Научная статья на тему 'Мероприятия по предупреждению налоговой преступности в России'

Мероприятия по предупреждению налоговой преступности в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1172
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ НАРУШЕНИЯ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / TAX CRIMES / TAX VIOLATIONS / TAX CONTROL / CRIMINAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Марина Владимировна, Портнова Галина Владимировна, Тюленинова Дарья Сергеевна

В статье предложены мероприятия по предупреждению налоговой преступности в России, реализация которых создаст предпосылки для успешного раскрытия налоговых преступлений, их пресечению и предупреждению средствами и методами уголовного и налогового процесса, укреплению законности и налоговой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIONS FOR THE PREVENTION OF TAX CRIME IN RUSSIA

The actions for the prevention of tax crime in Russia are presented in the article. Their realization will create preconditions for successful disclosure of tax crimes, their suppression and prevention by means and methods of criminal and tax trial as well as for strengthening of legality and tax discipline.

Текст научной работы на тему «Мероприятия по предупреждению налоговой преступности в России»

УДК 343. 359

Васильева Марина Владимировна

кандидат экономических наук, доцент, генеральный директор АНО содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение» (г. Москва) marinavv2010@mail.ru

Портнова Галина Владимировна

студентка Института мировой экономики и финансов Волгоградского государственного университета ens_@list.ru

Тюленинова Дарья Сергеевна

студентка Института мировой экономики и финансов Волгоградского государственного университета tyuleninova-ds@mail.ru

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ

В статье предложены мероприятия по предупреждению налоговой преступности в России, реализация которых создаст предпосылки для успешного раскрытия налоговых преступлений, их пресечению и предупреждению средствами и методами уголовного и налогового процесса, укреплению законности и налоговой дисциплины.

Ключевые слова: налоговые преступления, налоговые нарушения, налоговый контроль, уголовная ответственность.

Vasilieva Marina Vladimirovna

PhD in Economics, Associate Professor, Director General of ANO of Promotion of Modern National Science Development “Scientific Review” Publishing House (Moscow) marinavv2010@mail.ru

Portnova Galina Vladimirovna

Student of the Institute of World Economy and Finance of Volgograd State University ens_@list.ru

Tyuleninova Daria Sergeevna

Student of the Institute of World Economy and Finance of Volgograd State University tyuleninova-ds@mail.ru

ACTIONS FOR THE PREVENTION OF TAX CRIME IN RUSSIA

The actions for the prevention of tax crime in Russia are presented in the article. Their realization will create preconditions for successful disclosure of tax crimes, their suppression and prevention by means and methods of criminal and tax trial as well as for strengthening of legality and tax discipline.

Key words: tax crimes, tax violations, tax control, criminal liability.

Только в течение 2011 г. (по результатам проверки деклараций о доходах) Генеральная Прокуратура России обнаружила свыше 41 тыс. нарушений налогового законодательства, внесено около 9 тыс. представлений о привлечении к ответственности [10]. При общепризнанной высокой латентности налоговых преступлений, статистический анализ демонстрирует устойчивый характер налоговой преступности в течение последних двадцати лет развития рыночного правопорядка. Несмотря на декриминализацию в 2003-2011 гг. целого ряда преступлений в сфере экономической деятельности, удельный вес налоговых преступлений устойчиво держится на уровне 10% от всех официально зарегистрированных таких преступлений на протяжении последних пятнадцати лет. В свою очередь, ущерб, наносимый государству в результате совершения налоговых преступлений, превышает ущерб от всех иных преступлений экономической направленности.

Налоговая система является основной опорой деятельности государственного аппарата, а любой фактор, отрицательно влияющий на данную систему, требует особого внимания. Таким фактором являются налоговые правонарушения и преступления, результатом которых становится поступление в бюджеты всех уровней меньшей суммы денежных средств.

Характерной чертой налоговой преступности в России является ее высокая скрытность. Учитывая этот признак, невозможно выявление налоговой преступности без проведения оперативно-розыскных мероприятий и проведения выездных и камеральных налоговых проверок. Поэтому несвоевременное начало уголовного преследования вследствие недостаточно активного и быстрого реагирования на заявления и сообщения о налоговых преступлениях либо необоснованно длительной их проверки может привести к серьезным отрицательным последствиям.

Государственный контроль за налоговыми правонарушениями в Российской Федерации осуществляется ведомственным подразделением Министерства финансов России - Федеральной налоговой службой России в лице ее территориальных органов. Это закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (ред. от 04.06.2012) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» [8]. Согласно этому нормативному акту Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет функции по контролю и надзо-

ру: 1) за соблюдением законодательства о налогах и сборах; 2) за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ; 3) за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

До 1 января 2011 г. предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198-199.2 УК РФ, производилось следователями органов внутренних дел Российской Федерации. На основании Федерального закона от 29.12.2009 № 383-ФЗ предварительное следствие по указанным уголовным делам было передано следователям Следственного комитета Российской Федерации [5]. В настоящее время отношения правоохранительных органов и Федеральной налоговой службы урегулированы Приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». В связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [11] и Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете» [12] целесообразно, чтобы Следственный комитет, Министерство внутренних дел и Федеральная налоговая служба определили порядок их взаимодействия и утвердили совместный Приказ по вопросам предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах (в том числе налоговых правонарушений, административных правонарушений в области налогов и сборов и налоговых преступлений), что будет способствовать успешному раскрытию налоговых преступлений, их пресечению и предупреждению средствами и методами уголовного и налогового процесса, укреплению законности и налоговой дисциплины.

Необходимо своевременное предупреждение нарушений, реагирование на признаки возможных нарушений законодательства о налогах и сборах, выявление нарушений на основе показателей, для расчета которых нет необходимости проводить проверку [13]. В связи с отменой прав на самостоятельные проверки налогоплательщиков у правоохранительных органов, необходимость проведения выездных налоговых проверок с участием полиции будет возникать гораздо чаще. Эти проверки характеризуются достаточно высокой эффективностью. В этой связи совершенствование взаимодействия налоговых органов и полиции в первую очередь следует осуществлять на основе разработки ежегодных планов совместных выездных налоговых проверок.

На наш взгляд, для более эффективной государственной политики борьбы с налоговой преступностью необходимо: 1) совершенствовать законодательную и нормативную базы, что в итоге поможет ликвидировать «лазейки», используемые для уклонения от уплаты налогов; 2) ужесточить санкции против нарушителей налогового законодательства; 3) сформировать современный комплекс организационных и правовых мер предупреждения и пресечения ухода от налогообложения [1-3].

В данный момент, мер, принимаемых Правительством Российской Федерации в части решения проблемы уклонения от уплаты налогов, недостаточно. К концептуальным положениям для их правового закрепления на федеральном уровне с целью организации предупредительной деятельности в отношении налоговых преступлений, на наш взгляд, нужно отнести:

- повышение эффективности налогового контроля должно быть обеспечено посредством разработки и утверждения Порядка взаимодействия правоохранительных и налоговых органов (с учетом актуального налогового законодательства) [4], а также внедрения новых и совершенствования существующих программных комплексов, используемых налоговыми органами;

- предусмотренные УК РФ положения об уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений не отвечают в полной мере требованиям необходимой уголовной политики, вследствие чего, одним из действенных мер предупреждения налоговой преступности, в том числе в аспекте воздействия на учредителей организаций, может явиться введение института уголовной ответственности юридических лиц;

- налоговая амнистия, как составная часть налоговой политики государства, должна прямо предусматриваться федеральным законом;

- для решения социально-экономических проблем необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение теневого сектора экономики, а также снижение административных барьеров развития бизнеса;

- основное назначение государственно-правового регулирования должно заключаться в поддержке и мотивации экономической целесообразности и общественно приемлемой, безопасной морали посредством отражения принципов правового регулирования, пропагандистских средств, а также мотивации нравственного поведения в основных положениях налогового зако-

нодательства.

Важно обеспечить криминологически грамотное реагирование на криминальные проявления всеми специальными и иными субъектами реагирования, а также необходимо исходить из того, что без комплексной, всеобъемлющей общероссийской стратегии противодействия преступности, какого-либо стабильного позитивного эффекта в деле борьбы с исследуемыми явлениями достичь невозможно.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Васильева М.В. Мировой опыт реформирования современных систем налогообложения экономически развитых стран // Налоги и финансовое право. 2008. № 7.

2. Васильева М.В. Соловьев К.А. Развитие принципов налогообложения // Финансы и кредит. 2008. №

35.

3. Васильева М.В., Урбанович А.Р. Стратегические направления и ориентиры социальноэкономического развития регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №

2.

4. Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347.

5. Комлев В.Н. Об участии полиции в налоговых проверках // Налоги. 2011. № 5.

6. Приказ МВД России № 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

7. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 04.06.2012) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

8. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 04.06.2012) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

9. Соничев А. Уголовное преследование по налоговым преступлениям // Консультант. 2012. № 7.

10. Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1.

11. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ).

12. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О Следственном комитете Российской Федерации».

13. Харисов И.Ф. Эволюция подследственности налоговых преступлений, предусмотренных ст. ст. 198199 Уголовного кодекса Российской Федерации // Налоги. 2012. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.