Научная статья на тему 'О путях совершенствования налоговой системы'

О путях совершенствования налоговой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашин В.А., Абрамов М.Д.

Размышляя о разработанных Министерством финансов РФ «Основных направлениях налоговой политики на 2009 и на 2010-2011 годы», авторы статьи критически оценивают качество российской налоговой системы. По их мнению, стране нужна другая система. У авторов есть конкретные предложения по этому вопросу, и они ищут заинтересованных, компетентных и полномочных лиц, готовых квалифицированно обсуждать эти предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Ways of Tax System Improvement

Thinking about the document The Main Directions of the Tax Policy for 2009 and up to 2010-2011 years', written by the Ministry of finance of the Russian Federation, the authors of this article estimate a quality of the Russian tax system rather critically. According to them, Russia needs another tax system. The authors have concrete proposals and are looking for competent, plenipotentiary persons, which are interested in this issue and ready to discuss it professionally.

Текст научной работы на тему «О путях совершенствования налоговой системы»

Размышляя о разработанных Министерством финансов РФ «Основных направлениях налоговой политики на 2009 и на 2010-2011 годы», авторы статьи критически оценивают качество российской налоговой системы. По их мнению, стране нужна другая система. У авторов есть конкретные предложения по этому вопросу, и они ищут заинтересованных, компетентных и полномочных лиц, готовых квалифицированно обсуждать эти предложения.

О путях совершенствования налоговой системы

В. А. КАШИН,

доктор экономических наук,

первый заместитель директора Государственного научно-исследовательского института развития налоговой системы, М. Д. АБРАМОВ, кандидат технических наук,

член Экспертного совета Общероссийской общественной

организации «Деловая Россия»,

Москва

Налоги - доходы - производство

Стимулы и льготы налоговой политики государства должны быть ориентированы на материальное производство. В России этого пока нет и не предвидится, если судить по перечню мер, представленных Минфином РФ в подготовленных им «Основных направлениях налоговой политики на 2009 и на 2010-2011 годы» (далее - Основные направления).

Большинство из 20 выделенных в этом документе направлений «совершенствования» налоговой системы решают, на наш взгляд, частные проблемы или сводятся к улучшению (упрощению) «общего налогового администрирования» и к снижению «общей налоговой нагрузки», вовсе не задаваясь вопросом, где стоит «снижать» и «упрощать», а где следует поступить ровно наоборот.

© ЭКО 2008 г. ИНСТИТУТЫ РЫНКА

Ь* ЕЬ

Между тем российская система налогообложения неудовлетворительно выполняет функции, которые обязана выполнять налоговая система современного государства:

- фискальную (обеспечение собираемости налогов, борьба с теневой экономикой);

- стимулирующую (стимулирование развития экономики и роста производства, обеспечение равных условий для всех субъектов экономики);

- социальную (оптимизация налоговых ставок и справедливое распределение налоговой нагрузки).

В результате темпы роста промышленного производства, если верить Росстату1, снижаются год от года: 2003 г. - 8,9%, 2004 г. - 8,3; 2005 г. - 4; 2006 г. - 3,9%; недопустимо высок уровень «теневых» доходов.

Согласно Росстату, ежемесячный доход на душу населения России в 2006 г. составил 9947 руб., налог на доходы физических лиц (НДФЛ) был собран в сумме 930,3 млрд руб. Ставка НДФЛ - 13%. Отсюда фонд оплаты труда в России составил (930,3 : 0,13) = 7156,15 млрд руб. Средняя пенсия в 2006 г. равнялась 3087 руб. Число пенсионеров - 38,6 млн чел. Численность населения -142,3 млн чел2. Этих данных достаточно для определения уровня теневой экономики и, соответственно, уровня собираемости налогов в нашей стране. Так, если предположить, что доходы россиян складываются только из официальных зарплат и пенсий, то на душу населения приходится в среднем 5028 руб., следовательно, не облагаемые налогами официальные теневые доходы составляют около 50% всех доходов. Но это лишь часть теневых доходов. В них не включены неучтенные расходы наших граждан в России и за рубежом, которые могут существенно увеличить официальную сумму «фактического конечного потребления домашних хозяйств», на основании которой Росстат определяет среднедушевые доходы.

Растет имущественное расслоение населения - в 2006 г. доходы 10% «богатых» в 15,3 раза превысили доходы 10% «бедных» (в 2005 г. - 14 раз); структура произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) говорит о дальнейшем росте сырьевой зависимости России3.

1 Росстат, http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/14-02.htm

2 Федеральная служба государственной статистики (Росстат) дает и другие цифры. См. «Нашу справку» (Прим. «ЭКО»).

3 Гамза В. А. Россия - денежный обзор. М.: Экономика, 2007.

В 2007 г. рост производства составил 6,3%, но и инфляция, от которой в первую очередь страдает население с низкими доходами, достигла 12%.

Минфин России на словах борется с инфляцией, «сдерживая» расходы бюджета и «стерилизуя» «избыточные доходы» в Стабилизационном фонде, накапливаемом на счетах в зарубежных банках. Нам представляется, что на самом деле эти монетаристские меры ничего не решают. Динамика бюджетных расходов и доходов только опосредованно влияет на темпы инфляции. Главной причиной инфляции является отставание внутреннего, «рублевого» производства товаров от роста «рублевого» же платежеспособного спроса, а также несоответствие роста зарплат росту производительности труда. Оба эти «недуга» можно «вылечить» одним средством: увеличением темпов роста внутреннего производства товаров, пользующихся спросом, и ускоренным перевооружением материальной базы этого производства - машиностроительного комплекса страны. А что делают Минфин и правительство страны? Вводят новые налоговые льготы нефтяникам и утверждают на 2009-2011 гг. ускоренный рост тарифов на услуги естественных монополий: на электроэнергию и газ -вдвое, на услуги железнодорожников - в полтора раза4, т. е. программируют инфляцию.

Что же касается бюджетной политики, то, действительно, в 2007 г. возник дополнительный денежный спрос населения благодаря существенному увеличению расходов государства (более 1 трлн руб.) на пенсии, зарплаты бюджетников, военных, финансирование госкорпораций, строительство дорог и т. д. Благая мера, тем более что доля заработной платы в национальном доходе в России и так недопустимо мала по сравнению с другими развитыми странами (примерно 30% против 70% и более). Но не сделано ничего для обеспечения соответствующего роста внутреннего материального производства. Повышение темпов инфляции - закономерный результат такой политики. При этом можно с уверенностью сказать, что в 2008 г. инфляция превысит уровень прошлого года и никак не «впишется» в оптимистические прогнозы российского правительства.

4 Эксперт. 2008. № 19. С. 18.

Помимо других факторов, росту отечественного материального производства препятствует засилье на нашем рынке контрабандной и контрафактной продукции, доля которой, например, в 2005 г. составляла 62,4% общего объема товаров легкой промышленности, купленной населением России5. Российскому предпринимателю трудно конкурировать с продукцией, не облагаемой налогами и пошлинами. Чтобы выжить, многим, особенно производственным предприятиям, приходится уклоняться от уплаты налогов.

Судите сами. Сегодня, чтобы выдать работнику на руки, например, 10000 руб., предприниматель должен назначить ему зарплату 11494 руб. и заплатить в бюджет в виде налогов на зарплату: подоходный налог - 1494 руб., ЕСН - 2988 руб. (26%), страховку от травматизма на производстве, в среднем - 230 руб. (2%) и НДС - 2648 руб. (18% от суммы зарплаты и налогов). Для простоты другие налоги не учитываем. Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику 17360 руб., т.е. на 73,6% больше. Не в этом ли одна из причин зарплат в конвертах?

А вот торгово-посреднический малый бизнес, который требует для себя все новых и новых льгот, рад притоку контрабандной продукции, которая дает высокий оборот капитала, защиту от инфляции и массированный приток левых, не облагаемых налогами доходов.

К сожалению, денежное регулирование (монетарная политика) - пока единственное средство, используемое Минфином РФ для управления инфляцией. Что касается налоговой политики Минфина РФ, то здесь можно привести следующую аналогию: делается все, чтобы выдоить корову, и не делается ничего, чтобы повысить ее удойность.

Налоговые регуляторы

При чтении подготовленного Минфином документа возникают сомнения в правильном понимании его авторами глубинного смысла налогового регулирования экономического

5 Доклад заместителя министра промышленности и энергетики РФ А. Г. Реуса «О мерах по развитию легкой промышленности» на заседании правительства РФ в июне 2006 г.

развития, долговременных социально-экономических последствий проводимой налоговой политики.

В чем Минфин РФ собирается добиваться «повышения эффективности налогового администрирования»6 - в повышении собираемости налогов с тех, кто вообще по всем современным стандартам не должен считаться налогоплательщиком? Что такое «повышение нейтральности налогообложения» -равный подход к тем, кто «переобложен» налогами, и к тем, кто благополучно от них уклоняется? Можно ли считать «оптимизацией налоговых льгот и освобождений» отмену налога с наследства и отказ от применения прогрессии налоговых ставок в отношении владельцев крупных состояний и получателей особо высоких доходов? И нужна ли нам вообще «интеграция российской налоговой системы в международные налоговые отношения», если под ней понимается сохранение современной неравноправности в этих отношениях, когда иностранцы пользуются практически неограниченной свободой от налогов в России, обеспечиваемой заключенными Минфином РФ многочисленными налоговыми соглашениями; когда крупнейшие доходы российских олигархов и их компаний эффективно «отмываются» от налогов через посредство иностранных офшорных центров и манипуляций с трансфертными ценами, а российские предприниматели вынуждены инвестировать свои же предприятия через посредничество иностранных компаний и банков, исправно пополняя казну соответствующих зарубежных государств?

В предложениях Минфина РФ большинство мер направлено на повышение собираемости налогов. Но одна простая и очевидная мера Минфином РФ даже не упоминается: перенос акцентов с контроля доходов на контроль расходов. (Спросите, откуда у чиновника с зарплатой 50 тыс. руб. в месяц или у его родственников, зарплата которых еще меньше, средства на строительство дворца стоимостью 2 млн дол.?) Эта мера может быть более эффективной, чем контроль десятков тысяч счетов-фактур при проверке правильности возмещения и уплаты НДС.

6 В кавычках мы даем цитаты из «Основных направлений».

Конкретный и глубокий анализ российской налоговой системы, ее оценка и предложения по совершенствованию содержатся во многих работах7. Но проблема состоит в том, что любые инициативные предложения и разработки Минфином РФ игнорируются. В результате, несмотря на многолетние «усилия» Минфина РФ по совершенствованию налогового администрирования, по упрощению налоговой отчетности, проблем в этой сфере все больше, а процедуры, связанные с налоговой отчетностью, исчислением и уплатой налогов, усложняются с каждым годом.

Сложность процедур - одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни. Очереди к чиновникам, хождение по инстанциям, получение различных справок, оформление большого числа документов для решения мелкого вопроса сопровождают нашу жизнь с самого рождения и являются одной из главных причин коррупции: проще дать взятку, чем оформить все по закону.

И все же процедуры, связанные с исчислением и уплатой налогов и с налоговой отчетностью, следует выделить особо. Ведь ценой ошибки оформления может стать разорение предприятия или уголовное преследование его руководителей и даже рядовых работников бухгалтерии8.

«Книга покупок» и «Книга продаж» с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который надо вести параллельно с бухгалтерским, оформление возмещения НДС за экспорт, расчеты состоящего из четырех налогов Единого социаль-

7 См. например: Паскачев А. Б., Кашин В. А. Обзор фискальной политики в Российской Федерации и за рубежом в 2004 году. М.: Изд-во экономико-правовой литературы, 2005; Абрамов М. Д., Кашин В. А. О налоговой системе России // Налоги и налогообложение. 2006. № 3; Абрамов М. Д., Фадеев Д. Е. Об основных направлениях налоговой политики //Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 3; Абрамов М. Д. Упрощение бухгалтерской отчетности - кратчайший путь к повышению собираемости налогов и росту эффективности предприятий// Налоги и налогообложение. 2006. № 9; Абрамов М. Д., Кашин В. А. Налоговая политика: необходима коррекция принятого курса // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 1; Абрамов М. Д. Налоговое регулирование - ключ к решению социально-экономических проблем России // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 7.

8 См.: «Ошибка до тюрьмы доведет». Комментарий к постановлению Пленума Верховного суда от 28.12.2006 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Экономика и жизнь. 2007. № 2.

ного налога (ЕСН) с учетом возрастов сотрудников, регрессивной ставкой и уплатой в два бюджета и три фонда - неполный перечень «заморочек» бухгалтера. Бухгалтерский отчет с приложениями - это несколько десятков страниц текста и расчетов. Инструкция по составлению годового бухгалтерского отчета в налоговую инспекцию содержит 600 страниц. «Система Главбух», рекомендованная в качестве «Актуальных практических рекомендаций бухгалтеру предприятия», включает в себя:

- более 200000 страниц эксклюзивных рекомендаций по налогам и сборам;

- свыше 30000 нормативно-правовых документов в полной редакции;

- CD-диск с обновлениями два раза в месяц;

- ОпНпе-версия для подписчиков. Ежедневное (!) обновление системы9.

И всей этой информацией должен владеть бухгалтер предприятия! Вряд ли это возможно даже теоретически.

Почему бы не взять на вооружение давно опробованный мировой опыт? Например, переход на оплату каждого налога одним платежным поручением в один адрес (пока же по ЕСН у нас - шесть платежек, по налогу на прибыль - две платежки). А дальнейшее распределение налогов по бюджетам и фондам, включая указание Кода бюджетной классификации, поручить Федеральному казначейству, в адрес которого сегодня и поступают все налоги.

Также интересен опыт Швеции, в которой отчетность по налогам на зарплату и НДС, независимо от размеров компаний, укладывается на одной странице стандартной налоговой декларации. Если и у нас в налоговых декларациях указывать только сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также сведения, предписанные п. 7 ст. 80 НК РФ, то объем соответственно унифицированной налоговой декларации не превысит 1-2 вместо сегодняшних 50-80 страниц. Наш проект формы заполненной декларации по шести налогам на одной странице дан в Приложении.

9 «Ежедневное обновление» особенно умиляет в связи с разговорами о стабильности налоговой системы.

В отношении НДС в «Основных направлениях» говорится, что «снижение основной ставки этого налога требует всесторонней взвешенной оценки всех возможных макроэкономических и бюджетных последствий». При этом относительно предложения снизить ставку НДС с 18% до 13% министр финансов РФ сообщил, что потери бюджета в этом случае составят около 2% ВВП. О методике расчета он не говорил, но если считать по-простому, получится, что при снижении ставки НДС для российских предприятий даже до 10%, условные10 потери бюджета не превысили бы 0,4% ВВП. Такие расчеты приведены в табл. 1 и 2 для вариантов снижения ставки НДС до 10% и до 13% применительно к данным за 2006 г. (можно предположить, что те же соотношения сохранят силу и для настоящего периода). Расчеты элементарны, и каждый может убедиться в их верности.

Таблица 1

Потери бюджета при снижении ставки НДС, млрд руб.

При ставке НДС

Показатель 18% (данные 10% для 10% только для рос- 13% для 13% только для рос-

Росстата всех сийской всех сийской

и ФНС) продукции продукции

ВВП 26870,0 26870,0 26870,0 26870,0 26870,0

Сбор НДС 1511,1 839,5 1100,26 1091,35 1254,32

В том числе за

продукцию, произ-

веденную и реализованную в России 924,4 513,56 513,56 667,62 667,62

импортную продукцию (собран на таможне) 586,7 325,94 586,7 423,73 586,7

Возмещение экспортерам 706,0 392,22 392,22 509,89 509,89

Потери бюджета млрд руб. 357,82 97,06 223,63 60,37

% ВВП 1,33% 0,36% 0,83% 0,23%

10 По нашему мнению, никаких потерь быть не может: повысится конкурентоспособность российских предприятий, возрастет налогооблагаемая база и т.п.

Таблица 2

Расчет показателей, приведенных в табл. 1

839,5 = 1511,1 18 х 10 1091,35 = 1511,1: 18 х 13

513,56 = 924,4 18 х 10 667,62 = 924,4 : 18 х 13

325,94 = 586,7 18 х 10 423,73 = 586,7 : 18 х 13

392,22 = 706 : 18 х 10 509,89 = 706 : 18 х 13

357,82 = 1511,1 - 839,5 - (706 -392,22) 223,63 = 1511,1 - 1091,35 - (706 -509,89)

1,33% = 357,82 : 26.870,0 х 100% 0,83% = 223,63 : 26870 х 100%

1100,26 = 513,56 + 586,7 1254,62 = 667,62 + 586,7

97,06 = 1511,1 - 1100,26 - (706 -392,22) 60,67 = 1511,1 - 1254,62 - (706 -509,89)

0,36% = 97,06 : 26870 х 100% 0,23% = 60,67: 26870 х 100%

С точки зрения упрощения налогового администрирования актуальным представляется предусмотренное в «Основных направлениях» «внесение изменений в порядок оформления счетов-фактур, а также решение вопроса о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов (начиная с 2009-2010 гг.)».

Заслуживает поддержки и решение вопроса «о внесении изменений в законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Указанные изменения должны определить, при незаполнении или неверном заполнении каких показателей счет-фактура может быть признан несоответствующим установленным требованиям (с 2009 года)».

Но более радикальным, простым и эффективным решением проблемы администрирования НДС могло бы стать изменение методики расчета НДС, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком. А именно, при расчете НДС за налоговую базу принимать добавленную стоимость, входящую в стоимость реализованной продукции и вычисляемую прямым способом по данным бухгалтерского учета как сумма фонда оплаты труда, налогов, прибыли и амортизации11.

11 Подробное обоснование предлагаемой методики с ответами на возражения оппонентов см.: Абрамов М. Д., Кашин В. А., Машков С. А. Об исчислении НДС «прямым» способом // Налоговые споры: теория и практика. 2008. № 2.

Для повышения социальной направленности налоговой системы необходимо отменить регрессию ЕСН и повысить необлагаемый подоходным налогом доход до прожиточного минимума. Сегодня необлагаемый налогом доход - 400 руб. в месяц при доходе не выше 20000 руб. в год; например, в Германии необлагаемый налогом доход равен 638 евро, или около 23500 руб. в месяц, что в 58 раз больше, чем у нас. Представляется также целесообразным рассмотреть вопрос о восстановлении системы прогрессивной шкалы подоходного налога (возможная альтернатива: «плоская» шкала со ставкой 20% и с необлагаемым налогом доходом 10-15 тыс. руб.; возможные потери местных бюджетов могут быть компенсированы выделением им доли НДС).

Расставим акценты

В целом при формировании налоговой политики должен быть поставлен вопрос о смещении акцентов с фискальных интересов на стимулирование роста производства, его структурную перестройку и развитие предпринимательской деятельности.

В качестве первого шага по стимулированию роста производства следует снизить ставки НДС, ЕСН и налога на прибыль до 10% для следующих отраслей промышленности: легкая и текстильная; издательско-полиграфический комплекс; сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для перерабатывающих отраслей АПК; машиностроение для легкой и полиграфической промышленности; производство упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, готовых металлических изделий; деревообрабатывающая и мебельная промышленность; малые научные и производственные предприятия, не переведенные на упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход.

В этих отраслях сейчас занято приблизительно 2,84 млн человек со средней зарплатой 10 тыс. руб.. Общие потери от снижения налоговых ставок ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10% не превысят 1% (или 99 млрд руб.) всех поступлений в бюджеты и фонды, которые в 2007 г. были запланированы в сумме 9,8 трлн руб. (или 0,3% ВВП).

Если же распространить эту меру на все предприятия обрабатывающих производств России, где, по данным Росстата, работает 11,3 млн чел., то первоначальные максимальные потери не превысят 4% бюджетных поступлений (или 1,2% ВВП). В дальнейшем неминуемы выход многих предприятий из «тени», рост производства и рост налоговых поступлений.

Логика очень простая. Сегодня зарплата на обрабатывающих производствах в два-три раза ниже, чем в финансовом и сырьевом секторах экономики, куда и устремляются наиболее квалифицированные кадры. Чем больше средств государство будет вкладывать в повышение качества подготовки кадров, тем меньше вероятность последующей работы этих кадров на производстве.

Не зря недостаток кадров официально признан главным тормозом роста экономики (хотя 67 млн работающих - не так уж и мало). Но чтобы люди хотели работать на производстве, там надо платить не меньше, чем в сырьевом или финансовом секторе, в торговле или в частных охранных предприятиях (в последних сегодня занято около 2 млн чел.). При этом наиболее эффективным и коррупционностойким способом увеличения собственных средств предприятия и, тем самым, повышения его конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и зарплаты работникам является, по нашему мнению, существенное снижение налоговой нагрузки.

Возникает вопрос: почему так медленно совершенствуется российская система налогообложения? Одной из причин, по нашему мнению, является то, что критики налоговой системы недостаточно конструктивны. Это позволяет асам Минфина легко доказывать несостоятельность или недостаточную обоснованность предлагаемых решений.

Например, бизнес предлагает следующие основные меры по совершенствованию налоговой системы:

- снизить ставки основных налогов;

- улучшить налоговое администрирование;

- увеличить периодичность налоговой отчетности;

- ограничить число требуемых для проверки документов;

- ограничить продолжительность проверок;

- запретить налоговым органам арестовывать счета предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- не принимать к рассмотрению информацию о работе предприятия, полученную с нарушением закона;

- существенно увеличить размеры предприятий (по объему продукции и по численности), которые могут работать по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход.

Можно ли по этим требованиям сделать какие-либо выводы о качестве налоговой системы? Безусловно, нет! Под этими требованиями подпишется каждый предприниматель -и немец, и американец, и швед. Но именно такие требования готовы обсуждать представители Минфина РФ, им не интересно обсуждать конкретные рекомендации, например, предложенную нами форму налоговой декларации на одной странице. Не интересны и предложения по налоговому стимулированию обрабатывающих производств с обоснованиями и расчетами.

К сожалению, предпринимательские союзы с такими предложениями не выступают. Более того, если одно из объединений предпринимателей предложит что-то конкретное, другие тут же выступят с разоблачениями и сомнениями или проигнорируют такое предложение.

У нас складывается впечатление, что руководители и аппараты некоторых объединений предпринимателей реализуют на практике принцип Олимпийских игр: главное не результат, а участие (процесс). Если бизнесу что-то не нравится, почему бы ему не разработать с привлечением экспертов и не предложить Минфину РФ конкретные, учитывающие все факторы и согласованные всеми объединениями регламенты и формы налоговой отчетности, методики исчисления и уплаты налогов, или, в конце концов, отвечающую общим интересам и удобную для предпринимателей современную налоговую систему? Но этого не делается.

Налоговая декларация по ЕСН, НДФЛ, Страхованию от травматизма на производстве (СТП), налогу на прибыль, НДС и налогу на имущество за I квартал 2008 года

^Наименование организации ООО «Кристалл» 2] Наименование налогового органа ГНИ № 27

3] Срок подачи декларации 20.04.2007

И Адрес организации (обособленного подразделения) 123123, Москва, ул. Радио, 12 5] Первичная / Корректирующая Первичная

6 ИНН 7 7 1 2 3 4 5 6 7 8

7 Среднесписочная численность, чел. 6 9 8] Основные виды Производство машиностроительной деятельности продукции

Налоги на Фонд оплаты труда (ЕСН, НДФЛ, СТП), руб.

9"| Налогооблагаемая база 2 2 7 0 1 3 7 Начислен ЕСН 5 9 0 2 3 6

I11 База со ставкой ЕСН 26% 2 2 7 0 1 3 7 ¡2 ЕСН со ставкой 26% 5 9 0 2 3 6

I13 База со ставкой ЕСН 10% 3 ЕСН со ставкой 10%

База со ставкой ЕСН 2% 7] ЕСН со ставкой 2%

Вычеты за больничные и д ругие платежи за счет соцстрахования 4 3 5 2 0

Уплачен ЕСН аванс 3 9 3 4 9 0 19 ЕСН к доплате по сроку 1 4 9 7 4 6

2о Начислен НДФЛ, всего 2 9 5 1 1 8 21 Уплачен аванс НДФЛ 1 9 6 7 4 6

22 НДФЛ к доплате по сроку 9 8 3 7 2

2з| Начислен СТП 1 1 4 1 5 1 4 0 | 2 | 24 Уплачен аванс 1 |3 |0 |2 |б |8 | 25] СТП к доплате 1 |1 |5 |1 3 4

Налог на прибыль, руб.

28 Реализация (всего) без НДС 1 1 8 4 2 0 0 0 27 Себестоимость продукции 1 1 4 2 5 0 0 0

Валовая прибыль 4 1 7 0 0 0 29 Прочие расходы 4 7 0 0 0

3о Прочие доходы 1 2 0 0 0 |31 Налогооблагаемая прибыль 3 8 2 0 0 0

|32 Налог на прибыль (24%) 9 1 6 8 0

3з | Уплачен аванс 6 1 1 2 0 |34 К доплате по сроку 3 0 5 6 0

Налог на добавленную стоимость, (руб.)

26 Реализация без НДС 1 1 8 4 2 0 0 0 |з5 Начислено НДС (всего) 2 1 3 1 5 6 0

36 Реализация по ставке 18% 1 1 8 4 2 0 0 0 [37 НДС со ставкой 18% 2 1 3 1 5 6 0

38 Реализация по ставке 10% |39 НДС со ставкой 10%

40 Реализация по ставке 0% 41 Возмещение НДС 1 5 8 0 3 7 0

42 Реализация на экспорт 43 НДС к уплате в I квартале 5 5 1 1 9 0

44 Уплачен аванс 3 6 7 4 6 0 45 НДС к доплате по сроку 1 8 3 7 3 0

Налог на имущество (руб.)

46 | Среднегод. стоим. имущ. |2 ¡5 |1 |8 |2 |7 |8 | Оплачен аванс | | | | | | 48]Налог к доплате |1 |3 |8 |5 |0

49 | Итого начисл. налогов за I кв. 1 5 4 3 9 5 6 50] Задолженность или переплата за прошлый отчетный период

51 | Уплачен аванс 1 0 4 9 0 8 4 52 | Подлежит доплате по сроку 4 8 7 2

Должность Фамилия Имя Отчество Подпись Дата Телефон

Руководитель

Гл. бухгалтер

Заполняется работником налогового органа

Сведения о представлении налоговой декларации Сведения о проведении камеральной проверки

Данная декларация представлена (нужное отметить V) Лично Д По почте П Уполномоченным представителем Камеральная проверка проведена Информация об уплате налогов по данным ГНИ (при отсутствии недоплаты и переплаты ставят прочерк)

Налог Недоплата Переплата

Дата представления декларации ЕСН

НДФЛ

Зарегистрирована за № Налог на прибыль

НДС

Налог на имущество

Страховка от травм.

сь а

Фамилия И.О. Подпи Да

Наша справка

В статистическом сборнике «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007» (Росстат. М., 2007. - 991 с.) сказано, что в 2006 г. в России проживало 142,2 млн чел. (С. 56), среднедушевые денежные доходы населения равнялись 10183 руб. в месяц (С. 157), средний размер назначенных месячных пенсий на конец 2006 г. составил 2841,6 руб. (С. 161), пенсионеров было 38325 тыс. чел. (С. 163).

Любопытно, что среднедушевые денежные доходы от 8000,1 руб. до 12000 руб. в месяц (то есть в интервале отклонения от среднедушевых доходов от минус 21,4% до плюс 17,8%) имели лишь 19,8% россиян (С. 174).

По данным Росстата, оплата труда наемных работников в России в 2006 г. составила 11816, 1 млрд руб. (рис. 1). В эту сумму включена скрытая оплата работников в размере 3184,4 млрд руб., что составляет 26,9% всей суммы оплаты труда наемных работников (в 1999 г. было 27,2%, в 2001 г. -25,8%, в 2003 г. - 24,0%).

В 2006 г. сальдо заработной платы, полученной россиянами за границей и выплаченной в России нерезидентам, оказалось отрицательным - минус 118,7 млрд руб.12

Рис. 1. Оплата труда наемных работников в РФ в 1999-2006 гг., млрд руб.

12 См.: Национальные счета России в 1999-2006 годах. Стат. сб. М.: Росстат. 2007. С. 18.

В общей сумме доходов россиян на долю оплаты труда (без скрытой формы оплаты) в 2006 г. приходилось 12% (рис. 2).

Другие доходы, включая Доходы от

скрытую заработную предпршшэтетьсгай

плату — 27 4 деятельности — 11,1

Рис. 2. Структура денежных доходов насления РФ в 2006 г., %

«ЭКО»-информ

Среднедушевые денежные доходы населения Сибирского федерального округа в июне 2008 г.

Регион Руб.

Россия 15551,8

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай 10895,1

Республика Бурятия 11517,2

Республика Тыва 8006,4

Республика Хакасия 9639,1

Алтайский край 9503,7

Забайкальский край 10921,2

Красноярский край 16002,1

Иркутская область 13863,6

Кемеровская область 15553,7

Новосибирская область 13714,5

Омская область 13357,9

Томская область 14842,8

Источник: Новосибирскстат E-mail: oblstat@novosibstat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.