опыт работы налоговых органов чеченской республики по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему российской федерации в 2009 г.
С. С. РЕШИЕВ, кандидат экономических наук, начальник отдела экономического и бюджетного планирования E-mail: [email protected] Департамент отраслевой политики администрации президента и правительства Чеченской Республики
В статье исследуется характер работы налоговых органов Чеченской Республики по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2009 г. Определены и проанализированы основные направления деятельности налоговых органов Чеченской Республики в последние годы. Рассмотрена работа налоговых органов республики по выполнению ключевых индикативных показателей по мобилизации налогов в бюджетную систему РФ. Сделаны предложения по оптимизации этой работы.
Ключевые слова: учет, налогоплательщики, налоги, индикативные показатели, легализация, объект, задолженность, платежи, взыскание, реструктуризация, контрольная работа.
Одним из основных направлений в деятельности налоговых органов является постановка на учет налогоплательщиков. По состоянию на 01.01.2010 на налоговый учет в Чеченской Республике поставлено 10 374 юридических лиц, или 111,8 % от уровня 2008 г. (9 275). За последние 8 лет динамика постановки на налоговый учет юридических лиц в республике устойчиво растет. В 2009 г. рост постановки на налоговый учет юридических лиц в республике заметно увеличится по сравнению с предыдущим годом. В абсолютном выражении число вставших на налоговый учет в республике юридических лиц в 2009 г. составило 1 099, или увеличилось на 566,5 % по сравнению с 2008 г.
После спада этого показателя в 2008 г. налоговые органы республики сделали правильные выводы и
предприняли шаги по оптимизации работы по учету юридических лиц, выявили и проанализировали причины замедления постановки на налоговый учет юридических лиц, заметно улучшили адресную работу с налогоплательщиками.
За 2009 г. количество физических лиц, поставленных на учет в налоговых органах Чеченской Республики (ЧР) с присвоением ИНН, увеличилось на 97 000 чел. и составило 893 081 чел. (в 2008 г. -64 922 и 796 081 соответственно) или 70,4 % от общей численности населения республики. Динамика постановки на налоговый учет физических лиц в ЧР в период с 01.01.2001 по 01.01.2010 устойчиво росла (с 3 969 до 893 081 чел.).
Количество индивидуальных предпринимателей (ИП), поставленных на налоговый учет в республике на конец 2009 г., составляло 32 847, или 128,5 % от уровня 2008 г. (25 565). Распределение действующих индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности приведено в табл. 1.
Увеличение роста государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в 2009 г. связано прежде всего с начавшимся в 2009 г. субсидированием предпринимательской инициативы в рамках проводимых в республике мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. В 2006-2009 гг. на территории ЧР зарегистрировано индивидуальных предпринимателей (чел.):
- 2006 г. - 5 040;
- 2007 г. - 9 400;
Таблица 1
Состав индивидуальных предпринимателей Чеченской Республики по видам экономической деятельности, чел.
Вид экономической деятельности Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП) Доля от общего количества действующих ИП, %
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 5 116 15,5
Строительство 178 0,5
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств 16 226 49,4
Деятельность ресторанов и кафе 1 481 4,5
Транспорт и связь 4 708 14,3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2 128 6,5
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение
Образование 36 0,1
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 212 0,6
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 778 2,4
Прочие 1 984 6
Итого... 32 847 -
- 2008 г. - 4 437:
- 2009 г. - 8 356.
По данным отчета формы № 1-ЮР по состоянию на 01.01.2010, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся сведения о 9 905 действующих юридических лицах. Распределение зарегистрированных на территории Чеченской Республики юридических лиц по организационно-правовым формам приведено в табл. 2.
Распределение юридических лиц по видам экономической деятельности приведено в табл. 3.
В течение 2009 г. налоговыми органами республики продолжена работа по «административному закрытию» фактически не действующих юридических лиц в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Принято 544 решения о пред-
Таблица 2
Состав зарегистрированных на территории Чеченской Республики юридических лиц по организационно-правовым формам, ед.
Наименование Количество Зарегистрированные до 01.07.2002
Общества с ограниченной ответственностью 5 233 948
Акционерные общества (открытые, закрытые) 209 85
Производственные кооперативы 584 28
Унитарные предприятия 500 367
Прочие коммерческие организации (крестьянско-фермерские хозяйства и другие) 894 719
Некоммерческие организации 2 485 805
Итого... 9 905 2 952
Таблица 3
Состав зарегистрированных на территории Чеченской Республики юридических лиц по видам экономической деятельности, ед.
Вид экономической деятельности Количество Доля от общего количества зарегистрированных юридических лиц, %
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 907 13,6
Добыча полезных ископаемых 31 0,5
Строительство 1 737 26
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств 1 041 15,6
Деятельность ресторанов и кафе 59 0,9
Транспорт и связь 207 3,1
Финансовая деятельность 45 0,6
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 436 6,5
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 404 6,1
Образование 615 9,2
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 139 2,1
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 574 8,6
Прочие 482 7,2
Итого... 6 677
стоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.
Можно сделать вывод, что в настоящее время работа по учету и регистрации налогоплательщиков налоговыми органами республики проводится достаточно успешно.
Мобилизация налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ на территории ЧР налоговым органами республики в последние годы приобре -тает системный характер и определенный динамизм.
В 2009 г. налоговыми органами республики собраны в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей от налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории ЧР, в сумме 14 490,8 млн руб., или 87,5 % от уровня 2008 г. (16 553,9 млн руб.). Этот факт указывает на отрицательное воздействие последствий финансово-экономического кризиса в стране на финансово-хозяйственную деятельность в ЧР. Структура сбора доходов в бюджетную систему РФ на территории республики за 2009 г. выглядит следующим образом:
- в федеральный бюджет (с учетом единого социального налога в федеральный бюджет) - 5 425,1 млн руб., или 37,4 % (в 2008 г. - 8 296,9 млн руб. и 50,1 % соответственно) от общих поступлений;
- в консолидированный бюджет ЧР - 5 823,8 млн руб., или 40,2 % (в 2008 г. - 5 478,2 млн руб. и 33,1 % соответственно) от общих поступлений;
- в региональный бюджет - 2 971,4 млн руб., или 20,5 % (в 2008 г. - 2 981,4 млн руб. и 18,0 % соответственно) от общих поступлений;
- в местные бюджеты - 2 852,4 млн. руб., или 19,7 % (в 2008 г. - 2 496,8 млн руб. и 15,1 % соответственно) от общих поступлений;
- в государственные внебюджетные фонды -3 241,9 млн руб., или 22,4 % (в 2008г. - 2 778,8 млн руб. и 16,8 % соответственно) от общих поступлений.
В 2009 г. структура сбора доходов в бюджетную систему РФ на территории ЧР изменилась по сравнению с 2008 г. в сторону увеличения доли консолидированного бюджета республики в ней. Анализ вышеизложенной структуры показывает, что бюджетная пропорция между Федерацией и республикой в 2009 г. составила 60 на 40 (в 2008 г. -67 на 33). С точки зрения опыта стран с развитым федерализмом данная бюджетная пропорция далека от оптимального уровня и указывает на то, что нынешний бюджетный федерализм в стране по сути базируется на унитаристской модели бюджетных отношений между центром и регионами.
Если в 2008 г. темп роста налогов, сборов и взносов выше 100 % сложился по всем уровням бюджетов и внебюджетных фондов, то в 2009 г. в федеральный бюджет поступило лишь 65,4 %, или меньше, чем в 2008 г., на 2 871,8 млн руб. При этом без учета налога на добычу нефти динамика поступ -лений в федеральный бюджет составила 96,2 %, или меньше, чем за 2008 г., на 96,4 млн руб.
Собранные в 2009 г. платежи в разрезе бюджетов по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. выглядят следующим образом:
- в федеральный бюджет (с учетом единого социального налога в федеральный бюджет) - 65,4 %, или меньше на 2 871,8 млн руб.;
- в консолидированный бюджет республики -110,1 %, или больше на 519,4 млн руб.;
- в республиканский бюджет - 106,2 % или больше на 163,8 млн руб.;
- в местные бюджеты - 114,2 %, или больше на 463,1 млн руб.
Изложенная выше структура платежей показывает, что показатели 2009 г. ниже, чем показатели 2008 г., как в относительном, так и абсолютном выражении.
В 2009 г. увеличение сбора платежей по сравнению с 2008 г. произошло по большинству налогов (по 12 видам). При этом снижение объемов поступлений наблюдалось по следующим налогам:
- по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, - на 93,3 млн руб. с динамикой 52,3 %;
- по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в региональный бюджет, - на 82,6 млн руб. с динамикой 89,8 %;
- по налогу на прибыль с дивидендов - на 63,7 млн руб. с динамикой 5,9 %;
- по НДС - на 40,4 млн руб. с динамикой 96,9 %;
- по налогу на добычу полезных ископаемых (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) на 3 301,6 млн руб., или 47,5 % от уровня 2008 г.;
- по налогу на добычу полезных ископаемых (в части, зачисляемой в региональный бюджет) - на 173,8 млн руб., или 47,5 % от уровня 2008 г;
- по акцизам на алкогольную продукцию - на 6,9 млн руб., или 3,5 % от уровня 2008 г.
В число главных направлений деятельности налоговых органов республики входит работа по выполнению индикативных показателей по мобилизации налогов, сборов и иных обязательных платежей.
В 2009 г. налоговыми органами республики выполнены индикативные показатели по мобилизации налогов, сборов и иных обязательных платежей (включая ЕСН) в федеральный бюджет на 124,2 % (1 962,4 млн руб.), дополнительный объем доходов федерального бюджета составил 475,5 млн руб. В 2008 г. значения этих показателей составили 1 881,4 млн руб. (134,7 %) и 652,9 млн руб. соответственно.
В консолидированный бюджет республики в части доходов, администрируемых налоговыми органами республики, поступило 5 985,4 млн руб.
(97,3 %), недопоступление составило 161,6 млн руб. (в 2008 г. значения этих показателей составили 5 764,8 млн руб. и 286,6 млн руб. соответственно). Из них:
- в республиканский бюджет - 3 180,6 млн руб. (93,4 %), недопоступление составило 209,2 млн руб.;
- в местные бюджеты республики - сумма дополнительных поступлений к бюджетным заданиям составила 47,6 млн руб.
Параметры местных бюджетов большинства муниципальных образований ЧР в 2009 г. выполнены более чем на 100 %. Вместе с тем эти параметры в г. Грозный, Введенском, Грозненском, Наурском, Надтеречном и Шелковском районах не исполнены.
Основным фактором, повлиявшим на неисполнение параметров консолидированного бюджета ЧР, является поступление налога на прибыль организаций ниже уровня утвержденного показателя. Удельный вес этого показателя в региональном бюджете составлял в 2009 г. 24,5 % - этот налог являлся вторым бюджетообразующим налогом регионального бюджета после налога на доходы физических лиц.
В 2009 г. поступление налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет республики, составило 728,1 млн руб., или 77,8 % от уровня утвержденного показателя (935,5 млн руб.), сумма недопоступления составила 207,4 млн руб. В 2008 г. значение этого показателя было 810,7 млн руб.. По мнению руководства Управления ФНС России по Чеченской Республике, одним из основных факторов, повлиявших на снижение объемов поступления налога на прибыль организаций, является воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, прежде всего на ОАО «Грознефтегаз», последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Другим фактором, повлиявшим на неисполнение параметров консолидированного бюджета республики, является налог на добычу нефти (НДПИ). В 2009 г. удельный вес этого показателя в формировании регионального бюджета составлял 5,3 % (157,2 млн руб.). В 2008 г. значение этого показателя было 11,1 % (331 млн руб.). Динамика этого показателя в последние годы отрицательная, но это обусловлено падением уровня цен на нефть ниже средних прогнозных показателей.
В 2009 г. доход в республиканский бюджет от акцизов на алкогольную продукцию составил лишь 251 тыс. руб., или 1,3 % от планового показателя (19,4 млн руб.). Данный факт обусловлен тем, что в 2009 г. у единственного производителя алкогольной продукции в республике - винзавода «Наурский» отсутствовали объемы произведенной и маркированной продукции.
В 2009 г. поступление по транспортному налогу с физических лиц в республиканский бюджет составило 17 млн руб., или 58,5 % от уровня утвержденного показателя (29,1 млн руб.). При этом динамика поступления этого налога в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составила 192 %, а динамика бюджетных параметров данного налога - 370,6 %, т. е. увеличение за один год произошло почти в 4 раза при неизменных ставках налога. Однако следует подчеркнуть, что потенциал (база) транспортного налога республики используется до сих пор крайне слабо.
В региональном бюджете ЧР на 2009 г. было предусмотрено поступление налога на совокупный доход, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в сумме 18,6 млн руб. Фактическое поступление данного налога в 2009 г. составило 13,2 млн руб., или 70,6 % от утвержденного показателя. При этом динамика поступления рассматриваемого налога в 2009 г. составила по сравнению с 2008 г. 100,4 %, а динамика бюджетных параметров данного налога - 200,1 % от уровня 2008 г. То есть произошло увеличение в 2 раза при росте числа налогоплательщиков на 47 %, или на 423 единицы (с 900 до 1 323). Причиной неисполнения бюджетных параметров данного налога является принятие закона Чеченской Республики от 07.05.2009 № 37-РЗ «О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, объектом налогообложения которого являются доходы, уменьшенные на величину расходов». Согласно этому закону ставка налога, распространяющаяся на правоотношения, возникающие с 01.01.2009, установлена в размере 5 % с указанных доходов. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда ставка налога уменьшена втрое согласно этому закону, а в законе о региональном бюджете на 2009 г. было предусмотрено увеличение доходов от поступления данного налога в 2 раза по сравнению с 2008 г.
В 2009 г. индикативные показатели по мобилизации единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование были выполнены на 116,7 % (3 241,9 млн руб.), объем дополнительных доходов внебюджетных фондов составил 463,1 млн руб.
Таким образом, в последние годы работа налоговых органов республики по выполнению индикативных показателей по мобилизации налогов, сборов и иных обязательных платежей улучшается и становится более результативной. Вместе с тем следует заметить, что она до сих пор не достигла необходимого уровня с точки зрения опыта успешных аналогов.
Налоговыми органами республики в 2009 г. продолжена работа по улучшению администрирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В результате увеличились поступления по этому виду налога в бюджетную систему РФ на территории ЧР.
В 2009 г. поступление налога на доходы физических лиц, удерживаемого налоговыми агентами, составило 4 619,6 млн руб., или 114,1 % от уровня 2008 г. (4 050 млн руб).
Увеличение поступлений по НДФЛ во многом объясняется увеличением заработной платы бюджетникам, в том числе из числа федеральных госслужащих, а также числа рабочих мест, улучшением администрирования НДФЛ.
По результатам администрирования налогов с индивидуальных предпринимателей в 2009 г. в консолидированный бюджет республики поступило всего лишь 44,6 млн руб. (в 2008 г. - 40,3 млн руб.).
Хотя налоговые органы республики считают это своим успехом, по мнению автора, такой маленький объем поступлений в бюджет по этому виду налога на территории ЧР свидетельствует о серьезных проблемах в сфере индивидуального предпринимательства. Это проявляется:
- в нетранспарентности (непрозрачности) работы по сбору этого вида налога в масштабах республики;
- в отсутствии сплошного сбора данного вида налога на территории всей республики;
- в наличии на пути индивидуального предпринимательства серьезных бюрократических и коррупционных преград.
По мнению автора, эти факторы являются главной причиной слабого развития этого класса предпринимателей на территории Чеченской Республики.
В последние два года работа налоговых органов республики по сбору транспортного налога налаживается с учетом опыта других регионов Юга России.
В 2009 г. налоговыми органами республики введено в базу данных 78 657 актуальных сведений об объектах налогообложения транспортным налогом физических лиц и их собственниках, по которым разослано 62 470 уведомлений об уплате транспортного налога на общую сумму 28,1 млн руб.
На 01.01.2010 налоговыми органами ЧР собран транспортный налог в республиканский бюджет в сумме 25,4 млн руб., в том числе с организаций -8,4 млн руб. и физических лиц - 17,0 млн руб., Это больше по сравнению с аналогичными показателями 2008 г. в 1,2 и 1,9 раза соответственно.
Следует заметить, что органы налоговой службы республики в отличие от министерства финансов ЧР учли замечания и рекомендации ученых-специалистов (в их числе был и автор), направленные на увеличение налоговой базы данного налога на территории ЧР. В результате за последние два года удалось охватить значительную часть реальной налоговой базы республики по этому виду налога и увеличить поступления в республиканский бюджет. Парадокс заключается в том, что налоговые органы республики выступают за внесение изменений в действующий республиканский закон о транспортном налоге, а министерство финансов ЧР, призванное проводить бюджетную политику, инициативы в этом плане не проявляет. Целью налоговых органов республики является увеличение налоговой базы транспортного налога на территории республики и приведение республиканского закона о транспортном налоге в соответствие с Налоговым кодексом РФ. Налоговые органы республики путем сравнительного анализа установили, что действовавшие в 2009 г. ставки транспортного налога на территории ЧР были самыми низкими в Российской Федерации. В связи с этим Управлением Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике были направлены в министерство финансов ЧР предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство республики о транспортном налоге, предусматривающие повышение налоговых ставок и сужение категорий граждан, имеющих право на льготы по транспортному налогу. В результате приняты законодательные акты, предусматривающие увеличение с 01.01.2010 налоговых ставок по транспортному налогу, а также сужение перечня категорий налогоплательщиков, имеющих право на льготы по транспортному налогу. Действие этого закона позволит в нынешнем 2010 г. значительно увеличить поступление от транспортного налога в республиканский бюджет.
В настоящее время работа налоговых органов республики по сбору налога на имущество физических лиц также приобретает системный характер.
В 2009 г. налоговыми органами республики введены в базу данных 43 426 актуальных сведений об объектах недвижимого имущества физических лиц и их собственниках, по которым сформировано и направлено 34 972 уведомления на уплату налога в сумме 9,4 млн руб.
На 01.01.2010 налоговыми органами ЧР собраны налоги на имущество физических лиц в консолидированный бюджет республики в сумме 7,5 млн руб., что на 1,6 млн руб. больше по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. (5,9 млн руб.).
Следует подчеркнуть, что в 2009 г. из более чем 230 тыс. частных домовладений и приватизированных квартир, находящихся в собственности граждан ЧР, налог исчислен лишь по 43,4 тыс. объектов недвижимого имущества. Это соответствует количеству сведений, представленных регистрирующими органами республики, и составляет 18,9 % от общего количества объектов недвижимого имущества граждан. Последняя плановая техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества в республике проводилась более 20 лет назад, и значительная часть недвижимого имущества граждан (около 83 %) не имеет инвентаризационной оценки. В связи с заявительным характером проведения технической инвентаризации указанные сведения в налоговые органы представляются не в полном объеме. В результате налоговые органы не имеют возможности исчислить налог на имущество физических лиц по всем объектам недвижимого имущества граждан, находящимся на территории республики.
За последний отчетный год результаты работы налоговых органов республики по сбору земельного налога стали заметными.
В 2009 г. налоговыми органами ЧР введены в базу данных 100 632 актуальных сведения о земельных участках и их собственниках для формирования уведомлений на оплату земельного налога. При этом направлено 107 868 уведомлений на общую сумму 7 млн руб.
В 2009 г. налоговые органы республики достигли значительного успеха в упорядочении и сборе земельного налога на территории региона. Так, ими собран земельный налог в местные бюджеты на сумму 19 млн руб., или в 1,6 раза больше, чем в 2008 г. (11,6 млн руб.).
По мнению специалистов налоговых органов республики, в ЧР кадастровая стоимость для исчисления земельного налога установлена органами Роснедвижимости по Чеченской Республике в крайне низких размерах: на порядок ниже, чем в сопредельных регионах (Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае). В связи с этим сумма исчисленного земельного налога с одного физического лица в среднем по республике за 2009 г. составила около 45 руб., что ниже по сравнению с аналогом по Кабардино-Балкарской Республике почти в 6 раз (255 руб.), Республике Дагестан - в 20 раз (900 руб.), Ставропольскому краю - в 100 раз (4 500 руб.). Отрицательно на собираемости земельного налога сказываются:
- отсутствие налогоплательщиков в местах их постоянной регистрации;
- принятые муниципальными образованиями ЧР распоряжения о введении на территории данных образований, устанавливающие многочисленные льготы по этому налогу.
В последние годы налоговыми органами республики в рамках межведомственной комиссии ведется активная работа по легализации объектов налогообложения на территории ЧР с учетом рекомендаций ФНС России. На основе анализа налоговых деклараций за отчетные периоды были сформированы списки из налогоплательщиков по видам экономической деятельности, отражающих убытки по результатам финансово-хозяйственной деятельности.
В 2009 г. налоговыми органами республики проведено 45 заседаний межведомственных комиссий: 3 заседания на уровне управления и 42 на уровне инспекций. В работе межведомственной комиссии принимали участие также экономические службы администрации президента и правительства ЧР.
Из списка налогоплательщиков (189 лиц), сформированного в начале 2009 г. по видам экономической деятельности, заслушано в течение года 176 налогоплательщиков. В результате заседаний комиссии 93 налогоплательщика довели уровень заработной платы в своих организациях до уровня среднеотраслевого показателя, 41 налогоплательщик повысил заработную плату своим работникам.
В 2009 г. в результате работы, проделанной налоговыми органами республики и межведомственной комиссией, удалось получить дополнительные поступления от легализации «теневой» заработной платы в размере 12,5 млн руб. В том числе: ЕСН -3,4 млн руб.; страховые взносы на ОПС - 4,2 млн руб.; НДФЛ - 4,9 млн руб.
Данная работа могла бы стать более результативной при четких установках со стороны руководства республики. При этом увеличились бы поступления платежей в консолидированный бюджет республики за счет собственной налоговой базы.
В настоящее время крайне важно действенное и компетентное участие ответственных экономических служб республики в работе межведомственной комиссии в интересах увеличения доходов консолидированного бюджета республики и защиты законных прав налогоплательщиков, а значит, и интересов всех граждан ЧР.
Результаты работы налоговых органов республики над задолженностью по платежам в бюджетную систему РФ на территории республики носят до сих пор неустойчивый характер. В 2009 г. налоговым органам удалось снизить задолженность без учета
пени и штрафов с 3 068,1 млн руб. до 3 012,4 млн руб., или на 1,8 %. Однако с учетом пени и штрафов этот результат имеет отрицательное значение: -2,3 %. В абсолютном выражении задолженность выросла на 104,4 млн руб.
В структуре задолженности на первом месте задолженность в федеральный бюджет - 1 515,6 млн руб. (за год она снизилась на 10,5 %, или на 177,3 млн руб.). На втором месте задолженность в республиканский бюджет - 140,6 млн руб. (за год она снизилась на 16,8 %, или в абсолютном выражении на 28,3 млн руб.). На третьем месте задолженность в местные бюджеты республики - 83,7 млн руб. (за год она снизилась на 9 %, или в абсолютном выражении на 8,3 млн руб.).
Итак, в работе налоговых органов республики над задолженностью в бюджетную систему РФ за прошедший год есть определенный успех. Однако ее уровень недостаточен для успешного решения проблемы задолженности в республике в ближайшие годы. В связи с этим предложено активизировать участие экономических служб республики в работе межведомственной комиссии с целью выработки оптимальной модели для решения этой злободневной проблемы с учетом опыта успешных аналогов.
В результате принятых налоговыми органами республики мер по принудительному взысканию налоговой задолженности предприятиями-должниками в 2009 г. погашена задолженность по обязательным платежам на сумму более 1 927 млн руб.
На взгляд автора, данное положение свидетельствует:
- о низкой культуре налогоплательщиков;
- о слабой работе экономических и фискальных служб республики по разъяснению налогоплательщикам сути фискальной политики;
- о слабом взаимодействии между налоговыми органами и экономическими службами республики.
В последние годы налоговыми органами республики проводится определенная работа по рест -руктуризации задолженности организаций, зарегистрированных на территории ЧР. Однако на 01.01.2010 им удалось охватить лишь 57 организаций из 672, получивших право на такую реструктуризацию. Таким образом, на отчетную дату реструктуризированная задолженность составляет 712,1 млн руб., или 15,8 % от суммы задолженности, взыскиваемой налоговыми органами.
Этот факт свидетельствует о серьезной проблеме в этой области. И ее не устранить без продуманного и ответственного подхода со стороны ответственных экономических служб республики. Надежды, что эта проблема разрешится сама по себе, на взгляд автора, весьма наивны.
Важным направлением в деятельности налоговых органов республики стала и организация контрольной работы. Ей придан системный характер.
Налоговыми органами республики в 2009 г. проведены 346 выездных налоговых проверок. В результате контрольной работы налоговых органов в бюджетную систему РФ всех уровней и государственные внебюджетные фонды дополнительно начислено платежей (с учетом пени и налоговых санкций) на общую сумму 1 170,6 млн руб. В 2009 г. в результате контрольной работы в бюджетную систему всех уровней и государственные внебюджетные фонды взыскано 443,2 млн руб.
Камеральные проверки помогли доначислить в бюджетную систему всех уровней дополнительно налоговых платежей (с учетом пени и налоговых санкций) на сумму 179,9 млн руб.
По мнению автора, в работе налоговых органов республики по организации выездных и камеральных проверок следует принять участие сотрудникам экономических служб республики в качестве наблюдателей, чтобы наилучшим образом защитить интересы как бюджетной системы, так и налогоплательщиков. В настоящее время крайне важно создать на территории ЧР благоприятную налоговую атмосферу, так как от этого в решающей степени будут зависеть характер развития республики, ее место среди других регионов страны, уровень жизни населения сегодня и в перспективе.
В заключение необходимо отметить, что работа налоговых органов ЧР постепенно приобретает системный характер. В настоящее время в них трудятся в основном высокопрофессиональные специалисты, открытые для совместной деятельности на межведомственном уровне. В нынешних условиях, на взгляд автора, налаживать сотрудничество с налоговыми органами - прямая обязанность проводников экономической политики в республике.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О работе налоговых органов Чеченской Республики по мобилизации налоговых платежей за 2009 год. Аналитическая справка Управления Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике. Грозный. 2010.
4. О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за январь-декабрь 2009 года. Статистический сборник территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. Грозный. 2010.