Научная статья на тему 'Достижение стабильности доходной части бюджетов субъектов РФ за счет совершенствования института налогового администрирования'

Достижение стабильности доходной части бюджетов субъектов РФ за счет совершенствования института налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1131
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ДОХОД РЕГИОНОВ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаковцева М.В.

Одним из путей укрепления собственной доходной базы является наращивание налогового потенциала субъектов федерации, увеличение собираемости налоговых платежей. Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов. В статье делается вывод о необходимости оптимизации числа выездных проверок, максимизации результативности камерального изучения финансового состояния налогоплательщиков, а также совершенствования процедуры администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Достижение стабильности доходной части бюджетов субъектов РФ за счет совершенствования института налогового администрирования»

ДОСТИЖЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ДОХОДНОЙ

ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ ЗА СЧЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

м. в. казаковцева,

старший преподаватель кафедры анализа, финансов и статистики

E-mail: dis. sovet@mail. ru Марийский государственный университет

Одним из путей укрепления собственной доходной базы является наращивание налогового потенциала субъектов Федерации, увеличение собираемости налоговых платежей. Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов. Необходимо оптимизировать число выездных проверок, максимизировать результативность камерального изучения финансового состояния налогоплательщиков, а также совершенствовать процедуры администрирования.

Ключевые слова: экономика региона, доход регионов, налоговая система Российской Федерации, налоговое администрирование.

Доходы региональных бюджетов — это определенные нормами финансовые отношения, права, возникающие между органами власти субъектов РФ, предприятиями, организациями и гражданами, по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания финансовой базы для удовлетворения социальных и других потребностей общества.

Совершенствование механизма формирования доходов региональных бюджетов целесообразно путем усиления заинтересованности органов государственной власти субъектов РФ в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов. Для укрепления собственной доходной базы необходимы комплекс форм, видов доходных источников, методов формирования доходной части региональных бюджетов и контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет.

Единственно возможный путь улучшения финансового состояния региона и снижения уровня дотационности республиканского бюджета — это укрепление собственной доходной базы по двум направлениям:

1) за счет увеличения поступлений от налогов и сборов;

2) за счет роста неналоговых доходов.

Существует несколько путей увеличения доходной части бюджетов субъектов РФ.

1. При динамично развивающихся главных отраслях хозяйственно-экономического комплекса. Увеличение валового регионального продукта приводит к заметному укреплению доходной базы дотационных бюджетов.

2. При привлечении инвестиций с участием зарубежных и российских инвесторов. В этом случае происходит увеличение налоговых и неналоговых поступлений не только в данный момент времени, но и в перспективе. В результате заметно укрепляется доходная база бюджетов.

3. При проведении активной работы контролирующих органов налоговой службы по выявлению юридических и физических лиц, укрывающих истинные размеры доходов от налогообложения, осуществляющих свою деятельность без регистрации и без уплаты налогов в бюджет.

4. При эффективном управлении государственной собственностью, находящейся в ведении региона. Инвентаризация муниципального имущества с целью его наиболее эффективного использования.

В последние годы субъекты Федерации получили определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы.

Сейчас основными источниками доходов как местных, так и региональных бюджетов остаются поступления от федеральных налогов и сборов, а также зачисляемые в указанные бюджеты по постоянным нормативам поступления от налогоплательщиков, применяющих специальный режим налогообложения. В общем объеме налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов федеральные налоги занимают около 80 %.

Финансовая политика субъекта Российской Федерации в части управления доходами должна быть направлена на формирование высокой диверсификации налоговых источников. Диверсификация источников налоговых платежей призвана повысить стабильность поступления доходов субъекта Российской Федерации. Важным условием стабильности поступления доходов служит низкая зависимость от поступлений по одному-двум налогам. Повышению диверсификации источников налоговых платежей способствует расширение перечня налогов и налоговой базы отдельных налогов (в рамках требований федерального законодательства). При этом нецелесообразно использовать налоги, поступления по которым незначительны, а издержки администрирования высоки.

Между тем укрепить доходную базу местных бюджетов можно, расширив перечень закрепленных доходов, и через перевод в разряд закрепленных наиболее значимых доходов. Это позволит сократить дотационность бюджетов. Но повлиять на законодательство федерального уровня органы власти субъектов Федерации по распределению закрепленных налогов не могут. Зато одним из путей укрепления собственной доходной базы является наращивание налогового потенциала субъектов Федерации, увеличение собираемости налоговых платежей.

Источником валового регионального продукта и доходов бюджетов всех уровней является деловая активность предприятий и населения. Поэтому приоритетным направлением социально-экономической политики органов власти должно стать создание благоприятных условий для повышения предпринимательской инициативы и трудовой активности населения. В то же время бюджетно-

налоговая система должна сочетать стимулирующую и фискальную функции налогов. Реализация стимулирующей функции требует снижения налогового бремени, а реализация фискальной функции требует высокой наполняемости доходов бюджетной системы. В этой системе противоречий и вырабатываются основные направления налоговой политики, реализующие изменения налогового законодательства. С одной стороны, намеченные меры по совершенствованию налоговой системы предусматривают снижение налогового бремени, упрощение и повышение эффективности налоговой системы. Предполагается, что общее налоговое бремя снизится. С другой стороны, фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

Увеличить поступления от налогов в бюджет можно и при существующем размере налоговой базы за счет интенсификации фискальных усилий региональных властей, состояния налоговой дисциплины.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Д. Медведева «О Бюджетной политике в 2010—2012 гг.» было отмечено: «Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов». В нем, в частности, предлагается «...законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства РФ о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами».

«Деятельность налоговых органов должна быть скорректирована с учетом экономической ситуации. Нужно исключить практику борьбы за формальные показатели собранных налогов, оптимизировать число выездных проверок, максимизировать результативность камерального изучения финансового состояния налогоплательщиков», — говорится в документе. В нем отмечается и необходимость совершенствовать процедуры администрирования, ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности, «.устраняя дублирующие друг друга показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных средств, потери рабочего времени сотрудников налоговых органов РФ и граждан, не несут какой-либо значимой информации». Необходимо сократить затраты времени

налогоплательщиков на составление отчетов и на саму процедуру уплаты налогов.

Бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать — умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться [1].

Возможности повышения налоговых доходов бюджета, по моему мнению, в основном представляются за счет налогового административного ресурса субъекта Федерации — улучшения собираемости налогов. Положительное влияние на повышение уровня собираемости налоговых доходов оказывают меры по реструктуризации накопившейся налоговой задолженности по платежам в региональный бюджет. Улучшить ситуацию в сфере сбора налогов возможно на основе сочетания санкций за нарушение налоговых обязательств и поощрения добросовестных налогоплательщиков.

Представление о налоговом потенциале российских регионов и выявление резервов его роста не могут быть полными без выяснения причин уклонения от уплаты налогов и решения проблемы теневой экономики. Анализ причин уклонения от уплаты налогов позволяет выделить наиболее распространенные подходы к сокращению данного уклонения.

Устранение налоговых лазеек, ужесточение контроля за собираемостью налогов. Налоговым преступлениям противостоит тщательно разработанная система контрольных санкций. Тем не менее уклонение от налогов не только сохраняется, но и имеет огромные масштабы. Только около 20 % налогоплательщиков исправно и в полном объеме платят в бюджет причитающиеся налоги. Переломить эту ситуацию путем улучшения сейчас уже достаточно совершенного законодательства довольно трудно. Определенный прогресс может быть достигнут путем создания «гарантированной» от уклонения структуры налогообложения. Так, в наибольшей степени преступной деятельности подвержены налоги на бизнес (НДС, налог на прибыль). В наименьшей — имущественные налоги (налоги на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог), так как сокрытие объектов недвижимости затруднительно. В Российской Федерации наиболее крупные сокрытия доходов установлены на операциях с автомобилями, нефтью и нефтепродуктами, цветными металлами, спиртом и ликероводочными издели-

ями, древесиной, товарами народного потребления, сельхозпродукцией, денежными средствами и ценными бумагами, электроэнергией, а также во внешнеэкономической деятельности. Можно предположить, что сосредоточение внимания на сферах, наиболее подверженных уклонению от уплаты налогов, помогло бы сократить масштабы уклонения.

Взаимосвязь между налоговыми преступлениями, налоговыми ставками и уровнем национального богатства, которую установил еще А. Лаффер. Используя опыт различных стран, он обосновал утверждение: снижение налоговых ставок стимулирует рост производства, значит, расширяет налоговую базу. И наоборот.

Существует утверждение, что изъятие у налогоплательщика до 30—40 % дохода — это предел с которого начинается процесс сокращения сбережений и, тем самым, инвестиций в экономику. Налоговая нагрузка на бизнес в Российской Федерации превышает 50 %, заявил на IV Всероссийском налоговом форуме председатель «Деловой России» Борис Титов. Он отметил, что в Европе этот показатель составляет в среднем 30 — 35 %. По оценке Всемирного банка, Российская Федерация по уровню налоговой нагрузки занимает 116-е место.

«Предприятиям стало невыгодно производить, так как сейчас им очень мешают налоги», — сказал Б. Титов. Он сообщил, что по результатам опроса, который имеется в распоряжении «Деловой России», 80 % предпринимателей оценивают налоговую нагрузку в Российской Федерации как высокую. 58 % считают, что НДС — самый сложный для администрирования налог, 24 % признали таким сложным налогом ЕСН, еще 18 % — налог на прибыль. В условиях такого уровня налоговой нагрузки ведение легального бизнеса практически не представляется возможным. Поэтому не случайно снижение налогов в последние годы составляет важный элемент правительственных программ. Кроме общего снижения нагрузки, на наш взгляд, остро стоит вопрос о ее перемещении в отрасли и на категории плательщиков, имеющие возможности увеличения налоговых поступлений (торговлю, финансовый сектор).

В число первоочередных причин многими учеными ставятся моральные причины уклонения от уплаты налогов. Моральные причины уклонения от уплаты налогов обусловлены, сложившимся в обществе уровнем налоговой культуры. Для формирования сознательного налогового менталитета необходимо осуществлять мероприятия, повышающие в россий-

ском обществе налоговую культуру. Действенным способом можно было бы назвать агитацию в газетах, на радио и на телевидении для убеждения налогоплательщиков в необходимости уплачивать налоги. Необходимо уделять внимание разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей. Нужны реальные стимулы для налогоплательщиков. Скажем, установление правил, закрывающих доступ в высшие органы власти лицам с дурной налоговой репутацией. Еще можно было бы ввести для морального воздействия на налогоплательщиков публикацию на сайтах, в газетах, других открытых источниках списков ответственных налогоплательщиков и злостных неплательщиков. Кроме того, приобретает необходимость восстановление доверительных отношений между государством и налогоплательщиком. Для этого должна быть разработана система государственных программ, трактующих понятие налога как необходимой потребности для создания общественных благ в интересах налогоплательщиков. Важно понимание того, что налогоплательщик является партнером государства. Именно на деньги налогоплательщика государство осуществляет свою политику и содержит социальную сферу Государству в лице правительства необходимо открыто демонстрировать направления расходования бюджетных средств, использовать налоги на создание благ и документально подтверждать их целевое использование.

Представляется, что перечисленные методы могут повлиять на улучшение ситуации, связанной с уклонением от налогов и способствовать разработке мер по борьбе с теневой экономикой, поскольку указанные факторы являются одной из важнейших негативных причин, тормозящих экономический рост. Выполнение указанных мер будет способствовать повышению устойчивости доходной базы бюджетов Федерации (см. таблицу).

Как видно, региональные и местные налоги не играют существенной роли в доходах бюджета

субъектов Федерации. Так, налоги на имущество (которые включают в себя транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог) занимают в общей сумме налоговых платежей лишь 16,5 %. Однако нам представляется, что фискальный потенциал региональных налогов раскрыт не полностью. Формирование доходов субъектов Федерации должно основываться на региональных налогах и сборах. В то же время региональные налоги и сборы с фискальной точки зрения неполновесны.

Главная причина незначительности поступлений по налогу на имущество организаций — это заниженная оценка имущества. В связи с этим представляется, что для повышения налогооблагаемой базы по налогу на имущество необходимо создать независимую экспертную комиссию по переоценке имущества при органах власти субъекта Федерации. Учет среднегодовой стоимости имущества по остаточной стоимости существенно занижает налогооблагаемую базу данного налога. В связи с этим было бы целесообразно перейти на учет в рыночных ценах.

Транспортный налог является одним из трудно администрируемых налогов. В действующем законодательстве отсутствуют требования к сотрудникам ГИБДД, РЭУ ГАИ осуществлять контроль за уплатой транспортного налога. Основными плательщиками транспортного налога являются физические лица. В этой связи необходимо для повышения собираемости данного налога установить и законодательно закрепить обязанности налогоплательщиков предъявлять справку налогового органа об уплате налога при регистрации, перерегистрации и техническом осмотре транспортного средства.

Пополнению консолидированного бюджета, укреплению его доходной базы способствовало бы увеличение поступлений по налогу на имущество

Сведения о поступлениях в консолидированный бюджет Республики Марий Эл со счета 40101 Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл по состоянию на 01.10. 2009*

Наименование налогов, сборов и иных платежей Поступило всего за 10 мес. 2009 г., тыс. руб. Удельный вес в общей сумме налоговых доходов, %

Налог на прибыль 883 127 15,9

Налоги на доходы физических лиц 2 618 818 47,0

Акцизы 725 922 13,0

Налоги на совокупный доход 380 497 6,8

Налоги на имущество 919 838 16,5

Налоги на пользование природными ресурсами 5 287 0,1

Государственная пошлина 38 405 0,7

Итого налоговые доходы 5 571 894 100

*Таблица составлена по данным официального сайта Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл.

физических лиц и земельному налогу. На данный момент доля налога на имущество физических лиц ничтожно мала, в то время как существуют огромные резервы ее роста, особенно в городах. Главной причиной является низкая инвентаризационная стоимость строений и сооружений.

Для увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц можно предложить: провести инвентаризацию объектов недвижимости физических лиц и ввести полный учет всех объектов; рыночную оценку стоимости имущества.

Негативное влияние на формирование доходной части бюджетов субъектов РФ оказывают всевозможные ухищрения руководителей хозяйствующих субъектов, уклонения от уплаты налогов. Например, основная часть заработной платы выплачивается в конвертах, а другая часть — по ведомостям. В такой ситуации очевидно, что большие суммы укрываются от налогообложения. Представляется, что в отношении таких организаций органам власти субъектов Федерации необходимо принимать действенные меры, например, беседы с руководством таких организаций, вызов на «ковер» к высшим органам власти и т. п.

Перечисленные факты, встречающиеся в нашей стране повсеместно, констатируют крайне низкий уровень налоговой культуры. Однако причиной подобного явления может быть не только отсутствие должного воспитания, но и крайняя неэффективность и бесконтрольность расходования бюджетных средств. В фискальной политике очень важно разумно расходовать бюджетные средства.

Не только с помощью налогового администрирования необходимо решать проблему уклонения от налогов. Необходимо также предоставлять налогоплательщикам наглядную, доступную и конкретную информацию о том, куда расходуются бюджетные средства, какие конкретные результаты были получены от использования бюджетных денег.

Как уже было отмечено ранее, одним из факторов снижения общего налогового потенциала является наличие налоговых неплатежей, которые занимают значительный вес в общей сумме налоговых начислений. В соответствии с этим в современных условиях основной задачей ФНС является не только контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью их исчисления, но и полнота и своевременность их уплаты в соответствующие бюджеты. При этом уровень проводимой работы в области снижения

налоговых неплатежей определяется рациональным распределением функций и организацией функциональных взаимосвязей между структурными подразделениями ФНС, используемыми способами и методами работы в этом направлении. Динамика данных налоговой и бухгалтерской отчетности дает возможность анализа людских, производственных и финансовых ресурсов в регионе в разрезе по отраслям и видам деятельности, районам и налогам. В связи с этим осуществление регламентированного информационного обмена между всеми участниками процесса является необходимым условием достижения стабильности доходной базы бюджета.

По данным официального сайта УФНС по Республике Марий Эл, задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации составляет, млн руб.:

Период......................... 2007 г.

2008 г.

За 9 мес. 2009 г.

Задолженность 1 878,8 1 986,3 2 075,3 (недоимка).................. (748,8) (786,8). (834,6)

Как видно, задолженность в бюджетную систему РФ увеличивается с каждым годом.

Основными направлениями деятельности налоговых органов в процессе обеспечения собираемости налоговых платежей и снижения налоговых неплатежей в бюджет являются:

• эффективная система прогнозирования и сбора налоговых платежей;

• эффективный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, своевременный и полный учет всех налогоплательщиков;

• совершенствование средств и методов работы с крупными налогоплательщиками, которые обеспечивают основную часть налоговых поступлений в бюджет (разработка эффективных методов оценки отраслевых особенностей, выявление сокрытия налоговой базы в зависимости от отраслевых и организационных особенностей крупнейших налогоплательщиков);

• повышение эффективности работы налоговых органов ФНС (оптимизация организационно-функциональных взаимоотношений между всеми структурными подразделениями, автоматизация системы контроля за поступлением налоговых платежей, дальнейшая автоматизация всех процессов работы с налогоплательщиками);

• повышение профессионального уровня сотрудников ФНС (частое признание в судебном порядке незаконности решений налоговых ор-

ганов по доначислению налоговых платежей, штрафов по результатам проверок);

• эффективная работа с неплательщиками налогов и сборов (оперативное реагирование на выявленные нарушения, своевременное информирование путем направления писем, информирование о неуплаченных суммах с использованием средств связи);

• создание единой телекоммуникационной сети для обмена информацией о налогоплательщиках (о начисленных суммах налогов, о суммах задолженности) между различными ведомствами (ФНС, ФССП, МВД, таможенными органами);

• взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, банками для осуществления контроля за правильностью реализации и исполнения плательщиками законодательства Российской Федерации. Повышение эффективности работы налоговых

органов по взысканию недоимки может осуществляться в развитии процессов персонифицированного уведомления налогоплательщиков об образовавшейся задолженности, в совершенствовании механизма реструктуризации задолженности и проведения банкротства. Сложившаяся неблагоприятная ситуация со сбором налогов, характеризующаяся повышением масштабов уклонений налогоплательщиков от выполнения обязанностей по уплате налогов, усложнением используемых нарушителями налогового законодательства форм и способов ухода от налогообложения, требует постоянного повышения эффективности контрольной работы налоговых органов и совершенствования приемов и методов налогового контроля. Необходимо усилить роль камеральных проверок в процессе осуществления налогового контроля. Камеральные проверки являются наиболее трудоемкой формой контроля и в наибольшей степени нуждаются в автоматизации. Камеральная проверка должна служить основным средством отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. А также, по мнению автора, в случае осуществления проверок организаций отраслевого характера органам ФНС необходимо сначала изучить специфику данной отрасли, основные особенности налогообложения, исчисления и применения налогов, с тем чтобы повысить качество данного контроля и чтобы у налогоплательщиков не складывалось мнение о некомпетентности налоговых органов. Вопрос обеспечения эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок постоянно должен находиться в

разряде наиболее актуальных проблем повышения эффективности налогового контроля. Актуальность данной темы состоит в том, что на сегодняшний день около 50 % выездных налоговых проверок заканчиваются безрезультатно. Налоговые органы доначисляют суммы налоговых платежей, а плательщики результативно оспаривают свою правду в суде. Такая ситуация вызывает необходимость существенных изменений в действующей на сегодняшний момент в налоговых органах методике планирования контрольных мероприятий.

В связи с тем, что основную налоговую нагрузку в Российской Федерации несут предприятия, то наибольшее распространение получили те налоговые преступления, которые связаны с исчислением и уплатой налогов с юридических лиц. Налоговые преступления совершаются в различных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности. Однако в организациях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется более 80 % таких преступлений.

Еще одно направление деятельности управления по налоговым преступлениям — пресечение преступлений, связанных с криминальными банкротствами. При проверке организаций-банкротов, неоднократно налоговыми службами фиксировались случаи преднамеренных банкротств, при которых проводилась продажа оборудования и имущества по заниженной стоимости.

Сотрудники управления по налоговым преступлениям (УНП) Республики Марий Эл активно работают с организациями-недоимщиками по возмещению налогов. От них республиканский бюджет не досчитался более 2 млн руб. налогов, не связанных с уголовно-процессуальным производством. В целом за 9 мес. 2009 г. выявлено 30 налоговых и иных экономических преступлений. Сумма ущерба составила более 18 млн руб., почти 100 % этого ущерба возмещено.

Для снижения задолженности плательщиков по налоговым платежам вместе с реструктуризацией и списанием безнадежной задолженности возникает необходимость применения на практике следующих первоочередных мер:

• предоставление налоговым органам бесспорного права взыскания задолженности по платежам в бюджет должников с их дебиторов;

• законодательное обеспечение первоочередности списания налоговых платежей со счетов организации-должников;

• в дополнение к ответственности налогоплательщиков установить ответственность собственни-

ков и управляющих предприятий за неуплату налогов, запретить регистрацию предприятий и организаций, учредители которых принимают участие в деятельности других организаций, имеющих долги перед бюджетом;

• возможность открытия счетов недоимщиков для предприятий, имеющих длительное время неснижаемую задолженность перед бюджетом;

• ужесточение контроля за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специальных структурных подразделений и «третьих» лиц;

• продажа на аукционах налоговых долгов предприятий бюджету;

• отказ от зачетных механизмов уплаты налогов в бюджет, так как они вызывают рост отсроченных платежей;

• реализация механизма возможностей уплаты налогов за счет средств, полученных от продажи акций организаций-должников, включая выпуск и продажу новых акций. Реализация указанных направлений налоговой

политики и налоговых механизмов на практике повысит собираемость налогов и позволит нацелить налоговую систему на выполнение задач обеспечения экономического развития, а следовательно, приведет к достижению стабильности доходной части бюджета.

Негативное последствие для добровольного исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками имеет и излишняя сложность процедуры уплаты налогов.

Опыт налогового администрирования ряда развитых стран показывает, что реформирование и развитие налоговой системы реально должно основываться на принципах упрощения системы налогового администрирования, уменьшения трудоемкости налоговых процедур для всех участников налогового процесса. Самым разумным выходом могло бы стать приведение российской налоговой системы в соответствие с общепринятыми во всем мире принципами. В области экономических мер противодействия теневой экономике предлагается оптимизировать систему доходов населения (по отраслям и сферам деятельности, месту работы), упростить процесс регистрации субъектов хозяйственной деятельности и легализовать объекты собственности. Необходимо осуществлять мероприятия по расширению доступа предпринимателей к нормативной документации на сайтах ФНС с бесплатным доступом и максимально наглядно представлять информацию по вопросам налогообложения и регулирования хозяйственной

деятельности, потому что многие предприятия малого и среднего бизнеса, не имеющие собственных юридических служб и отделов методологии учета, не в состоянии отследить и учесть весь объем нормативных документов.

Для активизации мер информационного противодействия теневой экономике необходимо:

• обеспечение координации усилий министерств и управлений по противодействию теневой экономике;

• разработка единого информационно-методологического обеспечения для всех органов, противодействующих теневой экономике;

• обеспечение эффективности контрольной деятельности, а также обеспечение открытости и гласности результатов контрольной деятельности, освещение конкретных примеров по пресечению хищений и нецелевого использования бюджетных средств;

• повышение открытости и доступности в средствах массовой информации расходования бюджетных средств, прежде всего, по мнению автора, в сферах социальной защиты, медицины, культурных мероприятий, ремонта дорог и благоустройства территорий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проведение активной компании по разъяснению гражданам всех негативов теневой экономики для социально-экономического развития территорий, достойного пенсионного обеспечения и другой социальной защиты. Активное воздействие на теневую экономику,

совершенствование института администрирования на современном этапе позволят обеспечить дополнительные поступления налоговых платежей, инвестиций в развитие экономики региона, разрешение проблем неплатежей, а соответственно, стабильность доходной части бюджета, сокращение бюджетного дефицита.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010—2012 гг.».

2. Абрамов А П. Проблемы налоговых платежей // Налоги и налогообложение. 2006. № 2. С. 19—23.

3. Абрамов А. П., Гринкевич Л. С. Проблемы и перспективы совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2006. № 12. С. 35—39.

4. Кашин В. А. Налоговая система: как ее сделать более эффективной // Финансы. 2008. № 10. С. 39—42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.