Научная статья на тему 'Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования'

Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / TAX PLANNING AND FORECASTING / АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ / ANALYSIS OF TAX REVENUES / НАЛОГОВАЯ БАЗА / TAX BASE / АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ / ANALYTICAL WORK OF TAX AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тетерина Наталия Алексеевна, Белогорская Алла Николаевна

Посвящено исследованию теоретических и практических аспектов налогового планирования и прогнозирования, анализу налоговых поступлений, а также проблемам и перспективам совершенствования государственного налогового планирования и прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тетерина Наталия Алексеевна, Белогорская Алла Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF TAX PLANNING AND FORECASTING

The article is devoted to research of theoretical and practical aspects of tax planning and forecasting, the analysis of tax revenues as well as to problems and prospects of improvement of the state tax planning and forecasting.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования»

ние положительного синергического эффекта, должна осуществляться с учетом следующих условий:

- фактическое участие работников кадровых служб в разработке стратегических решений организации;

- развитие системы, позволяющей компании быстро адаптироваться к изменениям, происходящим на внутренних и внешних рынках труда;

- наличие правильной системы организации работ, направленной на соответствующую организацию рабочего места, культуру переговоров, умение сосредоточиться на главном и т.д.;

- организация системы оплаты труда, по-

строенная на принципах учета персонального вклада каждого работника и уровня его профессиональной компетенции;

- участие работников и рабочих групп в обсуждении проблем и принятии управленческих решений;

- функционирование разветвленной системы коммуникаций, являющееся интегрирующим фактором всей модели стратегического управления персоналом.

Список литературы

1. Кибанов А.Я. Управление персоналом. М.: КноРус, 2015. 202 с.

2. Маслова В.М. Управление персоналом. М.: Юрайт, 2014. 492 с.

ТАЛАНОВА Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: konst.2@mail.ru

АЛЕКСЕЕВА Наталья Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ferkel93@mail.ru

TALANOVA, Natalya Vladimirovna - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of the Department of Economics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: konst.2@mail.ru@mail.ru

ALEKSEEVA, Natalya Viktorovna - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ferkel93@mail.ru

УДК 336.2

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Н.А. Тетерина, А.Н. Белогорская

Посвящено исследованию теоретических и практических аспектов налогового планирования и прогнозирования, анализу налоговых поступлений, а также проблемам и перспективам совершенствования государственного налогового планирования и прогнозирования.

Ключевые слова: налоговое планирование и прогнозирование; анализ налоговых поступлений; налоговая база; аналитическая работа налоговых органов.

N.A. Teterina, A.N. Belogorskaya. TOPICAL ISSUES OF TAX PLANNING AND FORECASTING

The article is devoted to research of theoretical and practical aspects of tax planning and forecasting, the analysis of tax revenues as well as to problems and prospects of improvement of the state tax planning and forecasting.

Keywords: tax planning and forecasting; analysis of tax revenues; tax base; analytical work of tax authorities.

Налоговое планирование и прогнозиро- налоговых отношений государства и нало-вание являются особыми элементами систе- гоплательщиков. Кроме того, планирование мы выработки и принятия решений в сфере и прогнозирование поступлений налогов и

сборов является одной из действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа.

Содержание планирования налоговых поступлений как область научных и прикладных знаний вытекает, прежде всего, из той функции, которую оно выполняет в системе других автономных подсистем управления в налоговом администрировании. Планирование налоговых поступлений на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны в целом, субъектов федерации (в федеративных государствах и муниципальных образованиях) на среднесрочные и долгосрочные периоды, для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

Планирование налоговых доходов - важнейший элемент налоговой и бюджетной политики государства, в процессе которого соответствующие государственные органы принимают решения о внесении изменений в налоговое законодательство о сокращении государственных расходов; разрабатывают меры по улучшению общеэкономической обстановки в стране и созданию необходимых условий для развития экономики.

Планирование налоговых поступлений в бюджетную систему представляет собой комплексный и многофакторный процесс разработки экономически обоснованного размера налоговых доходов (поступлений налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами) в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в течение текущего финансового года от налогоплательщиков, зарегистрированных в соответствующих налоговых органах.

Цель планирования налоговых доходов (поступлений) - достижение максимально высокого уровня мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему страны. Для достижения данной цели необходимо выполнять следующие задачи:

- обеспечивать исполнение доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- увеличивать налоговые поступления в соответствии с приростом налоговых баз и в связи с влиянием других экономических и социальных факторов;

- обеспечивать стабильность и непрерыв-

ность налоговых поступлений в течение финансового года;

- использовать различные методы налогового администрирования по максимальному вовлечению налогового потенциала в реальную сферу налоговых поступлений.

Налоговое планирование включает: работу по прогнозированию объемов налоговых поступлений с учетом инфляции и валютного курса и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработку контрольных заданий по налогам и сборам, адми-нистрируемым Федеральной налоговой службой России (ФНС России) и Федеральной таможенной службой России (ФТС России).

С понятием «план» тесно связан «прогноз». Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Применительно к бюджету это комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной части.

Под налоговым прогнозированием понимается обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития налоговой системы, возможных состояниях налоговых платежей в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Налоговое прогнозирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса, базой налогового и бюджетного планирования.

Цель прогнозирования - создать научные предпосылки для их осуществления. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего и более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой - способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозном периоде.

Налоговое прогнозирование строится на основании:

- тщательного изучения информации о состоянии налоговой системы на данный момент;

- определения в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей;

- нахождения в результате анализа наилуч-

шего варианта развития налоговых отношений.

В налоговой практике используются следующие виды прогнозирования налоговых поступлений:

- детерминистические прогнозы налоговых поступлений;

- прогнозы временных рядов налоговых поступлений на основании их собственной динамики;

- прогнозы с использованием моделей с несколькими переменными.

Детерминистический подход построения прогнозов налоговых поступлений на практике часто реализуется через условный метод прогнозирования налоговых поступлений и метод «налогового калькулятора».

Условный метод используется для получения прогнозных значений агрегированных поступлений и основывается на получении оценок эластичности налоговых поступлений по базе налогообложения. Существуют два типа условных методов прогнозирования: статистические и динамические модели прогнозирования налоговых поступлений.

Статистические модели прогнозирования налоговых поступлений ориентированы на учет прямых эффектов воздействия на налоговую базу, в частности на структуру налогов.

Для составления прогнозов с помощью статистических моделей требуются данные о налоговых поступлениях и их базах по каждому из рассматриваемых типов налогов. В этих данных уже отразилась та часть изменений налоговых поступлений, которая была вызвана соответствующими изменениями совокупного дохода или объема расходов, либо изменениями в налоговом законодательстве и налоговом администрировании. Дифференциация таких эффектов является определяющей для статистических моделей прогнозирования налоговых поступлений.

Точный прогноз налоговых поступлений -одно из главных условий успешной работы налоговых органов. В налоговых органах часто приходится иметь дело с текущим прогнозом и формированием месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям.

Субъектом планирования и прогнозирования налогообложения выступает государство, регулирующее налоговые поступления путем установления элементов налога. Конкретными вопросами планирования в центре и на местах занимается финансовый аппарат. Налоговое планирование начинается с разработки научно обоснованной концепции налогообложения, в соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему государства, ее состав и

структуру, соответствующую экономическому развитию. Планирование и прогнозирование в налогообложении объективно необходимо.

Налоговому планированию предшествует налоговое прогнозирование, которое, опираясь на основные экономические макропоказатели, позволяет предвидеть направление экономического развития общества. Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства. С помощью налогового планирования как элемента налогового механизма государство осуществляет управление экономикой на макро- и микроуровнях.

Следует отметить, что независимо от применяемого метода исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога на федеральном уровне и в региональном разрезе. Региональное налоговое планирование, в свою очередь, основано на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

Для оценки и прогноза налоговых поступлений проводят всесторонний и многофакторный анализ данных о налоговой базе, поступлениях в бюджетную систему, а также анализ тенденций социально-экономического развития. В связи с этим важное место в работе налоговых органов занимает анализ налоговых поступлений в бюджетную систему. Аналитическая работа должна осуществляться систематически на всех уровнях Федеральной налоговой службы.

Оценка налоговых поступлений в бюджетную систему состоит из следующих основных задач:

- анализ поступления налогов и сборов в целом по стране, по субъектам, по уровням бюджетной системы, по отраслям, по видам и группам налогов;

- анализ выполнения доведенных индикативных показателей по мобилизации налоговых доходов в федеральный, республиканский и местные бюджеты;

- анализ задолженности по налоговым платежам, пени и штрафам и ее структуры по отраслям, видам и группам налоговых платежей;

- анализ тенденции поступления налогов и сборов за определенный период времени;

- анализ факторов, которые повлияли на фактическое поступление налоговых платежей

Таблица 1

Сведения о поступлении администрируемых ИФНС России по г. Новочебоксарску налоговых платежей в бюджет за 2013-2014 гг.

Показатели 2013 г. 2014 г. Абсолютное Темп

изменение, (+,-) изме-

сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, % по сумме, млн руб. по уд. весу, % нений, %

Поступило в бюджеты всех уровней всего, в том числе: 2880,3 100,0 2450,5 100,0 -429,8 Х 85,1

в федеральный бюджет 619,9 21,5 387,8 15,8 -232,1 -5,7 62,6

в республиканский бюджет 1872,1 65,0 1711,7 69,9 -160,4 +4,9 91,4

в местный бюджет 388,3 13,5 351,0 14,3 -37,3 +0,8 90,4

по сравнению с начисленными суммами по отдельным видам налогов в разрезе видов экономической деятельности;

- анализ сравнения фактических и прогнозных показателей;

- анализ доначисленных сумм налоговых платежей по выездным налоговым проверкам.

Данные о поступлении платежей по бюджетам и внебюджетным фондам ИФНС России по г. Новочебоксарску (далее - Инспекция) за 2013-2014 гг. содержатся в табл. 1.

За 2014 г. ИФНС по г. Новочебоксарску в бюджеты всех уровней мобилизовано 2450,5 млн руб. платежей, контролируемых налоговыми органами, или 85,1% к 2013 г. В федеральный бюджет собрано 387,8 млн руб., что к 2013 г. составляет 62,6%. В республиканский бюджет Чувашской Республики поступило

платежей, контролируемых налоговыми органами 1711,7 млн руб., что составляет 91,4% к 2013 г., или на 160,4 млн руб. меньше. В бюджет г. Новочебоксарска поступило платежей на 351,0 млн руб., что составляет 90,4% к 2013 г.

В целом, данные табл. 1 свидетельствуют о сокращении в 2014 г. налоговых поступлений во все уровни бюджетов.

Далее проведем анализ выполнения доведенных индикативных показателей по мобилизации налоговых доходов в федеральный, республиканский и местные бюджеты. Из табл. 2 видно, что индикативные показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет выполнены только на 94,4%, невыполнение составило 23,2 млн руб. Доведенные бюджетные назначения по мобилизации налоговых доходов в респуб-

Таблица 2

Сведения о выполнении ИФНС России по г. Новочебоксарску доведенных индикативных показателей и бюджетных назначений за 2014 г.

Уровни бюджета План на 2014 г., млн руб. Фактическое поступление в 2014 г., млн руб. Абсолютное изменение, (+,-) % выполнения

Федеральный бюджет 411,0 387,8 -23,2 94,4

Республиканский бюджет 1709,3 1711,7 2,4 100,1

Местный бюджет 336,3 351,0 17,7 104,4

Таблица 3

Сведения о поступлении администрируемых ИФНС России по г. Новочебоксарску платежей в бюджет по видам налогов

Показатели Поступило платежей Абсолютное изменение, (+,-)

2013 г. 2014 г. по сумме, млн руб. по уд. весу, %

сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, %

Федеральные налоги 1846,4 64,2 1610,4 65,7 -236,0 1,5

Региональные налоги 791,7 27,5 578,2 23,6 -213,5 -3,9

Местные налоги 74,6 2,6 93,8 3,8 19,2 1,2

Специальные налоговые режимы 162,0 5,6 166,2 6,8 4,2 1,2

Неналоговые платежи 1,9 0,1 1,9 0,1 0 0

Итого 2876,6 100 2450,5 100 -426,1 0

ликанский бюджет Чувашской Республики и бюджет г. Новочебоксарска выполнены на 100,1% и 104,4% соответственно.

В структуре поступлений по видам налогов, формирующим консолидированный бюджет, по-прежнему большую долю занимают федеральные налоги - 65,7%, о чем свидетельствует табл. 3. Удельный вес региональных налогов и сборов составил 23,6% и снизился по сравнению с 2013 г. на 3,9 процентных пункта, местных - 3,8%, налогов со специальным налоговым режимом - 6,8%, неналоговых доходов - 0,1%.

Как видно из табл. 3, структура налоговых поступлений в федеральный бюджет несколько отличается от структуры поступлений в территориальный бюджет. Так, налоговые поступления в федеральный бюджет обеспечены в основном налогом на добавленную стоимость - на 91,8%, налогом на прибыль - на 4,5%, налогом на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, -на 2,7%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В территориальном бюджете основную долю поступлений составляет налог на доходы физических лиц - 44,9%, налог на прибыль -13,8%, налог на имущество организаций - 25,3%.

Поступления налоговых платежей во все уровни бюджетов обеспечены: налогом на доходы физических лиц на 37,8% (поступило 926,9 млн руб.), налогом на прибыль на 12,3% (301,6 млн руб.), налогом на добавленную стоимость на 14,5% (355,8 млн руб.), налогом на имущество организаций на 21,3% (522,2 тыс. руб.), земельным налогом на 3,5% (85,6 млн руб.), транспортным налогом на 2,3% (56,0 млн руб.), единым налогом на вмененный доход на 2,4% (59,8 млн руб.), единым налогом в связи с применением упрощенной системы налогообложения на 4,2% (103,8 млн руб.), остальными налогами на 1,7%.

По видам экономической деятельности основную долю налоговых поступлений в бюджет за 2014 г. обеспечили организации вида экономической деятельности «Обрабаты-

Таблица 4

Сведения о поступлении администрируемых ИФНС России по г. Новочебоксарску налоговых платежей в бюджет в разрезе налогов

Налоги Поступило во все уровни бюджетов, млн руб. Уд. вес, % В том числе

Федеральный бюджет Республиканский бюджет Городской бюджет

сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, %

НДС 355,8 14,5 355,8 91,8 0 0 0 0

Налог на прибыль 301,6 12,3 17,4 4,5 284,2 16,6 0 0

НДФЛ 926,9 37,8 0 0 750,8 43,9 176,1 50,2

Налог на имущество организаций 522,2 21,3 0 0 522,2 30,5 0 0

НДС, ввозимый на территорию РФ 10,3 0,4 10,3 2,7 0 0 0 0

Налог на землю 85,6 3,5 0 0 0 0 85,6 24,4

ЕНВД 59,8 2,4 0 0 0 0 59,8 17,0

УСН 103,8 4,2 0 0 103,8 6,1 0 0

Транспортный налог 55,9 2,2 0 0 50,4 2,9 5,6 1,6

Госпошлина 10,7 0,4 1,5 0,4 0 0 9,2 2,6

Налог на имущество физических лиц 8,2 0,3 0 0 0 0 8,2 2,3

НДПИ 2,9 0,1 0 0 0 0 2,9 0,8

Акцизы 2,0 0,1 2,0 0,5 0 0 0 0

Штрафы 1,9 0,1 0,7 0,2 0 0 1,2 0,3

ПАТЕНТ 1,7 0,1 0 0 0 0 1,7 0,5

ЕСХН 0,8 0 0 0 0 0 0,8 0,2

Налог на игорный бизнес 0,3 0 0 0 0,3 0 0 0

ИТОГО 2450,5 100 387,8 100 1711,7 100 351,0 100

вающие производства» - 23,5%. Из них химическое производство - 12,8%, производство резиновых и пластмассовых изделий - 2,2%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 4,9%, текстильное и швейное производство - 2,7%.

Организации вида деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» обеспечили 22,2% всех поступлений. Доля поступлений по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» составила 11,4%, «Строительство» - 10,5%, «Транспорт и связь» - 6,4%.

Оборот организаций г. Новочебоксарск, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2014 г (по данным Чувашстата) составил 27893,8 млн руб., темп роста к соответствующему периоду 2013 г - 98,4%.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций города, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по виду деятельности «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Добыча полезных ископаемых» - 17782,4 млн руб., или 100,8% к соответствующему периоду прошлого года.

Объем выполненных работ по виду деятельности «Строительство» организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, в 2014 г. составил 620,7 млн руб., или 71,2% к 2013 г.

Оборот розничной торговли организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по городу составил 5409,3 млн руб., или 106,9% к 2013 г., а оборот общественного питания организаций - 137,0 млн руб., или 93,4% к 2013 г.

В отчетном периоде налоговой инспекцией проводилась работа с налогоплательщиками по урегулированию вопросов задолженности. Задолженность в бюджет по налогам и сборам, включая пени и налоговые санкции, в Инспекции по состоянию на 01.01.2015 г. по сравнению с началом 2014 г. уменьшилась на 7,3 млн руб., или 3,2%, и составила 224,1 млн руб.

Сведения о государственной регистрации юриди

Из общей суммы задолженности задолженность по налоговым платежам составила 172,9 млн руб., или 77,1%, задолженность по пеням и санкциям - 51,2 млн руб., или 22,9%.

По сравнению с началом года задолженность по налоговым платежам по состоянию на 01.01.2015 г. уменьшилась на 6,2 млн руб., или на 3,4%, задолженность по пеням и санкциям уменьшилась на 1,1 млн руб., или на 2,2%.

В общей сумме задолженности по налоговым платежам задолженность налогоплательщиков, находящихся в процедурах банкротства, составляет 54,6 млн руб., или 31,5%, задолженность налогоплательщиков-мигрантов из других субъектов Российской Федерации составляет 30,8 млн руб., или 17,8%.

По состоянию на 1 января 2015 г. в Инспекции состоят на учете 1861 юридическое лицо, что на 38 лиц больше, чем на 01.01.2014 г.; как видно из табл. 5, физических лиц - 154258, что на 111 единиц больше, в том числе: 3278 индивидуальных предпринимателей, 5 нотариусов и 36 адвокатов.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики за 2014 г. по результатам контрольной работы дополнительно начислено 242,3 млн руб., в том числе: выездными налоговыми проверками организаций - 110,4 млн руб., выездными налоговыми проверками индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, - 10,7 млн руб., выездными налоговыми проверками физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) - 7,9 млн руб., камеральными налоговыми проверками организаций - 108,6 млн руб., камеральными налоговыми проверками физических лиц - 4,6 млн руб.

По итогам 2013 г. по результатам контрольной работы дополнительно начислено 226,0 млн руб., в том числе: выездными налоговыми проверками организаций - 92,3 млн руб., выездными налоговыми проверками индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, - 5,0 млн руб., выездными налоговыми проверками физических лиц (за исключением индивидуальных пред-

Таблица 5

:ских лиц и индивидуальных предпринимателей

Количество юридических лиц, ед. Количество индивидуальных предпринимателей, ед.

Состоит на учете на 01.01.2014 г. Состоит на учете на 01.01.2015 г. Абсолютное отклонение Темп роста в % Состоит на учете на 01.01.2014 г. Состоит на учете на 01.01.2015 г. Абсолютное отклонение Темп роста в %

1823 1861 38 102,1 3167 3278 111 103,5

принимателей и лиц, занимающихся частной практикой) - 27,8 млн руб., камеральными налоговыми проверками организаций - 96,6 тыс. руб., камеральными налоговыми проверками физических лиц - 4,4 млн руб.

Увеличение доначисленных сумм по результатам контрольной работы к 2013 г. составило всего 16,3 млн руб., или 107,2%, в том числе: увеличение по выездным налоговым проверкам организаций - на 18,1 млн руб. (119,6%), увеличение по выездным налоговым проверкам индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, - на 5,7 млн руб. (214,3%), уменьшение по выездным налоговым проверкам физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) - на 19,9 млн руб. (28,5%), увеличение по камеральным налоговым проверкам организаций - на 12,0 млн руб. (112,4%), по камеральным налоговым проверкам физических лиц - на 0,2 млн руб. (105,6%).

В общей сумме доначисленных за 2014 г. платежей по результатам контрольной работы удельный вес доначислений по результатам выездных налоговых проверок юридических лиц составляет 45,6%, по результатам выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, - 4,4%, по результатам выездных налоговых проверок физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) - 3,3%, по результатам камеральных налоговых проверок юридических лиц - 44,8%, по результатам камеральных налоговых проверок физических лиц - 1,9%. За 2013 г. по результатам контрольной работы удельный вес доначислений по результатам выездных налоговых проверок юридических лиц составлял 40,8%, по результатам выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, - 2,2%, по результатам выездных налоговых проверок физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) - 12,3%, по результатам камеральных налоговых проверок юридических лиц - 42,8%, по результатам камеральных налоговых проверок физических лиц - 1,9%.

За 2014 г. проведено 25 выездных налоговых проверок организаций, 14 выездных проверок индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, и 5 выездных налоговых проверок физических лиц, результативность составляет 97,7%. Количест-

во выездных налоговых проверок за 2014 г. по сравнению с 2013 г. снизилось на 17.

Эффективность выездных проверок из года в год растет, удельный вес низкоэффективных проверок, соответственно, снижается, растет качество проверок - суммы уменьшенных вышестоящими налоговыми органами и судами доначислений сокращаются. Всё это становится возможным благодаря качественному развитию налоговой системы и подхода к контрольной работе со стороны ФНС в целом.

Рост результатов контрольной работы должен подтверждаться ростом налоговой базы и уплаченных налогов за счет выявления сокрытых от налогообложения сумм и увеличения количества налогоплательщиков, добровольно исполняющих налоговые обязательства. При динамике роста эффективности выездных проверок и сокращении низкоэффективных проверок наблюдается снижение показателя налоговой нагрузки по налогу на прибыль.

Что же происходит с налоговой базой? Является ли такая динамика объективной и объяснимой следствием отдельных изменений налогового законодательства и ухудшением экономической ситуации? Или быть может ФНС просто неправильно расставляет приоритеты, сосредотачивая внимание на одних рисках и, одновременно, упускает, проигрывает на других? Как оценить реальную эффективность работы налоговых органов, и какие суммы налогов объективно должны поступать в бюджет с учетом действующего законодательства и экономической конъюнктуры?

Количественная агрегированная оценка результатов работы налоговых органов измеряется так называемым «налоговым разрывом».

Налоговый разрыв - это разница между предполагаемой суммой налогов, которая могла бы поступить в бюджетную систему при условии полного и своевременного исполнения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, и суммой фактически поступивших налогов.

Структура налогового разрыва представлена на рис. 1. На рис. 2 представлена схема определения налогового разрыва.

Налоговый разрыв - новая система управления рисками налогоплательщиков. Как правило, в зарубежных странах применяются два подхода к расчету данного показателя:

1. Метод, основанный на макроэкономических показателях.

Онпредназначендляобщейоценки размеров потерь налоговых доходов и используется как индикатор оценки эффективности работы налоговой администрации. Например, в Вели-

Налоговый разрыв

Рис. 1. Структура налогового разрыва

Рис. 2. Схема определения налогового разрыва

кобритании ежегодно публикуется отчет о размерах налогового разрыва. Можно сказать, что это своеобразный отчет перед правительством и обществом о проделанной работе. И от эффективности и результативности работы по сокращению налогового разрыва зависит репутация налоговой администрации и общественное доверие.

Конечно, если комплексно рассматривать все аспекты, размер налогового разрыва за-

висит не только от эффективности работы налоговых органов, он также зависит от действующего законодательства, от того, в какой степени оно способствует предотвращению и пресечению потерь бюджета от налоговых правонарушений.

2. Метод расчета налогового разрыва по зонам рисков.

Данный метод основан на информации о соблюдении налогового законодательства,

главным образом полученной по результатам контрольной работы. Данный метод, наряду с макроподходом, применяется в Швеции и основан на результатах проведения выборочных проверок соблюдения налогового законодательства, проведения целевых проверок налогоплательщиков с высокими налоговыми рисками, исследовании отдельных секторов экономики и оценки рисков по ним.

Конечно, микроподход к определению налогового разрыва не может дать общую картину о всех налоговых рисках, а только о тех, с которыми налоговая администрация уже столкнулась в ходе своей деятельности.

В связи с этим в целях получения максимально приближенного представления о существующем налоговом разрыве и рисках макро- и микрометоды, как правило, применяют одновременно.

Оценить налоговый разрыв можно проведя глубокий анализ налоговой базы по основным отраслям с использованием основных экономических и налоговых показателей, а также результатов контрольной работы с целью определения основных налоговых рисков и оценки их масштабов.

Основной показатель для определения и анализа налоговых рисков - это, по-прежнему, налоговая нагрузка, которая рассчитывается не только традиционно по всем налогам, но и по каждому налогу в отдельности.

В первую очередь по налогу на прибыль

организаций (так как прибыль является экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности), а также другим налогам, в том числе и косвенным, особенно там, где есть риски манипуляции налоговыми ставками.

Только такой подробный анализ может дать видение ситуации с налоговым разрывом, а при анализе динамики показателей налоговой нагрузки в ретроспективе - эффективности работы по его сокращению.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства.

В настоящее время для Российской Федерации актуальной является задача разработки такого механизма планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет государства и субъектов Российской Федерации, который бы обеспечивал органы государственной власти Российской Федерации адекватной информацией по вопросам формирования доходов своих бюджетов в целях обеспечения принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений.

ТЕТЕРИНА Наталия Алексеевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tna21@mail.ru

БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ANchief@mail.ru

TETERINA, Natalia Alekseevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tna21@mail.ru

BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ANchief@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.