Научная статья на тему 'Индикативная и корректирующая функции государственного контроля за налоговыми правонарушениями в механизме реализации государственной финансовой политики'

Индикативная и корректирующая функции государственного контроля за налоговыми правонарушениями в механизме реализации государственной финансовой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНДИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / КОРРЕКТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузулгуртова А.Ш.

Статья посвящена вопросам исследования функций государственного контроля за налоговыми правонарушениями. Проводится анализ влияния налогового контроля на реализацию финансовой политики государства, исследуются функции государственного контроля за налоговыми правонарушениями. Особое внимание уделено изучению тенденций налоговой политики на основе данных налогового контроля. Предложено выделить функции государственного контроля за налоговыми правонарушениями индикативную и корректирующую, даны авторские определения этим функциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикативная и корректирующая функции государственного контроля за налоговыми правонарушениями в механизме реализации государственной финансовой политики»

УДК 336.225

ИНДИКАТИВНАЯ И КОРРЕКТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГОВЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

А. Ш. КУЗУЛГУРТОВА, аспирант кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: goncharova. sofia@gmail. com Волгоградский государственный университет

Статья посвящена вопросам исследования функций государственного контроля за налоговыми правонарушениями. Проводится анализ влияния налогового контроля на реализацию финансовой политики государства, исследуются функции государственного контроля за налоговыми правонарушениями. Особое внимание уделено изучению тенденций налоговой политики на основе данных налогового контроля. Предложено выделить функции государственного контроля за налоговыми правонарушениями - индикативную и корректирующую, даны авторские определения этим функциям.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговый контроль, индикативная функция, корректирующая функция, налоговые правонарушения.

Основой экономической стабильности любого государства является последовательность проводимой органами государственной власти политики в области финансовых отношений. Данное положение обусловлено особой ролью финансовой политики в экономике страны, которая выражается в обеспечении государства достаточными финансовыми ресурсами, необходимыми для решения следующих задач:

- реализация всех направлений внутренней и внешней политики;

- выполнение функций органов государственной власти.

Именно поэтому основной целью финансовой политики выступает необходимость аккумуляции,

распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения государством возложенных на него функций.

Особая роль финансовой политики в возможности реализации остальных направлений государственной деятельности налагает на органы государственной власти дополнительную ответственность за последовательность и качество ее осуществления. Основным показателем эффективности претворения в жизнь финансовой политики выступает показатель сбалансированности бюджетной системы, отражающий достаточность финансовых ресурсов для выполнения государственных задач.

Бюджет любого уровня формируется за счет двух видов источников бюджетных средств:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы.

При этом основная доля доходов в структуре бюджета принадлежит налоговым доходам:

- поступления от налога на добавленную стоимость;

- поступления от налога на добычу полезных ископаемых;

- поступления от налога на прибыль (рис. 1).

Учитывая это, государству для проведения

эффективной финансовой, социальной, валютной, налоговой политики необходимо иметь действенный механизм контроля, который способен решать следующие задачи:

рис. 1. Структура доходов консолидированного бюджета РФ по видам доходов в 2010 г.: 1 - налог на прибыль организаций - 203 млрд руб.;

2 - налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ - 1 124,4 млрд руб.;

3 - налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ - 914,2 млрд руб.; 4 - налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 1 107,1 млрд руб.;

5 - ввозные таможенные пошлины - 344 млрд руб.; 6 - вывозные

таможенные пошлины на нефть сырую - 1 337,9 млрд руб.;

7 - вывозные таможенные пошлины на газ природный -132 млрд руб.; 8 - вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти - 474,4 млрд руб.;

9 - прочее - 1 084,5 млрд руб.

- надежно обеспечивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней и государственные -внебюджетные фонды;

- контролировать эффективность и целесообразность использования бюджетных средств.

влияние налогового контроля на финансовую политику государства. Вопросы государственного финансового контроля среди общественных проблем всегда занимали особое место. От их решения во многом зависит:

- какими путями, какими темпами осуществляется развитие общества;

- как обеспечивает государство социально-экономическое благополучие своих граждан;

- как осуществляются поддержка предпринимательских структур и развитие отраслей производства и потребления.

В связи с высокой долей нарушений законодательства о налогах и сборах, уклонением налогоплательщиков от уплаты обязательных платежей поддержание достаточного уровня финансовых поступлений в бюджет невозможно без реализации государством эффективных мероприятий в области контроля за налоговыми правонарушениями. Их задачами являются:

- обеспечение государства финансовыми ресурсами;

- пресечение правонарушений в области уплаты налогов и сборов;

- предупреждение нарушений налогового законодательства РФ.

В настоящее время система государственного контроля за налоговыми правонарушениями как важнейшая составная часть финансового контроля требует значительных преобразований, особенно в условиях постоянно изменяющейся социально-экономической и политической обстановки в стране, проводимых реформ и преобразований. Развитие информационных технологий, новых средств связи, технический прогресс потребовали от правительств всех стран качественного повышения уровня государственного финансового контроля, в частности в сфере налогообложения.

Необходимость совершенствования государством системы контроля за законностью финансовых операций, за своевременностью и полнотой уплаты налогов в бюджетную систему РФ вызвана:

- кардинальными изменениями в структуре финансовой системы;

- созданием новых способов уклонения от уплаты налогов;

- развитием финансовых преступлений.

Все это требует от законодателя укрепления и развития финансового законодательства в части своевременного реагирования и пресечения новых правонарушений в налоговой сфере, предупреждения их совершения.

Вопросу государственного контроля за налоговыми правонарушениями уделяется особое внимание в российской законотворческой и правоприменительной практике. Значительный интерес к данной проблематике обусловлен:

- особым положением и важностью государственного контроля за налоговыми правонарушениями для экономики страны в целом;

- необходимостью обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере;

- необходимостью обеспечения стабильного функционирования бюджетно-налоговой системы.

В связи с этим сущность и содержание государственного контроля за налоговыми правонарушениями, его функции и задачи представляют особый интерес не только с точки зрения развития

6

теории налогового права, но и в плане применения полученных результатов на практике.

Развитие системы государственного контроля за налоговыми правонарушениями в РФ связано с прохождением государством сложного пути экономических реформ и со становлением системы органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в области налогов и сборов.

Изначально функции по контролю за налоговыми правонарушениями принадлежали Государственной налоговой службе СССР, образованной в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 № 76 «О Государственной налоговой службе» и входившей в систему Министерства финансов СССР. В 1991 г. эта служба была преобразована в Государственную налоговую службу РСФСР, а в 1998 г. - в Министерство РФ по налогам и сборам. В 2004 г. данная структура стала называться Федеральной налоговой службой (ФНС) России [6].

Таким образом, в настоящее время именно ФНС России осуществляет функции по государственному контролю за налоговыми правонарушениями.

Контроль за налоговыми правонарушениями как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах на современном этапе представляет собой динамичную систему последовательно развивающихся форм и методов реализации фискальной функции налогообложения, реализуемых сквозь призму функций, присущих налоговому контролю как виду управленческой деятельности. Налоговые органы в ходе осуществления мероприятий в области контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах выявляют и предупреждают налоговые правонарушения, воплощая тем самым основные функции государственного финансового контроля за налоговыми правонарушениями.

На взгляд автора, данными функциями являются:

- индикативная функция;

- корректирующая функция.

Индикативная функция государственного

контроля за налоговыми правонарушениями.

Основной функцией налоговой системы является обеспечение достаточного объема ресурсов для финансирования государственных расходов из бюджетной системы при соблюдении условия о недопущении избыточного налогового бремени для экономических субъектов. Достижение ука-

занного баланса возможно в случае поддержания относительно низких налоговых ставок и налоговой базы с обеспечением полного исполнения налогоплательщиками своих обязательств (собираемости налогов).

Для реализации указанной задачи ФНС России осуществляет следующую деятельность [1].

1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

2. Ведение учета налогоплательщиков.

3. Выявление новых способов и схем, использующихся для уклонения от налогообложения.

4. Мониторинг крупнейших налогоплательщиков, включая организации в сфере естественных монополий.

5. Доведение сведений о реквизитах счетов Федерального казначейства РФ и информаций об их изменении, а также иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации:

-налогов;

- сборов;

- пеней;

- штрафов.

6. Государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей.

7. Развитие технологии централизованной обработки данных, обеспечивающей информационную интеграцию налоговых органов с возможностью информационных связей между ресурсами разных уровней.

Конечным результатом такой деятельности являются:

- повышение собираемости налогов и сборов;

- снижение задолженности по уплате налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом под собираемостью налогов Минфин России понимает соотношение поступления налоговых платежей за отчетный период к начисленному уровню [1]. Таким образом, мероприятия, проводимые ФНС России в рамках реализации государственного контроля за налоговыми правонарушениями, направлены на обеспечение финансовыми ресурсами бюджетной системы РФ.

Для оценки совместной деятельности ФНС России и Минфина России в рамках обозначенных направлений деятельности используются показатели, полученные по результатам проведения мероприятий государственного контроля за налоговыми правона-

1 200 000 000 -

1 ооооооооо -

800 000 000 -

600 000 000 -

400 000 000 -

200 000 000 -

рушениями. Данные показатели помогают выявлять области налоговых отношений, требующих модификации и совершенствования. А их анализ позволяет корректировать текущую политику и планировать направления будущих налоговой и финансовой политик государства.

Основной целью совместной работы Минфина России и ФНС России в 2011 г. являлось снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации не менее чем на 25,7 % по отношению к задолженности на 01.01.2005 [1, 7]. Задолженность по налогам и сборам, по уплате пеней, налоговых санкций, единому социальному налогу в бюджетную систему РФ на 1 января 2005 г. составляла 1 912 405,8 млн руб. [5].

Промежуточные итоги выполнения запланированных Министерством финансов РФ результатов представлены на рис. 2.

Динамика изменения суммы задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям за представленный период отражает тенденцию их постепенного уменьшения до 2008 г. и увеличение после указанной даты. Внезапное изменение тенденции объясняется значительным влиянием внешних факторов:

- нестабильность экономической ситуации в стране и в мире;

- резкое уменьшение ВВП страны;

- сокращение доходной части консолидированного бюджета;

- рост расходных обязательств.

Тем не менее, несмотря на сложившуюся ситуацию, отношение суммы задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в 2010 г. по сравнению с 2005 г. приближается к обозначенному Минфином Рос-

сделать вывод об успешной работе Минфина России и ФНС России в указанной части.

Рассматривая динамику задолженности в бюджетную систему РФ по налогам и сборам в отношении конкретных налогов, необходимо отметить высокую долю задолженности по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль (рис. 3).

2006

2007

200S

2009

01.0S.2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая сумма задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ, руб. ■ Сумма задолженности по уплате пеней и налоговых санкций

Рис. 2. Динамика изменения суммы задолженности по налогам, сборам, пеням, налоговым санкциям в бюджетную систему РФ за период с 2006 г. по 01.08.2010, тыс. руб.

1

01 0S.2010

1009

2008

2007

2006

0

10 000 000

20 000 000

30 000 000

40 000 000

Рис. 3. Динамика задолженности по налогам и сборам* в бюджетную систему РФ по видам налогов с 2006 по 01.08.2010, тыс. руб.: 1 - налоги со специальным налоговым режимом; 2 - местные налоги; 3 - региональные налоги; 4 - остальные федеральные налоги и сборы; 5 - платежи за пользование природными ресурсами; 6 - НДС; 7 - налог на прибыль

*Задолженность включает в себя суммы недоимки, реструктурированную задолженность, отсроченные платежи, задолженность, приостановленную ко взысканию в связи с введением процедуры банкротства, задолженность, взыскиваемую судебными

приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства, при-сии уровню. В связи с этим можно остановленные ко взысканию платежи.

Нарушения в сфере исчисления и уплаты НДС и налога на прибыль являются наиболее частыми, что подтверждается логикой налоговых отношений в данной области: особая сложность законодательства в указанной части, его постоянное изменение и модернизация. В связи с этим улучшение администрирования и совершенствование налога на добавленную стоимость, так же, как и налога на прибыль, являются приоритетными задачами государства на протяжении длительного промежутка времени. Поэтому ежегодное внесение в Налоговый кодекс РФ поправок обусловлено в первую очередь результатами, получаемыми по итогам проведения государственного контроля за налоговыми правонарушениями.

По результатам налогового контроля выявляются проблемные области законодательства, требующие совершенствования и корректировок, что помогает органам государственной власти правильно определить направления налоговых преобразований, призванных качественно улучшить и стабилизировать налоговые отношения между государством и налогоплательщиками. Ярким тому примером является совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами, необходимость которого была определена по итогам анализа проблем, возникших у налоговых органов и налогоплательщиков в области применения налогового законодательства [4].

Следовательно, информация, получаемая по итогам проведения мероприятий государственного контроля за налоговыми правонарушениями, не только имеет справочно-информационный характер, но и играет роль индикатора налоговых отношений:

- отражающего уровень развития налогового законодательства;

- выявляющего его основные проблемные области, требующие изменения и совершенствования.

Анализ полученных показателей позволяет сделать вывод об успехах налоговых органов в реализации полномочий в сфере государственного контроля за налоговыми правонарушениями. По итогам контрольных мероприятий:

- выявляются (индикативно высвечиваются) области налогового законодательства, нарушения в которых являются наиболее частыми;

- определяется уровень уклонения от уплаты налогов на территории всего государства и отдельных его областей;

- корректируется показатель налоговой нагрузки на бизнес.

На основе полученных данных вносятся поправки в регулятивную деятельность Минфина России. Информация, полученная ФНС России по результатам проведения мероприятий государственного контроля за налоговыми правонарушениями, в том числе с учетом индикативных показателей, в конечном итоге используется Минфином России для корректировки налоговой политики и совершенствования налогового законодательства.

В частности, данная информация используется в деятельности, направленной на:

- ликвидацию пробелов налогового регулирования, создающих возможности уклонения от налогообложения;

- снижение рисков, связанных с неоднозначной трактовкой налогового законодательства;

- четкое разграничение правомерной практики налоговой оптимизации и случаев противоправного уклонения от уплаты налогов;

- сближение систем налогового и бухгалтерского учета, сближение налоговой базы, указанной в декларациях налогоплательщиков, с налоговой базой, рассчитанной по уровню экономической активности.

Следовательно, индикативная функция государственного контроля за налоговыми правонарушениями позволяет органам государственной власти РФ выявлять области налогового законодательства, требующие совершенствования. Это отражается в корректировке краткосрочной и долгосрочной налоговой и финансовой политики государства. Таким образом, индикативная функция государственного контроля за налоговыми правонарушениями состоит в обнаружении областей налоговых отношений, сфер налогового законодательства, требующих изменения и совершенствования в процессе реализации фискальной и регулирующей функций налогообложения.

Корректирующая функция государственного контроля за налоговыми правонарушениями. По итогам обработки информации, полученной в ходе реализации индикативной функции государственного контроля за налоговыми правонарушениями, формируется проект поправок в налоговое законодательство РФ, устраняющих пробелы и коллизии в налоговом регулировании или регламентирующих новые области налоговых отношений.

Помимо этого, полученная в процессе налогового контроля информация активно используется

не только в законотворческой деятельности органов государственной власти, но и в совершенствовании эффективности самих контрольных мероприятий.

Качество контрольных мероприятий в области налогообложения имеет существенное значение для сбалансированности бюджетной системы, достижения оптимального уровня налоговых доходов. В совокупности с внешними факторами это оказывает влияние на уровень развития экономики и выполнение государством принятых на себя обязательств.

На протяжении ряда лет (вплоть до 2008 г.) налоговые доходы бюджетной системы РФ неуклонно увеличивались (рис. 4). Данная тенденция была обусловлена:

- ростом российской экономики;

- ежегодным увеличением ВВП государства;

- ростом инвестиций в основной капитал;

- развитием сферы производства и потребления.

Это позволило органам государственной власти

значительно увеличить расходы на образование, здравоохранение, спорт, социальную политику. Рецессия, возникшая в мировой финансовой системе, негативно повлияла на экономику России:

- доходы консолидированного бюджета сократились;

- резко уменьшился ВВП государства;

- снизилась экономическая активность хозяйствующих субъектов.

Рис. 4. Динамика налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ по годам:

1 - 2006 г. - 5 426 892 435 тыс. руб.;

2 - 2007 г. - 6 950 982 086 тыс. руб.;

3 - 2008 г. - 7 944 204 021 тыс. руб.;

4 - 2009 г. - 6 283 926 244 тыс. руб.;

5 - 01.08.2010 - 4 422 236 305 тыс. руб.

В результате сократился объем налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

По прогнозам Минфина России, в ближайшие годы экономика Российской Федерации будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала. Это будет сопровождаться:

- ростом доходов населения;

- расширением инвестиционных программ естественных монополий;

- улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Начиная со второго полугодия 2009 г. во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходило постепенное восстановление российской экономики. Этому, в частности, способствовало улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала [3].

Данные обстоятельства позволяют:

- сохранить уровень расходных обязательств, принятых на себя государством;

- обеспечить реализацию запланированных федеральных целевых и федеральных адресных инвестиционных программ.

Очевидно, только совокупность факторов -внешние условия и качество контрольных мероприятий позволяет говорить об успешности мероприятий в области выполнения государством принятых на себя расходных обязательств при соблюдении допустимого уровня макроэкономических параметров.

Оценивая качественный показатель проведения мероприятий государственного контроля за налоговыми правонарушениями, необходимо обратить внимание не только на цифровые показатели (уровень начисленных и уплаченных налогов и сборов), но и на соблюдение государственными органами основных принципов налогового контроля.

Одним из ключевых принципов проведения мероприятий государственного контроля за налоговыми правонарушениями является принцип экономической эффективности. Его суть сводится к тому, что затраты на проведение контрольных мероприятий не должны превышать сумм сборов, полученных по их итогам.

Важным условием реализации данного принципа является необходимость соблюдения баланса прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов с тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего ад-

Проверок на 1 000 компаний

140

120

100

80

60

40

20

Млн руб.

5

- 4

- 3

- 2

х 0

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 5. Динамика доначислений и количества выездных налоговых проверок организаций в 2003-2009 гг. [2]

министративного воздействия, с другой - сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства. Примером эффективной реализации принципа экономической эффективности является показатель количества выездных налоговых проверок на 1 000 организаций, а также размера доначисленных по итогам каждой налоговой проверки сумм (рис. 5).

В соответствии с динамикой доначислений и количества проведенных налоговыми органами выездных налоговых проверок в 2003-2009 гг. необходимо отметить качественное улучшение данных показателей. Причем в 2009 г. по сравнению с 2003 г. показатель количества выездных налоговых проверок организаций сократился более чем в 10 раз, а показатель эффективности налоговой проверки увеличился в 8 раз. Эти обстоятельства свидетельствуют об эффективности работы налоговых органов в данной сфере государственного контроля.

Помимо положительного эффекта в виде реализации принципа экономической эффективности налоговой проверки налоговым органам удалось добиться относительно небольшого охвата контрольными мероприятиями налогоплательщиков, выбрав именно тех из них, риск уклонения от уплаты налогов среди которых оказался наиболее высоким. Кроме этого, узкий охват налогоплательщиков налоговыми проверками позволяет последним осуществлять хозяйственную деятельность без излишнего государственного вмешательства, что несомненно улучшает:

- финансовые показатели;

- уровень уплаченных обязательных платежей в консолидированный бюджет.

Общий анализ реализации мероприятий государственного контроля за налоговыми правонарушениями на протяжении 7 лет (2003-2009 гг.) показывает качественное их улучшение, обеспеченное максимальным соблюдением прав и интересов обеих сторон контроля - государства и налогоплательщиков. При этом необходимо отметить, что достижение полученного эффекта является результатом длительной работы по:

- совершенствованию законодательства в части налогового контроля;

- разработке четкой методики проведения контрольных мероприятий;

- тщательному отбору кандидатов на проведение выездных налоговых проверок

и т. д.

Итак, по итогам работы налоговых органов формируется ряд показателей. В том числе:

- начисленные и уплаченные налоги и сборы;

- уровень задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему;

- уровень собираемости налогов;

- уровень налоговой нагрузки;

- эффективность контрольных мероприятий.

Это не только позволяет оценить реальный

уровень развития экономики, проанализировать доходную и расходную части бюджета, но и спрогнозировать данные показатели на перспективу. Полученная информация используется в дальнейшем при реализации среднесрочных и долгосрочных проектов, в том числе при планировании бюджета на очередной финансовый год.

Совершенствование контрольных мероприятий стало возможным и результативным только вследствие глубокого анализа оценки их эффективности, проведенного на основе данных, получаемых по результатам налогового контроля. Как уже отмечалось, полученные данные выявляют в том числе сферы налогового контроля, функционирующие недостаточно эффективно, что предопределяет необходимость их реформирования. В связи с этим государственный контроль за налоговыми правонарушениями, выполняя функцию индикатора налоговых отношений в области совершенствования налогового законодательства и определения общей финансовой политики государства в целом, кроме

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

того, выполняет корректирующую функцию. Ее осуществление выражается в следующем:

- совершенствование налогового законодательства;

- совершенствование собственных процедур налогового контроля путем определения их качества и эффективности;

- направление процесса управления финансовыми потоками путем определения необходимости его корректировки с учетом достаточности финансовых ресурсов, вычисляемых на основе данных о собираемости налогов и поступлении денежных средств в бюджетную систему РФ.

В связи с этим корректирующая функция государственного контроля за налоговыми правонарушениями состоит в совершенствовании нормативной базы налогового регулирования и собственных процедур контроля на основе данных, получаемых в процессе реализации индикативной функции государственного контроля за налоговыми правонарушениями.

В современных условиях налоговая политика и такое ее направление, как государственный контроль за налоговыми правонарушениями являются наиболее значимыми инструментами повышения конкурентоспособности экономики Российской

Федерации. Результаты государственного контроля за налоговыми правонарушениями позволяют:

- определить размер доходов консолидированного бюджета;

- оценить возможность исполнения бюджета на очередной финансовый год;

- выявить наиболее сложные участки налогового законодательства, порождающие многочисленные противоречия между налоговыми органами и налогоплательщиками, определить направления их совершенствования;

- определить направления совершенствования налогового администрирования;

- оценить возможности реализации государственных программ среднесрочного и долгосрочного характера;

- спрогнозировать основные характеристики бюджета на перспективу.

Как особый элемент механизма реализации финансовой политики государственный контроль за налоговыми правонарушениями основан на системной связи и взаимозависимости его индикативной и корректирующей функций (рис. 6).

Сущность индикативной функции государственного контроля за налоговыми правонарушениями выражается в возможности сравнения и анализа

Рис. 6. Взаимозависимость индикативной и корректирующей функций государственного контроля

за налоговыми правонарушениями

получаемых по итогам проведения контрольных мероприятий фактических показателей деятельности на предмет их соответствия запланированным в целях оценки эффективности работы в данной области. Посредством реализации данной функции обеспечивается выявление отклонений от базовых значений и ожидаемого уровня, что способствует более эффективному управлению государственными финансовыми потоками путем своевременного принятия соответствующих корректирующих и превентивных мер (например, своевременное субсидирование и/или льготирование отраслей экономики для поддержания их экономической активности).

В связи с этим любые государственные программы реформирования и развития экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему государственного контроля за налоговыми правонарушениями. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая системой налогового контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы как государственной финансово-экономической политики, так и финансово-хозяйственной деятельности не только государственных, но и частных организаций. Это является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие, социально-политического развития страны в целом.

Содержанием корректирующей функции государственного контроля за налоговыми правонарушениями выступают:

- непрерывный мониторинг исполнения и постоянное совершенствование налогового законодательства;

- своевременное реагирование на изменения, происходящие в экономике страны, путем принятия превентивных профилактических мер;

- улучшение собственных процедур налогового контроля путем определения их качества и эффективности;

- регулирование государственных финансовых потоков путем уточнения достаточности объемов финансовых ресурсов, определяемых на основе данных о собираемости налогов и поступлениях денежных средств в бюджетную систему РФ.

Фактически индикативная и корректирующая функции взаимозависимы и неразрывно связаны друг с другом, поскольку только единство их реализации является основным предназначением государственного контроля за налоговыми правонарушениями.

Следовательно, государственный контроль за налоговыми правонарушениями, являясь неотъемлемой частью механизма государственной финансовой политики, включен в нее в качестве:

- индикатора экономической активности хозяйствующих субъектов и состояния экономики;

- фактора обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков;

- инструмента воздействия на финансово-экономические и социальные процессы.

Таким образом, государственный контроль за налоговыми правонарушениями как важнейшая составная часть механизма государственной финансовой политики реализует системно связанные индикативную и корректирующую функции:

- определяющие вектор экономического развития страны;

- обеспечивающие наиболее эффективную аккумуляцию и использование фондов денежных средств для выполнения задач и функций государства.

Список литературы

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов РФ на 2011-2013 гг. URL: http://www1.mmfm. ru/ru/.

2. Мишустин М. В. Развитие российской налоговой системы: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной конференции «Налогообложение - современный взгляд». URL: http://www. nalog. ru/conference/ru/.

3. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. URL: http://www. minfin. ru/ru/.

4. Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. URL: http://www. minfin. ru/ru/.

5. Пансков В. Г. Отчет о результатах проверки в Федеральной налоговой службе и ее территориальных органах выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года N° 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам». URL: www. ach. gov. ru.

6. Филипенко Е. Д. Система органов налоговой службы Российской Федерации: особенности учета крупнейших налогоплательщиков // Право и экономика. 2009. № 5.

7. URL: http://info.minfin.ru/kons_doh_isp.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.