, из которых в 90 случаях были выявлены нарушения (табл. 6).

В 2009 г. МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике в ходе камеральных налоговых проверок по НДС было доначислено 2191 тыс. руб., при этом 446 тыс. руб. в виде налоговых санкций. По итогам 2009 г. на одну проведенную камеральную проверку приходилось 9,3 тыс. руб. доначислений, при этом значение данного показателя за анализируемый период увеличилось на 16,3%. Общий размер доначислений налоговых платежей и налоговых санкций за анализируемый период возрос на 15,4%, при этом размер налоговых санкций увеличился на 8,8%.

Оценку эффективности контрольной работы по камеральным налоговым провер -кам по НДС, проводимых МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике, проведем в табл. 7.

Таким образом, проведенные расчеты показывают, что в 2009 г. эффективность контрольной работы МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике по НДС составляет

Таблица 6

Динамика и структура доначисленных налоговых платежей и налоговых санкций по НДС в результате камеральных налоговых проверок по данным МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике за 2008-2009 гг.

Показатели 2008 2009 Темп изменений, %

сумма, тыс.руб. на 1 проверку сумма, тыс.руб. на 1 проверку сумма, тыс. руб на 1 проверку

Доначислено налоговых платежей и налоговых санкций по НДС всего: 1898 8,0 2191 9,3 115,44 116,25

в том числе:

- НДС 1488 6,3 1745 7,4 117,27 117,46

- налоговые санкции по НДС 410 1,7 446 1,9 108,78 111,76

Таблица 7

Оценка эффективности контрольной работы в результате камеральных налоговых проверок по НДС по данным МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике за 2008-2009 гг.

Показатели 2008 2009 Абс. изменение, (+/-) Темп изменений, %

1. Доначислено НДС и налоговых санкций всего, тыс. руб. 1898 2191 293 115,44

2. Взыскано НДС и налоговых санкций всего, тыс. руб. 1898 2191 293 115,44

3. Эффективность контрольной работы налогового органа по взысканию НДС, % 100,0 100,0 0 -

100%. В результате в 2009 г. при проведении камеральных налоговых проверок налогоплательщиков было взыскано НДС и налоговых санкций 2191 тыс. руб., что на 293 тыс. руб., или на 15%, больше показателей 2008 г.

Таким образом, в целом контрольную работу МИ ФНС № 2 по Чувашской Республике можно оценить положительно, так как повысилась ее эффективность. В то же время существует еще немало проблем в работе налоговой службы, в частности, в процессе администрирования НДС, что и показал проведенный анализ.

Для определения места и экономической роли НДС, администрируемого МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике, необходимо провести анализ динамики и структуры всех налоговых платежей по данным налоговых органов.

В 2009 г. общий объем налоговых поступлений, собранных МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике составил 425714 тыс. руб., произошел рост относительно 2008 г. на 1,2%, или 5193 тыс. руб. В 2009 г. наблюдался

рост поступлений по основной массе налоговых платежей. Так ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет государства, увеличился на 7,6% и составил 56057 тыс. руб., НДФЛ

- на 2,6% до 192945 тыс. руб., налог на имущество организаций - на 7,7% до 45909 тыс. руб., земельный налог - на 19,5% до 17319 тыс. руб.

За анализируемый период по ряду налогов произошли снижения поступлений, так размер налога на прибыль организаций сократился на 33% и составил 9778 тыс. руб., НДС

- на 30% до 26552 тыс. руб., налог при УсНо

- на 22% до 18258 тыс. руб.

Что касается структуры налоговых поступлений, то практически половину всех администрируемых МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике налогов составляет НДФЛ - 45,3%, при этом его доля возросла по сравнению с 2008 г. на 0,6 процентных пункта. Далее по объему поступлений идут ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет

- 13,2% (рост на 0,8 процентных пунктов), налог на имущество организаций - 10,8%

Таблица 8

Анализ динамики и структуры налоговых платежей, администрируемых МИ ФНС России № 2

по Чувашской Республике за 2008-2009 гг.

Показатели 2008 2009 Абс. изменение, (+/-) Темп изменений, %

сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, %

1. Налог на прибыль организаций 14563 3,46 9778 2,30 -4785 67,1

2. НДС 37738 8,97 26552 6,24 -11186 70,4

3. ЕСН в ФБ 52122 12,39 56057 13,17 3935 107,5

4. НДФЛ 188042 44,72 192945 45,32 4903 102,6

5. Налог на имущество организаций 42613 10,13 45909 10,78 3296 107,7

6. Транспортный налог с организаций 4497 1,07 4755 1,12 258 105,7

7. УСНО 23337 5,55 18258 4,29 -5079 78,2

8. ЕНВД 28443 6,76 32746 7,69 4303 115,1

9. Налог на имущество физических лиц 3816 0,91 4022 0,94 206 105,4

10. Земельный налог 14489 3,45 17319 4,07 2830 119,5

11. Транспортный налог с физических лиц 10861 2,58 17373 4,08 6512 160,0

Всего налогов 420521 100,0 425714 100,0 5193 101,2

Таблица 9

Сведения о поступлении администрируемых МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике налоговых платежах в бюджеты всех уровней за 2008-2009 гг.

(тыс. руб.)

Показатели 2008 2009 Абс. изменение, (+/-) Темп изменений, %

Поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней 420521 425714 5193 101,23

в том числе:

- федеральный бюджет 96138 85413 -10725 88,84

- республиканский бюджет 224066 231425 7359 103,28

- местный бюджет 100317 108876 8559 108,53

(рост на 0,65 процентных пункта). Доля НДС в администрируемых налоговым органом платежах составила по итогам 2009 г. 6,2%, при этом его удельный вес уменьшился по сравнению с прошлым годом на 2,7 процентных пункта.

Таким образом, рост поступлений, администрируемых МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике в 2009 г., был вызван увеличением таких налогов, как НДФЛ и ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, налогом на имущество организаций.

Проанализируем, как распределяются собираемые налоговым органом по уровням бюджета, результаты представим в табл. 9.

В 2009 г. Ми ФНС России № 2 по Чувашской Республике собрано налоговых платежей в сумме 425714 тыс. руб., что на 1,2% выше 2008 г. Из данных поступлений 54% было зачислено в республиканский бюджет, 26%

- в местный бюджет, а оставшиеся 20% поступили в федеральный бюджет государства. В результате размер налоговых поступлений в республиканский бюджет составил 231425 тыс. руб., рост - 3,3% относительно 2008 г., в местный бюджет - 108876 тыс. руб., рост составил 8,5% относительно 2008 г. и в федеральный бюджет - 85413 тыс. руб., налоговые поступления снизились на 11%.

Таким образом, основная масса налоговых платежей, администрируемых МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике была зачислена в республиканский и местный бюджеты. Низкий размер налоговых поступлений в федеральный бюджет, объясняется сокращением поступлений НДС и налога на прибыль организаций.

Проведенный анализ итогов налогового администрирования НДС по данным МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике показал, что объем поступлений данного налога - один из наименьших среди всех налоговых инспекций Чувашской Республики. При этом объем поступлений по НДС снижается, поэтому целесообразно принять

меры по совершенствованию его администрирования.

Особой проблемой в деятельности налоговых органов являются слабое научное и методическое обеспечение проведения комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, недостаточность (а в отдельных случаях и отсутствие) научно обоснованных методик определения фактической налогооблагаемой базы по косвенным данным, получаемым из различных источников. Для решения этой проблемы планируется осуществить целый ряд мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских работ по развитию законодательства о налогах и сборах, совершенствованию администрирования и оценки деятельности налоговых органов в части решения задач, поставленных Правительством РФ, а также анализа финансово-хозяйственного состояния налогоплательщиков, пресечения путей сокрытия доходов, занижения налогооблагаемой базы, «теневого» оборота товаров (работ, услуг) и денежных средств.

Для обеспечения эффективного контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты НДС как одного из основных бюджетообразующих налогов, а также комплексной оценки экономических отношений между налогоплательщиками предусматривается введение электронной обработки счетов-фактур. Это позволит существенно уменьшить возможности ухода от уплаты НДС за счет занижения налогооблагаемой базы и необоснованного требования вычетов и возмещения сумм налога, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг), а также обеспечит эффективность анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволит выявить налоговые правонарушения, связанные с другими налогами, уплачиваемыми от выручки.

В рамках работы по улучшению инвести-

ционного климата в Российской Федерации основные усилия в ближайшее время будут направлены на урегулирование порядка возмещения НДС, с тем чтобы контроль за правомерностью возмещения не создавал излишних препятствий для добросовестных налогоплательщиков, а также на создание стимулов для инновационной активности российских организаций. Вместе с тем необходимо внести изменения в НК РФ по следующим направлениям.

1. Как показывает практика, необходимо разрешить оформление счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов при предоставлении скидок.

2. Необходимо установить порядок восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету, по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам) , приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости, в случае дальнейшего использования этих объектов для осуществления операций, не подлежащих налогообложению.

3. Требует решения в законодательном порядке вопрос восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанного с операциями по реализации (в настоящее время этот вопрос регулируется разъяснениями Минфина России). В частности, необходимо на законодательном уровне установить, что при выбытии основных средств в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, несмотря на то, что такое выбытие формально не связано с операциями по реализации, не производится восстановление сумм НДС, ранее принятых к вычету.

4. Следует внести изменения в НК РФ, предусматривающие порядок применения НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

5. В целях приведения в соответствие норм НК РФ и международных соглашений, предусматривающих льготный порядок налогообложения НДС реализации товаров (работ, услуг) международным организациям

и их представительствам, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, следует внести в НК РФ изменение, предусматривающее установление ставки НДС 0% в отношении указанных операций.

6. Следует уточнить порядок освобождения от налогообложения НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта.

7. Необходимо уточнить перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0% при реализации товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещения припасов, в случае поступления выручки от реализации указанных товаров (припасов) от третьих лиц.

Развитие налоговой системы, планируемые изменения в налоговом администрировании НДС невозможны без дальнейшего совершенствования информационных систем и инструментов анализа, повышения научно -технического потенциала, создания и управления информационными технологиями в центральных и региональных налоговых органах. В основе этой работы - централизация обработки данных на региональном и федеральном уровнях за счет создания центров обработки данных. Для обработки больших массивов информации созданы специализированные Центры обработки данных (ЦОД), в которых обеспечивается массовый ввод данных и печать документов. Создана разветвленная информационно-телекоммуникационная инфраструктура и сформированы информационные ресурсы, охватывающие все территориальные налоговые органы. Кроме того, планируется создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами.

Суть предложений по совершенствованию работы МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике сводится к улучшению качества и эффективности ее работы. У налоговых органов накоплена достаточно объемная информация по налогоплательщикам. На ее основе МИ ФНС России № 2 по Чувашской Республике может отбирать недобросовестных налогоплательщиков, на которых налоговым органам следует сосредоточить свое внимание. Это можно сделать с учетом периодичности

представляемой отчетности и результатов камеральных налоговых проверок - насколько часто налогоплательщик искажает предо -ставляемую информацию. Также идет получение информации из внешних источников. На основании этого выстраиваются данные, по которым налогоплательщиков можно условно расположить по степени риска, потом правильно выстроить работу налоговых органов и выездных бригад. Все сданные декларации преобразуются в электронный вид и подвергаются математической и логической камеральной проверке. Дальше уже накладывается методология сверки данных с данными, полученными от внешних источников сведений. Например, организация указывает в отчетности, что не ведет деятельность последние полгода, а данные энергетиков говорят о том, что организация истратила уйму электроэнергии. Сопоставление таких разных показателей приводит к составлению списка налогоплательщиков, за которыми необходимо установить особый контроль. Причем система позволяет ранжировать таких налогоплательщиков в зависимости от степени риска и подключать налоговых инспекторов.

В конце 2008 г. Правительство дало поручение Минфину и ФНС России провести эксперимент по переводу счетов-фактур в электронную форму. Сейчас эти бумаги ходят между контрагентами в большом объеме, а ведь их количество можно существенно сократить. Также уточнены пределы полномочий Минфина и налоговой службы. Например, из компетенции Министерства финансов выведено утверждение форм дек-

лараций и расчетов, а также порядка их заполнения. Среди прав налогоплательщика теперь будет особо определено право на осуществление совместной сверки расчетов с налоговыми органами и получение акта о такой совместной сверке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, улучшая качество и эффективность работы, налоговые органы обеспечат увеличение поступлений НДС в бюджет.

Источники и литература

1. http://www.nalog.ru

2. http://www.r21 .nalog.ru

3. http://www.rnk.ru

4. Налоговый кодекс Российской Федерации.

Ч. 2: Федеральный закон Российской Федерации от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 52, ч. 1, ст. 6455.

5. Круглова Н.В. Об основных изменениях по НДС//Налоговая политика и практика. 2009. № 1. С. 14-17.

6. Лермонтов Ю.М. Актуальные вопросы исчисления и уплаты НДС // М.: Журн. Налоговый вестн., 2008. 335 с.

7. Рабинович А. Признание расходов и вычет НДС//Хозяйство и право. 2010. № 5. С. 99-105.

8. Семкина Т.И. Потенциальные возможности НДС // Налоговая политика и практика. 2010. №2. С. 28-32.

9. Тебенихина М.В., Мелихова Е.В. Анализ изменений НДС в российской налоговой системе // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 10. С. 21-27.

10. Тишина Е. Новая декларация по НДС: больше позитива // Экономика и жизнь. 2010. №2. С. 26-32.

Chernova A.N. VAT, ITS ROLE AND PLACE IN TAXATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the role and place of VAT in the taxation system of the stale. The results of tax administration according to the data of Interdistrict Inspectorate of the Federal Tax Service of Russia №2 in Chuvash Republic are analysed.

Key words: VAT, taxation system, VAT administration.

ЧЕРНОВА Алла Николаевна родилась в 1973 г., окончила Московский университет потребительской кооперации (1996), канд. экон. наук (2004), доцент кафедры налогов и налогообложения Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 64 работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.