АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ (на примере Нижегородской области)
В.Л. БОРОДИН,
кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова
П.В. МАЛАХОВ,
соискатель степени кандидата экономических наук Нижегородский государственный технический университет
В статье рассмотрены результаты анализа влияния государственного регулирования на поступление налогов и сборов на примере Нижегородской области. Во время финансового кризиса и нехватки бюджетных средств, связанной с резким падением объемов налоговых платежей, поступающих в консолидированный бюджет, в значительной степени активизировалась контрольная работа налоговых органов. Авторы отмечают, что наиболее существенные изменения, произошедшие в налоговом законодательстве РФ, оказали существенное влияние на динамику удельного веса налоговых платежей в общем объеме поступлений.
Ключевые слова: налогоплательщик, бюджетный, регион, показатель, сбор, платеж, задолженность.
Нижегородская область является крупнейшим промышленным регионом России и входит в пятерку субъектов Федерации, которые обеспечивают свыше 70 % промышленного производства Приволжского федерального округа. За последние семь лет в регионе наблюдается стабильный рост валового регионального продукта, и при этом поступления в бюджетную систему возросли более чем в три раза. Увеличение налоговых поступлений обусловлено как ростом налогооблагаемой базы
предприятий и организаций, так и активной работой налоговых органов, снижением задолженности налогоплательщиков.
В налоговых органах области по состоянию на 1 января 2009 г. состояли на учете 91 906 юридических лиц, кроме того, по месту нахождения обособленных подразделений — 18 814 организаций; 43 936 случаев постановки на учет организаций по месту нахождения имущества, 116 037 — по месту нахождения транспортных средств, 214 организаций поставлены на учет в качестве плательщиков единого налога на вмененный доход. На налоговом учете находятся также 125 кредитных организаций, вт. ч. 19 головных коммерческих банков.
Темпы роста основных экономических показателей и поступления доходов в консолидированный бюджет области отражены на рис. 1.
Структура поступления налогов и сборов, администрируемых ФНС России, за последние годы как в федеральный бюджет, так и в консолидированный бюджет области наглядно отображает изменения в налоговом законодательстве, которые происходили на данном этапе развития налоговой системы в РФ, и подтверждает значительное вли-
2008 г. 2007 г. 2006 г.
1
1 1
1
1
□ Темп роста КБ О
□ Темп роста зарплаты
□ Темп роста ВРП
50
100
150
Рис. 1. Темпы роста основных экономических показателей Нижегородской области
яние факторов внешней среды на экономическую устойчивость предприятий.
Анализируя представленные данные, несложно заметить, что наиболее существенные изменения, произошедшие в налоговом законодательстве РФ за указанный период времени, оказали существенное влияние на динамику удельного веса налоговых платежей в общем объеме поступлений.
Так, введение в действие с 01.01.2002 главы 85 Налогового кодекса РФ не только снизило общий объем поступлений налога по сравнению с 2001 г. на 230,5 млн руб., но и уменьшило удельный вес налога в общем объеме поступлений бюджета до 17,8%. Переход к новым правилам исчисления налога существенно расширил возможности налогоплательщиков в определении расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу для целей налогообложения. Изменение порядка начисления амортизационных начислений (ст. 258,259) привело к потерям налогооблагаемой базы по крупным налогоплательщикам: ОАО «Волга» - на 83,7 млн руб., ОАО «ЗМЗ» - на 31 млн руб. Изменение порядка определения и списания на расходы производства прямых и косвенных расходов привело к снижению налогооблагаемой базы ФГУП ГЖД на 155 млн руб. Кроме того, при росте тарифов предприятия на 13% материальные затраты увеличились на 42,5 %.
Еще одним существенным фактором, оказавшим влияние на объемы поступления налога на прибыль, явилось установление с 1 января 2002 г. нового порядка уплаты авансовых платежей, согласно которому налогоплательщики смогли в I кв. 2002 г. Уплачивать авансы в размере суммы налога за III кв. 2001г.
В этот же период отмечалось резкое увеличение доли акцизов в общем объеме бюджетных поступлений, что в абсолютном выражении вылилось в прирост поступлений на 1 546,7 млн руб., или на 62 % по сравнению с 2001 г. Здесь основное влияние на положительную динамику оказало постановление Правительства РФ№ 410 от23.05.2001, согласно которому была осуществлена реструктуризация кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов перед бюджетами всех уровней, что оказало влияние на снижение задолженности по акцизам и поступление текущих платежей в бюджет.
Изменение с 01.01.2006 порядка исчисления НДС, связанное с новыми правилами определения налоговой базы как наиболее ранней из двух дат: день отгрузки товара (работы, услуги) или день оплаты, атакже отмена условия оплаты «входного» НДС по товарам, работам, услугам, принятым на учет, уменьшают на 1,9 процентных пункта долю налога в общем объеме поступлений, что в Нижегородской области было компенсировано результатами контрольной работы налоговых органов. Это принесло в бюджет дополнительно 13 363,7 млн руб. и позволило добиться роста поступления налога в абсолютном значении на 4 863,1 млн руб., в то время как в целом по России снижение поступлений составило 9,9 %.
Тенденция к снижению удельного веса налога в общем объеме поступлений в 2007 г. при абсолютном росте показателя на 116,7 млн руб., или 0,5 %, вызвана резким увеличением внешнеторгового оборота Нижегородской области за 2007 г. на 53 % по сравнению с 2006г. Так, объем экспортных операций увеличился на 2 484,1 млн долл. и привел к превышению темпов роста налоговых вычетов
Таблица 1
Поступление основных налоговых платежей в консолидированный бюджет по видам налогов за 2001—2008 гг.
Вид налога Структура налогов в общей сумме поступлений в Нижегородской области по годам, %
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Налог на прибыль 23,2 17,8 15,2 22,6 19,6 25,9 26,4 30,8
НДС 34,9 32,9 37,6 32,1 30,1 28,0 23,3 13,6
НДФЛ 15,1 16,7 20,5 23,5 21,7 20,9 22,3 25,8
Акцизы 7,8 10,1 10,0 7,3 7,4 6,0 8,8 8,8
Налог на имущество организаций * * * 5,4 4,5 6,8 7,9 4,8
* Менее 1 %в общем объеме налоговых поступлений.
(127,1 %) над темпами роста исчисленного налога по объектам налогообложения (126%) вследствие применения налогоплательщиками ставки 0 %.
В то же время резко возрастает удельный вес налога на прибыль в общем объеме бюджетных поступлений, что в абсолютных показателях в 2007 г. составляет 6 110,1 млн руб., или 27,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Тенденция к росту поступления данного налога имела место как в ПФО — 22%, так и целом по России — 30,3 %. Указанной динамике способствовали как рост объемов промышленного производства в области, так и активная работа налоговых органов с убыточными налогоплательщиками.
Только за 2007 г. на комиссии, проводимые органами власти, было приглашено 425 налогоплательщиков, что составляет 7,5 % от общего объема убыточных организаций в Нижегородской области, что в совокупности с проводимой налоговыми органами контрольной работой принесло в доход бюджетадополнительно более 1 млрдруб.
Еще одним примером становится введение с 01.01.2004 Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЭ главы 30 Налогового кодекса, регламентирующей порядок исчисления налога на имущество организаций. Если до 2004 г. удельный вес налога на имущество в общем объеме налоговых поступлений не превышал 1 %, то с момента введения в действие главы 30 его доля в доходах консолидированного бюджета неуклонно растет, что видно из табл. 2. Этому в полной мере способствовало существенное изменение правил исчисления налога, и в частности, рост предельной ставки налогадо 2,2%.
Отдельное место в доходной части бюджета занимает единый социальный налог (ЕСН).
С 2001 г. в Российской Федерации на государственном уровне проводится реформа пенсионного и медико-социального обеспечения. Введенный с 2001г. в рамках главы 24 Налогового кодекса единый социальный налог объединил в себе несколько
однотипных обязательных платежей, вносимых во внебюджетные фонды, существенно изменив при этом порядок налогообложения (в частности, введя в действие регрессивную шкалу исчисления налога).
Из приведенной таблицы видно, что динамика поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды положительная. Исключение составляет 2005 г., в котором законодатель модернизировал порядок исчисления налога, снизив базовую ставку с 35,6 до 26%, выведя за рамки налогового законодательства взносы на обязательное пенсионное страхование, что не замедлило сказаться на динамике поступления платежей. Так, общий объем поступлений ЕСН, включая платежи в Пенсионный фонд, снизился на 3 121,3 млн руб., несмотря на рост средней заработной платы в течение года на 27,2%.
Динамику поступлений в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды, с нашей точки зрения, целесообразно рассматривать в совокупности с динамикой поступлений налога на доходы физических лиц, так как они имеют сходную базу налогообложения.
Из табл. 1 видно, что относительный показатель поступления НДФЛ в бюджетную систему тоже имеет тенденцию к росту, как и абсолютный показатель. Так, в 2007 г. НДФЛ занимал третье место от общего поступления доходов по региону —23 896,4 млн руб., тогда как в 2001 г. этот показатель составлял 4 807,2 млн руб., т. е. рост объема поступлений составил более 397%. Аналогичный показатель по ЕСН составляет 295 %, что отражает резкое снижение налогового бремени в 2005 г. Средняя заработная плата в Нижегородской области увеличилась с 2 892,5 руб. в 2001 г. до 11 115 руб. в 2007г., т. е. рост налоговой базы составил 384 %.
Росту поступлений «зарплатных налогов» в полном объеме способствовала активная контрольная работа, проводимая налоговыми органами в части легализации «теневой части» заработной платы.
Таблица 2
Динамика поступления ЕСН из Нижегородской области в бюджетную систему РФ за 2001—2008 гг.
ЕСН, зачисляемый в: Поступления ЕСН в бюджетную систему, млн руб.
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Пенсионный фонд 9 656,2 13 998,7 16 727,1 20 783,8 13 901,2 17 683,2 22 357,8 28 209,8
Федеральный бюджет - - - - 5 596,2 6 647,1 8 414,9 10 707,1
Фонд соц. страхования 1 449,1 1 791,3 2 324,2 2 847,2 1 053,8 991,2 1 194,7 1 404,3
Федеральный фонд мед. страхования 76,5 104,6 125,3 153,7 662,4 1 169,9 1 524,4 1 939,4
Территориальный фонд мед. страхования 1 145,7 1 686,6 2 006,1 2 466,3 1 916,1 2 172 2 863,4 3 607,9
Всего 12 327,5 17 581,1 21 182,7 26 251,0 23 129,7 28 663,4 36 355,2 45 868,5
Од
□ Количество работодателей, тыс.
со ю (О 00
о о о о О о
о о о о о о
CN CN CN CN CN см
50 40 30 20 10 0
Рис. 2. Количество работодателей, выплачивающих заработную плату ниже уровня прожиточного минимума, на территории Нижегородской области за 2003—2007 гг.
Приведенные на рис. 2 данные показывают, что проводимые налоговой службой контрольные мероприятия приводят к резкому сокращению (на 41 тыс. за шесть лет) количества работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, что в полной мере способствует росту поступлений налоговых платежей в бюджетную систему РФ.
Анализируя тенденции развития налоговой системы в области, необходимо отдельно остановиться на 2008 г. Этому временному отрезку характерны значительные изменения налогового законодательства на фоне экономического и финансового кризисов.
Совокупная задолженность по организациям, состоящим на учете в налоговых органах Нижегородской области по состоянию на 01.01.2008 составила 12 170 млн руб., в т.ч. по федеральным налогам — 9 646 млн руб., по региональным налогам — 1 484 млн руб., по местным налогам — 709 млн руб., по налогам со специальным налоговым режимом — 331 млн руб. Из нее задолженность по налоговым платежам составляет 7 139 млн руб., или 59% совокупной задолженности, и задолженность по пеням и налоговым санкциям — 5 031 млн руб., или 41 %. Динамика совокупной задолженности приведена в табл. 3.
Из данных, приведенных в табл. 3, видно, что львиную долю в совокупном показателе налоговой задолженности составляют федеральные налоги и сборы, хотя данный показатель имеет тенденцию к снижению с 88,5% по состоянию на 01.01.2001 до 83,5 % — на 01.01.2008. А вот удельный вес региональных налогов вырос с 6,8 % до 12,9 %, хотя общая задолженность имеет устойчивую позитивную динамику, т. е. снижается. Так, за анализируемый период она снизилась более чем в два раза, или на 14 672,9 млн руб. в абсолютном выражении. Наибольшее снижение налоговой задолженности отмечается по федеральным налогам — в 2,33 раза, или на 13 595,7 млн руб. Задолженность по региональным налогам снизилась на 262,4 млн руб., по местным налогам — на 465,6 млн руб.
Введение в действие с 01.01.2004 главы 26 Налогового кодекса РФ, посвященной исчислению налогов, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, сразу отразилось на увеличении задолженности налогоплательщиков перед бюджетной системой области, хотя удельный вес задолженности в общем объеме невелик и составляет около 3 %.
Анализ недоимок по предприятиям региона показывает, что причины задолженности по платежам в бюджет—как общие, так и присущие отдельно взятым предприятиям. Среди наиболее существенных общих факторов можно выделить следующие.
1. Несовершенство действующего законодательства по взиманию налоговых платежей, противоречие положений НК РФ и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части взыскания текущих обязательных платежей по организациям, находящимся в конкурсном производстве.
2. Задолженность бюджетов различных уровней перед предприятиями, задержка финансирования бюджетных (казенных) организаций, в том числе и из федерального бюджета по госзаказам.
3. Восстановление в недоимку сумм задолженности в связи с возвращением службой судебных приставов (ССП) постановлений налоговых органов с актом о невозможности взыскания.
Таблица 3
Совокупная задолженность налогоплательщиков Нижегородской области перед консолидированным бюджетом за 2001—2008 гг.
Задолженность перед консолидированным бюджетом на 1 января, млн руб.
Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Совокупная задолженность, вт.ч.: 26 842,9 31 594,7 26 467,6 22 037,0 19 635,4 18 440,0 15 896,9 12 170,0
Федеральные налоги 23 763,7 28 514,3 23 408,3 18 859,0 16 373,6 15 429,8 13 254,8 10 168,0
Региональные налоги 1 832,2 1 832,8 1 817,3 1 610,0 1 816,5 1 671,5 1 520,4 1 569,8
Местные налоги 1 247,0 1 247,6 1241,9 1 400,3 1210,9 1 002 792,9 781,4
Специальные налоговые режимы - - - 167,7 234,4 336,7 328,8 331,1
4. Неплатежеспособность кредитных учреждений, задерживающих исполнение платежных поручений налогоплательщиков по уплате в бюджет обязательных платежей;
5. Низкая платежная дисциплина самих налогоплательщиков.
6. Финансовый кризис, разразившийся в 2008 г.
Вместе с тем факторами, влияющими на снижение задолженности по платежам в бюджет, с нашей точки зрения, являются следующие.
1. Принятие Постановлений Правительства РФ № 1002 от 03.09.1999, № 458 от 08.06.2001, № 765 от 06.11.2001 и №742 от23.10.2001, которые позволили только в Нижегородской области реструктуризировать задолженность хозяйствующих субъектов в сумме 10,5 млрд руб., в том числе 4,2 млрд руб. — по налогам и сборам.
2. Активная работа налоговых органов по применению комплекса мер, направленных на погашение недоимок. Только за последний год предприятиям-должникам было направлено 1 268,8 тыс. требований о погашении задолженности на сумму 14001,6 млн руб., после чего недоимщиками добровольно погашена задолженность на сумму 3 708 млн руб., или 26,5%. На банковские счета должников было выставлено 262,7 тыс. инкассовых поручений на сумму 3 092,2 млн руб., после чего в бесспорном порядке в доход бюджетов всех уровней было взыскано 1 127,1 млн руб. или 36,4% от предъявленных по взысканию платежей. 36тыс. налогоплательщиков были приостановлены операции по счетам в кредитных учреждениях, а в отношении 14 269 из них были вынесены постановления об административном аресте имущества, что дополнительно принесло в бюджет государства около 1 млрд руб. В течение последнего года в отношении 376 должников были инициированы процедуры банкротства, в ходе реализации которых в бюджет поступило 154 млн руб.
3. Принятие Постановления Правительства РФ № 100 от 12.02.2001 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам». Аналогичные нормативные акты принимались на региональном и местном уровнях. Ежегодная сумма задолженности, признанной безнадежной ко взысканию, составляет около 6 млрд руб., включая задолженность по страховым взносам.
4. Улучшение ситуации в экономике РФ (сказанное не относится к 2008 г.).
Анализируя структуру задолженности хозяйствующих субъектов по отраслям экономики, необходимо отметить, что тенденция, наметившаяся с начала 1990-хгг., сохраняется. Так, 25% всей задолженности приходится на организации обрабатывающего производства, 20,6 % — на компании оптовой и розничной торговли, 8,2% — на сельское и лесное хозяйство, охоту, около 9 % — на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, по 6 % — на строительство и организации, оказывающие услуги в области транспорта и связи. Предприятия, имеющие наибольшую сумму совокупной задолженности, представлены в табл. 4.
Таблица 4
Задолженность отдельных налогоплательщиков
Нижегородской области
Налогоплательщик Совокупная задолженность, млн руб.
МУП «Водоканал» 460,8
ОАО «Волга» 460,4
ООО «Компания «Рост-Ойл» 407,8
НООО «Центр-РБИ» 360,1
ФГУП «Завод Электромаш» 211,5
Рассматривая основные показатели, характеризующие расчет налоговой базы нижегородских налогоплательщиков, необходимо отметить, что результаты, с одной стороны, свидетельствуют об улучшении финансового состояния хозяйствующих субъектов, что как следствие сказывается на поступлении обязательных платежей в консолидированный бюджет. С другой стороны, на фоне совершенствования форм и методов контрольной работы, применяемой налоговыми органами, статистика говорит о продолжающейся тенденции уклонения от уплаты обязательных платежей в бюджет путем различных схем ухода от налогообложения.
Индексы производства по видам экономической деятельности имеют тенденцию к росту от 103 % в текстильном и швейном производстве до 123,4% в добыче полезных ископаемых. Сальдированный финансовый результат по видам хозяйственной деятельности вырос в 2007 г. на 162,2% и составил 81 737,4 млн руб. Налогооблагаемая прибыль увеличилась на 43,3 %, а налоговая база для исчисления налога — на 38,8 %, так как с 2007 г. организации получили право переносить убытки, полученные в предыдущие налоговые периоды, на текущий отчетный период в размере 100%. Фонд оплаты труда в 2007г. составляет 166,3 млрд руб., темп роста к предыдущему году составляет 125,3 %. По прогнозу социально-экономического развития
2008—2010 гг. предполагается рост всех основных макроэкономических и бюджетообразующих показателей.
Рассматривая основные изменения, произошедшие в налоговом законодательстве РФ в 2001—2008гг., следует отметить, что большинство из них носили позитивный характер, снижающий степень налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и население. Особенно заметно это относится к поправкам, произошедшим в 2008 г. в связи с нарастающим финансовым кризисом. Под них пришлось даже перекроить порядок вступления налоговых законов в силу. К наиболее важным из них, с нашей точки зрения, относятся следующие.
1. Введение рассрочки по уплате НДС. Начиная с IVкв. 2008 г. НДС можно уплачивать не единовременно, атремя равными частями.
2. Увеличение срока сбора документов на 90 дней по товарам, которые помещены под таможенный режим экспорта.
3. Предъявление к вычету НДС с суммы перечисленного аванса.
4. Снижение ставки налога на прибыль с24 % до 20%.
5. Увеличение предельной суммы учитываемых для целей налогообложения процентов (в 1,5 раза от ставки рефинансирования в рублях и 22 % в валюте);
6. Возможность перехода в IVкв. 2008 г. на уплату авансовых платежей по налогу на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли.
7. Возможность изменения выбранного метода начисления амортизации с одновременным увеличением амортизационной премии до 30 %.
8. Возможность ежегодного изменения объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения.
9. Возможность учитывать убытки в расходах без ограничения по сумме.
10. Отмена нормирования суточных расходов ит. д.
Следует еще раз подчеркнуть, что большинство налоговых поправок носит исключительно позитивный характер для налогоплательщиков, причем как для юридических, так и для физических лиц. Так, был изменен размер облагаемой НДФЛ материальной выгоды, увеличен ряд стандартных налоговых вычетов, а имущественный вычет, связанный с приобретением жилья, был скорректирован до 2 млн руб., причем данная норма была распространена на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
В то же время указанные изменения в налоговом законодательстве произошли на фоне крайне негативных тенденций в экономике, которые оказали существенное влияние на формирование налоговой базы по НДС, налогу на прибыль организаций: сокращение рабочих мест, снижение заработной платы. Это не замедлило сказаться на темпах роста налога на доходы физических лиц и единого социального налога. Только за IVкв. 2008 г., по данным Росстата Нижегородской области, количество безработных увеличилось на5,4тыс. чел., ano данным областного Управления государственной службы занятости, на 1 января 2009 г. предприятиями области было заявлено о предстоящем увольнении 6 600 чел., причем только за декабрь прошлого года данный показатель увеличился на 4 069 чел.
Более чем на 15 % снизился фонд оплаты труда в таких крупных организациях, как ОАО «Борский трубный завод», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Завод Красная Этна» и др. В результате, только за IVкв. 2008 г. снижение темпа роста поступлений по налогу на доходы физических лиц составило 25 пунктов, в том числе в ноябре — 32,2 пункта, в декабре — 35,4 пункта. При этом среднеквартальный темп роста по итогам 9 месяцев 2008г. составлял 147,8%, а темп роста поступлений за IVкв. 2008г. — лишь 111,1 %. Аналогичная ситуация сложилась и при исчислении ЕСН. Так, в IVкв. 2008 г. снижение темпа роста поступлений составило 14,4 пункта при среднеквартальном темперостаза9 мес. 2008г. — 133,1 %.
На 56 единиц выросло количество убыточных организаций по сравнению с 2007 г., при этом сумма убытка увеличилась почти в два раза и составила 7,3 млрд руб. В большинстве бюджетообразующих предприятий были снижены объем производства и выручка отреализации продукции, увеличилась
□ Внебюджетные фонды 2,5% ■ Прочая 36,4%
□ Поставщикам 55,6%
□ В бюджеты всех уровней 5,5%
Рис. 3. Структура просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2009
дебиторская и кредиторская задолженность, что также привело к замедлению темпов роста налоговой базы в IVкв. до 13,9 пункта при росте за 9 мес. 2008г. на 65,9 пункта.
В просроченной кредиторской задолженности в бюджеты всех уровней основную долю имеют предприятия с видом деятельности: обрабатывающие производства — 68,4% (919 млн руб.), из них наибольший удельный вес занимают предприятия производства транспортных средств и оборудования -63,9 % (587,7 млн руб.).
Резко ухудшилась в IVкв. 2008 г. и ситуация с совокупной задолженностью по налоговым платежам, санкциям и пеням по организациям Нижегородской области, которая возросла практически по всем бюджетообразующим платежам. Так, по налогу на прибыль организаций прирост составил 89,9 млн руб. По налогу на добавленную стоимость, несмотря на снижение задолженности по итогам года на 263,1 млн руб. и принятие благоприятного налогового режима, связанного с рассрочкой исполнения налоговых обязательств, задолженность в IVкв. возросла на 177, 5 млн руб. Аналогичная ситуация и по налогу на доходы физических лиц — снижение по году на 7,1 млн руб., а рост за IVкв. 2008 г. на 30,7 млн руб.
Таким образом, утвержденный постановлением правительства Нижегородской области от 28 августа 2008 г. № 360 прогноз основных макроэкономических пропорций, характеризующих
Список литературы
развитие ситуации в области в 2009 г. может рассматриваться только как стратегический ориентир. Объективную оценку изменений налоговой базы и темпов поступлений можно будет сделать только по итогам исполнения бюджета 2009 г.
В период финансового кризиса и острой нехватки бюджетных средств, связанной с резким падением объемов поступающих в консолидированный бюджет налоговых платежей, в значительной степени активизировалась контрольная работа налоговых органов. Так, по налогу на добавленную стоимость в 2008 г. дополнительно начислено 4 960 млн руб., в том числе взыскано 57,9% от объема дополнительно предъявленных претензий; по налогу на прибыль организаций — 1 149,9 млн руб., взыскано — 936 млн руб.; по налогу на доходы физических лиц — 433,1 млн руб., что по сути является задолженностью налогоплательщиков по удержанным, но не уплаченным в срок обязательным платежам, взыскано 205,7 млн руб. Значительный объем доначислений был произведен и по другим налогам и сборам.
Сказанное свидетельствует не только о росте активности налоговых органов и низкой платежной дисциплине ряда хозяйствующих субъектов, но и о том, что на современном этапе развития налоговой системы России вопросы оценки степени влияния налоговых платежей на устойчивость хозяйствующих субъектов выходят на передний план и требуют дополнительной оценки.
1. Аналитические записки. О ходе поступления налогов и функционировании налоговой системы Нижегородской области за 2001—2008 гг.
2. Итоги работы налоговых органов Нижегородской области за 2001—2007 гг. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2001-2007 гг.
3. О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам. Постановление Правительства РФ № 100 от 12.02.2001.