сурсная, материальная и техническая база, территориальная неравномерность развития, высокие риски, а также тенденция сокращения числа действующих кооперативов. Это связано со слабым законодательным и нормативным обеспечением их деятельности, что является следствием отсутствия сбалансированной системы регулирования их деятельности со стороны государства и кооперативного сообщества.
Федеральным законом «О кооперации» с целью укрепления финансовой устойчивости кредитных кооперативов и повышения доверия к их деятельности ним со стороны населения были введены определенные, ранее не использовавшиеся финансовые ограничения как в сберегательную, так и в заемную политику кредитных коопераций. Статьей 2 Федерального закона № 407-ФЗ внесены уточнения в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касающиеся порядка удовлетворения кредитными кооперативами «требований членов кредитного кооператива (пайщиков) -физических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров передачи личных сбережений, в сумме, не превышающей семисот тысяч рублей, но не более чем основная сумма долга в отношении каждого члена кредитного кооператива (пайщика)».
Тем не менее нормативная база деятельности кредитных кооперативов нуждается в дальнейшем развитии и систематизации.
Как показывает международный опыт формирования кредитных кооперативов, в зарубежных странах
создана трехуровневая организационная структура кредитной кооперации с явным разделением функций между звеньями (низовые кооперативы, региональные кооперативные банки, центральный кооперативный банк). Низовые кредитные кооперации - это универсальные кредитные учреждения, прекрасно знающие конъюнктуру местных рынков и своих клиентов, с которыми они сотрудничают на доверительной основе. Региональные кредитные банки осуществляют свою деятельность на основе собственных источников и перераспределения ресурсов низовых учреждений в границах региона. Главный кооперативный банк обеспечивает формирование своей ресурсной базы на основе делегировании отдельных полномочий и обязанностей региональных банков главному кооперативному банку с целью перераспределения временно свободных капиталов региональных банков.
Как нам представляется, подобная структура взаимодействия кредитных кооперативов и коммерческих банков может быть использована и в нашей стране. Совершенствование финансово-кредитного механизма функционирования кредитных кооперативов позволит повысить уровень их финансовой стабильности, а также увеличить их долю в кредитовании малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей, крестьянских и частных хозяйств.
1. Коновалов М.С. О развитии кредитной кооперации в России // Кредитная кооперация Чувашии. 2009. № 11. С. 24-27.
2. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М.: ИВЦ Маркетинг, 2012.
Марина Николаевна Гритчина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Рассмотрены причины налоговых правонарушений в современной экономической ситуации в России. Разработана концепция и приведены направления комплексной системы противодействия уклонению от уплаты налогов путем непрерывного контроля предоставляемых сведений и повышения ответственности налогоплательщиков.
Ключевые слова: налоговые правонарушения, налоговое администрирование, налоговая нагрузка, теневая экономика, налоговое планирование, налоговый контроль.
M.N. Gritchina
ANALYSIS OF THE CURRENT DYNAMICS OF TAX OFFENSES IN RUSSIA
The article considers the reasons for tax violations in the current economic situation in Russia, puts forward a general concept of and identifies specific measures for a comprehensive system of preventing tax evasion through continuous monitoring of tax statements and increasing criminal liability for tax offences.
Keywords: tax offenses, tax administration, tax burden, shadow economy, tax planning, tax control.
УДК 347.73
Важнейшей особенностью современной налоговой системы России становится рост масштабов и разнообразия налоговых правонарушений и развитие теневого сектора бизнеса. Кризисные условия порождают экономическую ситуацию, которая требует совершенствования методов налогового администрирования и контроля.
Налоговые правонарушения представляют собой общественно опасное социально-правовое явление, включающее виды преступлений, объектом которых является охраняемый уголовным законодательством процесс взимания налогов и других обязательных платежей, а также контроль своевременности и полноты их уплаты в бюджеты различных уровней (Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2015 г.).
На современном этапе наблюдается существенное расширение способов сокрытия налогов и занижения налогооблагаемой прибыли, в том числе способы, которые ранее не были распространены среди предприятий малого бизнеса. Если сравнительно с другими способами экономических нарушений доля официально зафиксированных незаконных уклонений от уплаты налогов может казаться относительно незначительной, то динамика данных процессов выглядит опасной. Так, на начало 2000 г. по фактам нарушения налогового законодательства было возбуждено всего 219 уголовных дел, однако на начало 2010 г. эта цифра увеличилась в 225 раз и достигла 49 053 [1]. Статистика налоговых органов свидетельствует, что только 18% всех субъектов налоговых отношений, имеющихся в России, рассчитываются по своим налоговым обязательствам своевременно и в полном объеме, 53% - осуществляют платежи нерегулярно и несвоевременно, а 29% -вообще не платят налоги [1].
Уклонения от налогов в наиболее крупных размерах установлены при операциях со спиртом и ликеро-водочными изделиями (31% от начисленного), автомобилями (29%), продуктами питания (28%), нефтью и нефтепродуктами (26%), товарами народного потребления (12%), древесиной (9%), цветными металлами (8%), финансами и ценными бумагами (по 5%), электроэнергией (2%), сельхозсырьем (1%) [5].
Во внешнеэкономической деятельности наблюдается широкое распространение налоговых преступлений. За 2016 г., по материалам Федеральной налоговой полиции РФ, максимальное количество нарушений налогового законодательства было выявлено при экспортных операциях с продукцией нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, экспорте природного газа, горнорудной промышленности, лесозаготовках и деревообработке, импорте продуктов питания, импорте сельскохозяйственного оборудования [6]. Такие нарушения наиболее часто совершаются в областях, связанных с производством природных ресурсов или имеющих на своей территории крупнейших производителей данных видов продукции с использованием импортных компонентов [3].
В данное время на территории Российской Федерации действует более 2,8 млн организаций и предприятий налогоплательщиков, около трети из них не предоставляют отчетности и не платят налоги; 1285 предпри-
ятий должны государству в среднем по 2,8 млрд руб.; 89 предприятий имеют индивидуальную задолженность свыше 100 млрд руб. (42% от общей задолженности в бюджет). За прошлый год из 85 субъектов Российской Федерации только 6 регионов выполняли свои налоговые обязательства [4].
Экономическими причинами налоговых преступлений являются:
1) кризисные проявления в современной российской экономике, ухудшающие финансовое положение бизнеса и населения;
2) чрезмерность налоговой нагрузки на налогоплательщика, ухудшающая его экономическое положение в связи с проводимыми налоговыми реформами и особенностями налоговой системы;
3) уклонение от налогов, превращающееся в важный фактор роста конкурентоспособности, при отсутствии легальной возможности обеспечения конкурентных преимуществ в некоторых сферах бизнеса.
Политическими причинами налоговых преступлений являются:
1) нестабильность и громоздкость налогового законодательства;
2) недостаточная функциональность отдельных налоговых механизмов, касающихся совокупности правовых норм, обусловливающих порядок исчисления и уплаты определенного налога [4].
Организационными причинами налоговых преступлений являются:
1)недостаток механизмов взаимодействия между законодательными налоговыми органами, органами налогового контроля, налоговой полиции и другими контролирующими органами;
2) несогласованные действия органов предварительного расследования, судебных органов и арбитражного суда.
Техническими причинами налоговых преступлений являются:
1) неправильное использование форм и методов налогового контроля. Достаточно типичным является факт наложения излишних штрафных санкций, незаконного привлечения к административной ответственности, неправомерного контроля налоговыми органами [5];
2) недостаточный уровень подготовленности руководителей и бухгалтерского персонала по налоговым вопросам.
Нравственно-психологическими основами налоговых преступлений являются:
1) отрицательное отношение к деятельности налоговой службы (фискальная налоговая система приводит не к развитию бизнеса и росту производства, а, наоборот, к его сворачиванию и сокрытию налогов);
2) низкая отдача от налоговых платежей при их перераспределении через бюджет порождает снижение уровня налоговой лояльности;
3) корыстные мотивы поведения некоторых налогоплательщиков.
Необходимо отметить, что в отдельные периоды развития нашей страны, несмотря на серьезные материальные трудности и нестабильность внешнеполитической ситуации, уровень собираемости налогов был почти стопроцентным, а налоговая культура налогоплательщиков была на гораздо более высоком уровне. Например, во время Великой Отечественной войны доля
поступления налогов в бюджеты всех уровней приближалась к 100%, существовала практика добровольных пожертвований граждан в пользу бюджета обороны [2].
В настоящее время в общей массе осужденных за неуплату налогов приговорено к штрафу - 68,9%, к лишению свободы - 13,7%, из которых к реальному сроку приговорено 11,6% граждан. По статистике ФНС РФ за 2016 г., в судах было удовлетворено около 48,5% гражданских исков, поданных налоговыми инстанциями или прокурором по защите налоговых интересов государства (по статистике других преступлений данный показатель приближается к 80%). В суде часто имеют место случаи длительного непринятия решений по налоговым делам [6].
Современная налоговая система Российской Федерации требует изменений и корректировки, для чего требуется в первую очередь:
- разграничение понятий « налоговая оптимизация» и «уклонение от уплаты налогов». Необходимо разработать набор критериев, по которым можно было бы различать данные понятия в спорных случаях;
- определение приоритетных направлений контрольной деятельности ФНС по выявлению факторов, оказывающих наибольшее влияние на масштаб уклонения от уплаты налогов и сборов [3];
- использование методики рейтинговой балльной оценки при прогнозировании вероятного уклонения налогоплательщиков от налога. Данная методика позволяет производить подбор налогоплательщиков, учитывая все критерии оценки рисковых групп налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок, что способствует повышению их эффективности и результативности, а также сформировать группы «сомнительных» плательщиков для профилактики нарушений;
- упорядочение взаимодействия налоговых органов, органов полиции и таможенной службы при выявлении фактов уклонения от налога, что даст возможность повысить эффективный контроль за налоговыми правонарушениями и преступлениями;
- ужесточение меры наказания при обнаружении схем уклонения от уплаты налогов (повышение размеров штрафа, расширение критериев и мер при привлечении к уголовной ответственности плательщиков) [4].
Таким образом, при системном характере неисполнения налогового законодательства необходимо применять более строгие меры ответственности к неплательщикам и уклоняющимся от уплаты налогов, в связи с чем руководство ФНС России предложило ужесточить ответственность в сфере налоговых преступлений [7].
В результате с 01.01.2017 г. вступает в силу часть изменений и дополнений к Федеральному закону от 30.03.2015 г. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 67-ФЗ (последняя редакция от 23.12.2016 г.). В законе предусматривается ужесточение ответственности за регистрацию фирм-однодневок, использование незаконных схем при возврате налоговых платежей и использовании налоговых льгот. Данные меры позволят повысить ответственность налогоплательщиков и снизить долю сокрытия налоговых платежей и различных других налоговых правонарушений.
1. АлайкинаЛ.Н., Котар О.К., Исаева Т.А. Методы управления налоговым риском на предприятиях сельского хозяйства // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 4. С. 92-99.
2. Гритчина М.Н. Особенности налогового планирования в кризисный период // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: сб. науч. тр. Саратов, 2016.
3. Кириллова О.С. Налоговое регулирование финансово-экономической безопасности регионов // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (18). С. 59-63.
4. Моделирование эффективной работы сельскохозяйственного предприятия / под ред. А.В. Голубева; Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. Саратов, 2003.
5. Преодоление финансового кризиса перерабатывающими предприятиями АПК Саратовской области / Н.И. Кузнецов и др.; Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. 2-е изд., испр. и доп. Саратов, 2009.
6. Романов А.Н. Экономические причины налоговой преступности. М.: АудитЮнити, 2013.
7. Фадеев Д.Е. Налоги и бизнес-климат в России // Материалы XI Всероссийского налогового форума ТПП РФ. 2015. URL: http://nalogforum.tpprf.ru/nalog/
[email protected] Сергей Викторович Ермасов,
доктор экономических наук,
профессор кафедры финансов и кредита,
Саратовский национальный исследовательский
_ государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Наталья Борисовна Ермасова,
доктор экономических наук, профессор Колледжа искусства и науки, УДК 338.24 Говернорс университет
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОГО РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА
В статье раскрыты особенности управленческого анализа корпоративного риск-менеджмента. Выявлена направленность анализа на оценку управляемости отдельных рисков, портфеля рисков и риск-плана предпри-