Научная статья на тему 'Основные направления обеспечения национальной безопасности субъектов РФ в рамках политики влияния Китая на Забайкальский край'

Основные направления обеспечения национальной безопасности субъектов РФ в рамках политики влияния Китая на Забайкальский край Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7466
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / МИГРАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ / СУБЪЕКТЫ РОССИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / ПОЛИТИКА ВЛИЯНИЯ КИТАЯ / INTERNAL AND EXTERNAL SECURITY / SOCIAL RISKS / MIGRATION / POLITICAL FACTORS / PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION OF SECURITY / SUBJECTS OF RUSSIA / NATIONAL SECURITY / TRANSBAIKAL REGION / POLICY OF CHINESE INFLUENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена основным направлениям обеспечения безопасности субъектов России. Обосновано влияние Китая на приграничный субъект РФ Забайкальский край и выявлено, что данное воздействие осуществляется в различных масштабах и следующих формах: экономической, инвестиционной, территориальной, демографической, политической, научной, туристической, проектной, культурной. Подобное установление многообразия позволило автору обосновать как позитивное, так и негативное влияние Китая на динамику развития Забайкальского края. Статья посвящена обзору национальной безопасности России с точки зрения национальных приоритетов для экономических, социальных и политических преобразований. Выявлено, что под национальной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства. Установлено, что национальная безопасность в зависимости от местонахождения источника опасности подразделяется на два типа внутреннюю и внешнюю. Установлено, что в современный период Россия переходит к новой политике обеспечения национальной безопасности с приоритетом внутренней безопасности и ориентировкой на регионы Российской Федерации. Приводятся параметры Забайкальского края в контексте влияния Китая: пограничная, экономическая, инвестиционная, туристическая проблемы, трансграничные взаимодействия, в том числе в культурной сфере. Делаются выводы о важной роли Азиатско-Тихоокеанского региона и новой политики регионализма для обеспечения безопасности в условиях глобализации. Представлено, что любая концепция обеспечения безопасности разрабатывается в соответствии с конкретными историческими условиями для предупреждения и снижения остроты возникающих угроз. В настоящее время многие проблемы внешней безопасности решить в одиночку невозможно, в силу чего объективно требуется объединение усилий всех государств мира. Мир настолько интегрирован, что невозможно свести обеспечение внешней безопасности к рамкам национальных границ. Отмечено, что к особенностям реализации задач, обеспечивающих безопасность в Забайкальском крае, относятся географические, природно-климатические, пограничные, миграционные, социальные, экономические, политические факторы. В Забайкалье высоки социальные риски, связанные с безработицей, низким статусом населения, миграцией, оттоком специалистов. Органы власти региона вместе с местным самоуправлением должны комплексно обеспечивать национальную безопасность в соответствии с законами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPAL POINTS OF THE NATIONAL SECURITY PROTECTION OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS UNDER THE POLICY OF CHINESE INFLUENCE ON TRANSBAIKAL REGION

The article is about the principal points of the national security protection of the subjects of the Russian Federation. It is also mentioned about the influence of China on the near-border subject of the Russian Federation Transbaikal Region. It was found out that this influence is carried out in different scopes and following forms: economic, investment, territorial, demographical, political, scientific, tourist, project, cultural. The variety of forms allowed the author to substantiate positive and negative Chinese influence on the dynamics of development of Transbaikal region. The article reviews the national security of Russia in terms of national priorities for economic, social and political transformation. It was revealed that the national security is understood as a condition of protection of national interests against internal and external threats, ensuring the progressive development of the individual, society and state. It was established, that the national security is divided into two types depending on location of the hazard -internal and external security. At the present time Russia advances to a new national security policy with the priority of internal security and orientation to the regions of the Russian Federation. The author gives the characteristics of the Transbaikal region in the context of China's influence: border, economic, investment, tourist issues, cross-border cooperation, including in the cultural sector. It was concluded about the importance of the Asia-Pacific region and the new policy of regionalism ensuring the safety in the context of globalization. It is presented that any security concept is developed according to the specific historical conditions to prevent and mitigate emerging threats. At the present time many of the problems of external security cannot be solved singly, whereby there is a need to unite the efforts of all countries in the world. The world is so integrated that it is impossible to reduce the external security to national borders. It is noted that to the peculiarities of the implementation of tasks to ensure security in the Trans-Baikal region are geographical, climatic, border, migration, social, economic and political factors. In Transbaikal region social risks, connected with unemployment, low status of the population, migration, brain drain, are very high. Public authorities of the region together with the local government should provide the insurance of national security in accordance with the laws

Текст научной работы на тему «Основные направления обеспечения национальной безопасности субъектов РФ в рамках политики влияния Китая на Забайкальский край»

Политология

УДК 11.15.23; 11.15.45

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ В РАМКАХ ПОЛИТИКИ ВЛИЯНИЯ

КИТАЯ НА ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ

THE PRINCIPAL POINTS OF THE NATIONAL SECURITY PROTECTION OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS UNDER THE POLICY OF CHINESE INFLUENCE ON TRANSBAIKAL REGION

Статья посвящена основным направлениям обеспечения безопасности субъектов России. Обосновано влияние Китая на приграничный субъект РФ — Забайкальский край и выявлено, что данное воздействие осуществляется в различных масштабах и следующих формах: экономической, инвестиционной, территориальной, демографической, политической, научной, туристической, проектной, культурной. Подобное установление многообразия позволило автору обосновать как позитивное, так и негативное влияние Китая на динамику развития Забайкальского края.

Статья посвящена обзору национальной безопасности России с точки зрения национальных приоритетов для экономических, социальных и политических преобразований. Выявлено, что под национальной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства. Установлено, что национальная безопасность в зависимости от местонахождения источника опасности подразделяется на два типа — внутреннюю и внешнюю. Установлено, что в современный период Россия переходит к новой политике обеспечения национальной безопасности с приоритетом внутренней безопасности и ориентировкой на регионы Российской Федерации.

Приводятся параметры Забайкальского края в контексте влияния Китая: пограничная, экономическая, инвестиционная, туристическая проблемы, трансграничные взаимодействия, в том числе в культурной сфере. Делаются выводы о важной роли Азиатско-Тихоокеанского региона и новой политики регионализма для обеспечения безопасности в условиях глобализации.

Представлено, что любая концепция обеспечения безопасности разрабатывается в соответствии с конкретными историческими условиями для предупреждения и снижения остроты возникающих угроз. В настоящее время многие проблемы внешней безопасности решить в одиночку невозможно, в силу чего объективно требуется объединение усилий всех государств мира. Мир настолько интегрирован, что невозможно свести обеспечение внешней безопасности к рамкам национальных границ.

Отмечено, что к особенностям реализации задач, обеспечивающих безопасность в Забайкальском крае, относятся географические, природно-климатические, пограничные, миграционные, социальные, экономические, политические факторы. В Забайкалье высоки социальные риски, связанные с безработицей, низким статусом населения, миграцией, оттоком специалистов. Органы власти региона вместе с местным самоуправлением должны комплексно обеспечивать национальную безопасность в соответствии с законами

Ключевые слова: внутренняя и внешняя безопасность, социальные риски, миграция, политические факторы, особенности реализации безопасности, субъекты России, национальная безопасность, Забайкальский край, политика влияния Китая

Т.Е. Бейдина, Забайкальский государственный университет, г. Чита

beydina@inbox.ru

T. Beydina, Transbaikal State University, Chita

The article is about the principal points of the national security protection of the subjects of the Russian Federation. It is also mentioned about the influence of China on the near-border subject of the Russian Federation — Transbaikal Region. It was found out that this influence is carried out in different scopes and following forms: economic, investment, territorial, demographical, political, scientific, tourist, project, cultural. The variety of forms allowed the author to substantiate positive and negative Chinese influence on the dynamics of development of Transbaikal region.

The article reviews the national security of Russia in terms of national priorities for economic, social and political transformation. It was revealed that the national security is understood as a condition of protection of national interests against internal and external threats, ensuring the progressive development of the individual, society and state. It was established, that the national security is divided into two types depending on location of the hazard -internal and external security. At the present time Russia advances to a new national security policy with the priority of internal security and orientation to the regions of the Russian Federation.

The author gives the characteristics of the Transbaikal region in the context of China's influence: border, economic, investment, tourist issues, cross-border cooperation, including in the cultural sector. It was concluded about the importance of the Asia-Pacific region and the new policy of regionalism ensuring the safety in the context of globalization.

It is presented that any security concept is developed according to the specific historical conditions to prevent and mitigate emerging threats. At the present time many of the problems of external security cannot be solved singly, whereby there is a need to unite the efforts of all countries in the world. The world is so integrated that it is impossible to reduce the external security to national borders.

It is noted that to the peculiarities of the implementation of tasks to ensure security in the Trans-Baikal region are geographical, climatic, border, migration, social, economic and political factors. In Transbaikal region social risks, connected with unemployment, low status of the population, migration, brain drain, are very high. Public authorities of the region together with the local government should provide the insurance of national security in accordance with the laws

Key words: internal and external security, social risks, migration, political factors, peculiarities of implementation of security, subjects of Russia, national security, Transbaikal Region, policy of Chinese influence

Согласно Указу Президента РФ, для обеспечения национальной безопасности утверждена Стратегия национал ь-ной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [13]. В ней отмечено, что основными направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты для экономических, социальных и политических преобразований, создание «безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществление устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства» [13].

Национальная безопасность подразделяется на два основных типа — внутреннюю и внешнюю, и в основе деления лежат территориальные границы между государствами. Для внешней безопасности важен АТР как место сосредоточения региональных «тяжеловесов» — Китая, России, Японии. АТР лидирует по многим количественным

показателям. Как отмечает Я.А. Фролова: «Он занимает 40 % совокупной территории мира, где сосредоточено 65 % его сырьевых ресурсов. На этой территории расположены 43 государства, где проживает 41 % населения планеты. Все это дополняется и усиливается быстрыми темпами социально-экономического развития стран региона, на долю которых приходит примерно 60 % мирового ВВП, свыше 47 % объема международной торговли, 48 % мирового притока прямых иностранных инвестиций, более 60 % морских и почти 25 % воздушных перевозок» [7].

В настоящее время грани между внутренней и внешней безопасностью размыты. В условиях глобализации процессов мирового развития формируются новые угрозы для функционирования личности, общества и государства, и Россия вынуждена переходить к новой государственной политике обеспечения национальной безопасности. Специфика российского подхода связана с тем, что он направлен, прежде

всего, на поддержку внутренней безопасности. К основным направлениям обеспечения внутренней безопасности России относятся успешное осуществление экономических реформ, снижение острых социальных противоречий, защита духовных, интеллектуальных и культурных ценностей, поддержка модернизации армии и оборонного потенциала в целом, защита жизни, здоровья, прав и свобод человека, сбалансированная региональная политика. Формирование демократического, федеративного государства требует от России оптимального соотношения центра и регионов, которые находятся в различных социально-экономических, природно-климатических и этнополитических условиях. С этой точки зрения угрозу стабильности в Российской Федерации представляет большой разрыв в уровне жизни в отдельных регионах страны, многие регионы практически существуют только за счет дотаций из средств федеральной власти. Регионы России, безусловно, различаются по экономическим, территориальным, демографическим и политическим параметрам. Политические факторы связаны с разделением властей, организацией местного самоуправления, соотношением различных политических сил, организацией моделей власти, федеративными отношениями, позиционированием политической элиты. Специфика имеется и у Забайкальского края как по многим параметрам, так и по факторам.

Забайкальский край занимает важное географическое положение, являясь приграничным регионом. При наличии границы с другими государствами всегда имеется определённое взаимное влияние регионов друг на друга. В частности, протяжённость границы Забайкальского края с КНР — 1064 км, что составляет пограничную проблему, так как начало XXI в. для забайкальцев ознаменовалось усилением влияния Китая, экономическая и культурная экспансия которого проявляется во многих сферах. Это обстоятельство отметил известный китаист А.Г. Ларин, согласно мнению которого, «для россиян характерна обеспокоенность активностью граждан Китая на

территориях, которые все больше выпадают из сферы российских интересов» [4].

Влияние КНР характеризуется довольно высокой интенсивностью, а также разнообразием по сферам. Основными направлениями межрегионального взаимодействия Забайкальского края РФ с приграничными регионами КНР являются: торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, туризм, образовательное, культурное и научное сотрудничество. В целом, анализируя влияние Китая на Забайкальский край, можно отметить, что преимущественно оно выражается в торгово-экономическом сотрудничестве, в частности, в области торговли сырьём. Поэтому существует экономическая проблема. Сотрудничество сталкивается с определёнными проблемами, такими как ориентирование туристической деятельности на выездной туризм, неразвитость приграничной инфраструктуры, декларативный характер торгово-экономического, образовательного, культурного и научного сотрудничества.

В связи с этим остро встает вопрос диверсификации структуры трансграничного взаимодействия Забайкальского края РФ с приграничными регионами КНР, развитие культурного и гуманитарного сотрудничества, «перерастание дисперсных межкультурных контактов в стратегические планы соразвития, что позволит улучшить межрегиональное взаимодействие, отвечающее современным тенденциям мировой модернизации и глобализации» [5]. Таким образом, трансграничное взаимодействие является политической проблемой, так как без разветвленных связей субъектов РФ не может быть развитого регионального сообщества. Но, опять же, «взаимовыгодное сотрудничество Забайкальского края с приграничными территориями КНР должно обеспечиваться в первую очередь эффективными действиями федерального центра и региональных органов государственной власти, а следовательно, предполагает конструктивные изменения во внутренней и внешней политике Российского государства» [2].

Данная политическая проблема усугубляется тем, что Китай является сложным

партнером в развитии отношений, с которым требуется программное проектирование. В настоящее время одним из основных механизмов осуществления приграничного сотрудничества края с прилегающими регионами Китая является Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018), реализация которой началась с 2010 г. Начало реализации целевой программы с ориентировкой на пространственные приоритеты отмечалось нами [6]. Продолжается тенденция стабильного роста поступления иностранных инвестиций на территорию края, но, в связи с сырьевой направленностью региона, большую долю инвестиционных проектов составляют проекты по освоению и переработке природных ресурсов, добыче и разработке месторождений полезных ископаемых, что является серьезной проблемой.

Лидирующее место по объему инвестирования прямого капитала в Забайкальский край занимает Китай, который, начиная с 2005 г., уделяет серьезное внимание вопросам приграничного инвестиционного сотрудничества с Россией (100301,9 из 150183,3 тыс. долл. США на 2011 г.) [10]. В связи с отсутствием четкой позиции федерального центра в отношении Китая, китайские инвесторы зачастую сталкиваются с проблемой синофобии. Существует мнение о том, что Китай активно инвестирует именно в Россию, а Россия осторожно относится к китайским инвестициям и старается их сдерживать. И это становится препятствием на пути осуществления инвестиционного сотрудничества. Для успешного осуществления приграничного инвестиционного сотрудничества необходима правовая основа. До сих пор отсутствует Закон Российской Федерации «О приграничном сотрудничестве», а также необходима четко сформулированная политика в отношении приграничных с Россией государств, а именно с Китаем. В целом же, сотрудничество в области реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала оказывает заметное влияние

на экономику региона, способствуя развитию российского демографического потенциала, также улучшает инвестиционный климат (превращение в декабре 2015 г. юаня в пятую резервную валюту мира).

Инвестиционные проблемы приграничного субъекта усугубляются высокими экономическими, экологическими и геополитическими рисками. Намерения Администрации Забайкальского края передать в аренду на 49 лет 115 млн га пахотных земель компании «Хуа Син бан» с целью заработать может вызвать сокращение пахотных земель в Забайкалье, дестабилизацию, ухудшение территориального вопроса и политику перебалансировки в отношениях России и Китая. Администрация Пекина заявила о том, что им недостаточно просто передачи земель. Китай не устраивает существующий пограничный и миграционный режим с Россией. Таким образом, они потребовали изменения порядка перемещения и расселения китайцев на территории России. Как сказал советник Китайского института международных стратегических исследований Ван Хайюнь: «Если юридически не решить вопрос широкомасштабного привлечения китайской рабочей силы, ни о каком долгосрочном сотрудничестве с китайскими сельскохозяйственными предприятиями не может быть и речи». Существует угроза того, что существующий миграционный режим придется отменить [3 ].

Желание российских властей привлечь инвестиции разумно и вполне объяснимо с учётом стратегии правительства, направленной на развитие дальневосточных регионов. Низкая плотность населения, неосвоенность земель, слабая инфраструктура — всё это не способствует скорому процветанию Забайкальского региона.

Л о о

Связанные с сельскохозяйственной экспансией Китая риски геополитического характера, если и реальны, то в весьма

♦ ♦ о /По

отдалённой перспективе. Сейчас же нужно учитывать политику нынешнего руководства страны, основные усилия которого направлены на укрепление обороноспособности и международных позиций государства,

что минимизирует геополитические угрозы. Тем более, что процесс возможной аннексии дальневосточных земель китайской стороной будет иметь растянутые во времени, конкретные предпосылки и признаки, и это даст возможность вовремя отреагировать на агрессивные действия Пекина.

Говоря о геополитике, конечно, теоретически можно предположить, что целями Китая на самом деле являются вовсе не развитие Забайкалья и занятие мирным сельским хозяйством, однако никаких подтверждений таких гипотез в настоящее время не существует. Исходя из сказанного, можно сделать вывод — под вопросом находится пока только рентабельность проекта, по крайней мере, по словам российских экспертов, и стоит опасаться именно финансовых последствий этой затеи. Впрочем, это проблемы исключительно китайских инвесторов [8].

Следующей основной формой внешнеэкономических взаимодействий Забайкальского края является внешняя торговля. Китай является основным торгово-экономическим партнером Забайкальского края. Доля КНР в объеме внешней торговли края превышает 80 %, в импорте — 97 % (599 007,3 из 727,7 тыс. долл. США на 2011 г.). Ориентация внешнеторгового сотрудничества на одного партнера — Китай отмечается экспертами как проблема в развитии края, поскольку регион становится крайне зависимым.

Туризм как отрасль экономики может формировать значительные финансовые потоки и способствовать развитию Забайкальского края. Активное развитие туризма выделяется как важное направление экономического развития региона. Однако доля туризма в ВРП края в 2010 г. составляла всего 0,58 %. Тем не менее, влияние КНР четко прослеживается и здесь: Китай является первым по популярности направлением у жителей Забайкальского края. Доля его в общем объеме выездного турпо-тока составляет 98 % (в 2011 г. выездной турпоток края равен 308 870 человек). К 2015 г. бренд Китая «бледнеет» из-за мировых финансовых трудностей и экономиче-

ских проблем Китая, в частности. В 2000 г. в плане финансовой и транспортной доступности были наиболее востребованы туристические поездки по безвизовому режиму в рамках реализации «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 г.» [9].

В концепции внешней политики РФ отмечена необходимость содействия «развитию конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур» [12]. Тезис о важности взаимодействия в культурной сфере отмечает заместитель директора Института общественного развития Европы и Азии при Госсовете КНР Гао Чжунъи, который считает, что «сейчас, кроме бизнеса, между РФ и КНР иных отношений почти нет, но без гуманитарных связей и массовых культурных обменов отношения между государствами не могут быть крепкими» [11]. В этой связи Забайкальский край и приграничные территории КНР должны всемерно способствовать развитию связей в области культуры, что предполагает сотрудничество между учреждениями культуры, творческими союзами и организациями регионов, расширение связей между учебными заведениями, учреждениями и организациями науки, обмен специалистами, научными работниками, преподавателями, учащимися, сотрудничество в области здравоохранения, физической культуры и спорта, развитие контактов между общественными организациями. Международное образовательное, научное и культурное сотрудничество уже осуществляется, хоть и не с высокой степенью интенсивности, на основе проведения мероприятий, призванных создать условия для международного обмена представителей научных и деловых кругов, а также работников сферы культуры и образования региона с их зарубежными коллегами, проведения международных научно-практических конференций, выставок, презентаций, фестивалей. Всё это способствует повышению уровня доверия,

взаимопонимания и толерантности между Забайкальским краем и регионами иностранных государств. В перспективе планируется создание на базе Забайкальского государственного университета опорного вуза и присоединение данного образовательного центра к системе Шанхайской организации сотрудничества, куда входят 23 университета России, 10 университетов Таджикистана, 1 — Республики Беларусь, а также образовательные учреждения Китая, Казахстана, Киргизстана. Важно, что ШОС входит в мировой рейтинг.

Исследование влияния российско-китайских коммуникаций в сфере образования на социокультурную ситуацию приграничных территорий также приобретает все большую актуальность. В первую очередь, это обусловлено значительным усилением позиций КНР на международной арене. Дополнительную актуальность проблема приобретает из-за продолжающейся депопуляции российского приграничья, пространство которого неминуемо заполнится представителями других этносов. В таких условиях жизненно важна выработка инновационных стратегий регионального развития, их составной частью выступает стратегия международного сотрудничества в образовательной сфере. По мнению И.И. Арсентьевой, в настоящее время «китайцы являются самой большой по численности группой в составе иностранного контингента учащихся российских вузов. Это позволяет говорить о том, что сотрудничество между Россией и Китаем в области высшего образования динамично развивается» [2]. Данный вывод подтверждает статистика, приведенная зам. директора Центра социологических исследований Минобрнауки России А.Л. Арефьевым, что «в 2005/2006 акад. году китайские студенты стали первой по численности национальной группой в составе всего иностранного контингента учащихся очных отделений российских вузов (обогнав представителей Казахстана) и с тех пор сохраняют эту лидирующую позицию» [1 ].

Говоря о влиянии Китая на Забайкальский край, следует упомянуть о восприя-

тии этой страны и её культуры местными жителями. По свидетельству А.В. Жукова: «У русских и китайцев разный менталитет — это очевидно. Туристические и деловые поездки в Китай позволяют понять эти отличия, кроме того, разнообразная видеопродукция о Китае также позволяет улавливать отличия. Бытовое изучение знаковых систем российской и китайской культур — ритуалов, архитектуры, кухни, языка доказывает, что русские и китайцы по-разному воспринимают одни и те же вещи» [4]. Таким образом, необходимо отметить, что наличествует существенная разница между этими мировоззренческими системами. Следствием этого является за-печатлённый в образах набор ассоциаций, идентификация которых связана с необходимостью воспринять и осмыслить феноменальность Китая через обыденную жизнь и реальность россиян.

В контексте проблематики межкультурного взаимодействия, проходящего в зоне китайского приграничья, важно понять, что у народов Забайкалья длительное время происходило тесное взаимодействие с китайской цивилизацией. Как отмечено: «В частности, русские Забайкалья всегда старались общаться с китайцами на русском, не пытаясь учить китайский, что влекло за собой проблемы интерпретации, т. е. перевода, и являлось предпосылкой для этнического мифотворчества. Учитывая значительные отличия между культурами России и Китая, трудности в коммуникации, а также особенности тактики китайцев в установлении контакта с другими народами, формируется «граница культуры Китая» в межкультурном взаимодействия некитайских народов с Китаем» [4].

В итоге, настороженное и порой даже враждебное отношение жителей края по отношению к Китаю вполне закономерно. «Следовательно, возникает необходимость проведения мероприятий с целью формирования и изменения количественного и качественного содержания образов Китая в сознании населения приграничных территорий» [4]. Помимо мероприятий необходимо формировать социокультурную

безопасность, которая представляет собой состояние защищенности и устойчивости национальных интересов личности, общества и государства от разрушения культурных, духовных и нравственных ценностей, созданных в процессе исторического развития.

К особенностям реализации задач обеспечения безопасности в Забайкальском крае относятся следующие:

1) географические и природно-климатические аспекты. Климат в Забайкальском крае — резко континентальный с неравномерным распределением осадков в течение года и значительными годовыми и суточными колебаниями температуры воздуха. Зима длительная и холодная, в этот период наблюдается незначительное количество осадков. Лето короткое, но сравнительно теплое. Основная часть годовых осадков выпадает именно в этот период, в результате чего на реках формируется серия паводков, нередко катастрофического характера. Резко континентальный климат обуславливает специфику ведения сельского хозяйства: низкая температура, промерзание почвы до двух метров, суровые продолжительные зимы;

2) пограничность. Помимо государственной границы с Китаем, граница с Монголией составляет 863 км;

3) высокие социальные риски: бедность, разрушение института семьи, высокая внебрачная рождаемость, сниженный уровень образования населения, высокая доля имеющих неполное среднее образование, миграционный отток из региона квалифицированных специалистов. Каждый пятый житель Забайкальского края живет за чертой бедности;

4) программный характер обеспечения безопасности. На территории Забайкальского края действует свыше 180 программ развития, в том числе краевая долгосрочная целевая программа «Обеспечение безопасности людей на водных объектах Забайкаль-

ского края (2013—2016), государственная программа Забайкальского края «Комплексные меры по улучшению наркологической ситуации в Забайкальском крае» (2014—2020), концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., закон Забайкальского края от 1 ноября 2011 г. №570-ЗЗК «О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Забайкальского края», государственная программа Забайкальского края «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Забайкальского края» (2014-2020);

5) устойчивая тенденция снижения численности населения, основной причиной которого является миграционный отток. Однако принятые меры по повышению рождаемости и продолжительности жизни, по стабилизации миграционного прироста не дают результатов;

6) комплексный характер реализации задач достижения безопасности.

Следовательно, национальная безопасность субъектов Российской Федерации обеспечивается органами власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, влияние Китая на Забайкальский край, бесспорно, имеется и является достаточно интенсивным в определённых сферах. Однако говорить о том, что оно однозначно негативно или позитивно, нельзя, так как это влияние осуществляется в различных формах и масштабах, привносит различного рода изменения, в том числе и положительные, в динамику развития региона. К тому же, оценка существующего влияния в значительной степени зависит от сформированного образа Китая в российском обществе, который зачастую оказывается лишь набором стереотипов, т.е. искажен недопониманием и неверными представлениями.

Список литературы_

1. Арефьев А.Л. Китайские студенты в России. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ kitayskie-studenty-v-rossii (дата обращения 12.12.15).

2. Арсентьева И.И. Организация сотрудничества Забайкальского края с приграничными территориями КНР как фактор обеспечения национальной безопасности / / Вестник ЗабГУ. 2011. № 11. С. 68—73.

3. Васильев А. Китай осваивает забайкальские земли. Режим доступа: http://www.regcomment.ru (дата обращения 08.12.15).

4. Жуков А.В., Жукова А.А. Рецепция образов Китая на территории Забайкальского края: факторный анализ / / Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2014. Т. 7. № 1. С. 185-194.

5. Исаков А.Е., Кучинская Т.Н. Трансграничное сотрудничество Забайкальского края в условиях культурной глобализации // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 124-125.

6. Новикова А.В., Бейдина Т.Е. Программная государственная политика сотрудничества Забайкальского края и северо-востока КНР на период 2009-2013 гг.: преимущества и угрозы реализации / / Вестник ЧитГУ. 2011. № 5 (72). С. 79-80.

7. Фролова Я.А. Проблемы безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе: роль форума АТЭС // ГИСДВ. 2009. № 4. С. 63.

8. Зачем китайцам Забайкалье? Режим доступа: http://pronedra.ru/agricultur-e/2015/06/23/ zabajkaliev-v-arendu (дата обращения 08.12.15).

9. Аналитические материалы к «Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года». Режим доступа: http://opzab.ru (дата обращения 12.12.2015).

10. Иностранные инвестиции в Забайкальском крае и их регулирование. Режим доступа: http:// knowledge.allbest .ru (дата обращения 11.12.2015).

11. Китайские и российские ученые о гуманитарном факторе в двухстороннем сотрудничестве КНР и РФ. Режим доступа: www.fmprc.gov.cn/ce/cgkhb/rus/xwdt/ t201780.htm (дата обращения 30.11.2015).

12. Концепция внешней политики Российской Федерации. Режим доступа: http://archive.mid.ru// brp_4.nfs/0/6d84ddededbf-7da644257b160051bf7 (дата обращения 08.12.2015).

13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/-documents/90.html (дата обращения 11.12.2015).

List of literature_

1. Arefiev A.L. Kitayskie studenty v Rossii (Chinese students in Russia) Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/kitayskie-studenty-v-rossii (accessed 12.12.2015).

2. Arsenteva I.I. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2011, no. 11, pp. 68-73.

3. Vasiliev A. Kitay osvaivaet zabaikalskie zemli (China develops Transbaikal land) Available at: http:// www.regcomment.ru (accessed 08.12.2015).

4. Zhukov A.V., Zhukova A.A. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Politologiya. Reli-giovedenie (Proceedings of the Irkutsk State University. Ser.: Politics. Religious), 2014, vol. 7, no. 1, pp. 185-194.

5. Isakov A.E., Kuchinskaya T.N. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya (The successes of modern science), 2012, no. 5, pp. 124-125.

6. Novikova A.V., Beydina T.E. Vestn. Chit. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2011, no. 5 (72), pp. 79-80.

7. Frolova Ya.A. GISDV (GISDV), 2009, no. 4, p. 63.

8. Zachem kitaytsam Zabaikalie? (Why do Chinese need Transbaikalie?) Available at: http://pronedra. ru/ agricultur-e/2015/06/23/zabajkaliev-v-arendu (accessed 08.12.2015).

9. Analiticheskie materialy k «Strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Zabaikalskogo kraya na period do 2030 goda» (Analytical materials to the «Strategy of socio-economic development of the Transbaikal Region for the period till 2030») Available at: http://opzab.ru (accessed 12.12.2015).

10. Inostrannye investitsii v Zabaikalskom krae i ih regulirovanie (Foreign investment in the Transbaikal region and their regulation) Available at: http: //knowledge.allbest .ru (accessed 11.12.2015).

11. Kitayskie i rossiyskie uchenye o gumanitarnom faktore v dvuhstoronnem sotrudnichestve KNR i RF (Chinese and Russian scientists on the humanitarian factor in bilateral cooperation between China and Russia) Available at: www.fmprc.gov.cn/ce/cgkhb/rus/xwdt/ t201780.htm (accessed 11.30.2015).

12. Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii (The Foreign Policy Concept of the Russian Federation) Available at: http://archive.mid.ru//brp_4.nfs/0/6d84ddededbf-7da644257b160051bf7 (accessed 08.12.2015).

13. Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda (The National Security Strategy of the Russian Federation until 2020) Available at: http://www.scrf.gov.ru/-documents/90.html (accessed 11.12.2015).

Коротко об авторе

Briefly about the author

Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, зав. каф. «Государственное муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, концепции национальной и региональной безопасности, погранология, федеральная и региональная политика, региональная политика субъектов Российской Федерации beydina@inbox.ru

Tatyana Beydina, doctor of political sciences, professor, head of Government Municipal Administration department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, concept of national and regional security, federal and regional policy, regional policy of the Russian Federation

Образец цитирования _

Бейдина Т.Е. Основные направления обеспечения национальной безопасности субъектов РФ в рамках политики влияния Китая на .Забайкальский край // Вестн. Заб. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 1. С. 57-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.