Научная статья на тему 'Реализация основных задач налогового администрирования в Российской Федерации'

Реализация основных задач налогового администрирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПЛАТЕЖИ / TAX / TAX ADMINISTRATION / TAX REGULATIONS / TAX AUTHORITIES / TAX CONTROL / FORECASTING / PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белогорская Алла Николаевна, Жигунова Екатерина Николаевна

Рассмотрены основные задачи налогового администрирования в Российской Федерации. Проанализированы итоги налогового администрирования на материалах ИФНС по г. Новочебоксарску за 2010-2011 гг. Предложены меры по противодействию уклонения от налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белогорская Алла Николаевна, Жигунова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALISATION OF MAIN TASKS OF TAX ADMINISTRATION IN RUSSIAN FEDERATION

The main task of tax administration in the Russian Federation. Analyzed the results of the tax administration on the materials of Federal Tax Service Inspectorate Novocheboksarsk for 2010-2011. The article suggests measures to combat tax evasion.

Текст научной работы на тему «Реализация основных задач налогового администрирования в Российской Федерации»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 336.225.6

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Н. Белогорская, Е.Н. Жигунова

Рассмотрены основные задачи налогового администрирования в Российской Федерации. Проанализированы итоги налогового администрирования на материалах ИФНС по г. Новочебоксарску за 2010-2011 гг. Предложены меры по противодействию уклонения от налогообложения.

Ключевые слова: налог; налоговое администрирование; налоговое регулирование; налоговые органы; налоговый контроль; прогнозирование; платежи.

A.N. Belogorskaya, E.N. Zhigunova. THE REALISATION OF MAIN TASKS OF TAX ADMINISTRATION IN RUSSIAN FEDERATION

The main task of tax administration in the Russian Federation. Analyzed the results of the tax administration on the materials of Federal Tax Service Inspectorate Novocheboksarsk for 2010-2011. The article suggests measures to combat tax evasion.

Keywords: tax; tax administration; tax regulations; tax authorities; tax control; forecasting; payments.

Налоговое администрирование является новым понятием в методологии налогообложения, нашедшим широкое распространение в законодательный актах, научнык трудах и практике. Однозначного определения данного термина на сегодняшний день не существует, точки зрения ученых по данному вопросу различны. И ни один законодательный акт не закрепляет данного понятия, хотя следует отметить, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №137-Ф3, которым внесены существенные изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, принят в связи, как следует из его названия, с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования.

Рассматривая налоговое администрирование в широком его понимании, необходимо разделять управленческую деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве при помощи методов государственного регулирования, налоговой политики, поскольку это важно

для экономического развития государства и его регионов.

Актуальность изучения налогового администрирования в РФ и направлений повышения его эффективности заключается в том, что налоговое администрирование оказывает значительное влияние на экономику страны. Неэффективное налоговое администрирование негативно влияет на экономику страны, замедляя экономическое развитие, и ложится тяжким бременем на налогоплательщиков, а эффективное налоговое администрирование, соответственно, положительно влияет на экономику и ситуацию в стране в целом.

Налоговое администрирование — одна из частей управления налоговой системой. Его содержание составляет деятельность уполномоченных органов управления в налоговой сфере — Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС России), направленная на обеспече-

ние реализации и соблюдения налогового законодательства.

По мнению Л.Я. Абрамчик, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере, при этом автор раскрывает содержание данного термина как «повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей».

По мнению О.А Ногиной, под налоговым администрированием понимается комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках.

В свою очередь, А.Г. Иванов считает, что налоговое администрирование представляет собой регламентированную законами и другими правовыми актами организационную и управленческую деятельность уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечению поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Он подразделяет администрирование налогов на две основные стадии: добровольного исполнения обязанным субъектом налоговой обязанности и принудительного исполнения и привлечения его к налоговой ответственности. Оптимальная реализация налогового администрирования, по мнению этого автора, будет заключаться в ненаступлении стадии принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности и привлечения к налоговой ответственности.

Налоговое администрирование в научной литературе также определяют как урегулированную нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленную на реализацию эффективной налоговой политики. Указанная деятельность включает в себя механизм реализации законодательства о налогах и сборах.

По мнению А.З. Дадашева и А.В. Лобанова, налоговое администрирование как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

Изучение существующих авторских мнений, действующего законодательства по оп-

ределению налогового администрирования и практического опыта позволяет уточнить данное понятие.

Налоговое администрирование — совокупность мер и мероприятий, проводимыгх государственными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, направленный на получение полной и достоверной информации о текущих и потенциально возможныгх объемах налоговыгх поступлений, планирование и прогнозирование налоговыгх поступлений, налоговое регулирование и налоговый контроль, проводимых с целью максимизации налоговыгх поступлений в бюджетную систему при минимизации затрат.

Налоговое администрирование является одной из функций государственного налогового менеджмента (управления налогообложением).

Целью налогового администрирования является достижение максимально возможного эффекта для бюджетной системы в отношении налоговыгх поступлений при минимально возможных затратах, в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля.

Задачи налогового администрирования: сбор и обработка информации, налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование, налоговый контроль.

Эти же задачи включаются в состав налогового механизма, посредством которого осуществляется воздействие субъекта налоговых отношений (государственный органов власти и управления) на объект (налоговую систему). Остановимся подробнее на каждой из задач.

Сбор и обработка информации является базовой задачей налогового администрирования, без реализации которой невозможно осуществление прочих задач. Информация, необходимая для проведения налогового администрирования, включает в себя различные формы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. По собранным данным производится анализ налоговыгх поступлений в разрезе налогов, бюджетов, налогоплательщиков. Также анализ проводится по показателям эффективности налогового контроля, т. е. по количеству и качеству проведенных камеральных и выездных проверок, качеству реализации иных форм налогового контроля. Сбор и анализ информации необходим для оценки текущей ситуации и разработки на ее основе направлений совершенствования системы налогового администрирования.

Налоговое планирование и прогнозирование представляет собой оценку качест-веннык и количественные параметров бюджетный заданий.

Налоговое планирование можно рассматривать с двух позиций: и с точки зрения уполномоченный органов, деятельность который направлена на вышвление реального налогового потенциала экономики страны и использование его в фискальных целях, и с точки зрения налогоплательщиков, основная задача которык — оптимизировать налоговые платежи.

Налоговое прогнозирование является научно-аналитической стадией налогового планирования, исследовательской основой для подготовки плановый решений. Задачами налогового планирования и прогнозирования являются вышвление фактического налогового потенциала территорий (на основе анализа налоговой базы по соответствующим налогам) или субъектов налогообложения (налоговая нагрузка по видам экономической деятельности), а также его максимально допустимое фискальное использование, т.е. на основании полученных данных выбор объектов налоговых проверок. От эффективности проведенного планирования налоговых проверок зависят как объемы платежей по их результатам, так и в немалой степени уровень налоговых поступлений в бюджетную систему.

Налоговое регулирование представляет собой совокупность мер государственного вмешательства в ход выполнения налоговый обязательств. Данная задача реализуется в полном объеме в рамках налогового механизма, налоговое администрирование предполагает сопровождение выполнения указанной задачи с позиции осуществления своих функций исполнительными органами власти. А именно: прием и оформление документов на предоставление вычетов, получение льгот, отсрочек по уплате налогов, проведение налогового контроля по вопросам правомерности использования льгот и исполнения налогового законодательства, принятого в рамках налогового регулирования.

Методы налогового регулирования можно разделить на два направления: стимулирующие и дестимулирующие. К стимулирующим методам относятся: налоговые каникулы, налоговые вычеты, налоговые льготы, снижение налоговых ставок, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, инвестиционный налоговый кредит. Дестимулирую-

щими методами налогового регулирования выступают: штрафы, повышение налоговый ставок, отмена налоговых льгот.

Налоговый контроль представляет собой совокупность мероприятий, проводимых налоговыми и иными уполномоченными на то органами, направленных на выявление нарушений действующего законодательства по налогам и сборам, принуждение к их устранению, а также на их предупреждение.

Основные элементы налогового администрирования следующие:

1) контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);

2) контроль реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми органами;

3) организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Важное место в определении понятия налогового администрирования имеют основные принципы функционирования, к которым относятся:

1) принцип единства, который предусматривает единообразное применение налогового законодательства всеми субъектами налогового администрирования. Нарушение принципа приводит к произвольному применению законодательных норм субъектами налогового администрирования, что влечет за собой ухудшение качества налогового администрирования и уменьшение собираемости налогов;

2) принцип независимости по отношению к объектам администрирования. Субъекты налогового администрирования должны быть независимы от тех налогоплательщиков, которых они администрируют, чтобы на их деятельность не могло быть оказано никакого постороннего влияния. В связи с этим характерной чертой субъектов налогового администрирования является то, что объекты администрирования не находятся в их непосредственной организационной подчиненности;

3) принцип действенности, который предполагает, что в своей деятельности субъекты должны опираться на исходные фактические материалы, проводить глубокий анализ, проверку правильности и своевременности уплаты налоговый платежей в бюджет, принимать конкретные меры по результатам проверок;

4) принцип правомочности, согласно которому субъекты налогового администри-

рования обязаны осуществлять действия в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным действующим законодательством, не допускается решение должностным лицом субъекта налогового администрирования какого-либо вопроса по собственному усмотрению.

Содержание контроля как функции налогового администрирования в настоящее время существенно расширено. Одной из важнейших задач, которую наряду с другими задачами призваны решать налоговые органы, является контроль за регулированием налоговых споров. В нормативных документах ФНС России такой вид контроля получил название налоговый аудит.

Целью создания подразделений налогового аудита является обеспечение защиты конституционных прав физических и юридических лиц во внесудебном порядке, а также повышение эффективности работы налоговых органов с заявлениями и жалобами физических и юридических лиц и при рассмотрении письменных объяснений или возражений налогоплательщиков по актам налоговых проверок.

Кроме этого налоговый аудит призван решать задачи по повышению качества работы налоговых органов, устранению внутриведомственных ошибок, установления законности в деятельности налоговых органов.

В рамках поставленных задач отдел налогового аудита осуществляет подготовку по запросам Управления ФНС России заключений по жалобам налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, рассмотрение жалоб (заявлений) физических и юридических лиц на действия (бездействие) должностного лица налогового органа, подведомственных рассмотрению вышестоящим должностным лицом налогового органа и подготовку проектов решений по ним.

По мнению О.А. Мироновой и Ф.Ф. Ха-нафеева, налоговый аудит — это независимая экспертная проверка состояния систем налогового и бухгалтерского учета, правильности формирования налогооблагаемой базы по каждому виду налогов, состояния расчетов организации по налогам и сборам, а также разработка комплекса мер по защите предприятия от привлечения к налоговой ответственности. Основной целью проведения налогового аудита является предупреждение наложения штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам.

Налоговый аудит может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам или отдельным вопросам, которые интересуют клиента. Классические принципы аудита — независимость, конфиденциальность, в полной мере не могут быть реализованы в системе налоговых органов при работе с налогоплательщиками. Рассмотрим некоторые содержательные аспекты налогового аудита.

В связи с созданием в структуре территориальные налоговый органов подразделений налогового аудита руководителем ФНС России определены следующие функции этих подразделений:

- рассмотрение жалоб физических и юридических лиц, связанных с содержанием актов проверок, осуществляемых налоговыми органами, с действиями или бездействием должностные лиц налоговые органов;

- подготовка заключений по жалобам по запросу ФНС России;

- рассмотрение возражений или разногласий налогоплательщиков, налоговые агентов, плательщиков сборов, возникающих по актам повторные выгездные налоговые проверок. Такие проверки назначаются и проводятся УФНС России по субъекту РФ, и по их результатам подготавливается экспертное заключение об обоснованности (или необоснованности) доводов налогоплательщика.

Вертикальная организация управления налоговыми органами России обусловливает исполнение перечисленные функций в налоговые службах всех уровней: межрегиональные инспекциях ФНС России, по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциях ФНС России межрайонного уровня, межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Территориальные налоговые органы осуществляют налоговый аудит на основании разработанных и утвержденные на своем уровне положений.

Созданный как структурное подразделение Управления, отдел налогового аудита взаимодействует с другими структурными подразделениями.

Отдел налогового аудита, реализуя свои полномочия в установленной сфере деятельности, наделен следующими правами:

1) вносить руководству Управления предложения по вопросам, относящимся к компетенции сотрудников отдела;

2) запрашивать и получать материалы

и сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

3) привлекать специалистов других структурные подразделений Управления, а также работников нижестоящих налоговых органов к подготовке документов, информации и других материалов по поручению руководства Управления;

4) давать разъяснения юридическим и физическим лицам по всем вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

Работа отдела налогового аудита, как и других структурных подразделений Управления, осуществляется на плановой основе. Планы работ утверждаются с разбивкой по кварталам. Следует отметить, что с введением контроля за регулированием налоговых споров у руководства управлений территориальных налоговых органов появились дополнительные задачи и, соответственно, функциональные обязанности.

Поскольку изначально урегулирование налоговых споров требует принятия административного решения, то обозначенный нами главенствующий принцип аудита — «независимость» — применительно к налоговому аудиту получает иное содержание. Независимость необходима при рассмотрении материалов проверки налоговыми аудиторами по возражениям налогоплательщиков, при вынесении проекта решения юристами налоговые служб. Предположить полную независимость отдела налогового аудита от руководства налогового органа невозможно. Поскольку отдел налогового аудита работает с налогоплательщиком, характер аудиторской работы, по сути, должен быть внешним. Но с учетом того, что отдел налогового аудита — структурное подразделение Управления, характер аудиторской работы является внутренним.

Что касается принципа «конфиденциальности информации», то если экспертное заключение по характеру является документом для служебного пользования, то он конфиденциален. Если решение руководителя по экспертному заключению отдела налогового аудита готовится для налогоплательщика или суда, куда вправе обратиться налогоплательщик, то часть конфиденциальной информации становится открытой.

Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создает предпосыш-ки к утверждению законности в деятельности налоговых органов, к формированию

новых подходов к результатам контрольной работы, к налоговому администрированию, реализации стандартов обслуживания, которые позволят налоговым органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства и по новому устранять внутриведомственные ошибки, не доводя дело до судебных органов.

Кроме этого повышение качества рассмотрения налоговые споров в административном порядке призвано укрепить законность в сфере налогов и сборов и, как следствие, снизить количество обращений налогоплательщиков в судебные органы. Решения налоговых органов должны быть законными и обоснованными. Несмотря на разночтения содержания общепринятой аудиторской деятельности с принципами, содержания функциональных обязанностей с деятельностью служб налогового аудита, можно с уверенностью отметить: налоговый аудит выступает формой контрольной работы налоговых органов, которая востребована временем и должна получить свое достойное развитие.

В качестве субъектов налогового администрирования могут выступать государственные органы власти и управления, которые можно классифицировать так:

- налоговые органы;

- органы, обладающие полномочиями налоговые органов (органы управления государственных внебюджетных фондов, финансовые органы, таможенные органы);

- правоохранительные органы (с точки зрения экономической безопасности).

В практике субъекты налогового администрирования получили название налоговых администраторов (администраций). Понятие администратора доходов дано в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ: «Администратор доходов бюджета — орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченные (взыгсканные) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ». Рассмотренное понятие не включает в себя всех функций администраторов

Таблица 1

Сведения о поступлении администрируемых ИФНС России по г. Новочебоксарску налоговых платежей в бюджет государства

за 2010-2011 гг.

Показатели 2010 год 2011 год Абсолютное изменение, (+,-) Темп изменений, %

cумма, тыс. руб. уд. вес, % cумма, тыс. руб. уд. вес, % по сумме, тыс. руб. по уд. весу,%

Поступило в бюджеты всех уровней всего, в т.ч.: 2110816 100 2237877 100 127061 - 106,0

в федеральный бюджет 502286 23,8 439223 19,6 -63063 -4,2 87,5

в республиканский бюджет 1286574 61,0 1445845 64,6 159271 3,6 112,4

в местный бюджет 321956 15,2 352809 15,8 30853 0,6 109,6

бюджетных доходов, следовательно, ограничивает возможность понимания сути администраторов, в том числе налоговых.

Налоговыми администрациями признаются налоговые и иные уполномоченные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации процесса налогового администрирования в отношении налогоплательщиков, расположенных на подведомственной им территории в разрезе подконтрольных им налоговых поступлений.

Объектом налогового администрирования выступают налоговые отношения.

Важное место в деятельности налого-вык органов занимает анализ налоговый поступлений в бюджетную систему, который проводится систематически на всех уровнях ФНС России. Данные о поступлении платежей по бюджетам и внебюджетным фондам ИФНС России по г. Новочебоксарску за 2010-2011 гг. содержатся в табл. 1.

Всего в бюджеты всех уровней в 2011 г. поступило 2237877 тыс. руб., что на 127061 тыс. руб. или на 6% больше, по сравнению с 2010 г. Поступления в федеральный бюджет в 2011 г., по сравнению с 2010 г., понизились на 63063 тыс. руб., или на 12,5 %. В республиканский бюджет в 2011 г. поступило 1445845 тыс. руб., что больше на 159271 тыс. руб., или на 12,4 %, по сравнению с 2010 г. Поступления в местный бюджет в 2011 г. составили 352809 тыс. руб., что также говорит об увеличении платежей по бюджетам и внебюджетным фондам на 9,6 %, или на 30853 тыс.руб.

В целом данные табл. 1 свидетельствуют о сокращении налоговых поступлений в федеральный бюджет государства и увеличении поступлений в республиканский и местный бюджеты.

Проанализируем динамику админист-

рирования налогов и сборов по данным Управления ФНС России по Чувашской Республике в разрезе инспекций, входящих в его состав (табл. 2), а также поступление налогов и сборов от ИФНС по г. Новочебоксарску в общем объеме поступлений.

В 2011 г. сумма налогов и сборов, адми-нистрируемык налоговыми органами Чувашской Республики, составила 26298505 тыс. руб., эта сумма увеличилась на 15,8 %, или на 3585344 тыс. руб., по сравнению с 2010 г. Наибольший удельный вес в общем объеме поступлений составили поступления от ИФНС по г. Чебоксары — 73,1 %, по сравнению с 2010 г. эта сумма увеличилась на 1,9 процентных пункта, или на 18,9 %. В 2011 г. поступления от ИФНС России по г. Новочебоксарску составили 2237877 тыс. руб., или 8,5 % общего объема налоговых поступлений. За анализируемый период итого налогового администрирования увеличились на 127061 тыс. руб., или на 6,1 %. В относительном выражении наблюдается снижение налоговых поступлений на 0,8 процентный пункта, с 9,3 % до 8,5 %. Налоговые платежи от МИ ФНС № 7 составили 3,2 % всего объема поступлений. Наименьший удельный вес в общем объеме налоговых платежей составили поступления от МИ ФНС №2 - 1,6 %.

Проведем анализ поступивших налогов и сборов в бюджеты всех уровней по данным ИФНС России по г. Новочебоксарску.

Сведения о составе и динамике основных видов налогов, администрируемых ИФНС России по г. Новочебоксарску за 20102011 гг., представлены в табл. 3.

Исходя из данныгх табл. 3, можно сделать следующие выводы. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. изменилась структура поступления налоговых платежей в бюджеты всех

Таблица 2

Динамика администрирования налогов и сборов по данным УФНС России по ЧР в разрезе налоговые инспекций за 2010-2011 гг.

Наименование налоговых инспекций 2010 г. 2011 г. Абсолютное изменение (+,-) Темп изменений, %

сумма, тыс. руб. уд. вес,% сумма, тыс. руб. уд. вес,% по сумме, тыс. руб. по уд. весу,%

МИ ФНС №1 659721 2,9 667924 2,5 8203 -0,4 101,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МИ ФНС №2 386221 1,7 432013 1,6 45792 -0,1 111,9

МИ ФНС №3 479203 2,1 457384 1,7 -21819 -0,4 95,5

МИ ФНС №4 636679 2,8 677558 2,6 40879 -0,2 106,4

МИ ФНС №5 574689 2,5 686989 2,7 112300 0,2 119,5

МИ ФНС №6 436267 1,9 530340 2,0 94073 0,1 121,6

МИ ФНС №7 748501 3,3 833964 3,2 85463 -0,1 111,4

МИ ФНС №8 512232 2,6 547622 2,1 35390 -0,5 106,9

ИФНС по г. Новочебоксарску 2110816 9,3 2237877 8,5 127061 -0,8 106,1

ИФНС по г. Чебоксары 16168832 71,2 19226834 73,1 3058002 1,9 118,9

Итого 22713161 100 26298505 100 3585344 - 115,8

уровней. Увеличилась доля налога на при-бышь организаций на 2,4 %, налога на доходы физических лиц — на 3,2 %, в то же время за анализируемый период снизилась доля налога на добавленную стоимость — на 5,7 %, налога на имущество физических лиц — на 82,8 %.

По данным табл. 3, в 2011 г. налоговые поступления в бюджет возросли на 127061 тыс. руб., или на 6 %, и достигли суммы 2237877 тыс. руб. Основное увеличение произошло за счет налога на доходы физических лиц на 106601 тыс. руб., или на 17,9 %, с 595537 тыс. руб. до 702138 тыс. руб. и налога на прибышь организаций на 82126 тыс. руб., или на 17,1 %, с 479073 тыс. руб. до 561199 тыс. руб.

Проанализируем поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ по отраслям экономики, администрируемых ИФНС России по г. Новочебоксарску за 2010-2011 гг. Наибольший удельный вес в 2011 г. имеют поступления по следующим отраслям: 28,5 % общего объема поступлений приходится на отрасль обрабатывающих производств, 18,2 % — на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 11 % — на оптовую и розничную торговлю. Поступления по отрасли обрабатывающих производств в 2011 г. составили 639201 тыс. руб., что на 47333 тыс. руб. больше, по сравнению с предыдущим периодом. Поступления налогов и сборов по производству и распределению электроэнергии, газа и воды в 2011 г. снизились и соста-

вили 405414 тыс. руб., что на 75056 тыс. руб. меньше, чем в 2010 г. Поступления по отрасли оптовой и розничной торговли в 2011 г. составили 246645 тыс. руб., что на 30376 тыс. руб., или на 14 %, больше, по сравнению с предыдущим годом.

В отчетном периоде налоговой инспекцией проводилась работа с налогоплательщиками по урегулированию вопросов задолженности. По состоянию на 1 января 2012 г. задолженность в бюджеты всех уровней по налоговым платежам составила 262112 тыс. руб. Применяемый инспекцией комплекс предусмотренных законодательством мер по взысканию недоимки по налогам и сборам, которая составила 51258 тыс. руб., способствовал взысканию начисленные за 2011 г. текущих налоговых платежей в бюджет.

Так, налогоплательщиками за 2011 г. были направлены требования об уплате причитающихся бюджету сумм налогов и сборов (без учета отозванных и приостановлен-ныгх) на сумму 491414 тыс. руб., из них поступило в бюджет и внебюджетные фонды добровольно после направления требования 88748 тыс. руб., а после получения требования — 199496 тыс. руб. Также быши выставлены в порядке бесспорного взыскания налогов со счетов налогоплательщиков инкассовые поручения на сумму 95866 тыс. руб., из нее взысканная задолженность составила 19999 тыс. руб. (20,9 % общей суммы выставленных инкассовых поручений).

По состоянию на 1 января 2012 г. в про-

Таблица 3

Состав и структура налоговых поступлений по данным ИФНС России по г. Новочебоксарску за 2010-2011 гг.

Виды налогов 2010 г. 2011 г. Абс. изменение, Темп изменений, %

Сумма, тыс. руб. Уд. вес., % Сумма, тыс. руб. Уд. вес., % По сумме, тыс. руб. По уд. весу,%

Налог на прибыль организаций 479073 22,7 561199 25,1 82126 2,4 117,1

Налог на добавленную стоимость 474576 22,5 375390 16,8 -99186 -5,7 79,1

Налог на доходы физических лиц 595537 28,2 702138 31,4 106601 3,2 117,9

Налог на имущество организаций 323898 15,3 331995 14,8 8097 -0,5 102,5

Налог на имущество физических лиц 7570 0,4 1302 0,06 -6268 -0,34 17,2

Транспортный налог 35011 1,7 38372 1,7 3361 0 109,6

Земельный налог 68377 3,3 65915 2,9 -2462 -0,4 96,4

Единый налог, взимаемый в связи с применением УСН 63925 3,0 75304 3,4 11379 0,4 117,8

ЕНВД 61478 2,87 62462 2,78 984 -0,09 101,6

Прочие налоги и сборы 1371 0,03 23800 1,06 22429 1,03 17 раз

Итого 2110816 100 2237877 100 127061 х 106,0

цедурах банкротства находились 33 налогоплательщика, причем в отношении 4-х из них процедура конкурсного производства длится более 2-х лет. По сравнению с началом 2011 г. количество должников, находящихся в процедурах банкротства, уменьшилось на 1 единицу, или на 2,9 %.

ИФНС по г. Новочебоксарску проводилась работа по возложению субсидиарной ответственности и взысканию убытков с руководителей (учредителей) организаций и индивидуальных предпринимателей, самостоятельно не исполнивших обязанность по обращению в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии признаков банкротства. Так, по состоянию на 1 января 2012 г. судами удовлетворено исковых заявлений на общую сумму 113,3 тыс. руб., из которых поступило в бюджет 42,4 тыс. руб., или 37,4 %.

По результатам контрольной работы за 2011 г. дополнительно начислено платежей, включая пени по данным карточек «Расчеты с бюджетом», на сумму 69908 тыс. руб. По сравнению с 2010 г. доначисления платежей уменьшились на 24818 тыс. руб., или на 26,2%.

В 2011 г. было проведено 260 проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, что составляет 104,0 % к 2010 г., или 15,8 % количества зарегистрированной

контрольно-кассовой техники, что на 3 процентных пункта выше уровня 2010 г.

В результате проведенных мероприятий выявлено 227 нарушений, что составляет 101,9 % к 2010 г., или 87,3 % общего количества проведенных проверок. По результатам рассмотрения выявленных нарушений в 2011 г. организациям, должностным лицам и индивидуальным предпринимателям предъявлено штрафных санкций на общую сумму 736 тыс. руб., или 127,8 % к 2010 г., из них взыскано в бюджет 708 тыс. руб., или 96,2 %. Сумма взысканных штрафов, по сравнению с 2010 г. увеличилась на 16,3 %.

Анализ данных по результатам контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами, позволяет сделать вывод об общем повышении показателей эффективности налогового администрирования в Российской Федерации. Разработанная концепция с критериями самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, дала положительные результаты, которые привели к снижению затрат по организации контрольных мероприятий за счет усиления предварительного контроля, повышающего сознательность налогоплательщиков.

Политика открытого процесса планиро-

вания выгездныгх налоговый проверок себя оправдала, о чем свидетельствует самостоятельное уточнение налогоплательщиками своих налоговых обязательств.

Таким образом, аналитические инструменты контроля позволяют ФНС России вести аргументированный диалог с налогоплательщиком и обеспечить своевременное поступление налогов в бюджет без отвлечения времени и сил на судебные разбирательства. Вместе с тем своевременное уведомление налогоплательщиков о возможных налоговых нарушениях позволяет им избежать излишнего начисления пени и штрафов за длительный период по результатам выездной налоговой проверки и самостоятельно скорректировать налоговую отчетность. Для ФНС России в настоящее время наиболее актуально решать задачи по контролю и надзору за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика.

Тем не менее налоговое администрирование нуждается в постоянном совершенствовании, с целью создания оптимального баланса прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, а с другой — сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Повышение качества налогового администрирования следует рассматривать как составную часть проводимой в настоящее время налоговой реформы, поскольку оно напрямую связано с уровнем налоговой нагрузки на экономику. Снижение нагрузки на плательщиков требует принятия адекватных мер по улучшению налогового администрирования. При этом система налогового администрирования должна одновременно обеспечить полное и своевременное поступление в бюджетную систему налогов и других обязательный платежей, сокращение издержек на осуществление налогового контроля, что обусловливает требование комплексного подхода к реформированию деятельности налоговых органов.

В «Основныгх направлениях налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» отмечена необходимость увеличения доходов бюджетной системы Российской Федерации. В них пре-

дусматривается принятие ряда мер, направленных на создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд:

1) введение обязательной досудебной процедуры для всех актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц налоговых органов;

2) увеличение срока на подачу налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения с 10 дней до одного месяца;

3) возможность кассационного обжалования в ФНС решений, вступивших в силу, при этом подача кассационной жалобы не лишает налогоплательщика права на подачу заявления в суд.

Следует отметить намерения Правительства РФ трансформировать подходы в работе с налогоплательщиками: клиентоо-риентированность, упрощение способов взаимодействия с налоговыми органами, создание более комфортный условий для исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Предусматривается дальнейшее развитие доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построение интерактивных сервисов, включая новый интернет-сервис «Создай свой бизнес», являющийся пошаговой инструкцией по созданию и ведению бизнеса с точки зрения налогообложения, а также сервис «Личный кабинет налогоплательщика для юридического лица».

В целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низко-налоговыгх юрисдикций предлагается осуществить следующие меры:

- усиление контроля трансфертного ценообразования;

- заключение рекомендуемых ОЭСР межправительственные соглашений об обмене налоговой информацией;

- введение в налоговое законодательство норм о контролируемых иностранных компаниях, установление принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний;

- определение в налоговом законодательстве понятия налогового резидента применительно к налогоплательщикам — юридическим лицам. Введение обязанности для российских компаний или компаний, являющихся налоговыми резидентами РФ,

указывать в налоговых декларациях все свои иностранные аффилированные компании;

- установление обязанности налогоплательщика представлять сведения о его доле в контролируемой иностранной компании и уплачивать налог с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании. Уклонение от этого обязательства должно приравниваться к налоговому правонарушению и наказываться взиманием штрафов;

- внесение поправок в НК РФ, устанавливающих понятие фактического получателя дохода (лица, имеющего фактическое право на доход).

Несмотря на то, что сделано за годы развития российского налогового законодательства, многие вопросы налогообложения и налогового администрирования остаются неурегулированными. На настоящем этапе развития можно отметить следующие недостатки: отсутствие стройной концепции развития, как самих налогов, так и взаимоотношений государства и налогоплательщиков, сильный налоговый пресс, несовершенство налогового законодательства, обложение всех видов доходов, лицензирование практически всех видов деятельности, значительное количество всевозможных налогов и сборов, значительный рост цен, инфляция и огромное количество министерств и ведомств, издающих большое количество документов, нередко противоречащих законодательству и друг другу, являются основными причинами неуплаты или стремления налогоплательщиков обойти уплату налогов и сборов.

В настоящее время перед налоговыми органами стоит ряд качественно новыгх задач, связанные с упрощением процедур налогового администрирования, созданием максимально комфортные условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, реализация которых возможна, в том числе посредством развития информационных технологий.

Налогоплательщикам предложены две услуги, позволяющие сократить определенные издержки при исполнении налоговых обязательств, а именно: электронное декларирование и уплата налогов через платежные терминалы и банкоматы.

Электронное налоговое декларирование — это система, позволяющая плательщикам облегчить процесс составления налоговых деклараций и полностью автоматизировать процесс представления их в электронном виде в налоговые органы, исключая необходимость посещения для этого инспекций.

Преимущества использования системы электронного декларирования, состоят в оперативности налогового администрирования, т.е. сокращении тех самых издержек, затрачиваемых на представление и прием налоговых деклараций на бумажных носителях. Немаловажными достоинствами данной системы являются возможность оперативного контроля правильности заполнения налоговой декларации и, конечно, хранение в электронном виде больших объемов деклараций за различные периоды времени, а также быстрая организация удобного доступа к ним.

В результате перехода к системе представления налоговых деклараций с использованием Интернет-технологий значительно уменьшаются затраты времени плательщиков на подготовку налоговой отчетности и представление ее в налоговые органы, становится возможным оперативное обновление форматов представления отчетности в случае изменения форм бухгалтерской отчетности и налоговые деклараций и оперативное получение информации о выполнении обязательств перед бюджетом.

Несмотря на предусмотренную Налоговым кодексом свободу выбора между электронной и бумажной формой декларирования, все чаще налогоплательщики предпочитают предоставлять декларации в электронном виде, и налоговые службы также рекомендуют осуществлять подачу документов в электронном виде. Основным преимуществом, на их взгляд, является экономия временных затрат как налоговых органов, так и налогоплательщика за счет оперативной связи с инспектором, возможности быстро получать нужные сведения. Собственно, по этим причинам ФНС России пропагандирует переход на электронное декларирование, конечно, если для этого перехода существуют необходимые возможности у данного налогоплательщика.

Важным шагом в развитии электронного взаимодействия налоговые органов с плательщиками в России является возможность уплаты налогов и сборов физическими лицами через банкоматы и платежные терминалы Сбербанка России. Через них можно оплатить несколько десятков видов платежей, контролируемых налоговыми органами. Система таких платежей будет развиваться и далее. В предстоящих планах — реализация возможности оплаты налогов и сборов с помощью услуг sms-банкинг, Интернет-банкинг и т.д.

В настоящее время Федеральная налого-

вая служба Российской Федерации серьезно настроена на повышение качества налогового администрирования. Для налогоплательщиков, с одной стороны, это может означать снижение количества необоснованных претензий налоговых органов, а с другой — усиление контроля за попытками минимизировать налоговые платежи.

Список литературы

1. www.nalog.ru

2. www.r21.nalog.ru

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон Российской Федерации от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 52, ч. 1. Ст. 6455.

4. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учебник. М.: Омега-Л, 2008. 178 с.

5. Миронова О.М. Налоговое администрирование: учебник. М.: Инфра, 2010. 428 с.

6. Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования — фактор повышения эффективности работы налоговый органов // Финансы. 2011. № 6. С. 27-32.

7. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: учеб. пособие для вузов / науч. ред. Л.И. Гончаренко. М.: КноРус, 2009. 446 с.

8. Поляков Н. Ф. Региональные аспекты налогового администрирования в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 6. С. 55-59.

9. Талаш A.A. Налоговая политика: ближайшие перспективы // Аудиторские ведомости. 2010. №2. С. 3-10.

10. Черник Л.П. Налоги и налогообложение: учебник. М.: МЦФЭР, 2009. 528 с.

11. Черноусова Д.И. Налоговая система России. М.: Инфра, 2009. 368 с.

12. Ханафеев Ф. Ф. Систематизация учетно-аналитической информации в системе налогового администрирования // Аудит и финансовый анализ. 2005. №1. С. 25-30.

БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

ЖЖИГУНОВА Екатерина Николаевна — магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna — Candidate of Economics, Associate Professor of Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

ZHIGUNOVA, Ekaterina Nikolaevna — Deputy Head of the Inspectorate of the Federal Tax Service of Cheboksary, Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 336.225.6

ОТ СТРАТЕГИИ К ТАКТИКЕ: РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВЛИ

Л.П. Владимирова

Рассматривается обоснование типовых формул расчета рентабельности торговли в тактических решениях, в т.ч. оперативном плане, торгового предприятия посредством использования контрольный точек стратегии предприятия. Использование экономико-математического подхода позволило обосновать параметры показателей оперативного плана.

Ключевые слова: стратегия и тактика; оперативное планирование; контрольная точка; рентабельность торговли; выручка от реализации товаров; прибышь от реализации товаров; рентабельность.

L.P. Vladimirowa. FROM SPRATEGY TO TACTICS: PROFITABILITY

The explanation of standard formulas for calculating return on trade in tactical decisions, including operationally, commercial enterprise through the use of control points of strategy. The use of economic-mathematical approach will inform the operational plan performance parameters through the control points in business strategy.

Keywords: strategy and tactics; operational planning; control point; the profitability of trade; revenue from the sale of goods; the profits from the sale of goods; profitability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.