3.4. РАБОТА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ НДС
Мороз Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования
Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Гречина Анна Игоревна, студентка факультета Налогов и налогообложения Место учебы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Аннотация: налоги являются системным элементом экономики, определяющим финансовое благополучие общества. Правильная организация контрольной работы налоговых органов, позволяет существенно увеличить поступления платежей в бюджет, при этом без всесторонней и правильной оценки ее результатов невозможно выявление наиболее результативных направлений налогового контроля за исчислением и уплатой налогоплательщиками НДС.
Ключевые слова: налог, НДС, возмещение НДС, налоговые вычеты, налоговый контроль
THE WORK OF THE TAX AUTHORITIES TO CONTROL THE CALCULATION AND PAYMENT OF VAT BY TAXPAYERS
Moroz Viktor V., PhD in Economics, Associate Professor, Professor of the Department for Tax Policy and Customs Tariff Regulation Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation
Grechina Anna I., a student of the Faculty of Taxes and Taxation
Study place: Financial University under the Government of the Russian Federation
Annotation: taxes are a systemic element of the economy that determines the financial well-being of the company. The correct organization of control work of tax authorities allows to increase significantly receipts of payments in the budget, thus without comprehensive and correct assessment of its results identification of the most effective directions of tax control of calculation and payment by taxpayers of the VAT is impossible. Keywords: tax, VAT, VAT refund, tax deduction, tax control.
Одним из бюджетообразующих налогов федерального бюджета Российской Федерации является налог на добавленную стоимость (далее НДС). Его доля в структуре доходов федерального бюджета составляет более 38%. Кроме того, этот налог нередко называют одним из самых коррупционных налогов российской налоговой системы, который в то же время требует больших затрат на его администрирование. Возмещение НДС из бюджета, получение налоговых вычетов часто связаны с использованием незаконных схем налогоплательщиками. В связи с этим, особая роль в администрировании данного налога принадлежит камеральному контролю за действиями налогоплательщиков.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2016 году составили 2 657,4 млрд. рублей, что на 209,0 млрд. рублей, или на 8,5% больше, чем за 2015 год. В 2017 году этот показатель вырос на 15,5% и составил 3070 млрд. руб.
Рост поступлений в 2017 году можно объяснить:
- экономическим фактором, включая инфляционный фактор и рост ВВП;
- структурным и временным факторами;
- эффективным налоговым администрированием, в частности результативность проведения камеральных налоговых проверок.
+15,5% 3070
+8.5% 2657,4
2448
2015 2016 2017
Рис.1. Динамика поступления НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2015-2017 гг., млрд. руб.
Поступление налога увеличилось за 2016 год, в основном, за счет:
- роста исчисленной суммы НДС по налогооблагаемым объектам на 5,7% относительно уровня соответствующего периода 2015 года в связи с ростом объема ВВП в номинальном выражении;
- снижения доли налоговых вычетов в исчисленной сумме налога на 0,18 п.п. по отношению к соответствующему периоду 2015 года, что связано со снижением инвестиционной активности (снижение расходов на капитальное строительство и финансирование инвестиционных проектов в связи с завершением отдельных этапов строительства) и улучшением налогового администрирования.
Проблемы экономики и юридической практики
2'2018
Рост налоговых вычетов по операциям при ввозе товаров, в основном, обусловлен увеличением импортных операций (в рублевом выражении).
Налоговые вычеты в отношении сумм налога по операциям, по которым обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов документально подтверждена, составили 1 877,7 млрд. рублей и увеличились на 6,9 %, в то время как в 2017 году данный показатель составил 1862,8 млрд. руб. и сократился на 0,8%. Это, в основном, обусловлено заявлением большего объема вычетов по ускоренному сбору документов, а также перераспределением поставок с внутреннего рынка на экспорт отдельных видов продукции металлургии, нефтехимии (бензин автомобильный) и угольной отраслей по отдельным налогоплательщикам (в рублевом выражении).
В 2017 году сумма фактического возмещения налога на добавленную стоимость составила 2 340 млрд. рублей, что на 8,5%, или на 183,6 млрд. рублей больше, чем за 2016 год.
В таблице 1, представленной ниже, приведены основные показатели по начислению, возмещению и получению вычетов по НДС за 2015 и 2017 гг.
Таблица 1
Основные показатели начисления налога на добавленную стоимость за 2015 - 2017 гг. (млрд. руб.)
Таблица 1 (продолжение)
Наименование показателей 2015 год (по налоговым декларациям за IV кв. 2014 г., I-III кварталы 2015 г.) 2016 год (по налоговым декларациям за IV кв. 2015 г., I-III кварталы 2016 г.) 2017 год (по налоговым декларациям за IV кв. 2016 г., I-III кварталы 2017 г.)
1 2 3 4
Начислено НДС по налогооблагаемым объектам 36 482,1 38 550,0 39 341,8
в том числе:
сумма налога, исчисленная при реализации (передаче для собственных нужд) товаров по налоговой ставке 10% и расчетной ставке 10/110 1 883,0 2 108,9 2 087,1
Удельный вес в сумме начислений по налоговой ставке 10% и 18%, % 6,64 7,00 7,6
сумма налога, исчисленная при реализации (передаче для собственных нужд) товаров по налоговой ставке 18% и расчетной ставке 18/118 26 487,1 28 024,6 28 700,3
Удельный вес в сумме начислений по налоговой ставке 10% и 18%, % 93,36 93,00 92,4
Налоговые вычеты 33 985,8 35 844,7 36 340,8
Удельный вес вычетов в начислениях, % 93,16 92,98 92,37
в том числе:
сумма налога, уплаченная таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации 1 526,5 1 654,4 1 744,9
Удельный вес в начислениях, % 4,18 4,29 4,43
сумма налога, уплаченная налоговым органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации с территории государств-членов Таможенного союза 117,8 129,7 143,6
Удельный вес в начислениях, % 0,32 0,34 0,36
налоговые вычеты по операциям, по которым обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов документально подтверждена 1 755,8 1 877,7 1 862,8
Удельный вес в начислениях, % 4,81 4,87 4,73
прочие налоговые вычеты 30 585,7 32 182,9 32 589,5
Удельный вес в начислениях, % 83,84 83,48 90,48
Сумма налога, исчисленная к уплате бюджета 2 448,3 2 657,4 5 256,2
Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета 1 976,9 2 156,4 2 340
На рисунке 2, представленном ниже, приведены основные показатели по исчисленному к возмещению из бюджета НДС за 2015 и 2017 гг.
+8,5%
+9,1%
1976,9
2156,4
2340
Рис.2. Исчисленный к возмещению из бюджета НДС за 2015 и 2017 гг. (млрд. руб.)
Сумма налога, возвращенного на расчетные счета налогоплательщиков в 2017 году, составила 1 922,5 млрд. рублей и выросла на 11,0%, или на 190,1 млрд. рублей. Удельный вес указанных сумм в возмещении НДС составил 89,2% и увеличился на 1,5 процентного пункта.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2017 году составили 155,7 млрд. рублей, что на 4,9 млрд. рублей или на 3,2 % больше, чем в 2016 году (см. рисунок 3).
160
155
150
145 155,7
140 150,8
135 141,7
2015 2016 2017
60
29,5
2016 2017
Рис. 3. Динамика поступления НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2015-2017 гг. (млрд. руб.)
Рост поступлений в 2017 году относительно 2016 года обусловлен увеличением объема импорта из стран Таможенного союза в рублевом выражении за счет роста курса доллара США по отношению к рублю.
Совокупная задолженность по налогу на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, на 01.01.2017 составила 617,8 млрд. рублей и по сравнению с началом 2016 года увеличилась на 111,1 млрд. рублей, или на 21,9%, в том числе недоимка - 242,9 млрд. рублей и по сравнению с началом 2016 года увеличилась на 56,1 млрд. рублей, или на 30%. В связи с этим, целесообразно будет проанализировать эффективность налогового контроля в целом и, в частности, по вопросу НДС.
Налоговый контроль - одна из основных функций налогового администрирования, призванная обеспечить полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того, эффективные действия налогового контроля позволяют выявлять и пресекать нарушения налогового законодательства, а также привлекать к ответственности нарушителей и дисциплинировать налогоплательщиков.
Налоговый контроль может осуществляться в разных формах: инвентаризация, осмотр помещений, проверка данных отчетности, налоговый мониторинг. Но наиболее результативной формой налогового контроля является проведение выездных и камеральных налоговых проверок. Эффективность налоговых проверок является актуальным вопросом на данный момент, так как доначисления по их результатам непосредственно влияют на объём доходов в бюджеты всех уровней, а, следовательно, и на благосостояние населения. За первое полугодие 2017 года по результатам налоговых проверок в бюджет поступило более 114 млрд.руб.
Камеральная проверка осуществляется на территории налогового органа и проводится на основании документов, деклараций и расчетов, которые представил налогоплательщик.
На сайте ФНС России представлены данные о результативности камеральных проверок. (см. рисунок 4). Доначисленные платежи сократились в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составили 29,5 млрд. руб.
Рис.4. Дополнительно начислено по результатам камеральных налоговых проверок в 2016-2017 гг. (млрд. руб.)
Одним из критериев эффективности проведения налоговых проверок является сумма доначислений на одну проверку. За 2017 год 1348520 проверки выявили нарушения, по результатам которых было доначислено 29540986 тыс. рублей. Соответственно, эффективность одной камеральной проверки составляет 21,9 тыс. Руб. Этот показатель в 3 раза ниже аналогичного показателя прошлого года (см. рисунок 5).
Рис.5. Эффективность камеральных налоговых проверок за 2016 и 2017 гг.
По данным отчетности ФНС о проведении налогового контроля, в частности камеральных налоговых проверок за 2017 год:
- всего проведено проверок - 24978265, из них выявившие нарушения 1348520,
- доначислено платежей - 29540986 тыс.руб., из них налогов (без штрафных санкций и пеней) - 20016650 тыс.руб.
По данным отчетности ФНС о проведении налогового контроля, в частности камеральных налоговых проверок за 2016 год:
- всего проведено проверок - 17156468, из них выявившие нарушения 918164 ,
- доначислено платежей - 59582974 тыс.руб., из них налогов (без штрафных санкций и пеней) - 43750444 тыс.руб.
Из общей суммы доначисленных платежей по результатам налоговых проверок основные доначисления за 2017 год, произведены по налогу на добавленную стоимость - 101 млрд. рублей (50,2%), налогу на прибыль организаций - 72 млрд. рублей (35,9%), налогу на доходы физических лиц - 16 млрд. рублей (8,0%) (см. рисунок 6).
Проблемы экономики и юридической практики
2'2018
НДС
Налог на прибыль
НДФЛ
Другие
Рис.6. Структура сумм, доначисленных налогов по результатам налоговых проверок (%).
Половину суммы доначислений приходится на налог на добавленную стоимость (НДС).
При проверке деклараций по НДС налоговый орган особое внимание уделяет тем налогоплательщикам, которые указали налог к возмещению. Проводится более пристальная проверка всех подтверждающих документов, так как возврат налога производится за счёт средств бюджета.
С 01.01.2015 ФНС России утвердили новую форму декларации и формат предоставления отчётности по НДС. В новой форме декларации содержатся разделы с информацией из книг покупок и продаж, а также из журналов учета счёт-фактур. Теперь налогоплательщик при предъявлении налога к вычету обязан предъявить все данные о соответствующих счетах-фактурах, а налоговые органы могут сравнивать в ходе камеральной проверки по НДС книги продаж и покупок продавца и покупателя. Это позволит выявить недобросовестных налогоплательщиков, которые безосновательно поставили НДС к вычету.
На данный момент НДС является единственным налогом, декларации по которому необходимо подавать в электронном виде. Ответственность за подачу бумажной версии декларации раньше была закреплена в статье 119.1 НК РФ и предполагала штраф в размере 200 рублей. После изменения законодательства представленная в ненадлежащем формате декларация по НДС не считается представленной, и, соответственно, с нарушителя взимается штраф в большем размере по статье 119 НК РФ и у налогового органа есть возможность привлечь к административной ответственности.
ФНС России повысили эффективность проверок возмещения НДС за счет внедрения с 01.10.2013 в эксплуатацию системы «АСК НДС».
За время использования «АСК НДС» в работе по контролю за возмещением НДС в 14,6 раза снизилось количество случаев заявления возмещения высоко рисковыми организациями (с 791 в III квартале 2013 года до 54 во II квартале 2017 года).
В целях контроля движения товара и формирования «цепочки» контрагентов в программном комплексе «АСК НДС-2» реализован инструментарий для выявления и пресечения схем уклонения от налогообложения. Кроме того, «АСК НДС-2» направлена на поиск налоговых разрывов, который проводится с помощью программной надстройки СУР АСК НДС-2. Принцип ее работы заключается в том, чтобы находить фирмы- «однодневки», а также «обналичивающие» конторы. Налогоплательщик может самостоятельно заранее провести анализ представленных в декларации данных путем проверки своего контрагента по нескольким критериям: уровню
налоговой нагрузки, наличию имущества, количество работающих на предприятии, а также проверки юридического адреса компании.
Введение новых систем контроля отразилось и на динамике поступлений НДС.
По сравнению с 2016 годом в 2017 году на 51,1% (или на 1 156,2 млн. руб.) снизился показатель отмены арбитражными судами вынесенных территориальными налоговыми органами решений, связанных с незаконными попытками возмещения НДС, что говорит о повышении качества формирования доказательственной базы (см. рисунок 7).
2 264,50
1 108,20
2016 2017
Рис.7. Суммы НДС по решениям налоговых органов об отказе в возмещении (полностью или частично), отмененных арбитражными судами в 2016-2017 гг. (млн. руб.)
Сегодня актуальным остается вопрос, касающийся налоговых разрывов при применении вычетов и возмещений по НДС. Благодаря использованию программного комплекса ПИК-НДС налоговые разрывы становятся легко проверяемыми для налоговых органов. Также программный комплекс способствует быстрому и точному определению «узких» мест в работе налогоплательщиков при исчислении и уплате НДС с учетом вычетов и возмещений.
Рассмотрев вопросы налогового контроля по НДС и проведя анализ, следует принять во внимание то, что НДС сегодня необходимо реформировать как косвенный налог в России и ввести налог с продаж, который можно было бы государству с меньшими затратами администрировать, а также облегчить его расчет для налогоплательщиков.
Кроме этого, государство не давало бы лишнего повода для проведения вычетов и возмещений, так как доходы налогоплательщиков, с которых бы проводилось исчисление налога с продаж, не предусматривали бы таких вычетов и возмещений как по НДС. Для того, чтобы не было потерь у государства при отмене НДС и введении налога с продаж можно подсчитать и рассчитать единую ставку налога с продаж с условием повышенной его ставки.
На основании, изменения налогового законодательства, перехода от НДС к налогу с продаж, в последующем государство получит гораздо больший объем налоговых проверок и соответственно больше поступлений по налогу с продаж, при его администрировании.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,86%.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс РФ.
2. Налоговое администрирование: учебник / под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева.— 3-е изд. — Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2015.
3. Налоги и налоговое администрирование: учебник / под ред. М.В.
Мишустина. - М.: Просвещение, 2015.
4. Характеристика налогового контроля осуществляемого налоговыми органами России. Статья. Мороз В.В., «Бизнес в законе». Экономико-юридический журнал, №6. М.: Издательский дом «Юр-ВАК», 2015 г.
5. Налоговая система РФ на современном этапе ее развития. Статья. Мороз В.В., «Бизнес в законе». Международный экономико-юридический журнал, №6. М.: Издательский дом «Юр-ВАК», 2013г.
6. Электронная версия журнала «Российский налоговый курьер» -www.rnk.ru
7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. -http://www.nalog.ru.
8. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.taxpravo.ru
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная статья «Работа налоговый органов по контролю за исчислением и уплатой налогоплательщиками НДС» посвящена анализу контрольной работы налоговых органов и их эффективности работы за последние годы работы.
Вопросы, рассматриваемые авторами в рецензируемой статье, представляют собой интерес, теоретическую и практическую актуальность. В настоящей статье авторы исследуют актуальные вопросы оценки
деятельности налоговых органов, их статистику, а также вопросы анализа налогового контроля. В статье обозначены экономико-статистические данные работы налоговых органов.
Авторами проанализированы официальные статистические данные работы налоговых органов, кроме этого, проведенный анализ в статье дает возможность определить по структуре суммы начисленных платежей по видам налогов по результатам налоговых проверок по НДС, в какие отчетные периоды налоговые органы работали эффективно и был контроль со стороны государства на высоком уровне, и когда он был ниже.
В целом представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, посвящена актуальной проблеме и содержит авторские выводы и предложения по ее решению.
Доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», канд. экон.наук, доцент
В.С. Осипов