Научная статья на тему 'Чеченская республика: экономика, инвестиции и налоговый потенциал'

Чеченская республика: экономика, инвестиции и налоговый потенциал Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1006
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ЭКОНОМИКА / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / CHECHEN REPUBLIC / ECONOMY / BUDGET SYSTEM / INVESTMENTS / TAX POTENTIAL / TAX ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баснукаев Муса Шамсудинович

В статье приводится социально-экономическая характеристика Чеченской Республики и рассмотрены показатели налоговых поступлений за 2014 г. в бюджетную систему Российской Федерации от всех налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории региона. Исследуются проблемы, связанные с формированием налогового потенциала Чеченской Республики, являющейся регионом-реципиентом. Предлагается рассматривать мобилизацию налоговых доходов в регионе в бюджетную систему страны во взаимосвязи с социально-экономическим положением, отраслевой структурой и особенностями территории. Анализируются эффективность налогового администрирования и проблемы задолженности. В целях повышения инвестиционной привлекательности региона, создания благоприятных условий для развития бизнеса актуализирован перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики. Тем самым поддержка предприятий, имеющих большое значение для развития реального сектора экономики Чеченской Республики, позволит создать экономические стимулы для наращивания налогового потенциала региона за счет наращивания налоговой базы предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHECHEN REPUBLIC: ECONOMY, INVESTMENTS AND TAX POTENTIAL

The paper provides socio-economic characteristics of the Chechen Republic and analyzes tax revenues for 2014 in the Russian Federation budget from all taxpayers doing business in the region.. The problems associated with the formation of the tax potential of the Chechen Republic being a recipient region are studied. It is suggested that the proposed mobilization of regional tax revenues going to the budget system of the country should be consistent with the socio-economic situation, industry structure and specifics of the territory. The tax administration efficiency and debt problems are analyzed. To improve the investment attractiveness of the region and create favorable conditions for business development, the list of priority investment projects of the Chechen Republic has been updated. Thereby, the support of enterprises that are important for the development of the real sector of the economy of the Chechen Republic will create economic incentives to increase the tax potential of the region by expanding the tax base of enterprises.

Текст научной работы на тему «Чеченская республика: экономика, инвестиции и налоговый потенциал»

УДК 336.2

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ЭКОНОМИКА, ИНВЕСТИЦИИ И НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

БАСНУКАЕВ МУСА ШАМСУДИНОВИЧ, канд.экон. наук, доцент,заведующий кафедрой «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», заслуженный деятель науки Чеченской Республики E-mail: [email protected]

В статье приводится социально-экономическая характеристика Чеченской Республики и рассмотрены показатели налоговых поступлений за 2014 г. в бюджетную систему Российской Федерации от всех налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории региона. Исследуются проблемы, связанные с формированием налогового потенциала Чеченской Республики, являющейся регионом-реципиентом. Предлагается рассматривать мобилизацию налоговых доходов в регионе в бюджетную систему страны во взаимосвязи с социально-экономическим положением, отраслевой структурой и особенностями территории. Анализируются эффективность налогового администрирования и проблемы задолженности. В целях повышения инвестиционной привлекательности региона, создания благоприятных условий для развития бизнеса актуализирован перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики. Тем самым поддержка предприятий, имеющих большое значение для развития реального сектора экономики Чеченской Республики, позволит создать экономические стимулы для наращивания налогового потенциала региона за счет наращивания налоговой базы предприятий.

Ключевые слова: Чеченская Республика; экономика; бюджетная система; инвестиции; налоговый потенциал; налоговое администрирование.

Chechen Republic: Economy, Investments and Tax Potential

MUSA SH. BASNUKAEV, PhD (Economics), assistant professor, Head of the Taxes and Taxation Department, Chechen State University, Honored Scientist of the Chechen Republic

The paper provides socio-economic characteristics of the Chechen Republic and analyzes tax revenues for 2014 in the Russian Federation budget from all taxpayers doing business in the region. . The problems associated with the formation of the tax potential of the Chechen Republic being a recipient region are studied. It is suggested that the proposed mobilization of regional tax revenues going to the budget system of the country should be consistent with the socio-economic situation, industry structure and specifics of the territory. The tax administration efficiency and debt problems are analyzed. To improve the investment attractiveness of the region and create favorable conditions for business development, the list of priority investment projects of the Chechen Republic has been updated. Thereby, the support of enterprises that are important for the development of the real sector of the economy of the Chechen Republic will create economic incentives to increase the tax potential of the region by expanding the tax base of enterprises.

Keywords: Chechen Republic; economy; budget system; investments; tax potential; tax administration.

Одним из условий динамичного развития экономики страны является рост налоговых потенциалов субъектов Российской Федерации, в том числе Чеченской Республики, что будет в свою очередь способствовать росту ее финансовой самостоятельности и по-

вышению уровня социально-экономического развития.

В настоящее время выравнивание положения регионов-доноров и реципиентов осуществляется за счет трансфертов, выделяемых из федерального бюджета. При этом стоит задача

обеспечения развития региона и повышения уровня его финансовой самообеспеченности. В этих условиях важное значение приобретает исследование проблем, связанных с формированием налогового потенциала Чеченской Республики, являющейся регионом-реципиентом.

Ввиду особенностей отраслевой структуры экономики Чеченской Республики в основе оценки налогового потенциала региона должно лежать определение не только и не столько фактической, а скорее возможной величины налоговых поступлений (при поддержке федерального центра). Приоритетной задачей становится поиск направлений увеличения доходной части бюджета территории, а следовательно, повышение уровня самодостаточности Чеченской Республики.

Социально-экономическая характеристика

По данным Росстата, темпы развития Чеченской Республики в 2014 г. средние по России, а по некоторым показателям — выше среднего.

По итогам 2014 г. индекс промышленного производства составил 102,1 % [1] (в среднем по России — 101,7%). Как и в предыдущем году, отмечен промышленный рост в обрабатывающих производствах (106,4%). При этом в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс промышленного производства составил только 95,6 %, а в добыче полезных ископаемых — 90,4%. Главной причиной столь существенного падения индикатора добычи полезных ископаемых является то, что на протяжении последних лет снижается добыча нефти. И 2014 г. не стал исключением. Так, объем добычи нефти в этом году составил 447 143 т, сократившись по сравнению с уровнем 2013 г. на 44904 т, или на 9,1%. «В настоящее время разрабатываемые ОАО «НК «Роснефть» углеводородные залежи на территории Чеченской Республики выработаны более чем на 93%. При этом за период деятельности ОАО «НК «Роснефть» на территории Чеченской Республики добыча нефти не компенсировалась приростом запасов. Лицензионные требования в части геологоразведочных работ неоднократно переносились на более поздние сроки» [2].

За 2014 г. общий объем оборота розничной торговли составлял 119,5 млрд руб., или 109,4% к уровню соответствующего периода 2013 г., тогда как в среднем по России оборот розничной торговли рос только на 102,5%. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», за 2014 г. составил 8,1 млрд руб., что на 1,3% меньше, чем за 2013 г., а по России объемы строительства сократились на 4,5%. Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за январь — ноябрь 2014 г. увеличился на 3,8% и составил 12,9 млрд руб. (в среднем по России оценочно объем инвестиций снизился на 2,5%).

Наиболее существенной социально-экономической проблемой в Чеченской Республике остается отсутствие работы у значительного количества трудоспособных граждан

Индекс потребительских цен в декабре 2014 г. относительно декабря 2013 г. составил 1 1 1 ,1 % и вырос по сравнению с соответствующим показателем прошлого года на 4,9 процентных пункта (106,2 %). Сальдированный финансовый результат организаций (кроме субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных учреждений) в период январь — ноябрь 2014 г. показал убыток в объеме 7,7 млрд руб. Доля прибыльных организаций снизилась на 3,6% и составила 53,4%, а их прибыль уменьшилась на 11,3% и равнялась 910,3 млн руб.

Наиболее существенной социально-экономической проблемой в Чеченской Республике остается отсутствие работы у значительного количества трудоспособных граждан. В среднем за 2014 г. численность экономически активного населения — 632,8 тыс. человек. В их числе 497,0 тыс. человек заняты в экономике и 135,9 тыс. человек не имели работы или доходного занятия. Уровень официальной (или регистрируемой) безработицы на конец декабря 2014 г. равнялся 15,7% к численности экономически

активного населения (на конец декабря 2013 г. — 19,9 %).

Налоговые поступления

В 2014 г. в Чеченской Республике отмечен рост поступлений как в бюджет региона, так и в федеральный бюджет.

В бюджетную систему Российской Федерации поступило от всех налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Чеченской Республики, 13,2 млрд руб. [3], что на 1,0 млрд руб., или на 8,5%, больше, чем за 2013 г.

Поступления в федеральный бюджет выросли на 13,6% и равнялись 3,0 млрд руб., а поступления в консолидированный бюджет республики увеличились на 7,1% и составили 10,2 млрд руб.

Индикативные показатели по мобилизации налогов, сборов и иных обязательных платежей, зачисляемых в федеральный бюджет, установленные на 2014 г. в сумме 116,1 млн руб., были исполнены на 317,2%, дополнительный объем доходов федерального бюджета — 252,1 млн руб.

Параметры консолидированного бюджета Чеченской Республики, предусмотренные на 2014 г. в части доходов, администрируемых налоговыми органами в сумме 10,6 млрд руб., были исполнены на 95,8%. Объем неисполненных доходов консолидированного бюджета республики составил 447,1 млн руб. (при динамике 107,1% и приросте поступлений налогов к уровню 2013 г. на 670,9 млн руб.).

По итогам 2014 г. основная часть доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в республике была сформирована за счет НДФЛ, объем поступлений которого составил 8,6 млрд руб., или 84,6% от общей суммы налоговых доходов консолидированного бюджета региона.

За 2014 г. рост поступлений отмечен по большинству администрируемых налогов. Так, поступления НДФЛ выросли на 8,6%, НДПИ — на 3,8 %, прирост поступлений НДС составил 288,4 млн руб. против 51,7 млн руб. в 2013 г., т.е. объем поступлений увеличился в 5,6 раза, рост поступлений транспортного налога составил 30,9 %, земельного налога — 12,6%, налога на имущество физических лиц — 18,7%.

При этом по налогу на прибыль организаций поступления снизились на 7,3%, а по налогу на имущество организаций — на 5%.

Необходимо отметить, что фактором, оказавшим влияние на снижение поступлений налога на прибыль организаций, послужило то, что налоговыми органами в соответствии с положениями НК РФ осуществлены возвраты ранее уплаченного налога в общей сумме 111,0 млн руб. на расчетные счета налогоплательщиков, входящих в консолидированные группы (ОАО «НК Роснефть» и ОАО «Ростелеком»), которые на основании п. 9 ст. 286 НК РФ представили в налоговые органы заявления о возврате переплат авансовых платежей.

На сложившуюся динамику поступлений налога на имущество организаций основное влияние оказала ситуация с передачей имущества от ОАО «Холдинг МРСК» в ОАО «Чеченэнерго» и начислением налога по разным ставкам.

ОАО «Холдинг МРСК» до передачи имущества начисляло налог по налоговой ставке 2,2%, а ОАО «Чеченэнерго» после получения на свой баланс того же имущества стало начислять сумму налога к уплате в бюджет по ставкам, предусмотренным положениями п. 3 ст. 380 НК РФ, которые увеличиваются от 0,4% в 2013 г. до 1,9% в 2018 г.

В результате снижение суммы поступлений в региональный бюджет за 2014 г. по имуществу, переданному от одной компании в другую, составило 21,3 млн руб.

Проблемы задолженности

По состоянию на 1 января 2015 г. совокупная задолженность, администрируемая налоговыми органами Чеченской Республике, составила 3,5 млрд руб. В 2014 г. налоговым органам удалось добиться ее снижения на 1,4 %, или на 49,8 млн руб.

В общей сумме совокупной задолженности неурегулированная задолженность, в отношении которой налоговыми органами республики применяются меры принудительного взыскания, составила 1,9 млрд руб., или 54,3% совокупной задолженности. 45,7 % всей суммы задолженности (1,6 млрд руб.) не подлежали взысканию налоговыми органами, и к ней должны были применяться другие процедуры урегулирования, а именно:

• 9,2% — реестровая задолженность, приостановленная в рамках процедур банкротства;

• 35,3% — находится на взыскании у судебных приставов;

• 1,1% — реструктурированная, отсроченная задолженность;

• 0,07 % — задолженность, невозможная к взысканию.

Основную долю совокупной задолженности составила задолженность по НДС (45,6%) и отмененному единому социальному налогу (15,9 %).

Эффективность погашения задолженности по налоговым платежам за отчетный период составила:

• на стадии направления требований — 40,9% (по СКФО — 28,7%, по России — 41,3%);

• на стадии выставления инкассовых поручений — 42,9 % (по СКФО — 21,5%, по России — 41,3%);

• эффективность работы с органами прокуратуры по аресту имущества должников составила в Чеченской Республике 72,0% (по СКФО — 55,5%, по России — 34,0%);

• эффективность исполнительных действий территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы по взысканию налоговой задолженности — 7,8% (по СКФО — 11,4%, по России — 24,6%).

Общая эффективность погашения задолженности на всех стадиях взыскания, включая процедуры банкротства, составила в Чеченской Республике 71,8% (по СКФО — 52,4%, по России — 66,0%).

Эффективность администрирования налогов

По результатам проведенной контрольной работы налоговыми органами Чеченской Республики за 2014 г. дополнительно начислено 657,2 млн руб. (с учетом пени на текущую задолженность за несвоевременную уплату налогов и сборов). Общая сумма дополнительно начисленных платежей по сравнению с аналогичным показателем 2013 г. уменьшилась на 22,5%, или на 190,7 млн руб.

Соблюдение законодательства о налогах и сборах контролировалось посредством про-

ведения 165 выездных и 74,3 тыс. камеральных налоговых проверок.

Количество выездных налоговых проверок организаций уменьшилось на 15,1% без потери качества. Доначисления по проведенным проверкам снизились на 134,1 млн руб., или на 26,1%.

Сумма доначислений на одну проверку составила 2,7 млн руб., что на 0,4 млн руб., или на 12,9 % меньше, чем в 2013 г.

Количество выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей снизилось на 7 единиц, или на 24,1%. Так, было проведено 22 проверки, сумма доначислений по которым уменьшилась на 41,3 % и составила 4,2 млн руб. Во всех случаях проверки индивидуальных предпринимателей выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, сумма доначисленных платежей на одну проверку составила 192,6 тыс. руб., что ниже уровня 2013 г. на 22,6%.

Эффективность взыскания доначисленных по результатам контрольной работы налогов и сборов составила за 2014 г. 20,4%, в том числе по выездным проверкам — 26,8%, камеральным проверкам — 30%, пеням — 8,2%.

Сумма убытка, уменьшенного в целях налогообложения по результатам проверок, равнялась 209,9 млн руб., что больше показателя прошлого года на 10,4 млн руб., или на 5,2%.

Сумма убытка, уменьшенного налогоплательщиками в результате контрольно-аналитической работы налоговых органов республики, многократно увеличилась с 3 млн руб. в 2013 г. до 1167 млн руб. в 2014 г.

Совместно с органами внутренних дел проведено 13 проверок со стопроцентной результативностью. По результатам совместных проверок доначислено 51,5 млн руб.

Инвестиции и налоговый потенциал

В целях повышения инвестиционной привлекательности региона, создания благоприятных условий для развития бизнеса, актуализирован перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики (распоряжение Правительства Чеченской Республики от 23.12.2014 № 338.1-р [4]), в который вошли 52 проекта на сумму 198,04 млрд руб., в том числе по отраслям:

• промышленность и энергетика — 24 проекта на 106,88 млрд руб. (7018 рабочих мест);

• агропромышленный комплекс — 23 проекта на 15,39 млрд руб. (2747 рабочих мест);

• сфера услуг — 5 проектов на 75,77 млрд руб. (3918 рабочих мест).

Проекты предусматривают реконструкцию существующих и строительство новых современных высокотехнологичных производств с созданием 13 683 рабочих мест.

За счет привлечения внебюджетных инвестиций в 2014 г. реализовано 23 инвестиционных проекта общей стоимостью 12 994,21 млн руб. и создано 1794 рабочих места.

В 2014 г. реализованы 15 инвестиционных проектов общей стоимостью 102 698,47 млн руб. и создано 8810 рабочих мест, в том числе:

1) «Организация производства детского питания и восточных сладостей» (ООО «Ли-дер-К», стоимость проекта — 957,07 млн руб., создано 93 рабочих места);

2) «Строительство спортивно-оздоровительного туристического комплекса «Грозненское море» (стоимость проекта — 30 000,0 млн руб., создано 610 рабочих мест);

3) «Строительство комплекса «Шали-Сити» (стоимость проекта — 3200,0 млн руб., создано 300 рабочих мест);

4) Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Ведучи» (ООО «Ведучи», стоимость проекта — 38167,6 млн руб., создано 7000 рабочих мест);

5) «Строительство Грозненской ТЭС» (ООО «Газпром энергохолдинг» стоимость проекта — 24 000,0 млн руб., создано 300 рабочих мест).

В 2014 г. проводилась работа по формированию пакета документов для включения в границы созданной в 2013 г. особой экономической зоны (далее — ОЭЗ) туристско-рекреационного типа в Итум-Калинском районе, на территории которой планируется реализация инвестиционного проекта «Всесезонный туристско-рекреа-ционный комплекс «Ведучи».

Руководством Чеченской Республики проводилась работа по созданию еще трех ОЭЗ:

• ОЭЗ промышленно-производственного типа в г. Аргун (межрегиональный автомобильный кластер «Аргун — Черкесск — Ставрополь»);

• портовая ОЭЗ в г. Грозном на территории аэропорта «Грозный (Северный)»;

• ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Сунженском муниципальном районе Чеченской Республики, предполагающая реализацию инвестиционного проекта «Курорт «Серноводск-Кавказский» с созданием 900 рабочих мест. Мощность комплекса составит 600 койко-мест. Завершены работы по подготовке заявки «Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Сунженского муниципального района Чеченской Республики».

В целях повышения инвестиционной привлекательности региона, создания благоприятных условий для развития бизнеса, актуализирован перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики

Минэкономтерразвития Чеченской Республики совместно с администрациями муниципальных образований Чеченской Республики в 2014 г. провело работу по формированию реестра инвестиционных площадок Чеченской Республики, по результатам которой был сформирован реестр 136 земельных участков под инвестиционные площадки.

Из общего реестра сформирован перечень 13 наиболее перспективных земельных участков под инвестиционные площадки для реализации на них 14 инвестиционных проектов с созданием 492 рабочих мест и объемом инвестиций 3159,04 млн руб.

В 2014 г. была подведена инженерная инфраструктура ко всем отобранным инвестиционным площадкам.

В соответствии с Законом Чеченской Республики от 12.05.2014 № 20-рз «Об индустриальных парках в Чеченской Республике» начата работа по созданию индустриального парка «Грозненский» в Заводском районе г. Грозного с общим объемом планируемых инвестиций резидентов на сумму 771,0 млн руб. Планируется создание более 200 рабочих мест.

Республика завершила в 2014 г. внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, получив положительную оценку всех 15 положений Стандарта.

В рамках внедрения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации в Чеченской Республике утвержден План мероприятий («дорожная карта») по улучшению инвестиционного климата в Чеченской Республике (распоряжение Правительства ЧР от 03.10.2014 № 271-р).

В Чеченской Республике разработаны и утверждены 16 государственных программ, в рамках которых планируется реализация 100 подпрограмм, направленных на социально-экономическое развитие.

Из них в 2014 г. осуществлялась реализация 84 подпрограмм с общим объемом финансирования 84 203,13 млн руб., из них:

• федеральный бюджет — 4 687,97 млн руб.;

• республиканский бюджет — 59 952,2 млн руб.;

• внебюджетные источники — 19 200,85 млн руб.;

• средства местных бюджетов — 362,1 млн руб.

По информации, представленной ответственными исполнителями государственных программ Чеченской Республики, в 2014 г. было осуществлено финансирование в рамках реализации государственных программ в объеме 75 935,74 млн руб. (90,2% годового объема), в том числе:

• федеральный бюджет — 12 478,42 млн руб. (с учетом заключенных соглашений);

• республиканский бюджет — 52 597,95 млн руб.;

• внебюджетные средства — 10 854,5 млн руб.;

• средства местных бюджетов — 4,87 млн руб.

В 2015 г. в рамках 16 государственных программ Чеченской Республики запланирована реализация 80 подпрограмм с общим объемом финансирования 95 468,2 млн руб., из них:

• федеральный бюджет — 11 859,4 млн руб.;

• республиканский бюджет — 60 311,2 млн руб.;

• внебюджетные источники — 22 894,0 млн руб.;

• средства местных бюджетов — 403,6 млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 309 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 г. В рамках указанной государственной программы предусмотрена реализация федеральной целевой программы «Юг России (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1297.

Общий объем финансирования данной программы с 2014 по 2020 гг. предусмотрен в объеме 34 004,01 млн руб., в том числе из федерального бюджета — 30 912,81 млн руб., республиканского бюджета — 3091,29 млн руб.

Поддержка предприятий, имеющих большое значение для развития реального сектора экономики Чеченской Республики, позволит создать экономические стимулы для наращивания налогового потенциала региона за счет наращивания налоговой базы вышеуказанных предприятий

В перечень мероприятий этой программы на 2014-2016 гг. включено 37 объектов, имеющих большое значение для дальнейшего социально-экономического развития республики. Из них в перечень мероприятий программы на 2014 г. вошли 13 объектов: 4 объекта здравоохранения, 8 объектов образования и 1 объект коммунального хозяйства.

Финансирование первого этапа с 2014 про 2016 гг. предусмотрено в объеме 10 509,4 млн руб., из них из федерального бюджета — 9554,0 млн руб., республиканского бюджета — 955,4 млн. руб. Общий объем финансирования программы на 2014 г. был предусмотрен в объеме 1629,78 млн руб., в том числе из федерального бюджета — 1481,62 млн руб., республиканского бюджета — 148,16 млн руб.

Значительное увеличение объемов промышленного производства в прогнозируемом периоде будет достигнуто за счет ввода в строй предприятий, восстановленных согласно федеральной целевой программе, строительства предприятий и объектов за счет привлечения банковских кредитов под госгарантии Российской Федерации (между Внешэкономбанком и Правительством Чеченской Республики заключено соглашение о сотрудничестве в поддержке инвестиционных проектов, участвующих в программе госгарантий Российской Федерации), а также инвестиционных программ естественных монополий. Поддержка предприятий, имеющих большое

значение для развития реального сектора экономики Чеченской Республики, позволит создать экономические стимулы для наращивания налогового потенциала региона за счет наращивания налоговой базы вышеуказанных предприятий.

Дальнейшее насыщение рынка отечественными товарами первой необходимости благодаря организации производства отдельных видов продукции на предприятиях республики и более эффективного использования имеющихся мощностей позволит увеличить налогооблагаемую базу, создать дополнительные рабочие места и уменьшить отток денежной массы из республики.

Литература

1. Социально-экономическое положение Чеченской Республики в январе — декабре 2014 года. Рос-стат. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. Грозный. 2015.

2. Баснукаев М.Ш., Цамаев М.А. Экономика и налоговый потенциал региона (на примере Чеченской Республики). IV ежегодная конференция профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета. 28 февраля 2015 года. Гуманитарные науки. ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет». Грозный. 2015.

3. Аналитическая справка о работе налоговых органов Чеченской Республики по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2014 год. Федеральная налоговая служба. Управление ФНС России по Чеченской Республике. Грозный. 2015.

4. Перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики. URL: http://economy-chr. ru/wp-content/uploads/2015/04.

References

1. Socio-economical condition of Chechen Republic in January- December 2014. Rosstat. Territorial office of federal service of state statistics in Chechen Republic [Social'no-jekonomicheskoe polozhenie Chechenskoj Respubliki v janvare-dekabre 2014 goda. Rosstat. Territorial'nyj organ federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Chechenskoj Respublike]. Grozny. 2015.

2. Basnukaev M.Sh., Tsamaev M.A. Economics and tax potential of region (on example of Chechen Republic). 4th annual conference of Chechen State University's professors and lectures. 28 February 2015. Humanitarian sciences. FGBOU VPO "Chechen State University" [Jekonomika i nalogovyj potencial regiona (na primere Chechenskoj Respubliki). 4 ezhegodnaja konferencija professorsko-prepodavatel'skogo sostava Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 28 fevralja 2015 goda. Gumanitarnye nauki. FGBOU VPO «Chechenskij gosudarstvennyj universitet]. Grozny. 2015.

3. Analytical reference about mobilization of taxing payments to the budget system of Russian Federation by taxing agency of Chechen Republic in 2014. Federal Taxing Services. Offices of FTS of Russia in Chechen Republic [Аnaliticheskaja spravka o rabote nalogovyh organov Chechenskoj Respubliki po mobilizacii nalogovyh platezhej v bjudzhetnuju sistemu Rossijskoj Federacii za 2014 god. Federal'naja nalogovaja sluzhba. Upravlenie FNS Rossii po Chechenskoj Respublike]. Grozny. 2015.

4. Liste of priority investment projects of the Chechen Republic [Perechen' prioritetnyh investicionnyh proektov Chechenskoj-Respubliki]. URL: http: //economy-chr. ru/wp-content/uploads/2015/04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.