Научная статья на тему 'Актуальные аспекты государственного контроля в сфере противодействия налоговым правонарушениям'

Актуальные аспекты государственного контроля в сфере противодействия налоговым правонарушениям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE CONTROL / НАЛОГОВАЯ СФЕРА / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / TAX OFFENCES / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TAXATION CONTROL / TAX SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гапоненко В.Ф., Палишкина О.В.

Рассматривая актуальные аспекты государственного контроля в сфере противодействия налоговым правонарушениям, авторы анализируют негативное влияние криминализации налоговой сферы на экономическую безопасность государства, сложившуюся ситуацию в области налогового контроля и взаимодействия различных государственных структур (прежде всего ФНС и МВД России), а также возможности совершенствования имеющихся форм и методов государственного контроля в сфере противодействия налоговым правонарушениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevant aspects of state control in the sphere of combating tax offences

Considering relevant aspects of state control in the sphere of combating tax offences, the authors analyze the negative impact of the criminalization of taxation sphere on the economic security of the state, the situation in the sphere of taxation control and the interaction between different governmental agencies (primarily, the Federal Taxation Ministry and the Ministry of the Interior of Russia), as well as the possibility of improving the forms and methods of state control in the sphere of combating tax offences.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты государственного контроля в сфере противодействия налоговым правонарушениям»

I_

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

правоохранительной деятельности

В.Ф. ГАПОНЕНКО,

профессор кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения,

доктор экономических наук, профессор (Академия управления МВД России)

О.В. ПАЛИШКИНА,

адъюнкт* кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения

(Академия управления МВД России)

Актуальные аспекты государственного контроля в сфере противодействия налоговым правонарушениям

Рассматривая актуальные аспекты государственного контроля в сфере противодействия налоговым правонарушениям, авторы анализируют негативное влияние криминализации налоговой сферы на экономическую безопасность государства, сложившуюся ситуацию в области налогового контроля и взаимодействия различных государственных структур (прежде всего ФНС и МВД России), а также возможности совершенствования имеющихся форм и методов государственного контроля в сфере противодействия налоговым правонарушениям.

Государственный контроль, налоговая сфера, налоговые правонарушения, налоговый контроль.

Проблема формирования доходной части бюджета из налоговых поступлений в качестве необходимого условия существования государства рассматривается как одна из основных задач при реализации государственной налоговой политики.

Общественная опасность уклонения от уплаты налогов определяется тем, что в совокупности с устойчивым характером криминализации налоговой сферы данные правонарушения не только оказывают негативное влияние на социально-экономическое положение регио-

* Специалист-ревизор ОДПиР ОРЧ (по ЭБ и ПК) г. Пятигорска ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

нов, но и причиняют значительный ущерб экономической безопасности страны, препятствуя плановому поступлению налогов в бюджет. Это подрывает, с одной стороны, нормальное функционирование экономики, с другой — фактически лишает поддержки малоимущие и социально незащищенные слои населения. Следовательно, государственный контроль в сфере противодействия налоговым правонарушениям выступает инструментом воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений.

Отметим, что значительно выросло количество способов достижения криминальных замыслов, включая и основанные на использовании современной техники и технологий, повысился интеллектуальный уровень лиц, совершающих противоправные деяния в налоговой сфере. Увеличиваются и доходы преступников, которые как используются на воспроизводство собственно преступности, так и направляются на достижение социально-политических целей. Кроме того, значительно усложняется осуществление государственного контроля в налоговой сфере ввиду несовершенства налогового законодательства.

Налоговые преступления относятся к категории особо опасных для общества и посягают на финансовую стабильность и экономическую безопасность государства. При этом налоговые правонарушения согласно положениям НК РФ не являются общественно опасными, однако также посягают на финансовую стабильность

и экономическую безопасность государства. Поэтому предупреждать и пресекать налоговые правонарушения, выявлять лиц, виновных в нарушении норм законодательства о налогах и сборах, привлекать виновных к ответственности не менее важно, принимая во внимание кризисный этап развития общества [9, с. 35—39].

Широкая распространенность налоговой преступности является не только серьезным препятствием на пути реализации налоговой политики и экономического роста, но и напрямую угрожает экономической безопасности России. Этому виду преступных деяний свойственна гиперлатентность, под которой понимается превышение объема незарегистрированной части над зарегистрированной на несколько порядков (т. е. в 100 и более раз) [8, с. 170-174].

По данным ЦСИ ГИАЦ МВД России, за 2008 г. по ст. 198 УК РФ (уклонение физического лица от уплаты налога) было выявлено 5493 преступлений, окончено расследованием либо разрешено — 5094, установлено ущерба по оконченным уголовным делам — 4 004 136 руб.; по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации) выявлено 7118 преступлений, окончено расследованием либо разрешено — 5698, установлено ущерба по оконченным уголовным делам на 34 163 142 руб. За 2009 г. по ст. 198 УК РФ (уклонение физического лица от уплаты налога) было выявлено 5116 преступлений, окончено расследованием либо разрешено — 4862, установлено ущерба по оконченным уголовным делам на 2 547 332 руб.; по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации) выявлено 6628 преступлений, окончено расследованием либо разрешено — 5476, установлено ущерба по оконченным уголовным делам на 24 652 780 руб. За 2010 г. по ст. 198 УК РФ (уклонение физического лица от уплаты налога) было выявлено 1759 преступлений, окончено расследованием либо разрешено — 1652, установлено ущерба по оконченным уголовным делам — 2 385 982 руб.; по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации) выявлено 3849 преступлений, окончено расследованием либо разрешено — 3419, установлено ущерба по оконченным уголовным делам — 22 048 536 руб.

Стремление уменьшить свои налоговые обязательства — это объективное социальное явление, которое объясняет массовый характер уклонений от уплаты налогов и делает проблему криминогенности в налоговой сфере всегда актуальной для всех стран.

Среди конкретных причин, непосредственно подталкивающих предпринимателей к уклонению от уплаты налогов, можно назвать следующие.

Правовые нормы, регулирующие отношения в сфере налогообложения, не являются общими, постоянными или беспристрастными. Изменения действующего налогового законодательства диктуется как объективными переменами социально-экономической ситуации в стране, так и изменением экономической политики государства. Финансовая нестабильность большого числа организаций, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, также является фактором, провоцирующим рост преступлений, совершаемых в сфере налогообложения.

Особое место среди причин, порождающих налоговые правонарушения и преступления, занимает несовершенство юридической техники налогового законодательства. Сложность налоговой системы в России препятствует эффективности налогового контроля и создает налогоплательщику возможность избежать уплаты налогов.

Налоговый контроль, осуществляемый Федеральной налоговой службой России (ФНС России), является основной формой государственного контроля в данной сфере и призван способствовать реализации налоговой политики государства путем своевременного и полного формирования его финансовой базы. Помимо ФНС России, налоговый контроль осуществляется таможенными органами; отдельными полномочиями по осуществлению проверок налогоплательщиков наделены и другие государственные органы — Счетная палата, Минфин России.

Несмотря на то что Федеральная налоговая служба России и ее территориальные органы имеют всеобъемлющие контрольные полномочия, осуществление налогового контроля затрудняется нестабильностью налогового законодательства, проблемами организации работы государственных налоговых инспекций, негативным отношением налогоплательщиков к налоговой системе и др.

В целях противодействия совершению налоговых правонарушений ФНС России осуществляются следующие мероприятия:

— мониторинг и системный анализ применяемых налогоплательщиками форм и способов уклонения от налогообложения;

— выявление и анализ схем, используемых финансово-кредитными организациями в целях уклонения от налогообложения, выработка единообразных системных подходов при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах в финансово-кредитной сфере;

— разработка единых требований к проведению предпроверочного анализа налогоплательщиков — организаций, включенных в план выездных налоговых проверок;

55

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)

S

н и о X

л

<

Ы

н «

Ы »S

0

1

л

<

Ы

н S I

л

X о о

03 л

с

<

а

iC л

с

к S а

О

56

— анализ практики контрольной работы налоговых органов, ее проблемных вопросов, подготовка предложений и рекомендаций по вопросам повышения ее эффективности и пр. [5].

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является наличие действенной системы отбора налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей для проведения контрольных проверок, что повышает результативность налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств [12, с. 3—6].

В целях совершенствования налогово-контрольной деятельности государства и обеспечения системного подхода к отбору объектов для выездных налоговых проверок была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок [6], на основании которой разработаны и опубликованы на официальном сайте ФНС России критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Они включают 12 индикативных показателей, таких, как налоговая нагрузка, отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков, выплата среднемесячной заработной платы в расчете на одного работника, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками, уровень рентабельности, ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском [7]. К последней, по мнению специалистов ФНС России, относятся случаи получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-однодневок, схемы получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества, производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также с использованием инвалидов.

Критерии и индикаторы налоговых рисков позволяют государству в лице налоговых органов осуществлять эффективный контроль за налогоплательщиками и не допускать снижения налоговых поступлений в свой бюджет. В то же время существующие критерии и индикаторы позволяют хозяйствующим субъектам самостоятельно отслеживать налоговые риски и принимать необходимые управленческие решения, направленные на их предотвращение и минимизацию [11, с. 10—13].

Однако для осуществления эффективного государственного контроля с целью противодействия налоговым правонарушениям мероприятия налогового контроля являются недостаточными. Представляется необходимым постоянное взаимодействие контролирующих и, прежде всего, налоговых и правоохра-

нительных органов, в частности МВД России.

Если налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, создает условия для эффективного функционирования налоговой системы, тем самым содействуя реализации налоговой политики государства путем своевременного и полного формирования его финансовой базы, то взаимодействие налоговых и правоохранительных органов в широком смысле осуществляется в первую очередь в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Как отмечает Г.Г. Нестеров, необходимость такого взаимодействия обусловливается рядом факторов, а именно:

— наличием общих целей и задач по обеспечению законности хозяйственной деятельности, а также предупреждению, выявлению и раскрытию правонарушений, совершаемых субъектами финансово-хозяйственной деятельности (ФХД);

— сужением сферы государственного финансового контроля за состоянием и результатами использования товарно-материальных ценностей и денежных ресурсов в условиях экономической независимости субъектов ФХД;

— реализацией комплексного подхода к сбору, анализу и оценке соответствующей информации в сфере экономики;

— реальной возможностью успешного использования в борьбе с преступностью в сфере экономики средств и методов оперативно-разыскной деятельности (ОРД);

— требованиями законов и подзаконных нормативных актов о взаимодействии органов внутренних дел и налоговых органов [10].

В соответствии с п. 1 ст. 36 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) [1], подп. 28 п. 1 ст. 13 и п. 1 ст. 56 Федерального закона «О полиции» [2] сотрудники органов внутренних дел могут принимать участие в выездных налоговых проверках вместе с налоговыми органами по их запросу. В этом случае порядок взаимодействия определяется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок [4].

Основаниями для проведения совместной проверки может являться следующее:

— наличие необходимости проверить с участием сотрудников органов внутренних дел имеющиеся данные о нарушениях налогового законодательства;

— назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов, которые направлялись в органы внутренних дел в порядке п. 2 ст. 36 НК РФ;

— необходимость участия полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т. д.);

— необходимость оказания помощи налоговым органам со стороны сотрудников полиции в случаях, когда налогоплательщик препятствует законной деятельности проверяющих, а также физической защиты налоговых инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей.

Главная особенность совместных проверок состоит в том, что при их проведении сотрудники органов внутренних дел вправе пользоваться всеми средствами и методами проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции, предоставленной им Федеральными законами «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ и «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [2, 3]; в необходимых случаях они вправе применять силу. Сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться также при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Еще одной формой сотрудничества органов внутренних дел с налоговым органами является обмен информацией (п. 4 ст. 30, п. 2 ст. 36, п. 3 ст. 82 НК РФ). Например, органы внутренних дел могут инициировать налоговую проверку. Для этого им достаточно направить в адрес налогового органа материалы об обстоятельствах, которые требуют совершения действий, отнесенных к его полномочиям (пп. 2, 5, 6 Инструкции о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения [4]).

Принимая во внимание то, что налоговые органы для выявления противоправных деяний в сфере налогообложения используют контрольные методы, а органы внутренних дел — оперативно-разыскные и уголовно-процессуальные, наибольший эффект может дать их сочетание на основе действующего законодательства и принципа соблюдения прав и законных интересов граждан и предпринимателей.

Таким образом, органы внутренних дел осуществляют государственный контроль в сфере противодействия налоговым правонарушениям теперь только при непосредственном участии налоговых органов, и вопросы эффективности их взаимодействия становятся особенно актуальными.

Следует также отметить, что проблемы государственного контроля в налоговой сфере существуют не только в России, но и в других государствах. Опыт противодействия различ-

ных стран налоговым правонарушениям свидетельствует о необходимости применения специфических методов борьбы с уклонением от уплаты налогов. В некоторых странах действуют специальные оперативные службы органов налогового розыска, налоговой полиции, занимающиеся поиском экономических объектов, скрывающих свои доходы от налогообложения. Эту деятельность также следует отнести к сфере налогового контроля, поскольку в ее основе лежит проверка достоверности информации, поступающей в налоговые органы, которая осуществляется различными методами. Таким образом, содержание налогового контроля включает в себя не только контроль соблюдения налогового законодательства, но и выявление экономических объектов, фальсифицирующих информацию о своей деятельности, оценку степени достоверности этой информации, получение достоверной информации на основе косвенных (расчетно-аналитических) методов определения налоговых обязательств [10].

В условиях финансового кризиса и негативных явлений в экономике действенный контроль за соблюдением налогового законодательства, наполняемостью бюджета, эффективное налоговое администрирование, а также надежная уголовно-правовая охрана налоговой сферы приобретают особую актуальность.

Основными задачами государственного контроля для достижения должного уровня обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере являются обеспечение правильности исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет; предупреждение нарушений налогового законодательства; последовательное осуществление принципов законности и неотвратимости привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений; полнота возмещения ущерба, причиненного государству в результате нарушений налогового законодательства.

Думается, что для совершенствования имеющихся методов государственного контроля в сфере противодействия налоговым правонарушениям необходимо обеспечение должного взаимодействия налоговых и правоохранительных органов, а также повышение уровня подготовки кадров для них.

Контрольная деятельность государства в сфере налогообложения должна быть направлена на создание эффективной системы и достижение такого уровня налоговой дисциплины, при котором исключаются или сводятся к минимуму налоговые правонарушения и преступления.

57

Список литературы

1

S

н и о X

Л

<

Ы

н к

Ы »S

0

1

J3 <

Ы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н S I

л

X о о

03 л

с

<

а

iC

с

к S а

О

2.

3.

Налоговый Кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.

О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений (вместе с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения, Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления): приказ МВД России от 30 июня 2009 г. № 495, ФНС России № ММ-7-2-347.

5. Об утверждении положения об Управлении контрольной работы: приказ Федеральной налого-

вой службы России от 14 мая 2007 г. № ММ-3-06/292@ // СПС КонсультантПлюс.

6. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ // Финансовая газета. 2007. 21 июня.

7. О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»: приказ Федеральной налоговой службы России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ // СПС КонсультантПлюс.

8. Босаков В.Н. Взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с налоговыми преступлениями // Общество и право. 2009. № 4.

9. Кобзарь-Фролова М.Н. Отдельные вопросы превенции нарушения законодательства о налогах и сборах // Финансовое право. 2010. № 3.

10. Нестеров Г.Г. Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности: автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2010.

11. Пименов Н.А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятий и государства // Налоги. 2010. № 4.

12. Турчина О.В. Проблемы повышения эффективности налогового контроля России // Налоги. 2010. № 4.

E-mail: profgaponenko@gmail.com, ov kabinet@mail.ru

М.А. ГРОМОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

Бандформирования: проблемы противодействия

58

В статье рассматриваются проблемы противодействия бандформированиям, действующим в ряде субъектов РФ на Северном Кавказе, характеризующие их признаки, а также основные отличия от незаконных вооруженных формирований, банд общеуголовной направленности, способы и методы действий бандформирований. Автор предлагает свое определение понятия «бандформирование».

Бандформирование, незаконное вооруженное формирование, банда, противодействие.

Попытки разрешения проблем, накопившихся после распада СССР в 1991 г., натыкались на скрытое и явное противодействие региональных элит и преступных сообществ. Находясь в постоянном конфликтном состоянии друг с другом в борьбе за власть, сферы влияния, собственность, контроль над финансовыми потоками, под видом охранных структур они создавали незаконные вооруженные формирования. Кроме того, в отдельных субъектах Российской Федерации лозунг «Берите суверенитета столько, сколько сможете» был

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.