Научная статья на тему 'О правах и обязанностях в договоре обязательного государственного страхования сотрудников единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ'

О правах и обязанностях в договоре обязательного государственного страхования сотрудников единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гольцов Владимир Борисович

В статье рассматриваются проблемы прав и обязанностей в договоре обязательного государственного страхования сотрудников единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гольцов Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About problems of the rights and duties in the contract of obligatory state insurance of employees of Uniform state system of the prevention and liquidation of extreme situations in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О правах и обязанностях в договоре обязательного государственного страхования сотрудников единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ»

Гражданское право, гражданский процесс

УДК 347.44 В.Б. Гольцов*

О правах и обязанностях

в договоре обязательного государственного страхования сотрудников единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ

В статье рассматриваются проблемы прав и обязанностей в договоре обязательного государственного страхования сотрудников единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ

About problems of the rights and duties in the contract of obligatory state insurance of employees of Uniform state system of the prevention and liquidation of extreme situations in the Russian Federation.

Рассматривая права и обязанности в договоре обязательного государственного страхования сотрудников единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ (РСЧС), необходимо отметить, что данный договор является договором личного страхования и заключается в пользу третьего лица.

В качестве кредитора (страхователя) в данном договоре выступают различные министерства и ведомства1, а также органы государственной власти различных уровней, которые обязаны застраховать личные интересы определенных в законодательстве лиц2.

В качестве должника (страховщика) могут выступать любые организации, государственные и негосударственные (а в случаях указанных в законе - страховые), имеющие лицензию на проведение данного вида страхования и отвечающие действующему законодательству.

Права и обязанности страховщика и страхователя достаточно подробно оговорены в ГК РФ и в законодательных актах, регулирующих обязательное государственное страхование как сотрудников

* Докторант кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

РСЧС, так и других категорий государственных служащих, однако что касается подразделений МЧС РФ, то некоторые из них заслуживают особого внимания.

Так, в обязанности страхователя входит ознакомление застрахованных лиц с условиями и порядком осуществления обязательного государственного страхования, предусмотренных п. 2 ст. 7 Закона РФ «О страховании» от 28 марта 1998 г.3 В частности, страхователь обязан ознакомить застрахованных лиц с правилами осуществления обязательного государственного страхования, порядком оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, и со способами выплаты страховых сумм.

Однако данная обязанность на практике практически не выполняется, о чем свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного в 1998 г. В опросе приняли участие более 100 сотрудников ОВД РФ и МЧС РФ, имеющих различные звания и должности4. Так, 8% опрошенных не знают о том, что их имущественные интересы застрахованы в порядке обязательного государственного страхования и что в случае получения травмы (увечья) они имеют право на получение страховой суммы, а в случае их гибели (смерти) это право предоставляется членам их семей.

33% из тех, кто знает о том, что они застрахованы, считают, что страховая сумма выплачивается только тогда, когда травма получена в связи с исполнением обязанностей. В связи с этим многие из них, получив травму не при исполнении служебных обязанностей, никуда не обращались, считая, что в подобном случае они не имеют права на получение страховой суммы.

6% из числа опрошенных считают, что руководство структурных подразделений различных служб умышленно не информирует их о порядке и условиях осуществления обязательного государственного страхования, т.к. не заинтересовано в выплате страховых сумм5. Характерным для сотрудников МЧС РФ, является то, что многие из них отождествляют страховую сумму с единовременным пособием, определяемым Законом РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийноспасательных службах и статусе спасателей».

В качестве выхода из сложившейся ситуации Ю.А. Медяник предлагает ввести в практику проведение зачетов по знанию сотрудниками различных служб, законов и приказов об обязательном государственном страховании указанной категории лиц6. Такая практика уже давно имеет место в системе профессиональной подготовки сотрудников МЧС РФ, но ее эффективность также ничтожна.

Отсюда целесообразным было бы указать в законодательстве на то, что обязанность страхователя по обязательному государственному страхованию должна быть вписана в трудовой договор (контракт о службе в МЧС РФ), либо в обязательном порядке должен быть выдан при приеме на работу (службу) всем застрахованным лицам документ, свидетельствующий о том, что их жизнь и здоровье застрахованы в порядке обязательного государственного страхования. В трудовом договоре (контракте о службе в МЧС РФ) либо в ином документе, должны быть указаны страховые случаи, размеры страховых сумм, адрес страховщика, период действия страховой защиты, обязанности участников страхования.

Страхователь также обязан оказывать содействие застрахованным лицам (выгодоприобретателям) в оформлении документов на получение страховой выплаты.

С реформированием структуры МЧС РФ подразделения противопожарной службы России выведены из состава МВД РФ и переподчинены МЧС РФ, однако порядок сбора и оформления документов на получение страховых выплат в отношении сотрудников Государственной противопожарной службы остался прежним (как и других сотрудников ОВД МВД РФ), до принятия соответствующих нормативных актов в деятельности МЧС РФ7 .

Для всех иных аттестованных сотрудников МЧС РФ (например, офицерского состава ГО МЧС) порядок сбора и оформления документов на получение страховых выплат определяется в соответствии с инструкцией «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации, обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан призванных на военные сборы»8. В соответствии с п. 18 данной инструкции документы, необходимые для оформления и выдачи страховых выплат, направляются структурными подразделениями в страховую организацию в течение одного месяца.

Для сотрудников Государственной противопожарной службы России, в соответствии с п. 21 Инструкции «О порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, в системе МВД России»9, кадровый аппарат, финансовая (пенсионная) служба ОВД РФ, Военно-

врачебная комиссия ОВД (ВВК) и т. п. в десятидневный срок со дня обращения застрахованного лица (выгодоприобретателя) оформляют и выдают получателям страховых сумм установленного образца документы, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм.

К сожалению, общим для названных категорий лиц является то, что на практике указанные органы, отвечающие за сбор и предоставление необходимых документов о выплате страховых сумм, выполняют данную обязанность формально. Как показал опрос среди сотрудников МЧС РФ и ОВД РФ, претендовавших на получение страховых сумм по обязательному государственному страхованию, оформление должностными лицами соответствующих ведомств документов, необходимых для получения страховых выплат, осуществлялось, как правило, по истечении минимум 1-2 месяцев. Выход из этой ситуации видится в установлении в Законе РФ «О страховании» от 28 марта 1998 г., во-первых, единых требований и сроков к оформлению соответствующих страховых документов, а во-вторых, правил, позволяющих взыскивать со структурного подразделения (юридического лица) МЧС РФ и ОВД РФ (чиновник которого вовремя не оформил и не выдал соответствующие документы необходимые для принятия решения о выплате страховой суммы, застрахованному сотруднику МЧС РФ и ОВД РФ, либо выгодоприобретателю), проценты к причитающимся страховым выплатам застрахованного лица, за каждый день просрочки после установленного в законе срока расчета необходимых документов.

Содержание данного правила может быть сформулировано следующим образом: «При нарушении юридическим лицом МЧС РФ установленных сроков расчета и выдачи необходимых документов для получения страховых сумм, служба которого обязана сделать такие расчеты, со дня обращения застрахованного лица (выгодоприобретателя), обязано уплатить денежную компенсацию в виде процентов, в размере не ниже одной трехсотой действующего в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от страховой выплаты, причитающейся застрахованному лицу (выгодоприобретателю) за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленных сроков расчетов и выдачи соответствующих документов, по день фактического получения таких документов».

Выгодоприобретателями по договору обязательного государственного страхования в РСЧС выступают третьи лица, в пользу которых в соответствии с законом осуществляется данное страхование.

Рассматривая права и обязанности выгодоприобретателей, можно отметить следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 430 ГК РФ, договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу.

Само третье лицо может этим правом воспользоваться, но может и отказаться от него. Какой-либо ответственности за такой отказ ни перед должником, ни перед стороной, установившей обязанность в пользу должника, третье лицо не несет.

В соответствии с п. 3 ст. 430 ГК, свое намерение воспользоваться своим правом отказа либо принятия третье лицо должно выразить именно должнику, а не кредитору.

Застрахованными лицами по договору обязательного государственного личного страхования сотрудников РСЧС выступают сотрудники РСЧС. К таким сотрудникам РСЧС, согласно Закону РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», будут относиться:

- спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийноспасательных формирований создаваемые федеральными органами исполнительной власти (п. 6 ст.

31);

- спасатели, действующие на основании лицензии, привлеченные в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 7 ст. 31);

- граждане, не являющиеся спасателями, привлеченные к проведению аварийно-спасательных работ (п. 3 ст. 36); аттестованные сотрудники МЧС РФ (раздел 3 п. 8.3. абз. 20 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и. ликвидации последствий стихийных бедствий: Утверждено Указом Президента от 11 июля 2004 г. № 868).

В данном случае страхование сотрудников РСЧС производиться посредством двух форм оснований10 :

1) при назначении их на должности;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

2) в случае их привлечения к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Однако представленные выше формы оснований нуждаются в тщательном уточнении их формулировок в законодательстве.

Относительно первого основания следует заметить, что застрахованными лицами в рассматриваемом нами договоре являются спасатели и аттестованные сотрудники МЧС РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 1 Закона РФ «О страховании» от 28 марта 1998 г., подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала своей службы.

Тем не менее в законодательстве, регламентирующем деятельность МЧС РФ, достаточно подробно не установлено, что считать началом службы в соответствующих структурах относительно военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, спасателей соответствующих структур, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы11.

Может возникнуть вопрос: подлежат ли обязательному государственному страхованию кандидаты на службу в МЧС РФ, назначенные стажерами без присвоения специального звания с испытательным сроком?12

Таким началом следует считать любой акт (приказ, распоряжение и т.п.) со стороны МЧС РФ, свидетельствующий о привлечении вышеуказанных лиц к выполнению задач, поставленных перед МЧС РФ. Именно с издания такого акта, в т.ч. и устного характера, исходящего от должностного лица МЧС РФ, кандидаты на службу в МЧС РФ, стажеры и тому подобные лица также подлежат обязательному государственному страхованию.

На основании изложенного относительно военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, спасателей соответствующих структур, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, в Положении о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном Указом Президента от 11 июля 2004 г. № 868, а также в ст. 9 Закона РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в редакции от 9 мая 2005 г.) «О пожарной безопасности» следует предусмотреть, что страхование вышеуказанных лиц «производится в соответствии с любым распоряжением соответствующего органа или должностного лица, свидетельствующем о привлечении их к выполнению аварийно-спасательных работ, связанных с чрезвычайными ситуациями».

Второе основание, так же как и первое, в данном случае нуждается в уточнении соответствующей формулировки. В практической деятельности сотрудников РСЧС довольно часто возникают ситуации, когда сотрудники РСЧС задействуются не только в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и в других работах, связанных с чрезвычайными ситуациями, в т.ч. и в предотвращении и устранении чрезвычайных ситуаций и их последствий. Это означает, что при получении травмы, контузии или ионного повреждения здоровья, а так же гибели сотрудника РСЧС, в этих случаях формально страховая организация может и отказать в выплате страховых сумм сотруднику РСЧС.

В связи с этим в ст. 31 Закона РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» следует установить правило, согласно которому, сотрудники РСЧС подлежат обязательному государственному страхованию не только при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и «при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ, связанных с чрезвычайными ситуациями».

Приведенные нами основания позволят наиболее полно защитить страхуемые интересы сотрудников РСЧС при выполнении ими различных работ, связанных с чрезвычайными ситуациями.

Застрахованные сотрудники РСЧС по договору обязательного государственного личного страхования одновременно являются и выгодоприобретателями. Тем не менее застрахованное лицо и выгодоприобретатель могут не совпадать в рассматриваемом договоре, если они прямо названы в нем. Например, выгодоприобретателями в МЧС РФ могут быть наследники застрахованного сотрудника МЧС РФ. Тем самым в договоре сразу могут участвовать не три, а четыре субъекта (страховщик, страхователь, застрахованное лицо и выгодоприобретатель). Если же выгодоприобретатель не указан в договоре, то страхуются интересы сотрудника РСЧС, но в пользу выгодоприобретателей, т.е. его родственников либо иных наследников.

В п. 4 ст.2 Закона РФ «О страховании» от 28 марта 1998 г., приведен исчерпывающий перечень лиц, которые могут стать выгодоприобретателями. По рассматриваемому нами договору страхования, в случае смерти (гибели) застрахованного сотрудника РСЧС к таким лицам будут относиться:

- супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;

- родители (усыновители) застрахованного лица;

- дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали и содержали его не менее трех лет;

- отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали и содержали его не менее пяти лет;

- дети, не достигшие 18 лет и старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от организационноправовых форм и форм собственности до окончания обучения или до достижения ими 23 лет;

- подопечные застрахованного лица.

Соответствующие условия относительно спасателей, привлеченных федеральными органами исполнительной власти к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, практически продублированы в п. 13 Закона РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийноспасательных службах и статусе спасателей».

Вместе с тем законодателю вряд ли стоило устанавливать закрытый перечень лиц, которые могут стать выгодоприобретателями (наследниками), т.к. тем самым законодатель установил формальный критерий, позволяющий отказать в выплате страховых сумм иным лицам, которые не попадают в этот перечень, но все же могут стать наследниками.

Так, например, из содержания п. 4 ст. 2 Закона РФ «О страховании» от 28 марта 1998 г. следует, что круг выгодоприобретателей определяется на день страхового случая согласно представленному в данной статье перечню лиц. Отсюда ребенок, зачатый при жизни застрахованного лица, но родившийся после его смерти, нуждающийся в материальном обеспечении, практически лишен права на получение страховой суммы13.

Другой пример: отчим либо мачеха, добросовестно исполнявшие свои обязанности по воспитанию и содержанию застрахованного (но менее пяти лет) и остро нуждающиеся в материальном обеспечении, лишены права на получение страховой суммы, в отличие от отчима и мачехи, которые, наоборот, недобросовестно исполняли аналогичные обязанности и вовсе не нуждаются в материальном обеспечении, но по формальным признакам («более пяти лет») имеют право на получение страховой суммы.

Законодателю в рассматриваемом законе следовало бы закрепить не жесткий перечень выгодоприобретателей, а право стать выгодоприобретателем в случае признания наследником застрахованного лица. Соответствующие условия следует также изменить и в Законе РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Это позволит избежать различных недоразумений в практической деятельности по определению круга выгодоприобретателей (наследников) и, соответственно, по получению ими страховых сумм, как в общем плане, так и в деятельности РСЧС - тем более что аналогичные правила при осуществлении обязательного государственного страхования уже установлены в п. 4 ст. 418 Таможенного кодекса РФ от 25 апреля 2003 г. в отношении сотрудников таможенных органов.

1 Напр.: МЧС РФ организует обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих войск гражданской обороны Государственной противопожарной службы, спасателей, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы в соответствии с законодательством РФ (см. п. 8.3. Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868); Ростехнадзор осуществляет обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов (см. ст.15 Закона РФ от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») и др.

2 Исходя из положений Закона РФ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648), нужно отметить, что прямых обязанностей по страхованию на органы государственной власти различных уровней в соответствующем Законе не возложено, однако такие обязанности вытекают из определяемых законом их полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Например, на основании п. е) ст.11 вышеназванного Закона РФ, органы государственной власти субъектов РФ осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Кроме того, такие обязанности определены в п. 6, 7 ст. 31 Закона РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», в отношении различных категорий спасателей.

3 Данная обязанность страхователя продублирована и в нормативных актах министерств и ведомств, в т.ч. и в МЧС РФ изданных во исполнение законодательства об обязательном государственном страховании (См., напр.: Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и. ликвидации последствий стихийных бедствий: Утверждено Указом Президента от 11 июля 2004 г. № 868.; Закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

и статусе спасателей» (С изменениями и дополнениями от 5 августа, 7 августа, 7 ноября 2005 г.) // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503.). В них закреплены положения, согласно которым руководители МЧС при приеме или призыве граждан на службу, военные сборы обязаны ознакомить застрахованных лиц с правилами осуществления обязательного государственного страхования, порядком оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, со способом выплаты страховых сумм.

4 См.: Гольцов В.Б. Договор страхования и чрезвычайные ситуации. СПб., 2005. С. 61.

5 См.: Медяник Ю.А. Гражданско-правовая защита сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных

обязанностей: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1998. С. 48.

6 См. там же.

7 См.: Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 9 ноября 2001 г. № 1309 // СЗ РФ. 2001. № 28. Ст. 2989.; Приказ МВД РФ и МЧС РФ «О порядке медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха Государственной противопожарной службы МЧС России» от 27 декабря 2001 г. № 1155/562.

8 Утв., Приказ МО РФ от 10 октября 1998 г. № 455.

9 Утв., Приказ МВД РФ от 16 декабря 1998 г. № 825

10 См.: п. 2 ст. 31 Закона РФ от 22 августа 1995 г № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

11 См.: раздел 3 п. 8.3. абз. 20. Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и. ликвидации последствий стихийных бедствий. Утв. Указом Президента от 11 июля 2004г. № 868; ст.9 Закона РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 09. 05. 2005 г.) «О пожарной безопасности».

12 Соответствующие вопросы возникают не только относительно сотрудников МЧС РФ, но и ОВД РФ. (См.: Лумпова А.А. Правовое регулирование обязательного государственного страхования. дисс. канд. юр. наук. СПб., 2003. С.151.)

13 Данный вопрос представляется возможным разрешить путем применения аналогии по ст. 1088 ГК РФ, где закреплено, что право на возмещение ущерба, причиненного в результате смерти кормильца, помимо прочих имеет также ребенок умершего, родившийся после его смерти. Аналогичная норма закреплена, в частности, в Законе РФ от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.