Научная статья на тему 'Государственный налоговый менеджмент в системе налогового администрирования'

Государственный налоговый менеджмент в системе налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1261
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / РЕФОРМА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Светлана Петровна

Налоговая система России всё ещё носит фискальную направленность, которая не позволяет субъектам предпринимательской деятельности развивать инвестиционную, инновационную деятельность предусмотренные основными направлениями налоговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State tax management in tax administration system

The taxation system of Russia still has a fiscal orientation which does not allow subjects of business to develop investment, innovative activity provided by the basic directions of a taxation policy.

Текст научной работы на тему «Государственный налоговый менеджмент в системе налогового администрирования»

© 2010 г.

С.П. Уварова

государственный налоговый менеджмент в системе налогового администрирования

Уварова Светлана Петровна - к.э.н. доцент кафедры антикризисного управления, налогов и налогообложения Кубанского государственного университета

(E-mail: [email protected])

Аннотация. Налоговая система России всё ещё носит фискальную направленность, которая не позволяет субъектам предпринимательской деятельности развивать инвестиционную и инновационную деятельность, предусмотренную основными направлениями налоговой политики.

В настоящее время не искоренены возможности уклонения от уплаты налогов, которые стимулируют развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности. Особенности управления налогообложением, его значимость для государства вызывают необходимость грамотного налогового администрирования и регулирования экономикой. Значимость государственного налогового менеджмента для эффективного развития рыночной экономики в России обусловливается тем, что различные уровни управления вовлечены в управление налоговыми процессами, и поэтому необходимо регулирование системы связей и отношений во всех звеньях и на всех уровнях.

Ключевые слова: налоговое администрирование, реформа, налоговая система, регулирование, налоговый менеджмент.

В настоящее время в России происходит структурная перестройка народного хозяйства. В результате налоговой реформы сокращено количество налогов с 28 до 14, снижена налоговая нагрузка, уменьшены ставки основных бюджетообразующих налогов, упрощены учет и отчетность. Налоговое администрирование приобретает первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений. Участники налоговых правоотношений манипулируют налогами, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами. Каждый субъект в целях уменьшения налоговых платежей в бюджетную систему использует различные методы, зачастую и противоправные. Налоги и налоговые отношения выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента. В ходе налоговой реформы внедрен комплекс поправок в налоговое законодательство, основными задачами которых являлось совершенствование правового регулирования налогового контроля, совершенствование налоговых проверок и документооборота, улучшение условий для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов и сборов, увеличение законодательно закрепленных гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков. Однако необходимо отметить, что эти поправки и изменения недостаточно повлияли на стимулирование инвестиционной, инновационной

и предпринимательской активности, расширения налогооблагаемой базы. Налоговой системе всё ещё присуща фискальная направленность, не устранены возможности уклонения от уплаты налогов, которые стимулируют развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности, не на должном уровне обеспечение законных прав и интересов налогоплательщиков. Особенности управления налогообложением, его значимость для государства вызывают необходимость грамотного налогового регулирования экономикой.

Государство должно быть способно предвидеть и регулировать различные изменения макроэкономических показателей и иметь возможность сориентировать хозяйствующих субъектов на сложившуюся экономическую ситуацию. Итогом государственного регулирования экономики является построение эффективного налогообложения на всех уровнях, и поэтому практика налогового менеджмента приобретает особую значимость.

Эффективная система управления налоговыми процессами в современной экономике обусловливает возможность выживания и развития организаций. Налоговый менеджмент может служить основой формирования механизма экономического роста, увеличения валового внутреннего продукта, национального дохода. В основных направлениях налоговой политики на 2010-2011 гг. большое внимание уделено проблеме снижения налогового бремени и изменению структуры налоговых поступлений, которых можно достигнуть только за счёт построения грамотного государственного налогового менеджмента, базирующегося на четкой государственной налоговой стратегии.

В российской науке налоговый менеджмент еще не получил должного развития. Введены такие понятия, как «государственный», «корпоративный», «региональный» налоговый менеджмент; выделены и рассматриваются отдельные составляющие процесса управления налогообложением: налоговое планирование, налоговое регулирование, налоговый контроль.

Налоговый менеджмент можно охарактеризовать, как управление налогами предприятий-налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения с государством в процессе перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и формирования доходов бюджета. Он оказывает глубокое воздействие на инвестиционную политику на макро- и микроэкономическом уровнях. Для стимулирования инвестиционной деятельности организаций кроме изменения инвестиционного климата на макроуровне необходима кардинальная перестройка системы управления организациями, в том числе и в области налогового менеджмента.

Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется не ради налогов, а ради прибыли, результатом налогового менеджмента должна быть оптимизация общего уровня налоговых издержек. В мировой практике известны три возможных варианта налоговой политики предприятия:

- нелегальная, предполагающая уклонение от уплаты налогов на основе сознательного использования уголовно наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности;

- легальная, основанная на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и на использовании возможностей, предоставленных законодательством;

- полулегальная, использующая разночтения, недоработки и противоречия действующих законов и подзаконных актов.

Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность внутрихозяйственного налогового менеджмента, является система налогообложения. В отечественной практике известны четыре основные системы налогообложения:

- наиболее распространенная система налогообложения, предусматривающая уплату основных налогов и сборов (НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налогов на имущество), которая носит название стандартной или общепринятой системы налогообложения;

- упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;

- единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности;

- единый сельскохозяйственный налог.

Налоговому менеджменту присущи основные методы управления: планирование, регулирование, учёт. Каждый из методов использует свои формы, способы и приёмы достижения поставленных перед ним задач, т.е. свой инструментарий. Рассмотрим эти методы.

Планирование в системе налогового администрирования

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приёмы и способы для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйствующих субъектов с целью минимизации налоговых обязательств на законных основаниях. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой политики государства.

Основная задача налогового планирования - обеспечить качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов, которые приведены на рис. 1.

Рис. 1. Задачи налогового планирования

На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи:

- оценивается налоговый потенциал региона;

- прогнозируются объёмы налоговых поступлений с учётом темпов экономического роста региона;

- утверждается бюджет по налогам;

- разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;

- определяется долевое распределение налоговых ставок, льгот, вычетов.

- выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции , индексы цен.

В теории и практике налогового планирования выделяют следующие виды налогового планирования: текущее (тактическое) и на более отдалённую перспективу (стратегическое).

Стратегическое планирование в системе налогового администрирования есть не что иное, как прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования позволяет решать более конкретные задачи, такие как:

- определение налоговых баз по видам налогов и сборов;

- оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам -налогоплательщикам , отраслям , регионам и т.д.;

- расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов.

Среднесрочное планирование (до 5 лет) и долгосрочное (до 10 лет и больше) правильнее относить

к прогнозированию.

Краткосрочное планирование осуществляется на очередной календарный год, исходя из параметров социально-экономического развития страны и субъектов РФ. Планирование поступлений налогов и сборов на текущий год имеет особое значение для выполнения налоговыми органами установленных заданий.

Налоговое планирование использует различные методы, каждый из которых так или иначе учитывает следующие моменты:

- сезонные изменения в объёме налоговых поступлений;

- событийную составляющую (например, события в развитии политической ситуации, изменения в налоговом законодательстве);

- неучтённые факторы.

Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога на федеральном уровне и в региональном разрезе.

Региональное налоговое планирование, в свою очередь, основано на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

Большое значение в планировании имеет достоверная оценка поступлений налогов до конца текущего периода (месяца, квартала, полугодия, года), которая проводится на основе сопоставимых фактических данных.

Разработка и доведение до налоговых органов по субъектам РФ индикативных показателей по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему осуществляется по периодам: год, квартал, месяц.

С целью оценки прогноза (планирования) налоговых поступлений проводят всесторонний и многофакторный анализ данных о налоговой базе, поступлений в бюджетную систему, а также анализ тенденций социально-экономического развития. Такое требование относится ко всем без исключения налоговым платежам.

Точный прогноз налоговых поступлений - одно из главных условий успешной работы налоговых органов. В налоговых органах часто приходится иметь дело с текущим прогнозом и формированием месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям.

В области государственного налогового планирования следует переходить на планирование бюджета от расходов. Эффективность налогового управления может быть достигнута только тогда, когда оно будет ориентировано на максимум общественных благ (государственных услуг), выражающихся по стоимости в оптимальной величине государственных расходов, при оптимальных параметрах совокупного налогового бремени.

Налоговое регулирование

Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых отношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности и направлено на максимальное финансовое обеспечение общественных интересов.

В качестве форм налогового регулирования применяются система налогового стимулирования, оптимизация налоговых ставок, система налоговых льгот и меры санкционного действия. Система налогового стимулирования означает:

- изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;

- предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;

- предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями -фискальной и регулирующей. Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового стимулирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.

Применение налоговых стимулов не должно наносить ущерба доходам бюджета.

К налоговым стимулам относятся и налоговые льготы. «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». Схема организации налогового регулирования приведена на рис. 2.

Рис. 2. Схема организации налогового регулирования

Налоговые стимулы являются более широким понятием, а налоговые льготы являются лишь их составляющей. Совокупность налоговых льгот - это часть системы налогового стимулирования. К ним относятся:

- льготы, предоставляемые посредством сокращения налоговой базы;

- льготы, предоставляемые посредством уменьшения налоговой ставки.

Вторую часть системы налогового стимулирования представляют отсроченные налоговые обязательства, т.е. налоговые стимулы в форме изменения сроков уплаты обязательств перед государством. Отсроченные налоговые обязательства могут возникать вследствие переноса срока уплаты налога или сбора по соглашению с органами государственной власти о предоставлении отсрочки или рассрочки.

В целях национальной безопасности необходима поддержка государством целого ряда отраслей и производств. Одним из наиболее действенных государственных стимулирующих инструментов является финансовая помощь, получаемая хозрасчётными предприятиями из средств государственного бюджета в денежной или материальной форме. Этот вид стимулирования может иметь форму:

а) государственных субсидий;

б) государственных субвенций;

в) государственных дотаций.

Получение субсидий, дотаций или субвенций стимулирует организацию к производству определённых видов продукции, выполнению определённых работ или оказанию определённых услуг, но при этом возникает необходимость уплачивать в бюджет все налоги и сборы, установленные законодательством.

Эффект данного вида стимулирования помимо заинтересованности организации в получении бюджетных средств кроется в том, что в величину этих средств заложены подлежащие уплате налоги и сборы.

Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют совершенствовать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и сравнивать налоговые возможности и уровень налоговой активности регионов. Для повышения эффективности государственного налогового менеджмента в сфере налогового планирования требуется наладить систему прогнозирования с учетом стратегических целей национальной экономики и имеющихся программ социально-экономического развития регионов.

Учет в системе налогового администрирования

Учет обеспечивает налоговое администрирование учетно-аналитической и оперативной информацией, характеризующей состояние учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможности потенциального роста налогооблагаемой базы, и является основным элементом налогового менеджмента

В Налоговом кодексе РФ впервые урегулированы общие положения налогового учета. Путем налогового учета выстраиваются отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют возможности осуществить в отношении налогоплательщика мероприятия налогового контроля и привлечь налогоплательщика к ответственности.

В результате его осуществления налоговые органы получают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического места жительства налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и другие сведения.

Налоговый учет - это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.

Налоговый учет проводится только в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов. При проведении налогового учета налоговые органы руководствуются следующими принципами:

- принцип единства налогового учета на всей территории Российской Федерации предполагает единообразное осуществление налогового учета на всей территории РФ, существование единого реестра

налогоплательщиков на территории РФ и присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории РФ идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);

- принцип множественности налогового учета, т.е. постановка на налоговый учет налогоплательщика в разных налоговых органах по разным основаниям;

- принцип «территориальности» налогового учета предполагает, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налогом учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.);

- заявительный принцип налогового учета, т.е. в подавляющем большинстве случаев налоговый учет осуществляется на основе заявлений обязанных лиц;

- принцип соблюдения налоговой тайны в отношении сведений, получаемых налоговыми органами при постановке на налоговый учет (за исключением сведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов;

- принцип всеобщности налогового учета предполагает обязательность налогового учета каждого налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговый учет. Отсутствие постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленном порядке влечет применение мер ответственности.

Учет в налоговых органах выполняет следующие задачи:

- регистрация и учет налогоплательщиков;

- прием и обработка деклараций и отчетности;

- учет налоговых поступлений и задолженности;

- учет использования средств на содержание налоговых органов;

- бухгалтерский анализ и контроль.

Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования. На основе информации осуществляются принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирования.

Организация учёта в системе налогового администрирования приведена на рис. 3

Формирование учетной информации в системе налогового администрирования происходит под влиянием налоговых отношений, которые возникают в процессе взаимодействия субъектов между собой; взаимодействия субъектов с налоговыми инспекциями при регистрации в качестве налогоплательщиков; представления бухгалтерской и налоговой отчетности; проверок деятельности субъектов; реструктуризации задолженности по налогам и налоговым платежам; ликвидации субъектов и др.

Показатели деятельности экономических субъектов-налогоплательщиков, формируемые в бухгалтерской и налоговой отчетности, в ходе налоговых проверок поступают в составе входящей информации в информационную систему налогового администрирования.

Поскольку методическое обеспечение учета на уровне УФНС и инспекций включает больше внешней информации, чем внутренней, необходимо сделать акцент на содержание этой информации.

Учёт является одной из основных функций налогового администрирования, его цель - информационное обеспечение всех уровней управления достоверной учетно-аналитической информацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственный налоговый менеджмент охватывает федеративный, региональный и местный уровни и в конечном счете определяет налоговые отношения государства с конкретными хозяйствующими субъектами по поводу исполнения ими своих обязанностей по уплате налогов. Он связан с научной разработкой проблем налогов и налогообложения, решением научных и практических проблем управления налогами и налогообложениями, осуществлением налогового обслуживания во всех его формах и требует глубоких и всесторонних знаний и навыков в области экономики, финансов, налогов и налогообложения, права, гражданского законодательства, налоговой политики, налоговых отношений.

Рис. 3. Организация учёта в системе налогового администрирования

В современных условиях развитие и совершенствование форм и методов государственного налогового менеджмента является объективной необходимостью для эффективного развития рыночной экономики в России.

Использованная литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Новосибирск: «Сибирское университетское издательство» - 2009. - 602 с.

2. Налоговые схемы. Как снизить налоги в соответствии с законодательством. / Э.С. Митюкова,

Е.А. Сынников. - Москва: Вершина, Омега-Л, 2007. - 192 с.

3. Налоговый менеджмент в американских корпорациях / Наталья Судакова. США Канада: эконо-

мика, политика, культура. - 2005. - №1. - с. 110 - 127.

4. Налоговый менеджмент. Учебное пособие / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. - М: Омега-Л, 2008. Библиотека высшей школы. - 269 с.

5. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. - М: Омега-Л. - 2008 - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.