Научная статья на тему 'ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СТРАХОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СТРАХОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ / ПРОТИВОПОЖАРНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СТРАХОВАНИЯ / ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ДЕЙСТВИЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Силуянова Наталья Михайловна

Развитие противопожарного страхования является одной из приоритетных задач современной государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности. Особое внимание акцентировано на том, что в настоящее время отсутствуют правовые категории в сфере нормативного регулирования противопожарного страхования. Цель исследования: рассмотреть понятийно-категориальный аппарат, связанный с правовым регулированием противопожарного страхования и провести теоретико-правовой анализ. Задачи: теоретизировать идею о понятии правового регулирования противопожарного страхования и его элементах; выработать и предложить определения правовых дефиниций о правовом регулировании противопожарного страхования; дать характеристику предмету правового регулирования противопожарного страхования и механизму правового регулирования противопожарного страхования; определить стадии механизма правового регулирования противопожарного страхования; проанализировать действие правового регулирования противопожарного страхования. Методы исследования составили: всеобщий метод исследования и диалектический подход, выразившийся в рассмотрении и изучении теоретических основ правового регулирования противопожарного страхования; общенаучные методы, наблюдение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, системный метод; частноправовой метод познания, формально-юридический метод. В результате исследования созданы теоретические предпосылки для корректного применения понятий правового регулирования, что, соответственно, положительно отразится на результатах действия права в области противопожарного страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL AND CATEGORICAL APPARATUS OF LEGAL REGULATION OF FIRE INSURANCE: THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS

The development of fire insurance is one of the priorities of modern state policy in the field of fire safety. Particular attention is focused on the fact that currently there are no legal categories in the field of policy management of fire insurance. The purpose of the study: to consider the conceptual and categorical apparatus associated with the legal regulation of fire insurance and to conduct a theoretical and legal analysis. Tasks: to theorize the idea of the concept of legal regulation of fire insurance and its elements; develop and propose definitions of legal definitions on the legal regulation of fire insurance; to characterize the subject of legal regulation of fire insurance and the mechanism of legal regulation of fire insurance; determine the stages of the mechanism of legal regulation of fire insurance; analyze the effect of legal regulation of fire insurance. The research methods were: a general research method and a dialectical approach, expressed in the consideration and study of the theoretical foundations of the legal regulation of fire insurance; general scientific methods, observation, generalization, analysis, synthesis, induction, deduction, system method; private law method of cognition, formal legal method. As a result of the study, theoretical prerequisites have been created for the correct application of the concepts of legal regulation, which, accordingly, will positively affect the results of the operation of law in the field of fire insurance.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СТРАХОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2022. Т. 6. № 3 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law/

AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2022, vol. 6, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng/ ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, EBSCO, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 34.096

DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-302-310 Шифр научной специальности 5.1.1

Понятийно-категориальный аппарат правового регулирования противопожарного страхования: теоретико-правовой анализ

© СИЛУЯНОВА Наталья Михайловна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии E.H. Зиничева», Российская Федерация, 196105 г. Санкт-Петербург, Московский просп., 149, ORCID: 0000-0002-68901863, [email protected]

Аннотация

Развитие противопожарного страхования является одной из приоритетных задач современной государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности. Особое внимание акцентировано на том, что в настоящее время отсутствуют правовые категории в сфере нормативного регулирования противопожарного страхования. Цель исследования: рассмотреть понятийно-категориальный аппарат, связанный с правовым регулированием противопожарного страхования и провести теоретико-правовой анализ. Задачи: теоретизировать идею о понятии правового регулирования противопожарного страхования и его элементах; выработать и предложить определения правовых дефиниций о правовом регулировании противопожарного страхования; дать характеристику предмету правового регулирования противопожарного страхования и механизму правового регулирования противопожарного страхования; определить стадии механизма правового регулирования противопожарного страхования; проанализировать действие правового регулирования противопожарного страхования. Методы исследования составили: всеобщий метод исследования и диалектический подход, выразившийся в рассмотрении и изучении теоретических основ правового регулирования противопожарного страхования; общенаучные методы, наблюдение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, системный метод; частноправовой метод познания, формально-юридический метод. В результате исследования созданы теоретические предпосылки для корректного применения понятий правового регулирования, что, соответственно, положительно отразится на результатах действия права в области противопожарного страхования.

Ключевые слова

понятийно-категориальный аппарат, противопожарное страхование, правовое регулирование противопожарного страхования, предмет правового регулирования, механизм правового регулирования, правовые средства, действие права

Для цитирования

Силуянова Н.М. Понятийно-категориальный аппарат правового регулирования противопожарного страхования: теоретико-правовой анализ II Актуальные проблемы государства и права. 2022. Т. 6. № 3. С. 302-310. DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-302-310

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-302-310

Conceptual and categorical apparatus of legal regulation

of fire insurance: theoretical and legal analysis

© Natalia M. SILUYANOVA,

Senior Lecturer of Theory and History of State and Law Department, Saint-Petersburg University State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev, 149 Moskovsky Ave., St. Petersburg 196105, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-68901863, [email protected]

Abstract

The development of fire insurance is one of the priorities of modern state policy in the field of fire safety. Particular attention is focused on the fact that currently there are no legal categories in the field of policy management of fire insurance. The purpose of the study: to consider the conceptual and categorical apparatus associated with the legal regulation of fire insurance and to conduct a theoretical and legal analysis. Tasks: to theorize the idea of the concept of legal regulation of fire insurance and its elements; develop and propose definitions of legal definitions on the legal regulation of fire insurance; to characterize the subject of legal regulation of fire insurance and the mechanism of legal regulation of fire insurance; determine the stages of the mechanism of legal regulation of fire insurance; analyze the effect of legal regulation of fire insurance. The research methods were: a general research method and a dialectical approach, expressed in the consideration and study of the theoretical foundations of the legal regulation of fire insurance; general scientific methods, observation, generalization, analysis, synthesis, induction, deduction, system method; private law method of cognition, formal legal method. As a result of the study, theoretical prerequisites have been created for the correct application of the concepts of legal regulation, which, accordingly, will positively affect the results of the operation of law in the field of fire insurance.

Keywords

conceptual and categorical apparatus, fire insurance, legal regulation of fire insurance, subject-legal regulation, mechanism of legal regulation, legal means, operation of law

For citation

Siluyanova N.M. Ponyatiyno-kategorial'nyy apparat pravovogo regulirovaniya protivopozharnogo strakhovaniya: teoretiko-pravovoy analiz [Conceptual and categorical apparatus of legal regulation of fire insurance: theoretical and legal analysis]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava — Current Issues of the State and Law, 2022, vol. 6, no. 3, pp. 302-310. DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-302-310 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Введение. Постановка проблемы

Отметим, что на сегодняшний день, несмотря на двадцатисемилетний срок с момента возникновения обязательного противопожарного страхования в Российской Федерации1, достаточная эффективность правового регулирования страховой деятельности в этой области не достигнута. Причин может быть несколько, например, одна из них - это доктринальная юридическая ошибка, связанная с научной не разработанностью, вторая - отсутствие политических

1 О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 01.04.2022) II Российская газета. 1995. 5 янв. № 3.

программных документов на уровне государства и др. Упомянем общепринятое мнение в юридической науке, что теоретические знания должны быть выше, чем уровень законодательства. Вывод о недостаточной эффективности следует не только из оценок специалистов-теоретиков в научных публикациях по рассматриваемой проблематике [1, с. 9], но и подтверждается обширной судебной практикой по спорам из отношений противопожарного страхования, что само по себе свидетельствует о наличии определенных проблем в правовом регулировании. Указанное актуализирует необходимость

общетеоретических исследований правовых аспектов противопожарного страхования.

Достижение обеспечения пожарной безопасности в России осуществляется через реализацию государственной политики в данной области. В указе главы государства определены функции публичных органов власти при претворении в жизнь основ политики государства в области обеспечения пожарной безопасности, среди которых обозначено развитие системы противопожарного страхования2. В вопросе о системе противопожарного страхования имеет важное значение теоретико-правовое представление о правовом регулировании данной области и элементов данной категории, а также теоретическое знание о действии права. Известно, что действие права связано с регулятивной функцией и предназначено для упорядочивания, установления, организации и регулирования общественных отношений. Исходя из этого, следует, что урегулирование противопожарного страхования является одной из задач, благодаря решению которой можно влиять на обеспечение пожарной безопасности в стране. Таким образом, существует объективная необходимость в выработке научно обоснованных предложений по перспективному развитию системы нормативного правового регулирования противопожарного страхования. Система должна иметь результативное и нормативно-организационное действие на общественные отношения в данной области.

Целью настоящего исследования выступает изучение базовых теоретических характеристик правового регулирования и формирование теоретических идей и представлений о правовом регулировании противопожарного страхования. Знания теоретических подходов о процессе правового воздействия на общественные отношения в данной области поспособствуют не только развитию теории правового регулирования, но и выявлению коллизий и пробелов в определенной области права, формулированию проблем

2 Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 01.01.2018 № 2 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

правового регулирования и оцениванию динамики юридической практики.

Результаты исследования

Разработка нормативных правовых актов и иных нормативных документов не возможна без уяснения теоретико-правовых характеристик и осмысления правовых понятий, связанных с правовым регулированием противопожарного страхования. Представляется, что результаты теоретико-правовых исследований указанной проблематики как проявление юридической доктрины должны институализироваться в нормативно-правовом поле. В этой связи обоснованным представляется мнение A.A. Зозули о значении юридической доктрины как важного ориентира правотворческой и правопри-менительнойдеятельности [2, с. 12].

Отметим, что активность развития страхового дела в России наметилась еще в XVIII веке. В дальнейшем оно получило теоретико-правовое обоснование. Одним из первых появившихся видов страхования было страхование от огня [3, с. 52]. Разные формы страховых организаций от акционерных страховых обществ до обязательных и добровольных обществ взаимного земского страхования в Российской империи побуждают ряд ученых и практиков увидеть в них основы современного страхового дела. Такое многообразие форм организации свидетельствовало, во-первых, о высокой востребованности идей и потребности в страховании, во-вторых, о существовании достаточно благоприятного правового режима, создававшего условия для активизации страхования, в-третьих, о формировании новых теоретико-правовых положений и создании эффективного механизма правового регулирования страхования, в том числе страхования от огня [4, с. 5].

На протяжении всей истории в области страхования происходили существенные изменения, благодаря которым менялся механизм правового регулирования в данной сфере. Регулировались нормами права: отношения между участниками в связи с появлением новых объектов и субъектов; формы страхования; порядок проведения страховых операций; состав и структура страховых тарифов; различные виды страхования; страхование гражданской и профессиональной

304

ответственности и т. д. Данный перечень указывает на наличие объективно значимых и перспективных направлений для теоретико-правовых исследований в области страхования.

В настоящее время правовые аспекты противопожарного страхования вызывают интерес у научного сообщества, так, например, можно согласиться с мнением У.С. Семеновой и В.М. Шеншина, которые ставят вопрос о замене ответственности за нарушение требований пожарной безопасности на обязательное противопожарное страхование имущества [5, с. 57]. В.А. Гавриленко с соавт. рассматривают институт противопожарного страхования в России через призму опыта Великобритании [6, с. 150].

Анализ научной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет отметить, что, несмотря на несомненную актуальность и практическую значимость общественных отношений в сфере противопожарного страхования, теоретико-правовые аспекты правового регулирования противопожарного страхования на сегодняшний день разработаны недостаточно, причем это справедливо и для уровня базовых вопросов - понятий, категорий, дефиниций. С этой точки зрения представляется существенным теоретико-правовое обоснование понятийно-категориального аппарата правового регулирования противопожарного страхования.

Благодаря теоретическим познаниям правового регулирования противопожарного страхования как системы достоверных и истинных знаний возможно реализовать практическую деятельность в этой области в правильном и эффективном направлении.

Таким образом, рассмотрим данную тему в шести блоках: 1) понятие противопожарного страхования; 2) понятие правового регулирования противопожарного страхования и понятие общественных отношений в этой области; 3) предмет правового регулирования противопожарного страхования; 4) механизм правового регулирования противопожарного страхования; 5) стадии механизма правового регулирования противопожарного страхования; 6) действие правового регулирования противопожарного страхования.

В первом блоке попытаемся сформулировать определение понятия противопожар-

ного страхования. Общее понятие страхования закреплено в соответствующем законе, из которого следует, что это отношения по защите интересов широкого круга субъектов при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов3. Как отмечают ряд ученых, «основная цель или миссия страховой деятельности - это удовлетворение общественной потребности в надежной страховой защите от случайных опасностей, соответствующей общепринятым требованиям по финансовой надежности» [7, с. 17]. Учитывая это, позволим себе определить, что противопожарное страхование - это вид страхования объектов на случай пожарных рисков, выражающий имущественные интересы страхователей, связанные со страховой защитой этих объектов. В данном контексте под объектами страхования понимаются только имущественные интересы и физических и юридических лиц (имущество, финансовые и предпринимательские риски, гражданская ответственность). Под пожарным риском здесь понимается возможное событие, обладающее признаками вероятности, связанное с пожаром (с тлением, с накаливанием и скрытым горением), на случай наступления которого проводится противопожарное страхование. Под имущественными интересами страхователей понимаются те объекты страхования имущества, в отношении которых может наступить пожарный риск утраты, недостачи или повреждения имущества. Под страховой защитой понимается комплекс мер по социально-экономическому обеспечению имущественных интересов в покрытии ущерба, возникающего при реализации пожарного риска и риска, связанного с системами жизнеобеспечения (залив водой при пожаротушении, аварии водного или энергетического обеспечения, канализационных систем, противопожарных установок).

Во втором блоке разберем понятие правового регулирования и предпримем попытку в формулировке понятия правового регулирования противопожарного страхования. Итак, под правовым регулированием пони-

3 Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 II Российская газета. 1993. 12 янв. № 6.

мается: подчинение общественных отношений и направление поведения участников установленным правовым нормам; правовое воздействие на сознание и поведение людей ради достижения власти, используя идеологическое влияние. Обратимся к мнению С.С. Алексеева, он полагает, что правовое регулирование - это осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями [8, с. 209]. Л.С. Явич определил, что правовое регулирование - это специфическое воздействие на общественные отношения, которое осуществляется за счет закрепления за их субъектами определенных прав и обязанностей [9, с. 205]. Исходя из вышесказанного, изложим следующее: правовое регулирование противопожарного страхования - это осуществляемое при помощи юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и других мер воздействие на общественные отношения в области противопожарного страхования. Мерами воздействия на общественные отношения в данной области могут быть базовые федеральные законы, например, глава 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», стандарты страховой организации и другие инструменты. Таким образом, благодаря точно разработанным и правильным правовым средствам гарантировано создание эффективного механизма правового регулирования противопожарного страхования. При таком подходе возможно качественное и результативное достижение целей законодателя, то есть обеспечение пожарной безопасности. Вместе с этим здесь необходимо уточнить, что общественные отношения в области противопожарного страхования - это отношения между страховщиками (субъектами страхового дела - страховыми, перестраховочными организациями; обществами взаимного страхования; страховыми брокерами) и физическими и юридическими лицами (страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями) по поводу защиты имущест-

венных интересов на случай пожара за счет денежных фондов, формируемых страховщиками.

В третьем блоке рассмотрим предмет правового регулирования противопожарного страхования и среду, в которой право воздействует на общественные отношения в данной области. В широком смысле предмет правового регулирования - это общественные отношения, урегулированные юридическими средствами. В нашем случае предметом правового регулирования противопожарного страхования являются общественные отношения, связанные с имущественными интересами физических и юридических лиц на случай пожарных рисков и урегулированные правовыми нормами и иными юридическими средствами. Такие общественные отношения объединены различными видами страхования в личной и имущественной сферах.

Подчеркнем, что характер и содержание предмета правового регулирования противопожарного страхования влияют на содержание правового регулирования и на структуру страхового права. Специфика правового регулирования противопожарного страхования зависит также от положения субъектов (участников страховых отношений, субъектов страхового дела), от особенностей объектов общественных отношений (страхование от несчастных случаев, страхование имущества, страхование финансовых рисков, страхование предпринимательских рисков).

В качестве непосредственного предмета правового регулирования могут выступать волевое поведение участников страховых отношений и поведение, которое стимулируется или действует через принуждение.

Что касается среды, под влиянием которой формируются и воздействуют общественные отношения в области противопожарного страхования, то в сегодняшних социально-политических, экономических, природно-климатических, производственных, технологических и иных условиях ее можно оценить как благоприятную для развития и обеспечения страховой защиты.

Раскрывая элементы среды правового регулирования противопожарного страхования, важно понимать, что в нее включаются правоотношения, общественные связи, само

306

правовое регулирование в данной области и другие средства юридического воздействия.

В четвертом блоке отметим, что для любой регулируемой правом сферы существует свой механизм правового регулирования, в том числе и в области противопожарного страхования. Исследуя вопрос о механизме правового регулирования, стоит сказать, что взгляды ученых - теоретиков права на данное понятие не совпадают. Так, С.С. Алексеев разработал данное понятие и определил, что это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения [8, с. 215], с иной стороны на это смотрел Ф.Н. Фаткуллин, он разделял его на механизм общего правового регулирования и механизм правореализации [10, с. 161]. В.В. Лазарев в механизме правового регулирования отметил, что с его помощью раскрывается движение и действие предписаний права [11, с. 467]. A.B. Малько определил, что это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права (цит. по: [12, с. 607]). H.H. Тарасов в своем исследовании, опираясь на подход Л.С. Явича, отметил, что механизмов правового регулирования существует несколько, что это принадлежащие методу той или иной отрасли средства юридического воздействия на общественные отношения, сочетание которых определяется регулируемыми отношениями и целями регулирования [13, с. 104]. Несомненно, каждая точка зрения заслуживает внимания, можно с каждой согласиться, но, на наш взгляд, более точным и емким является мнение С.С. Алексеева, который подчеркнул результативность правового регулирования как важную характерную особенность механизма правового регулирования.

Поэтому определим следующее: механизм правового регулирования противопожарного страхования - это система правовых инструментов и средств, с помощью которых будет гарантировано воздействие на правоотношения в данной области.

С учетом устоявшихся в науке общих характеристик механизма правового регули-

рования определим черты механизма правового регулирования противопожарного страхования: первое, исходя из того, что правоотношения в данной области урегулированы федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то данный механизм является государственным. Второе, поскольку правоотношения реализуются с помощью применения правовых средств, то механизм является функционирующей и действующей системой. Третье, с помощью механизма можно обеспечить результативные устойчивые общественные отношения в данной области. Четвертое, практическое применение юридических инструментов в этой области возможно с помощью дозволяющих, запрещающих, обязывающих методов правового регулирования. Пятое, механизм является стадийным, поскольку находится в действии и переходит от стадии к стадии. Шестое, в механизм правового регулирования противопожарного страхования с целью установления, изменения или прекращения правоотношений заключается договор и служит источником юридических обязательств. Седьмое, независимо от субъективных и объективных факторов, данный механизм имеет потенциал для эффективного действия. Восьмое, осуществление государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела с целью обеспечения законности в страховом деле положительно влияет на действие механизма правового регулирования, правосознание и правовую культуру участников данных правоотношений.

В пятом блоке определим стадии механизма правового регулирования противопожарного страхования с учетом выработанных юридической наукой стадий и элементов общего механизма правового регулирования: юридические нормы; правоотношения; акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей; индивидуальные предписания, акты применения права [14].

Создание, действие и реализация правовых норм, индивидуальных норм; договоры, юридико-технические средства - первый этап механизма. Правовые средства на данном этапе имеют главное значение. Пользуясь общим представлением о понятии правовых средств, сформулируем следующее -

правовыми средствами противопожарного страхования будут являться меры воздействия (права, обязанности, льготы, санкции), которые содержатся в юридических нормах в области страхования или страховых договорах. Например, в области противопожарного страхования уже упомянутый Гражданский кодекс Российской Федерации будет являться этим инструментом.

Взаимосвязь, возникающая на основании юридических фактов, правоотношений между субъектами, - второй этап механизма правового регулирования. В области противопожарного страхования сам факт заключения договора имущественного страхования будет определять данную стадию.

Следующим, третьим этапом в механизме является реализация и претворение в жизнь юридических норм через субъекты правоотношений. В области противопожарного страхования, например, при заключении договора имущественного страхования между сторонами должны быть достигнуты некоторые соглашения, например, по определению конкретного имущества или имущественного интереса, то есть объекта страхования; по страховому случаю (пожару) и др. Здесь будут присутствовать все формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Контроль и надзор за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений - четвертая стадия. В области страхования Центральный банк Российской Федерации осуществляет регулирование, контроль и надзор за соблюдением страхового законодательства4.

В шестом блоке рассмотрим способы правового регулирования и факторы, влияющие на действие права. Действие правового регулирования противопожарного страхования напрямую зависит от способов правового регулирования. Ими могут быть дозволение, это связано с субъективными правами, желанием, возможностями, например, на основании договора и правил страхования добровольного страхования между страховщиком и страхователем осуществле-

ние страхования имущества на случай пожара. Обязывание, это связано с субъективными обязанностями, например, осуществление на основании федерального законодательства обязательного (государственного) страхования между страховщиком и страхователем жизни и здоровья сотрудников и работников Государственной противопожарной службы5.

В дополнение отметим, что на действия права влияет информационно-психологическое состояние, которое формируют правовые стимулы и ограничения. Согласимся с данной точкой зрения, которую выдвинули Н.И. Матузов и A.B. Малько [12, с. 616]. Поэтому определим, что действие права в области противопожарного страхования будет достигнуто, когда транслируемая информация, например, о важности защиты имущественных интересов на случай пожара, осознана субъектом правоотношений, что в итоге сможет оказать положительное влияние на поведение и развитие системы противопожарной пропаганды в целом.

Ссылаясь на мнение В.В. Лазарева, C.B. Липень [15, с. 380], выделим, что обеспечение законности и правовая культура в той мере, которая подвластна сознанию человека, положительно воздействуют на результат общественных отношений в области противопожарного страхования.

В завершение исследования вопроса о теоретико-правовых аспектах правового регулирования противопожарного страхования следует отметить, что достижение цели правового регулирования является качественной характеристикой его результата, что также подчеркивает B.C. Нерсесянц [16, с. 14]. Если результатом деятельности субъектов страхования стало правомерное поведение, то применяемый механизм считается эффективным. Для противопожарного страхования важно применять такой механизм, при котором обеспечивается защита прав и законных интересов субъектов противопожарного страхования и в результате чего достигается минимизация ущерба от пожара. На конечный результат действия права

Об организации страхового дела в Российской

Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 01.04.2022)//Российскаягазета. 1993. 12янв.№6.

О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 01.04.2022) II Российская газета. 1995. 5 янв. № 3.

308

влияют множество факторов, и для эффективного функционирования права необходимо менять его многоуровневую систему с учетом новых реалий и государственных требований.

Таким образом, на уже имеющихся теоретических положениях о действии права можно сформулировать и определить условия, при которых может быть достигнута результативность действия правового регулирования противопожарного страхования -это пропаганда и информирование; разработка, совершенствование нормативных правовых актов; применение различных форм реализации права; повышение уровня правосознания и правовой культуры.

Заключение

Теоретическая характеристика понятийно-категориального аппарата правового регулирования противопожарного страхования основывается на общетеоретических признаках и подходах. Осмелимся предполо-

жить, что в настоящем исследовании были заложены общезначимые элементы правового регулирования противопожарного страхования, так как данная тематика отражает потребность в социально-экономическом и политическом развитии государства и общества на существующем историческом этапе. Результатом работы стали теоретические взгляды на понятие противопожарного страхования, понятие правового регулирования противопожарного страхования, понятие предмета правового регулирования противопожарного страхования, понятие механизма правового регулирования противопожарного страхования. Проведенный теоретико-правовой анализ понятийно-категориального аппарата правового регулирования противопожарного страхования может претендовать на воплощение в процессе разработки проектов нормативных правовых актов и влияние на правосознание законодателя.

Список источников

1. Баркаев А.Н., Назаров Е.А., Акимов М.И. Обязательное противопожарное страхование // Пожарная и аварийная безопасность: сб. материалов 14 Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 370-й годовщине образования пожарной охраны России. Иваново: Иванов, пожарно-спасательная акад. ГПС МЧС России, 2019. С. 8-9.

2. Зозуля A.A. Доктринальные акты в сфере национальной безопасности: теоретико-правовой аспект II Современное право. 2021. № 5. С. 11-15. DOI 10.25799/NI.2021.30.46.002

3. Силуянова Н.М., Смирнова A.A. Государственно-правовое регулирование первого страхового от огня общества в Российской империи II Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2017. № 4 (37). С. 50-55.

4. Силуянова Н.М., Латышев О.МИсточники страхового законодательства в Российской империи II Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2019. № 2 (43). С. 4-10.

5. Семенова У.С., Шеншин В.М. О возможности замены административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности обязательным противопожарным страхованием имущества II Юридический мир. 2022. № 1. С. 57-61. DOI 10.18572/1811-1475-2022-1-57-61

6. Гавриленко В.А., Мазова Е.А., Медведева A.A., Уткин Н.И. Вопросы развития и совершенствования института противопожарного страхования в Российской Федерации II Евразийский юридический журнал. 2021. № 7 (158). С. 149-151.

7. Архипов А.П., Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс / под ред. Е.В. Коломина. М.: Финансы и статистика, 2006. 416 с.

8. Алексеев С.С. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 2005. 320 с.

9. Явич Л.С. Общая теория права. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 287 с.

10. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: курс лекций. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. 336 с.

11. Лазарев В.В., Липенъ C.B. Теория государства и права. 5-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 521 с.

12. Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. 640 с.

13. Тарасов H.H. Механизм правового регулирования: становление понятия II Российский юридический журнал. 2020. № 5 (134). С. 90-115. DOI 10.34076/2071-3797-2020-5-90-115

14. МорозоваЛ.А. Теория государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. 510 с.

15. Лазарев В.В., Липенъ C.B. Теория государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт; ИДЮрайт, 2013. 634 с.

16. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М.: Норма: ИНФРА-М., 2012. 560 с.

References

1. Barkayev A.N., Nazarov E.A., Akimov M.I. Obyazatel'noye protivopozharnoye strakhovaniye [Fire and emergency safety]. Sbornik materialov 14 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyash-chennoy 370-y godovshchine obrazovaniya pozharnoy okhrany Rossii «Pozharnaya i avariynaya bezopasnost'» [Proceedings of the 14 International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 370th Anniversary of the Formation of the Russian Fire Department "Fire and Emergency Safety"]. Ivanovo, IFRA of SFS of EMERCOM of Russia Publ., 2019, pp. 8-9. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zozulya A.A. Doktrinal'nyye akty v sfere natsional'noy bezopasnosti: teoretiko-pravovoy aspekt [Doctrinal acts in the sphere of national safety: theoretical and legal aspect]. Sovremennoye pravo — The Modern Law, 2021, no. 5, pp. 11-15. DOI 10.25799/NI.2021.30.46.002. (In Russian).

3. Siluyanova N.M., Smirnova A.A. Gosudarstvenno-pravovoye regulirovaniye pervogo strakhovogo ot ognya obshchestva v Rossiyskoy imperii [State-legal regulation of the insurance against fire of the society in the Russian Empire]. Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychaynyye situatsii — Law. Safety. Emergencies, 2017, no. 4 (37), pp. 50-55. (In Russian).

4. Siluyanova N.M., Latyshev O.M. Istochniki strakhovogo zakonodatel'stva v Rossiyskoy imperii [Sources of insurance law in Russian Empire]. Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychaynyye situatsii — Law. Safety. Emergencies, 2019, no. 2 (43), pp. 4-10. (In Russian).

5. Semenova U.S., Shenshin V.M. O vozmozhnosti zameny administrativnoy otvetstvennosti za narusheniye trebovaniy pozharnoy bezopasnosti obyazatel'nym protivopozharnym strakhovaniyem imushchestva [On the possibility for replacement of the administrative liability for the violation of fire safety requirements with obligatory fire insurance of property]. Yuridicheskiy mir — Legal World, 2022, no. 1, pp. 57-61. DOI 10.18572/1811-1475-2022-1-57-61. (In Russian).

6. Gavrilenko V.A., Mazova E.A., Medvedeva A.A., Utkin N.I. Voprosy razvitiya i sovershenstvovaniya insti-tuta protivopozharnogo strakhovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Issues of development and improvement of the fire insurance institute in the Russian Federation]. Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal — Eurasian Law Journal, 2021, no. 7 (158), pp. 149-151. (In Russian).

7. Arkhipov A.P., Gomellya V.B., Tulenty D.S. Strakhovaniye. Sovremennyy kurs [Insurance. Modern Course]. Moscow, Finance and Statistics Publ., 2006, 416 p. (In Russian).

8. Alekseyev S.S. Teoriyaprava [Theory of Law]. Moscow, BEK Publ., 2005, 320 p. (In Russian).

9. Yavich L.S. Obshchaya teoriya prava [General Theory of Law]. Leningrad, Leningrad University Publ., 1976, 287 p. (In Russian).

10. Fatkullin F.N. Problemy teorii gosudarstva i prava: kurs lektsiy [Problems of the Theory of State and Law: a Course of Lectures]. Kazan, Kazan University Publ., 1987, 336 p. (In Russian).

11. Lazarev V.V., Lipen S.V. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of Law and State]. Moscow, Urait Publ., 2019, 521 p. (In Russian).

12. Matuzov N.I. Teoriya gosudarstva i prava: kurs lektsiy [Theory of State and Law: a Course of Lectures]. Moscow, Norma: INFRA-M Publ., 2020, 640 p. (In Russian).

13. Tarasov N.N. Mekhanizm pravovogo regulirovaniya: stanovleniye ponyatiya [Mechanism of legal regulation: the emergence of the concept]. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal — Russian Juridical Journal, 2020, no. 5 (134), pp. 90-115. DOI 10.34076/2071-3797-2020-5-90-115. (In Russian).

14. Morozova L.A. Teoriya gosudarstva iprava [Theory of State and Law]. Moscow, Eksmo Publ., 2010, 510 p. (In Russian).

15. Lazarev V.V., Lipen' S.V. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Urait Publ., Publishing House Urait, 2013, 634 p. (In Russian).

16. Nersesyants V.S. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva [General Theory of State and Law]. Moscow, Norma: INFRA-M Publ., 2012, 560 p. (In Russian).

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.05.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.08.2022 Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2022

Работа доступна по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

310

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.