Научная статья на тему 'Обязательное государственное страхование жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы'

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1093
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО / EMERGENCY CIRCUMSTANCE / ПОЖАР / FIRE / СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ / PERSONAL INSURANCE / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / COMPULSORY STATE INSURANCE / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ / COMPULSORY STATE INSURANCE OF LIFE AND HEALTH OF PERSONS OF ORDINARY / И ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ / AND COMMANDING STRUCTURE OF THE STATE FIRE SERVICE / ДОГОВОР В ПОЛЬЗУ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА / THE CONTRACT IN FAVOUR OF A THIRD PARTY / NATURAL DISASTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аникеева Татьяна Михайловна

Рассматривается история развития законодательства страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы; анализируются особенности правового регулирования обязательного государственного страхования указанных категорий лиц. Делается вывод о гражданско-правовом характере указанных отношений; приводятся необходимые доводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аникеева Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Obligatory state insurance of life and health of persons of ordinary and commanding structure of the State fire service

In the present article the history of development of the legislation, life insurance and health of faces of the private and commanding structure of the Public fire service is considered, and also features of legal regulation of obligatory state insurance of the specified categories of persons are analyzed. The author draws a conclusion about civil character of the specified relations and necessary arguments are given.

Текст научной работы на тему «Обязательное государственное страхование жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы»

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА АНИКЕЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Российской правовой академии Минюста России Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается история развития законодательства страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы; анализируются особенности правового регулирования обязательного государственного страхования указанных категорий лиц. Делается вывод о гражданско-правовом характере указанных отношений; приводятся необходимые доводы.

Ключевые слова: стихийное бедствие; чрезвычайное обстоятельство; пожар; страхование; личное страхование; обязательное государственное страхование; обязательное государственное страхование жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы; договор в пользу третьего лица.

Annotation. In the present article the history of development of the legislation, life insurance and health of faces of the private and commanding structure of the Public fire service is considered, and also features of legal regulation of obligatory state insurance of the specified categories of persons are analyzed. The author draws a conclusion about civil character of the specified relations and necessary arguments are given.

Keywords: natural disaster; emergency circumstance; fire; insurance; personal insurance; compulsory state insurance, compulsory state insurance of life and health of persons of ordinary and commanding structure of the State fire service; the contract in favour of a third party.

В настоящее время жизнь и здоровье лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы подлежит обязательному государственному страхованию. И это понятно.

Профессия пожарного признана одной из самых опасных и ответственных в мире. Рисковый характер ее проявляется не только в ежедневной работе, связанной с предупреждением и обеспечением защиты от огня жизни, здоровья и имущества различных субъектов, но и, самое главное, в спасении в чрезвычайной ситуации граждан и их имущества. Это обуславливает необходимость в процессе всей службы вступать в различные правоотношения, в том числе гражданские, путем установления договорных отношений в рамках заключения договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья.

Однако, рассматриваемый институт обязательного государственного страхования жизни и здоровья рассматриваемых категорий лиц весьма молодой и актуальный, ибо на протяжении нескольких столетий основная их задача состояла лишь в обеспечении защиты городов от возможных пожаров путем применения мер дисциплинарного характера к самим горожанам, а равно укрепление существовавших строений. Жизнь и здоровье лиц, проводивших мероприятия по пожаротушению долгое время не брались в расчет. И это можно наглядно проследить на основе анализа зарождения и развития законодательства, регулировавшего вопросы предупреждения пожаров в целом.

Так, по имеющимся данным, на Руси первые упоминания об организованном тушении пожаров датируются XVII в. А вот первые законы, которые

устанавливали наказание за поджог начинают издаваться уже в XV в. В это же время предпринимается попытка принятия и некоторых предупредительных мер, среди которых запрет в летнее время топить печи, варить пищу на огородах, вдали от домов, держать огонь в домах, заниматься стекольным производством в городе и др. Кроме того, в это время, в целях предупреждения пожаров, также прописывались суровые меры наказания для поджигателей. Тогда же стали возводить каменные здания, строить заводы по производству огнестойкого материала, в частности кирпича, и проводиться различные работы по реконструкции различных московских строений, в частности стен Кремля.

В последующие годы ограничивалось использование в быту печей, свечей, лучин. Кроме того, вводился ряд требований к лицам, занимающимся гончарным и оружейный делом. В частности, они должны были осуществлять указанную деятельность вдали от строений. В XV же веке создается пожарно-сторожевая команда, призванная вести наблюдение за порядком в городе. Далее, вплоть до конца XVI в. запрещалось использовать в летнее время бани, разводить костры. Крое того, жители Москвы обязаны были иметь во дворах и на крышах своих домов специальные бочки, а также обязаны были неукоснительно выполнять введенные ранее условия.

В следующие столетия также предпринимались лишь действия, направленные на ограждение столицы от огненной стихии, например, путем проведенного в 1603 г. деления города на 11 округов и назначения одного из членов боярской думы ответственным за «бережение от огня»1.

Важной тематической вехой можно считать период действия «Соборного уложения», закреплявшего восемь статей, строго регламентировавших соблюдение правил пожарной безопасности в городах и других селениях, а также в лесах; царского «Наказа о Градском благочинии», устанавливавшего строгий порядок при тушении пожаров в Москве и заложившего основы профессиональной пожарной охраны. В частности, был создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города, предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб, объезжим предоставлено право наказания жителей

города за нарушения правил обращения с огнем. Служба Градского благочиния по борьбе с пожарами была введена не только в Москве, но и в других городах Руси. Таким образом, «Наказ о Градском благочинии» представлял собой первый на Руси документ, утвердивший пожарную безопасность.

Надо сказать также, что формально днем возникновения на Руси пожарной охраны считается 30 апреля 1649 г. Однако, фактически, первые профессиональные пожарные появились лишь в 1804 г. Именно с этим временем связывают создание первых пожарных команд. Вместе с тем, Московская пожарная охрана как единая структура, была образована лишь в 1823 г., а лица в соответствующей спецодежде и на специальном транспорте могли встретиться на улице лишь начиная с 1907 г.2

Затем совершенствование пожарно-сторожевой охраны продолжилась изданием сначала общероссийского Указа в 1701 г. о строительстве в городах каменных зданий, а потом изданием регионального (московского) Указа, распространявшего указанные правила на территорию г. Москвы. Вообще указанный период характеризуется изданием ряда указов и инструкций по обеспечению пожарной безопасности на судах, в торговых рядах и в жилых зданиях. Кроме того, именно тогда была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены основные атрибуты пожаротушения.

Однако, анализ указанных актов показал, что за столь многолетнюю историю существования каких-либо законодательно закрепленных мер по борьбе и предотвращению пожаров, вопрос о компенсационных выплатах родственникам, а равно самим лицам, проводившим мероприятия по тушению пожаров и пострадавшим при этом, не поднимался.

Вместе с тем, служба, именуемая Государсвен-ным пожарным надзором и призванная предотвращать возникновение пожаров, появилась намного позже, а именно 18 июля 1927 г. Именно с этого периода начало действовать Положение «О государственном пожарном надзоре», которое стало ключевым документом для развития Государственной противопожарной службы страны и законодательно определило сферу ее полномочий.

Далее последовало издание таких важных приказов как Приказ ВСНХ РСФСР от 25 июня 1928 г.

«О применении противопожарных правил при разработке проектов нового строительства» и Приказ ВСНХ РСФСР от 18 января 1930 г. «Об образовании в местных органах Высшего совета народного хозяйства РСФСР пожарных инспекций», закреплявших ряд важных положений, требующих неукоснительного выполнения3.

Важным шагом на пути к решению вопроса о компенсационных выплатах членам профессионального состава, получивших увечья при исполнении своих обязанностей явилось принятие Постановления ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 г. № 52/654, которым было утверждено Положение «О государственно пожарном надзоре». В указанном Положении в п. 18 было определено, что лица оперативно-строевого состава городской пожарной охраны должны страховаться в обязательном порядке на случай смерти или увечья при исполнении ими служебных обязанностей, а также функции и права органов государственного пожарного надзора, а на Главное управление пожарной охраны НКВД СССР в этот период возложен было ряд функций, среди которых особо выделялась функция по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности.

К началу 80-х гг. XX в. пожарная охрана преобразовалась в инженерную службу и насчитывала около 200 000 человек личного состава и более 150 000 работников военизированной пожарной охраны.

21 декабря 1994 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором излагаются положения о единой системе обеспечения пожарной безопасности, для которой определены полномочия, система неотложных мер в области пожарной безопасности и др. Однако, нормы указанного Закона в то время не получили должной реализации. Вместе с тем, в тот период стали развиваться такие виды деятельности, как лицензирование и сертификация продукции и услуг. С принятием Федерального Закона «О пожарной безопасности» впервые появилась возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы, так как закон дал право органам государственной противопожарной службы организовывать разработку, утверждать самосто-

ятельно или совместно с федеральными органами исполнительной сласти нормативные документы по пожарной безопасности, обязательные для исполнения. Кроме того, в указанном Законе, в ст. 9, указывается о страховых гарантиях сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы.

В настоящее время Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 Государственная противопожарная служба МВД Российской Федерации с 1 января 2002 г. преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России).

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 72 устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В числе полномочий, на осуществление которых Основной закон требует координации усилий со стороны Федерации и ее субъектов, выделяется осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а равно ликвидации их последствий (п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Так, стихийным бедствием признается не поддающееся влиянию человека событие (юридический факт), чрезвычайное обстоятельство, являющееся следствием действия сил природы; один из распространенных видов непреодолимой силы4. В свою очередь, чрезвычайным обстоятельством признается негативное событие, вызванное источником чрезвычайной ситуации либо массовыми беспорядками и приведшее к гибели людей или угрозе их жизни и здоровью, ущербу государственной и другим видам собственности, личному имуществу граждан и окружающей природной среде на определенной территории5.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон о пожарной безопасности)6 пожаром признается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. В качестве источников чрезвычайной ситуации, согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном

положении», выделяются обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер7. Соответственно, пожар мы будем рассматривать как событие (юридический факт), угрожающее жизни и здоровью людей, ущербу их личному имуществу, а равно имуществу юридических лиц и государства, а равно угрожающее природной среде на определенной территории, устранение которого требует применения чрезвычайных мер.

Таким образом, несмотря на то, что в ст. 72 Конституции РФ законодатель прямо не указывает на необходимость совершения действий по предотвращению и ликвидации пожаров, однако, косвенно, исходя из вышесказанного, Основной закон требует соответствующей координации усилий и в данной области и упоминает о наличии солидарной ответственности за состояние дел8.

Во исполнение указанных требований, носящих исчерпывающий характер, необходима координация усилий всех потенциальных участников рассматриваемых общественных отношений, регулирование которых отнесено Основным законом к компетенции Российской Федерации и к компетенции субъектов РФ.

По мнению М.В. Конохова, Конституция Российской Федерации проводит действенную и, что не мало важно, значимую социальную политику, обеспечивающую достойную, благополучную жизнь человека и его свободное развитие, которая, кроме того, создает надлежащие правовые условия для действенного функционирования института обязательного государственного страхования жизни и здоровья отдельных категорий граждан. Правоприменительная практика Российского государства по линии обеспечения личных и имущественных прав отдельных категорий граждан свидетельствует о том, что Россия — правовое, демократическое, социальное государство9. И с этим утверждением Максима Васильевича нельзя не согласиться.

Однако, в процессе своего исследования особенностей обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, которые, наряду с гражданами, призванными на военные сборы, лицами рядового и начальствующего состава ор-

ганов внутренних дел Российской Федерации, лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а равно лицами рядового и начальствующего состава органов Государственной противопожарной службы признаны отдельными категориями граждан, подлежащими, в равной степени, обязательному государственному страхованию, Конохов М.В. приходит к выводу о комплексности характера правового института обязательного государственного страхования таких категорий граждан ввиду их закрепления в различных отраслях права10. Так, Конохов М.В., в частности, утверждает, что п. 4 ст. 969 Гражданского Кодекса РФ устанавливает приоритет специальных нормативных правовых актов в области обязательного государственного страхования жизни и здоровья отдельных категорий граждан над правилами, установленными гл. 48 «Страхование» Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). По его мнению, это обстоятельство также подтверждает социальную направленность данного правового института, а равно комплексность его характера.

Однако, с этим утверждением автора хотелось бы немного поспорить, ибо отношения, устанавливающиеся в рамках заключения и исполнения договора обязательного страхования указанных категорий граждан носят сугубо гражданско-правовую направленность. Попытаемся рассмотреть особенности института обязательного государственного страхования приведенных выше категорий граждан на примере обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы.

Так, нормы, регулирующие различные аспекты обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы в основном изложены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N° 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю

за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»11 (далее — Закон об обязательном государственном страховании жизни и здоровья), который и объединил указанные категории граждан в свете обязательного государственного страхования их жизни и здоровья. В его развитие принято Постановление Правительства РФ от 6 марта 2014 г. № 169 «Об утверждении типового договора обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»12. Коме того, нормы, регулирующие различные аспекты обязательного страхования, в основном изложены в гл. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации13 (в частности, ст.ст. 927, 969), а также в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»14 (далее — Закон об организации страхового дела), а также в иных соответствующих нормативных правовых актах.

Действительно, ГК РФ не содержит общего определения договора страхования, что на сегодняшний день, по нашему мнению, является существенным пробелом. Однако, российское законодательство и законодательство стран СНГ под договором страхования понимают «договор, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы)»15.

Однако, в Гражданском кодексе Российской Федерации дано четкое определение договора личного страхования, к которому имеет непосредственное отношение рассматриваемый договор обязательно-

го государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы. Так, согласно ст. 934 ГК РФ, по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Кодекс устанавливает за лицом, в пользу которого заключен договор право на получение страховой суммы. По ГК РФ договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо, а также, что в случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица. Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица — по иску его наследников.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 3 Закона об организации страхового дела обязательное страхование — это такая форма страхования, которая осуществляется в силу закона, и все его виды и порядок реализации определяются соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особой разновидностью этой формы страхования выступает обязательное государственное страхование. При обязательном государственном страховании в качестве застрахованных лиц выступают государственные служащие, которые одновременно являются выгодоприобретателями. Государственное страхование устанавливается законом в отношении жизни, здоровья и имущества государ-

ственных служащих определенных категорий в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства (ст. 969 ГК РФ).

Действительно, в ст. 969 ГК РФ говорится, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства специальным законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Однако, в указанном случае позиция Конохова М.В. об установлении Кодексом приоритета специальных нормативных правовых актов и выявлении социальной направленности данного правового института видится не совсем правильной.

В этом случае буду придерживаться позиции, высказанной И.М. Брагинским о том, что это, скорее, некоторое несоответствие признакам ст. 969 ГК РФ, а равно недостаток, а не признак комплексности и социальной направленности правового института обязательного государственного страхования отдельных категорий граждан.

Так, И.М. Брагинский утверждает, что среди отношений, полностью соответствующих признакам ст. 969 ГК РФ, можно выделить отношения, регулируемые, в частности Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», где в ст. 22 указывается, что данные категории граждан подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму их годового денежного вознаграждения в случае: гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья16. Сюда, согласно его исследованиям, входит еще ряд нормативных правовых актов, в частности, Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»17, Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»18, Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (ред. от 8 декабря 2011 г.) «О внешней разведке»19.

Однако, И.М. Брагинский говорит о том, что существует большое количество актов (норм) в настоящее время, предусматривающих случаи «обяза-

тельного государственного личного страхования», которые часто не соответствуют признакам ст. 969 ГК РФ. Рассмотрим указанное несоответствие на примере обязательного государственного личного страхования сотрудников и работников Государственной противопожарной службы.

Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» указанная категория граждан подлежит обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных сотрудников и работников устанавливаются, в частности, Законом об обязательном государственном страховании жизни и здоровья, Законом об организации страхового дела, а также законодательными актами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации во исполнение норм Конституции РФ. Согласно Закону об обязательном государственном страховании жизни и здоровья объектами такого страхования являются жизнь и здоровье указанных категорий граждан; сотрудники и работники государственной противопожарной службы являются застрахованными лицами. В качестве страховщиков могут выступать любые организации, обладающие лицензией на осуществление обязательного государственного страхования. В качестве страхователя выступает федеральный орган исполнительной власти — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Выгодоприобретателями являются застрахованные лица, т.е. сотрудники и работники государственной противопожарной службы, а в случае их гибели (смерти) — круг лиц, указанных в ч. 3 ст. 2 Закона об обязательном государственном страховании жизни и здоровья, которые в этом случае получат страховые выплаты. Законом сюда отнесены: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) маче-

ха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица. Приведенный список выгоприобретателей носит исчерпывающий характер и являет собой также особенность.

Вообще надо отметить, что есть существенное отличие между выгодоприобретателями в договорах имущественного и личного страхования. В имущественном страховании такое правовое положение имеют либо лица, обладающие интересом в сохранении объекта страхования (выгодоприобретатели по договорам страхования имущества — ст. 930 ГК РФ), либо лица, назначенные выгодоприобретателями по закону (потерпевшие по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда — ст. 931 ГК РФ; контрагенты страхователя по договорам страхования договорной ответственности — ст. 932 ГК РФ). В личном страховании выгодоприобретателем может быть любое лицо, назначенное страхователем с письменного согласия застрахованного (ст. 934 ГК РФ). При этом выгодоприобретатель отличается от застрахованного лица тем, что в виде общего правила имеет право требовать от страховщика осуществления страховой выплаты при наступлении страхового события, т.е. является третьим лицом.

В законе об обязательном государственном страховании жизни и здоровья также представлен исчерпывающий перечень событий, с которыми законодатель связывает возникновение у него обязанности по уплате страховых выплат (ст. 4). Указанный список также имеет некоторые особенности, так как весьма расширен по отношению к общим нормам о страховых случаях и включает в себя гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы; смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы, после отчисления вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы; установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы; установление застрахованному

лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы; получение застрахованным лицом в период прохождения службы увечья (ранения, травмы, контузии).

Кроме того, согласно тому же Закону об обязательном государственном страховании жизни и здоровья одноименный договор обязательного государственного страхования будет всегда являться договором в пользу третьего лица — выгодоприобретателя, в отличие от более распространенной в практике конструкции двустороннего договора. Также рассматриваемый договор страхования, помимо общих требований о включении в текст соглашения информации о застрахованных лицах, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страховых взносов), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика, сроках и способах уведомления страхователем страховщика о наступлении страхового случая и способах выплаты страховых сумм выгодоприобретателю, будет подчиняться требованию указанного Закона об обязательном государственном страховании жизни и здоровья, которое сводится к обязанности страховщика незамедлительно сообщать о заключении договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья в федеральный орган исполнительной власти.

В рамках анализа договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы хотелось бы обратить особое внимание на обязанности страхователя в указанном договоре. Они приобретают особый характер, так как указанный договор является договором в пользу третьего лица. Конечно, основной обязанностью страхователя является своевременная уплата страховой премии. В этом смысле указанный договор обязательного государственного страхования жизни и здоровья подчиняется общей концепции договора страхования. Вместе с тем, в виду особенностей субъектного состава, в число обязанностей включены и иные. В частности, включена обязанность информировать о порядке и об условиях осуществления обязательного государ-

ственного страхования, а также о страховщике как гражданина, поступающего на соответствующую службу, так и застрахованное лицо, причем страхователь должен следить за тем, чтобы указанная информация не теряла своей актуальности и достоверности. Указанным Федеральным законом об обязательном государственном страховании жизни и здоровья также предусмотрена обязанность организации страхователя незамедлительно сообщать выгодоприобретателю, а в случае его гибели (смерти) — иному выгодоприобретателю о наступлении страхового случая. Причем, в отличие от классического двустороннего договора страхования, где указанная обязанность лежит на страхователе в пользу самого страховщика в рассматриваемом договоре, такая обязанность должна быть исполнена и по отношению к выгодоприобретателю. Также на организации страхователя лежит совместная с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы обязанность по оказанию выгодоприобретателям содействия в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм. Законом об обязательном государственном страховании жизни и здоровья предусмотрена ответственность должностных лиц организаций страхователя при наличии их виновны в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении выгодоприобретателям документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм (ст. 7). Помимо прочего, в круг специфических обязанностей страхователя включены: обязанность по соблюдению требования законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны; контроль за исполнением страховщиком договора обязательного государственного страхования; обязанность требовать от страховщика представления документации о выплате страховых сумм по наступившим страховым случаям с указанием размера и даты выплаты по установленной страхователем форме, а также документов, подтверждающих исполнение обязательств в рамках настоящего договора. В раках участия в договоре обязательного государственного страхования страхователь имеет возможность реализовать свои права. В частности, согласно Типовому договору обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным

законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» страхователь вправе, по согласованию со страховщиком, изменять условия договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и с учетом положений Федерального закона о контрактной системе; получать от страховщика разъяснения по условиям страхования, порядку и срокам выплаты страховых сумм; также вправе по согласованию со страховщиком прекратить договор в рамках условий им предусмотренными, а также вправе расторгнуть договор обязательного государственного страхования по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и с учетом положений Федерального закона о контрактной системе; вправе определять состав конфиденциальной информации, передаваемой страховщику, предъявлять требования к ее хранению и защите, контролировать их соблюдение страховщиком; может осуществлять иные права, установленные договором и законодательством Российской Федерации.

Также в число важных особенностей, предусмотренных ст. 10 Закона об обязательном страховании жизни и здоровья относится обязанность страховщика выплатить страховое возмещение в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на службе.

Вместе с тем, указанная статья также предусматривает основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения, среди которых выделяет совершение застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным; наступление страхового случая, если последний находится в прямой связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица, а также если

страховой случай является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.

В качестве классических условий, характерных для большинства договоров страхования можно выделить условие о сроке. Рассматриваемый договор обязательного государственного страхования заключается не менее чем на один календарный год (ст. 6 Закона об обязательном страховании жизни и здоровья). Также действует общее условие о форме договора, предусматривающее заключение договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья в письменной форме.

Таким образом, нормы страхового права выступают в качестве первичного компонента страхового законодательства. Как властные предписания государства они входят в те или иные законы, акты, распоряжения и др. Указанные нормы регулируют лишь определенные виды и разновидности страховых отношений. Остальные страховые отношения либо не урегулированы, либо регулируются другими юридическими нормами. Например, и обязательное, и добровольное страхование регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 48), а комбинированные формы страхования в различных сферах экономики плохо регламентированы в законе.

Сегодня можно уже говорить о формировании специфических институтов страхового права, под которыми понимается относительно устойчивая и признанная группа норм страхового права, регулирующая определенные виды страховых отношений. Институты регламентируют отдельные аспекты, направления и сферы страховой деятельности, их можно выделить большое количество. Например, в российском страховом законодательстве это могут быть институты: добровольного страхования, обязательного страхования ( в частности, институт обязательного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы), ответственности по договору, страхования предпринимательского риска, страхового надзора и др.

Все эти институты в том или ином виде в настоящее время существуют и применяются в тесной взаимосвязи друг с другом и в будущем составят отрасль страхового права (как систему).

Поскольку указанные выше законодательные акты являются определенными установлениями государства, общую систему формирующейся отрасли страхового права можно представить в виде двух частей — Общей и Особенной.

Общая часть страхового права будет включать в себя нормы, устанавливающие исходные положения, виды и формы страхования, а также общие проблемы страхового надзора.

В Особенной части будут охарактеризованы отдельные виды страхования, а также отдельные направления страхового надзора.

Ввиду того, что страховое право представляет собой формирующуюся отрасль права, которая включает в себя нормы гражданского, административного и других отраслей права, то на строение его Общей и Особенной частей влияет наличие в массиве указанных норм, подчиняющихся разным правилам систематизации. Одновременно действуют и собственные системообразующие критерии страхового права.

Однако, сегодня именно в рамках гражданско-правового раздела Общая часть страхового права может содержать такие основные «блоки», как: исходные положения страхования, его виды и формы, элементы страхования; правовой статус страховых организаций; их имущество; правовой статус иных субъектов страхового права; страховое обязательство; перестрахование; ответственность в страховании и др.

Особенная часть гражданско-правового раздела страхового права может включать в себя: правовое регулирование имущественного страхования; правовое регулирование личного страхования, в том числе и рассматриваемое правовое регулирование страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, которые, в свою очередь, также могут подразделяться на более мелкие.

Применительно же, в частности, к административно-правовому разделу Общая часть страхового права может содержать следующие «блоки»: правовой статус органа страхового надзора; общие проблемы организации и деятельности органов страхового надзора.

Особенная часть этого раздела может включать в себя: лицензирование деятельности субъектов

страхового дела; правовое регулирование контроля за соблюдением страхового законодательства.

Применительно к своему финансово-правовому разделу Общая часть страхового права может состоять из: системы расчетов страховых сумм, страховых выплат, вычетов и т.д.; Особенная часть этого раздела страхового права может содержать: страхование вкладов физических лиц в банках нашей страны, процесс финансирования страхования этих вкладов, финансирование деятельности в этой сфере агентств, фондов и пр.

1 Государственный пожарный надзор. Главное управление МЧС России по г. Москве. 2012, С. 9—23.

2 «Тверская, 13», 2007, 3 мая.

3 Предупреждение, спасение, помощь. Информационно-обучающий бюллетень Главного управления МЧС России по г. Москве, № 12, июнь 2012, С. 9—11.

4 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия/ Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: 2000. С. 426.

5 Сайт: http://www.mchs.gov.ru

6 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) «О пожарной безопасности»; СЗ РФ, 26.12.1994, № 35. ст. 3649.

7 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 7 марта 2005 г.) «О чрезвычайном положении». СЗ РФ», 04.06.2001. № 23. ст. 2277.

8 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под ред. С.А. Комарова. СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2008. С. 218—223.

9 См.: Конохов М.В. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих как институционная составляющая России в формате правового, демократического, социального государства. Государство и право, 2014. № 2. С. 68.

10 См.: Там же. Конохов М.В. С. 69.

11 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ (ред.

от 23 июля 2013 г.) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»; СЗ РФ», 30.03.1998, № 13, ст. 1474.

12 Постановление Правительства РФ от 6 марта 2014 г. № 169 «Об утверждении типового договора обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»; СЗ РФ», 17.03.2014, № 11. ст. 1147.

13 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ед. от 28 декабря 2013 г.); СЗ РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410.

14 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (ред. от 28 декабря 2013 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; «Российская газета», № 6, 12.01.1993.

15 См.: Рассолова Т.М. Страховое право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Экономика». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 162.

16 Брагинский М.И., Витрянский В.В.: Договорное право. книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. 2-е изд., стер. М.: Статут, 2011. С. 659—660.

17 Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (ред. от 25.11.2013) «О статусе судей в Российской Федерации»; «Российская газета». 1992, 29 июля.

18 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 2 апреля 2014 г.) «О прокуратуре Российской Федерации»; СЗ РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472.

19 Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (ред. от 8 декабря 2011 г.) «О внешней разведке»; СЗ РФ», 15.01.1996, № 3. ст. 14.3

Криминология. 6-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. Г.А. Аванесова. 2013. 576 с.

Даны основы криминологического учения о преступности, вскрываются причины преступности, рассматриваются механизмы воздействия на преступность, и в частности насильственную, корыстную, организованную, политическую, профессиональную и т.д. Особое внимание уделено зарубежным криминологическим теориям и практике воздействия на преступность.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов юридических специальностей, а также судей, практических работников правоохранительных органов и адвокатов. Может быть использован в учебном процессе по дистанционным образовательным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.