Поэтому Правительством РФ разработаны меры по созданию на Дальнем Востоке привлекательных условий жизни, которые включают множество аспектов. В частности «налоговые каникулы для так называемых стартапов - новых предприятий, планы по развитию энергетики, инфраструктуры и так далее.» [1]
Разработанные меры призваны привести к привлечению дополнительных инвестиций в регионы ДФО и Амурскую область в частности, развитию уже имеющихся и открытию новых предприятий, организаций и производств. А это - новые рабочие места, повышение заработных плат и доходов населения, улучшение социальных условий жизни людей и в целом - повышение уровня и качества их жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Послание Президента Федеральному Собранию 12.12.2012, Москва, Кремль [Электронный ресурс] код доступа: http://www.kremlin.ru/
2. Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию 12.12.2013,
Москва, Кремль [Электронный ресурс] код доступа http://www.rg.ru/
3. Дмитриева А. 20 самых дотационных регионов России. 2011 [Электронный ресурс] код доступа: http://www.online812.ru/
4. Малахов Е. Кто кого кормит? Реальный
рейтинг дотационности регионов. 2012 [Электронный ресурс] код доступа:
http://www.nakanune.ru/
5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области [Электронный ресурс] код доступа: http://amurstat.gks.ru/
6. Пастушенко С.Б. Стратегии управления уровнем жизни населения в депрессивном регионе [Текст] / Проблемы реализации аграрной реформы в Амурской области. Сборник научных трудов. Выпуск 2. Часть 2. Благовещенск, 2009г. 164с.
7. Пастушенко С.Б. Региональные особенности управления уровнем жизни населения [Текст] /Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Благовещенск 2004г. 169 с.
УДК 336.025
Пузикова О.П., канд.экон.наук, доцент, ДальГАУ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье раскрываются особенности налоговой политики в современных условиях, состоящие в её фискальной направленности, увеличении доли косвенного налогообложения, что приводит к инфляции и экономической стагнации. Рассматриваются основные направления совершенствования налоговой политики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, НЕДОИМКА, ДОХОДЫ БЮДЖЕТА
UDC 336.025
Puzikova O.P., Cand.Econ.Sci., associate professor, FESAU
FEATURES OF MODERN TAX POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION
AND THE AMUR REGION
The article describes the features offiscal policy in the current environment, consisting of its fiscal direction, increasing the share of indirect taxation, which leads to inflation and economic stagnation. The main directions of improving the tax policy.
KEY WORDS: TAXES, TAX POLICY, FINANCIAL RESOURCES, ARREARS, BUDGET REVENUES
В одобренных Правительством РФ в 2011 году «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» были предусмотрены изменения в законода-
тельстве о налогах и сборах на основе принятия ряда нормативных правовых актов.
Эти изменения должны были коснуться восьми следующих направлений налоговой политики: налогового стимулирования инновационной деятельности и развития челове-
43
ческого капитала; мониторинга эффективности налоговых льгот; налога на добавленную стоимость; акцизного налогообложения; налога на прибыль организаций; налогообложения природных ресурсов; введения налога на недвижимость; налогового администрирования.
Известно, что налоговая политика является важнейшим инструментом регулирования экономики любого государства и в зна-
чительной степени влияет на формирование его финансовых ресурсов.
По данным Федерального казначейства в 2012 году объем поступивших доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов составил 23 435,10 млрд. рублей, а расходы 23 174, 72 млрд. рублей.
Динамика поступления основных налогов в консолидированный бюджет РФ приведен на рисунке 1.
2 500,00
2 000,00
1 500,00
1 000,00
500,00
0,00
2 270,54 2 35570 2 261,48
Налог на прибыль Налог на доходы Налог на Налог на
организаций физических лиц добавленную имущество
стоимость организаций
■ 2011 ■ 2012
Рис. 1. Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011-2012 гг. (млрд.руб.)
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ составили 2355,7 млрд. рублей, или на 27,9% больше, чем в 2011 году. По налогу на добавленную стоимость поступления увеличились на 132.87 млн. руб., или на 7,6 %, и составили 1886,45 млрд. рублей. Поступления по налогу на доходы физических лиц, составили 2261,48 млрд. рублей, что на 13,3% больше, чем в 2011 году. Поступления налога на имущество организаций составили 536,42 млрд. руб. или на 14,7% больше, чем в 2011 году.
По итогам 2012 года бюджет был исполнен с дефицитом в размере 260,39 млрд. рублей [1].
Доходы консолидированного бюджета Амурской области за 2012 год составили 51997,9 млн. рублей, с ростом к уровню 2011 года на 3%.
Налоговые и неналоговые доходы в 2012 году поступили в объеме 34599,3 млн. рублей, что составило 66,5% от общего объема доходов. Прирост налоговых и неналоговых доходов в 2012 году составил 3,5 млрд. рублей к уровню поступлений 2011 года.
В налоговых доходах консолидированного бюджета области наибольшие суммы поступлений приходятся на следующие налоги: на доходы физических лиц - 13429,7 млн. рублей, или 38,7% от общей суммы поступивших налоговых и неналоговых доходов; на прибыль организаций - 9432,7 млн. рублей, или 27,3%; на имущество - 3696,6 млн. рублей, или 10,7%; налоги на совокупный доход - 1925,2 млн. рублей, или 5,6%.
Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Амурской области приведена на рисунке 2.
Основная доля налоговых поступлений приходится на такие экономические отрасли как транспорт и связь 24% (7 552 млн. руб.); строительство 15% (4 773 млн. руб.); производство и распределение электроэнергии, газа и воды 11% (3 590 млн. руб.); оптовую и розничную торговлю 8% (2 635 млн. руб.).
По итогам 2012 года консолидированный бюджет области исполнен с дефицитом в объеме 6570 млн. рублей.
44
Доходы областного бюджета за 2012 год составили 43982,8 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы - 26464,4
млн. рублей, или 60,2% от общего объема доходов областного бюджета.
■ НДФЛ
■ Налог на прибыль организаций
■ Налоги на имущество
■ Налоги на совокупный доход
■ Прочие
Рис. 2 Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Амурской области в процентах
В структуре налоговых доходов областного бюджета наибольшая доля приходится на следующие налоги: на прибыль организаций -9432,7 млн. рублей (35,6%); на доходы физических лиц - 7875,3 млн. рублей (29,8%); на
имущество организаций - 2813,1 млн. рублей (10,6%).
Структура налоговых поступлений в бюджет Амурской области приведена на рисунке 3.
■ Налог на прибыль организаций
■ НДФЛ
■ Налог на имущество организаций
■ Прочие
Рис. 3. Структура налоговых поступлений в бюджет Амурской области в процентах
В структуре налоговых и неналоговых доходов на долю налоговых доходов приходится 97,6 % или 25 841 236,5 тыс.рублей.
Рост поступлений к уровню прошлого года отмечается по всем налогам, наибольший рост произошел по следующим налогам: на доходы физических лиц на 110,7 %, за счет роста фонда заработной платы; налогу на прибыль организаций на 110,7 % в связи с ростом поступлений сумм налога в первую очередь по крупнейшим налогоплательщикам, относящимся к видам экономической деятельности «Транспорт и связь», «Добыча полезных ископаемых», «Финансовая дея-
тельность», «Строительство», «Обрабатывающие производства» и другие, что обусловлено увеличением налогооблагаемой прибыли, а также в связи с уплатой авансовых платежей; на имущество организаций на 125,2%, в связи с отменой «нулевой» ставки по налогу государственным и муниципальным учреждениям области в текущем году; на совокупный доход на 126,8 %, в связи с увеличением налогооблагаемой базы по налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения; на добычу полезных ископаемых 116,6 % за счет
45
увеличения объема добычи и цены на золото. [2]
По-прежнему в структуре налогов, поступающих в бюджет, наблюдается рост доли косвенных налогов, когда уплата налогов фактически перекладывается на потребителя, так как включается в цену товаров (работ, услуг).
Соотношение налоговых поступлений и косвенных налогов в Амурской области приведено на рисунке 4.
Сложившаяся тенденция указывает на то, что современная налоговая политика ведет к росту цен на потребительские товары, к инфляции и застою производства и торговли.
Областной бюджет в 2012 году исполнен с дефицитом в объеме 7125,3 млн. рублей.
Оптимальная налоговая политика должна выполнять все, присущие ей основные функции: - фискальную, распределительную и регулирующую. А действующая в РФ налоговая политика по-прежнему ориентирована на устранение дефицитности бюджета путем изъятия доходов предприятий.
Данные о динамике налоговой нагрузки по России и по Амурской области приведены в таблицах 1 и 2.
□ всего налогов □ косвенные налоги
Рис. 4. Соотношение налоговых поступлений и косвенных налогов в Амурской области, млн. руб.
Несмотря на то, что в 2012 году произошло снижение налоговой нагрузки на бизнес, она остается высокой, что говорит о фискальной направленности налоговой политики и о незаинтересованности бизнеса в максимализации прибыли.
Таблица 1
Налоговая нагрузка на предприятия на уровне Российской Федерации
Год 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012 г.
Налоговая нагрузка, % 35.4 30.2 32 34.7 34.2
Налоговая нагрузка на предприятия на уровне Амурской области
Таблица 2
Год 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012 г.
Налоговая нагрузка, % 17,7 17,0 16,7 15.8 14.3
Одним из направлений налоговой политики является развитие механизма администрирования налоговой задолженности, так как задолженность по налогам приводит к ограничению финансовых ресурсов государства.
Налоговая задолженность в консолидированном бюджете РФ представлена в таблице 3.
В структуре задолженности по налогам за 2012 год наибольшая доля приходится на задолженность по федеральным налогам.
Таблица 3
Налоговая задолженность за период 2009-2012 гг., млрд. руб.
Показатель Пе риод
2009 2010 2011 2012
Задолженность по налоговым платежам 559,1 675,4 703,4 696,6
Источник [4 ]
По сравнению с 1 января 2012г. она снизилась примерно на 1%.
Налоговая задолженность в консолидированном бюджете Амурской области представлена в таблице 4.
Снижение задолженности по налоговым платежам во многом является результатом по-
вышения эффективности в 2012 году работы налоговых органов при аналитической и контрольной работе, а также получившему широкое развитие механизму досудебного и судебного урегулирования споров.
46
Налоговая задолженность за период 2009-2012 гг., млрд. руб.
Таблица 4
Период
2009 2010 2011 2012
Задолженность по налоговым платежам 1.91 1.64 1,67 1, 64
Источник [ 3]
Так, например, налоговыми органами Приамурья была достигнута высокая эффективность работы с налоговой задолженностью и за 2012 год общая задолженность в бюджетную систему РФ была снижена на 139 миллионов рублей. А за счет применения мер принудительного взыскания задолженности бюджет пополнился на 2,3 миллиарда рублей.
Но, несмотря на принимаемые меры, объемы задолженности по налогам остаются высокими, поэтому следует продолжать развивать налоговое администрирование в части задолженности по налогам и сборам, что позволит получить дополнительные финансовые ресурсы.
Определенную роль в этом процессе должно сыграть досудебное урегулирование налоговых споров, которое повысит эффективность налогового администрирования.
Правительством РФ на 2013 год и плановые 2014- 2015 годы были сформулированы ключевые направления налоговой политики, согласно которым на ближайший период приоритеты в сфере налоговой политики останутся неизменными обеспечение устойчивости бюджетной политики, поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности. обязательные страховые взносы сохранятся на уровне 30 % и в размере 10 % для зарплат, которые превышают предельно установленную величину (512 тысяч рублей в 2012 году). Для льготных категорий плательщиков взносы составят 20 %, однако, согласно планам Министерства финансов, правительство намерено постепенно уходить от предоставления таких льгот; рост акцизов на алкоголь и табак. Согласно документу, акциз на крепкий алкоголь составит 400 рублей в 2013 году, в 2014-м цена за акциз составит 500 рублей за литр, в 2015 году 600 рублей. Акцизы на сигареты и папиросы вырастут до 960 рублей за тысячу штук плюс 9 % расчетной стоимости, которая исчисляется исходя из максимальной розничной цены, минимальная сумма акциза составит 1250 рублей за тысячу штук; совершенствование налоговой системы путем сближения бухгалтерского и налогового учета; введение патентной системы налогообложения.
На сегодняшний день в российской налоговой системе функционирует около 200 различных льгот и преференций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налог на до-
бычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Несмотря на то, что предоставление льгот не предполагает прямого расходования бюджетных средств, следует считать их «налоговыми расходами» бюджетной системы Российской Федерации, отмечает Минфин [5].
Будет уточнен порядок предоставления стандартных социальных и имущественных вычетов для граждан при исчислении налога на доходы физических лиц. Предусматривается увеличение стандартных вычетов на детей.
Возможно, что данные направления налоговой политики приведут к экономическому росту и развитию бизнеса, создадут предпосылки к расширению производства и финансированию инновационной деятельности.
Таким образом, современная налоговая политика РФ в большей степени носит фискальный характер и по-прежнему ориентирована на устранение дефицита бюджета путем изъятия доходов предприятий, о чем говорит достаточно высокий показатель налоговой нагрузки.
Продолжает расти доля косвенного налогообложения, что приводит к росту цен на товары (работы, услуги).
За счет применения механизма досудебного урегулирования споров сокращается задолженность по налогам и повышается эффективность налогового администрирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Информация об исполнении консолидированного бюджета российской федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 01.01.2013 URL: http://www.roskazna.ru/ (дата обращения 27.10.2013)
2. Отчет о результатах деятельности Правительства Амурской области
за 2012 год http://www.amurobl.ru/ (дата обращения 27.10.2013)
3. Официальный сайт УФНС по Амурской области http://www.r28.nalog.ru(дата обращения
27.10.2013)
4. Структура задолженности по налоговым
платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации 2012:
http://http://www.gks.ru/free(дата обращения
26.10.2013)
5. Сайт Министерства Финансов РФ [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 27.10.2013).
47