Научная статья на тему 'Опыт и перспективы развития налоговой системы в Нижегородской области'

Опыт и перспективы развития налоговой системы в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимов Н. Н.

Налоговая политика в Нижегородской области, как и в целом по стране, формируется в последние годы в условиях постоянно меняющегося бюджетного и налогового законодательства. Его нестабильность не позволяла на долговременной основе закрепить за органами местного самоуправления нормативы отчислений от налоговых доходов, четко разграничить расходные полномочия и ответственность между уровнями публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы развития налоговой системы в Нижегородской области»

6 (150) - 2007

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. Н. Акимов,

главный государственный налоговый инспектор УФНС России по Нижегородской области

Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России. Хотя область не обладает значительными сырьевыми ресурсами, экономика региона динамично развивается. По оценке Министерства экономики Нижегородской области, прирост валового регионального продукта относительно уровня 2000 г. в 2005 г. составил 32,3 %. Одной из причин достигнутого является проводимая в регионе налоговая политика.

Налоговая политика в Нижегородской области, как и в целом по стране, формируется в последние годы в условиях постоянно меняющегося бюджетного и налогового законодательства. Нестабильность законодательной базы не позволяла на долговременной основе закрепить за органами местного самоуправления нормативы отчислений от налоговых доходов, четко разграничить расходные полномочия и ответственность между уровнями власти.

Проводимая реформа бюджетной политики призвана обеспечить возможность органам государственной власти и органам местного самоуправления проводить самостоятельную налоговую и бюджетную политику, повысить взаимную ответственность органов власти разных уровней при проведении бюджетной политики, обеспечить доступ граждан к основным общественным услугам и социальным гарантиям вне зависимости от места их проживания.

Налоговая политика, проводимая на территории Нижегородской области, позволила добиться определенных положительных результатов, что наглядно иллюстрирует динамика рейтинга Нижегородской области в составе Российской Федерации (табл. 1)

На протяжении ряда последних лет растут собственные доходы Нижегородской области, чему способствует ряд факторов:

1 Поляков Н. Ф. Сравнительный анализ основных тенденций социально-экономического развития РФ и Нижегородской области // Финансы и кредит. — 2004. — № 21.

— проводимая на территории Нижегородской области налоговая политика, направленная на мобилизацию внутренних ресурсов, реализацию программ развития налогового и неналогового потенциала в муниципальных образованиях;

— сокращение количества предоставляемых налоговых льгот. Сумма выпадающих доходов сократилась в 2005 г. по сравнению с 2004г. на 17 % по местным бюджетам и на 33 % по областному бюджету;

— усиление налогового администрирования;

— проведение работы по сокращению недоимки во все уровни бюджетной системы Нижегородской области;

— принятие на областном уровне ряда нормативных правовых актов, имеющих стимулирующий характер, направленных на расширении базы для исчисления доходов от использования государственной собственности.

Как и в целом по России, наибольший рост поступлений по налоговым платежам в бюджеты различных уровней обеспечивают четыре вида налогов: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизы, в частности, на алкогольную продукцию и природный газ.

Налоговая политика Нижегородской области, как и многих других регионов России, формируется в сложной экономической ситуации при малых доходах населения и убыточности многих предприятий.

Ежегодные изменения межбюджетных отношений с нижестоящими бюджетами не стимулировали органы местного самоуправления к увеличению налоговой базы.

До 2002 г. бюджет Нижегородской области, как и многих других областей, зависел от дотаций. Существовал большой разрыв между объемом средств, требуемых на финансирование бюджетных расходов, и объемом средств, поступающих в доходную часть консолидированного бюджета. Собственных

Таблица 1

Динамика рейтинга Нижегородской области в составе Российской Федерации

Показатель социально-экономического развития 2001 г. 2002 г 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ 13 9 13 13 14

Поступление налоговых платежей в федеральный бюджет РФ 10 8 10 15 16

Объем промышленного производства 12 11 13 12 13

Инвестиции в основной капитал 20 13 16 19 19

Иностранные инвестиции 42 22 20 32 41

Оборот розничной торговли 12 10 11 10 11

Темп роста розничного товарооборота 41 18 41 33 36

Объем платных услуг 18 19 20 20 19

Темп роста объема платных услуг 56 69 72 49 51

Индекс потребительских цен 45 42 69 67 66

Средняя заработная плата 42 46 44 39 41

Темп роста средней заработной платы - 27 - 25 28

Среднедушевые доходы 33 25 29 32 32

Темп роста среднедушевых доходов 37 29 50 62 64

Строительство жилья 21 23 19 10 15

Темп роста строительства жилья 67 63 28 19 20

Уровень безработицы 6 4 5 8 10

Таблица 2

Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Нижегородской области в 1998—2005 гг. (млн руб.)

Год Доходы Расходы Отклонение доходов от расходов % покрытия расходов доходами

1998 8 459,5 8 710,9 — 251,4 97,1

1999 9907,7 11400,0 — 1492,3 86,9

2000 11696,9 12075,8 — 378,9 96,9

2001 19185,5 18839,7 345,8 101,8

2002 23989,4 24385,4 — 396,0 98,4

2003 26321,4 27391,4 - 1070,0 96,1

2004 34149,5 34027,2 122,3 100,4

2005 40635,8 41447,7 — 811,9 98,0

доходов бюджета не хватало в полной мере на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, содержание предприятий бюджетной сферы и инфраструктуры области, государственный долг не мог быть погашен за счет собственных доходов бюджета области.

Средств, поступающих из федерального бюджета, было недостаточно для сбалансирования доходной и расходной части бюджета (табл. 2).2 Далее в качестве анализируемого периода будем рассматривать 1998-2005 гг.

Из табл. 2 видно, что за последнее десятилетие в консолидированном бюджете области покрытие доходами расходов приобретало положительный характер в 2001 и в 2004 гг. Наибольший дефицит в 13,1 % наблюдался в 1999 г., чуть меньший: 3,9 % — в 2003 г., около 3 % — в 1998 и 2000 г., 1,6 % — в 2002 г. и только в 2001 и в 2004 г. был небольшой (1,8 % и 0,4 % соответственно) профицит консолидированного

2 Мамыкина Н. Н. Проблемы и тенденции развития региональной налоговой политики / Н. Н. Мамыкина, В. Н. Едронова // Финансы и кредит. — 2005. — №12.

бюджета по Нижегородской области.

За период с 1998 по 2005 гг. менялась структура налоговых поступлений: удельный вес подоходного налога с физических лиц увеличился почти в 2 раза, а доля налога на прибыль снизилась более чем в 2 раза. С 2001 г. НДС полностью перечисляется в федеральный бюджет.

В 2002г. наибольшая доля налоговых поступлений приходилась на подоходный налог с физических лиц — 26,1 %, налог на прибыль предприятий и организаций составлял 20,2 % от общей величины доходов, акцизы — 3,3 %, налог на имущество — 8,3 %. В 2004 г. доля налога на доходы физических лиц увеличилась до 42 %, налога на прибыль — до 32 %, акцизов — до 7 %.

За январь-декабрь 2005 г. в консолидированный бюджет области поступило 40 635,8 млн руб. По сравнению с 2004 г. доходы увеличились на 6 484,5 млн руб., или на 19 %. Собственные доходы (без учета доходов, направляемых на формирование целевых бюджетных фондов) поступили в сумме 32 482,7 млн руб. Темп роста собственных доходов

50 45 40 35 30 25 20

15

10

5 0

%

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004 2005 Год

Рис. 1. Динамика доли поступлений НДФЛ в общей сумме налоговых доходов

к 2004 г. составляет 120 %.

В структуре собственных доходов 92 % занимают налоговые доходы, 8 % — неналоговые доходы. Налоговые доходы получены в сумме 29 788 млн руб. Основными источниками поступления налоговых доходов консолидированного бюджета являются: налог на доходы физических лиц — 13 006,2 млн руб. (44 % в налоговых доходах); налог на прибыль —

8 509,7 млн руб. (29 %); налоги на имущество — 3 866,4 млн руб. (13 %); акцизы — 2 298,6 млн руб. (8 %); налоги на совокупный доход — 1 854,2 млн руб. (6 %). Неналоговые доходы консолидированного бюджета получены в сумме 2 694,7 млн руб.

Расходы консолидированного бюджета произведены в соответствии с полученными доходами в сумме 41 447,7 млн руб. Темп роста расходов к соответствующему периоду 2004 г. составляет 124 %. Превышение расходов над доходами (дефицит) консолидированного бюджета составил 811,9 млн руб.

Если рассматривать поступления в разрезе видов налогов, то ситуация выглядит следующим образом. Систематическое увеличение поступления НДС в бюджет образуется в основном за счет роста облагаемых оборотов. Облагаемые обороты в 2003 г. по сравнению с 1998 г. увеличились более чем в 6 раз, а по сравнению с 2002 г. — на 32,6 %. На сумму НДС, подлежащую поступлению в бюджетную систему, в 2003 г. положительно повлияло увеличение суммы налога, принимаемой к вычету, и суммы возмещения НДС по экспортным поставкам, в меньшей степени, чем облагаемые обороты. Фактически поступило налога за 2003 г. с учетом коэффициента собираемости, мероприятий по погашению недоимки и реструктуризации задолженности прошлых лет и прочих поступлений более 16,2 млрд руб.

Вторым по величине источником доходов бюджета на протяжении ряда лет являлся налог на прибыль. В части налога на прибыль существенными факторами, влияющими на налоговую базу,

являются рост затрат и, как следствие, ежегодное снижение рентабельности по основным группам промышленных отраслей. Если на макроуровне это объясняется ростом цен продукции (услуг) естественных монополий, заработной платы и начислений на нее, а также увеличением амортизационных отчислений, то на микроуровне такая ситуация не может быть вызвана лишь объективными причинами. Проблемной группой являются налогоплательщики, которые являются как убыточные, имеющие нулевую рентабельность, но регулярно получающие прибыль. Следует отметить еще ряд пунктов. В 2002 и в 2003 г. наблюдалось снижение поступлений налога на прибыль за счет изменения порядка исчисления налога с введением с 1 января 2002 г. гл. 25 «Налог на прибыль организации» ч. II Налогового кодекса РФ. Снижение налога, исчисленного по ставке за период с 2001 по 2002 г., образовалось за счет уменьшения ставки налога с 35 до 24 %. Удельный вес налога на прибыль в общем объеме доходов за период с 1998 по 2004 г. составлял от 15,2 % в 2003 г. до 26,7 % в 1998 г.

Третьим по величине источником доходов бюджетной системы Нижегородской области являлся налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Удельный вес в общей сумме доходов, поступающих от налогоплательщиков в 2003 г., составил 20,5 % (рис. 1).

В 2005 г. НДФЛ стал основным источником поступления налоговых доходов консолидированного бюджета и составил 44 % в налоговых доходах и сумму в 13 006,2 млн руб., причем данный процент постоянно увеличивался с 1998 г.

На такие высокие темпы роста НДФЛ, начиная с 2001 г, оказало влияние увеличение налогооблагаемой базы, вызванное легализацией доходов из-за отмены дифференцированных ставок налога в зависимости от величины заработной платы и установлением единой ставки 13 %. Налогооблагаемая база по НДФЛ в 2003 г. составила более 60 млрд руб., что превышает налогооблагаемую базу за 1998 г. в 6 раз.

Одним из основных по величине источников доходов бюджета в регионе являются акцизы. За 2003 г. поступило акцизов более 4,3 млрд руб., что почти в 2 раза превышает сумму акцизов, поступивших в бюджеты различных уровней в 1998 г. За указанный период от налогоплательщиков региона в бюджетную систему поступали акцизы: на алкогольную продукцию, природный газ, бензин, дизельное топливо и моторные масла.

Динамика удельного веса акцизов в общей сумме доходов, поступивших в 1998-2005гг., пред-

12

10

%

0

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005 Год

Рис. 2. Динамика доли поступлений акцизов в общей сумме налогов

ставлена на рис. 2.

Значимым явилось введение с 1 января 2004 г. налога на имущество организаций со ставкой 2,2 %. Серьезные изменения произошли и в механизме функционирования транспортного налога. В 2003 г. началось формирование базы данных, включающей состав налогоплательщиков и объекты налогообложения. В связи с большим объемом работы по этому налогу имеет место недобор запланированных поступлений.

Несмотря на некоторые успехи в области бюджетно-налоговой политики, остается ряд нерешенных проблем, обусловленных как объективными причинами, влияющими на политику всех субъектов РФ, так и субъективными факторами, действующими на территории Нижегородской области.

Главной целью налоговой политики области с 2005 г. и на перспективу до 2008 г. является повышение благосостояния и сокращение уровня бедности населения Нижегородской области. Правительством Нижегородской области совместно с ФНС России по Нижегородской области разработаны направления деятельности по данным вопросам, включающие решение следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) увеличение налогового и неналогового потенциала Нижегородской области;

2) обеспечение 100 %-ной собираемости налогов во все уровни бюджетной системы Нижегородской области;

3) расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, имущество организаций и физических лиц;

4) развитие налоговой системы региона в контексте сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков.

С учетом проводимых в последние годы на федеральном уровне налоговых реформ, существенно изменяющих доходную базу региональных бюджетов, в 2007 г. по-прежнему важное значение будет придаваться развитию внутреннего потенциала области по росту налогооблагаемой базы за счет увеличения ставок налога на игорный бизнес, индексации инвентаризационной стоимости объектов, принадлежащих гражданам на праве собственности, и других параметров деятельности налоговых органов.

Решение перечисленных задач невозможно без создания условий для роста эффективности производства и притока инвестиций.

В этой связи следует уделять особое внимание развитию малого и среднего бизнеса как сектора экономики, во многом определяющего доходный потенциал области на перспективу.

Фактор налогового администрирования по-прежнему следует учитывать как один из основных, влияющих на полноту поступлений доходов в бюджетную систему. Эффективное взаимодействие с налоговыми органами при сохранении стимулирующей формы сотрудничества в рамках федерального законодательства позволило сохранить 100 %-ный уровень собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета области.

8

6

4

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.