Научная статья на тему 'Правовое регулирование страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел'

Правовое регулирование страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1155
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / LIFE / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / STATE INSURANCE / СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ / INSURANCE EVENT / СТРАХОВАЯ СУММА / THE INTERIOR BODIES' PERSONNEL / INSURANCE AMOUNT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорова Е.Н.

В статье анализируется действующее законодательство и рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal regulation of the life and health insurance of the interior bodies' personnel

The current legislation and the problematic issues in the sphere of legal regulation of the life and health insurance of the interior bodies' personnel are analyzed.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел»

2009 г. № 28. URL: http://www.vsrf.ru/vscourt_ detale.php?id=6448.

7. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал

2010 года: постановление Президиума Верховного Суда РФ от 16 марта 2011 г. URL: http:// www.vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=7091.

8. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006—2010 гг. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=5.

9. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. 6-е изд. М., 2010.

10. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010.

11. Кальницкий В., Куряхова Т. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу возвращения уголовного дела в досудебное производство // Уголовный процесс. 2009. № 4.

12. Рябинина Т.К. Особенности принятия судом решения о возвращении уголовного дела прокурору по п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ // Доказывание и принятие решений в современном уголовном судопроизводстве: матер. междунар. науч.-практ. конф.М., 2011.

E-mail: grigorov.s@list.ru

108

Е.Н. ГРИГОРОВА,

адъюнкт* кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения

(Академия управления МВД России)

Правовое регулирование страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел

В статье анализируется действующее законодательство и рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел.

Жизнь, здоровье, сотрудники органов внутренних дел, обязательное государственное страхование, страховой случай, страховая сумма.

Центральное место среди основных прав и свобод человека и гражданина занимает право на жизнь и охрану здоровья (п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации) [1].

В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации законодателем жизнь и здоровье включены в перечень благ, принадлежащих человеку от рождения (п. 1 ст. 150 ГК РФ) [2].

Наиболее ценными благами для человека необходимо признавать жизнь и здоровье как одну из ее характеристик, отражающую полноту физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [9].

Отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, ре-

* Ранее — старший юрисконсульт отдела правового обеспечения УВД по Липецкой области.

гулируется нормами, большая часть которых входит в состав гражданско-правовых институтов деликтных и страховых обязательств. Существенное значение для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина в процессе осуществления им профессиональной деятельности и особенно опасной профессиональной деятельности, приобрел институт страховых обязательств, в частности, обязательное государственное страхование жизни и здоровья государственных служащих.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с риском для жизни, и опасность их гибели (смерти) или причинения вреда здоровью только возрастает. В силу специфики службы сотрудники органов внутренних дел не могут быть полностью защищены от негативных последствий своей профессиональной деятельности.

В связи с особенностями службы жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел подлежит обязательному государственному страхованию, которое можно отнести к одному из способов защиты этих благ. В российском обществе обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел осуществляется через органы государственного страхования в соответствии с Гражданским кодексом Россий-

ской Федерации и законодательством Российской Федерации о страховании.

Пунктом 1 ст. 935 ГК РФ предусмотрены два вида обязательного страхования: страхование жизни, здоровья или имущества других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; страхование риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договора с другими лицами.

Данные виды страхования могут быть возложены законом на указанных в нем лиц.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» [4] (далее — Закон об обязательном страховании) регулирует первый из указанных видов страхования.

Закон об обязательном страховании стал существенным этапом совершенствования правового регулирования обязательного государственного страхования. Посредством данного закона отношения в области обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел обрели комплексное правовое регулирование.

Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел позволяет восполнить те потери, которые они несут при получении различного рода увечий или гибели как в процессе осуществления своих повседневных служебных обязанностей, так и в свободное от службы время, тем самым повышая уровень материального обеспечения застрахованных лиц и членов их семей.

В соответствии с Законом об обязательном страховании Правительством РФ принято постановление от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» [7], которым утверждены Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, и Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая.

В соответствии с Законом об обязательном страховании и постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 издан приказ МВД России от 16 декабря 1998 г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России» [8], который отменил ранее изданный приказ МВД России от 17 мая 1993 г. № 234 «Об обязательном государственном личном страховании в системе МВД России» и утвердил Инструкцию о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России.

Следовательно, существует детальная система правового регулирования рассматриваемых отношений. Однако, как показывает практика и анализ нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу отношений, указанная система обладает рядом существенных недостатков, что, безусловно, снижает степень правовой защиты сотрудников органов внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел и лица, потерявшие кормильца, все чаще прибегают к судебной защите своих прав, в частности права на получение страховых выплат, а также на компенсацию морального вреда. В свою очередь, ответчики (страховые компании, Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальные органы внутренних дел), как правило, не признают заявленных требований. Одна из причин — отсутствие четкого правового регулирования как в специальном законодательстве, так и нерешенность этих вопросов в судебной практике.

Действующий до 1 января 2012 г. механизм установления страховых сумм можно отметить в качестве одного из недостатков. В

109

соответствии с п. 1 ст. 5 Закона об обязательном страховании, утратившем силу с 1 января 2012 г. (Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. № 309-Ф3 [5]), размеры страховых сумм, выплачиваемых сотрудникам органов внутренних дел (в случае их гибели (смерти) — выгодоприобретателям), определялись, исходя из окладов месячного денежного содержания, включающих месячные оклады по занимаемой должности и специальному званию, установленные на день выплаты страховых сумм. Иными словами, при наличии одинаковых увечий, сотрудники получали совершенно разные по размеру страховые суммы, в зависимости от занимаемой должности и звания, что нельзя признать справедливым с точки зрения оценки человеческих ценностей.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 5 Закона «Об обязательном страховании» Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. № 309-Ф3, страховые суммы сотрудникам органов внутренних дел с 1 января 2012 г. выплачиваются в фиксированных размерах, что представляется целесообразным и устраняет неравенство между сотрудниками органов внутренних дел при наступлении страхового случая.

Данный механизм установления страховых сумм определен также в ст. 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» [6].

Отдельного внимания заслуживают трудности, с которыми сталкиваются сотрудники органов внутренних дел и их родственники (выгодоприобретатели) при обращении в страховые компании. Во-первых, как показывает практика, получить страховые выплаты не всегда просто, и дело не только в явных, предусмотренных законом случаях, при которых страховщик освобождается от выплаты страховой суммы. Нередко страховые компании отказывают в производстве выплат, ссылаясь на ряд необоснованных причин, с целью избежать страховых выплат любого рода, и тем самым повысить свою прибыль. Во-вторых, это обеспечение преемственности договоров обязательного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, исключение взаимной ссылки страховщиков на обязанности друг друга при наступлении страхового случая.

Одним из возможных решений отмеченных вопросов может стать участие в качестве субъекта страхового правоотношения — страховщика государственной страховой компании, что, кроме того, обеспечит экономное целевое расходование средств соответствующих бюджетов.

Действующее законодательство об обязательном государственном страховании жизни

и здоровья сотрудников органов внутренних дел характеризуется противоречивостью и незавершенностью и вызывает многочисленные вопросы и проблемы в правоприменительной практике.

Анализ совокупности нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу отношений, позволяет констатировать отсутствие единой концепции, определяющей развитие гражданского законодательства о страховании жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, в частности об обязательном государственном страховании жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел.

Развитие института страхования жизни и здоровья позволит повысить уровень благосостояния сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, что, в свою очередь, поднимет их авторитет в обществе и эффективность исполнения ими своих служебных обязанностей.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. I). Ст. 7020.

4. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно -исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции: Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ РФ (в ред. от 8 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный за-

кон РФ от 8 ноября 2011 г. № 309-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 46. Ст. 6407.

6. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 № З-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

7. О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов

налоговой полиции: постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 (в ред. от 29 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3900.

8. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России: приказ МВД России от 16 декабря 1998 г. № 825 // Рос. газ. 1999.

9. Донцов С.Е., Глянцев В.В. Возмещение вреда по советскому законодательству. М., 1990.

E-mail: lady-docc@yandex.ru

В.И. ДОЛИНКО,

адъюнкт кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения

(Академия управления МВД России)

Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях и методы их снижения

В статье анализируются риски и угрозы в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях; автор предлагает методы к их снижению.

Материально-техническое снабжение, риски и угрозы, органы внутренних дел, особые условия.

Национальная безопасность России, в частности военная, обеспечивается силами и средствами, которые находятся в распоряжении государства. Важную роль среди них играют органы внутренних дел МВД России. В Стратегии национальной безопасности [2] определены принципы применения военной силы: только в случае необходимости отражения агрессии, когда все другие меры разрешения кризисных ситуаций исчерпаны или оказались неэффективными. Применение военной силы внутри государства допускается в строгом соответствии с Конституцией [1] и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Проблемы материально-технического снабжения (далее — МТС) органов внутрен-

них дел, действующих в особых условиях, следует разделить на четыре больших блока: подготовка сил и средств тыла к обеспечению подразделений органов внутренних дел в особых условиях; доставка сил и средств тыла в район действия подразделений органов внутренних дел, а также тыловое обеспечение в пути следования; тыловое обеспечение подразделений непосредственно в особых условиях; эвакуация сил и средств тыла, а также подразделений органов внутренних дел из района боевых действий (особых условий) в район постоянной дислокации.

Рассмотрим опыт организации МТС подразделений органов внутренних дел, участвовавших в ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чечне. С начала 1995 г. в составе объединенных сил на территории Чечни был создан штаб тыла [5], в который входило четыре службы: продовольственная, вещевая, КЭС, медицинская. Личный состав штаба тыла был сформирован в основном из числа сотрудников Департамента тыла МВД России, и на него были возложены следующие задачи:

1) обеспечение всеми видами довольствия и материально-техническими средствами в соответствии с нормами и табелями положен-ности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.