DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_20 УДК 349.3
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ Legislative prerequisites for the implementation by the Government of the Russian Federation of the powers of state support for participants in a special military operation
НАЗАРОВА Ирина Сергеевна,
кандидат юридических наук, доцент,
начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. E-mail: [email protected];
ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. E-mail: [email protected];
NAZAROVA Irina Sergeevna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,
Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command) St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: [email protected];
SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospekt, 149. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В представленном исследовании проводится анализ некоторых полномочий Правительства Российской Федерации в отношении участников специальной военной операции по предоставлению им мер государственной поддержки.
Abstract: The presented study analyzes some of the powers of the Government of the Russian Federation in relation to participants in a special military operation to provide them with state support measures.
Ключевые слова: специальная военная операция; Правительство Российской Федерации; меры государственной поддержки.
Keywords: special military operation; Government of the Russian Federation; state support measures.
Для цитирования: Назарова И.С., Шевченко К.В. Законодательные предпосылки реализации Правительством Российской Федерации полномочий по государственной поддержке участников специальной военной операции // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 20-23. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_20.
For citation: Nazarova I.S., Shevchenko K. V. Legislative prerequisites for the implementation by the Government of the Russian Federation of the powers of state support for participants in a special military operation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 20-23. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_20.
Статья поступила в редакцию: 01.08.2023
Актуальность представленных научных материалов обусловлена не только необходимостью особой государственной поддержки участников специальной военной операции, но и принятием конституционных поправок в 2020 году, направленных на поддержание приоритета прав и свобод человека и гражданина и раскрывающихся, в том числе, в содержании текста нового федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»1.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» регламентируется, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области социального обеспечения2, поддержки и в иных сферах3.
Обратим внимание на такой принцип деятельности Правительства Российской Федерации, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина4, который, если следовать логике статьи 2 Конституции Российской Федерации, является ключевым в сфере деятельности высшего органа исполнительной власти.
1 Григонис, В. П. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства / В. П. Григонис, Н. Ю. Немова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 39-44. - EDN KEWNXE.
2 Зименко, А. А. Актуальные вопросы правового регулирования безопасности военной службы в органах исполнительной власти Российской Федерации / А. А. Зименко, А. В. Эльмурзаев, Д. А. Меньшиков // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1 (50). - С. 49-53. - EDN DDNHKM.
3 Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. -2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.
4 Григонис, В. П. Полномочия военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации в условиях обеспечения режима чрезвычайного положения / В. П. Григонис, Н. В. Носов, Н. В. Зубарев // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 7(300). - С. 64-71. - EDN HZBXYD.
Исследуя полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью следует сделать акцент на таких полномочиях, как:
1) участие в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества1 и государства2;
2) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина3 (статья 23 ФКЗ № 4-ФКЗ).
В области обеспечения обороны страны и безопасности государства4 Правительство Российской Федерации наделено такими полномочиями, как:
1) осуществление мер по защите суверенитета5 и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение обороны страны и безопасности государства6;
2) обеспечение предоставления социальных гарантий военнослужащим7 и иным лицам8, привлекаемым в соответствии с федеральными законами к обороне страны или обеспечению безопасности государства9 (статья 24 ФКЗ № 4-ФКЗ).
Основываясь на анализе представленных законодательных предписаний, а также с учетом того, что мы придерживаемся мнения о включении в состав полномочий органа публичной власти не только прав, но и обязанностей, можно сделать вывод о том, что Правительство Российской Федерации обязано принимать меры, направленные на поддержку участников специальной военной операции.
О таких мерах далее пойдет речь в настоящем исследовании.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2023 № 1294 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855» упрощен порядок предоставления страховых выплат в случае гибели военнослужащих и сотрудников силовых ведомств в ходе специальной военной операции.
Такой порядок приведен в соответствие с федеральными законами от 18.03.2023 № 69-ФЗ и от 14.04.2023 № 118-ФЗ.
Проектом постановления Правительства Российской Федерации предполагается изменение правил расчета среднего заработка для больничного для мобилизованных.
Так, разработчик указанного проекта - Минтруд России предлагает рассчитывать средний дневной заработок, из 730 дней, на которые будет делиться заработок за расчетный период, после чего необходимо будет вычитать периоды приостановления трудового договора по статье 351.7 ТК РФ или службы по статье 53.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
Здесь речь идет о договорах и контрактах с работниками и государственными служащими:
призванными на военную службу по мобилизации;
заключившими контракт на основании пункта 7 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ либо контракт о добровольном содействии Вооруженным силам Российской Федерации.
Предполагается, что правила будут действовать до 1 сентября 2027 года10.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2023 № 306 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 475» закреплен порядок предоставления членам семей погибших (умерших) граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, компенсационных выплат.
Указанным актом установлено, что при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период должны быть предусмотрены средства, необходимые для предоставления компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг в том числе членам семей погибших (умерших) граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании
1 Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.
2 Назарова, И. С. Проблемы укрепления исполнительной власти в Российской Федерации : Учебное пособие / И. С. Назарова, В. М. Шеншин. - Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2016. - 88 с. - EDN WDRQMT.
3 Шеншин, В. М. Установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления дополнительных социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей / В. М. Шеншин, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 5(298). - С. 45-53. - EDN TYJRVW.
4 Бондуровский, В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.
5 Грешных, А. А. Механизм правового регулирования региональной общественной безопасности на Северо-западе России как фактор обеспечения национальной безопасности / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 2. - С. 14-19. - DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-14-19.
- EDN AOSFJA.
6 Новокшонов, Д. В. О дополнительных социальных гарантиях и компенсациях, предоставляемых членам семей военнослужащих войск национальной гвардии, устанавливаемых субъектами Российской Федерации / Д. В. Новокшонов, В. М. Шеншин, Л. А. Шеншина // Военное право. - 2022. - № 6(76). - С. 109-117. - EDN PAAGQA.
7 Шеншин, В. М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности / В. М. Шеншин. - Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. - 202 с. - ISBN 978-5-6048482-9-6. - EDN CCFOMJ.
8 Назарова, И. С. О правовом регулировании предоставления социальных гарантий гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации / И. С. Назарова, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2023. - № 2(307). - С. 57-67.
- EDN HZCCTM.
9 Грешных, А. А. О некоторых тенденциях развития российского права, направленных на защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 5. - С. 8-11. - DOI 10.18572/1813-1247-2021-5-8-11. - EDN RLHBFK.
10 Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=138695)
Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории, с учетом расходов по их доведению до получателей.
Предусматривается, что внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2023 № 307 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» конкретизирует и раскрывает порядок финансирования расходов на погребение погибших (умерших) при выполнении задач в области обороны в составе добровольческих формирований.
Анализируемым правовым актом установлено, в частности, что за счет средств соответствующих федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов) осуществляется погребение погибших (умерших) в том числе при выполнении отдельных задач в области обороны в составе добровольческих формирований, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Оплата услуг по погребению производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 48000 рублей, а в городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - 66000 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2023 № 245 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утвержден порядок оказания медицинской помощи гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях.
На указанных лиц распространено действие постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1093, от 1 декабря 2020 г. № 1980.
Добровольцы смогут получить бесплатную медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатное обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями по назначению врача в военно-медицинских организациях Министерства обороны Российской Федерации.
Медицинская помощь1 указанным лицам оказывается в плановой, экстренной и неотложной формах.
Также, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2023 № 15 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 г. № 1874» предусмотрено, что мобилизованные предприниматели освобождены от необходимости предоставлять обязательную статистическую отчетность на период прохождения военной службы.
ФНС России будет представлять в Росстат информацию о мобилизованных лицах и об организациях, в которых мобилизованное лицо является единственным учредителем (участником) и одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2522 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 г. № 1933 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что доходы мобилизованных граждан не будут учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка
Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 г. № 1933 «Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 № 1933 «Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации» раскрывается, что доходы граждан, призванных по мобилизации2 на военную службу3, не будут учитываться при оценке нуждаемости их семей для получения мер социальной поддержки.
Этим актом, в частности, устанавливаются особенности расчета среднедушевого дохода семьи для оказания государственной социальной помощи в случаях, когда рассчитанная величина меньше прожиточного минимума на человека в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Назначение мер социальной поддержки, а также оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта с учетом установленных особенностей осуществляется сроком на 6 месяцев.
Документы (сведения), необходимые для подтверждения факта призыва на военную службу по мобилизации, представляются заявителем самостоятельно.
В рамках проведенного исследования представляется целесообразным сделать вывод о том, что в настоящее время создаются законодательные предпосылки для реализации Правительством Российской Федерации возложенных на него Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочий в сфере обеспечения проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области социального обеспечения.
1 Назарова, И. С. Специфика реализации права сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей на охрану здоровья и предоставление им медицинской помощи / И. С. Назарова // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2023. - № 8(313). - С. 113-121. - EDN IOCLAL.
2 Шеншин, В. М. О роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и войск национальной гвардии Российской Федерации в реализации возложенных на них полномочий при объявлении мобилизации / В. М. Шеншин // Военное право. - 2022. - № 6(76). - С. 90-96. - EDN TWMSIR.
3 Военное право / А. В. Кудашкин, В. К. Аулов, В. В. Бараненков [и др.]. Том II. - Москва : Центр правовых коммуникаций, 2021. - 888 с. - ISBN 978-5-6042565-2-7. - EDN WODYTL.
Библиогра фия:
1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1 -35-61. - EDN LFJJYR.
2. Бондуровский, В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.
3. Военное право / А. В. Кудашкин, В. К. Аулов, В. В. Бараненков [и др.]. Том II. - Москва : Центр правовых коммуникаций, 2021. - 888 с. - ISBN 9785-6042565-2-7. - EDN WODYTL.
4. Грешных, А. А. Механизм правового регулирования региональной общественной безопасности на Северо-западе России как фактор обеспечения национальной безопасности / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 2. - С. 14-19. - dOi 10.24412/2073-0454-2021-2-14-19. - EDN AOSFJA.
5. Грешных, А. А. О некоторых тенденциях развития российского права, направленных на защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 5. - С. 8-11. - DOI 10.18572/18131247-2021 -5-8-11. - EDN RLHBFK.
6. Григонис, В. П. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства / В. П. Григонис, Н. Ю. Немова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 39-44. - EDN KEWNXE.
7. Григонис, В. П. Полномочия военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации в условиях обеспечения режима чрезвычайного положения / В. П. Григонис, Н. В. Носов, Н. В. Зубарев // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 7(300). - С. 6471. - EDN HZBXYD.
8. Зименко, А. А. Актуальные вопросы правового регулирования безопасности военной службы в органах исполнительной власти Российской Федерации / А. А. Зименко, А. В. Эльмурзаев, Д. А. Меньшиков // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1 (50). - С. 49-53. - EDN DDNHKM.
9. Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.
10. Назарова, И. С. О правовом регулировании предоставления социальных гарантий гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации / И. С. Назарова, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. -2023. - № 2(307). - С. 57-67. - EDN HZCCTM.
11. Назарова, И. С. Проблемы укрепления исполнительной власти в Российской Федерации : Учебное пособие / И. С. Назарова, В. М. Шеншин. -Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2016. - 88 с. - EDN WDRQMT.
12. Назарова, И. С. Специфика реализации права сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей на охрану здоровья и предоставление им медицинской помощи / И. С. Назарова // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2023. - № 8(313). - С. 113-121. -EDN IOCLAL.
13. Новокшонов, Д. В. О дополнительных социальных гарантиях и компенсациях, предоставляемых членам семей военнослужащих войск национальной гвардии, устанавливаемых субъектами Российской Федерации / Д. В. Новокшонов, В. М. Шеншин, Л. А. Шеншина // Военное право. - 2022. - № 6(76). - С. 109-117. - EDN PAAGQA.
14. Шеншин, В. М. О роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и войск национальной гвардии Российской Федерации в реализации возложенных на них полномочий при объявлении мобилизации / В. М. Шеншин // Военное право. - 2022. - № 6(76). - С. 90-96. - EDN TWMSIR.
15. Шеншин, В. М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности / В. М. Шеншин. - Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. - 202 с. - ISBN 978-5-6048482-9-6. - EDN CCFOMJ.
16. Шеншин, В. М. Установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления дополнительных социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей / В. М. Шеншин, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 5(298). - С. 45-53. - EDN TYJRVW.
References:
1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1 -35-61. - EDN LFJJYR.
2. Bondurovsky, V. V. Tasks solved by the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization in the conditions of transformation of challenges and threats to security / V. V. Bondurovsky, S. V. Pospelov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 29-36. - EDN EMOWWT.
3. Military law / A.V. Kudashkin, V. K. Aulov, V. V. Baranenkov [et al.]. Volume II. - Moscow : Center for Legal Communications, 2021. - 888 p. - ISBN 978-5-60425652-7. - EDN WODYTL.
4. Greshnykh, A. A. The mechanism of legal regulation of regional public security in the North-West of Russia as a factor of ensuring national security / A. A. Greshnykh, N. I. Utkin, V. M. Shenshin // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 2. - PP. 14-19. - DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-14-19. -EDN AOSFJA.
5. Greshnykh, A. A. On some trends in the development of Russian law aimed at protecting the sovereignty and territorial integrity of the Russian Federation / A. A. Greshnykh, N. I. Utkin, V. M. Shenshin // State power and local self-government. - 2021. - No. 5. - pp. 8-11. - DOI 10.18572/1813-1247-2021-5-8-11. - EDN RLHBFK.
6. Grigonis, V. P. Constitutional amendments adopted in 2020 as a factor increasing the security of the state / V. P. Grigonis, N. Y. Nemova // Right. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 3(56). - Pp. 39-44. - EDN KEWNXE.
7. Grigonis, V. P. The powers of servicemen and employees of the National Guard troops of the Russian Federation in the conditions of ensuring the state of emergency / V. P. Grigonis, N. V. Nosov, N. V. Zubarev // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2022. - № 7(300). - Pp. 64-71. - EDN HZBXYD.
8. Zimenko, A. A. Topical issues of legal regulation of the security of military service in the executive authorities of the Russian Federation / A. A. Zimenko, A.V. Elmur-zaev, D. A. Menshikov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 1 (50). - Pp. 49-53. - EDN DDNHKM.
9. Iroshnikov, D. V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D. V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). -Pp. 11-22. - EDN WCAYMY.
10. Nazarova, I. S. On the legal regulation of the provision of social guarantees to citizens of the Russian Federation called up for military service on mobilization in the Armed Forces of the Russian Federation / I. S. Nazarova, L. A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military-legal Review. - 2023. - № 2(307). - Pp. 57-67. - EDN HZCCTM.
11. Nazarova, I. S. Problems of strengthening executive power in the Russian Federation: A textbook / I. S. Nazarova, V. M. Shenshin. - Belgorod : Epicenter Limited Liability Company, 2016. - 88 p. - EDN WDRQMT.
12. Nazarova, I. S. Specifics of the realization of the right of employees of the National Guard troops of the Russian Federation and their family members to protect health and provide them with medical care / I. S. Nazarova // Law in the Armed Forces - Military Legal Review. - 2023. - № 8(313). - Pp. 113-121. - EDN IOCLAL.
13. Novokshonov, D. V. On additional social guarantees and compensations provided to family members of servicemen of the National Guard troops established by the subjects of the Russian Federation / D. V. Novokshonov, V. M. Shenshin, L. A. Shenshina // Military law. - 2022. - № 6(76). - Pp. 109-117. - EDN PAAGQA.
14. Shenshin, V. M. On the role of state authorities of the subjects of the Russian Federation, local self-government bodies and troops of the National Guard of the Russian Federation in the exercise of their powers when declaring mobilization / V. M. Shenshin // Military law. - 2022. - № 6(76). - Pp. 90-96. - EDN TWMSIR.
15. Shenshin, V. M. Rosgvardiya as a subject of ensuring state and public security in the field of administrative and jurisdictional activities / V. M. Shenshin. - Belgorod : Epicenter Limited Liability Company, 2022. - 202 p. - ISBN 978-5-6048482-9-6. - EDN CCFOMJ.
16. Shenshin, V. M. Establishment by state authorities of the subjects of the Russian Federation, local self-government bodies of additional social guarantees and compensations to servicemen, citizens of the Russian Federation discharged from military service, and their family members / V. M. Shenshin, L. A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military-legal Review. - 2022. - № 5(298). - Pp. 45-53. - EDN TYJRVW.