Научная статья на тему 'МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА'

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова У. С., Шевченко К. В.

Делается вывод, в соответствии с которым административное принуждение следует рассматривать не только как вид государственного принуждения, но и как способ воздействия государства на управляемые объекты (субъекты). Утверждается целесообразность закрепления приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении с обязательной регистрацией его в Минюсте России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF ADMINISTRATIVE COERCION APPLIED BY STATE FIRE SUPERVISION BODIES

The conclusion is made according to which administrative coercion should be considered not only as a type of state coercion, but also as a way of state influence on managed objects (subjects). The expediency of fixing by the order of the head of the federal executive authority the form of the protocol on an administrative offense with its mandatory registration in the Ministry of Justice of the Russian Federation is approved.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_13 УДК 342.92

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА Administrative enforcement measures applied by State fire supervision bodies

СЕМЕНОВА Ульяна Сергеевна,

инспектор отдела нормативно-технического Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым. г. Симферополь, ул. Кечкеметская, 103. E-mail: [email protected];

ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. E-mail: [email protected];

SEMENOVA Ulyana Sergeevna,

Inspector of the Department of Regulatory and Technical Management of Supervisory Activities and Preventive Work The Main Directorate of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the Republic of Crimea. Simferopol, Kechkemetskaya str., 103. E-mail: [email protected];

SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospekt, 149. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Делается вывод, в соответствии с которым административное принуждение следует рассматривать не только как вид государственного принуждения, но и как способ воздействия государства на управляемые объекты (субъекты). Утверждается целесообразность закрепления приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении с обязательной регистрацией его в Минюсте России.

Abstract: The conclusion is made according to which administrative coercion should be considered not only as a type of state coercion, but also as a way of state influence on managed objects (subjects). The expediency of fixing by the order of the head of the federal executive authority the form of the protocol on an administrative offense with its mandatory registration in the Ministry of Justice of the Russian Federation is approved.

Ключевые слова: пожарный надзор; меры принуждения; административное принуждение.

Keywords: fire supervision; coercive measures; administrative coercion.

Для цитирования: Семенова У.С., Шевченко К.В. Меры административного принуждения, применяемые органами государственного пожарного надзора // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 13-16. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_13.

For citation: Semenova U.S., Shevchenko K. V. Administrative enforcement measures applied by state fire supervision bodies // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 13-16. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_13.

Статья поступила в редакцию: 10.07.2023

Нарушения требований пожарной безопасности, в том числе в результате которых произошло возникновение пожара, уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влекут необходимость привлечения виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.4 КоАП РФ1.

С целью осуществления контроля за соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности, в МЧС России созданы и успешно функционируют органы государственного пожарного надзора, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор2.

Для обеспечения общественной безопасности и повышения гарантий защищенности прав граждан, должностные лица органов госу-

3

дарственного пожарного надзора в своей деятельности применяют меры административного принуждения , в том числе и привлечение к административной ответственности. Стоит отметить, что административное принуждение имеет свою специфику.

В настоящее время, в административно-правовой науке не сформирована единая система мер административного принуждения, в связи с чем, в большинстве случаев критериями классификации являются цели применения мер административного принуждения и способ их

4

реализации .

Например, Г.И. Петров предлагал подразделять меры административного принуждения на две группы: административные взыскания, к которым, по мнению автора, относятся «наказательные» меры, и меры административного обеспечения, под которыми понимаются средства

1 Шеншин, В. М. К вопросу об аттестации физических лиц на право проектирования средств пожарной безопасности / В. М. Шеншин, У. С. Семенова // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2023. - № 5(310). - С. 114-118. - EDN URQWUD.

2 Семенова, У. С. Место и роль МЧС России в системе органов исполнительной власти / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2023. - № 3. - С. 12-15. - DOI 10.18572/1813-1247-2023-3-12-15. - EDN М-Ю^.

3 Кайнов, В. И. Понятие и классификация мер административного принуждения / В. И. Кайнов, Л. Г. Кривуля, В. М. Шеншин // Закон и право. - 2023. - № 2. - С. 69-72. -DOI 10.56539/20733313_2023_2_69. - EDN ATGUDD.

4 Шеншин, В. М. Подзаконное регулирование мер государственного принуждения, применяемых должностными лицами Росгвардии в рамках административно-юрисдикционной деятельности / В. М. Шеншин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2021. - № 5. - С. 155-160. - DOI 10.52452/19931778_2021_5_155. - EDN VVDMND.

принудительного воздействия, применяемые в целях предупреждения правонарушений или обеспечения выполнения органами управления возложенных на них обязанностей1.

Позже некоторые авторы пришли к выводу о необходимости выделения самостоятельной группы мер процессуального характера, так как реализация ряда материальных установлений возможна только в процессуальном порядке. Именно для обеспечения этого процессуального порядка и в рамках его осуществления применяются входящие в состав данной правовой формы меры государственного принуждения2.

Административное принуждение включает в себя предупредительные, пресекательные, восстановительные меры и меры администра-

3

тивной ответственности .

В соотношении с мерами, применяемыми сотрудниками полиции, меры административного принуждения, применяемые должностными лицами органов государственного пожарного надзора не так разнообразны.

Существует следующая классификация мер административного принуждения, применяемых органами государственного пожарного

4

надзора .

Первая группа представлена мерами, направленными на предупреждение совершения правонарушения. Такие меры включают в себя профилактические мероприятия, непосредственную надзорную деятельность и иные организационные решения.

Вторая группа мер административного принуждения сформирована мерами административного пресечения, направленными на прекращение противоправных действий и предотвращение наступления вредных последствий от них.

По способу воздействия на правонарушителя меры пресечения классифицированы как общие и специальные. Общие меры характеризуются признаками, которые свойственны всем мерам административного принуждения. Например, вынесение предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований или представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению право-

5

нарушения .

Специальные же меры применяются тогда, как считает Л.Л. Попов, «когда все иные возможные в конкретных условиях способы прекращения особо опасных противоправных действий исчерпаны и нет других средств обеспечения охраны правопорядка и безопасности граждан». Примером специальной меры может быть административное приостановление деятельности юридического лица до полного устранения нарушений требований пожарной безопасности6.

Следует уточнить, что меры административного принуждения применяются с той целью, чтобы понудить лицо соблюдать требования, установленные законодательством. То есть, объектом принуждения является поведение человека, а не его личность, что соответствует положению части 3 статьи 1.6. КоАП7.

Применение мер административного принуждения субъектами административной юрисдикции возможно, как в судебном, так и внесудебном порядке.

Внесудебный порядок применения мер административного принуждения имеет ряд проблем, решение которых способствует совершенствованию алгоритма реагирования органами государственного пожарного надзора на административные правонарушения. В первую очередь, не исключены потенциальные коррупционные риски при принятии решений. Кроме того, внесудебный порядок снижает уровень объективности рассмотрения дел.

Как таковой, единой формы протокола об административном правонарушении не утверждено. Органы исполнительной власти в своей деятельности разрабатывают свои формы8.

В МЧС России такая форма содержится в методических рекомендациях по организации и осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера9.

Однако, в методических рекомендациях по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты10 такая форма отсутствует. Кроме того, типовые формы документов, которые используются должностными лицами при реализации федерального государственного пожарного надзора11, также не устанавливают форму протокола об административном правонарушении. В связи с чем, долж-

1 Семенова, У. С. О требованиях к проектированию систем передачи извещений о пожаре / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 11 (304). - С. 124-128. - EDN PQHULH.

2 Семенова, У. С. О повышении защищенности граждан, их имущества и объектов экономики от пожаров / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах -Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 10(303). - С. 114-119. - EDN DVTWDX.

3 Шеншин, В. М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности / В. М. Шеншин. - Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. - 202 с. - ISBN 978-5-6048482-9-6. - EDN CCFOMJ.

4 Винокуров, В. А. Федеральный государственный пожарный надзор в федеральной территории: исходные начала / В. А. Винокуров, В. А. Штыров // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 70-75. - EDN CFSNFO.

5 Силуянова, Н. М. Повышение правосознания должностных лиц как мера предупреждения чрезвычайных ситуаций / Н. М. Силуянова, В. А. Кириленко // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 2(51). - С. 44-49. - EDN XRXDQN.

6 Семенова, У. С. Разграничение административной ответственности за нарушения требований, предъявляемых к системам обеспечения пожарной безопасности / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 9(302). - С. 120-124. - EDN RIXTRL.

7 Гавриленко, В. А. Сравнительный анализ законодательства государств арктического региона в области возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций / В. А. Гаврилен-ко // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 3(52). - С. 5-9. - EDN IWWVHU.

8 Семенова, У. С. Разграничение административной ответственности за нарушения требований, предъявляемых к системам обеспечения пожарной безопасности / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 9(302). - С. 120-124. - EDN RIXTRL.

9 Семенова, У. С. Проблемы аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 7(300). - С. 120-123. - EDN INUAVE.

10 Семенова, У. С. Особенности привлечения должностными лицами МЧС России виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности / У. С. Семенова, В. М. Шеншин, Л. А. Шеншина // Юрист. - 2022. - № 5. - С. 70-73. - DOI 10.18572/1812-3929-2022-5-70-73. - EDN EWNZCA.

11 Семенова, У. С. О возможности замены административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности обязательным противопожарным страхованием имущества / У. С. Семенова, В. М. Шеншин // Юридический мир. - 2022. - № 1. - С. 57-61. - DOI 10.18572/1811-1475-2022-1-57-61. - EDN XONTE.

ностными лицами допускаются ошибки при составлении протоколов, влекущие за собой отмену применения мер административного принуждения в отношении лица, допустившего нарушение установленных требований.

Судебный порядок применения мер административного принуждения осуществляется по статьям КоАП, рассмотрение которых не входит в полномочия должностных лиц органов государственного пожарного надзора.

Особенность применяемых методов в деятельности органов государственного пожарного надзора определена необходимостью быстрого реагирования должностными лицами на допущенные нарушения, а именно оперативным пресечением противоправного поведения.

В свою очередь, оперативное реагирование затрудняется не только фактами допущения ошибок должностными лицами в рамках административного производства, но и несовершенной нормативно-правовой базой, которая не содержит достаточных положений, необходимых для реализации мер административного принуждения.

Ранее, авторами рассматривался вопрос, когда на законодательном уровне не было закреплено право должностного лица, проверять документ, удостоверяющий личность гражданина. Позднее, в Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», были внесены изменения, согласно которым статья 6.1. предусматривает право должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, при рассмотрении сообщений по фактам пожаров, требовать предъявления документов, удостоверяющих личность граждан, если имеются основания подозревать их в совершении преступления, связанного с пожаром, либо если имеется повод для возбуждения в отношении данных граждан дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности.

Понятие государственного принуждения образовано в связи с тем, что такой вид воздействия осуществляется полномочными представителями от имени государства, в том числе и должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Таким образом, административное принуждение следует рассматривать не только как вид государственного принуждения, но и как способ воздействия государства на управляемые объекты (субъекты).

То есть, административное принуждение представляет собой метод государственного управления, в рамках реализации которого осуществляется непосредственное воздействие органов различных ветвей власти и их полномочных представителей на волю, сознание и деятельность поднадзорных лиц.

Стоит отметить, что административное принуждение как научная проблема достаточно глубоко изучалась учеными и не утратила своей актуальности по сей день.

Сегодня деятельность по контролю и надзору находится в стадии реформы, которая направлена не только на уменьшение количества проводимых контрольных и надзорных мероприятий, а также и на снижение административного давления, в том числе показателей применения мер административного принуждения1.

Согласно информации, содержащейся в ежегодном докладе Президенту Российской Федерации о результатах деятельности, представленном Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, МЧС России в 2021 году было вынесено 56,2 % предупреждений от общего числа административных наказаний в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данная доля уменьшилась на 8,3% от аналогичного показателя за 2020 год. Кроме того, за рассматриваемый период вырос общий размер штрафов, наложенных ведомством, а именно на 0,54 млрд. рублей до 1,22 млрд. рублей. При этом количество случаев причинения вреда субъектами сократилось на 49%.

С целью уменьшения количества отменяемых постановлений об административных правонарушениях, вынесенных государственными инспекторами по пожарном надзору, следует повысить уровень юридической грамотности должностных лиц. Также, целесообразно закрепить приказом руководителя федерального органа исполнительной власти форму протокола об административном правонарушении с обязательной регистрацией в Минюсте России.

Таким образом, меры административного принуждения будут выполнять свою функцию пресечения дальнейших правонарушений без возможности уклонения виновных лиц административной ответственности.

Кроме того, увеличение количества предупредительных мер административного принуждения со стороны органов государственного пожарного надзора может способствовать снижению уровня административного давления на объекты надзора, что является целью развития бизнеса в Российской Федерации, а также улучшить порядок взаимодействия между контролируемыми лицами и органами власти.

Библиогра фия:

1. Vinokurov V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1 -35-61. - EDN LFJJYR.

2. Винокуров В.А. Федеральный государственный пожарный надзор в федеральной территории: исходные начала / В.А. Винокуров, В.А. Штыров // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 70-75. - EDN CFSNFO.

3. Гавриленко В.А. Сравнительный анализ законодательства государств арктического региона в области возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций / В.А. Гавриленко // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 3(52). - С. 5-9. - EDN IWWVHU.

4. Кайнов В.И. Понятие и классификация мер административного принуждения / В.И. Кайнов, Л.Г. Кривуля, В.М. Шеншин // Закон и право. - 2023. -№ 2. - С. 69-72. - DOI 10.56539/20733313_2023_2_69. - EDN ATGUDD.

5. Семенова У.С. Место и роль МЧС России в системе органов исполнительной власти / У.С. Семенова, В.М. Шеншин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2023. - № 3. - С. 12-15. - DOI 10.18572/1813-1247-2023-3-12-15. - EDN IXHUKS.

1 Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. -2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

6. Семенова У.С. О возможности замены административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности обязательным противопожарным страхованием имущества / У.С. Семенова, В.М. Шеншин // Юридический мир. - 2022. - № 1. - С. 57-61. - DOI 10.18572/1811-1475-2022-1-57-61. - EDN XOIITE.

7. Семенова У.С. О повышении защищенности граждан, их имущества и объектов экономики от пожаров / У.С. Семенова, В.М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 10(303). - С. 114-119. - EDN DVTWDX.

8. Семенова У.С. О требованиях к проектированию систем передачи извещений о пожаре / У.С. Семенова В.М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 11(304). - С. 124-128. - EDN PQHULH.

9. Семенова У.С. Особенности привлечения должностными лицами МЧС России виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности / У.С. Семенова, В.М. Шеншин, Л.А. Шеншина // Юрист. - 2022. - № 5. - С. 70-73. - DOI 10.18572/1812-3929-2022-5-70-73. - EDN EWNZCA.

10. Семенова У.С. Проблемы аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию / У.С. Семенова, В.М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 7(300). - С. 120-123. -EDN INUAVE.

11. Семенова У.С. Разграничение административной ответственности за нарушения требований, предъявляемых к системам обеспечения пожарной безопасности / У.С. Семенова, В.М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 9(302). - С. 120-124. - EDN RIXTRL.

12. Семенова У.С. Разграничение административной ответственности за нарушения требований, предъявляемых к системам обеспечения пожарной безопасности / У.С. Семенова, В.М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 9(302). - С. 120-124. - EDN RIXTRL.

13. Силуянова Н.М. Повышение правосознания должностных лиц как мера предупреждения чрезвычайных ситуаций / Н.М. Силуянова, В.А. Кириленко // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 2(51). - С. 44-49. - EDN XRXDQN.

14. Шеншин В.М. К вопросу об аттестации физических лиц на право проектирования средств пожарной безопасности / В.М. Шеншин, У.С. Семенова // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2023. - № 5(310). - С. 114-118. - EDN URQWUD.

15. Шеншин В.М. Подзаконное регулирование мер государственного принуждения, применяемых должностными лицами Росгвардии в рамках адми-нистративно-юрисдикционной деятельности / В.М. Шеншин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2021. - № 5. - С. 155-160. - DOI 10.52452/19931778_2021_5_155. - EDN VVDMND.

16. Шеншин В.М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности / В.М. Шеншин. - Белгород: Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. - 202 с. - ISBN 978-5-6048482-9-6. - EDN CCFOMJ.

References:

1. Vinokurov V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1 -35-61. - EDN LFJJYR.

2. Vinokurov V.A. Federal state fire supervision in the federal territory: initial beginnings / V.A. Vinokurov, V.A. Shtyrov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. -№ 1 (54). - Pp. 70-75. - EDN CFSNFO.

3. Gavrilenko V.A. Comparative analysis of the legislation of the states of the Arctic region in the field of compensation for damage from emergency situations / V.A. Gavrilenko // Right. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 3(52). - Pp. 5-9. - EDN IWWVHU.

4. Kainov V.I. The concept and classification of administrative coercion measures / V.I. Kainov, L.G. Krivulya, V.M. Shenshin // Law and Law. - 2023. - No. 2. - pp. 6972. - DOI 10.56539/20733313_2023_2_69. - EDN ATGUDD.

5. Semenova U.S. The place and role of the EMERCOM of Russia in the system of executive authorities / U.S. Semenova, V.M. Shenshin // State power and local self-government. - 2023. - No. 3. - PP. 12-15. - DOI 10.18572/1813-1247-2023-3-12-15. - EDN IXHUKS.

6. Semenova U.S. On the possibility of replacing administrative responsibility for violation of fire safety requirements with mandatory fire insurance of property / U.S. Semenova, V.M. Shenshin // Legal World. - 2022. - No. 1. - pp. 57-61. - DOI 10.18572/1811 -1475-2022-1 -57-61. - EDN XOIITE.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Semenova U.S. On increasing the protection of citizens, their property and economic objects from fires / U.S. Semenova, V.M. Shenshin // Law in the Armed Forces -Military-legal Review. - 2022. - № 10(303). - Pp. 114-119. - EDN DVTWDX.

8. Semenova U.S. On the requirements for the design of fire notification transmission systems / U.S. Semenova V.M. Shenshin // Law in the Armed Forces - MilitaryLegal Review. - 2022. - № 11(304). - Pp. 124-128. - EDN PQHULH.

9. Semenova U.S. Features of bringing officials of the Ministry of Emergency Situations of Russia guilty persons to administrative responsibility for violation of fire safety requirements / U.S. Semenova,

V.M. Shenshin, L.A. Shenshina // Lawyer. - 2022. - No. 5. - pp. 70-73. - DOI 10.18572/1812-3929-2022-5-70-73. - EDN EWNZCA.

10. Semenova U.S. Problems of certification of individuals for the right to design means of ensuring fire safety of buildings and structures that are put into operation / U.S. Semenova,

V.M. Shenshin // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2022. - № 7(300). - Pp. 120-123. - EDN INUAVE.

11. Semenova U.S. Delineation of administrative responsibility for violations of the requirements for fire safety systems / U.S. Semenova, V.M. Shenshin //

Law in the Armed Forces - Military Legal Review. - 2022. - № 9(302). - Pp. 120-124. - EDN RIXTRL.

12. Semenova U.S. Delineation of administrative responsibility for violations of the requirements for fire safety systems / U .S. Semenova, V.M. Shenshin // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2022. - № 9(302). - Pp. 120-124. - EDN RIXTRL.

13. Siluyanova N.M. Raising the legal awareness of officials as a measure to prevent emergencies / N.M. Siluyanova,

V.A. Kirilenko // Right. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 2(51). - Pp. 44-49. - EDN XRXDQN.

14. Shenshin V.M. On the issue of certification of individuals for the right to design fire safety equipment / V.M. Shenshin,

U.S. Semenova // Law in the Armed Forces - Military Legal Review. - 2023. - № 5(310). - Pp. 114-118. - EDN URQWUD.

15. Shenshin V.M. By-law regulation of state enforcement measures applied by officials of the Russian Guard within the framework of administrative and jurisdictional activities / V.M. Shenshin // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. - 2021. - No. 5. - pp. 155-160. - DOI 10.52452/19931778_2021_5_155. -EDN VVDMND.

16. Shenshin V.M. Rosgvardiya as a subject of ensuring state and public security in the field of administrative and jurisdictional activities / V.M. Shenshin. - Belgorod: Epicenter Limited Liability Company, 2022. - 202 p. - ISBN 978-5-6048482-9-6. - EDN CCFOMJ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.