Научная статья на тему 'Нужна ли нам финансовая полиция?'

Нужна ли нам финансовая полиция? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
716
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИЦИЯ / МЕЖ ВЕДОМСТВЕННЫЕ РАБОЧИЕ ГРУППЫ / TAX CRIMES / THE TAX POLICE / THE TAX CODE / FINANCIAL POLICE / INTER-AGENCY WORKING GROUPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гужавина А. А.

В статье излагаются взгляды на формирование в Российской Федерации нового государственно го органа финансовой полиции. Дается оценка работы по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых и экономических преступлений упраздненного государственного органа налоговой полиции. Особое внимание уделяется анализу работы налоговых органов совместно с органами внутренних дел и следствия. Рассматри вается идея А.И. Бастрыкина о создании финансовой полиции для оперативного пресечения налоговых престу плений. С октября 2013 г. работу по раскрытию налоговых преступлений в России ведут межведомственные рабочие группы, созданные из налоговиков, представителей следствия и внутренних дел. Автор делает вывод о преждевременности создания финансовой полиции в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the paper the views on formation in the Russian Federation of a new state organ the financial police. The assessment of the identification, prevention and suppression of tax and economic crimes of the abolished state organ the tax police. Special attention is paid to the analysis of the tax authorities together with the organs of internal Affairs and investigators. Explore the idea of A.I. Bastrykin about the creation of the financial police for efficient suppression of tax crimes. From October 2013 work on the disclosure of tax crimes in Russia are conducting inter-Agency working group, created from the tax authorities, representatives of the investigation and of the interior. The author makes a conclusion that it was premature to create the financial police in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Нужна ли нам финансовая полиция?»

ФИНАНСЫ

УДК 336

Нужна ли нам финансовая полиция?

Аннотация. В статье излагаются взгляды на формирование в Российской Федерации нового государственного органа - финансовой полиции. Дается оценка работы по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых и экономических преступлений упраздненного государственного органа - налоговой полиции. Особое внимание уделяется анализу работы налоговых органов совместно с органами внутренних дел и следствия. Рассматривается идея А.И. Бастрыкина о создании финансовой полиции для оперативного пресечения налоговых преступлений. С октября 2013 г. работу по раскрытию налоговых преступлений в России ведут межведомственные рабочие группы, созданные из налоговиков, представителей следствия и внутренних дел. Автор делает вывод о преждевременности создания финансовой полиции в Российской Федерации.

Ключевые слова: налоговые преступления; налоговая полиция; Налоговый кодекс; финансовая полиция; межведомственные рабочие группы.

Abstract. In the paper the views on formation in the Russian Federation of a new state organ - the financial police. The assessment of the identification, prevention and suppression of tax and economic crimes of the abolished state organ -the tax police. Special attention is paid to the analysis of the tax authorities together with the organs of internal Affairs and investigators. Explore the idea of A.I. Bastrykin about the creation of the financial police for efficient suppression of tax crimes. From October 2013 work on the disclosure of tax crimes in Russia are conducting inter-Agency working group, created from the tax authorities, representatives of the investigation and of the interior. The author makes a conclusion that it was premature to create the financial police in the Russian Federation.

Keywords: tax crimes; the tax police; the Tax code; financial police; inter-Agency working groups.

Гужавина А.А.,

студентка

Финансового университета H Nas.gu@maiL.ru

Совсем недавно в нашей стране началось активное обсуждение вопроса о создании нового государственного органа, а именно финансовой полиции. По мнению многих государственных деятелей, принимающих участие в обсуждении, эта служба не должна быть «пережитком прошлого», то есть налоговой полиции, а должна обладать еще более совершенными функциями по выявлению и раскрытию налоговых преступлений. Тема стала актуальной в связи с необходимостью снижения налоговых преступлений, коррупции, решения экономических проблем страны. Итак, каковы предпосылки создания нового государственного органа по борьбе с налоговыми преступлениями?

Указом Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 262 было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации. В 1993 г. ука-

занное Главное управление было преобразовано в Департамент налоговой полиции (далее ДНП), а в декабре 1995 г. ДНП обрел новый статус и название - Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (далее ФСНП).

Основные задачи, которые были поставлены ФСНП -выявление, предупреждение и пресечение налоговых и других экономических преступлений, а также обеспечение и защита деятельности государственных налоговых инспекций. В связи с тем что большей частью ФСНП занималась преступлениями в экономической сфере, которые описаны в статьях 198, 199 Уголовного Кодекса РФ, например подделка финансовых документов юридическими или физическими лицами, то цели ФСНП были сконцентрированы на защите экономической безопасности государства.

Налоговая полиция в пределах своей компетенции на основании уголовно-процессуального законодательства обладала полномочиями возбуждать уголовные дела, после чего передавать их на расследование в органы внутренних дел.

По указу Президента Российской Федерации В.В. Путина № 306 от 11 марта 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции была упразднена. Ниже представлены результаты работы органов налоговой полиции за период 1993-2002 гг. (табл. 1).

Научный руководитель: Смирнова Е.Е., кандидат экономических наук, доцент.

Таблица 1

Итоги работы органов налоговой полиции в 1993-2002 гг. [1]

Год Выявлено нарушений налогового законодательства В крупном и особо крупном размере Возбуждено уголовных дел Осуждено за налоговые преступления

1992 н/д* н/д 147 н/д

1993 32 228 3 175 617 59

1994 20 000 8 312 2 684 117

1995 23 800 4 562 3 793 435

1996 26 000 4 376 6 743 1 380

1997 21 979 7 054 5 686 605

1998 18 633 7 552 6 131 1 280

1999 н/д н/д 11 498 н/д

2000 н/д н/д 20 622 н/д

2001 н/д н/д Более 36 000 н/д

2002 н/д н/д Около 24 000 н/д

*н/д - нет данных.

Таблица 2

Динамика налоговых преступлений в Российской Федерации за период 2010-2012 гг.*

Год Зарегистрировано налоговых правонарушений Расследовано налоговых правонарушений Направлено в суд дел по налоговым правонарушениям Приостановлено дел по налоговым преступлениям Ущерб (тыс. руб.) от совершенных налоговых преступлений Выявлено лиц, совершивших налоговые правонарушения

2012 5 818 4 818 2 392 1 055 24 234713 3 496

2011 8 682 6 687 4 051 1 396 37 599 973 3 980

2010 14 449 11 017 5 837 1 815 44 230497 7 289

* Статистическая отчетность ГИАЦ Форма 494.

В 2004 г. была образована Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

Приказ МВД РФ № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» раскрывает основные положения взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов [2].

Статьей 36 Налогового Кодекса предусмотрено по запросу налоговых органов участие органов внутренних дел в проводимых налоговиками выездных проверках [3].

С 2011 г. Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ изменил процедуру расследования уголовных дел по налоговым преступлениям. Расследованиями стали заниматься не органы внутренних дел, а сотрудники Следственного комитета при Прокуратуре РФ (пп. 1 п. 2 ст. 151 УПК РФ) [4].

В связи с тем что произошло объединение полномочий налоговых органов с органами внутренних дел по налоговым преступлениям, появилась определенная статистика, представленная в табл. 2.

Исходя из данных табл. 2 можно сделать вывод о том, что показатели, характеризующие выявление налоговых преступлений, снизились по сравнению с предшествовавшим периодом. Следовательно, остается гораздо больше не выявленных налоговых преступлений в виду того, что в части законодательства, в которой прописаны полномочия по взаимодействию налоговых органов с органами внутренних дел или следственными органами, имеются пробелы и неурегулированные операции по совместной работе, что приводит к неоперативным действиям по отношению к налогоплательщикам.

А.И. Бастрыкин, председатель Следственного комитета РФ, выступил с предложением о том, что в РФ необходимо создать специальную службу - финансовую полицию, которая занималась бы выявлением налоговых преступлений.

Согласно статистическим данным, в РФ на протяжении нескольких лет большинство выявленных и раскрытых налоговых преступлений - на счету органов внутренних дел, а не налоговых органов. По мнению А.И. Бастрыкина, проблема состоит в том, что налоговые органы не наделены полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность. А вот органы внутрен-

них дел не обладают дополнительными специальными знаниями для тщательного расследования налоговых преступлений.

Очевидно, что сегодня нет необходимости возвращаться назад и воссоздавать такой же федеральный исполнительный орган, как ФСНП. Тем не менее председатель Следственного комитета утверждает, что создание в стране нового государственного органа финансовой полиции обеспечит решение задачи противодействия финансовой преступности комплексно. Ведь новая структура будет нацелена не только на решение вопросов в фискальной сфере, но и выявление, пресечение и раскрытие преступных деяний в области расходования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов.

А.И. Бастрыкин предлагает повысить результативность финансовой полиции наделением ее следующими новыми функциями:

• финансовой разведки, т.е. анализа информации и контроля за операциями хозяйствующих субъектов для выявления подозрительных операций и сделок;

• финансового контроля, т.е. другими словами - внутрихозяйственного аудита;

• раскрытия финансовых преступлений методами и средствами оперативно-розыскной деятельности [6].

В настоящее время дальнейшего продвижения идея А.И. Бастрыкина не имеет, в связи с чем противопоставляются различные точки зрения представителей органов власти. Главным аргументом является неподготовленность и необоснованность расходования средств бюджета для создания нового специального органа для борьбы с налоговой преступностью.

В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы, Следственного комитета РФ и Министерства внутренних дел РФ от 3 сентября 2013 г. № ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных рабочих групп» с начала октября 2013 г. во всех субъектах Российской Федерации ведут работу межведомственные рабочие группы. В соответствии с данным приказом межведомственная рабочая группа создана «для взаимодействия налоговых органов, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и органов внутренних дел» не только «в сфере противодействия налоговым преступлениям», но и «в том числе в части оперативного информационного обмена сведениями, разработки и утверждения совместных планов, предложений и программ по повышению эффективности межведомственного взаимодействия»1.

1 Приказ Федеральной налоговой службы, Следственного комитета РФ и Министерства внутренних дел РФ от 3 сентября 2013 г. № ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных рабочих групп».

Судя по всему, на современном этапе нет острой необходимости для создания нового специального органа по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых и других экономических преступлений. С тех пор, как вступили в силу изменения в организации и проведении выездных проверок налоговыми органами совместно с органами внутренних дел, прошло совсем немного времени. На мой взгляд, необходимо более четко прописать полномочия по выявлению и раскрытию налоговых преступлений для уже существующих государственных органов, в частности, межведомственных рабочих групп. Но, тем не менее, власти должны сконцентрировать свои усилия по выявлению недобросовестных налогоплательщиков не только в части выполнения непосредственного возложенных законодательством на них обязанностей, но и стремиться, таким образом, улучшить благосостояние всего государства в целом.

Литература

1. Карякин В.В., Махов В.Н. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях.- Система ГАРАНТ, 2005.-150с. [Электронный ресурс]. и^: http:/Лawdiss.oгg.ua/2011-01-15-11-45-49.html?page=shop.pгodud:_ detaiLs&flypage=flypage.tpL&pгoduct_id=1809&categoгy_id=7120009 (дата обращения: 21.11.2013).

2. Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2009 N 14675), п.1.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям/Под. ред. Г.Ю. Касьяновой (14-е изд., перераб. и доп.). М.: АБАК, 2014.-960 с. Раздел первый, часть первая, ст 36, п. 1.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 7 февраля 2011 г.), пп. 1 п. 2 ст 151 УПК РФ.

5. Статистическая отчетность ГИАЦ Форма 494.

6. Бастрыкин А.И. Перспективы создания в России финансовой полиции и пути совершенствования деятельности по противодействию финансовой преступности. [Электронный ресурс]. // и^: http;//Www.sledcom.ш/ Ыод/^е1аК^р? Ю=85628 (дата обращения: 20.11 2013).

7. Приказ Федеральной налоговой службы, Следственного комитета РФ и Министерства внутренних дел РФ от 3 сентября 2013 г. N ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных рабочих групп». [Электронный ресурс]. и^: ИА «ГАРАНТ»: http://Www.gaгanLш/ pгoducts/ipo/pгime/doc/70346230/#ixzz2y6SEnER3.

8. Смирнова Е.Е. Зарубежный опыт оценки реальных доходов физических лиц и возможности его применения в Российской Федерации. Вестник Орловского государственного университета. Новые гуманитарные исследования. Орел, «Горизонт», № 4, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.