Научная статья на тему 'Организационные инструменты повышения эффективности работы налоговых органов Российской Федерации'

Организационные инструменты повышения эффективности работы налоговых органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / ФНС РОССИИ / МЕРЫ / ВЗЫСКАНИЕ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / РЕГИСТРАЦИЯ / УЧЕТ / ПРОВЕРКИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манташев Т.Б.

В статье детально проанализированы недостатки в организации контрольной работы в налоговых органах Российской Федерации. Предложены конкретные организационно-методические и правовые инструменты по их устранению, а также меры, позволяющие выявлять скрытые резервы по дополнительному начислению налогов и сборов в бюджетную систему России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные инструменты повышения эффективности работы налоговых органов Российской Федерации»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т. Б. МАНТАШЕВ, аспирант кафедры налогов и налогообложения E-mail: timyr@mantashev.ru Всероссийская государственная налоговая академия

Министерства финансов РФ

В статье детально проанализированы недостатки в организации контрольной работы в налоговых органах Российской Федерации. Предложены конкретные организационно-методические и правовые инструменты по их устранению, меры, позволяющие выявлять скрытые резервы по дополнительному начислению налогов и сборов в бюджетную систему России.

Ключевые слова: налоги, ФНС России; меры, взыскание, задолженность, регистрация, учет; проверки, результативность.

Одной из серьезных проблем, от решения которой зависит поступление доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации, является повышение эффективности работы налоговых органов путем уменьшения количества нарушений как организационного, так и правового характера со стороны работников ФНС России.

Проведенный автором анализ результативности комплексных и тематических проверок, проведенных налоговыми органами страны, позволил выявить и сгруппировать типичные нарушения и недостатки в их деятельности.

1. Нарушения порядка применения мер принудительного взыскания задолженности.

В налоговых органах республик Калмыкия, Мордовия, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тульской и др. областей за проверенный период нарушался порядок составления и заполнения требований об уплате налогов на общую сумму более 8,9 млрд руб. Кроме того, налоговыми органами Республики Калмыкия и др. республик, Ивановской, Смоленской, Свердловской, Тульской и др. областей при росте текущей задолженности по налогам и пени до 210 млн руб., требования об уплате налогов не направлялись или направлялись не в полном объеме, в связи с чем не применялся

и остальной комплекс мер принудительного взыскания.

В республиках Дагестан, Калмыкия, Мордовия, Татарстан и др., Краснодарском крае, Курской, Магаданской, Мурманской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Тульской и др. областях в проверяемом периоде требования об уплате налогов направлялись с нарушением установленного законодательством срока до 15 мес.

В Иркутской области в отношении одного из крупнейших налогоплательщиков региона требования о включении в реестр задолженности по пени и штрафам в размере 320,4 млн руб. в течение ряда лет не направлялись, не контролировался вопрос принудительного взыскания текущей задолженности организации в размере, превышающем 1,0 млрд руб., а требование об уплате налогов на 971,4 млн руб. из-за нарушений в его оформлении признано судом недействительным.

Налоговыми органами республик Калмыкия и Мордовия, Ивановской, Курганской и др. областей не обеспечивалось взыскание средств с расчетных и валютных счетов организаций-недоимщиков на общую сумму 3,2 млрд руб.

В Чувашской и Удмуртской республиках, Курганской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Сахалинской и др. областях в изучаемом периоде при росте текущей задолженности инкассовые поручения не выставлялись или выставлялись не на всю сумму задолженности. В результате не взыскано в бюджет задолженности на общую сумму 168,0 млн руб. При наличии денежных средств на расчетных счетах 8 организаций-недоимщиков Магаданской области инкассовые поручения выставлялись не на все счета, решения о приостановлении операций по счетам, на которые не вы-

ставлены инкассовые поручения, не принимались. В результате только 2 организациями использовано на собственные нужды 104,3 млн руб. Кроме того, налоговыми органами Магаданской области при наличии у организаций недоимки неправомерно отозваны инкассовые поручения на сумму более 200 млн руб.

Налоговыми органами Республики Коми и Мурманской области в проверяемом периоде не приостанавливались действия инкассовых поручений при принятии решений о взыскании налога, а также пени за счет имущества налогоплательщика на общую сумму более 800 млн руб.

В нарушение положений Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговыми органами Калининградской, Липецкой, Оренбургской областей не вынесены постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщиков на общую сумму более 170 млн руб. В Республике Саха (Якутия) в каждом пятом случае не принимались меры по принудительному взысканию задолженности за счет имущества. В результате чего налогоплательщиками осуществлен «увод активов», и недоимка в сумме 71,5 млн руб. является безнадежной к взысканию. Налоговыми органами Курганской области направлялись заявления об окончании исполнительных производств в связи с погашением должниками задолженности по платежам в бюджет, а также в связи с предоставлением права на реструктуризацию задолженности. Но фактически задолженность погашена не была, реструктуризация задолженности не проводилась, что повлекло окончание исполнительного производства при непогашенной задолженности по принятым постановлениям на общую сумму более 150 млн руб. Также были приостановлены постановления налоговых органов области на общую сумму более 250 млн руб.

Налоговыми органами Курганской, Магаданской, Свердловской и других областей в проверяемом периоде решения о взыскании налога за счет имущества принимались при отсутствии решений о взыскании задолженности за счет денежных средств на банковских счетах и выставления инкассовых поручений на общую сумму более 440 млн руб.

В Ульяновской и Еврейской автономной областях в результате неприменения или несвоевременного применения мер по взысканию задолженности за счет имущества или ареста имущества у 5 налогоплательщиков-должников произошло выбытие основных средств на общую сумму 130

млн руб. при наличии задолженности в размере более 20 млн руб.

Налоговыми органами Республики Башкортостан неправомерно приостановлены постановления о взыскании налогов за счет имущества по ряду организаций на общую сумму 1,9 млрд руб. и не применен арест имущества в качестве способа обеспечения взыскания налога на сумму 35,2 млн руб.

Налоговыми органами республик Мордовия и Коми, Саратовской и Мурманской областей в нарушение положений Налогового кодекса РФ проводились зачеты между бюджетами разных уровней на общую сумму более 220 млн руб.

В Республике Хакасия, Приморском крае, Магаданской и Свердловской областях в проверяемом периоде налоговыми органами неправомерно произведены возвраты на расчетные счета налогоплательщиков на общую сумму более 70 млн руб. при наличии задолженности по уплате налогов и пени.

Анализ результатов проверки организации работы по выполнению условий реструктуризации кредиторской задолженности организаций по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом показал, что региональными управлениями ФНС в нарушение установленного порядка неправомерно приняты решения о реструктуризации задолженности на общую сумму свыше 3,5 млрд руб.

Так, в Республике Башкортостан приняты решения о реструктуризации задолженности по 3 организациям, на которые не распространяется действие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, на общую сумму 1,8 млрд руб.

Налоговыми органами большинства проверенных управлений ФНС не отменялись ранее принятые решения при нарушении условий проведения реструктуризации кредиторской задолженности.

Территориальными налоговыми органами Магаданской области при неуплате организациями текущих платежей принят ряд решений о реструктуризации задолженности по федеральным налогам на общую сумму более 500 млн руб.

Изучение материалов проверок показало, что налоговыми органами Смоленской, Ульяновской областей, республик Хакасия и Мордовия, Краснодарского края и др. при неполной уплате текущих платежей не были приняты решения об отмене права на реструктуризацию задолженности организаций на общую сумму более 80 млн руб.

В Краснодарском крае, Сахалинской области, Республике Дагестан и Карачаево-Черкесской Республике приняты решения об отмене права на реструктуризацию задолженности по организациям на общую сумму более 40 млн руб. при неуплате текущих платежей и наличии недоимки с превышением установленного месячного срока.

Налоговыми органами Республики Хакасия, Приморского края и Свердловской области при невыполнении отдельными организациями условий реструктуризации по уплате текущих платежей в общей сумме более 250 млн руб. не принимались меры по отмене решений о реструктуризации.

2. Нарушения порядка учета поступлений налоговых платежей, правильности и достоверности заполнения форм налоговой отчетности, представляемой в ФНС России.

Налоговыми органами Удмуртской, Чувашской и др. республик, Ивановской, Магаданской, Мурманской, Рязанской, Саратовской и др. областей допущено искажение данных по различным формам отчетности на общую сумму свыше 1,0 млрд руб.

В Магаданской области установлены случаи, когда в нарушение положений НК РФ к учету принималась налоговые платежи, уплаченные в бюджет третьими лицами, в общей сумме — более 10 млн руб.

3. Недостаточный контроль за организацией работы налоговых органов по регистрации юридических лиц и постановке на учет налогоплательщиков.

В Приморском крае выявлено более 100 неправомерных актов государственной регистрации прекращения деятельности юридических лиц в связи с ликвидацией по решению суда, не прошедших процедуру, установленную положениями Гражданского кодекса РФ.

В Республике Хакасия налоговым органом неправомерно зарегистрировано более 30 органов местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований. Их создание оформили как реорганизацию упраздненных органов местного самоуправления. Хотя имело место создание новых юридических лиц.

Обобщенные материалы проверок свидетельствуют, что налоговыми органами республик Карелия, Мордовия и др., Магаданской, Саратовской и др. областей не в полной мере реализовывались права по привлечению к ответственности должностных лиц организаций за представление недостоверных и неполных сведений, нарушение сроков процедур, связанных с регистрацией юридических

лиц, за несвоевременную подачу заявлений о постановке на учет и представление сообщения об открытии банковских счетов. В результате было недополучено штрафов на общую сумму более 4,0 млн руб.

4. Нарушение порядка проведения камеральных налоговых проверок.

Оценка организации работы налоговых органов по проведению камеральных проверок показала, что в ходе дополнительных камеральных проверок только 25 управлений по субъектам Российской Федерации дополнительно начислили платежей в сумме более 30 млрд руб., из которых взыскано в бюджетную систему свыше 16,6 млрд руб. Удельный вес налоговых поступлений по результатам таких проверок составил более 45 %.

Однако, несмотря на то, что ФНС России постоянно обращает внимание налоговых органов на необходимость более детального и углубленного проведения камеральных проверок, практически во всех проверенных управлениях ФНС не приняты меры к повышению их качества и результативности. Зачастую проведение камеральных проверок сводилось к изучению налоговых деклараций, арифметическому подсчету данных и выявлению арифметических ошибок. Об этом свидетельствуют многочисленные нарушения, выявленные в ходе комплексных проверок.

Установлены факты, когда камеральные проверки не проводились в отношении крупнейших налогоплательщиков. Хотя основной упор в решении вопросов повышения эффективности налогового контроля ФНС России делается именно на такие проверки. Ведь они являются наименее трудозатратной формой налогового контроля по сравнению с выездной налоговой проверкой и не уступают ей по степени эффективности, охватывая при этом 100 % поступающей от налогоплательщиков налоговой отчетности.

Анализ материалов проверок показал, что практически всеми проверенными налоговыми органами при проведении камеральных налоговых проверок не в полной мере использовались права, предоставленные НК РФ в части истребования у налогоплательщиков дополнительных сведений, получения объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. К примеру, налоговыми органами республик Калмыкия, Татарстан и др., Приморского края, Ивановской, Смоленской и др. областей в проверяемом периоде предоставлены льготы по налогу на прибыль на сумму более 60 млрд руб,

несмотря на отсутствие полного комплекта необходимых документов.

В Рязанской области камеральные проверки налоговых деклараций крупнейших налогоплательщиков, систематически сдающих уточненные расчеты, имеющих несколько видов деятельности и единовременно предъявляющих к возмещению НДС свыше 5 млн руб., проводились без истребования документов, подтверждающих налоговые вычеты на общую сумму 1,1 млрд руб.

Налоговыми органами Магаданской и Саратовской областей без истребования необходимых документов подтверждены льготы по налогу на имущество ряду организаций на общую сумму более 350 млн руб. При этом выездные налоговые проверки данных организаций либо не проводились, либо в ходе выездных налоговых проверок вопрос правильности представления данных льгот не рассматривался.

В Краснодарском крае налоговым органом предоставлено без истребования документов освобождение от налогообложения операций по реализации медицинских товаров, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отдельным организациям на общую сумму более 75 млн руб.

Налоговыми органами Республики Мордовия и др. республик, Рязанской, Саратовской и др. областей на этапе контроля за правильностью исчисления налоговой базы не всегда осуществляются проверка сопоставимых отчетных показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода и сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

К сожалению, достаточно часто проводятся безрезультативные проверки. Главными причинами этого является бессистемность в выборе объектов проверки и отсутствие углубленного предварительного анализа с целью отбора налогоплательщиков для проведения таких проверок.

Также в одной из инспекций ФНС России по г. Москве 65 % основных налогоплательщиков не проверялись более трех лет. А в отдельных инспекциях ряд организаций не подвергались выездным проверкам с момента их регистрации в налоговом органе.

В Орловской области нарушения, допущенные налоговыми органами при подготовке и направ-

лении налогоплательщикам требований об уплате налогов по результатам выездных налоговых проверок, явились причиной недобора налогов в бюджет на общую сумму 18 млн руб.

Налоговыми органами проверенных управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации допускались нарушения нормативных правовых актов, регулирующих порядок планирования, назначения, проведения и оформления результатов выездных налоговых проверок. В ряде случаев принимались решения о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии в акте выездной налоговой проверки изложения документально подтвержденных фактов, выводов и предложений проверяющих, ссылок на документы и иные сведения, которые подтверждали выводы о нарушениях. В актах выездных налоговых проверок не указывались период проведения, дата вручения акта проверки налогоплательщику.

Нарушения, допускаемые налоговыми органами при оформлении результатов выездных налоговых проверок и вынесении решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, зачастую приводили к их отмене в судебном порядке.

5. Ненадлежащий контроль за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по основным бюджетообразующим налогам и правильностью их исчисления.

В этой сфере основное внимание уделяется налогу на прибыль организаций, так как с принятием гл. 25 НК РФ был выявлен ряд негативных моментов, обусловленных изменениями в механизме применения налогоплательщиками льгот с целью уменьшения налоговой базы. В ходе проверок налоговых органов республик Калмыкия, Хакасия и др., Краснодарского и Приморского краев, Магаданской, Ульяновской и др. областей оказалось, что из-за необоснованно предоставленных льгот по налогу на прибыль бюджеты недополучили более 1,4 млрд руб. С учетом штрафных санкций и дополнительных платежей ущерб составил более 790 млн руб.

Налоговыми органами Свердловской области неправомерно предоставлялись льготы по налогу на прибыль организациям при финансировании капитальных вложений, внесении взносов на благотворительные цели, покрытии убытков прошлых лет при отсутствии источника финансирования. Только по отдельным крупнейшим налогоплательщикам необоснованных льгот было предоставлено на общую сумму 1,1 млрд руб. С учетом штрафных

санкций и дополнительных платежей ущерб составил более 490 млн руб.

Обобщенные материалы проверок, проведенных ФНС России, свидетельствуют, что отдельными налоговыми органами при камеральных проверках деклараций по налогу на прибыль не в полной мере используются права, предоставленные соответствующими статьями НК РФ в части истребования у налогоплательщиков документов, подтверждающих правомерность применения льгот.

Так, налоговыми органами Республики Мордовия предоставлялись льготы на финансирование капитальных вложений, покрытие убытков прошлых лет и льготы малым предприятиям без полного комплекта документов на общую сумму более 180 млн руб.

Аналогичные факты выявлены в Краснодарском крае, республиках Башкортостан, Дагестан.

6. Контроль за правильностью и обоснованностью применения налогоплательщиками налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов по НДС в части реализации товаров (работ, услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта. В том числе, контроль за выявлением схем, используемых налогоплательщиками в целях неправомерного возмещения НДС.

Анализ деятельности структур налогового контроля в этой сфере показал, что нарушения, допускаемые налоговыми органами, существенны и требуют кардинальных мер по их устранению.

В Магаданской области по декларациям по НДС по ставке 0 % двух основных налогоплательщиков, осуществляющих реализацию драгоценных металлов, налоговыми органами приняты решения о возмещении налога в общей сумме более 560 млн руб. без истребования документов, подтверждающих приобретение, оприходование и оплату товарно-материальных ценностей.

Налоговыми органами Приморского края были допущены грубые нарушения при проведении контрольных мероприятий в отношении экспортеров лома черных металлов. Так, без полного и своевременного комплекса мер дополнительного налогового контроля возмещен НДС экспортерам в общей сумме более 860 млн руб. Налоговыми органами Саратовской области без проведения дополнительных мероприятий налогового контроля также необоснованно возмещен НДС организациям-экспортерам (лом черных металлов) на общую сумму более 75 млн руб. Это было сделано, несмотря на выявление признаков схем, нацеленных на необоснованное возмещение НДС из бюджета, и наличие формальных признаков фиктивного экспорта.

Обобщенные автором материалы показывают, что со стороны отдельных управлений ФНС России ослаблен контроль за правомерностью подтверждения операций, не подлежащих налогообложению в соответствии с положениями НК РФ.

К примеру, без истребования документов, подтверждающих осуществление операций по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения НДС, в республиках Мордовия, Калмыкия, Краснодарском крае, Саратовской и других областях было подтверждено освобождение от налогов на общую сумму более 60 млрд руб.

Кроме того, налоговыми органами Ивановской, Мурманской и Свердловской областей без истребования у налогоплательщиков подтверждающих документов по товарно-материальным ценностям, ввезенным на таможенную территорию Российской Федерации, необоснованно приняты к вычету суммы НДС в общей сумме более 180 млн руб.

Анализ показывает, что проверками выявляются факты некачественного и несвоевременного проведения контрольных мероприятий за правомерностью и обоснованностью применения налогоплательщиками налоговых вычетов по НДС по операциям, осуществляемым на внутреннем рынке. Слабо ведется работа по выявлению схем, используемых налогоплательщиками в целях неправомерного возмещения НДС.

Налоговыми органами Кабардино-Балкарской Республики, Мурманской, Ивановской и др. областей неправомерно приняты налоговые вычеты на общую сумму 4,8 млн руб. при отсутствии суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым оборотам в соответствии с положениями НК РФ.

В Республике Татарстан без истребования документов приняты налоговые вычеты одного из крупнейших налогоплательщиков по приобретенным основным средствам и (или) нематериальным активам на сумму 58 млн руб.

В Магаданской области налоговыми органами неправомерно приняты налоговые вычеты в общей сумме 10 млн руб., предъявленные организациями, отказавшимися в отдельных налоговых периодах от использования льготы по уплате налога в качестве участников Особой экономической зоны с целью получения возмещения.

7. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты единого социального налога.

Одним из актуальных вопросов, решаемых в процессе анализа деятельности структур налогового контроля, является контроль за правильностью

исчисления и своевременностью уплаты ЕСН. Учитывая социальную направленность этого налога, его осуществляют не только налоговые органы, но и Пенсионный фонд РФ, федеральные и территориальные фонды социального и медицинского страхования. Например, территориальными налоговыми органами Московской области в нарушение положений НК РФ не доначислен ЕСН в федеральный бюджет на сумму разницы между начисленными и фактически уплаченными за тот же период страховыми взносами, а также пени и налоговые санкции на общую сумму более 12 млн руб.

Наряду с этим, налоговыми органами Еврейской автономной области и Республики Хакасия только по 20 организациям не доначислен ЕСН в федеральный бюджет в общей сумме 16,9 млн руб.

8. Контроль за организацией работы нижестоящих налоговых органов по вопросу правильности исчисления ресурсных и имущественных платежей.

Ресурсные и имущественные платежи являются одним из наиболее важных источников доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации, и возможность увеличения суммы их поступлений — актуальное направление контроля за деятельностью налоговых органов.

Так, установлено, что в Магаданской области неправомерно предоставлена льгота по НДПИ налогоплательщику, являющемуся участником Особой экономической зоны, при реализации угля в Республику Саха (Якутия). Сумма неуплаченного налога составила 4,2 млн руб.

Налоговыми органами республик Татарстан и Хакасия, Магаданской, Сахалинской и Ульяновской областей не был применен пятикратный повышающий коэффициент к ставке платы за пользование водными объектами при отсутствии соответствующих лицензий. Общая сумма не-предъявленной платы с учетом штрафных санкций составила более 750 млн руб.

Управлением ФНС России по Магаданской области не принимались соответствующие меры по отмене решения Магаданской городской думы по включению в перечень земель общего пользования г. Магадана питьевых и технических водозаборных сооружений, водоводов общегородского назначения и очистных сооружений городской канализации. Потери бюджета в результате составили более 400 млн руб. Налоговыми органами Ульяновской и Сахалинской областей, Кабардино-Балкарской Республики без истребования подтверждающих документов необоснованно подтверждена льгота

отдельным налогоплательщикам по налогу на имущество на общую сумму более 65 млн руб.

Изучение материалов проверок показало, что налоговыми органами республик Дагестан, Карелия, Калмыкия, Приморского края, Ивановской и др. областей осуществлялся недостаточный контроль за организацией работы налоговых органов по налогообложению доходов и имущества физических лиц. Из-за некачественного проведения камеральных проверок без истребования у налогоплательщиков реестров (копий) документов приняты расходы в общей сумме около 80 млн руб.

Налоговыми органами Приморского края отдельным индивидуальным предпринимателям предоставлены профессиональные налоговые вычеты в сумме более 50 млн руб. при отсутствии заявлений от данных предпринимателей на представление вычетов. В Республике Коми — шести индивидуальным предпринимателям на общую сумму 4 млн руб. — при отсутствии подтверждающих документов на произведенные расходы.

В налоговых органах Ульяновской области, Республики Калмыкия, Кабардино-Балкарской Республики по материалам выездных налоговых проверок 85 налоговых агентов сумма неисчислен-ных пеней составила 7,9 млн руб.

В республиках Адыгея и Алтай, Волгоградской и Томской областях в нарушение положений НК РФ за непредставление сведений о доходах физических лиц налоговыми органами не предъявлено налоговых санкций на общую сумму 1,6 млн руб. В Амурской, Иркутской и Томской областях не начислены пени на сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 2,4 млн руб.

9. Контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

В ходе проверки эффективности этого вида контроля установлено, что многими управлениями ФНС России допускались серьезные нарушения.

Управлениями ФНС России по Амурской и Нижегородской областям, Ставропольскому краю, например, неправомерно выданы лицензии на оборот алкогольной продукции при наличии у налогоплательщиков просроченной задолженности в общей сумме 6,1 млн руб.

Налоговыми органами Орловской области без проведения камеральных проверок и истребования необходимых документов подтверждено возмещение акциза двум организациям на общую сумму 2,7 млн руб.

10. Контроль за организацией правовой работы в налоговых органах.

Анализ материалов проверок показал, что практически во всех проверенных налоговых органах не на должном уровне организована правовая работа.

Так, непредставление налоговыми органами Республики Хакасия, Краснодарского края, Курганской и др. областей в судебные органы необходимых и достаточных доказательств, а также некачественное проведение проверок, дающее налогоплательщикам право представлять в суд дополнительные доказательства, послужило основанием для удовлетворения исковых требований налогоплательщиков на общую сумму более 2,0 млрд руб.

Налоговыми органами зачастую не выполняются требования законодательства о налогах и сборах, в связи с чем арбитражными судами субъектов РФ по формальным основаниям решения выносились в пользу налогоплательщиков. При этом потери бюджетов различных уровней составили более 145 млн руб.

Например, в Волгоградской области в связи с неявкой представителей налоговых органов при официальном их уведомлении судебными органами оставлены без рассмотрения исковые заявления. Потери бюджета из-за этого составили более 40 млн руб. Также в Республике Адыгея при аналогичных обстоятельствах судами приняты решения в пользу налогоплательщиков на общую сумму 12,9 млн руб.

Из более 120 рассмотренных исков налогоплательщиков к налоговым органам Брянской, Костромской, Орловской областей и Хабаровского края, связанных с возмещением НДС, удовлетворено исков на общую сумму более 140 млн руб.

В Тамбовской области в проверяемом периоде судами рассмотрено более 200 исковых заявлений, предъявленных налогоплательщиками к налоговым органам области. В пользу налогоплательщиков удовлетворено исков на общую сумму более 300 млн руб.

Установлено, что управления ФНС России по субъектам слабо осуществляют контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов по соблюдению сроков обращения в арбитражный суд с исками о взыскании налоговых санкций, установленных соответствующими статьями НК РФ, и налогов, сборов и пени за счет имущества физического лица.

В результате нарушения сроков судами отказано в удовлетворении исков налоговых органов

Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Томской и других областей, Ямало-Ненецкого АО на общую сумму более 160 млн руб.

Управлениями ФНС России по Республике Башкортостан и Орловской области не принимались необходимые меры для приведения решений местных законодательных органов в соответствие с федеральным законодательством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Республике Башкортостан, к примеру, в результате предоставления местными законодателями индивидуальных льгот налогоплательщикам сумма денежных средств, не поступившая в республиканский и местные бюджеты, составила более 31 млн руб.

По результатам проверок деятельности территориальных налоговых органов в течение 2007— 2008 гг. было издано 60 приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности более 170 руководителей и заместителей руководителей управлений ФНС России. Некоторые из них освобождены от занимаемых должностей. Кроме того, с целью недопущения подобных фактов в дальнейшем в налоговые органы России направлено более 80 обзорных писем с указанием основных нарушений и недостатков, выявленных в ходе комплексных проверок.

Кроме того, территориальным налоговым органам были направлены обзорные письма, разъяснения и указания о принятии мер по устранению нарушений и недостатков, повышению эффективности камеральных и выездных налоговых проверок, обеспечению полного и своевременного поступления в бюджет налогов и сборов, сокращению недоимки и повышению уровня исполнительской дисциплины.

В связи с этим необходимо в качестве одного из приоритетных направлений развития налогового контроля рассматривать ведомственный контроль. Он является тем стимулом, который побуждает большинство руководителей территориальных органов ФНС России активизировать работу и выявлять скрытые резервы по дополнительному начислению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Отчеты о работе ФНС России за 2007—2008 гг. URL: http://www.nalog.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.