2010 Экономика №2(10)
УДК 336,6+336,12
Н.А. Урман
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Важнейшими показателями финансовой независимости региона являются структура доходов (доля регулирующих, налоговых, неналоговых доходов), а также обеспеченность необходимых расходов бюджета поступлениями из собственных источников. Рассматриваются динамика изменения структуры доходов консолидированного бюджета республики, изменение структуры собственных доходов и налоговый потенциал консолидированного бюджета республики.
Ключевые слова: налоговая политика, снижение, налоговые льготы, бюджетные назначения, экономическое развитие, бюджет, инфляционные процессы.
Формирование доходной базы консолидированного бюджета Республики Хакасия осуществлялось с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики, обозначенных в ежегодных Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, исходя из основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия.
Доходы консолидированного бюджета из года в год увеличиваются. Так, в 2008 г. в консолидированный бюджет Республики Хакасия поступило 15 065 029 тыс. рублей, или 125 % к уровню 2007 г., при этом бюджетные назначения исполнены на 96,5 %. За 2009 г. поступило 17 329 510 тыс. рублей, что составило 115 % к уровню 2008 г., годовые бюджетные назначения исполнены на 98,1 %.
Информация об изменении структуры доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия представлена в табл. 1.
Рассматривая динамику изменения структуры доходов консолидированного бюджета республики, видно, что наибольший удельный вес приходится на собственные доходы, однако их доля снижается с 80,4 % в 2007 г. до
69.6 % в 2009 г. Причем в 2009 г. снижена доля как налоговых, так и неналоговых доходов и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. И наоборот, доля безвозмездных поступлений увеличивается с
19.6 % в 2007 г. до 30,4 % в 2009 г. в основном за счет увеличения дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и безвозмездных поступлений от государственной корпорации - Фонд содействия реформированию ЖКХ.
В общей сумме доходов консолидированного бюджета республики доля неналоговых доходов и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности незначительна и по итогам 2009 г. составила 6 и 5,1 % соответственно.
Таблица 1
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия, тыс. руб.
Наименование 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение от предыдущего периода
показателя Гр.3-гр.2 Гр.4-гр.3
Доходы консолидированного бюджета, всего 12 055 910 15 065 029 17 329 510 3 009 119 2 264 481
Собственные доходы, всего 9 697 331 11 253 491 12 058 015 1 556 160 804 524
Удельный вес в общих доходах, % 80,4 74,7 69,6 -5,7 -5,1
Налоговые доходы 8 170 144 9 278 275 10 145 536 1 108 131 867 261
Удельный вес в общих доходах, % 67,8 61,6 58,5 -6,2 -3,0
Неналоговые доходы 749 414 1 094 884 1 034 628 345 470 -60 256
Удельный вес в общих доходах, % 6,2 7,3 6,0 1,1 -1,3
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 777 773 880 332 877 851 102 559 -2 481
Удельный вес в общих доходах, % 6,5 5,8 5,1 -0,6 -0,8
Безвозмездные поступления 2 358 579 3 811 538 5 271 495 1 452 959 1 459 957
Удельный вес в общих доходах, % 19,6 25,3 30,4 5,7 5,1
На налоговый потенциал консолидированного бюджета республики в 2009 г. приходится 58,5 % всех доходов, который в основном формируется за счет налога на прибыль организаций (17,3 % от собственных доходов), налога на доходы физических лиц (34,3 %), налога на имущество организаций (14,9 %), акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (7,4 %) и налогов на совокупный доход (4,5 %). По остальным налоговым источникам объемы поступлений незначительны и в собственных доходах составляют от 0,2 до 2,1%.
Информация об изменении структуры собственных доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия представлена в табл. 2.
Рассмотрим основные налоговые доходы, поступающие в консолидированный бюджет республики, в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа, для чего выбраны субъекты Федерации, у которых экономический потенциал примерно одинаков.
В качестве критерия оценки экономического потенциала взят объем валового регионального продукта (ВРП) в расчете на одного человека, занятого в экономике (табл. 3).
Республика Бурятия и Забайкальский край имеют близкий показатель ВРП на одного человека, занятого в экономике. Самый высокий показатель среди субъектов Сибирского федерального округа имеет Красноярский край - 512,2 тыс. рублей.
Таблица 2
Структура собственных доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия, %
Наименование 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение от предыдущего периода
Гр.3-гр.2 Гр.4-гр.3
Налоговые доходы, всего 84,3 82,5 84,1 -1,8 1,6
В том числе: налог на прибыль организаций 24,8 16,9 17,3 -7,9 0,4
налог на доходы физических лиц 33,4 35,5 34,3 2,1 -1,2
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 6,3 5,7 7,4 -0,6 1,7
налоги на совокупный доход 4,9 5,3 4,5 0,4 -0,8
налог на имущество организаций 9,0 13,1 14,9 4,1 1,8
налог на имущество физических лиц 0,2 0,2 0,2 0,0 0,0
транспортный налог 0,7 0,8 0,8 0,1 0,0
налог на игорный бизнес 1,1 0,9 0,3 -0,2 -0,6
земельный налог 1,5 1,7 1,8 0,2 0,1
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1,8 1,9 2,1 0,1 0,2
государственная пошлина 0,5 0,5 0,5 0,0 0,0
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,1 0,0 0,0 -0,1 0,0
Неналоговые доходы 7,7 9,7 8,6 2,0 -1,1
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 8,0 7,8 7,3 -0,2 -0,5
Таблица 3
Объем валового регионального продукта (ВРП)
№ п/п Наименование субъекта Численность занятых в экономике в 2007 г., тыс. чел. ВРП 2007 г., млн. руб. ВРП на одного занятого в экономике, тыс. руб./чел.
1 Республика Алтай 92,3 15 300 165,8
2 Республика Бурятия 398,2 109 600 275,2
3 Республика Тыва 106,8 19 800 185,4
4 Республика Хакасия 248,3 64 000 257,8
5 Алтайский край 1 107,9 223 800 202,0
6 Забайкальский край 490,1 113 200 231,0
7 Красноярский край 1 433,7 734 400 512,2
8 Иркутская область 1 141,1 403 000 353,2
9 Кемеровская область 1 327,3 444 400 334,8
10 Новосибирская область 1 244,7 382 200 307,1
11 Омская область 943,4 301 800 319,9
12 Томская область 496,1 216 100 435,6
Сибирский федеральный округ 9 029,9 3 027 600 335,3
Так, по налогу на прибыль организаций в расчете на одного человека, занятого в экономике, и по числу прибыльных (убыточных) организаций наблюдается та же тенденция, которая сложилась по экономическому потенциалу, т.е. показатели Республики Хакасия выше показателей Забайкальского края и ниже Республики Бурятия и Красноярского края (табл. 4).
Таблица 4
Поступления по налогу на прибыль
№ п/п Наименование субъекта I полугодие 2009 г. Удельный вес прибыльных и убыточных организаций в общем числе организаций в I квартале 2009 г., %
Поступило налога на прибыль организаций, тыс. руб. Численность занятых в экономике, тыс. чел. Налог на прибыль организаций в расчете на одного занятого, руб./ чел. При- быльных Убыточных
1 Республика Хакасия 1 015 426,5 261,3 3 886,1 56,6 43,4
2 Республика Бурятия 1 443 562,1 341,6 4 225,9 58,3 41,7
3 Забайкальский край 1 575 075,9 471,3 3 342,0 44,0 56,0
4 Красноярский край 9 967 548,5 1 412,9 7 054,7 63,7 36,3
В I полугодии 2009 г. поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Республики Хакасия по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. снижены и составили 84 % (2008 г. по отношению к 2007 г. - 79 %). Снижение поступлений налога на прибыль организаций связано не только с увеличением убыточных организаций в Республике Хакасия (за I полугодие 2009 г. - на 6 процентных пунктов), но и с изменениями налогового законодательства, когда налогоплательщикам предоставили право перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактической прибыли. В результате, по данным информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» Управления ФНС России, по Республике Хакасия по состоянию на 01.01.2009 из консолидированного бюджета возмещено налога на прибыль организаций (с учетом пени и штрафов) в сумме 317 091 тыс. рублей, в том числе в IV квартале 2008 г. - 205 036 тыс. рублей. По состоянию на
01.01.2010 возмещено 342 852 тыс. рублей. Кроме того, по состоянию на
01.01.2010 числится переплата в сумме 299 874 тыс. рублей, или 106,2 % к уровню на начало 2009 г. (282 475 тыс. рублей), которая также может быть востребована налогоплательщиками.
При этом недоимка по налогу (без учета пени и штрафов) по состоянию на 01.01.2010 составила 46 177 тыс. рублей, или 82,6 %, к уровню на начало года. Данная сумма является резервом пополнения доходов бюджетной системы Республики Хакасия.
Рассмотрим влияние изменений действующего налогового законодательства по снижению общей ставки налога на прибыль организаций на поступления в консолидированный бюджет Республики Хакасия.
Данные поступления налога на прибыль организаций в федеральный и консолидированный бюджет Республики Хакасия приведены в табл. 5.
Таблица 5
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный и консолидированный бюджет Республики Хакасия
Годы Ста- вка, % Федеральный бюджет, тыс. руб. Темп роста к предыдущему году, % Ставка, % Консолидирован-ный бюджет, тыс. руб. Темп роста к предыдущему году, %
2005 6,5 295 474 17,5 1 127 674
2006 6,5 526 226 178,1 17,5 1 668 773 148,0
2007 6,5 690 646 131,2 17,5 2 406 557 144,2
2008 6,5 322 300 46,7 17,5 1 899 997 79,0
2009 2 151 692 47,1 18 2 084 763 109,7
До 2008 г. в республике наблюдался рост поступлений налога на прибыль организаций во все уровни бюджетов. В 2008 г. снижение поступлений по сравнению с 2007 г. в федеральный бюджет составило 53,3 %, в консолидированный бюджет - 21 %.
С 01.01.2009 снижена общая ставка налога на прибыль с 24 до 20 % за счет снижения ставки в федеральный бюджет на 4,5 % и увеличения ставки в консолидированный бюджет на 0,5 %. В результате за 2009 г. поступления налога на прибыль организаций к уровню 2008 г. составили в федеральный бюджет Республики Хакасии 47,1 %, в консолидированный бюджет -109,7 %.
Поступления за 2009 г. выше поступлений 2008 г. на 184 766 тыс. рублей за счет увеличения процентной ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в консолидированный бюджет республики, на 0,5 %.
Следует отметить, что поступления налога на прибыль организаций зависят от масштабов производства, количества хозяйствующих субъектов и их налогооблагаемой базы. Но за период 2008-2009 гг. новых крупных производственных объектов, которые обеспечили бы дополнительные поступления налога на прибыль организаций, не зарегистрировано.
Наиболее крупными действующими производственными структурами Республики Хакасия в разрезе видов экономической деятельности являются:
- цветная металлургия - ОАО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод» и ООО «Хакасский алюминиевый завод»;
- электроэнергетика - Филиал ОАО «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П. С. Непорожнего»;
- топливная промышленность - ООО «СУЭК-Хакасия», Черногорский филиал ОАО «СУЭК», ООО «Восточно-Бейский разрез», ОАО «Разрез Изыхский».
Наибольшие поступления налога на прибыль организаций в 2009 г. приходятся на предприятия, осуществляющие производство, передачу и распре-
деление электроэнергии, - 730 916 тыс. рублей (рост по отношению к 2008 г. в 1,5 раза), а также добычу каменного, бурого угля - 430 410 тыс. рублей (рост в 2,4 раза), удельный вес которых составил 35,1 и 20,6 % соответственно.
В 2008-2009 гг. значительно снизились поступления налога на прибыль организаций по виду экономической деятельности «производство цветных металлов» и соответственно составили 192 585 и 184 502 тыс. рублей. По сравнению с 2007 г. поступления снижены в 4,9 раза (в 2007 г. поступило 907 440 тыс. руб.).
Произошедшая авария на Саяно-Шушенской ГЭС в случае непринятия мер может привести к снижению поступлений налога на прибыль в 2010 и последующих годах.
Количество юридических лиц, состоящих на учете в налоговых органах Республики Хакасия, за 2008 г. увеличилось на 650 ед., или на 8,9 % по отношению к 2007 г., за I квартал 2009 г. - на 458 ед., или на 5,7 % к началу года и на 01.04.2009 составило 8 425 ед. По состоянию на 01.04.2009 количество организаций из числа состоящих на учете в налоговых органах Республики Хакасия находятся в стадии ликвидации 373 ед. (для сравнения - на начало 2008 г. числилось 270 ед., на начало 2009 г. - 313 ед.), т.е. прирост налогоплательщиков за I квартал 2009 г. составил 85 ед. (458-373).
Таблица 6
Доходы населения субъектов Сибирского федерального округа
№ п/п Наименование показателя Ед. изм. Рес- пуб- лика Хака- сия Респуб- лика Бурятия Забай- каль- ский край Красноярский край
1 Среднегодовые доходы (из расчета среднемесячной начисленной номинальной заработной платы) в расчете на одного занятого в экономике на 01.07.2009 тыс. руб- лей 93,1 94,5 94,9 117,6
2 Среднегодовые потребительские расходы на одного занятого в экономике на 01.07.2009 тыс. руб- лей 66,5 130,8 106,0 125,1
3 Объем годового розничного товарооборота на одного занятого в экономике на 01.07.2009 тыс. руб- лей 45,3 102,0 82,9 94,5
4 Число собственных автомобилей на 1000 чел. населения (данные за 2006 г.) ед. 207,6 137,7 152,2 171,3
Налогооблагаемая база для исчисления налога на прибыль организаций за 2008 г. уменьшилась по сравнению с 2007 г. в 1,8 раза и составила 5 183,4 млн. рублей. При этом количество лицевых счетов налогоплательщиков за 2009 г. увеличилось на 56 ед. и составило 4 732 ед. Возросло и количество лицевых счетов по налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, на 939 ед. и по состоянию на 01.01.2010
составило 12 090 ед. С учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным законом от 19.07.2009 № 204-ФЗ в части увеличения величины предельного размера доходов организации, ограничивающей право организации перейти на упрощенную систему налогообложения с 15 до 45 млн. рублей (по итогам 9 месяцев), количество плательщиков налога на прибыль может быть снижено и соответственно уменьшится налоговая база по данному налогу.
Изменились и поступления от налога на доходы физических лиц (табл. 6).
Из приведенных данных видно, что показатели Республики Хакасия (за исключением числа автомобилей) значительно ниже других субъектов Федерации, что подтверждается и поступлением налога на доходы физических лиц (табл. 7).
Таблица 7
Поступления налога на доходы физических лиц
% с с Наименование показателя Ед. изм. Рес- публи- ка Хака- сия Рес- публи- ка Буря- тия Забай- каль- ский край Красноярский край
1 Поступление НДФЛ за I полугодие 2009 г. в расчете на одного занятого в экономике руты . с. 7,2 10,0 10,0 12,3
2 Расчетный доход за I полугодие 2009 г., с которого уплачен НДФЛ руты . с. 55,4 76,9 76,9 94,6
3 Отношение суммы доходов, с которой уплачен НДФЛ (строка 2 табл. 7, к общей сумме доходов (строка 1 табл. 6) % 59,5 81,4 81,0 80,4
Кроме того, в Республике Хакасия ниже других регионов и процент отношения суммы доходов, с которой уплачен налог на доходы физических лиц (табл. 7), к общей сумме доходов, что может свидетельствовать о низком уровне налогообложения доходов.
Основными факторами, определяющими налогооблагаемую базу налога на доходы физических лиц и сумму налога, являются численность занятых работников различных категорий в экономике региона и величина их заработной платы.
За 2009 г. в консолидированный бюджет Республики Хакасия поступило налога на доходы физических лиц в сумме 4 136 382,1 тыс. рублей, что составляет 103,5 % к уровню 2008 г., но при этом годовые бюджетные назначения не исполнены (98,4 %).
Низкий показатель поступления налога в республике связан с невысокими доходами населения. За I полугодие 2009 г. доходы в расчете на душу населения (в среднем за месяц) по Республике Хакасия составили 10,5 тыс. рублей, что ниже показателей сравниваемых регионов - Забайкальского края (11,2 тыс. рублей), Республики Бурятия (11,6 тыс. рублей) и Красноярского края (15,3 тыс. рублей).
За январь - ноябрь 2009 г. среднемесячные денежные доходы на душу населения по Республике Хакасия возросли на 0,5 тыс. рублей и составили 11 тыс. рублей.
При этом доходы населения меньше среднемесячной начисленной заработной платы в связи с тем, что в республике имеется задолженность по заработной плате, которая, по данным Хакасстата, на 01.12.2009 составляла 4 315 тыс. рублей.
Среднемесячная начисленная заработная плата в целом по Республике Хакасия за период январь - ноябрь 2009 г. составила 15,9 тыс. рублей. В разрезе видов экономической деятельности наибольшая среднемесячная начисленная заработная плата приходится на организации железнодорожного транспорта (26,7 тыс. рублей), по финансовой деятельности (26,6 тыс. рублей), по государственному управлению и обеспечению военной безопасности, социальному страхованию (26,3 тыс. рублей). Самая низкая начисленная заработная плата приходится на предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства и составляет 6,3 тыс. рублей, текстильного и швейного производство - 7,7 тыс. рублей и производства изделий из дерева - 7,9 тыс. рублей. По 9 основным видам экономической деятельности из 14 (64,3 %) среднемесячная начисленная заработная плата ниже среднего уровня по республике.
Кроме того, в 2009 г. в Налоговом кодексе Российской Федерации появилось много новаций социального характера, касающихся увеличения налоговых вычетов по данному доходному источнику. В 2 раза увеличены стандартные налоговые вычеты, которые предоставляются каждому работнику в размере 400 рублей и составляют в настоящее время 40 тыс. рублей, а также суммы имущественного вычета при покупке жилья (2 млн. рублей). Действие данной нормы распространено на отношения, возникшие с 1 января 2008 г. На ребенка вычеты увеличены с 600 до 1000 рублей. Эти меры вызвали существенное выпадение доходов бюджета Республики Хакасия. Из консолидированного бюджета Республики Хакасия по данному источнику дохода за
2008 г. в целом возмещено 208 481 тыс. рублей, основная сумма которых (202 481 тыс. рублей, или 97,1%) приходится на социальные и имущественные налоговые вычеты, за 2009 г. в целом возмещено 238 632 тыс. рублей, из которых 229 685 тыс. рублей, или 96,3%, также приходится на социальные и имущественные налоговые вычеты. Кроме того, на 01.01.2010 имеется переплата по налогу в сумме 93 446 тыс. рублей, которая также может быть возвращена налогоплательщикам.
Таким образом, на поступления налога на доходы физических лиц влияет низкий уровень заработной платы по отдельным видам экономической деятельности, наличие задолженности по ее выплате, а также увеличение сумм налоговых вычетов (социальных, имущественных, стандартных).
Одним из основных доходных источников республиканского бюджета Хакасии является налог на имущество организаций. В 2008 г. поступления по данному налогу возросли по сравнению с 2007 г. на 70,4 % и составили 1 476 713,1 тыс. рублей. Такая ситуация сохранилась и в 2009 г., поступления
2009 г. (1 800 637 тыс. рублей) выше поступлений 2008 г. на 21,9 %.
Несмотря на увеличение поступлений налога на имущество организаций по состоянию на 01.01.2010, недоимка по налогу (с учетом пени и штрафов) составляет 28 934 тыс. рублей, или 142,6 % к уровню на начало 2009 г. Потери республиканского бюджета Хакасии по налогу на имущество организаций в связи с предоставлением льгот в целом за 2008 г. составили 770 656 тыс. рублей, в том числе по льготам, предоставленным в соответствии:
- со ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации международными договорами Российской Федерации и в соответствии с п. 7 ст. 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации инвесторам по Соглашениям о разделе продукции - 322 045 тыс. рублей (41,8 %);
- с Законом Республики Хакасия от 27.11.2003 № 73 «О налоге на имущество организаций» - 448 611 тыс. рублей (58,2 %).
Следует отметить, что в 2009 г. увеличились потери бюджета по налогу на имущество организаций в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, которые, по данным ОАО «Русгидро», составили 27 600 тыс. рублей.
Одним из доходных источников пополнения консолидированного бюджета республики являются налоги на совокупный доход, поступающие в основном от субъектов малого бизнеса. Однако их доля в общей сумме налоговых доходов незначительна и по сравнению с 2008 г. снизилась на 1 % и в
2009 г. составила 5,4 %.
В сравнении с другими анализируемыми регионами Сибирского федерального округа доля налогов на совокупный доход в сумме налоговых доходов Республики Хакасия за 2009 г. ниже показателей Республики Бурятия на 0,6 процентных пунктов (6 %) и выше Забайкальского края на 1,6 процентных пунктов (3,8 %), Красноярского края - на 2,5 процентных пунктов (2,9 %).
Так же как и в Республике Хакасия, доля налогов на совокупный доход в общей сумме налоговых доходов за 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилась в Республике Бурятия и Забайкальском крае на 0,7 и 1 % соответственно. По Красноярскому краю наблюдается незначительное увеличение - на 0,3 %.
За 2009 г. снижен темп поступлений налогов на совокупный доход к уровню 2008 г. и составил 91,8 %, в консолидированный бюджет республики поступило 544 731 тыс. рублей, в том числе:
- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 340 758 тыс. рублей, или 88% к уровню 2008 г.;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 201 831 тыс. рублей, или 99 % к уровню 2008 г.;
- единого сельскохозяйственного налога - 2142 тыс. рублей, или 90 % к уровню 2008 г.
При этом в 2008 г. наблюдался рост поступлений налогов на совокупный доход по сравнению с 2007 г. на 115 845 тыс. рублей, или на 24,3 %, и в консолидированный бюджет республики поступило 593 165 тыс. рублей. Наибольшие поступления налогов на совокупный доход в 2009 г. приходятся на следующие виды экономической деятельности:
- «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» -
269 348 тыс. рублей (удельный вес - 44,5 %);
- «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 95 843 тыс. рублей (15,8 %);
- «строительство» - 76 835 тыс. рублей (12,7 %);
- «обрабатывающие производства» - 48 333 тыс. рублей (8 %).
Рассматривая структуру поступлений по данным видам экономической
деятельности, видно, что поступления налогов со специальным налоговым режимом занимают небольшой удельный вес в общих поступлениях по конкретному виду деятельности и составляют:
- «обрабатывающие производства» - 4,3 %;
- «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 14,4 %;
- «строительство» - 18,1 %;
- «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 37,3 %.
Основную часть налогов на совокупный доход консолидированного бюджета Республики Хакасия за 2009 г. составляют поступления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения -
62,6 %. Удельный вес единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности составил 37 %. Доля единого сельскохозяйственного налога в налогах на совокупный доход незначительна и составляет 0,4 %.
В общей сумме налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (340 758 тыс. рублей), основная доля приходится на налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, - 64,8 % (220 852 тыс. рублей). На налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, приходится 35,1 % (119 551 тыс. рублей). И совсем незначительная доля - 0,1 % приходится на доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощенной системы налогообложения (355 тыс. рублей).
При этом в 2009 г. поступления доходов от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощенной системы налогообложения по отношению к 2008 г. увеличились всего на 320 тыс. рублей в результате принятия Закона Республики Хакасия от 05.11.2008 № 60-ЗРХ «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента».
В 2009 г. по доходам от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощенной системы налогообложения открыто 126 лицевых счетов. Учитывая количество лицевых счетов и сумму поступлений (355 тыс. рублей), в среднем стоимость одного патента составляет 2,8 тыс. рублей. В разрезе видов экономической деятельности основные поступления по патентам приходятся на:
- «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» - 67 тыс. рублей;
- «деятельность сухопутного транспорта» - 51 тыс. рублей;
- «прочие производства» - 49 тыс. рублей;
- «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 48 тыс. рублей;
- «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 47 тыс. рублей;
- «строительство» - 33 тыс. рублей;
- «обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели» - 27 тыс. рублей.
Из 69 видов предпринимательской деятельности, определенных для получения патентов, задействовано в основном 7 видов экономической деятельности, т.е. 10,1 % от предусмотренных в законе, что говорит о низкой популяризации данного специального налогового режима и отсутствии работы по разъяснению преимуществ введенных норм законодательства.
Приведенные данные подтверждают вывод о том, что формирование доходов консолидированного бюджета республики в большей степени зависит от поступлений по налогоплательщикам, находящимся на общем режиме налогообложения, а не на специальных налоговых режимах.
Также доходными источниками консолидированного бюджета республики являются транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог.
В 2008 г. поступления возросли по сравнению с 2007 г. на 28,6 %; на 51,4 на 29,6 % соответственно. Такая ситуация сохранилась и в 2009 г. Поступления данных налогов 2009 г. выше поступлений 2008 г. на 12,3; 23,6; 17% и составили 97 440, 26 352 и 214 576 тыс. рублей соответственно.
Несмотря на увеличение поступлений данных налоговых источников в консолидированный бюджет Республики Хакасия, задолженность по ним (с учетом пени и штрафов) увеличилась за 2009 г. в целом на 11,5 % и по состоянию на 01.01.2010 составила 127 974 тыс. рублей, в том числе:
- по транспортному налогу - на 9 % (82 787 тыс. рублей);
- по налогу на имущество физических лиц - на 2,7 % (25 554 тыс. рублей);
- по земельному налогу - на 41,1 % (19 633 тыс. рублей).
Следует отметить, что задолженность (с учетом пени и штрафов) по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц по состоянию на 01.01.2010 находится практически на уровне поступлений данных налогов за 2009 г.
Анализ данных по начисленным и поступившим платежам по транспортному налогу показал, что основная сумма задолженности приходится на физических лиц.
В целях повышения собираемости транспортного налога было бы целесообразно законодательно закрепить норму, устанавливающую возможность регистрации, перерегистрации и прохождения технического осмотра транспортных средств после погашения задолженности по транспортному налогу.
Удельный вес налога на имущество физических лиц в налоговых доходах консолидированного бюджета незначителен и составляет 0,3 %, что объясняется существующими проблемами по администрированию данного налога в части регистрации права собственности на объекты недвижимости.
В действующей налоговой системе регулирование налога на имущество физических лиц осуществляется не отдельной главой Налогового кодекса Российской Федерации, а Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Статьей 3 вышеназванного закона представительным органам местного самоуправления дано право определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
В Республике Хакасия всеми муниципальными образованиями установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества и только в отдельных муниципальных образованиях (гг. Абаза, Саяногорск, Черногорск) применены дифференцированные налоговые ставки по типу использования объекта налогообложения («жилые дома, квартиры, дачи, гаражи» и «иные строения, помещения, сооружения»).
При этом Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» при предоставлении налоговых льгот не предусмотрена возможность разделения объектов налогообложения по типу использования. Согласно ст. 4 вышеназванного закона льготы предоставляются только категории налогоплательщиков. В частности, п. 2 ст. 4 Закона от уплаты налога полностью освобождаются пенсионеры. Таким образом, регистрация любого имущества, в том числе и строения, которые не относятся к жилым и с помощью которых можно извлечь доход (магазины, склады, производство и т.д.), на пенсионеров дает родственникам-предпринимателям ощутимые налоговые послабления, которые используют данные строения для целей предпринимательской деятельности на основании договора аренды. Поскольку сумма арендной платы устанавливается договором сторон и ее минимальный размер не определен, она будет символической и не обременительной для предпринимателя.
В целях исключения злоупотреблений данной льготой по налогу и для увеличения доходной базы консолидированного бюджета республики за счет налога на имущество физических лиц органам власти необходимо выступить с законодательными инициативами на федеральном уровне, предусматривающими:
- законодательное закрепление норм и сроков регистрации прав на индивидуальные объекты недвижимости;
- законодательное закрепление конкретных сроков по продлению разрешений на индивидуальное жилищное строительство;
- предоставление льгот по объектам налогообложения в зависимости от типа его использования;
- предоставление льгот пенсионерам только по жилым строениям.
Кроме того, для увеличения поступлений налога на имущество физических лиц у муниципальных образований Республики Хакасия существует возможность увеличения налоговых ставок в зависимости от типа использования объектов недвижимого имущества, не относящегося к жилым домам, квартирам, дачам и гаражам.
Аналогичные меры можно применить и по земельному налогу, поскольку ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, что позволит пополнить собственную доходную базу муниципальных образований и соответственно консолидированного бюджета Республики Хакасия.
Таким образом, особенностью формирования доходной базы бюджета Республики Хакасия является в основном наличие крупных предприятий-налогоплательщиков, относящихся к таким видам деятельности, как «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство, передача и распределение электрической энергии». Малый бизнес в Республике Хакасия развит недостаточно.
Большое влияние на формирование доходной базы бюджета имеет соотношение собственных и регулирующих налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Доля собственных доходов Республики Хакасия постоянно снижается, что говорит о повышении зависимости субъекта от федерального бюджета.
Имеется ряд других показателей - это недостаточно высокий уровень ВРП в республике, значительная доля убыточных предприятий, низкий уровень доходов населения, а также влияние законодательства всех уровней власти, позволяющего использовать пробелы в целях минимизации налогообложения или вообще ухода от налогообложения и, как следствие, снижение уровня поступления доходов в консолидированный бюджет республики (льготы, дифференцированные ставки, сроки ввода, регистрации объектов налогообложения и т.д.).
В качестве резервов пополнения доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия можно принять влияние таких показателей, как недоимка по налоговым доходам, выбытие юридических лиц с территории республики и рассмотрение судебных дел налогоплательщиков.