Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ'

ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1475
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ПРИЗНАКИ / СИСТЕМА / ФУНКЦИИ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко К.В.

В статье рассматривается государство, которое неизменно признается фундаментальным социальным институтом. Государство как социальный институт оказывает непосредственное влияние на жизнь общества через установление правовых норм, определяющих рамки социального положения граждан. К тому же, государство является основным носителем политической власти. Оно осуществляет регулирование и контроль всех социальных процессов с целью поддержания комфортного существования граждан и общества в целом. Понятие «социальный институт» с точки зрения науки социологии лежит в основе социологического анализа разных явлений и процессов. Их круг очень широк, поэтому в настоящее время отсутствует единый подход к определению данного понятия разными учеными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевченко К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AS A SOCIAL INSTITUTION

The article considers the state, which is invariably recognized as a fundamental social institution. The State as a social institution has a direct impact on the life of society through the establishment of legal norms that define the framework of the social status of citizens. In addition, the state is the main carrier of political power. It regulates and controls all social processes in order to maintain a comfortable existence of citizens and society as a whole. The concept of "social institution" from the point of view of the science of sociology is the basis of the sociological analysis of various phenomena and processes. Their circle is very wide, so there is currently no unified approach to the definition of this concept by different scientists.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_10 УДК 316.334.3:321

ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ The State as a social institution ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;

SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospekt, 149. E-mail: kirill_55@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается государство, которое неизменно признается фундаментальным социальным институтом. Государство как социальный институт оказывает непосредственное влияние на жизнь общества через установление правовых норм, определяющих рамки социального положения граждан. К тому же, государство является основным носителем политической власти. Оно осуществляет регулирование и контроль всех социальных процессов с целью поддержания комфортного существования граждан и общества в целом. Понятие «социальный институт» с точки зрения науки социологии лежит в основе социологического анализа разных явлений и процессов. Их круг очень широк, поэтому в настоящее время отсутствует единый подход к определению данного понятия разными учеными.

Abstract: The article considers the state, which is invariably recognized as a fundamental social institution. The State as a social institution has a direct impact on the life of society through the establishment of legal norms that define the framework of the social status of citizens. In addition, the state is the main carrier of political power. It regulates and controls all social processes in order to maintain a comfortable existence of citizens and society as a whole. The concept of "social institution" from the point of view of the science of sociology is the basis of the sociological analysis of various phenomena and processes. Their circle is very wide, so there is currently no unified approach to the definition of this concept by different scientists.

Ключевые слова: государство, социальный институт, признаки, система, функции, общество.

Keywords: state, social institution, signs, system, functions, society.

Для цитирования: Шевченко К.В. Государство как социальный институт // Аграрное и земельное право. 2023. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_10.

For citation: Shevchenko K.V. The state as a social institution // Agrarian and Land Law. 2023. No. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_10.

Статья поступила в редакцию: 10.07.2023

Понятием «социальный институт» можно характеризовать различные процессы и явления в обществе. Совокупность данных институтов отражает организацию общественной жизни в целом1. Существует несколько подходов к определению понятия «социальный институт»: нормативный подход: социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, которые регулируют различные сферы человеческой деятельности и организовывают их в систему ролей и статусов; информационный подход: социальный институт рассматривается как особое знание, которое вырабатывалось многими поколениями людей, в настоящее время усвоено ныне живущими поколениями и содержит рекомендуемые нормы поведения2; функциональный подход: любой социальный институт это устойчивая структура, выполняющая определенный функции, а именно социальные действия. Это объединение людей, выполняющее специфические функции по удовлетворению общих потребностей и интересов. Социальные институты играют важную роль в социальном управлении и контроле. Они руководят членами общества через систему санкций, путем запретов и поощрений. К тому же, социальные институты в определенных видах деятельности гарантируют свободы членам данных групп.

Еще одним критерием для обозначения понятия «социальный институт» является его внешняя и внутренняя структура. Так внешний социальный институт - это совокупность лиц, организаций, учреждений, которые обладают определенными материальными средствами и выполняют свою конкретную социальную функцию. С внутренней или содержательной стороны социальный институт можно характеризовать как систему стандартов поведения конкретных лиц в определенных ситуациях.

Таким образом, социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни.

Каждый социальный институт включает в себя: цели деятельности и конкретные функции, обеспечивающие ее достижение; набор социальных статусов и ролей; нормы, правила и образцы поведения; систему санкций, которая регулируют поведение человека путем поощрения или подавления отклоняющегося поведения. Государство является важнейшим социальным институтом. В нем четко выделяется социальная стратификация, выявляются социальные статусы и позиции, присутствует четкое разделение на управляющую и управляемую подсистему. Государство содержит в себе все признаки и функции социального института. Оно осуществляет наиболее важную социальную функцию, которая состоит в создании механизма контроля над полным обеспечением всех социальных функций данного общества и управляет работой этого механизма.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально - экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Как социальный институт государство обладает определенными признаками, присущими только ему3. Именно

1 Шеншин, В. М. Социальный запрос общества как неологизм уголовно-экологической политики / В. М. Шеншин // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 10(95). - С. 236-244. - DOI 10.17803/1994-1471.2018.95.10.236-244. - EDN YOICCL.

2 Немова, Н. Ю. Влияние конституционных норм на взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации / Н. Ю. Немова, В. П. Григонис // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 3(52). - С. 52-58. - EDN OMKRQM.

3 Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. -2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

№ 7(223). С. 10-12. 7(223). pp. 10-12.

Теоретико-исторические правовые науки

эти признаки подчеркивают уникальность государства и его преимущества перед другими социальными институтами. К таким признакам относятся: наличие властных полномочий, которыми государство и его представители могут пользоваться на законных основаниях. Ими наделены государственные органы, учреждения и организации, которые существуют в виде системы и которые несут ответственность за поддержание правопорядка и усиление роли государства в жизни каждого члена общества; все государственные органы, учреждения и организации осуществляют свою деятельность, в том числе и в ходе реализации социальных функций1, в соответствии с принципами справедливости, гуманности и толерантности; государство обладает системой нормативно правовых актов, которыми самостоятельно может распоряжаться, то есть принимать, изменять и отменять; государство, как социальный институт, обладает определенной территорией, за пределы которой не может выходить его власть, иначе это будет расцениваться как захват чужой территории и может привести к неблагоприятным последствиям в виде войны2.

Изучение функционального репертуара социальных институтов является важной задачей ряда общественных наук, так как это необходимо для предотвращения дисфункциональности социальной системы, которая имеет место в современном мире.

Исследователи в центр своего внимания нередко ставят такой социальный институт как государство. В настоящее время среди ученых нет единого мнения относительно определения понятия функционального репертуара государства или функций государства. Так, с точки зрения А.А. Дембицкого функции государства - это некий эффект, производимый деятельностью государства, обнаруживаемый вовне, в социальной среде, в обществе. Функции государства можно определить как роль, которую государство выполняет для реализации потребностей общества как системы более высокого уровня организации или интересов составляющих классов, социальных групп, отдельных индивидов3.

Еще одно мнение выражает Е.Ю. Добрынин, он говорит, что функции государства - это его обязанности, определенный круг деятельности, назначение и роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме.4 Также, по мнению А.А. Куковского, функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению обществом, решению стоящих перед государством задач, достижению его

5

целей, в которых находит свое отражение его сущность и социальное назначение.

Необходимо отметить, что ни один социальный институт, который можно было бы приравнять по статусу к институту государства, не обладает подобными возможностями и соответствующим регулятивным и стабилизационным потенциалом, поэтому можно сказать, что функциональный репертуар данного института уникален. Основной задачей государства, по мнению некоторых ученых, является обеспечение и защита прав и свобод граждан, а, следовательно, поддержание нормального функционирования всех органов государственной власти. Однако с этим определением можно поспорить, так как оно относится только к демократическим государствам.

Итак, функциональный репертуар государства состоит из внешних и внутренних функций. К внешним функциям относится: внешнеполитическая (поддержание дружественных отношений с другими государствами, отстаивание государственных интересов на международной арене); внешнеэкономическая (обеспечение деятельности национальных экономических субъектов за рубежом, развитие взаимовыгодного сотрудничества); военная (обеспечение обороны собственной страны, участие в решении глобальных проблем, обеспечение суверенитета6 и безопасности)7.

Внутренние функции - это такие функции, которые касаются положения внутри страны. К ним относятся: экономическая (регулирование экономической деятельности, производство общественных благ); социальная (поддержка здравоохранения, просвещения, семьи, различных слоев населения); культурно-воспитательная (создание условий, которые могли бы удовлетворить культурные запросы людей, духовно-нравственное воспитание, поддержка и развитие образования, науки и культуры); политическая (защита конституционного строя государства, обеспечение правопорядка и законности, правоохранительная деятельность, поддержание политической стабильности).

Таким образом, функциональный репертуар - это важный элемент любого института. Именно он определяет, какое место данный институт занимает в обществе. Государство обладает всеми социальными функциями. Как верховный социальный институт оно способно поддержать стабильную и комфортную обстановку в обществе.

В заключении необходимо еще раз отметить, что государство является наиболее крупным социальным институтом, так как обладает всеми его признаками, а также признаками, свойственными только ему. К тому же государство как социальный институт может включать в себя ряд других важных социальных институтов.

Каждый социальный институт обладает функциональным репертуаром, который определяет место и роль института в обществе. Государство выполняет ряд общесоциальных функций, без которых невозможно существование любого общества. К таким функциям относятся: вопросы организации здравоохранения, образования8, социального обеспечения1, средства связи и транспорта, задачи по борьбе с преступностью, эпидемиями, по обеспечению мира и другие. Эти функции направлены, прежде всего, на комфортное проживание и безопасность всех

1 Шеншин, В. М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности / В. М. Шеншин. - Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. - 202 с. - ISBN 978-5-6048482-9-6. - EDN CCFOMJ.

2 Уткин, Н. И. Соблюдение законности и правопорядка как фактор поддержки граждан, участвующих на добровольных началах в защите Государственной границы Российской Федерации / Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Вестник экономической безопасности. - 2022. - № 2. - С. 179-183. - DOI 10.24412/2414-3995-2022-2-179-183. - EDN CNAKOE.

3 Дембицкий А.А. Понятие функции государства: сущность и определение // Ученые записки Орловского гос. ун-та. 2014. № 4. с. 236—239.

4 Добрынин Е.Ю. К вопросу о понимании функции государства // Вестник ЮУ РГУ. 2007. №4. С. 11.

5 Куковский А.А. Некоторые вопросы определения понятия «функции государства» // Вестник ЮУ РГУ. 2009. №19. С. 6-8.

6 Грешных, А. А. Механизм правового регулирования региональной общественной безопасности на Северо-западе России как фактор обеспечения национальной безопасности / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 2. - С. 14-19. - DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-14-19. - EDN AOSFJA; Грешных, А. А. О некоторых тенденциях развития российского права, направленных на защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 5. - С. 8-11. - DOI 10.18572/1813-1247-2021-5-8-11. - EDN RLHBFK.

7 Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY; Колесник, А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности Союзного государства: состояние и пути совершенствования / А. А. Колесник // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 42-51. - EDN PEGZWE.

8 Шеншина, Л. А. О некоторых особенностях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федера-

членов общества, а также на удовлетворение их потребностей. Общесоциальное предназначение государства состоит в том, что оно является инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, возникших в обществе, разрешения конфликтов между слоями населения, путем поиска согласий и уступок.

Таким образом, на основе всего вышесказанного, государство, несомненно, можно назвать наиболее крупным и важным социальным институтом.

Библиогра фия:

1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

2. Виниченко, Л. А. Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе взаимодействия с учреждениями социума : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Виниченко Людмила Александровна. - Белгород, 2009. - 231 с. - EDN QEIOBL.

3. Грешных, А. А. Механизм правового регулирования региональной общественной безопасности на Северо-западе России как фактор обеспечения национальной безопасности / А. А. Грешных, Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 2. - С. 14-19. - DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-14-19. - EDN AOSFJA.

4. Грешных, А.А. О некоторых тенденциях развития российского права, направленных на защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации / А.А. Грешных, Н.И. Уткин, В.М. Шеншин // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 5. С. 8-11. DOI 10.18572/1813-1247-2021-5-8-11. - EDN RLHBFK.

5. Дембицкий А.А. Понятие функции государства: сущность и определение // Ученые записки Орловского гос. ун-та. 2014. № 4.

6. Добрынин Е.Ю. К вопросу о понимании функции государства // Вестник ЮУ РГУ. 2007. №4.

7. Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 11 -22. - EDN WCAYMY.

8. Колесник, А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности Союзного государства: состояние и пути совершенствования / А. А. Колесник // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 42-51. - EDN PEGZWE.

9. Куковский А.А. Некоторые вопросы определения понятия «функции государства» // Вестник ЮУ РГУ. 2009. №19.

10. Назарова, И. С. Актуальные аспекты правового положения детей-сирот в Российской Федерации / И. С. Назарова, А. С. Павлык, Л. А. Шеншина // Закон и право. - 2023. - № 2. - С. 78-81. - DOI 10.56539/20733313_2023_2_78. - EDN QENLAQ.

11. Назарова, И. С. О правовом регулировании предоставления социальных гарантий гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации / И. С. Назарова, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. -2023. - № 2(307). - С. 57-67. - EDN HZCCTM.

12. Немова, Н. Ю. Влияние конституционных норм на взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации /

H. Ю. Немова, В. П. Григонис // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 3(52). - С. 52-58. - EDN OMKRQM.

13. Уткин, Н. И. Соблюдение законности и правопорядка как фактор поддержки граждан, участвующих на добровольных началах в защите Государственной границы Российской Федерации / Н. И. Уткин, В. М. Шеншин // Вестник экономической безопасности. - 2022. - № 2. - С. 179-183. - DOI 10.24412/2414-3995-20222-179-183. - EDN CNAKOE.Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: Логос, 2000. — 302 с.

14. Шеншин, В. М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности / В. М. Шеншин. - Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. - 202 с. - ISBN 978-5-6048482-9-6. - EDN CCFOMJ.

15. Шеншин, В. М. Социальный запрос общества как неологизм уголовно-экологической политики / В. М. Шеншин // Актуальные проблемы российского права. -2018. - № 10(95). - С. 236-244. - DOI 10.17803/1994-1471.2018.95.10.236-244. - EDN YOICCL.

16. Шеншина, Л. А. О некоторых особенностях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации / Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2022. № 9(302). - С. 36-43. - EDN BDCFSX.

17. Шеншина, Л. А. Социальные гарантии курсантов ВУЗов системы МЧС России из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 10(303). - С. 60-64. - EDN DMJTXR.

References:

I. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1 -35-61. - EDN LFJJYR.

2. Vinichenko, L.A. Formation of a socially adapted personality of an orphanage pupil in the process of interaction with institutions of the society: specialty "General pedagogy, history of pedagogy and education": dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Vinichenko Lyudmila Aleksandrovna. - Belgorod, 2009. - 231 p. - EDN QEIOBL.

3. Greshnykh, A.A. The mechanism of legal regulation of regional public security in the North-West of Russia as a factor of ensuring national security / A.A. Greshnykh, N.I. Utkin, V.M. Shenshin // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No.2. - PP.14-19. - DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-14-19. - EDN AOSFJA.

4. Greshnykh, A. A. On some trends in the development of Russian law aimed at protecting the sovereignty and territorial integrity of the Russian Federation / A. A. Greshnykh, N. I. Utkin, V. M. Shenshin // State power and local self-government. - 2021. - No. 5. - pp. 8-11. - DOI 10.18572/1813-1247-2021-5-8-11. - EDN RLHBFK.

5. Dembitsky A.A. The concept of the function of the state: the essence and definition // Scientific notes of the Orel State University. 2014. № 4.

6. Dobrynin E.Yu. On the question of understanding the function of the State // Bulletin of YUU RSU. 2007. No. 4.

7. Iroshnikov, D. V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D. V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). -Pp. 11-22. - EDN WCAYMY.

8. Kolesnik, A. A. Conceptual foundations of ensuring the security of the Union State: state and ways of improvement / A. A. Kolesnik // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 42-51. - EDN PEGZWE.

9. Kukovsky A.A. Some questions of the definition of the concept of "state functions" // Bulletin of the YUU RSU. 2009. No. 19.

10. Nazarova, I. S. Actual aspects of the legal status of orphans in the Russian Federation / I. S. Nazarova, A. S. Pavlyk, L. A. Shenshina // Law and Law. - 2023. - No. 2. - pp. 78-81. - DOI 10.56539/20733313_2023_2_78. - EDN QENLAQ.

11. Nazarova, I. S. On the legal regulation of the provision of social guarantees to citizens of the Russian Federation called up for military service on mobilization into the Armed Forces of the Russian Federation / I. S. Nazarova, L. A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military-Legal Review. - 2023. - № 2(307). - Pp. 57-67. - EDN HZCCTM.

12. Nemova, N. Y. The influence of constitutional norms on the relationship between state authorities and local self-government in the Russian Federation / N. Y. Ne-mova, V. P. Grigonis // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 3(52). - Pp. 52-58. - EDN OMKRQM.

13. Utkin, N. I. Observance of law and order as a factor of support for citizens participating on a voluntary basis in the protection of the State border of the Russian Federation / N. I. Utkin, V. M. Shenshin // Bulletin of Economic Security. - 2022. - No. 2. - PP. 179-183. - DOI 10.24412/2414-3995-2022-2-179-183. - EDN CNAKOE.Kharcheva V. Fundamentals of sociology: Textbook for students of secondary specialized educational institutions. — M.: Logos, 2000. — 302 p.

14. Shenshin, V. M. Rosgvardiya as a subject of ensuring state and public security in the field of administrative and jurisdictional activities / V. M. Shenshin. - Belgorod : Epicenter Limited Liability Company, 2022. - 202 p. - ISBN 978-5-6048482-9-6. - EDN CCFOMJ.

15. Shenshin, V. M. Social request of society as a neologism of criminal and environmental policy / V. M. Shenshin // Actual problems of Russian law. - 2018. - № 10(95). - Pp. 236-244. - DOI 10.17803/1994-1471.2018.95.10.236-244. - EDN YOICCL.

16. Shenshina, L. A. On some features of social support for orphans and children left without parental care, persons from among orphans and children left without parental care, persons who lost both parents or a single parent during the training period in the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation / L. A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2022. - № 9(302). - Pp. 36-43. - EDN BDCFSX.

17. Shenshina, L. A. Social guarantees of cadets of universities of the EMERCOM of Russia from the category of orphans and children left without parental care, persons from among orphans and children left without parental care / L. A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2022. - № 10(303). - Pp. 60-64. - EDN DMJTXR.

ции / Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 9(302). - С. 36-43. - EDN BDCFSX; Шеншина, Л. А. Социальные гарантии курсантов ВУЗов системы МЧС России из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 10(303). - С. 60-64. - EDN DMJTXR; Назарова, И. С. О правовом регулировании предоставления социальных гарантий гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации / И. С. Назарова, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2023. - № 2(307). - С. 57-67. - EDN HZCCTM; Назарова, И. С. Актуальные аспекты правового положения детей-сирот в Российской Федерации / И. С. Назарова, А. С. Павлык, Л. А. Шеншина // Закон и право. - 2023. - № 2. - С. 78-81. - DOI 10.56539/20733313_2023_2_78. - EDN QENLAQ.

1 Виниченко, Л. А. Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе взаимодействия с учреждениями социума : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Виниченко Людмила Александровна. - Белгород, 2009. - 231 с. - EDN QEIOBL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.