УДК 369:343.83
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: в статье рассматривается обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы как значимый с социальной точки зрения правовой институт, обеспечивающий социальную защиту указанной категории граждан. Учитывая данное обстоятельство, а также в целях обеспечения эффективного осуществления рассматриваемого вида страхования, законодатель предусмотрел целый комплекс мер ответственности для сторон договора обязательного государственного страхования, в качестве которых выступают страхователь и страховщик. Отличительной особенностью ответственности сторон по договору обязательного государственного страхования является то, что последние несут ее прежде всего в отношении застрахованных лиц, то есть сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а не по отношению друг к другу.
Несмотря на сформированную нормативную правовую базу, действующую в сфере обязательного государственного страхования, судебная практика свидетельствует о том, что нередкими являются случаи обращения застрахованных лиц по договорам обязательного государственного страхования в судебные органы за защитой нарушенных прав,
© Мачкасов А. И., 2016
А. И. Мачкасов
в частности, с исковыми требованиями к страховщику о взыскании страховой суммы, об оспаривании размера выплаченной страховой суммы, о взыскании неустойки (штрафа) за необоснованную задержку в выплате страховой суммы либо о перерасчете последней. В целях разрешения сложившейся ситуации, а также усиления правовых гарантий застрахованных лиц на получение страхового возмещения в случае причинения вреда их жизни и здоровью, в статье сформулированы предложения по совершенствованию действующего гражданского законодательства на предмет усиления ответственности страховщика в случае неправомерного отказа последнего от выплаты страховых сумм.
Ключевые слова: обязательное государственное страхование, уголовно-исполнительная система, жизнь и здоровье сотрудников, ответственность, страхователь, страховщик, застрахованные лица.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» жизнь и здоровье сотрудника подлежат обязательному государственному страхованию в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. Под сотрудниками исходя из ст. 1 этого Закона понимаются лица, которые проходят службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (УИС), федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации и имеют специальные звания.
Нормативным правовым актом, который определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС, является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ). В соответствии со ст. 2 указанного Закона в качестве субъектов обязательного государственного страхования выступают страхователи, страховщики и застрахованные лица (выгодоприобретатели).
Согласно ст. 6 Федерального закона № 52-ФЗ основанием возникновения правоотношений по обязательному государственному страхованию является договор, имеющий конструкцию договора в пользу третьего лица, поскольку заключается между страхователем и страховщиком в пользу выгодоприобретателя.
В соответствии с п. 6 и 7 Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов УИС, утвержденной приказом Минюста России от 13 апреля 2006 г. № 114 (далее - Инструкция о проведении ОГС), страхователем по обязательному государственному страхованию является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России). При этом следует отметить, что речь в данном случае идет исключительно о центральном аппарате ФСИН России, поскольку ни ее территориальные органы, ни учреждения, исполняющие наказания, ни следственные изоляторы, ни предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, выступать по данному виду страхования в качестве страхователя не вправе. Страховщик же по обязательному государственному страхованию представляет собой страховую организацию, которая заключила со страхователем соответствующий договор при условии, что у нее имеется разрешение (лицензия) на осуществление данного вида страхования.
По официальным статистическим данным ФСИН России, количество страховых случаев по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС в 2015 г. составило 1621, а сумма страховых выплат застрахованным лицам и выгодоприобретателям за указанный период -479 934,88 тыс. рублей [6].
Таким образом, переходя к рассмотрению вопросов ответственности сторон по договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС, отметим, что основные ее положения закреплены соответствующими нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуру осуществления указанного
вида страхования, а также договором, исходя из конструкции которого определяется важная особенность ответственности его сторон, заключающаяся в том, что последние несут ее прежде всего в отношении застрахованных лиц, то есть сотрудников учреждений и органов УИС, а не по отношению друг к другу.
Ответственность тесным образом связана с обязательствами сторон договора, поскольку наступает, как правило, при неисполнении или ненадлежащем исполнении таковых сторонами. Применительно к отношениям по обязательному государственному страхованию основными обязанностями сторон являются: со стороны страхователя - заключить договор обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС и перечислить соответствующую сумму страховщику, а со стороны последнего - принять денежные средства и в случае наступления страхового события осуществить страховую выплату застрахованному лицу. Именно в отношении указанных обязательств сторон договора обязательного государственного страхования Федеральный закон № 52-ФЗ предусматривает соответствующие меры ответственности. В частности, согласно п. 1 ст. 7 указанного Закона, в случае если страхователь заключил договор страхования на таких условиях, которые ухудшают положение выгодоприобретателя по сравнению с теми условиями, что определены этим Федеральным законом или совсем не осуществил обязательное государственное страхование, то при наступлении страхового события у него перед выгодоприобретателем возникает ответственность на тех же условиях, на каких при надлежащем страховании должна быть осуществлена страховая выплата. Таким образом, гарантируется
право застрахованного лица на получение страховой суммы в случае наступления страхового события.
Следует отметить, что норма, закрепляющая данную меру ответственности страхователя, не является законодательной новацией, отраженной в Федеральном законе № 52-ФЗ, а представляет собой производную от аналогичной нормы, ранее установленной в п. 2 ст. 937 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
При этом необходимо подчеркнуть, что страхователь несет ответственность, которой присущ самостоятельный (вне-договорный) характер, а не выполняет обязанность страховщика произвести страховую выплату. Ответственность страхователя наступает по правилам, предусмотренным гл. 25 ГК РФ, то есть по общему правилу за вину. Вина же страховщика при исполнении им обязанности произвести страховую выплату вообще не учитывается [4, с. 419].
Пункт 3 ст. 7 Федерального закона № 52-ФЗ возлагает обязанность на организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по оказанию содействия выгодоприобретателям в истребовании и оформлении документов, которые необходимы для принятия решения о страховой выплате. В случае если в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении выгодоприобретателям документов, которые необходимы для принятия решения о страховой выплате, виновными окажутся должностные лица организаций страхователя, ответственные за осуществление обязательного государственного страхования, то они согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона № 52-ФЗ привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена и в
п. 31 Инструкции о проведении ОГС. При этом ответственность может наступать в различных видах: дисциплинарная, материальная, административная и даже уголовная. Выбор последней будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.
Ответственность страховщика в правоотношении по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС сводится к его основной обязанности - при наступлении страхового случая осуществить страховую выплату. В случае неисполнения этой обязанности на страховщика согласно ст. 395 ГК РФ налагается ответственность в виде уплаты процентов на сумму тех денежных средств, которые были им незаконно удержаны. Подобная норма ГК РФ носит общий характер и распространяется на любые случаи неправомерного удержания денежных средств. Однако правила этой статьи применяются только в том случае, если иной размер процентов не установлен законом или договором [1, с. 126]. Федеральный закон № 52-ФЗ на это обстоятельство в п. 4 ст. 11 закрепил норму, в соответствии с которой страховщик, необоснованно задержавший страховую выплату, выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) из собственных средств неустойку в размере 1 % страховой суммы за каждый день просрочки. Таким образом, к данному нарушению со стороны страховщика применяются не положения ст. 395 ГК РФ, а правила ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ.
Подтверждением этому служит определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 18-КГ15-43 от 25 мая 2015 г. по делу об обращении гражданки М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ш., в суд с иском к страховой компа-
нии «Росгосстрах» о взыскании страховой суммы, процентов за пользование денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, штрафа за необоснованную задержку страховой выплаты, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя [3]. Суд первой инстанции при рассмотрении дела, ссылаясь на положения ст. 395 ГК РФ, пришел к выводу о необходимости взыскания со страховой компании «Росгосстрах» процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки последней, осуществления страховой выплаты истцу в результате смерти ее супруга А. -застрахованного лица в период прохождения им военной службы в сумме 218 625 рублей. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в результате пересмотра материалов дела установила, что отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц в части мер ответственности, применяемых к страховщику, урегулированы специальным законом - Федеральным законом № 52-ФЗ, в связи с чем положения ст. 395 ГК РФ к спорным отношениям не применяются. В силу п. 1 указанной статьи за пользование чужими денежными средствами вследствие уклонения от их возврата, их неправомерного удержания, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Между тем в данном случае спорные правоотношения по обязательному государственному страхованию между М., ее дочерью Ш. и страховой компанией «Росгосстрах» в связи с наступлением страхового случая (смерть застрахованного лица)
возникли в силу Федерального закона № 52-ФЗ и государственного контракта от 30 декабря 2о08 г., заключенного на 2009 г. во исполнение данного закона, а не в силу гражданско-правового договора, в связи с чем взыскание судом процентов за пользование чужими денежными средствами со страховой компании «Росгосстрах» в соответствии со ст. 395 ГК РФ признано неправомерным.
Ответственность страховщика в виде неустойки в случае необоснованной задержки им страховой выплаты также содержится в п. 33 Типового договора обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 марта 2014 г. № 169, который был специально разработан для формирования единой практики осуществления рассматриваемого вида страхования жизни и здоровья различных категорий служащих, на которых распространяются нормы Федерального закона № 52-ФЗ. Данный договор отражает в себе все существенные условия, которые должны быть соблюдены при его заключении, в том числе ответственность сторон [5, с. 18].
Пункт 31 Типового договора обязательного государственного страхования, также как и п. 1 ст. 10 Федерального закона № 52-ФЗ предусматривают условия, в случае наступления которых страховщик освобождается от осуществления страховой выплаты по обязательному государственному страхованию, а следовательно, и от ответственности за неосуществление соответствующей выплаты. Это происходит в том случае, если страховое событие:
наступило вследствие совершения застрахованным лицом деяния, которое в установленном судом порядке признано общественно опасным;
находится в прямой причинной связи, установленной судом, с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;
является результатом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью, доказанного судом.
При этом следует отметить, что страховщик не освобождается от осуществления страховой выплаты в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на службе.
Начиная с 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» страховая организация для осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС выбирается ежегодно на основании конкурса. В настоящее время указанный нормативный правовой акт утратил силу, а ему на смену пришел Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который продолжил сложившуюся практику. В соответствии с п. 3 ст. 24 указанного Закона под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта, признается победителем.
Как показывает практика, каждый год происходит смена страховщика, соответственно заключаются новые договоры обязательного государственного
страхования последнего с ФСИН России. Данная работа календарно проводится в конце предыдущего (иногда начале текущего) года, в связи с чем нередко возникают ситуации, когда оформленные документы по страховому случаю, наступившему в прошлом году, направляются страховщику, осуществлявшему обязательное государственное страхование в тот период, но уже в новом году, а тот, в свою очередь отказывает в выплатах и переадресовывает застрахованное лицо или выгодоприобретателя к новому страховщику, ссылаясь на вновь заключенный договор с последним [2, с. 134].
Подтверждением этому служат материалы судебной практики, исходя из которых следует, что наиболее часто встречающимися категориями дел в судах первой инстанции являются дела по искам военнослужащих и приравненных к ним лиц, в том числе сотрудников УИС, членов семей погибших (умерших) застрахованных лиц к страховым организациям, являющимся страховщиками по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, о взыскании страховой суммы, об оспаривании размера выплаченной страховой суммы, о взыскании неустойки (штрафа) за необоснованную задержку в выплате страховой суммы, о перерасчете страховой суммы [3].
В целях разрешения данной ситуации представляется необходимым в Федеральном законе № 52-ФЗ усилить ответственность страховщика, предусмотрев в случае неправомерного отказа последнего в страховой выплате применение к нему более жестких санкций. В связи с этим целесообразно п. 4 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ дополнить абзацем следующего содержания: «В случае неправомерного от-
каза страховщика от выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) неустойку в размере 10 % страховой суммы».
Учитывая, что основным регулятором отношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц является Федеральный закон № 52-ФЗ, введение в него указанной нормы позволит обеспечить гарантии застрахованным лицам и выгодоприобретателям в осуществлении страховщиком в случае наступления страхового события своевременной страховой выплаты, что существенным образом усилит в целом состояние социально-правовой защиты как сотрудников УИС, так и иных категорий служащих.
Список литературы
1. Мачкасов А. И. Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы : монография. Рязань, 2011. 158 с.
2. Мачкасов А. И. Социальная защита сотрудников уголовно-исполнительной системы : монография. Рязань, 2013. 144 с.
3. Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 г. // СПС «КонсультантПлюс».
4. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации,части второй: в 3 т. / под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2011. Т. 2. 849 с.
5. Романов А. А. Особенности реализации страховой защиты жизни и здоровья сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 3. С. 16-19.
6. Статистические данные ФКУ НИИИТ ФСИН России.