Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 1. С. 22-27. © Т.В. Галюкшова, 2010
УДК 336.2
АНТИКРИЗИСНЫЕ НАЛОГОВЫЕ МЕРЫ В 2009 ГОДУ
ANTI-CRISIS TAXATION IN 2009
Т.В. Галюкшова T.V. Galyukshova
Омский государственный институт сервиса
В статье рассматриваются меры по поддержке российского бизнеса в период кризиса, предложенные налогоплательщику налоговым законодательством, дается оценка внесенных поправок, обсуждаются будущие налоговые нововведения.
The article deals with some offers of the tax legislation to back business in Russia during the crisis, estimates the amendments done, and discusses the coming tax changes.
Ключевые слова: кризис, налоги, налоговые льготы, амортизационная премия, НДС, социальные вычеты, перспективы.
Key words: crisis, taxes, tax breaks, VAT, amortization bonus, social charge-off, prospects.
В конце 2008 г. и в течение 2009 г. Государственной Думой были приняты антикризисные поправки в налоговое законодательство как «пожарные» меры по адаптации к предстоящим трудностям и поддержке предпринимательства в России. Цель поправок - стимулировать экономику в период кризиса через ряд налоговых льгот. С нашей точки зрения термин «стимулирование» воспринимается с явным напряжением, но попытаемся, осознав, воспользоваться предложенными поправками.
В относительно короткие сроки российский парламент рассмотрел и принял ряд федеральных законов, которые позволят снизить налоговую нагрузку на организации и физические лица (от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ, от
30 декабря 2008 г. № 305-ФЗ, от 19 июля 2009 г. № 202-ФЗ, от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ, от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и др.). Изменения коснулись нескольких налогов: налога на прибыль, НДС, НДПИ, ЕСН, УСН, НДФЛ.
Предлагаем краткий обзор самых ключевых изменений.
Налог на прибыль.
1. Налог на прибыль снижен на 4 %. С 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль организаций снизилась с 24 до 20 % за счет федеральной части налога (которая уменьшилась с 6,5 до 2,0 %). Кроме того, субъектам Федерации предоставлено право понижать ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, с 18 до 13,5 %. Например, Законом Омской области от 24 ноября 2008 г. № 1106-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций» с 1 января 2009 г. установлена ставка налога на прибыль организа-
ций в размере 13,5 % в части сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет, для товариществ собственников жилья.
По словам В. Путина, снижение ставки налога на прибыль позволит не забирать в качестве налогов, а оставить работать в экономике свыше 400 млрд рублей. Удручает, что для 53 % российских предприятий (цифра озвучена президентом ТПП Е.М. Примаковым в ходе выступления на заседании президиума правления ТПП РФ 23 декабря 2008 г.) уплата налога на прибыль становится неактуальной проблемой.
Был экстренно изменен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за четвертый квартал 2008 г. по факту полученной прибыли, а не с высокой прибыли третьего квартала. Большинство российских предприятий не успели воспользоваться данной нормой в ноябре, так как закон № 224-ФЗ был принят 26 ноября 2008 г. Внести изменения в учетную политику, подать декларацию по налогу на прибыль и заплатить налог надо было успеть до 28 ноября 2008 г. Налогоплательщику в 2010 г. стоит задуматься о переходе (по крайней мере на период экономического кризиса) на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Для этого следует внести изменения в учетную политику компании и уведомить об этом налоговую инспекцию до 31 декабря 2009 г.
2. Амортизационная премия увеличена с 10 до 30 % по отношению к основным средствам, входящим в 3-7 амортизационные группы. Компания сможет сразу списать в уменьшение налогооблагаемой базы до 30 % первоначальной стоимости основных средств (а так-
же расходов на их ремонт, модернизацию, техническое перевооружение). Данная льгота действует в отношении основных средств, приобретенных после 1 января 2009 г. Увеличение размера амортизационной премии предполагает создать благоприятные условия для переоборудования существующих и создания новых производств, приобретения новых технологий, значительно облегчив налоговую нагрузку до момента получения реальной прибыли от новых объектов.
Имеется ограничение: принятый закон устанавливает обязанность налогоплательщика восстановить и включить в налоговую базу по налогу на прибыль ранее использованную амортизационную премию (30 или 10 %) в том случае, если он реализует основное средство ранее, чем через пять лет после ввода его в эксплуатацию. Из текста закона следует, что компании должны применять это правило в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2008 г. Это может вызвать увеличение налоговой нагрузки при пересчете налога на прибыль в отношении основных средств, приобретенных и реализованных в течение
2008 г. для компаний, распродающих активы в условиях кризиса. По общему правилу ст. 5 Налогового кодекса (далее - НК) РФ поправки, которые ухудшают положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы и не должны распространяться на прошлые периоды. Налогоплательщики имеют право не применять норму о восстановлении амортизационной премии по объектам, введенным в эксплуатацию до 2009 г.
3. Проценты по кредитам можно с 1 сентября 2008 по 31 декабря 2009 г. в большем объеме учесть в расходах: с 1 сентября 2008 по
31 июля 2009 г. предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза; с 1 августа по 31 декабря
2009 г. - увеличенной в 2 раза.
По общим правилам налогоплательщик можете уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму процентов, которая не отклоняется от среднего уровня процентов, начисляемых по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале, в сопоставимых объемах более чем на 20 %.
4. Расширен перечень расходов на добровольное страхование, уменьшающих прибыль. С 1 января 2009 г. в перечень включены расходы на добровольное имущественное страхование, включая страхование гражданской ответственности и страхование предпринимательских рисков, если в соответствии с российским законодательством такое страхование
является условием осуществления налогоплательщиком его деятельности. Данные изменения должны решить проблемы компаний, которые в силу ряда законов обязаны в ходе своей деятельности заключать некоторые виды договоров добровольного страхования, например страхование ответственности при транспортировке опасных производственных объектов, выполнении государственных заказов, страхование профессиональной ответственности аудиторов, расходы на добровольное страхование ответственности по договору, если это является необходимым условием деятельности налогоплательщика в соответствии с международными обязательствами или общепринятыми международными требованиями. Раньше налоговые органы отказывали в признании таких расходов для целей налогообложения.
НДС.
5. Начиная с III квартала 2008 г. налогоплательщики НДС получили право на рассрочку НДС платежей - равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех последующих месяцев за налоговым периодом. Это позволит при значительных налоговых обязательствах по НДС адекватно справляться с текущими платежами.
6. С 1 января 2009 г. налогоплательщики получат право принимать к вычету НДС по авансовым платежам (если такие платежи предусмотрены договором) в том налоговом периоде, в котором произведен платеж. Ранее НДС по авансам принимался к вычету только после отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг. По новым правилам поставщики обязаны выставить счета-фактуры не позднее пяти календарных дней со дня получения авансов. С одной стороны, данная мера должна позволить компаниям упорядочить уплату НДС и уменьшить свои обязательства по НДС на сумму вычетов с выданных авансов. С другой стороны, данная поправка, как показала практика 2009 г., привела к ряду проблем, а именно:
• трудности с указанием наименования товаров (описания работ, услуг) в авансовых счетах-фактурах;
• наличие договора, в условиях которого предусмотрена предоплатная форма расчетов и прописаны конкретные наименования в будущем отгружаемых товаров или выполняемых работ;
• считать ли предварительной оплатой суммы, поступившие в том же налоговом периоде, в котором произведена отгрузка;
• трудности определения наименования товаров, работ, услуг оформляемых в одном авансовом счете-фактуре после получения общей суммы оплаты, частичной оплаты в счет пред-
стоящих поставок, облагаемых по различным ставкам (10 и 18 % или в том числе необлагаемых НДС);
• дискриминация в отношении неденежных форм расчетов до отгрузки, не предусмотренная по праву вычета у покупателя;
• обязанности восстанавливать НДС на основании пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ после получения приобретаемого ресурса;
• сложности администрирования вычетов и восстановления НДС, ранее принятого к вычету с выданных авансов;
• увеличение документооборота и риск оформления авансовых счетов-фактур с погрешностями;
• проблемы с вычетом НДС, исчисленного ранее с полученного аванса, поставщиком в случае новации первоначально заключенного обязательства по поставке продукции, например в договор займа.
Возникает логичный вопрос: если хотели облегчить участь налогоплательщику в период кризиса, не проще было бы отменить включение авансов, полученных в налоговую базу по НДС? И не провоцировать «налоговые ловушки» и последствия от попадания в них.
7. С 1 января 2009 г. отменена непопулярная норма п. 4 ст. 168 НК РФ: налогоплательщики больше не обязаны перечислять друг другу НДС на основании отдельных платежных поручений при бартерных сделках, зачетах встречных требований или при использовании в расчетах ценных бумаг. Но хорошие нововведения не могут доставлять только радость налогоплательщику. Так, отмена обмена в неденежных расчетах сторонами сделки суммами НДС оставляет за ними обязанность перечислять НДС в переходный период, если к учету приняты ресурсы в 2007-2008 гг., но взаимозачет, например, проведен в 2009 г. (п. 12 ст. 9 Федерального закона № 224-ФЗ).
8. Отменен НДС при ввозе технологического оборудования, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, если на территории России не производится его аналогов по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
9. Упрощен порядок подтверждения ставки НДС 0 % при экспорте товаров. Компании-экспортеры получили право представлять в налоговые органы не таможенные декларации (или их копии), а реестры таможенных деклараций, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с отметками таможенных органов. Это должно облегчить процесс представления документов и сократить число отказов в возмещении НДС из-за формальных недостатков в таможенных декларациях. Также увели-
чен на 90 дней (т. е. до 270 дней) срок представления документов (их копий) для подтверждения нулевой ставки по НДС при экспорте товаров. Однако это временная мера - увеличенные сроки будут действовать в отношении операций с товарами с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г.
Упрощенная система налогообложения.
9. Изменены требования к налогоплательщикам, желающим перейти на УСН и уже применяющим упрощенный режим налогообложения.
С целью расширения круга субъектов малого предпринимательства федеральный законодатель предпринял шаги к уменьшению налоговой нагрузки на налогоплательщиков, применяющих (или желающих применять) УСН. Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ вступает в силу с 1 января 2010 г. С 2010 г. организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн руб. При этом налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение доходов более 60 млн руб.
С 2009 г. власти регионов получили право принимать решения о снижении с 15 до 5 % ставки налога для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Этим правом воспользовалось Законодательное собрание Омской области и законом Омской области от 28 апреля 2009 г. № 1156-ОЗ установило налоговую ставку в размере 5 % для налогоплательщиков, у которых не менее 70 % дохода за соответствующий отчетный (налоговый) период составил доход от осуществления одного из следующих видов экономической деятельности:
• сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях;
• производство машин и оборудования;
• производство электрических машин и электрооборудования;
Налоговая ставка в размере 10 % устанавливается для налогоплательщиков, у которых не менее 70 % дохода за соответствующий отчетный (налоговый) период составил доход от осуществления одного из следующих видов экономической деятельности:
• производство стальных отливок;
• производство готовых металлических изделий;
• производство пищевых продуктов, включая напитки;
• производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
• здравоохранение и предоставление социальных услуг;
• деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта;
• текстильное производство;
• производство одежды, а также выделка и крашение меха;
• обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели;
• производство резиновых и пластмассовых изделий;
• производство мебели.
Изменения в области налогового контроля.
10. Отныне при частичном отказе в возмещении НДС инспекция обязана вынести два решения: если в ходе камеральной проверки декларации с суммой НДС к возмещению инспекция выявит какие-либо нарушения налогового законодательства, но при этом в отношении части возмещаемой суммы никаких претензий не будет, налоговый орган должен вынести два решения: одно - о частичном возмещении суммы налога, другое - об отказе в возмещении оставшейся суммы НДС (п. 3 ст. 176 НК РФ). Это позволит налогоплательщику сразу же возместить ту сумму НДС, которую инспекция не оспаривает.
В настоящее время в Государственной думе обсуждается проект об ускоренном возмещении НДС под банковские гарантии.
Торгово-промышленная палата вышла с инициативой предоставить налогоплательщику право выбора налогового периода (месяц или квартал). Введение такого права позволит экспортерам быстрее возвращать НДС, оплаченный поставщикам ресурсов, из которых они произвели продукцию на экспорт. Сегодня потеря из оборота денежных ресурсов у экспортеров оттягивается на 6-7 месяцев (3 месяца длится налоговый период, до 20 числа подается декларация, 3 месяца длится камеральная проверка, 7 дней принимает решение о возврате НДС налоговый орган, 5 дней изыскивают необходимые ресурсы органы казначейства).
Торгово-промышленная палата предлагает отменить приостановление операций по счетам налогоплательщика в случае непредставления налоговых деклараций (п. 3 ст. 765) как несоразмерную возникающим последствиям и несоответствующую назначению обеспечительную меру.
НДФЛ.
11. Увеличен имущественный вычет.
Для стимулирования спроса на рынке недвижимости имущественный вычет по НДФЛ на приобретение жилья повышается с 1 млн до 2 млн руб., начиная с 2008 г. Таким образом, максимальная экономия, которую смогут получить работники, увеличивается с 130 тыс. до 260 тыс. руб. Этой льготой смогут воспользоваться и те, кто приобрел жилье (зарегистрировал право собственности) в 2008 г.
12. В облегчение участи налогоплательщику - физическому лицу - увеличен стандартный вычет на детей - 1000 руб. в месяц до получения дохода, не превышающего 280 тыс. руб., и социальный вычет с учетом пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения и дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии до 120 000 руб.
ЕСН.
13. ЕСН перестает существовать с 2010 г. путем замены социального (специалисты, в том числе А.П. Починок, считают антисоциальным) налога страховыми взносами.
С одной стороны, статистика удручающая: на 1,5 млн рождающихся в России в год приходится 2,3 млн умирающих. Разница в 800 тыс. чел. не дает воспроизводства населения России. Через 30 лет в России на каждого работающего будет приходиться по 1 пенсионеру, а по подсчетам демографов, к 2075 г. население России сократиться в 3 раза.
Реформирование социальной защиты назрело, но эффективной она станет только тогда, когда будет направлена исключительно на человека при участии самого человека. Очередное перераспределение финансовых потоков между структурами только усугубит ситуацию. Увеличение нагрузки на ФОТ с 2011 г. до 34 % прогнозируется сокрытием начисленных доходов, «конвертной» схемой, нелегальной зарплатой, двойным дном и прочими известными ухищрениями работодателя.
НДПИ.
14. Стратегические решения были приняты в отношении нефтяной отрасли: серьезное снижение ставки НДПИ, налоговые каникулы для новых месторождений в определенных зонах, специальные правила в отношении затрат на приобретение лицензий на разработку месторождений, ускоренная амортизация оборудования и скважин. Если говорить о пожарных мерах, то были снижены экспортные пошлины на нефть, сокращен период принятия решения по экспортным пошлинам и пр.
Перспективы.
Налоговое законодательство будет меняться и в 2010 г. На очереди еще ряд поправок в
Налоговый кодекс, в том числе в рамках концепции формирования в России финансового центра. Изменения будут предполагать введение имущественного вычета по НДФЛ при продаже ценных бумаг, расширение применения нулевой ставки на дивиденды, выплачиваемые российским компаниям. В 2009 г. Федеральное собрание рассматривает пакет поправок по трансфертному ценообразованию и налоговой консолидации, где будет заложен более глубокий смысл контроля цен, нежели в ст. 40 НК РФ, которую налоговые органы так и не научились применять. Ожидаются другие нововведения: введение налога на недвижимость, дифференцированные в зависимости от размера доходов ставки НДФЛ. В Минфине России планируют сделать работоспособным механизм предоставления налоговых рассрочек, отсрочек, инвестиционного кредита. В НК РФ эти нормы есть, но в силу различных причин они не работают. Будет увеличен перечень оснований для получения налоговой рассрочки и инвестиционного кредита. По замыслу властей, новым налогом - налогом на сверхприбыли - станет облагаться нефтяная отрасль. «Вместо нынешнего НДПИ необходимо ввести более гибкий налог, который перераспределял бы нагрузку не по размеру, а по времени, переносил бы максимальное налоговое изъятие на период, когда месторождение работает наиболее эффективно», - сообщил в одном из своих выступлений С.Д. Шаталов.
Ведомство готово в ближайшие месяцы предложить законопроект, снимающий проблему учета потерь торговых сетей от хищений, порчи, лома продукции и т. д. Существующие в НК РФ нормы не адаптированы под современные форматы торговли, что влечет за собой колоссальные потери в этой отрасли.
Вопрос о переносе убытков в результате слияний и поглощений также не забыт в Минфине России. Финансисты недовольны ситуацией, когда реорганизации часто проводятся с целью минимизировать налоговые обязательства за счет убытков реорганизованной компании. В НК РФ будут внесены изменения, ограничивающие такие возможности.
Из того, что должно порадовать налогоплательщиков, запланировано: установление правил, определяющих «рыночность» процентов по кредитам, займам, векселям и другим финансовым инструментам; уточнение правил, касающихся операций РЕПО, а также правил налогообложения лизинговых компаний.
Уничтожение оффшоров - еще одна мировая тенденция, которую должна поддержать Россия. В этой части придется стандартизиро-
вать НДС и консолидировать работу налоговых консультантов на международном уровне.
Оценка антикризисных поправок.
Снижение налогов по малому бизнесу в УСН скорее всего не будет, считает О.Г. Дмитриева, потому что субъекты не принимают соответствующие законы. Принимать следовало федеральным законом, а не давать право на снижение ставок регионам. Причина понятна: интересы бюджетов регионов не оставляют лага на снижение ставки.
Налоговые вычеты по приобретению жилья до 2-х млн руб., когда рынок жилья встал, когда идет массовое сокращение персонала, когда не выплачивается заработная плата даже на «хлеб насущный», многими воспринимается как недосягаемая, а следовательно, совершенно неактуальная норма.
Амортизационная премия в условиях, когда кредиты «замерзли» в валютных активах банков и будут мерзнуть еще долго, выглядит декларативно. Например, Сбербанк России объявил о прекращении выдачи валютных кредитов. Очевидно, СБ понимает, что будет рост USD/Euro, и будет дефолт заемщиков, поэтому проще кредиты вообще не давать.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам А.М. Макаров отнесся к представленным антикризисным поправкам критически. По его словам, всем известно, что налоговая система должна быть справедливой, необременительной для бизнеса как с точки зрения ставок, так и с точки зрения администрирования. И наконец, налоговая система РФ должна быть более привлекательной, чем в других государствах. Это в идеале, но кризис обнажил очень многие проблемы российской экономики и налоговой системы, в частности.
Одна из значительных проблем, по мнению А.М. Макарова, - реформирование ЕСН. Возмущает то, что функции государственного органа (администрирование взносов, выездные проверки, связанные с уплатой взносов, и т. д.) передаются негосударственному органу и негосударственным служащим. Он отметил, что при таком исходе суды будут завалены исками. Кроме того, данное решение влечет за собой множество мелких проблем. Депутат раскритиковал действия руководителей субъектов Российской Федерации, которые привели к перерождению ЕНВД из поддерживающего малый бизнес налогового режима в противоположный.
Управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев отмечает ряд серьезных проблем
в антикризисных налоговых поправках. Он отметил, что примеры, когда принимались неправильные политические решения под давлением общественного мнения, в нашей стране уже встречались. Решение о замене ЕСН на взносы во внебюджетные фонды - как раз такое решение, и оно требует внимания со стороны бизнес-сообществ. Сергей Пепеляев согласен, что ЕСН нужно тратить на социальную защиту, но не на содержание еще порядка 10 000 контролеров.
Инициатива Минфина России об ускорении процедуры возмещения НДС показалась эксперту несостоятельной как с правовой точки зрения, так и с экономической. Во-первых, налоговый орган будет брать плату за выполнение собственных обязанностей. Во-вторых, по статистике примерно в 10 % случаев налогоплательщику отказывают в вычете, но банковскую гарантию необходимо будет оформлять на всю заявленную к вычету сумму НДС. Поскольку банковская гарантия имеет свою стоимость (около 3 % годовых), это несправедливо с экономической точки зрения.
Эксперты предлагают следующие основные корректировки налоговой реформы:
• предусмотреть увеличение налоговых вычетов по НДФЛ для лиц с низким уровнем доходов (вывод из налогооблагаемой базы доходов ниже прожиточного минимума);
• распространить налоговый вычет по НДФЛ на средства, израсходованные не только на обучение и лечение, но и на санаторнокурортные путевки в отечественные здравницы. Это предложение направлено на оздоровление населения и поддержку курортно-рекреационной деятельности в стране, стимулирование спроса на рынке внутреннего туризма;
• предоставить малым и средним предприятиям на срок до одного года отсрочки или рассрочки по уплате налогов при сумме задолженности свыше 1 млн руб. по решению руководителя регионального финансового органа по согласованию с Минфином России (в
России так никто и не воспользовался правом на отсрочку по уплате налогов, в случае если задолженность предприятия составляет более 10 млрд руб. и есть угроза возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий);
• провести мониторинг и оценить эффективность введения для промышленных и иных предприятий 30-процентной «амортизационной премии»; рассмотреть вопрос о введении инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций;
• в целях обновления основных фондов промышленных предприятий рассмотреть вопрос о предоставлении льготы по налогу на имущество организации по вновь вводимому технологическому оборудованию при сумме инвестиций не менее чем 100 млн руб. на срок не менее пяти лет;
• изменить порядок применения специальных режимов налогообложения малого бизнеса (имеется в виду дальнейшее увеличение предельного объема годового оборота, дающего право применять упрощенную систему налогообложения);
• принять пакет законодательных актов, направленных на эффективное налоговое стимулирование инновационной деятельности;
• рассмотреть вопрос об обеспечении льгот для инвесторов в части запрета на ухудшение условий налогообложения, предусмотренных федеральными законами «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; утвердить порядок определения и регистрации инвестиционных проектов.
Несмотря на то, что планировать на долгий срок в условиях кризиса очень сложно, все же, оценивая налоговые антикризисные меры, бизнес получает возможность смотреть вперед, намечая перспективы развития после выхода из кризиса.