Научная статья на тему 'О некоторых вопросах социальной защиты сотрудников полиции'

О некоторых вопросах социальной защиты сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1971
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ / СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ / СТРАХОВАТЕЛЬ / СТРАХОВЩИК / ЗАСТРАХОВАННОЕ ЛИЦО / ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛИ / SOCIAL SECURITY / LEGAL PROTECTION / INTERNAL AFFAIRS / POLICE OFFICER / COMPULSORY STATE INSURANCE / INSURANCE EVENT / INSURANCE BENEFITS / INSURED / INSURER / INSURED PERSON / BENEFICIARIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малахова Наталья Владимировна

Рассматриваются вопросы реализации предоставленных сотрудникам полиции социальных гарантий, акцентируется внимание на проблемах социально-правовой защищенности сотрудников полиции и членов их семей, в том числе анализируются правоотношения, возникающие в связи с обязательным государственным страхованием жизни и здоровья полицейских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малахова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME QUESTIONS OF SOCIAL PROTECTION OF POLICE OFFICERS

This article discusses the implementation of the grant social security for police offices, focuses on issues on social and legal protection of police officers and their families, including analysis of the legal relations arising in connection with the obligatory state life insurance and health officers.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах социальной защиты сотрудников полиции»

УДК 34.08 ББК 67.401.213

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛАХОВА,

доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: nv_malakhova@mail.ru Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность Рецензент: кандидат юридических наук В.В. Власенков

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы реализации предоставленных сотрудникам полиции социальных гарантий, акцентируется внимание на проблемах социально-правовой защищенности сотрудников полиции и членов их семей, в том числе анализируются правоотношения, возникающие в связи с обязательным государственным страхованием жизни и здоровья полицейских.

Ключевые слова: социальные гарантии, социальная защита, правовая защита, органы внутренних дел, сотрудник полиции, обязательное государственное страхование, страховой случай, страховые выплаты, страхователь, страховщик, застрахованное лицо, выгодоприобретатели.

Abstract. This article discusses the implementation of the grant social security for police offices, focuses on issues on social and legal protection of police officers and their families, including analysis of the legal relations arising in connection with the obligatory state life insurance and health officers.

Keywords: social security, social security, legal protection, the internal affairs, police officer, compulsory state insurance, insurance event, insurance benefits, the insured, the insurer, insured person, beneficiaries.

Современный период развития Российского государства характеризуется резким увеличением физических и психологических нагрузок на сотрудников полиции. Это обусловлено не простой экономической ситуацией в стране, повышенной криминализацией общества, деформацией нравственных ценностей. В этих условиях у сотрудников полиции возникает повышенная потребность в социальной защищенности и в особом внимании со стороны государства.

В зависимости от вида трудовой или служебной деятельности социальные гарантии могут иметь различный объем и форму. Социальная защита сотрудников полиции, является разновидностью социальной защиты личности, провозглашенной Конституцией Российской Федерации.

При этом сотрудники полиции не в полном объеме пользуются конституционными правами. Правовое положение сотрудников имеет ряд ограничений, которые определяются характером службы и содержанием выполняемых ими задач. Например, сотрудникам полиции запрещается состоять в политических партиях, допускать публичные высказывания в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в их служебные обязанности, заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, допускать коллективные служебные споры и др.

Таким образом, правовой и социальный статус сотрудников полиции в силу их принадлежности к особому виду государственной службы имеет ряд ограничений, закрепленных в соответствующих

законодательных и иных нормативных актах. Поэтому социальная защита сотрудника полиции, т.е. комплекс льгот и преимуществ для него и членов его семьи, закрепленный в законе, должен компенсировать не только тяжелые условия труда, но и ограничения и запреты1.

В этом находит свое выражение один из принципов службы в органах внутренних дел: взаимосвязь ограничений, обязанностей и запретов, ответственности на службе и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел.

Социальная и правовая защита, являясь неотъемлемыми институтами государства, находятся в постоянном развитии и совершенствовании.

Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, несмотря на сложную экономическую ситуацию, обеспечивает социальные гарантии, установленные для сотрудников полиции. Это связано, в том числе, с тем, что лица, несущие службу в полиции выполняют поставленные перед ними задачи в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Для реализации государственных гарантий в области оказания социальной помощи указанной категории граждан законодателем сформировано отдельное целевое направление государственной политики, предусматривающее их материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда здоровью при прохождении ими службы, а в случае причинения вреда их жизни — членам семьи сотрудников полиции.

Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудникам полиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, осуществляется в различных правовых формах:

• осуществление страховых выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников полиции;

• выплата единовременного пособия;

• выплата ежемесячных денежных компенсаций. В период прохождения службы жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию. Порядок и условия страхования установлены Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном го-

сударственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»2.

Кроме того, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в полиции, осуществляется в порядке гражданско-правовой ответственности, включая компенсацию морального вреда согласно главе 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Страховые правоотношения на службе в полиции возникают с момента назначения гражданина на должность полицейского и продолжаются до прекращения им службы.

Страхование сотрудника осуществляется органом внутренних дел, выступающим в данных правоотношениях страхователем, за счет ассигнований федерального бюджета.

Страховщиками по обязательному государственному страхованию выступают страховые организации, имеющие лицензии на осуществление данного вида деятельности.

Объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье сотрудников полиции, а также граждан, уволенных со службы в течение одного года после ее окончания (застрахованные лица).

Отметим, что выгодоприобретателями по данному виду страхования являются не только застрахованные лица, но и члены его семьи, в случае гибели или смерти застрахованного лица. В законе приводится их перечень, а также условия, при которых они получают статус выгодоприобретателя.

Страховые выплаты выгодоприобретателям могут быть осуществлены только при наступлении страховых случаев. Законом «О страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц» установлен исчерпывающий перечень событий, которые признаются страховыми случаями. Для сотрудников полиции — это получение инвалидности или увечья (ранения, травмы, контузии).

Для членов семьи сотрудника — гибель (смерть) застрахованного лица.

Аналогичный перечень страховых случаев предусмотрен для лиц, уволенных со службы в полиции, и членов их семьи.

Обращаем внимание на то, что для признания перечисленных выше обстоятельств страховыми случаями, первостепенное значение приобретает выяснение причин, способствовавших наступлению этих обстоятельств. В ряде случаев проводится служебная проверка для выявления фактов, свидетельствующих или опровергающих наступление страхового случая.

Так, страховщик освобождается от выплаты страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного общественно опасным; находится прямой причинной связи с любым видом опьянения застрахованного лица; является результатом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью, за исключением случаев, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства.

Установление степени тяжести полученного увечья и причинной связи его получения решается в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ3.

Одновременно при определении причинной связи между прохождением службы и приобретенным увечьем военно-врачебной комиссией должна быть определена и степень годности сотрудника полиции к дальнейшему прохождению службы.

Для определения стойкой утраты трудоспособности медицинская организация органа внутренних дел направляет сотрудника в учреждения медико-социальной экспертизы4. Туда же в обязательном порядке представляется заключение военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе с указанием причинной связи имеющегося у него увечья или иного повреждения здоровья, приведшего к увольнению. При этом повреждение здоровья определяется (что очень важно) с формулировкой «военная травма».

На основании вынесенного заключения принимается решение о выплате ежемесячной денежной компенсации сотруднику полиции, установленной частью 6 статьи 43 Федерального закона «О по-

лиции», в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности, с последующим взысканием выплаченных сумм с виновных лиц. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада денежного содержания и размера надбавки за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением коэффициентов, установленных Федеральным законом от 12 февраля 2015 г. № 15-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона «О полиции», а именно в размере 54% от размера денежного довольствия в 2012 г., 66,78 процента — с 1 октября 2015 года, с увеличением на коэффициент 1,55.

Соблюдая интересы граждан, установлена норма, согласно которой в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с первоначальной редакцией ч. 6 ст. 43 Федерального закона «О полиции», превышает размер данной компенсации, исчисленной в соответствии с новой редакцией закона, выплата указанному гражданину осуществляется в размере, который причитался ему до дня вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2015 г. № 15-ФЗ.

При увеличении окладов денежного содержания сотрудников полиции размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету.

Кроме того, при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.

В связи и этим, важное значение имеет разъяснение, данное Президиумом Верховного Суда РФ: «Из содержания ч. 5 ст. 43 Федерального закона «О полиции» следует, что право сотрудника полиции на получение единовременного пособия возникает при наличии определенных обязательных условий, к которым относится не только получение увечья или иного повреждения здоровья, связанных с выполнением служебных обязанностей, но и невозможность продолжения сотрудником службы в полиции по указанной причине»5.

Закон «О страховании военнослужащий и приравненных к ним лиц» устанавливает выплаты за-

страхованному лицу: в случае установления инвалидности I, II или III группы — 1 500 000 руб., 1 000 000 руб., 500 000 руб., соответственно; в случае получения тяжелого увечья — 200 000 руб., легкого увечья — 50 000 рублей.

Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими организациями системы МВД России, в которых осуществляется служба. Перечень увечий, относящихся к тяжелым или легким, определяется Правительством Российской Федерации6. При сочетанных (комбинированных) травмах степень тяжести травмы определяется по наиболее тяжелому повреждению.

Решение вопроса о выплате единовременного пособия возлагается на постоянно действующие комиссии, созданные в центральном аппарате МВД России и территориальных органах.

Важно отметить, повышение группы инвалидности застрахованному лицу является основанием для увеличения страхового возмещения на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.

Реализация сотрудником полиции права на перерасчет ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью носит заявительный характер. Причем, перерасчет таких выплат за прошедшее время до обращения сотрудника в уполномоченный орган законом не предусмотрен'.

В случае гибели (смерти) застрахованного лица в связи с выполнением служебных обязанностей членам его семьи и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях.

Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника полиции (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции), имеющими право на получение единовременного пособия, считаются:

1) супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим);

2) родители погибшего (умершего);

3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалида-

ми до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, при определении размера единовременного пособия подлежит применению редакция закона, действовавшая на момент гибели (смерти) сотрудника полиции.

Исходя из смысла закона, супруга, претендующая на ежемесячную денежную компенсацию как член семьи сотрудника полиции, погибшего при исполнении служебных обязанностей, должна состоять с ним в зарегистрированном браке не только на дату его гибели (смерти), но и на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган о назначении указанной выплаты должна иметь статус члена семьи погибшего (умершего) сотрудника. Вступление супруги (супруга) в новый брак означает утрату такого статуса8.

Для признания лиц находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника полиции необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию (помощи от застрахованного лица) и установления факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем9.

Реализация права на получение единовременных пособий (страховых выплат), ежемесячной денежной компенсации и сумм в возмещение вреда имуществу осуществляется на основании приказа МВД РФ от 18 июня 2012 г. № 590 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам».

Выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения до-

кументов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, установленными законодательством, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.

Проведенный анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что наличие мер социальной защиты для сотрудников полиции характеризует этот вид службы как наиболее значимый для государства, обладающий спецификой, связанной с риском для жизни и с ограничениями некоторых прав и свобод сотрудников. Не вызывает сомнения, что от уровня социальной защиты сотрудников во многом зависит качественный уровень кадрового состава полиции.

Литература

1. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1474.

2. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

3. Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы,

лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. № 70 «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс».

5. «Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015). // СПС «КонсультантПлюс.

6. Определение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2016 г. № 26-КГ15-69. // СПС «Консультант-Плюс».

7. Административное право Российской Федерации: курс лекций Ч. 1 / под ред. к.ю.н., проф. С.Н. Бочарова. М.: МосУ МВД России, 2013. 116 с.

8. Административное право Российской Федерации [Текст] : курс лекций. Ч. 2 / С.Н. Бочаров [и др.]; МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя; под ред. С.Н. Бочарова. М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. 301 с.

9. Государственная служба в органах внутренних дел: курс лекций / под ред. канд. юрид. наук, проф. С.Н. Бочарова. Ч. 2. М.: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2015. 231 с.

10. Малахова Н.В., Шайхутдинова Т.Ф. Особенности государственной гражданской службы в органах внутренних дел // Административное право и процесс. № 8, 2015 г.

References

1. Federal law of March 28, 1998 No. 52-FZ «On compulsory state insurance of life and health of

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

servicemen, citizens called on military gathering, persons of ordinary and commanding structure of bodies of internal Affairs of the Russian Federation, State fire service, bodies for control over turnover of narcotic means and psychotropic substances, employees of establishments and bodies criminally-Executive system». Meeting of the legislation of the Russian Federation, 30.03.1998, No. 13, item 1474.

2. Federal law «On police» of 7 February 2011 № 3-FZ. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 14.02.2011. No. 7. St. 900.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 29 July 1998 n 855 «About measures for implementation of the Federal law» «On compulsory state insurance of life and health of servicemen, citizens called on military gathering, persons of ordinary and commanding structure of bodies of internal Affairs of the Russian Federation, State fire service, bodies for control over turnover of narcotic means and psychotropic substances, employees of establishments and bodies criminally-Executive system».

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of 31 January 2013 № 70 «On the procedure for determining permanent incapacity for work of the bodies of internal Affairs of the Russian Federation» [Electronic resource] // SPS «ConsultantPlus».

5. «The review of practice of consideration by courts of Affairs about compensation of the harm caused to the life or health of servicemen, citizens called on military gathering, persons of ordinary and commanding structure of bodies of internal Affairs of the Russian Federation, State fire service, bodies for control over turnover of narcotic means and psychotropic substances, employees of establishments and bodies criminally-Executive system» (app. The Presidium of the Supreme Court 23.12.2015). // SPS «ConsultantPlus».

6. The determination of the Supreme Court of the Russian Federation of 2 February 2016 No. 26 Kr15-69. // SPS «ConsultantPlus».

7. Administrative law of the Russian Federation: the course of lectures Part 1 / ed. by k.yu.n., prof S.N. Bocharov. M: Mos, Ministry of internal Affairs of Russia, 2013. 116 p.

8. Administrative law of the Russian Federation [Text]: course of lectures. Part 2 / S.N. Bocharov [et

al.]; the Mos interior Ministry named after V.J. Kikot; ed. by S.N. Bocharov. M.: the Mos interior Ministry named after V.J. Kikot, 2015. 301 S.

9. Public service in bodies of internal Affairs: a course of lectures / under the editorship of Cand. the faculty of law. PhD, Professor S. N. Bocharov. Part 2. M.: Moscow University of MIA of Russia for them. V. Kikot, 2015. 231 p.

10. Malakhova N.V, Shaikhutdinova T.F. Features of the state civil service in bodies of internal Affairs // Administrative law and process. No. 8, 2015.

1 Костыря Ю.С. Теоретико-экономические основы организации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2002. С. 13—15.

2 Далее Закон «О страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц».

3 См. Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. № 70 «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс».

5 «Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015).

6 Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855.

7 «Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015).

8 «Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015).

9 Определение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2016 г № 26-КГ15-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.