Научная статья на тему 'Правовая политика государства в сфере возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Правовая политика государства в сфере возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
654
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА / INDEMNIFICATION / ЖИЗНЬ / LIFE / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / OFFICERS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / OBLIGATORY STATE INSURANCE / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL SECURITY / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CIVIL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козацкая Варвара Эдуардовна, Мачкасов Александр Игоревич

В статье с учетом системного анализа научной литературы, законодательства и правоприменительной практики в области отношений возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, дается характеристика современной правовой политики государства в сфере их материального обеспечения и возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью. Под сотрудниками УИС мы понимаем лиц, проходящих федеральную государственную правоохранительную службу в должностях рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС и имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС. Существующая правовая база обусловила создание механизма возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудника УИС, то есть систему правовых принципов, норм, оснований, условий, субъектов, содержания (способов, объема, размера) возмещения вреда, а также видов защиты, предусмотренных законодателем с целью эффективного восстановления имущественных и (либо) неимущественных прав (благ) лица вследствие нарушения его прав. При этом реализация механизма возможна в публично-правовом (в рамках системы выплат единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций в связи с выполнением служебных обязанностей), а также гражданско-правовом порядке (в рамках гражданского судопроизводства, системы добровольного и обязательного государственного страхования). Институт возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, является комплексным институтом, сочетающим частные и публичные методы правового регулирования и проявляющим себя как мера гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц, причинителей вреда; как система выплат (единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации) в связи с выполнением служебных обязанностей; как система страховых гарантий в рамках обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, комплексное правовое образование, обеспечивающее надежную гражданско-правовую и социально-правовую защиту имущественных интересов сотрудников учреждений и органов УИС (членов их семей), связанных с причинением вреда их жизни и здоровью; комплексный правовой институт, регулирующий общественные отношения по восстановлению имущественного положения сотрудника УИС и компенсации нравственных и физических страданий в связи с причинением вреда его жизни и здоровью в результате прохождения им федеральной государственной правоохранительной службы в должностях рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС. Исходя из формально-юридического подхода, нашедшего свое отражение в ст. 8 ГК РФ, под основаниями возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, следует понимать, во-первых, нормативные правовые акты (правовые нормы в них содержащиеся), предусматривающие, с одной стороны, право сотрудника УИС на возмещение вреда, с другой механизм такого возмещения; во-вторых, факт причинения вреда жизни и здоровью сотрудника УИС; в-третьих, страховой договор в отношении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС. В качестве условий возмещения вреда выступают: во-первых, наличие служебных (трудовых) отношений, в которых сотрудник состоит с учреждением или органом УИС, что в первую очередь определяет его правовой статус как сотрудника УИС; во-вторых, выполнение сотрудником УИС своих служебных обязанностей в момент причинения вреда его жизни или здоровью либо наличие прямой причинной связи между ними. К числу условий, определяющих единство правовых и медицинских аспектов возмещения вреда, причиненных жизни и здоровью сотрудников УИС, относятся: степень тяжести полученных повреждений организма, влияющая на размер (способ) его возмещения; причинно-следственная связь между увечьем или иным повреждением здоровья сотрудника УИС и выполнением служебных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козацкая Варвара Эдуардовна, Мачкасов Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic of modern state legal policy in the sphere of material security and recompense for loss of life and health are given on the basis of system analysis of scientific literature, legislation and law enforcement practice concerning indemnification caused by the loss of life and health of penal system officers. Penal system officers are those who serve in the Federal State Law Enforcement agencies as rank-and-file and command staff and have special ranks in penal system institutions and agencies. Existed legal system conditioned the creation of mechanism of recompense for loss of life and health of penal system officers, that is the system of legal principles, norms, grounds, conditions, subjects, maintenance (ways, volume, rate) of indemnification, as well as types of protection provided by legislator for the purpose of effective restoration of pecuniary and (or) non-pecuniary rights (goods) of a person as a result of his/her rights’ violation. The realization of the mechanism is possible in public (as system of pay-offs limp-sum payments and monthly pecuniary recompenses) as well as in civil (as the result of legal procedure or system of voluntary and obligatory State insurance) spheres. Institution of indemnification for penal system officers is a complex one that combines private and public methods of government regulation and manifests itself as: the measure of civil responsibility of state authorities or their officials, injurers; as a system of pay-offs (limp-sum payments and monthly pecuniary recompenses); as a system of insurance arrangements in the system of obligatory State insurance of penal system officers’ life and health. Recompense for loss of life and health for penal system officers is a complex legal constitution that provides reliable civil and social defense of pecuniary interests of Penal system officers (and members of their families) in case of life and health loss; complex legal institution that regulates social relations on restoration of pecuniary status of penal system officers and compensation of moral and physical sufferings connected with harm to officer’s life and health caused by his service in federal state law enforcement system as rank-and-file and command staff in FPS institutions and agencies. Based on formal juridical approach which is fixed in article 8 of Civil Code of RF, grounds for indemnification should be understand, first of all, as normative legal acts (legal norms) providing, on the one hand, the right of FPS officers to indemnification, and mechanism of such indemnification, on the other; secondly, the fact of injure for FPS officer’s life and health; and in the third place insurance contract in relation to obligatory sate insurance of FPS officers’ life and health. Conditions for indemnification are: employment relations of the officer with FPS institutions or agencies that define his legal status as an FPS employee; and implementation of duties at the moment of injury or the presence of direct causation between them. The level of injury’s heaviness that defines the volume (way) of its indemnification; causation between mutilation or other injury and implementation of his duties as FPS officer are the conditions that define the unity of legal and medicine aspects of recompense for injuries.

Текст научной работы на тему «Правовая политика государства в сфере возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.83

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Реферат: в статье с учетом системного анализа научной литературы, законодательства и правоприменительной практики в области отношений возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, дается характеристика современной правовой политики государства в сфере их материального обеспечения и возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью. Под сотрудниками УИС мы понимаем лиц, проходящих федеральную государственную правоохранительную службу в должностях рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС и имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС. Существующая правовая база обусловила создание механизма возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудника УИС, то есть систему правовых принципов, норм, оснований, условий, субъектов, содержания (способов, объема, размера) возмещения вреда, а также видов защиты, предусмотренных законодателем с целью эффективного восстановления имущественных и (либо) неимущественных прав (благ) лица вследствие нарушения его прав. При этом реализация механизма возможна в публично-правовом (в рамках системы выплат - единовре-

© Козацкая В. Э., Мачкасов А. И., 2016

В. Э. Козацкая, А. И. Мачкасов

менных пособий и ежемесячных денежных компенсаций в связи с выполнением служебных обязанностей), а также гражданско-правовом порядке (в рамках гражданского судопроизводства, системы добровольного и обязательного государственного страхования). Институт возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, является комплексным институтом, сочетающим частные и публичные методы правового регулирования и проявляющим себя как мера гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц, причинителей вреда; как система выплат (единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации) в связи с выполнением служебных обязанностей; как система страховых гарантий в рамках обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС.

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, -комплексное правовое образование, обеспечивающее надежную гражданско-правовую и социально-правовую защиту имущественных интересов сотрудников учреждений и органов УИС (членов их семей), связанных с причинением вреда их жизни и здоровью; комплексный правовой институт, регулирующий общественные отношения по восстановлению имущественного по-

ложения сотрудника УИС и компенсации нравственных и физических страданий в связи с причинением вреда его жизни и здоровью в результате прохождения им федеральной государственной правоохранительной службы в должностях рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС. Исходя из формально-юридического подхода, нашедшего свое отражение в ст. 8 ГК РФ, под основаниями возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, следует понимать, во-первых, нормативные правовые акты (правовые нормы в них содержащиеся), предусматривающие, с одной стороны, право сотрудника УИС на возмещение вреда, с другой - механизм такого возмещения; во-вторых, факт причинения вреда жизни и здоровью сотрудника УИС; в-третьих, страховой договор в отношении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС.

В качестве условий возмещения вреда выступают: во-первых, наличие служебных (трудовых) отношений, в которых сотрудник состоит с учреждением или органом УИС, что в первую очередь определяет его правовой статус как сотрудника УИС; во-вторых, выполнение сотрудником УИС своих служебных обязанностей в момент причинения вреда его жизни или здоровью либо наличие прямой причинной связи между ними. К числу условий, определяющих единство правовых и медицинских аспектов возмещения вреда, причиненных жизни и здоровью сотрудников УИС, относятся: степень тяжести полученных повреждений организма, влияющая на размер (способ) его возмещения; причинно-следственная связь между увечьем

или иным повреждением здоровья сотрудника УИС и выполнением служебных обязанностей.

Ключевые слова: правовая политика, уголовно-исполнительная система, возмещение вреда, жизнь, здоровье, сотрудники правоохранительных органов, обязательное государственное страхование, социальное обеспечение, гражданско-правовая ответственность.

В ч. 1 ст. 7 Конституции РФ и на основании указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России гарантирует в соответствии с законодательством РФ правовую и социальную защиту работников уголовно-исполнительной системы (УИС) и членов их семей.

С учетом положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р, одной из важнейших задач государства и службы является создание необходимого уровня социальной защиты работников УИС, а к числу знаковых направлений деятельности УИС до 2020 года отнесено обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника УИС, законодательное определение системы социальных гарантий.

Согласно данным ФСИН России, штатная численность персонала УИС, финансируемого из средств федерального бюджета, составляет 295 900 человек, в том числе аттестованных сотрудников - 225 284 человек, которые реализуют исполнение уголовных наказаний в отношении 646 085 человек осужденных. Служба в УИС,

сложность оперативной обстановки в исправительных учреждениях и работы с контингентом свидетельствуют о значительной нагрузке, ежедневном риске для здоровья и жизни сотрудников в связи с осуществлением ими служебной деятельности. В этих условиях система социальной защищенности сотрудников УИС приобретает наибольшую актуальность, поскольку направлена на защиту материальных интересов сотрудников УИС и членов их семей, связанных с причинением вреда их жизни и здоровью. С 2014 г. ФСИН России включена в качестве участника государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан», исходя из которой сотрудники УИС, а также члены их семей будут обеспечены мерами социальной поддержки, компенсациями в случае смерти, а также получения увечья в результате осуществления служебной деятельности.

Начиная эволюционировать в правовой системе России с 90-х годов, институт возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, в настоящее время существенно обновился, приобрел программный и концептуальный характер, стал представлять масштабный правовой комплекс, включая разветвленную систему ведомственного нормотворчества. В связи с этим можно констатировать факт, согласно которому для реализации государственных гарантий в области оказания социальной помощи сотрудникам правоохранительных органов, в том числе сотрудникам УИС, законодателем оформлено целое направление государственной политики в сфере их материального обеспечения и возмещения вреда, причиненного жизни и здоро-

вью [2]. Кроме того, с учетом активной реализации указанной правовой основы сотрудниками правоохранительных органов, а также членами их семей стали появляться обзоры Верховного Суда РФ, посвященные анализу практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников правоохранительных органов, в том числе учреждений и органов УИС [3] Таким образом, можно говорить о прочных основах государственной политики в сфере возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, а также о новом механизме реализации права на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, который требует современного актуального потребностям УИС, ее сотрудников научного системного и комплексного анализа и осмысления.

Исходя из положений ряда нормативных правовых актов [4], можно сделать вывод о том, что сотрудниками УИС признаются лица, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС. Из смысла рассматриваемых нормативных правовых актов вытекает, что сотрудники УИС проходят службу в соответствующих учреждениях и органах, при этом характер этой службы не определен. При анализе ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [5], ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», можно заключить, что службу в учреждениях и органах УИС следует признать государственной правоохранительной службой. Таким образом, под сотрудниками УИС следует понимать лиц, проходящих федеральную государственную правоохранительную службу в должностях рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС и имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС.

Что касается правовой основы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудника УИС, то следует отметить, что данный институт является ярким примером существования в праве комплексных институтов, обусловленных сочетанием частноправового и публично-правового метода правового регулирования общественных отношений, нашедших свое отражение как в праве социального обеспечения, так и в гражданском праве. Доказательством сказанного является огромное количество нормативных правовых актов разноотраслевого характера, составляющих систему правового регулирования исследуемых общественных отношений. На сегодняшний день конституционная обязанность (ст. 2, 7, 17, 20, 39, 41, 45, 46, 52 Конституции РФ) государства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников УИС в связи с исполнением ими служебных обязанностей, осуществляется в различных

правовых формах: страховых выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС; единовременных пособий; ежемесячных денежных компенсаций. Кроме того, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников УИС, а также компенсация морального вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства на основании гл. 59 ГК РФ (ст. 1064-1101). Имеющаяся правовая база обусловила создание механизма возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудника УИС, под которым понимается система правовых принципов, норм, оснований, условий, субъектов, содержания (способов, объема, размера) возмещения вреда, а также видов защиты, предусмотренных законодателем с целью эффективного восстановления имущественных и (либо) неимущественных прав (благ) лица вследствие нарушения его прав. При этом его реализация возможна в публично-правовом (в рамках системы выплат - единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций в связи с выполнением служебных обязанностей), а также гражданско-правовом порядке (в рамках гражданского судопроизводства, системы добровольного и обязательного государственного страхования).

Дадим общую характеристику трем видам механизма:

1) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, в рамках обязательного государственного страхования: обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников УИС представляет собой особую разновидность обязательного личного страхования, объек-

том которого выступают имущественные интересы застрахованных лиц, связанные с причинением вреда их жизни и здоровью. Основной целью данного вида страхования является восполнение тех имущественных потерь, которые сотрудники УИС или члены их семей несут либо могут понести в случае причинения вреда жизни и здоровью застрахованных лиц. Согласно официальным статистическим данным ФСИН России, наиболее распространенными страховыми случаями среди сотрудников УИС являются получения увечий легкой и тяжелой степени. Немалую долю занимает гибель (смерть) сотрудников. Среди страховых случаев, касающихся установления инвалидности, наибольшее количество сохраняется за инвалидами третьей группы. Так, за девять месяцев 2015 г. среди общего количества наступивших страховых случаев 763 - получение легкого увечья (в 2014 г. - 1049), 198 - получение тяжелого увечья (в 2014 г. - 247), 136 - установление инвалидности III группы (в 2014 г. - 163), 43 - гибель (смерть) сотрудника (в 2014 г. - 54). Подобная тенденция наблюдается ежегодно и вытекает из специфики службы в учреждениях и органах УИС. Вопросы осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС урегулированы нормами Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по

контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» [6]; постановлением Правительства РФ от 6 марта 2014 г. № 169 «Об утверждении типового договора обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом ,,Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"» [7]; постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона ,,Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"» [8], а также приказом Минюста России от 13 апреля 2006 г. № 114 «Об утверждении Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» [9];

2) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, в рамках системы социального обеспе-

чения: вопросы социальных гарантий сотрудников УИС предусмотрены в Федеральном законе № 283-ФЗ, который в ст. 12 в качестве одних из видов социальных гарантий предусматривает страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. В качестве выплат Закон определяет единовременное пособие и ежемесячную денежную компенсацию в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения сотрудника со службы в учреждениях и органах УИС, которая предоставляется из средств федерального бюджета. Кроме того, в отношении сотрудников учреждений и органов УИС действует приказ ФСИН России от 5 августа 2013 г. № 439 «Об утверждении Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей» [10]. Деятельность ВВК регулируется постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» [11], а также приказом Минюста России от 26 августа 2003 г. № 206 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» [12]. Следует отметить, что порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудника УИС, в рамках системы социального обеспечения, реализуемый в соответствии с приказом ФСИН России от 5 августа 2013 г. № 439, в достаточной

степени схож с порядком возмещения вреда в рамках обязательного государственного страхования. Согласно п. 1 указанных Правил, в отличие от обязательного государственного страхования, где решение о страховых выплатах принимается страховой организацией, в целях реализации выплат по возмещению вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам УИС или членам их семей во ФСИН России, территориальных органах ФСИН России, образовательных организациях ФСИН России создаются постоянно действующие комиссии по вопросам выплат единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций. В качестве отличительных особенностей рассматриваемых правовых институтов необходимо выделить, во-первых, субъектный состав, принимающий решение об осуществлении соответствующих выплат (страховая организация либо комиссия по вопросам выплат единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций), во-вторых, источник указанных выплат (фонд денежных средств страховой организации либо бюджетные ассигнования, выделенные на соответствующие целевые расходы учреждениям и органам УИС);

3) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, в порядке гражданского судопроизводства. Регламентированный в ст. 151 и 1084 ГК РФ институт гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью сотрудников УИС, призван быть гарантией возмещения вреда в полном объеме и размере; выступает в качестве меры гражданско-правовой ответственности

государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда в случае доказательства их вины, и может быть использован сотрудником УИС субсидиарно к публично-правовым средствам социальной защиты в случае их недостаточности. Сотрудники УИС имеют право на возмещение вреда по нормам гл. 59 ГК РФ в той части, которая превышает обеспечение по указанным выплатам, а также не компенсирует морального вреда. В такой ситуации можно говорить о специальном составе, который включает в себя все условия, предусмотренные в общих положения ГК РФ, а также факт причинения вреда при исполнении служебных обязанностей сотрудником УИС, при этом бремя доказывания данных фактов лежит на самом потерпевшем. Анализ судебной практики показывает, что сотрудники УИС обращаются в суды общей юрисдикции с заявлениями в порядке гражданского судопроизводства о взыскании страховых выплат; об оспаривании размера выплаченных страховых сумм; о взыскании неустойки (штрафа) за необоснованную задержку в выплате страховой суммы; о перерасчете страховой суммы; об оспаривании размера единовременного пособия; о признании права на получение единовременного пособия; о взыскании единовременного пособия; об оспаривании размера единовременного пособия; о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью; об индексации ежемесячной денежной компенсации; о перерасчете ежемесячной денежной компенсации и др. [13].

Правовая гарантия возмещения вреда, причиненного жизни и здоро-

вью сотрудников УИС, включена в комплекс мер по их социальной защите и рассматривается в соответствующих законах, вместе с тем ст. 1084 ГК РФ содержит изъятие из правила о соотношении юридической силы ГК РФ и иных правовых актов, содержащих гражданско-правовые нормы, поскольку она допускает иное по сравнению с нормами ГК РФ регулирование размера ответственности причинителя вреда, причем только в сторону его увеличения, в пользу потерпевшего, реализуя принцип полного возмещения вреда. В связи с этим для юридической квалификации судом при рассмотрении заявления сотрудника УИС необходимо оценить состав правонарушения (деяние, наступление вреда в связи с исполнением служебных обязанностей, причинно-следственную связь между исполнением истцом служебных обязанностей и возникновением заболеваний, повлекших утрату трудоспособности и вину причинителя вреда). Если вина государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью сотрудника отсутствует, обязанность по его возмещению по указанным в ст. 1069 ГК РФ основаниям на государство не возлагается.

Согласно ст. 208 ГК РФ на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также в силу п. 10 приказа Минюста России от 28 октября 2005 г. № 198 «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких» на требования о выплате

единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба сотрудникам УИС исковая давность не распространяется, но требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, подлежат удовлетворению за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Таким образом, вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудника УИС, регламентируются целым рядом нормативных правовых актов различного уровня и различной отраслевой принадлежности, что подтверждает комплексный характер правового института возмещения вреда. В связи с этим институт возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудника УИС, получает свое проявление: как мера гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц, причинителей вреда; как система выплат (единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации) в связи с выполнением служебных обязанностей (ст. 12 Федерального закона № 283-ФЗ); как система страховых гарантий в рамках обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, представляет собой комплексное правовое образование, обеспечивающее надежную гражданско-правовую и социально-правовую защиту имущественных интересов сотрудников учреждений и органов УИС (членов их семей), связанных с причинением вреда их жизни и здоровью; комплексный правовой институт, регулирующий общественные

отношения по восстановлению имущественного положения сотрудника УИС и компенсации нравственных и физических страданий в связи с причинением вреда его жизни и здоровью в результате прохождения им федеральной государственной правоохранительной службы в должностях рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС.

Говоря об основаниях возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, следует отметить, что в науке идут многочисленные споры по поводу того, что следует понимать под основанием возмещения вреда. Исходя из формально-юридического подхода, нашедшего свое отражение в ст. 8 ГК РФ, в которой перечислены основания для возникновения гражданских и прав и обязанностей, составляющие, в свою очередь, содержание отношений, последние могут возникать: 1) из договоров, к числу которых можно отнести договор обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС; 2) вследствие причинения вреда другому лицу (ответственность государственных органов или их должностных лиц, причинителей вреда жизни и здоровью сотрудников УИС); 3) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий (смерть сотрудника УИС) и др.

Под основаниями возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников УИС, следует понимать, во-первых, нормативные правовые акты (правовые нормы в них содержащиеся), предусматривающие, с одной стороны, право сотрудника УИС на возмещение вреда, а с другой - механизм та-

кого возмещения; во-вторых, сам факт причинения вреда жизни и здоровью сотрудника УИС; в-третьих, страховой договор в отношении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС. Наряду с основаниями немаловажное значение имеют условия возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудника УИС. Так, в качестве условий следует понимать: во-первых, наличие служебных (трудовых) отношений, в которых сотрудник состоит с учреждением или органом УИС, что в первую очередь определяет его правовой статус как сотрудника УИС, во-вторых, выполнение сотрудником УИС своих служебных обязанностей в момент причинения вреда его жизни или здоровью либо наличие прямой причинной связи между ними. К числу условий, определяющих единство правовых и медицинских аспектов возмещения вреда, причиненных жизни и здоровью сотрудников УИС, относятся: степень тяжести полученных повреждений организма, влияющая на размер (способ) его возмещения; причинно-следственная связь между увечьем или иным повреждением здоровья сотрудника УИС и выполнением служебных обязанностей.

Список литературы

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 17. Ст. 2059.

2. Конституция РФ; Гражданский кодекс Рос. Федерации; О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53

(ч. 1). Ст. 7608; Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316; Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе : постановление Правительства Рос. Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 28. Ст. 3831; Об утверждении Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей : приказ ФСИН России от 5 августа 2013 г. № 439 // Рос. газ. 2013. 28 авг.

3. Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г. // СПС «КонсультантПлюс».

4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1; Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : утв. постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70; Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : утв. приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76 // Рос. газ. 2005. 6 июля.

5. О системе государственной службы Российской Федерации : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.

6. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы : федер. закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13. Ст. 1474.

7. Об утверждении типового договора обязательного государственного страхования, осущест-

вляемого в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» : постановление Правительства Рос. Федерации от марта 2014 г. № 169 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 11. Ст. 1147.

8. О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» : постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30. Ст. 3475.

9. Об утверждении Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 13 апреля 2006 г. № 114 //

Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2006. № 7.

10. Об утверждении Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей : приказ ФСИН России от 5 августа 2013 г. № 439 // Рос. газ. 2013. 28 авг.

11. Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе : постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 28. Ст. 3831.

12. Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации : приказ Минюста России от 26 августа 2003 г. № 206 // Рос. газ. 2003. 31 дек.

13. Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы : утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г. // СПС «Кон-сультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.