Позднякова С.В.
Старший преподаватель кафедры «Экономика и финансы»
Первый Тамбовский филиал РАНХиГС КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В МАСШТАБАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И НА ПРИМЕРЕ ИФНС ПО ГОРОДУ ТАМБОВУ
Ключевые слова: налоговый контроль, формы, виды, методы, Налоговый Кодекс, налоговые проверки, Тамбовская область.
Аннотация. В посткризисный период стала очевидной необходимость укрепления финансовой и налоговой дисциплины, вновь оказались востребованы нормы, направленные на регулирование отношений между государством и налогоплательщиком, обеспечивающие эффективность функционирования налогового законодательства. Процесс формирования налогового законодательства динамичная и совершенствующаяся система. Положение усугубляется и таким явлением, как нежелание налогоплательщиков выполнять обязанности по уплате налогов и сборов, стремлением использовать несовершенство законодательства и недостатки в работе налоговых органов для уклонения от уплаты налогов.
Актуальность проблематики в области формирования доходов бюджета трудно переоценить. Значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет особую роль налогового контроля в системе финансового контроля. Эффективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При его отсутствии или малой эффективности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы, что, в свою очередь, может поставить под угрозу экономическую безопасность государства. Основная проблема неэффективности системы налогового контроля заключается в динамично изменяющейся законодательной базе.
Впервые, с выходом Федерального Закона от 27.07.2006 г. № 1Э7-ФЗ, в ст. 82 НК РФ приведено понятие «налоговый контроль», а сама статья переименована, в настоящее время в Налоговом кодексе Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.05.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу с 08.06.2013 г.) она называется «Общие положения о налоговом контроле». Так, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
В сфере правового регулирования контроль используется, прежде всего, как механизм, посредством которого проверяется соответствие поведения и деятельности контролируемых субъектов (государственных органов, организаций и физических лиц) предписаниям правовых норм. Однако следует отметить, что понимание контроля содержит указание на отличие его от надзора, которое заключается в том, что контролирующий вправе проверять не только законность, но и целесообразность деятельности контролируемого. Очевидно, что надзор в системе налогового контроля осуществляется налоговыми органами путем систематического сбора, обобщения, анализа и обработки информации о деятельности организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков. Это своего рода налоговый мониторинг, непрерывное отслеживание состояния дел в сфере налогообложения. Организационно-правовыми формами налогового надзора являются государственные реестры, ведение которых возложено на органы ФНС России.
Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом. Наиболее значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы. Формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой
важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами.
Необходимость налогового контроля также определяется наличием весьма частого уклонения плательщиков от налогообложения. Это явление развивалось параллельно с самим налогообложением и приобрело форму устойчивой закономерности.
Форма контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий, относительно к налоговому контролю, форму можно определить как «регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля».
В ст. 82 Налогового Кодекса указываются следующие формы налогового контроля:
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы.
В соответствии с Налоговым Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми органами и таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Сущность камеральной налоговой проверки заключается в следующем:
- контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
- выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
- взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
- привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;
- подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка делится на 3 вида:
1. Формальная проверка - «проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок», проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов.
Пример ошибок, которые могут быть найдены при проведении формальной проверки: отсутствие каких-либо реквизитов (данных одной из сторон правоотношений, печати, подписи, единицы измерения и т.д.) или наоборот, наличие сомнительных реквизитов (наличие подчисток, травлений, подклеек, приписок и других изменений в документе), противоречия между реквизитами документа (формальное несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия, например) и др.
2. Арифметическая проверка - это осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются суммы как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.
Пример ошибок - завышение или занижение итоговых сумм в графах и по строчкам, дописки штрихов и цифр, как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках
3. Нормативная проверка - «это изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ОСТам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, ставок налогов и т.д.».
Таким образом, посредством «исследования каждого отдельного
документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога».
Выездная налоговая проверка - это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика.
Характерной чертой выездной налоговой проверки является место ее проведения - на территории (в помещении) налогоплательщика, однако, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 89 НК РФ проведение такой проверки допустимо лишь в случае принятия и оформления соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем, в котором обязательно должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные проверяемые налоги, проверяемый период, персональные данные проверяющих инспекторов.
Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:
- формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
- сплошное и выборочное наблюдение;
- истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;
- анализ документов.
Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:
- допрос свидетелей,
- исследование документов,
- получение объяснений (допрос свидетелей),
- осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация,
- вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
- сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах,
- экспертиза и экстраполяция.
В трехлетней перспективе 2014 - 2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Основными формами контроля по-прежнему остаются камеральная и выездная проверки.
Основным индикатором качественного аспекта налогового администрирования выступает поступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ. По данным ФНС России на долю налоговых доходов в 2011 году приходится 49,1% всех доходов ФБ РФ.
Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2012 год составили 133 609,5 млн. руб. и превысили показатели 2011 года на 19796 млн. руб., или на 17,4%.
Удельный вес поступлений федерального бюджета в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 году составил 25,2% и относительно уровня 2011 года снизился на 2,7 процентного пункта, в консолидированный бюджет субъекта - 74,8% и, соответственно, увеличился на 2,7 процентного пункта.
Основная часть поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации (104892,7 млн. руб., или 78,5%) обеспечена за счет четырех доходных источников - налога на доходы физических лиц (41605,2 млн. руб., или 31,1%), налога на прибыль организаций (26292,7 млн. руб., или 19,7%), налога на добавленную стоимость (19262,7 млн. руб., или 14,4%), акцизов (17732,1 млн. руб., или 13,3%).
Поступления в федеральный бюджет составили 33682 млн. рублей, или на 6,1% больше, чем за 2011 год. Начало 2013 года также отмечается тенденцией роста как в целом по России, так и по регионам (Таблица 1,2,3).
Таблица 1
Поступления по уровням бюджета за 1 квартал 2012-2013 гг.
Вид бюджета 1 квартал, млрд. руб.
2012 2013 темп, %
Консолидированный бюджет РФ 2 483,2 2 623,1 105,6
Федеральный бюджет 1 237,0 1 326,6 107,2
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 246,2 1 296,5 104,0
Таблица 2
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за _1 квартал 2012-2013 гг._
Виды налогов 1 квартал, млрд. руб.
2012 2013 темп, %
НДПИ 612,7 632,2 103,2
Налог на прибыль 568,7 548,3 96,4
НДФЛ 457,5 506,6 110,7
НДС 464,8 495,1 106,5
Виды налогов 1 квартал, млрд. руб.
2012 2013 темп, %
Акцизы 166,4 210,5 126,5
Имущественные налоги 121,7 127,3 104,6
Следует отметить, что положительная динамика является следствием
слаженного налогового администрирования (контроля). В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» Федеральной налоговой службе утверждены бюджетные ассигнования на выполнение ею своих функций в размере 108 867, 6 млн. руб.
Таблица 3
Структура поступлений основных администрируемых доходов
Тамбовской области за 1 квартал 2013 года
Администрируемые доходы Поступило в консолидированный бюджет РФ в том числе:
в федеральный бюджет в консолидированный бюджет субъекта РФ
млн. руб. в % к соотв. периоду предыдущ. года млн. руб. в % к соотв. периоду предыдущ. года млн. руб. в % к соотв. периоду предыдущ. года
Всего поступило доходов 4 022,3 116,4 386,2 691,5 3 636,2 107,0
Налог на прибыль 876,6 89,6 24,4 81,6 852,2 89,9
НДФЛ 1 761,3 118,3 X X 1 761,3 118,3
НДС 322,9 X 322,9 X X X
Акцизы 54,4 121,2 14,5 92,2 39,9 136,9
Налог на имущество физических лиц 11,9 110,1 X X 11,9 110,1
Налог на имущество организаций 288,5 94,4 X X 288,5 94,4
Транспортный налог 65,3 119,1 X X 65,3 119,1
Земельный налог 246,2 94,6 X X 246,2 94,6
НДПИ 1,4 130,3 0,0 0,0 1,4 135,6
Остальные налоги и сборы 393,6 117,6 24,4 73,0 369,2 122,6
В сфере контрольной работы задействована штатная численность сотрудников отделов выездных, камеральных проверок и оперативного контроля 52 299 единиц, из которых на 01.01.2013 фактическая численность 44 340 единиц. Росту качественных и количественных показателей способствуют работники отделов досудебного аудита, юридических отделов
и отделов по урегулированию задолженности и обеспечению процедур банкротства - 24 287 единиц. Эффективность проверок заключается в возможности привлечения специалистов различных направлений для реализации государственного контроля - ФНС России заключено 70 соглашений о взаимодействии, в частности, с МВД России, Банком России, ФТС России, Следственным комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой РФ, Росфиннадзором, Росстатом, Росфинмониторингом, Росреестром, органами государственных внебюджетных фондов. Например, сотрудничество ФНС и Следственного комитета определяются отдельными протоколами к Соглашению от 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3. Взаимодействие осуществляется по направлениям выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о государственной регистрации юридических лиц (как мера борьбы с фирмами - однодневками), неправомерного возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость (остающегося сложным налогом в плане администрирования, как в масштабах страны, так и в масштабах Тамбовской области). Совместно со Следственным комитетом организуются и проводятся мероприятия в соответствии с нормативными актами РФ о противодействии коррупции, что имеет значимое социальное значение. Качественный аспект налогового контроля прослеживается в постепенном переходе в последние два-три года от плановых проверок в сторону внеплановых выездных. Так, количество камеральных проверок в 2012 году на одного сотрудника составило 1 372 проверки, против 1380 в 2011 году. Число выездных проверок - 3,74 против 3,76 в 2011 году. Средняя нагрузка на 1 сотрудника - 13,9 контрольных мероприятий. Увеличилось число проверок с привлечением экспертов 834 против 762 в 2011 году. Это поспособствовало сокращению числа судебных исков хозяйствующих субъектов. Несмотря на сокращение числа налоговых органов усилилась аналитическая составляющая при подготовке проверок в виду их точечного отбора. Эксперты в 2012 году были задействованы в каждой 17 проверке.
Финансовый, или количественный аспект контроля не заставил себя ждать - в 2012 году доначислено 305,9 млрд. руб. налоговых платежей, что на 9,3% выше показателя 2011 года. Более того, эффективность одной комплексной выездной проверки выросла с 4,4 млн. руб. до 5,5 млн. руб., что имеет огромный социальный эффект.
Особую значимость имеет проверка кассовой дисциплины, в ИФНС России по г. Тамбову по состоянию на 23 мая 2013 года зарегистрировано около 6 тыс. единиц контрольно-кассовой техники, применение которой находится на постоянном контроле у налоговиков. За 4 месяца текущего года проведено 102 проверки и выявлено 83 факта нарушения законодательства о применении ККТ.
Основное количество нарушений (84,3 процента) связано с неприменением ККТ. В остальных случаях выявлены нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. По результатам проверок нарушителям предъявлены штрафные санкции на общую сумму 400 тыс. рублей.
Исходя из проведенного исследования, в качестве основных задач налогового контроля на перспективу 2014-2015 гг. можно обозначить:
- повышение собираемости налогов, а именно выявление новых способов и схем, использующих для уклонения от налогообложения, осуществления мониторинга крупнейших налогоплательщиков;
- снижение издержек бизнеса, связанных с проведением таких мероприятий как, информирование налогоплательщиков, проведение внутреннего аудита, развитие системы электронного взаимодействия;
- обоснование налоговой нагрузки, с использованием подготовки основных направлений налоговой политики РФ, анализ и прогнозирование влияние налоговой нагрузки на функционирование отраслей экономики.
Таким образом, налоговый контроль выступает одним из важнейших инструментов налоговой системы. Эффективность налогового контроля в масштабах страны зависит от эффективной работы территориальных
налоговых органов, что выражается в сочетании ряда аспектов. Успешное налоговое администрирование ведет к повышению поступлений налогов в бюджет, что свидетельствует об успешном выполнении функций государства, развитию социально - экономических процессов страны, а также появлению новых процессов и процедур обслуживания в налоговой сфере.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.06.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.06.2013). Информационно-правовой портал КонсультантПлюс, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146239
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.05.2013) Информационно-правовой портал КонсультантПлюс, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144779
3. Беспалов М.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления / Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 23. С. 26-32.
4. Беспалов М.В. Информационное взаимодействие в системе налоговых органов: основные задачи, проблемные точки и перспективы развития / Бухгалтер и закон. 2013. № 5. С. 13-17.
5. Беспалов М.В. Вид деятельности - розничная торговля / Налоговая политика и практика. 2010. № 1. С. 42-49.
6. Градов М. Обязанности налоговых агентов по НДФЛ / Налоговый вестник. 2011. №6. С. 69
7. Зобова Е.П. Налоговая политика на 2014-2016 годы: основные направления / Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. №4. С. 20.