УДК 336.2
Налоговое администрирование физических лиц и его влияние на формирование доходов бюджета Чеченской Республики.
Tax administration of individuals and its influence on the formation of budget revenues of the Chechen Republic.
Сайдулаев ДениДоккаевич, доцент кафедры налоги и налогообложения факультета экономики и финансов Чеченского государственного университета, кандидат экономических наук Курбанов Салман Абдулганиевич, доцент кафедры налоги и налогообложения факультета экономики и финансов Чеченского государственного университета, кандидат экономических наук
е-mail: [email protected]
В статье рассматриваются механизм налогового администрирования физических лиц, а также роль и значение налогов с физических лиц при формировании государственного бюджета. В работе приведены фактические данные поступления налогов с физических лиц в бюджет Чеченской Республики и обозначены условия, повышения качества налогового администрированияфизических лиц в Чеченской республике.
This article discusses the mechanism of tax administration of individuals, as well as the role and importance of taxes on individuals in the formation of the state budget. The paper presents evidence of income taxes on individuals in the budget of the Chechen Republic and the designated conditions, improving the quality of tax administration individuals in the Chechen Republic.
Ключевые слова: бюджет, налог, налоговое администрирование, налоговый контроль, физические лица, налоговые агенты, доходы.
Tags: budget, tax, tax administration, tax control, individuals, tax agents, income.
Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета Российской Федерации (РФ). Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. В Российской Федерации, как и во всем мире, существует широко разветвленная система налогов с ее граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в новом налоговом законодательстве обобщенным термином физические лица.
В современной России система налогообложения доходов граждан стала формироваться в 1991 году, с ведением Закона «О подоходном налоге с
физических лиц». Обязанность уплачивать налоги в России является конституционной обязанности граждан.
Статья 57 Конституции России гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»[1, с. 17].
Физические лица для целей налогообложения это граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства получающие доходы от источников Российской Федерации, либо владеющие имуществом на территории РФ. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, такими как: транспортный налог, налогом на имущество физических лиц, земельный налог, но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Ставки налогов, уплата и остальные условия регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключение налога на имущества с физических лиц.
Налоговый Кодекс Российской Федерации направлен на создание приемлемого для налогоплательщиков размера налогового бремени, а также оптимальных условий для исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов. Для этого в Российском налоговом законодательстве введен Институт налоговых агентов. Под налоговыми агентами понимается лица, на которых в соответствии законодательством возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет от имени и в пользу налогоплательщика.
Самостоятельной категорией налогоплательщиков физических лиц являются индивидуальные предприниматели. Индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и занимающиеся предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Индивидуальные предприниматели осуществляют свою деятельность на общем режиме налогообложения и на одном специальных налоговых режимов. Общий режим налогообложения для индивидуальных предпринимателей обозначает исполнение обязанностей по уплате НДС, НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности и налога на имущества физических лиц используемое в предпринимательской деятельности.
Специальные налоговые режимы это упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), патентная система налогообложения и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) для крестьянских (фермерских) хозяйств. Переход на специальные налоговые режимы для индивидуальных предпринимателей означает освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности и налога на имущества физических лиц используемое в предпринимательской деятельности и замена их уплатой единого налога в соответствии с выбранным специальным налоговым режимом.
Поступающие налоговые платежи с доходов с физических лиц и предпринимательской деятельности и с имущества физических лицзачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. Для целей налогообложения по доходом понимается экономическая выгода, полученная налогоплательщиков в денежной и натуральной формах. Под имуществом налогоплательщика понимается объекты вещных прав относимых к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а именно: права собственности, право пользования и право оперативного управления. К физическим лицам в отношении имущества применимо право собственности.
Из них налог на доходы физических лиц поступает в бюджеты субъектов Федерации, например в консолидированный бюджет Чеченской Республики, хотя он является федеральным налогом.
Налог на имущество физических лиц и земельный налог являются налогами формирующие доходы местных бюджетов, а транспортный налог полностью перечисляется в региональный бюджет. Начисление имущественных налогов осуществляют налоговые органы на основании сведений представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрацию транспортных средств.
Соответственно, принципиальным условием для обеспечения собираемости данных налогов является эффективность налогового администрирования, осуществляемого налоговыми органами.
Налоговое администрированиенеобходимо рассматривать как составную часть государственного управления налоговой системой.
Результативность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется конкретными целями и задачами налоговой политики в определенный этап развития страны. Соответственно управление налоговой системой необходимо рассматривать как деятельность государства по управлению составными элементами налоговой системы.
На наш взгляд существуют три таких элемента. Первый это совокупность налогов и сборов установленных государством в налоговой системе. Государство законодательно устанавливает перечень налогов и сборов, а также порядок исчисления и уплаты каждого налога и сбора налоговой системы.
Второй элемент это компетенции органов власти и управления в налоговой сфере. В России как федеративном государстве налоговая система разделена на три уровня по компетенциям уполномоченных органов власти в налоговой сфере, а также принципам, процедурам, формам и методам управления в отношении налогов и сборов. В налоговом кодексе определены федеральные налоги и сборы, региональные налоги и местные налоги. Реализация этого принципа управления налоговой системой осуществляется на основе налогового федерализма.
Третьим элементом управления налоговой системой являетсясовокупность налоговых органови определение функций и юридических полномочий налоговых органов, обеспечивающих налоговый контроль и привлечение к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства.
Из выше изложенного, следует признать, что основными элементами налогового администрирования являются:
- контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и плательщиками сборов;
- контроль за исполнением налогового законодательства налоговыми органами;
- организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.
Таким образом, на наш взгляд, налоговое администрирование представляет собой системумероприятий, регламентированную законом и осуществляемую налоговыми органами, Федеральной таможенной службой РФ и финансовыми органами по реализации контрольной функции в сфере налогообложения.
От эффективности налогового администрирования во многом зависит объем налоговых поступлений в бюджет. Соответственно главной целью налогового администрирования является обеспечение максимизации доходов государственного бюджета и оптимального сочетания инструментария налогового регулирования и налогового контроля. Поскольку важнейшим компонентом налогового администрирования является налоговый контроль, то от его эффективностизависит увеличение количества налогоплательщиков, добросовестно выполняющих свои налоговые обязательства и правильно исчисляющих и полностью и своевременно уплачивающих налоги и сборы, и, уменьшением доли недоимки по налогам и сборам в общем объеме налоговых поступлений в бюджетную систему.
Исходя из сказанного, целью налогового администрирования выступают:
1. Сбор, систематизация и обработка информации.
Сбор, систематизация и обработка информации является основой налогового администрирования. Собираемая информация включает в себя статистическая, бухгалтерская и финансовая отчетность представляемая налогоплательщиками в налоговые органы.Это необходимо для проведения анализа налоговых поступлений в бюджет в разрезе уровней бюджетной системы за предыдущие периоды по каждому налогу налоговой системы страны.
2. Налоговое планирование и прогнозирование.
Налоговое планирование и прогнозирование включает в себя параметры бюджетного задания по собираемости налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы. Оно необходимо для расчета показателей бюджетной обеспеченности регионов России, а также для определения
будущих размеров финансовой помощи субъектам федерации из федерального бюджета.
Главными целями налогового планирования выступают определение количественной и структурной оценки налогового потенциала в разрезе регионов, заблаговременная оценка возможных последствий планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной налоговой, бюджетной, экономической и социальной политики[6].
Налоговое планирование на микроуровне предполагает деятельность налогоплательщиков по манипулированию налогооблагаемой базы в отношении налогов и умению юридически грамотно пользоваться законно установленными льготами в отношении налогов, которые они уплачивают.
3. Налоговое регулирование.
Налоговое регулирование как цель налогового администрирования предполагает определение параметров государственного вмешательства в реализации налоговой политики государства. Налоговое регулирование представляет собой процесс формирования и совершенствования такой налоговой системы, которая позволит государству реализовать не только фискальную, но стимулирующую и социальную функции налогов в конкретный период времени.Инструментом налогового регулирования является деятельность по администрированию банкротства налогоплательщиков, которые не в состоянии налоговые обязательства.
4. Налоговый контроль.
В статье 82 Налогового кодекса (Часть I) налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах [2].
Налоговый контроль, являясь частью государственного финансового контроля, представляет собой инструмент государственного принуждения по уплате налогов и сборов налоговой системы страны. Реализация налогового контроля осуществляется с помощью различных форм и методов, к важнейшим из которых относятся организация учета налогоплательщиков, проведение налоговых проверок и иных контрольных мероприятий, определенных в правах налоговых органов.
Основополагающим методом налогового
администрированияявляетсярегистрация и учет налогоплательщиков.
По сведениям собранными авторами из Управления Федеральной налоговой службы РФ по Чеченской Республике, количество организаций, состоящих на учете по месту своего нахождения в налоговых органах Чеченской Республики, по состоянию на 01.01.2014г составляет 9975 и уменьшилось с начала года на 925 единиц. По месту нахождения обособленных подразделений в республике состоит на учете 529 организаций, количество которых сократилось с начала года на 28,3% или 209 единиц.Сокращение количества состоящих на учете организаций связано, преимущественно, с проводимой налоговыми органами работой по
«административному закрытию» фактически недействующих юридических лиц, в соответствии со ст.21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Всего, по состоянию на 01.01.2014г исключено из Единого государственного реестра юридических лиц по основаниям, определенным ст.21.1 закона №129-ФЗ, 3946 юридических лиц, в том числе исключено из ЕГРЮЛ в 2013 году 716 юридических лиц. Количество действующих индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, сократилось с начала года на 6569 человек и составляет 27861, в том числе по городам и районам (Таблица 1.)
Таблица 1.
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей
Чеченской Республики по районам:
Количество зарегистрированных Рост
Наименование и состоящих на учете (снижение)
муниципального образования индивидуальных предпринимателей количества в единицах
на 01.01.2013 на 01.01.2014
г.Грозный 10728 8827 -1901
г.Аргун 821 747 -74
Ачхой-Мартановский 1627 1453 -174
Веденский район 753 590 -163
Грозненский район 3583 2639 -944
Гудермесский район 2933 2447 -486
Итум-Калинский район 235 222 -13
Курчалоевский район 2256 1856 -400
Надтеречный район 1365 1026 -339
Наурский район 619 647 28
Ножай-Юртовский 803 603 -200
Сунженский район 575 350 -225
Урус-Мартановский 3292 2679 -613
Шалинский район 3074 2357 -717
Шаройский район 35 29 -6
Шатойский район 467 323 -144
Шелковской район 1264 1066 -198
Всего 34 430 27861 -6569
*Составлено авторами по данным УФНС РФ по Чеченской Республике
Сокращение числа индивидуальных предпринимателей связано, главным образом, с тем, что физические лица, зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей только в целях получения субсидий, предоставляемых в рамках реализации Постановления Правительства РФ от
31.12.2008г. № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», как правило, по истечении времени представляют в налоговые органы заявления о прекращении предпринимательской деятельности. Это подтверждается и результатами данных выборочного опроса физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей в 2013 году, о причинах прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, где основными причинами назвались фактическое неведение предпринимательской деятельности в предыдущие периоды и изменение условий выплаты страховых взносов (сумма фиксированных платежей исходя из стоимости страхового года в 2013 году, составила 35,7 тыс. руб. против 17,2 тыс. руб. в 2012 году, то есть увеличение почти в 2,1 раза).Индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства республики, преимущественно, осуществляют деятельность в таких сферах как оптовая и розничная торговля (41% от общего количества предпринимателей), транспорт и связь (9%), виды деятельности, связанные с сельским хозяйством (37%) и другие.
Поступления по налогу на доходы физических лиц в Чеченской Республики в 2012 году составило 7 128, 12 млн.руб., а 2013 году 7 917,75 млн. (Таблица 2).Наибольший уровень прироста налоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики, обеспечен за счет роста поступлений налога на доходы физических лиц, удерживаемого и перечисляемого налоговыми агентами, на сумму 841,6 млн. руб., или на 11,9% к уровню 2012 года [5].При этом, в сравнении с предыдущим годом, снизились объемы поступлений по налогу на доходы физических лиц (предпринимателей) - на 3,6 млн. руб., или на 21,5%;
Таблица 2:
Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чеченской Республики.
_млн. руб.
Виды налогов Налоговые поступления по годам
2012 2013 Темпы роста/снижен ия (%) 2013 к 2012г.
Налог на доходы физических лиц 7 128, 12 7917,75 + 33,7
Налог на имущества физических лиц 10, 037 15, 720 +56,6
Транспортный налог 22, 397 27,552 +23,0
Земельный налог 63,146 117,434 +85,0
*Составлена авторами на основе статистических данных официального сайта УФНС РФ по Чеченской Республике
По исполнению консолидированного бюджета Чеченской Республики также отмечается рост объемов поступлений налоговых платежей за отчетный период, к уровню предыдущего года. Рост налоговых поступленийдостигнут по следующим видам налогов:
- по земельному налогу - на 54,3 млн. руб. или больше чем в 2012 году почти в 1,9 раза;
- по государственной пошлине, уплачиваемой по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, на 9,6 млн. руб. с темпом роста 160,5%;
- по налогу на имущество физических лиц собрано на 5,7 млн. руб. больше, с темпом роста 156,7% к уровню 2012 года.
- по транспортному налогу с организаций - на 2,9 млн. руб. с темпом роста 135,8%к уровню 2012 года;
- по транспортному налогу с физических лиц - на 2,3 млн. руб. с темпом роста 115,8%к уровню 2012 года[4].
Объемы поступлений по налогу на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Чеченской Республики, составили в сумме 7844,9 млн. руб. что составило к уровню 2012 года 100,9%, в том числе в региональный бюджет - 112%, в местные бюджеты - 100,6 процента.
По результатам администрирования физических лиц, декларирующих полученные ими доходы, в соответствии со статьей 228 НК РФ, в бюджетную систему Российской Федерации поступило 4,7 млн. рублей.
По результатам администрирования индивидуальных
предпринимателей в бюджетную систему поступило всего 60,1 млн. руб., что на 11,1% меньше уровня аналогичного показателя 2012 года.
Объем поступлений налогов в консолидированный бюджет республики от индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения (НДФЛ с ИП), составил 13,2 млн. руб., или 78,5% к аналогичному показателю 2012 года. Причиной уменьшения рассматриваемых поступлений является снижение общего количества налогоплательщиков - физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с 34430 - на 1 января 2013 года до 27861 - на 1 января 2014 года, то есть снижение на 19,1 %, или на 6569 предпринимателей, а в сравнении началом 2012 года, на который приходится «пик» количества состоящих на налоговом учете индивидуальных предпринимателей, снижение составило 57,1%, или на 20932 предпринимателя.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность по системе уплаты единого налога на вмененный доход, уплатили в консолидированный бюджет республики 46,9 млн. руб., или 92,7% к аналогичному показателю 2012 года. Снижение поступлений ЕНВД связано с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ в пункт 2 статьи 346.32, которые предусматривают, что
индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.
За 2013 год сумма поступлений транспортного налога составила 27,6 млн. руб., в том числе с организаций - 11,0 млн. руб., с динамикой 135,8% и с физических лиц - 16,6 млн. руб., с динамикой 115,8% по отношению к сумме поступлений за 2012 год (8,1 и 14,3 млн. рублей)[4].
Исполнение бюджетных назначений по поступлению транспортного налога, предусмотренного в общей сумме 31,7 млн. руб. за отчетный период составило 86,9%, в том числе: с организаций - 74,5%, с физических лиц 97,7 процента.
В базе данных налоговых органов на 01.01.2014 года содержится 134399 объектов недвижимости. Работа, проведенная в целях актуализации сведений, позволила обеспечить рост количества пригодных для налогообложения объектов недвижимости, содержащихся в базе налоговых органов поЧеченской Республики на 60,4% по сравнению с началом 2013 года. На 01.01.2013г. содержалось 83764 объекта, в течении года количество объектов налогообложения увеличилось на 50635 единиц и составило 134399 объектов недвижимости.
Сумма исчисленного налога на имущество физических лиц составила 44,4 млн. рублей, динамика к аналогичному периоду 2012 года составила 152,3 процента.
За 2013 год налогоплательщикам налога на имущество физических лиц направлено 95631 уведомление на уплату налога по обязательствам 2012 года, динамика к показателю 2012 года составила 138,4 процента.
Поступление налога на имущество физических лиц за 2013 год составило 15,7 млн. руб. с динамикой к поступлениям 2012 года 156,6%, выполнение бюджетных назначений, предусмотренных на 2013 год, составило 115,7 процента.
По результатам работы по систематизации сведений о земельных участках их владельцах за 2013 год, количество объектов по состоянию на 01.01.2014 года в базе данных УФНС России по ЧР составило 195880 объектов налогообложения (земельных участков), владельцами которых являются физические лица. По сравнению с началом 2013 года рост составил 98,6% (почти 2 раза), или на 97284 объекта (на 01.01.2013г. - 98596 объектов).
Сумма исчисленного земельного налога физическим лицам по налоговым обязательствам 2012 года составила 26,1 млн. руб., динамика к аналогичному показателю 2012 года составила 230,8 процента.
По состоянию на 31.12.2013 года налогоплательщикам - физическим лицам направлено 121814 уведомлений на уплату земельного налога по обязательствам 2012 года, динамика к аналогичному показателю 2012 года составила 139,5 процента.
Общая сумма доходов местных бюджетов Чеченской Республики, предусмотренных по земельному налогу на 2013 год, составила 117,4 млн. руб., из неё доходы по землям поселений предусмотрены в сумме 15,6 млн. рублей.
Поступление земельного налога от физических лиц за 2013 год составило 19,9 млн. руб., с динамикой к поступлениям 2012 года 116,1%, исполнение бюджетных назначений по поступлению земельного налога от физических лиц в местные бюджеты муниципальных образований Чеченской Республики, предусмотренных на 2013 год, составило 127,6 процента.
Таким образом, повышение качества налогового администрирования физических лиц находит свое отражение в росте налоговых поступлений в бюджет Чеченской Республики. Этот рост отмечается по всему спектру налогов взимаемых с физических лиц в республике.
В связи со сказанным особую актуальность приобретает деятельность Комиссии по легализации объектов налогообложения, касающейся легализации объектов налогообложения физических лиц, при Управлении федеральной налоговой службы по Чеченской Республике.
Деятельность Комиссиираспространяется и на легализацию «теневой» заработной платы и выявлению физических лиц, работающих по найму без оформления трудовых соглашений с работодателями. Комиссией создан механизм постоянного мониторинга поступлений в бюджетную систему НДФЛ.
Подводя итог можно сказать, что состояние налогового администрирования, качество деятельности налоговых органов по налоговому контролю наряду с характеристикой налогового законодательства и уровнем налоговой нагрузки на организации и физические лицаявляется важнейшим критерием оценки конкурентоспособности национальной налоговой системы.Главными условиями повышения качества налогового администрирования в Чеченской республике на наш взгляд выступают: совершенствование организационной структуры налоговых органов, укрепление их материально-технической базы, использование новых технологий контрольной работы, в том числе и по отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок, изменение концепции взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень информационно-технологического обеспечения аналитической работы (создание центров обработки данных — ЦОД), повышение квалификации кадров, разработка качественных профессиональных стандартов деятельности работников налоговых органов.
Библиографический список источников:
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации [Текст]:
офиц.текст. - М.: Издательство Юрайт, 2011. -10000экз. - ISBN 978-59916-14-63
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.11.2014): [электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.consultant.ru/popular/nalog1/2_21.html#p3062- Дата обращения 01.12.2014
3. Дорофеева Н. А. Налоговое администрирование: Учебник / Н. А. Дорофеева, А. В. Брилон, Н. В. Брилон. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 296 с.
4. Данные по формам статистической налоговой отчётности:[электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn20/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ - Дата обращения 02.12.2014
5. Исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ.: [электронный ресурс]: Режим доступа:
http://info.minfin.ru/region_compare.php - Дата обращения 02.12.2014
6. СолярикМ.А.Налоговое администрирование в современных условиях: характеристика основных элементов: [электронный ресурс]: Режим доступа: http ://www.uecs.ru/logistika/item/2184-2013 -06-08-07-01 -03-Дата обращения 01.12.2014
Bibliography of sources:
1. The Russian Federation. The Constitution (1993).Constitution of the Russian Federation. National Anthem of the Russian Federation [Text]: ofits.tekst. - M .: Publishing Yurayt, 2011. -10000ekz. - ISBN 978-5-9916-14-63
2. "Tax Code of the Russian Federation (Part One)" from 31.07.1998 № 146-FZ (ed. By 11.04.2014): [electronic resource]: Access: http://www.consultant.ru/popular/nalog1 /2_21.html#p3062- Date treatment 12/01/2014
3. Dorofeeva NA Tax Administration: Textbook / NA Pre- rofeeva, AV Brilon, NV Brilon. - M .: Publishing and Trading Corporation "Dashkovi K °», 2014. - 296 p.
4. Data on statistical tax reporting forms: [electronic resource]: Access: http://www.nalog.ru/rn20/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ -02.12.2014 Date of treatment
5. Execution of the consolidated budgets of subjects of the Russian Federation .: [electronic resource]: Access: http://info.minfin.ru/region_compare.php - 12.02.2014 Date of treatment
6. Solyarik MA Tax administration in modern conditions: description of the main elements: [electronic resource]: Access:
http://www.uecs.ru/logistika/item/2184-2013-06-08-07-01 -03- Date circulation 01.12. 2014
Сведения об авторах:
Сайдулаев ДениДоккаевич, доцент кафедры налоги и налогообложения факультета экономики и финансов Чеченского государственного университета, кандидат экономических наук
Курбанов Салман Абдулганиевич, доцент кафедры налоги и налогообложения факультета экономики и финансов Чеченского государственного университета, кандидат экономических наук е-mail: [email protected]