Научная статья на тему 'Совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками'

Совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / TAX / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / TAX ADMINISTRATION / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TAX REGULATION / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX AUTHORITIES / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / FINANCIAL CONTROL / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / TAXPAYER / TAX AUDITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сильвестрова Тамара Яковлевна, Белогорская Алла Николаевна, Александрова Наталия Вячеславовна

Рассмотрены основные направления совершенствования работы налоговых органов с налогоплательщиками в Российской Федерации. Проанализированы итоги налогового администрирования и налогового контроля на материалах ИФНС по г. Новочебоксарску Чувашской Республики за 2011-2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING WORK TAX AUTHORITIES WITH TAXPAYERS

The basic directions of perfection of the tax authorities to taxpayers in the Russian Federation. Analyzed the results of the tax administration and tax control on materials IFTS Novocheboksarsk Chuvash Republic for 2011-2012.

Текст научной работы на тему «Совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками»

ГОРДЕЕВА Ольга Георгиевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gog3@yandex.ru

SEREBRYAKOVA, Tatyana Yurievna - Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Accounting, Analysis and Audit. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tserebryakova@rucoop.ru

GORDEEVA, Olga Georgievna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gog3@yandex.ru

УДК 336.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ

Т.Я. Сильвестрова, А.Н. Белогорская, Н.В. Александрова

Рассмотрены основные направления совершенствования работы налоговых органов с налогоплательщиками в Российской Федерации. Проанализированы итоги налогового администрирования и налогового контроля на материалах ИФНС по г. Новочебоксарску Чувашской Республики за 2011-2012 гг.

Ключевые слова: налог; налоговое администрирование; налоговое регулирование; налоговые органы; налоговый контроль; финансовый контроль; налогоплательщик.

T.Ya. Silvestrova, A.N. Belogorskaya, N.V. Aleksandrova. IMPROVING WORK TAX AUTHORITIES WITH TAXPAYERS

The basic directions of perfection of the tax authorities to taxpayers in the Russian Federation. Analyzed the results of the tax administration and tax control on materials IFTS Novocheboksarsk Chuvash Republic for 2011-2012.

Keywords: tax; tax administration; tax regulation; tax authorities; tax audits; financial control; taxpayer.

Современное рыночное общество невозможно себе представить без налоговой системы как особого вида субъекта экономических отношений. Существует прямая связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития налоговых институтов.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Федеральной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органа-

ми исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения и организована работа налоговых органов, зависит эффективное функционирование всей экономики страны.

ИФНС России по г Новочебоксарску образована 17 ноября 1991 г. и находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Организация учета налогоплательщиков в ИФНС России по г. Новочебоксарску производится в порядке, установленном ст. 83 НК РФ.

Сведения о количестве организаций - юридических лиц, состоящих на учете в ИФНС по г. Новочебоксарску, и численности индиви-

Таблица 1

Сведения о численности налогоплательщиков, состоящих на учете в ИФНС России по г. Новочебоксарску, за 2011-2012 гг.

Категория налогоплательщика На 01.01.2012 г. На 01.01.2013 г. Абс. изменение, (+, -) Темп изменений, %

кол-во, ед. уд. вес, % кол-во, ед. уд. вес, % по кол-ву, ед. по уд. весу, %

Организации -юридические лица 1542 26,4 1558 28,7 16 2,3 101,0

Индивидуальные предприниматели 4288 73,6 3872 71,3 -416 -2,3 90,3

Всего 5830 100,0 5430 100,0 -400 - 93,1

дуальных предпринимателей представлены в табл. 1.

Количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе, позволяет в полной мере отразить масштабы деятельности Инспекции. Общее число лиц, состоящих на учете в инспекции на 1 января 2013 г., составляет 5430 ед., причем произошло их уменьшение по сравнению с предыдущим годом на 400 ед., или на 6,9%, в том числе количество вновь зарегистрированных юридических лиц возросло на 16 ед. (1,0 %), а количество индивидуальных предпринимателей в связи с увеличением суммы страховых взносов снизилось на 416 ед., или на 9,7%. Цифры, конечно, скромные. Но если их перевести в декларации, которые были поданы этими налогоплательщиками за год, количество камеральных налоговых проверок, проведенных по данным этих деклараций, а также налогоплательщиков, отобранных для проведения выездных налоговых проверок, то только с позиции увеличения нагрузки на контрольный блок ИФНС России по г. Ново-чебоксарску цифры перестают казаться такими скромными. Необходимо обратить внимание на то, что каждый новый налогоплательщик добавляет немалую часть рутинной, бумажной работы и работы в электронном виде.

Большое место в деятельности налоговых органов занимает анализ налоговых поступле-

ний в бюджетную систему, который проводится систематически на всех уровнях ФНС России. Налоговые органы Чувашской Республики в сложившейся на сегодня сложной экономической ситуации осуществляют налоговое администрирование, проводя политику открытости и гласности в отношениях с налогоплательщиками.

Данные о поступлении платежей по бюджетам по данным ИФНС России по г. Новочебок-сарску за 2011-2012 гг. содержатся в табл. 2.

Всего в бюджеты всех уровней в 2012 г. поступило 1912966 тыс. руб., что на 324911 тыс. руб., или на 14,5% меньше по сравнению с

2011 г. Поступления в федеральный бюджет в

2012 г., по сравнению с 2011 г., понизились на 209976 тыс. руб., или на 47,8 %. В республиканский бюджет в 2012 г. поступило 1307110 тыс. руб., что меньше на 138735 тыс. руб., или на 0,6 % по сравнению с 2011 г. Поступления в местный бюджет в 2012 г. составили 376609 тыс. руб., что говорит об увеличении платежей по бюджетам на 6,7 %, или на 23800 тыс. руб. В целом проведенный анализ свидетельствует о сокращении поступлений в федеральный и республиканский бюджеты государства и увеличении поступлений в местный бюджет г. Но-вочебоксарска.

Проанализируем поступление налогов и сборов по данным Управления ФНС России по

Таблица 2

Оценка поступления администрируемых ИФНС России по г. Новочебоксарску налоговых платежей

в бюджет государства за 2011-2012 гг.

Показатели 2011 г. 2012 г. Абсолютное изменение, (+,-) Темп изменений, %

cумма, тыс. руб. уд. вес, % cумма, тыс. руб. уд. вес, % по сумме, тыс. руб. по уд. весу, %

Поступило в бюджеты всех уровней всего, в т.ч.: 2237877 100 1912966 100 -324911 - 85,5

в федеральный бюджет 439223 19,6 229247 12,0 -209976 -7,6 52,2

в республиканский бюджет 1445845 64,6 1307110 68,3 -138735 3,7 90,4

в местный бюджет 352809 15,8 376609 19,7 23800 3,9 106,7

Таблица 3

Динамика администрирования налогов и сборов по данным УФНС России по Чувашской Республике

в разрезе налоговых инспекций за 2011-2012 гг.

Наименование 2011 г. 2012 г. Абсолютное Темп

инспекций изменение,(+,-) измене-

сумма, тыс. руб. уд. вес,% сумма, тыс. руб уд. вес,% по сумме, тыс. руб. по уд. весу,% ний,%

МИ ФНС № 1 667924 2,4 801685 2,4 133761 - 120,0

МИ ФНС № 2 432013 1,6 495854 1,6 63841 - 114,8

МИ ФНС № 3 457384 1,7 577268 1,8 119884 0,1 126,2

МИ ФНС № 4 677558 2,4 1313033 4,0 635475 1,6 193,8

МИ ФНС № 5 686989 2,5 793738 2,4 106749 -0,1 115,5

МИ ФНС № 6 530340 1,9 587209 1,8 56869 -0,1 110,7

МИ ФНС № 7 833964 3,0 824976 2,5 -8988 -0,5 98,9

МИ ФНС № 8 547622 2,0 771303 2,4 223681 0,4 140,8

ИФНС по г. Новочебоксарску 2237877 8,1 1912966 5,9 -324911 -2,2 85,5

ИФНС по г. Чебоксары 19226834 69,4 22344515 68,5 3117681 -0,9 116,2

ИТОГО 26298505 94,9 30422547 93,3 4124042 -1,6 115,7

МИ ФНС по КН № 1 - - 67180 0,2 67180 0,2 -

МИ ФНС по КН № 2 - - 304469 0,9 304469 0,9 -

МИ ФНС по КН № 3 841589 3,0 1731002 5,3 889413 2,3 в 2,1 раза

МИ ФНС по КН № 4 584009 2,1 - - -584009 -2,1 -

МИ ФНС по КН № 5 - - 84 - 84 - -

МИ ФНС по КН № 6 2 - - - -2 - -

МИ ФНС по КН № 7 -10352 - 100827 0,3 90475 0,3 -

МИ ФНС по КН № 9 -324 - -1 - -325 - -

ВСЕГО 27713429 100 32626108 100 4912679 - 117,7

Чувашской Республике в разрезе инспекций, входящих в его состав, а также проанализируем поступления налогов и сборов от ИФНС по г. Новочебоксарску и рассчитаем удельный вес поступлений ИФНС России по г. Новочебок-сарску в общем объеме налоговых поступлений (табл. 3).

В 2012 г. сумма налогов и сборов, админи-стрируемых налоговыми органами Чувашской Республики, составила 32626108 тыс. руб., следовательно, увеличилась на 17,7 %, или на 4912679 тыс. руб. по сравнению с 2011 г Наибольший удельный вес в общем объеме поступлений составили поступления от ИФНС по г. Чебоксары - 68,5%, по сравнению с 2011 г. эта сумма увеличилась на 16,2 %. В 2012 г поступления от ИФНС России по г. Новочебоксарску составили 1912966 тыс. руб., или 5,9 % общего объема налоговых поступлений.

Отрицательным моментом является снижение поступлений администрируемых налогов на 324911 тыс. руб., или на 14,5%. Удельный вес поступлений налогов и сборов от ИФНС России по г. Новочебоксарску в общей структуре налоговых платежей также снизился на 2,2 процентных пункта - с 8,1% до 5,9%. Та-

кую же отрицательную динамику налоговых поступлений имеют показатели МИ ФНС №7. Наименьший удельный вес в общем объеме поступлений составили поступления от МИ ФНС №2 - 1,6 %.

Проведем анализ поступивших налогов и сборов в бюджеты всех уровней в разрезе основных видов налогов, администрируемых ИФНС России по г. Новочебоксарску за 20112012 гг. в табл. 4. Проведенный анализ свидетельствует, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. изменилась структура поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней. В 2012 г. налоговые поступления в бюджет снизились на 324911 тыс. руб., или на 14,5% и достигли суммы 1912966 тыс. руб. На снижение общей суммы администрируемых налоговых платежей повлияло уменьшение основных бюджетообразующих налогов - налога на прибыль организаций и НДС.

Поступления налога на прибыль организаций за анализируемый период снизились с 561199 тыс. руб. до 326803 тыс. руб. - на 234396 тыс. руб., или на 41,8%. Удельный вес налога на прибыль организаций также снизился на 8,0 процентных пункта - с 25,1% до 17,1%.

Таблица 4

Состав и структура налоговых поступлений по данным ИФНС России по г. Новочебоксарску за 2011-2012 гг.

Виды налогов 2011 г. 2012 г. Абс. изменение, (+,-) Темп изменений, %

сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % по сумме, тыс. руб по уд. весу, %

Налог на прибыль организаций 561199 25,1 326803 17,1 -234396 -8,0 58,2

Налог на добавленную стоимость 375390 16,8 178277 9,3 -197113 -7,5 47,5

Налог на доходы физических лиц 702138 31,4 778757 40,7 76619 9,3 110,9

Налог на имущество организаций 331995 14,8 306682 16,0 -25313 1,2 92,4

Налог на имущество физических лиц 1302 0,06 7185 0,4 5883 0,34 в 5,5 раза

Транспортный налог 38372 1,7 44423 2,3 6051 0,6 115,8

Земельный налог 65915 2,9 70541 3,7 4626 0,8 107,0

Единый налог, взимаемый в связи с применением УСН 75304 3,4 83935 4,4 8631 1,0 111,5

ЕНВД 62462 2,8 71015 3,7 8553 0,9 113,7

Прочие налоги и сборы 23800 1,1 45348 2,4 21548 1,3 190,5

Итого 2237877 100 1912966 100 -324911 - 85,5

На отрицательную динамику поступления налога повлияло увеличение количества убыточных организаций и суммы заявленного убытка, а также увеличение количества организаций, не представляющих отчетность. Из 1558 ед. налогоплательщиков-организаций 382 организации представляют налоговую декларацию по налогу на прибыль, из которых 27 организаций убыточных, и 61 организация, вообще не представляющая отчетность.

Наиболее существенно снизились поступления налога на добавленную стоимость на 197113 тыс. руб., или на 52,5 % - с 375390 тыс. руб. до 178277 тыс. руб. Удельный вес поступлений НДС также снизился на 7,5 процентных пункта - с 16,8% до 9,3%. На отрицательную динамику поступлений НДС повлияло снижение уплаченных сумм НДС (178277 тыс. руб.) по отношению к начисленной сумме налога (432448 тыс. руб.) и увеличение фактически возмещенной суммы НДС налогоплательщикам (536499 тыс. руб.). В основном возмещает НДС завод по производству тонкопленочных солнечных модулей «Хевел» г. Новочебоксар-ска. Положительным моментом является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц за анализируемый период на 76619 тыс. руб., или на 10,9%. Кроме того, увеличилась доля налога на доходы физических лиц на 9,3 процентных пункта - с 31,4% до 40,7%.

Значительный рост поступлений произо-

шел по налогу на имущество физических лиц - в 5,5 раза, по транспортному налогу - на 15,8%, по земельному налогу - на 7,0% за счет более полного учета объектов, подлежащих налогообложению. Положительным моментом является усиление работы ИФНС России по г. Новочебоксарску по выявлению всех объектов недвижимости, подлежащих обложению местными налогами (земельным налогом и налогом на имущество физических лиц), что позволило увеличить налоговые платежи в местный бюджет на 23800 тыс. руб., несмотря на то, что за анализируемый период в целом налоговые поступления снизились на 324911 тыс. руб., или на 14,5%.

В отчетном периоде ИФНС России по г. Новочебоксарску проводилась работа с налогоплательщиками по урегулированию вопросов задолженности. По состоянию на 1 января 2013 г. задолженность в бюджеты всех уровней по налоговым платежам, пени и штрафам составила 307528 тыс. руб., в том числе задолженность по налогам - 239334 тыс. руб., по пени - 50678 тыс. руб., по штрафам - 17516 тыс. руб. Применяемый инспекцией комплекс предусмотренных законодательством мер по взысканию недоимки по налогам и сборам, которая составила 238081 тыс. руб., способствовал взысканию начисленных за 2012 г. текущих платежей в бюджет.

Так, налогоплательщикам ИФНС России по

Таблица 5

Оценка эффективности контрольной работы по результатам выездных и камеральных налоговых проверок по данным ИФНС России по г. Новочебоксарску за 2011-2012 гг.

Показатели 2011 г. 2012 г. Абсолютное изменение, (+,-) Темп изменений, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доначислено платежей всего, тыс. руб., в т.ч.: 186803 174162 -12641 93,2

- по выездным налоговым проверкам 134611 118362 -16249 87,9

- по камеральным налоговым проверкам 52192 55800 3608 106,9

Взыскано платежей всего, тыс. руб., в т.ч.: 140280 179700 39420 128,1

- по выездным налоговым проверкам 106517 98469 -8048 92,4

- по камеральным налоговым проверкам 33763 81231 47468 в 2,4 раза

Эффективность налоговых проверок, %, в т.ч.: 75,2 83,2 8 -

- по камеральным налоговым проверкам 64,7 145,6 80,9 -

- по выездным налоговым проверкам 79,1 83,2 4,1 -

Сумма налоговых обязательств, уточненная плательщиком после начала налоговых проверок и до вынесения решений по результатам проверок, в т.ч.: 26276 19514 -6762 74,3

- в ходе выездных налоговых проверок 1293 91 -1202 7,0

- в ходе камеральных налоговых проверок 24983 19423 -5560 77,7

г. Новочебоксарску за 2012 г. были направлены требования об уплате причитающихся бюджету сумм налогов и сборов (без учета отозванных и приостановленных) на сумму 331404 тыс. руб., из них поступило в бюджет и внебюджетные фонды добровольно после направления требования 174426 тыс. руб., а после получения требования - 34057 тыс. руб. Также были выставлены в порядке бесспорного взыскания налогов со счетов налогоплательщиков инкассовые поручения на сумму 34057 тыс. руб., из нее взысканная задолженность составила 23535 тыс. руб. (69,1% общей суммы выставленных инкассовых поручений). Кроме того, ИФНС России по г. Новочебоксарску были вынесены постановления, исполнительные документы на 128081 тыс. руб., из которых погашено 61212 тыс. руб., процент погашения - 47,8%. Общая эффективность взыскания задолженности ИФНС России по г. Новочебоксарску, включая процедуры банкротства - 78,4%.

По состоянию на 1 января 2013 г. в проце-

дурах банкротства находится 35 налогоплательщиков, причем в отношении 4-х из них процедура конкурсного производства длится более 2-х лет. По сравнению с началом 2012 г. количество должников, находящихся в процедурах банкротства, увеличилось с 33 до 35 - на 2 ед., или на 6,1%. Инспекцией ФНС России по г. Новочебоксарску проводилась работа по возложению субсидиарной ответственности и взысканию убытков с руководителей (учредителей) организаций и индивидуальных предпринимателей, самостоятельно не исполнивших обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии признаков банкротства. Так, за 2012 г. судами удовлетворено исковых заявлений на общую сумму 113,3 тыс. руб., из которых в бюджет поступило 42,4 тыс. руб., или 37,4%.

Основными методами контроля в отношении налогообложения являются налоговые проверки: камеральные и выездные. При ка-

меральной - подвергаются проверке все представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога. Кроме того, в ходе проверки эти документы сопоставляются с другими документами о деятельности налогоплательщика, имеющимися у налогового органа. Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, любых других документов; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика и в иных местах вне места нахождения налогового органа [1, 3].

Показатели контрольной работы ИФНС России по г. Новочебоксарску по камеральным и выездным налоговым проверкам в период с 2011 по 2012 г. отражены в табл. 5.

В 2012 г. по результатам выездных и камеральных налоговых проверок всего доначислено 174162 тыс. руб., что меньше на 12641 тыс. руб., или на 6,8% по сравнению с 2011 г.

По выездным налоговым проверкам доначислено 118362 тыс. руб., что меньше на 16249 тыс. руб., или на 2,1% чем в 2011 г. По каме-

ральным налоговым проверкам в 2012 г. доначислено 55800 тыс. руб., что больше по сравнению с предыдущим годом на 3608 тыс. руб., или на 6,9 %.

По камеральным и выездным налоговым проверкам в 2012 г. взыскано 179700 тыс. руб. Сумма взысканий в 2012 г. увеличилась на 39420 тыс. руб., или на 28,1% по сравнению с 2011 г.

Таким образом, общий показатель эффективности налоговых проверок за анализируемый период увеличился на 8,0 процентных пункта - с 75,2% до 83,2%. При этом наиболее существенно возросла эффективность камеральных налоговых проверок на 80,9 процентных пункта - с 64,7% до 145,6%, а по выездным налоговым проверкам эффективность увеличилась на 4,1 процентных пункта - с 79,1% до 83,2%.

Сумма, уточненная плательщиками после начала налоговых проверок и до вынесения решений по результатам проверок, в 2012 г. значительно уменьшилась по сравнению с предшествующими годами анализируемого периода и составляет 19514 тыс. руб., что на 25,7 % меньше, чем в 2011 г.

Динамика показателей налогового контроля по выездным и камеральным налоговым проверкам по данным ИФНС России по г. Но-вочебоксарску рассмотрена в табл. 6. Такой анализ позволяет судить об эффективности

Таблица 6

Динамика показателей контрольной работы ИФНС России по г. Новочебоксарску за 2011-2012 гг.

Показатели 2011 г. 2012 г. Абс. изменение, (+,-) Темп изменений, %

Количество работников, занятых ВНП, чел. 11 12 1 109,1

Количество работников, занятых КНП, чел. 16 20 4 125,0

Количество ВНП на 1 работника, ед. 8,7 3,8 -4,9 43,7

Количество КНП на 1 работника, ед. 1924 1444,3 -479,7 75,1

Сумма доначислений на 1 результативную ВНП, тыс. руб. 1402,2 1479,5 77,3 105,5

Сумма доначислений на 1 результативную КНП, тыс. руб. 37,2 45,0 7,8 121,0

Средний показатель доначислений на 1 работника ОВП, тыс. руб. 12237 9863,5 -2373,5 80,6

Средний показатель доначислений на 1 работника ОКП, тыс. руб. 3262 2790 -472 85,5

Сумма поступлений (взысканий) на 1 ВНП, тыс. руб. 1109,6 1230,9 121,3 110,9

Сумма поступлений (взысканий) на 1 КНП, тыс. руб. 24,1 65,6 41,5 в 2,7 раза

Средний показатель поступлений (взысканий) на 1 работника ОВП, тыс. руб. 9683,4 8205,8 -1477,6 84,7

Средний показатель поступлений (взысканий) на 1 работника ОКП, тыс. руб. 2110 4061,6 1951,6 192,5

работы налоговых органов. Сегодня работа налоговых органов основывается на необходимости создания комфортных условий путем оказания качественных услуг плательщикам для исполнения ими обязанности по уплате налогов. Время, потраченное на походы в инспекцию, плательщик может использовать на развитие своего бизнеса и тем самым получить дополнительную прибыль. Рациональная организация работы налоговых органов с плательщиками позволит обеспечить дополнительные поступления налогов в бюджет [3, с. 72].

Несмотря на увеличение количества работников, занятых выездными и камеральными налоговыми проверками, количество проведенных налоговых проверок на 1 работника снижается. При этом сумма доначислений на одну результативную выездную налоговую проверку возросла на 77,3 тыс. руб., или на 5,5%, а на одну результативную камеральную налоговую проверку - на 7,8 тыс. руб., или на 21,0%. Средний показатель доначислений на 1 работника отделов камеральных проверок в 2012 г. равен 2790 тыс. руб., что на 472 тыс. руб. меньше по сравнению с предыдущим годом. Средний показатель поступлений (взысканий) на 1 работника отделов камеральных проверок в 2012 г. составил 4061,6 тыс. руб., что на 1951,6 тыс. руб. больше предыдущего года.

Проведенный анализ также показал, что средний показатель доначислений на 1 работника отдела выездных проверок в 2012 г. составил 9863,5 тыс. руб., что на 2373,5 тыс. руб. меньше по сравнению с предыдущим годом. Средний показатель поступлений (взысканий) на 1 работника отдела выездных проверок составил в 2012 г. 8205,8 тыс. руб., что на 1477,6 тыс. руб. меньше, чем в 2011 г.

Исходя из вышеприведенных данных, можно отметить, что контрольная работа ИФНС России по г. Новочебоксарску проводится эффективно. По результатам каждой налоговой проверки дополнительно начисляются суммы, что говорит о стопроцентной эффективности проведения налоговых проверок. Несмотря на то, что количество проверок с каждым годом уменьшается, что является результатом тщательного и обоснованного выбора налогового органа объекта проверки, суммы доначислений на одну налоговую проверку возрастают. Это произошло из-за отказа ИФНС России по г. Но-вочебоксарску от тотального контроля налогоплательщиков и перехода к контролю, основанному на 12 критериях риска, а также вследствие сокращения выездных налоговых проверок за счет повышения их эффективности.

При анализе организации проведения контрольных мероприятий не следует забывать, что конечный результат любого контрольного мероприятия во многом зависит не только от работы самого контрольного блока инспекции, но и от работы отделов, которые, пусть даже и косвенно, но принимают участие в проведении контрольных мероприятий [2, с. 28].

К таким отделам можно отнести:

- отдел общего и финансового обеспечения - в части обеспечения бесперебойной работы инспекции, получения и отправки корреспонденции, что особенно важно, ведь трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки начинается с даты представления декларации в налоговый орган, а не с даты получения ее инспектором;

- отдел ввода и обработки данных - от того, насколько быстро и качественно в электронную базу данных будет занесена отчетность налогоплательщиков, зависит, во-первых, возможность проведения камеральной налоговой проверки в автоматизированном режиме, а во-вторых, полнота и достоверность сведений, содержащихся в базе данных инспекции;

- отдел регистрации и учета налогоплательщиков - сведения, предоставленные этим отделам, во многом влияют на планирование контрольных мероприятий, а также имеют огромное значение при оформлении результатов налоговой проверки, ведь внесение неверных сведений в акт или решение по результатам налоговой проверки может являться основанием для признания его судом не действительным по формальным признакам;

- юридический отдел, именно на него возложены все основные функции по даче заключений по оформлению конечных результатов контрольной деятельности инспекции, правовая оценка актов налоговых проверок, представительство в судах, при рассмотрении дел, непосредственно связанных с проведением мероприятий налогового контроля.

Таким образом, в целях повышения эффективности организации мероприятий налогового контроля необходимым условием является организация взаимодействия отделов, прямо или косвенно связанных с проведением налогового контроля. Анализ показателей контрольной работы по выездным и камеральным налоговым проверкам показал, что в ИФНС России по г. Новочебоксарску ведется достаточно эффективный контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Повышение качества налогового админи-

стрирования следует рассматривать как составную часть проводимой в настоящее время налоговой политики, поскольку она напрямую связана с уровнем налоговой нагрузки на экономику. Снижение нагрузки на плательщиков требует принятия адекватных мер по улучшению налогового администрирования. При этом система налогового администрирования должна одновременно обеспечить полное и своевременное поступление в бюджетную систему налогов и других обязательных платежей, сокращение издержек на осуществление налогового контроля, что обусловливает требование комплексного подхода к реформированию деятельности налоговых органов.

Улучшая качество и эффективность работы, внедряя новые передовые технологии, ФНС России обязана решать главную задачу - обеспечивать доходы бюджетов всех уровней в полном объеме. От этого зависит выполнение всего комплекса экономических и социальных задач, поставленных Правительством РФ и направленных на модернизацию экономики и улучшение жизни российских граждан.

ФНС России очень сильно волнует вопрос повышения качества налогового администрирования, совершенствования процедуры налоговых проверок, создание эффективной системы планирования и отбора налогоплательщиков для проведения проверок. Такие выводы можно сделать, проанализировав те изменения, которые вносились и продолжают вноситься в НК РФ, приказы ФНС, которыми утверждены формы документов по налоговым проверкам, а также концепция планирования выездных налоговых проверок, в которой сделан акцент на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.

В связи с этим Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с

большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Федеральная налоговая служба стремится к активизации аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к повышению налоговой культуры в целом.

Эффективное функционирование взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. Персональные компьютеры, являющиеся основой новой информационной технологии, позволяют интегрировать информационные процессы в различных учреждениях.

Повышение эффективности деятельности налоговых органов в целом приводит к сокращению затрат. Оптимизация методов работы с налогоплательщиками - верный путь к снижению издержек в процессе контроля за соблюдением налогового законодательства, а повышение квалификации сотрудников налоговых органов позволяет сократить персонал и одновременно повысить качество услуг Эффективность контроля при снижении трудоемкости данного процесса повышает и весьма развитая система электронных безналичных платежей.

Список литературы

1. Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. 2005. 156 с.

2. Миронова О.М. Налоговое администрирование: учебник. М.: Инфра, 2011. 428 с.

3. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002.

4. Официальный сайт УФНС России по Чувашской Республике. URL: www.r21.nalog.ru.

СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@rucoop.ru

БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ANchief@mail.ru

АЛЕКСАНДРОВА Наталия Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Рос-сийскогоуниверситета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: natalia50196@mail.ru

SILVESTROVA, Tamara Yakovlevna - Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tsilvestrova@rucoop.ru

BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ANchief@mail.ru

ALEKSANDROVA, Natalia Vyacheslavovna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: natalia50196@mail.ru

УДК 334.732.2

СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

В.М. Старостин

Посвящено истории становления и современного состояния рынка микрофинансирования в России. Охарактеризованы периоды развития российского микрофинансового сектора. Изучена структура микрофинансового сегмента.

Ключевые слова: микрофинансирование; микрофинансовая организация; кредитный кооператив; микрозаймы; сбережения; финансовые институты; рынок.

V.M. Starostin. DEVELOPMENT OF MICRO FINANCE MARKETIN THE RUSSIAN ECONOMY

The article is devoted to the history and current state of the microfinance market in Russia. Characterized by periods of development of the Russian Microfinance Sector. The structure of the microfinance segment.

Keywords: microfinance; MFI; credit cooperative; microloans; savings; financial institutions; market.

Сегодня рынок микрофинансирования по темпам своего развития значительно опережает другие секторы финансового рынка. Такая динамика и само появление современного микрофинансирования как института в 70-90-е гг. ХХ в. экономически обусловлено, с одной стороны, нарастающей конкуренцией в зоне финансового обслуживания более обеспеченных групп клиентов, с другой - совершенствованием методологии розничного финансирования. Большую роль в становлении микрофинансирования также сыграло формирование новых глобальных приоритетов на уровне ООН и других наднациональных институтов, для ко-

торых снижение уровня бедности стало одной из главных задач.

Положительно повлияли на рынок микрофинансирования введение государственного регулирования и формирование нормативной базы в связи с принятием федеральных законов «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Как пишет М.В. Мамута, «микрофинансирование во многом «перевернуло» парадигму мышления финансистов и банкиров - причем основным рычагом здесь выступил даже не экономический, а скорее психологический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.