Научная статья на тему 'Инструменты государственного финансового контроля в налоговой сфере'

Инструменты государственного финансового контроля в налоговой сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
589
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговый контроль / Федеральная налоговая служба / камеральная налоговая проверка / МВД России. / tax control / Federal Tax Service / cameral tax audit / Ministry of Internal Affairs of Russia.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самвел Суренович Маилян, Артем Витальевич Иванов

Налоговая преступность является одной из наиболее опасных разновидностей угроз экономической безопасности государства. Высокая степень латентности преступлений в сфере налогообложения способствует криминализации всех сфер жизнедеятельности общества, влечет за собой рост коррупционных проявлений и укрепление организованной преступности. Проводимые в стране экономические преобразования требуют качественного расширения форм и методов противодействия налоговой преступности органами государственного финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS OF THE STATE FINANCIAL CONTROL IN TAX SPHERE

Tax crime is one of the most dangerous types of threats to the economic security of the state. The high degree of latency of crimes in the field of taxation contributes to the criminalization of all spheres of society, leads to an increase in corruption and strengthening of organized crime. The economic reforms carried out in the country require a qualitative expansion of the forms and methods of combating tax crime by state financial control bodies.

Текст научной работы на тему «Инструменты государственного финансового контроля в налоговой сфере»

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10045 © С.С. Маилян, А.В. Иванов, 2018

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

Самвел Суренович Маилян,

профессор кафедры теории государства и права, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru; Артем Витальевич Иванов,

преподаватель кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа,

кандидат экономических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: ivanof91@mail.ru

Аннотация. Налоговая преступность является одной из наиболее опасных разновидностей угроз экономической безопасности государства. Высокая степень латентности преступлений в сфере налогообложения способствует криминализации всех сфер жизнедеятельности общества, влечет за собой рост коррупционных проявлений и укрепление организованной преступности. Проводимые в стране экономические преобразования требуют качественного расширения форм и методов противодействия налоговой преступности органами государственного финансового контроля.

Ключевые слова: налоговый контроль, Федеральная налоговая служба, камеральная налоговая проверка, МВД России.

INSTRUMENTS OF THE STATE FINANCIAL CONTROL

IN TAX SPHERE

Samvel S. Mailyan,

Professor of Theory of State and Law, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Artem V. Ivanov,

Lecturer, Department of Economic Security, finance and economic analysis,

Candidate of Economic Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Tax crime is one of the most dangerous types of threats to the economic security of the state. The high degree of latency of crimes in the field of taxation contributes to the criminalization of all spheres of society, leads to an increase in corruption and strengthening of organized crime. The economic reforms carried out in the country require a qualitative expansion of the forms and methods of combating tax crime by state financial control bodies.

Keywords: tax control, Federal Tax Service, cameral tax audit, Ministry of Internal Affairs of Russia.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Маилян С.С., Иванов А.В. Инструменты государственного финансового контроля в налоговой сфере. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):238-42.

Нарушение налогового законодательства наносит угрозу основам конституционного строя Российской Федерации и должному функционированию экономической системы государства, установление финансово-правовых и административно-правовых запретов является важной и необходимой мерой обеспечения налоговой (финансовой) дисциплины в стране [4]. Действенный механизм контроля является государственной необходимостью для проведения эффективной финансовой,

в том числе налоговой, политики и средством надежного обеспечения своевременного поступления налоговых платежей в бюджеты Российской Федерации.

Государственный контроль в налоговой сфере является, прежде всего, средством предупредительного характера, однако его роль значительно возрастает в случае наличия в компетенции контролирующих органов финансовой, административной и уголовно-правовой составляющих, применяемых за

выявленные в результате контрольных мероприятий нарушения.

Данный контроль как функция, элемент, механизм управления и средство обратной связи, наблюдения за состоянием исполнения нормативных правовых актов и принятых решений в области налогообложения не является проявлением только репрессивного управления налоговой системой. В ходе мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля, выявляются отклонения по исчислению и уплате налогов, допущенные налогоплательщиками и налоговыми агентами и соответствующие меры, направленные на устранение данных нарушений и предупреждение их в будущем. В результате такого государственного контроля устанавливаются (корректируются) правила (процедуры) действий налоговых и иных правоприменительных органов в сфере налогообложения.

Система мер государственного принуждения, действующая в настоящее время в сфере налогообложения, является достаточно разветвленной. По мнению В.В. Стрельникова, рассматривать данную систему следует в двух аспектах: правовом (в том числе материально-правовом и процессуально-правовом) и организационном [6, с. 18—21].

Основания, условия и порядок применения различных принудительных мер в налоговой сфере установлены законами (кодексами), они же определяют круг лиц, в отношении которых данные меры направлены и закрепляют правовой статус лиц, применяющих данные принудительные меры, а также оговаривают перечень условий и обстоятельств, при которых меры государственного принуждения в конкретных сферах налогообложения, не применяются и другие условия.

Разделение функций (компетенций, обязанностей по возбуждению и рассмотрению дел, используемых способов и средств доказывания, принятию и исполнению решений, установлению сроков) различных государственных органов, участвующих в процессе реализации мер государственного принуждения в налоговой сфере составляет процессуально-правовой аспект.

Организационный аспект проявляется в процессе взаимодействия различных органов и видов государственного принуждения в налоговой сфере, таких как, обмен информацией в целях своевремен-

ного и эффективного осуществления налогового контроля.

Комплекс государственного принуждения в налоговой сфере подразделяется на меры юридической ответственности и меры, не имеющие признаков юридической ответственности, при этом следует различать следующие виды мер:

1. Меры принуждения, применяемые по отношению к налогоплательщикам (налоговым агентам) в рамках налогового контроля и других налоговых процедур к лицам, совершившим налоговое правонарушение либо при наличии обстоятельств, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах, в том числе в случаях, когда у налоговых органов есть основания предполагать недобросовестность налогоплательщика.

2. Меры принуждения, применяемые в рамках гражданского или арбитражного производства в случае возникновения спорных отношений между налогоплательщиками (налоговыми агентами) и налоговыми органами.

3. Меры принуждения, применяемые в рамках исполнительного производства в случае его возбуждения на основании постановления налогового органа о взыскании задолженностей за счет имущества должника либо на основании исполнительного листа, выданного налоговому органу по решению суда.

4. Меры административно-процессуального принуждения, применяемые к должностным лицам организаций — налогоплательщиков (налоговых агентов) и их контрагентов, банковских учреждений, регистрирующих и лицензирующих организаций, и к контрагентам — физическим лицам в связи с обнаружением признаков административно наказуемого нарушения законодательства о налогах и сборах либо при достаточных основаниях предполагать наличие таких признаков.

5. Меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые к физическим лицам, как являющимся участниками уголовного судопроизводства, так и не являющимся таковыми при возбуждении, предварительном расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях.

6. Меры юридической ответственности разных типов и видов, применяемые к правонаруши-

телю и (или) его должностному лицу вследствие нарушения налогоплательщиками (налоговыми агентами) различных норм, установленных законодательством о налогах и сборах, в зависимости от того, какие конкретно нормы были нарушены, а также с учетом характера и объема негативных последствий совершенного правонарушения.

Понятие «контроль за соблюдением налогового законодательства» значительно шире, чем понятие «налоговый контроль». Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Проведение налогового контроля налоговыми органами реализуется последовательно (рис. 1).

Основная цель контроля — раскрытие и пресечение правонарушения и определение ответственности лица (лиц), его совершившего. Налоговые проверки являются основным способом налогового контроля, который позволяет наиболее полно выявить правильность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей.

В целях совершенствования налогово-контроль-ной деятельности государства и обеспечения системного подхода к отбору объектов для выездных налоговых проверок была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых про-

Рис. 1. Процедура проведения налогового контроля ФНС России

верок [1], на основании которой были разработаны Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, состоящие из 12 индикативных показателей, среди которых можно выделить:

• налоговая нагрузка;

• отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков;

• выплата среднемесячной заработной платы на одного работника;

• построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками;

• уровень рентабельности;

• ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском и др. Кроме того, налоговыми органами разработаны

и опубликованы способы ведения финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с высоким налоговым риском [2], к которым, по мнению специалистов Федеральной налоговой службы России, относятся:

• случаи получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-однодневок;

• схемы получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества;

• схема получения необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции;

• схема получения необоснованной налоговой выгоды с использованием инвалидов. Критерии и индикаторы налоговых рисков позволяют государству, в лице налоговых органов, осуществлять эффективный налоговый контроль налогоплательщиков и не допускать снижения налоговых поступлений в бюджеты государства. В то же время существующие Критерии и индикаторы позволяют хозяйствующим субъектам самостоятельно отслеживать налоговые риски и принимать необходимые управленческие решения, направленные на их предотвращение и минимизацию [5, с. 10—13].

Налоговый учет является обязательным условием осуществления налогового контроля. Невозможно добиться соблюдения режима законности со

стороны налогоплательщиков, если должностному лицу налогового органа неизвестно количество налогоплательщиков, место их нахождения, данные об их экономической активности и иная информация, необходимая для налогообложения. Налоговый учет должен предоставить налоговым органам возможность получить всю необходимую информацию о налогоплательщиках и их деятельности, но этого недостаточно, зачастую организации ведут себя недобропорядочно в отношении исполнения законодательства, налоговые проверки, проводимые совместно с органами внутренних дел, часто это выявляют.

В области противодействия правонарушениям в финансовой сфере можно выделить как особенное ответвление — выявление и раскрытие налоговых преступлений методами и средствами оперативно-розыскной деятельности, помимо финансовой разведки, выражающуюся в анализе обрабатываемой информации, и финансового контроля, суть которого состоит в аудите финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий.

Контрольная деятельность государства в налоговой сфере должна быть направлена на достижение такого уровня налоговой дисциплины, при которой исключаются или сводятся к минимуму налоговые правонарушения и преступления. Одним из основных направлений деятельности в области противодействия правонарушениям в сфере экономики является выявление и раскрытие финансовых, в том числе налоговых преступлений методами и средствами оперативно-розыскной деятельности. Данная государственная деятельность в настоящее время осуществляется оперативными подразделениями по экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В целях обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере, представляется важным, чтобы органами внутренних дел в полной мере использовались законодательно установленные методы, а в связи с тем, что формы и методы противодействия достаточно быстро устаревают и их эффективность снижается, существует потребность в их постоянном обновлении, чем, в свою очередь, и вызвана необходимость разработки механизмов

обеспечения органами внутренних дел экономической безопасности в налоговой сфере.

Необходимость разработки комплекса эффективных мер по предупреждению, выявлению и пресечению теневых экономических явлений, связанных с использованием фирм-однодневок, была отмечена и в плане деятельности МВД России [3]. Введенные нормы ответственности должны были побудить правоохранителей действовать по-новому и активно выявлять номинальных директоров, чтобы привлечь таковых к уголовной ответственности, а также дать понять, что руководство лжефирмой, существующей не для реального ведения предпринимательской деятельности, а для прикрытия и осуществления налоговых и других экономических преступлений — риск быть привлеченным к ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации.

Налоговые преступления по большей своей массе являются неочевидными, завуалированными, в связи с чем, для их выявления используются особые приемы и методы. Для реализации вышеуказанных функций подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции необходимо изучать и оценивать криминологическую ситуацию в сфере налогообложения в целях своевременного выявления актуальных угроз экономической безопасности государства, а также разрабатывать комплекс мер, направленных на подрыв экономической базы преступных формирований в налоговой сфере. К числу таких мер можно отнести:

• выявление нелегальных инвесторов, избравших противозаконную деятельность в сфере налогообложения своим бизнесом с целью извлечения неконтролируемой государством прибыли;

• выявление коммерческих структур и мошеннических пирамид, используемых в качестве прикрытия противоправной и нелегальной экономической деятельности;

• противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных от преступной экономической деятельности, в том числе вследствие уклонения от уплаты налогов;

• обеспечение координации и взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности, как между собой, так и с государственными кон-

тролирующими органами в целях декриминализации ситуации в налоговой сфере.

Литература

1. Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_55729/

2. Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 80846/

3. План деятельности МВД России по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596, 598, 601—604, 606 на 2013 г. и плановый период 2014—2018 г. (распоряжение МВД России от 14 марта 2017 г. № 1/2838). URL: http:// https://media.mvd.ru/files/embed/ 987113

4. Кинсбурская В.А. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах / В.А. Кинсбурская. М., 2013.

5. Пименов Н.А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятий и государства // Налоги. 2010. № 4.

6. Стрельников В.В. Принуждение по налоговому праву в системе государственного принуждения за нарушение налогового законодательства // Финансовое право. 2006. № 9.

Magister

Аудит бизнеса

Учебник

Р.П. Булыга

Аудит бизнеса: учебник для студентов магистратуры, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Финансы и кредит», «Государственный аудит», «Менеджмент» / Р.П. Булыга. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 263 с. (Серия «Magister»).

Учебник формирует комплексное представление о современном состоянии, трендах и перспективах развития аудита как вида профессиональной деятельности. Даны характеристика аудиторских стандартов, классификация и описание услуг, оказываемых аудиторскими фирмами. Рассмотрены модели регулирования аудиторской деятельности и системы контроля качества аудита в экономически развитых странах в посткризисный период. Анализируются Концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ, а также перспективы и проблемы перехода Российской Федерации на прямое применение международных стандартов аудита. Предложена научно обоснованная концепция реформирования и новая парадигма аудита XXI в., на базе которой формулируется определение аудита бизнеса, а также инновационные направления деятельности аудиторов. Даны методические рекомендации по проведению аудита интеллектуального капитала, аудита эффективности бизнес-процессов, организации стратегического аудита и его отдельных направлений: инвестиционного и маркетингового аудита. Основной материал учебника дополнен приложениями, содержащими информацию методического, аналитического и справочного характера.

Для магистров, аспирантов, слушателей программ дополнительного профессионального образования, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита, преподавателей, руководящего персонала аудиторских фирм и саморегулируемых организаций аудиторов. Представляет интерес для представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, в круг обязанностей которых входят вопросы регулирования аудиторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.