Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ФЕДЕРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грешных Антонина Адольфовна, Уткин Николай Иванович, Шеншин Виктор Михайлович

Исследуется ряд проблем, направленных на обеспечение национальной безопасности российского государства через призму обеспечения региональной общественной безопасности, а также иных составных элементов такой безопасности. Делается вывод о необходимости более активного претворения в жизнь мероприятий по обеспечению безопасности Северо-запада России. Проводится соотношение понятий регион и субъект, указывается, что между данными понятиями знак равенства ставить не целесообразно. Выделяется положительная тенденция, направленная на укрупнение субъектов Российской Федерации. Акцентируется внимание на том, что на сегодняшний день не потерял своей актуальности и остроты политический, экономический и военный аспект обеспечения безопасности государственной границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT FOR THE PROTECTION OF REGIONAL PUBLIC SECURITY IN THE NORTH-WEST OF RUSSIA AS A FACTOR IN ENSURING NATIONAL SECURITY

The article is devoted to the study of a number of problems aimed at ensuring the national security of the Russian state through the prism of ensuring regional public security, as well as other components of such security. The conclusion is made about the need for more active implementation of measures to ensure the security of the North-West of Russia. The correlation of the concepts of region and subject is carried out, it is indicated that it is not advisable to put an equal sign between these concepts. There is a positive trend aimed at the consolidation of the subjects of the Russian Federation. Attention is focused on the fact that today the political, economic and military aspect of ensuring the security of the state border has not lost its relevance and sharpness.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-14-19

ББК 67 © А.А. Грешных, Н.И. Уткин, В.М. Шеншин, 2021

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Антонина Адольфовна Грешных, декан факультета подготовки кадров высшей квалификации Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149) E-mail: g.antonina@mail.ru

Николай Иванович Уткин, профессор кафедры теории и истории государства и права, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149) E-mail: utkinnick@mail.ru

Виктор Михайлович Шеншин, доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, доцент

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149) E-mail: vitya-shen@mail.ru

Аннотация. Исследуется ряд проблем, направленных на обеспечение национальной безопасности российского государства через призму обеспечения региональной общественной безопасности, а также иных составных элементов такой безопасности. Делается вывод о необходимости более активного претворения в жизнь мероприятий по обеспечению безопасности Северо-запада России. Проводится соотношение понятий регион и субъект, указывается, что между данными понятиями знак равенства ставить не целесообразно. Выделяется положительная тенденция, направленная на укрупнение субъектов Российской Федерации. Акцентируется внимание на том, что на сегодняшний день не потерял своей актуальности и остроты политический, экономический и военный аспект обеспечения безопасности государственной границы.

Ключевые слова: национальная безопасность, региональная государственность, федерализм.

SUPPORT FOR THE PROTECTION OF REGIONAL PUBLIC SECURITY IN THE NORTH-WEST OF RUSSIA AS A FACTOR IN ENSURING NATIONAL SECURITY

Antonina A. Greshnykh, Dean of the Faculty of Training of Highly Qualified Personnel of the Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation

Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia (196105, Saint-Petersburg, Moskovskiy prospekt, 149) E-mail: g.antonina@mail.ru

Nikolai I. Utkin, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation

Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia (196105, Saint-Petersburg, Moskovskiy prospekt, 149) E-mail: utkinnick@mail.ru

Viktor M. Shenshin, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia (196105, Saint-Petersburg, Moskovskiy prospekt, 149) E-mail: vitya-shen@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of a number of problems aimed at ensuring the national security of the Russian state through the prism of ensuring regional public security, as well as other components of such security. The conclusion is made about the need for more active implementation of measures to ensure the security of the North-West of Russia. The correlation of the concepts of region and subject is carried out, it is indicated that it is not advisable to put an equal sign between these concepts. There is a positive trend aimed at the consolidation of the subjects of the Russian Federation. Attention is focused on the fact that

today the political, economic and military aspect of ensuring the security of the state border has not lost its relevance and sharpness. Keywords: national security, regional statehood, federalism.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Грешных А.А., Уткин Н.И., Шеншин В.М. Механизм правового регулирования региональной общественной безопасности на Северо-Западе России как фактор обеспечения национальной безопасности. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):14-9.

Проводимая сегодня административная реформа вскрывает новые и обостряет ранее существовавшие проблемы, к которым относится, в том числе и необходимость эффективного обеспечения механизма национальной безопасности.

Н.В. Макарейко, например, механизм обеспечения национальной безопасности, раскрывает через синтез правовой, субъектной, инструментальной, технологической подсистем, где правовой блок определяется в виде совокупности нормативных правовых актов, издаваемых различными органами государственной власти, регулирующих национальную безопасность. Субъектный аспект проявляется в системе субъектов, имеющих отношение к регулированию национальной безопасности сквозь призму предоставленных им государственно-властных полномочий. Инструментальный подход выражается с помощью специфических методов, с помощью которых осуществляется государственное принуждение. Для последней подсистемы присущи правотворческая, правосистематизирую-щая, правоинтерпретационная, правоприменительная деятельность [4].

Соответственно трудности в обеспечении национальной безопасности вызывают много споров и дискуссий, переходящих в практическую плоскость. Поэтому государством осуществляется постоянный поиск и применение наиболее эффективных мер обеспечения национальной безопасности.

В последнее время наблюдается крен в сторону развития федеративного признака развития государственности с приданием ему акцента в пользу развития региональной политики имеющей приоритетное направление. Отметим, что от эффективности такой политики зависит единство, целостность, стабильность и, в том числе, безопасность государства [1]. История показывает, что не всегда для нашего государства все складывалось благополучно, даже в современных условиях мы можем услышать отголоски проводимой ранее Царской Россией и Советским Союзом политики: это и проблемы островов южной Курильской гряды, и вопросы, возникающие в отношении Крыма, хотя эта ситуация, как сказал Президент России, снята с повестки дня, и т.п.

Не менее актуальным выглядит вопрос об обеспечении безопасности Северо-западного региона России, который всегда приковывал к себе пристальное внимание, что обуславливается геополитическим расположением, выходом к Северному морскому пути, а значит

и к рынкам сбыта, развитием в последнее десятилетие транспортной инфраструктуры, благодаря которой товары перемещаются с востока на запад страны за неделю. При этом сохраняются также транспортные и энергетические ограничения, препятствующие увеличению масштабов хозяйственного освоения Арктики, а также повышению значения Северного морского пути как международного транспортного коридора. Отсюда, на повестку дня выходят вопросы обеспечения безопасности Северо-Западного региона страны, факультативным признаком которого выступает необходимость обеспечения безопасности границ. В настоящее время этот вопрос урегулирован международными договорами и двусторонними соглашениями. Большая часть государственной границы Российской Федерации, приходящейся на Северо-Западную часть России, проходит по территории Республики Карелия [6, с. 3], из чего вытекает важность обеспечения интересов безопасности в указанном регионе, что, несомненно, является гарантом стабильности и безопасности государства.

Следовательно, развитие региональной государственности прослеживается в исторической динамике, на которую в основе своей оказывали и продолжают оказывать воздействие формирование федеральной государственности, а также современных моделей изменения мирового сообщества.

Обратимся к характеристике понятия «регион», которое юридическая наука трактует по-разному. С английского слово «region» переводится как «край», «область», «округ», «район». Толковый словарь русского языка под словом «регион» подразумевает местный, относящийся к какой-нибудь области, региону [5, с. 661].

В своей основе чаще всего между понятиями «регион» и «субъект» ставят знак равенства, что является не совсем верным [7]. В Конституции Российской Федерации общепринятым является выражение «субъект». Вместе с тем, в пункте 36 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» упоминается о макрорегионе, как части территории Российской Федерации, включающей в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования.

В то же время Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном

представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» созданы федеральные округа, в которые входят по несколько субъектов Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» введено понятие «геостратегическая территория Российской Федерации», под которой понимается территория в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющая существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации, характеризующаяся специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности.

При этом возникает закономерный вопрос о взаимоотношении части и целого, региона и центра. Развитие России сегодня, с учетом ее федерализации (в состав Российской Федерации входит 85 субъектов), довольно протяженной территории, существующих различий между регионами, позволяет вести речь о развитии структурной связи между федеральным округом и центром. Именно федеральный округ ложится в основу понятия «регион». Вместе с тем органы государственной власти субъектов Российской Федерации сформировались ранее, нежели чем федеральные округа, что на сегодня оказывает существенное значение во взаимоотношениях центра и регионов.

Поэтому мы согласны с Е.Г. Ляховым и А.Г. Поповым, которые под «регионом» понимают: «Совокупность смежных государственно-политических или административно-правовых единиц, связанных географическими, историческими, политическими и иными узами, находящихся в определенных политико-правовых связях в вопросах обеспечения безопасности личности, общества, государства, международного сообщества» [3, с. 219].

Практика развития показывает непродуманность и контрпродуктивность региональной политики федеральным центром, что, в первую очередь, выдвигает на первый план неравномерное развитие регионов. Нарастающие диспропорции в экономике, материальном обеспечении являются мощным криминогенным фактором [8, с. 23].

На наш взгляд, изначальное разделение Российской Федерации на 89 субъектов (на сегодня их 85), заложило в их развитии неравномерность, финансирование в разных пропорциях, что было положено в основу дотационности последних. Отсюда необходимо говорить о положительном эффекте в свете проводимой политики по укрупнению субъектов Российской Федерации.

Главной стратегической угрозой национальной безопасности в области экономики выступает неравномерное развитие регионов. Стабильное состояние национальной безопасности на региональном уровне

обеспечивается путем сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации, расширения и укрепления хозяйственных связей между ними.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее по тексту - Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 впервые предусмотрено, что одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне (на среднесрочную перспективу) является создание механизма сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития страны, устранения инфраструктурных ограничений, введения механизма координации размещения транспортной, инженерной и социальной инфраструктур всех уровней, совершенствования системы стратегического и территориального планирования, обеспечения взаимной согласованности отраслевого и территориального развития, совершенствования национальной системы расселения и системы размещения производительных сил на территории Российской Федерации (пункт 65). Вместе с тем, в распоряжении Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р отмечается, что в Российской Федерации в течение последних 10 лет в результате проводимой государственной политики регионального развития наблюдается сокращение межрегиональных социально-экономических диспропорций, что, конечно же, создает предпосылки к комплексному подходу при уяснении указанных параметров.

В Стратегии указывается о том, что в долгосрочной перспективе устранить угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией развития регионов России, целесообразно путем стимулирования самостоятельного экономического развития субъектов Российской Федерации и их кооперации, повышения инвестиционной и предпринимательской активности, укрепления бюджетной обеспеченности, совершенствования межбюджетных отношений, расширения количества центров экономического роста, в том числе территорий опережающего социально-экономического развития (пункт 66).

Объединение субъектов Российской Федерации в федеральные округа, по нашему мнению, выступает важным шагом в формировании стабильности экономической и политической составляющей регионов с учетом их специфики. Мировая практика свидетельствует о том, что условия, при которых происходит региональное развитие, превращаются из тормозящего фактора в фактор мобилизации преобразований в стране.

Отметим, что развитие федеративных отношений характеризуется двумя противоречивыми особенностями: во-первых, происходит усиление ответственности регионов за социально-экономическую, политическую составляющие, а также за обеспечение региональной общественной безопасности, а во-

вторых, мы видим усиление регулирующей роли федерального центра в отношении регионов. Поэтому, считаем необходимым, акцентировать внимание на активном сотрудничестве и взаимодействии федерального центра и Северо-западного региона России, повышение его в консолидированной политике государства, направленной на обеспечение национальной безопасности.

Так уж повелось, что обеспечение национальной безопасности ассоциируется с множественностью нерешенных проблем. Поэтому при таких условиях безопасность Российской Федерации определяется способностью государства и конечно общества решать наиболее сложные внутренние политико-правовые, социально-экономические и иные задачи. Для этого необходимо в дальнейшем осуществлять правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности Северо-западного региона России.

Так, в Стратегии определено - наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности (пункт 15).

В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» устанавливаются основы государственной политики в области обеспечения общественной и иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Как видим, в указанном законе понятия безопасность и национальная безопасность отождествляются.

Д.А. Липинский и Н.В. Макарейко делают вывод в этом плане о неудачном юридико-техническом решении, принятом законодателем, поскольку отсутствие дефиниции «национальная безопасность» служит правовой основной для принятия соответствующих актов органами государственной власти различного уровня [2].

Пунктом 6 Стратегии данный недостаток устраняется. Национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Следовательно, национальную безопасность мы определяем как многогранное и многоаспектное явление, включающее государственную и общественную безопасность, а также оборону страны, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности и все иные виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодатель-

ством Российской Федерации.

В один ряд с магистральными направлениями государственного строительства, безусловно, может быть поставлена деятельность по установлению и защите государственной границы Российской Федерации. Становление государственной границы и ее охрана предполагают решение сложного комплекса политических, экономических, организационных и иных мер. Каждый из указанных элементов заслуживает пристального внимания и требует особого рассмотрения. Вместе с тем, эти вопросы не являются предметом настоящего исследования, поэтому исследователи, вкратце затронули лишь экономическую составляющую обеспечения государственной границы Российской Федерации, поскольку от развития экономики в первую очередь зависит эффективное обеспечение национальной безопасности.

Владимир Путин в 2004 году обозначил этот вопрос так: «Интеграция российской экономики в мировое хозяйство, усиление конкуренции на мировых рынках побуждают нас по новому взглянуть на обеспечение национальной безопасности государства и нерушимость его границ»1.

Так как административные границы далеко не бесспорны в историческом, этнографическом, правовом отношениях, их превращение в государственные границы создавало ряд трудностей, приводящих к многочисленным конфликтам и резкому ограничению перемещения и контактов людей. Безусловно, такого рода опасения не лишены оснований и сегодня. Поэтому многое зависит от «технологии» реализации решений по охране и защите государственной границы.

Границы российского государства во все времена являлись предметом особой заботы, важным фактором обеспечения безопасности. И сегодня не потерял своей актуальности и остроты политический, экономический и военный аспект рассматриваемого вопроса. Концентрация значительных интересов в приграничном пространстве обуславливает необходимость создания здесь правового поля, обеспечивающего легитимность надежного функционирования системы национальной безопасности.

Так, в Стратегии сформулировано положение в соответствии с которым обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем развертывания на государственной границе Российской Федерации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышения эффективности пограничной деятельности, совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации (пункт 48).

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Росс.газ. 2004. 27 мая.

Определяющим фактором в отношениях с НАТО остается неприемлемость для Российской Федерации наращивания военной активности альянса и приближения его военной инфраструктуры к российским границам, создания системы противоракетной обороны, попыток наделения блока глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права (пункт 108).

По этому поводу начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Валерий Герасимов на брифинге для иностранных атташе отметил возросшую у российских границ провокационную деятельность НАТО, а также антироссийскую направленность мероприятий альянса. А, заместитель министра обороны Александр Фомин указал на то, что увеличившаяся активность альянса около границ Российской Федерации может привести к серьезным инцидентам1.

Последовательное укрепление Вооруженных Сил Российской Федерации позволяет соизмерять задачи, стоящие перед российским государством с возможностями экономики, а также с характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки. Вместе с тем подписание, ратификация и выполнение на практике государствами Варшавского договора и НАТО Договора об обычных вооруженных силах в Европе накладывает на наше государство некоторые ограничения. На Северо-Западе у России не осталось ни одного управления армейского и корпусного масштаба. Фактически Россия имеет «фланговые ограничения» на юге и севере. Однако, наши партнеры, даже не ратифицировали адаптированный Договор. Все это означает, что они ведут себя как минимум некорректно, используя сложившуюся ситуацию, наращивают возле наших границ систему военных баз. Россия и дальше намерена выступать с инициативной ролью в процессах экономической интеграции. И как раз это тот случай, когда экономика выступает как синоним безопасности наших границ2.

И совсем не случайно в Основном законе страны в пункте «д» статьи 106 продекларировано, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросу о статусе и защите государственной границы Российской Федерации.

Считаем, что качественное отставание законодательного регулирования, всей нормативно-правовой составляющей обеспечения национальной безопасности, и такого ее элемента, как обеспечение защиты и охраны государственной границы, от потребностей практики государственного строительства и закономерностей развития правовой действительности, не позволительная роскошь сегодня. Задача по наращи-

1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://news.mail.ru/ т^ей/44865713/?й'оттаП=1.

2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // https://rg.ru/2007/04/27/poslanie.html.

ванию нормативно-правовой составляющей должна решаться комплексно, дифференцированно, с учетом развития международных и государственных отношений. Более гибкой систему правового регулирования национальной безопасности делает возможность активного участия в его обеспечении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Они наделены полномочиями по конкретизации перечня, содержания, пространственных и временных пределов действия, а также круга лиц, в отношении которых те или иные правила действуют. При этом не следует допускать местничества, нанесения ущерба интересам национальной безопасности под предлогом учета региональной специфики.

Отсутствие автономии у регионов, возможности у региональных властей мобилизовать факторы развития конкретной территории и организовать социальное партнерство, отсутствие стимулов в поиске и развитии инновационных подходов, выбора технологий заставляют органы государственной власти по новому подходить к проблеме региональной государственности. Так, например, распоряжением Правительства РФ от 07.10.2020 № 2577-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации»утверждена Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, которая содержит цели, факторы и направления деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества.

Приграничное сотрудничество является важной составляющей международных отношений Российской Федерации и направлено на установление и развитие конструктивного диалога субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств.

Приграничное сотрудничество осуществляется с учетом имеющихся перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, определенных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Помимо указанного распоряжения Правительства Российской Федерации, устанавливающего особенности приграничного сотрудничества в Российской Федерации, в том числе и на Северо-западе России, принят Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 483-ФЗ «О ратификации Протокола № 3 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС)» в соответствии с которым ратифицирован Протокол № 3 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающийся европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС). Так, Россия подписала протокол 8 июня

2012 г. в Страсбурге. К настоящему времени он подписан 13 государствами, ратифицирован 6. Протокол направлен на упрощение сотрудничества территориальных сообществ и властей, при этом последние не наделяются какими-либо полномочиями. Протокол подлежал ратификации, так как российское законодательство не определяло порядок участия субъектов Федерации и муниципальных образований в создании ЕвРОС и осуществлении их деятельности совместно с иностранными партнерами.

Важнейшим направлением развития Северо-запада России на сегодняшний день выступает переход к инновационному принципу экономического развития, ярким примером которого выступает федеральный проект по освоению Северного морского пути, имеющий ключевое значение для обеспечения жизнедеятельности населения, а также в связи с освоением природных ресурсов в Арктике.

Таким образом, идея регионализации довольно плодотворна, поскольку учитывает особенности развития приграничных регионов России и контролируемого управления ими в сфере политического, социально-экономического, пространственного регионального развития, оформленного в виде различных нормативных правовых актов и программ. Дальнейшее развитие государственности, общества, несовершенство федеративного устройства, позволяют вести речь о поддержании интереса к проблеме развития российских регионов, а также учета специфики их функционирования с позиций обеспечения национальной безопасности.

Государственная политика, направленная на развитие потенциала каждого региона, определяет направления к стимулированию конкурентоспособности регионов, применению прорывных технологий, привлечению инвестиций и производству инноваций, укреплению взаимодействия бизнеса и государственной власти.

В ходе проведенного исследования, мы еще раз наглядно убедились в том, что проблема обеспечения национальной безопасности как на федеральном, так и на региональном уровне, на примере нормативно-правового регулирования, представляется не до конца разрешенной и требующей постоянного мониторинга складывающейся ситуации и внесения необходимых изменений и дополнений в законодательство.

Целью государственной и региональной политики в сфере обеспечения национальной безопасности является создание комфортных, защищенных законодательством, условий для достойной жизни граждан. Практические действия в указанном направлении продолжают совершенствоваться, занимая более высокое место в системе координат, выстраиваемых гражданским обществом и государством.

Литература

1. Антошин В.А., Пилявский А.П., Романова И.В.

Региональная политика в сфере обеспечения

национальной безопасности Российской Федерации // Вестник ЗабГУ. 2016. Т 22. № 4. С. 54-62.

2. Липинский Д.А., Макарейко Н.В. О понятии и признаках национальной безопасности // Теория государства и права. 2019. № 3. С. 98-201.

3. Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. Монография. Ростов-на-Дону. РЮИ МВД России. 1999. 354 с.

4. Макарейко Н.В. Проблемы нормативного правового регулирования национальной безопасности // Вестник Воронежского института МВД России. 2019. № 1. С. 118-123.

5. Ожегов С.И., Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство: М.: ИТИ Технологии. 1999. 944 с.

6. Уткин Н.И. Карельская национальная государственность и безопасность Северо-запада России (историко-правовой анализ): Автореф. ... докт. юрид. наук. СПб. 2000. 52 с.

7. Шеншин В.М. О региональном факторе реализации уголовно-экологической политики // Юридическое образование и наука. 2018. № 6. С. 27-31.

8. Шульга В.И. Региональные проблемы преступности: материалы круглого стола // Государство и право. 2002. № 4.

References

1. Antoshin V.A., Pilyavsky A.P., Romanova I.V. Regional policy in the sphere of ensuring national security of the Russian Federation // Vestnik ZabGU. 2016. T 22. No. 4. pp. 54-62.

2. Lipinsky D.A., Makareiko N.V. On the concept and signs of national security // Theory of State and Law. 2019. No. 3. pp. 98-201.

3. Lyakhov E.G., Popov A.V. Terrorism: National, regional and international control. Monograph. Rostov-on-Don. RUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 1999. 354 p.

4. Makareiko N.V. Problems of normative legal regulation of national security // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 1. pp. 118-123.

5. Ozhegov S.I., Shvetsova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. Publisher: M.: ITI Technologies. 1999. 944 p.

6. Utkin N.I. Karelian national statehood and security of the North-West of Russia (historical and legal analysis): Autoref. ... doct. yurid. nauk. SPb. 2000. 52 p.

7. Shenshin V.M. On the regional factor of the implementation of the criminal and environmental policy / / Legal Education and Science. 2018. No. 6. pp. 27-31.

8. Shulga V.I. Regional problems of crime: materials of the round table // State and Law. 2002. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.