Научная статья на тему '\ налоги \ Налоги-с. . . прибыли'

\ налоги \ Налоги-с. . . прибыли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ налоги \ Налоги-с. . . прибыли»

Налоги-с... Прибыли

В кризис бессмысленно снижать налоги по чуть-чуть, экономика этого просто не заметит, а государство впустую распылит ресурсы. Необходимо кардинальное уменьшение налоговой нагрузки на предприятия. Однако нынешняя ситуация выглядит так: на одной чаше весов - виртуальные выгоды от снижения налога на прибыль, на другой - вполне реальные перспективы усиления кризиса и спада экономики в результате увеличения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.

Михаил Горст,

кафедра экономического анализа предприятий и рынков,

Государственный университет - Высшая школа экономики

Осень 2008 года выдалась удивительно урожайной на налоговые новости. В октябре бизнес огорошили перспективой увеличения ЕСН или даже полной его заменой социальными взносами, существовавшими раньше, и неясными обещаниями компенсировать потери бизнеса другими налоговыми послаблениями. Люди наивные понадеялись, что многолетняя борьба за сни-

жение НДС наконец-то увенчается успехом. В ноябре стало ясно, что надежды не оправдались.

В своем выступлении на съезде «Единой России» Владимир Путин анонсировал снижение с 2009 года ставки налога на прибыль с 24 до 20%, увеличение амортизационной премии с 10 до 30% и возможность для покупателей принимать к зачету НДС

ВЛАДИМИР XAXAHOB/EAST NEWS

с уплаченных авансов. Не забыли и про малый бизнес: базовую ставку по специальным налоговым режимам решили уменьшить с 15 до 5%. Кроме того, премьер заявил, что система авансовых платежей по налогу на прибыль - не что иное, как беспроцентное кредитование бюджета предприятиями, поскольку размер авансового платежа исчисляется по прибыли прошлого квартала. Остается только удивляться, как этого раньше не замечали, ведь эта система работает не один год.

Нельзя не порадоваться оперативности, с которой поправки в Налоговый кодекс были приняты. В своем выступлении 20 ноября премьер-министр установил срок - 28 ноября. 26-го закон с поправками был подписан президентом. Вот если бы и другие важные вопросы решать с такой оперативностью! Многие законопроекты, проекты постановлений и приказов годами не могут пройти согласования в министерствах...

Но вернемся к налогам. Казалось бы, меры радикальные и даже революционные - базовые ставки налогов не менялись с 2005 года, когда был снижен ЕСН. Но радикальны эти меры только на первый взгляд и только по форме.

Сначала о бюджетных доходах. По оценке Минфина, от реализации этих предложений бюджет потеряет около 400 млрд. руб. за счет снижения ставки налога на прибыль, 13 млрд. руб. - от снижения налога на малый бизнес, 100 млрд.- от увеличения амортизационной премии, около 43,6 млрд.- от увеличения размера налогового вычета для граждан, приобретающих жилье. Таким образом, общий объем выпадающих доходов для бюджетов всех уровней в 2009 году оценивается Минфином на уровне 556,6 млрд. руб. или около 1,1% ВВП.

Ожидаемое увеличение налоговой нагрузки от введения социальных взносов оценивается в 900 млрд. руб. (1,7—1,8% ВВП). На основании этих расчетов вицепремьер Шувалов делает вывод, что более половины ожидаемого прироста налоговой нагрузки уже компенсировано. На первый взгляд, все красиво, но чувствуется некий подвох — достаточно вспомнить обычную практику Минфина, так называемый консервативный подход, когда предстоящие потери бюджета переоценивают, а ожидаемые доходы — недооценивают. Впрочем, для Минфина это естественно, ведь, как и в любой другой стране, наше министерство в первую очередь отвечает за то, чтобы в бюджете были деньги. Только наш Минфин обычно как-то уж очень «консервативен». Если посмотреть внимательно, то откроются очень интересные факты.

Во-первых, в его расчетах не приняты во внимание такие очевидные последствия кризиса, как снижение производства,

Глеб Фетисов, доктор экономических наук, первый зампред Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению, член-корреспондент РАН, завкафедрой макроэкономического регулирования и планирования МГУ

Многие предприятия останутся прибыльными

Прибыль, суммарная по экономике, уменьшится из-за роста числа убыточных предприятий. Но многие останутся прибыльными и для них снижение налога на 4 п.п. существенно. Кроме того, увеличение амортизационной премии с 10 до 30% позволит сэкономить (за счет налога на прибыль) предприятиям, осуществляющим большие инвестиции в основной капитал, а их немало. Ведь инвестпрограммы надо завершать, чтобы уже сделанные вложения не «вылетели в трубу».

Какие меры необходимы для восстановления экономического роста? Надо при расчете налога на прибыль ввести скидку в размере уплаченного за соответствующий период налога на имущество. Тогда привлечение кредитов и наращивание собственного капитала станут равноэффективными для предприятий источниками инвестиций. Пока у правительства для этого возможности есть. И это лучше, чем просто снизать ставку налога на прибыль, и так невысокую.

Надо ввести единую ставку НДС - 12%, как предусмотрено в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации, утвержденной Владимиром Путиным 17 ноября 2008 года. Нужно также установить единую ставку ЕСН в 13%, отменив при этом ограничения по размерам пенсии. Кроме мер, перечисленных выше, надо вернуть инвестиционный налоговый кредит как инструмент стимулирования развития предприятий реального сектора экономики.

Евгений Бушмин, председатель Комитета СФ РФ по бюджету

Снижение НДС потребует пересмотра всего бюджета

Налог на прибыль составляет около 7% доходов федерального бюджета. Поэтому его снижение не столь ощутимо для уже принятого федерального бюджета на 2009-2011 годы.

Почему не реформируются ЕСН или НДС? Скорее всего, ЕСН больше не будет, его заменят страховые взносы.

Что касается НДС, то снижение его ставки потребует пересмотра всего федерального бюджета, так что решение об этом надо принимать заблаговременно.

Хочу отметить, что антикризисный пакет не сводится только к снижению налоговой нагрузки. Он предусматривает также меры по упрощению налоговой системы, совершенствованию налогового администрирования, формированию климата доверия между налоговыми органами и налогоплательщиком. Установлен срок, когда налоговый орган должен сообщить банку об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика, - не позднее одного дня после принятия решения. Если налоговый орган не принимает вовремя решение об отмене приостановления операций или не уведомляет вовремя об этом банк, на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика, начисляют проценты.

С целью защиты интересов налогоплательщика уточнен порядок проведения налоговых проверок. Камеральную проверку проводят в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком именно налоговой декларации, а не каких-либо иных документов, как было раньше. Вводится новая норма: теперь нельзя использовать в ходе налоговых проверок доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса.

Приняты важные изменения, касающиеся порядка исчисления и уплаты НДС.

От уплаты НДС освобождено импортируемое технологическое оборудование, аналогичное которому не производят в России, по перечню, утверждаемому правительством. Решена давно назревшая проблема освобождения от уплаты НДС выданных авансов.

Станет проще порядок подтверждения экспортерами права на получение возмещения НДС при вывозе товаров. Теперь они могут представлять в налоговые органы не грузовую таможенную декларацию (как было до сих пор), а реестр таможенных деклараций, что значительно снизит административные издержки.

На мой взгляд, явно недостаточно было сделано для налогового стимулирования инновационной деятельности, переориентации экспорта с сырьевых ресурсов на интеллектуальный продукт. По моему мнению, для предприятий, работающих в области информационных технологий, следует создать специальный налоговый режим по аналогии с упрощенной системой налогообложения для малого бизнеса. Эта мера более действенна, чем предоставление льгот по уплате ЕСН.

налоги

налоги

Михаил Орлов, руководитель по учету и налоговому администрированию «Опоры России», председатель Экспертного совета Комитета ГД РФ по бюджету и налогам

Жесткая позиция Минфина

Хотелось бы отметить попытку решить проблему с уплатой авансов по налогу на прибыль в 2008 году. Известно, что большинство крупных предприятий рассчитывают авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из показателей предшествующего квартала. Для многих компаний III квартал 2008 года был достаточно прибыльным, следовательно, авансовые платежи, которые следовало уплатить в ноябре - декабре, тоже были существенными. Таким образом, предприятия, не имея реальной прибыли в IV квартале, вынуждены были бы «расплачиваться» за свой прибыльный III квартал. Но теперь они смогут уплачивать авансовые платежи исходя из реальной прибыли этих месяцев.

...Другой вопрос, вызвавший наиболее жаркую дискуссию, - налогообложение НДСом авансовых платежей. Сегодня авансы облагаются налогом у их получателя. Рассматривались два варианта: первый - освободить от НДС авансы, получаемые налогоплательщиками; второй - разрешить налогоплательщикам принять к вычету авансы, перечисляемые своим контрагентам. Очевидно, что с точки зрения поступлений в федеральный бюджет эти два варианта равнозначны, но по сложности администрирования разные. Очевидно, что обосновать право на вычет сложнее, чем право на освобождение.

Предложение, которое в итоге прошло, предполагает принимать к вычету налог, содержащийся в составе выплаченных авансов. На мой взгляд, такой подход сопряжен с большими административными издержками и для налогоплательщиков, и для налоговых органов, а также с колоссальными для налогоплательщиков рисками непринятия налоговыми органами этих вычетов. Я полагаю, что решение, которое связано с издержками как для бизнеса, так и для налоговых органов, - не совсем правильно. Хотя, повторю, для бюджета обе меры равнозначны.

Также обсуждалось предложение не облагать НДС строительно-монтажные работы для собственного потребления. Опять-таки идея не новая, обсуждается давно и в условиях кризиса могла бы помочь предприятиям с незавершенным капитальным строительством закончить его безболезненно собственными силами. Но эта мера натолкнулась на достаточно жесткую позицию Минфина и в итоге была исключена из законопроекта.

Елена Панина, зампред Комитета ГД по промышленности

Время для налоговых каникул

Сегодня, в условиях финансового кризиса, уменьшение нагрузки по налогу на прибыль не достаточно эффективная мера, поскольку предприятия практически не получают прибыли. Необходимо, во-первых, отменить авансовые платежи по налогу на добавленную стоимость - ведь продукция еще не реализована и, следовательно, никакой добавленной стоимости не получено, а в условиях, когда нет ни собственных, ни заемных оборотных средств, платить НДС авансом невозможно. Во-вторых, решить наболевший вопрос снижения НДС, хотя сложно обсуждать эту меру, когда бюджет рассчитан на основании цены нефти $90 за баррель, а сегодня показатель опустился ниже $50. Тем не менее, государство формировало финансовые резервы как раз на такой случай, как сейчас - финансовый кризис. НДС, на мой взгляд, надо снизить до 12%.

Что касается других мер в налоговой сфере, то на период кризиса надо ввести налоговые каникулы, но не для всех предприятий. Следует выбрать приоритетные направления. Иными словами, надо постараться выявить точки роста, куда можно было бы в первую очередь направлять меры поддержки для того, чтобы, используя синергетический эффект, помочь смежным отраслям. Это называется: создание рынка платежеспособного спроса.

Кроме того, необходима инвестиционная, а точнее сказать, инновационная налоговая льгота. Казалось бы, как можно говорить об инновационной деятельности в период кризиса? Но именно предприятия, осуществляющие такую деятельность, имеют конкурентные преимущества и поэтому должны

максимально освобождаться от налогов на период внедрения новой высокоэффективной продукции (по примеру Казахстана, Белоруссии, не говоря о странах дальнего зарубежья). Сегодня мы расхлебываем то, что в течение многих лет надо было сделать - развивать и диверсифицировать собственную промышленность, а не делать ставку только на сырьевой сектор экономики.

сокращение прибыли и уменьшение инвестиций. Расчеты построены на ожиданиях, что в 2009 году сохранятся те же тенденции, что и ранее. Между тем очевидно, что размер прибыли в экономике сокращается, что признает и Минфин: 10 декабря замминистра финансов Антон Силуанов сообщил, что в ноябре 2008 года поступления по налогу на прибыль составили только 33% по отношению к ноябрю прошлого года. Поэтому было бы, мягко говоря, наивно ожидать, что предприятия смогут инвестировать в покупку основных средств в тех же объемах, что и раньше. Следовательно, они не смогут воспользоваться щедрой инвестиционной премией.

Следует сказать, что увеличение инвестиционной премии до 30% опоздало по меньшей мере на три года. Будь эта мера реализована хотя бы в 2005 году, она бы дала существенный толчок к модернизации экономики.

Также странно ожидать, что граждане в условиях нестабильного рынка труда и резкого сокращения ипотечных программ банками смогут покупать жилье. Ктому же, вычет можно использовать только один раз в жизни и большинство тех, кто был в состоянии купить жилье, уже им воспользовались. Даже в прежних условиях увеличение вычета с одного миллиона рублей до двух вряд ли бы увеличило количество приобретающих жилье, ведь в денежном эквиваленте эта льгота составляет всего 130 тыс. руб. (при размере вычета 1 млн. руб.) и 260 тыс. руб.(при размере вычета 2 млн. руб.). Тем более не стоит ожидать этого сейчас.

Помимо всего сказанного, довольно странно выглядит ситуация, когда возрастает нагрузка на работодателей, а компенсации получают граждане, покупающие жилье.

Если обратиться к истории того же налога на прибыль, то мы обнаружим, что нечто подобное мы уже проходили, когда отмена так называемой инвестиционной льготы была якобы компенсирована снижением налоговой нагрузки. В 2002 году вступила в действие глава 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций».

Ставка налога была снижена с 35 до 24%. Основными принципами построения новой системы налогообложения прибыли стали: во-первых, переход от закрытого списка «затрат, включаемых в себестоимость продукции» к открытому списку «расходов, учитываемых при формировании налоговой базы», во-вторых, отказ от всех льгот. В числе других была отменена и инвестиционная льгота, которая позволяла вывести из-под налогообложения до 50% прибыли, направляемой на капитальные вложения.

Эта льгота давала возможность снизить эффективную ставку налога до 17,5%.

Для многих предприятий она составляла около 20%. В качестве компенсации отмены этой льготы было предложено сокращение сроков амортизации основных средств и ускоренная амортизация.

Эффект отмены инвестиционной льготы и введения компенсирующих ее мер, в отличие от снижения ставки, оказался крайне неравномерным: многие предприятия выиграли от введения нового режима налогообложения прибыли, но довольно многие плательщики проиграли от этих изменений. Почти сразу же, в начале 2002 года, начались дискуссии о негативных последствиях отмены инвестиционной льготы. Эту тему обсуждали и в прессе, и на встречах предпринимателей с руководством страны.

Поначалу Минфин утверждал, что от отмены инвестиционной льготы никто не проиграл, что она была полностью компенсирована снижением ставки, введением ускоренной амортизации и открытого списка расходов, вычитаемых из прибыли. В среднем по стране эффект действительно был близок к нулю, для тех, у кого налоговая нагрузка возросла, это было слабым утешением. В конце концов фискальные власти признали, что эффект от данной меры был неравномерным и не был полностью компенсирован мерами, сокращавшими налоговую нагрузку.

Однако только в 2005 году попытки вновь ввести в налоговое законодательство изменения, чтобы стимулировать инвестиционный процесс, частично увенчались успехом: с 2006 года предприятиям разрешили использовать инвестиционную премию. Правда, размер этой премии был ограничен 10% стоимости основных фондов - первоначально ее планировали установить на уровне 25- 30%, но в процессе обсуждения Минфину удалось существенно сократить эту сумму. То есть нынешнее налоговое послабление не что иное, как возврат к первоначальному экономически обоснованному размеру инвестиционной премии.

В очередной раз отложен вопрос о снижении ставки НДС. Все, чего удалось добиться, это урегулирование проблемы зачета НДС по авансовым платежам. Вопрос, вообще говоря, технический, но он обсуждался несколько лет. По-прежнему не урегулированы сроки возмещения НДС при экспорте. Правительство обещает вернуться к этому в апреле 2009 года. Минфину раз за разом удается откладывать этот вопрос.

Его позиция понятна - поступления НДС гораздо меньше зависят от финансового результата, чем налог на прибыль, НДС обеспечивает стабильные бюджетные доходы в условиях инфляции. С точки зрения наполнения бюджета разумнее отказаться

Игорь Николаев, доктор экономических наук, ФБК Необходимы послабления по НДС

Даже по итогам 2007-го, докризисного, года более 23% предприятий были убыточными, следовательно, налоговую льготу не смогут получить минимум 23% компаний. Более того, сравнивать показатели 2007-го и 2009-го некорректно, поскольку ситуация ухудшается. Правильней в качестве ориентира рассматривать уровень 1998 года, когда неэффективно работали более 53% предприятий. В кризисный период необходимы послабления именно по НДС. На какую величину- это предмет для обсуждения, думаю, на 3-4 п.п. (допустим, с 18 до 15%).

Обратите внимание на опыт Великобритании, которая обнародовала 24 ноября свой антикризисный пакет, предусматривающий снижение НДС. Очень важно, что сроки послабления ограничены - «антикризисный» НДС введен на 13 месяцев - с 1 декабря 2008-го по 1 января 2010 года. Таким образом, у бизнеса формируется ожидание, что кризисный период продлится чуть более года. Такое четкое временное ограничение по налоговым льготам для бизнеса имеет большое значение. Помимо всего прочего, российский антикризисный пакет не компенсирует ожидаемое в 2010 году возрастание нагрузки на фонд оплаты труда, в связи с увеличением страховых взносов до 34%. По моим оценкам, это повысит налоговую нагрузку на бизнес почти на 1 трлн. руб. Выпадающие доходы от налоговых новаций составят 556 млрд. руб. - это официальная оценка. Но она проведена на основании показателей 2007 года, что некорректно, поскольку получение прибыли не ожидается. По моим расчетам, размер послаблений по налогу на прибыль может составить 150- 200 млрд. руб. Таким образом, объем снижения налоговой нагрузки составляет одну пятую часть от повышения нагрузки на фонд оплаты труда. Достаточно оригинальный выход из кризиса.

Александр Шохин, президент РСПП

НДС снижают, чтобы поддержать перерабатывающие отрасли

Сейчас у нас сложился большой разрыв между налогом на прибыль и социальными взносами. 34% - по фонду зарплаты и 20% - по прибыли. Это разрыв, который провоцирует работодателей, да и работников к использованию прибыли вместо оплаты труда. Стало быть, часть зарплаты проходит мимо социальных платежей. Но тогда государство, которое рассчитывало через повышенные социальных платежей сформировать пенсионный фонд, фонды соцстраха и медстраха, недоберет денег. В результате у нас опять будет разрыв между реальными заработными платами и той же пенсией.

Снижение НДС - безусловно, важная тема, и мы не собираемся снимать ее с повестки дня. Предлагаются, в частности, налоговые каникулы по НДС, если не будет снижена ставка, и т.д. Мы обсуждали это на заседании правления РСПП с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова. Он высказал парадоксальную мысль - не дай Бог кризис закончится через девять месяцев, тогда не успеем перестроить экономику. Это тот парадокс, о котором часто говорится: кризис - это не только опасности и проблемы, но и новые возможности. Но мы не сможем преодолеть трудности, не создав новой модели экономики. На мой взгляд, сейчас основная ответственность правительства и бизнеса -разработать не технологию спасения тех или иных отраслей и предприятий, а стратегию трансформации экономики и повышения адаптивных возможностей к различного рода кризисным явлениям. Не случайно вторым вопросом на заседании мы обсуждали энергоэффективность и энергосбережение. При той энергоемкости ВВП, которая у нас есть, мы не в состоянии конкурировать на глобальных рынках современной продукции. Пора бы уже конкурировать и по качеству, и по инновациям. Сейчас во многих странах снижают НДС, чтобы поддержать экономику, прежде всего перерабатывающие отрасли. Думаю, что мы к весне попробуем добиться такого же решения. Потому что оно, с одной стороны, должно компенсировать повышение социальных требований, а с другой - дать предприятиям, особенно тем, кто концентрируется на переработке, дополнительные ресурсы. Мы в свое время считали, что знаковым является снижение НДС не менее чем до 12%.

Вообще НДС - самый сложный в администрировании налог (коррупционный и т.д.), несмотря на очередные призывы правительства ускорить возврат НДС при экспорте. Каждое возмещение и возврат НДС - это дополнительная трехмесячная проверка. Проверка, как правило, находит какие-то недостатки, начинаются судебные разбирательства, возмещение растягивается на год.

налоги

налоги

Наталья Бурыкина, член Комитета ГД по бюджету и налогам

Послаблений более чем достаточно

Снижение ставки налога на прибыль - всегда хорошо. Отсутствие реальных доходов у каких-то предприятий вовсе не означает, что все компании не получают прибыль, у каких-то налогоплательщиков она все же есть. К тому же это не временная мера, а постоянная. Следующий важный момент - поправка по увеличению амортизационной льготы вступает в силу только с 1 января 2009 года. И действует не для всех групп. Эта мера на будущее, послекризисная. Она позволяет быстрее списывать расходы на закупку основных средств (ОС) и обновлять их. Увеличенная амортизация нужна, если товар очень хорошо продается на рынке - таким образом, расходы можно увеличивать, в частности больше списывать затрат на закупку ОС (следовательно, снижая налогооблагаемую прибыль - ред.). Но в условиях уменьшения спроса и ожидания возможности дефляции какие-то предприятия будут применять амортизационную льготу, а какие-то нет. Что касается поддержки реального сектора сегодня, я предложила бы повысить доступ малым предприятиям к использованию упрощенной системы налогообложения. Сегодня УСН могут применять только компании с определенными активами, числом сотрудников до 100 человек и оборотом не более 26 млн. руб. в год. По моему мнению, увеличение такого показателя, как среднегодовой оборот предприятия, до 70 млн. руб. стало бы реальной антикризисной мерой, и экономика быстрее бы выздоравливала. Принятых налоговых послаблений более чем достаточно.

от налога на прибыль, поступления которого сами сократятся, чем от НДС, хорошо работавшего и во время кризиса 90-х годов.

Вот только со стимулированием экономики такая позиция согласуется плохо. Если в условиях подъема экономики политика мелких вынужденных налоговых послаблений тормозила экономический рост, то сейчас отсутствие четкого выверенного плана и разнонаправленные действия только усугубляют ситуацию. С одной стороны, государство снижает налоговую нагрузку на сокращающуюся в результате кризиса налоговую базу. С другой стороны, намерено увеличить налоговую нагрузку на официальный фонд оплаты труда.

Это происходит в то время, когда, согласно опросам, более половины компаний не исключают возможности сокращения сотрудников, 35% - снижения заработной платы. Нужно отдавать себе отчет, что сокращение занятости - крайняя мера, влекущая за собой резкое падение производства или даже его закрытие.

Премьер Владимир Путин на съезде партии «Единая Россия» призвал местные власти сделать налоговые послабления для бизнеса, чтобы поддержать его в кризисное время. Руководители регионов ответили на вопрос:

Какие налоговые послабления вы даете бизнесу в связи с финансовым кризисом?

Эдхам Акбулатов,

председатель

правительства

Красноярского

края:

«Налог на прибыль для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в Красноярском крае снижен на 4%- с 17,5 до 13,5%.

Но для этого нефтедобывающим компаниям (Ванкорнефть, Роснефть) нужно нарастить объемы более чем до 3 млн. т в первый год работы, 15 млн. -за два года и 70 млн. - за пять лет. Перерабатывающим предприятиям придется довести объемы переработки до 7 млн. т. Срок действия всех льгот составит пять лет -с 2009-го по 2013-й.

Для предприятий, добывающих не менее 3 млн. т нефти с на-

растающим итогом до 70 млн. т за пять лет, налог на имущество организаций будет снижен в два раза - с 2,2 до 1,1%.

Для организаций, производящих нефтепродукты в объемах переработки не менее 7 млн. т, ставка составит также 50% обычного ее размера. Это позволит увеличить объемы добычи нефти и газа в регионе».

Валерий

Шанцев,

губернатор

Нижегородской

области:

«Правительство Нижегородской области рассматривает возможность установления дифференцированных налоговых ставок в пределах от 5 до 15% отдельным категориям налогоплательщиков, применя-

ющих упрощенную систему налогообложения. Решаются вопросы устранения всех бюрократических барьеров для малого бизнеса, создаются необходимые условия для его нормального функционирования. Рассматривается вопрос дополнительной поддержки предприятий малого бизнеса, в том числе в виде снижения арендных платежей, предоставления оборудованных помещений на льготных условиях».

Виктор

Ишаев,

губернатор

Хабаровского

края:

«Мы давали и будем давать налоговые преференции компаниям, которые приходят в наш регион, чтобы создать новое

производство. Особенно для предприятий лесной отрасли, которые занимаются реальными проектами по углублению лесопереработки».

Александр Карелин,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

губернатор Алтайского края:

«В 2006 году с 2,8 до 4,2 млрд. руб. увеличился объем расходов по краевой инвестиционной программе. Предусмотрены субсидии для компенсации части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка России. Квота на субсидирование банковской процентной ставки с 20 до 40 млн. руб. увеличена

Будем надеяться, кризис не приведет к массовой безработице. Но следует помнить, что увеличение налоговой нагрузки, весьма вероятно, вызовет сокращение занятости, которое, в свою очередь, повлечет за собой новый виток сокращения производства и занятости. Намереваясь увеличить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, правительство не только рискует вызвать рост теневой экономики, но и усугубить воздействие финансового кризиса. К тому же при снижении налога на прибыль часть зарплаты в целях налоговой оптимизации будут оформлять как участие в прибылях. Пенсионная система, таким образом, снова окажется дефицитной.

Снижение налогов не единственный, хотя и достаточно сильный, способ стимулирования экономики, но для того, чтобы он сработал, снижение должно быть ощутимым.

Бессмысленно снижать все налоги по чуть-чуть, экономика этого просто не заметит, а государство впустую распылит ресурсы. Если оно решит прибегнуть к налогово-

му стимулированию, то нужно сократить налоговую нагрузку сразу и намного по одному - двум направлениям, не пытаясь увеличить по другим. Если к такому шагу государство не готово, то систему лучше серьезно не менять, и, безусловно, не увеличивать налоговую нагрузку - иначе можно осложнить и без того непростую экономическую ситуацию.

Попытки перераспределить средства в пользу пенсионной системы посредством изменений налоговой вызовут еще больше сложностей, чем отмена инвестиционной льготы и последующие попытки компенсировать потери и стимулировать эту деятельность.

Динамика поступлений налога на прибыль иллюстрирует непростую ситуацию с его собираемостью, сложившуюся во многом благодаря проводимой налоговой политике.

При необходимости перераспределения фондов основополагающим должен стать принцип минимального вмешательства

в экономику и налоговую систему: государство должно сначала проанализировать, как можно перераспределить поступающие налоги, не меняя налоговую нагрузку и не обременяя налогоплательщика.

Если же государство готово снижать налоговую нагрузку, то сокращать следовало бы ставку НДС, а не налога на прибыль, оставив при этом регрессивную шкалу ЕСН в неизменном виде, либо снизить ставку НДС и ЕСН, не меняя налог на прибыль.

Текущая же ситуация в налоговой сфере выглядит так. На одной чаше весов - виртуальные выгоды от снижения нагрузки за счет налога на прибыль, на другой - вполне реальные перспективы усиления кризиса и спада экономики в результате увеличения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.

Если на экзамене по макроэкономике отвечая на вопрос «Какие фискальные контрциклические меры следует применять в условиях спада?», студент предложит повысить налоги, ему поставят «неуд». Здесь все просто. А вот что делать с чиновниками? Ц

для предприятий стройиндустрии, которые реализуют инновационные и инвестиционные проекты. Специальный режим налогообложения действует в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь».

Для резидентов установлена льготная ставка налога на прибыль - 13,5%.

В 2009 году в Алтайском крае расходы на поддержку малого бизнеса вырастут в 1,8 раза».

Николай

Шаклеин,

губернатор

Кировской

области:

«На 2008 год программа государственных гарантий Кировской области была увеличена до 4 млрд. руб. В нее включены гарантии двум региональным банкам (1 млрд. руб.) для получения межбанковских кредитов и направления их на кредитование местных предприятий, сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим инвестиционные проекты. А также на реализацию проектов, наиболее важных для социально-эконо-

мического развития Кировской области, в таких сферах, как газификация, реформирование и модернизация жилищнокоммунального комплекса, обеспечение завозными видами топлива теплоснабжающих предприятий и др. В аналогичной программе на 2009 год на гарантирование исполнения обязательств предприятий реального сектора экономики перед кредитными [лизинговыми] организациями дополнительно предусмотрен 1 млрд. руб. Поддержка малого предпринимательства осуществляется через систему гарантийных фондов и кредитной кооперации. Сейчас в области функционирует 26 гарантийных фондов.

За 2006- 2008 годы в регионе создано 109 кредитных кооперативов [из них 32 - в 2008 году]. За девять месяцев 2008 года в кредитную кооперацию привлечено более 131 млн. руб. населения. Кроме того, используется субсидирование части процентной ставки по кредитам и части затрат субъектов малого предпринимательства по уплате лизинговых платежей. Начинающим предпринимателям предоставляются гранты.

В 2008 году предоставлены льготы по налогу на имущество 18 предприятиям области, реализующим 21 инвестиционный проект. Сумма налоговых льгот составила 46,9 млн. руб.

В 2009 году она возрастет до 159 млн. руб., а воспользоваться льготами смогут 23 частных инвестора (33 инвестиционных проекта).

Арсен Каноков,

президент

Кабардино-

Балкарской

Республики:

«Действующим законодательством Кабардино-Балкарской Республики предусмотрено несколько видов налоговых льгот в части платежей, поступающих в бюджет КБР, предоставляемых в пределах срока окупаемости инвестиционных проектов, но не более пяти лет. Это освобождение от уплаты налога на имущество организаций и снижение на 4% ставки налога на прибыль. Предполагается снижение с 15 до 5% ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Недавно правительство республики утвердило комплекс антикризисных мер. Они включают в себя еженедельный мониторинг ситуации в финансовом секторе и отраслях экономики, субсидирование процентных ставок по инвестпроектам малого и среднего предпринимательства, компенсацию за счет средств бюджета затрат на технологическое подсоединение к электросетям новых субъектов. Поскольку банки сейчас проводят сдержанную кредитную политику, мы намерены активизировать выдачу займов муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства и кредитными кооперативами, создать гарантийный фонд, чтобы содействовать кредитованию малого и среднего бизнеса. В числе антикризисных мер - поддержка сельхозтоваропроизводителей в условиях снижения цен на основные виды сельхозпродукции.

В помощь малому и среднему предпринимательству в бюджете КБР на 2009 год предусмотрено 64 млн. рублей и 100 млн. поступят из федеральной казны».

налоги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.