Научная статья на тему 'Региональная политика в Забайкальском крае: монгольский и китайский факторы'

Региональная политика в Забайкальском крае: монгольский и китайский факторы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1100
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОЛИТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / КИТАЙ / ПРИГРАНИЧНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ВНЕШНИЕ САНКЦИИ / МОНГОЛЬСКИЙ И КИТАЙСКИЙ ФАКТОРЫ / REGIONAL POLICY / REGIONAL COOPERATION / COOPERATION POLICY / TRANSBAIKAL REGION / CHINA / NEAR-BORDER TIES / INTERREGIONAL TRADE AND ECONOMIC RELATIONS / PROMISING AREAS OF COOPERATION / FOREST RESERVES / REGIONAL FACTORS / EXTERNAL SANCTIONS / MONGOLIAN AND CHINESE FACTORS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Новикова Анна Владимировна

Отмечено, что исследование региональной политики как совокупности социальных, экономических и политических методов реализации государственной власти в субъекте Российской Федерации, позволило рассмотреть основные проблемы и перспективы повышения эффективности региональной политики в Забайкальском крае. Обосновано выгодное приграничное положение Забайкальского края, высокий уровень международных связей и богатый природный потенциал Забайкальского края. Отмечено, что развитие межрегиональных российско-китайских отношений носит проектный характер. С российской стороны это программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2020 г., с китайской это возрождение Маньчжурии и северо-востока Китая. Выявлено, что при реализации данных программ наблюдается следующая диспропорция: экспорт российских регионов представлен природными ресурсами с низкой степенью переработки, а китайский импорт продукцией легкой промышленности и сельского хозяйства. Отмечено, что по размерам лесного фонда Забайкальский край занимает 8 место среди регионов Российской Федерации, являясь богатейшим субъектом по запасам лесных ресурсов. Выявлено, что древесина составляет 90 % в совокупном экспорте Забайкальского края. В заключение делается вывод, что сотрудничество на региональном уровне между Забайкальским краем и КНР превратилось в контактную зону, где происходит не только развитие торгово-инвестиционных отношений между странами, но и активное взаимодействие культур и туристических отношений. Выявлено, что в основе стратегии взаимодействия северо-восточных провинций Китая с Забайкальским краем и Россией в целом лежит идея взаимодополняемости соседних территорий. Подчеркнута важность монгольского и китайского фактора для реализации региональной политики в Забайкальском крае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Новикова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY IN TRANSBAIKAL TERRITORY: MONGOLIAN AND CHINESE FACTORS

It was noted that the research of the regional policy as a complex of socia, economic and political methods of realization state policy in Russia Federation allowed to study the main problems and perspectives of regional policy efficiency raising in Transbaikal Territory. It was also mentioned about the advantages of near-border location of Transbaikal Territory and a high level of international relations and the rich natural potential of the Transbaikal Territory. It was noted that the development of inter-regional Russian-Chinese relations has a project character. They are the development program of the Far East and Transbaikalie up to 2020 from the Russian side, and the program of revival of Manchuria and north-east China from the Chinese side. While implementation of all these programs it was found out the following disparity: the export of Russian regions is represented as natural resources with a low degree of processing, and Chinese import is a production of light industry and agriculture. It was also emphasized that the Transbaikal Region is one of the richest subjects in forest resources and occupies the 8th position among the all regions of the Russian Federation 90 % of total exports of the Transbaikal Territory is timber. It is concluded that the regional cooperation between China and Transbaikal Territory has become a contact zone where there is not only the development of trade and investment relations, but also an active interaction of cultures and tourist relations. It was noted that the basis of interaction strategy of the northeastern Chinese provinces with the Transbaikal Territory and Russia as a whole is an idea of complementarity between the neighboring territories. It was emphasized that Mongolian and Chinese factors are important for realization regional policy in Trans-baikal Territory

Текст научной работы на тему «Региональная политика в Забайкальском крае: монгольский и китайский факторы»

УДК 11.15.23

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ: МОНГОЛЬСКИЙ И КИТАЙСКИЙ ФАКТОРЫ

REGIONAL POLICY IN TRANSBAIKAL TERRITORY: MONGOLIAN AND CHINESE FACTORS

A.B. Новикова,

Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия anna_novikova2010@mail.ru

A. Novikova,

Transbaikal State University, Chita, Russia

Отмечено, что исследование региональной политики как совокупности социальных, экономических и политических методов реализации государственной власти в субъекте Российской Федерации, позволило рассмотреть основные проблемы и перспективы повышения эффективности региональной политики в Забайкальском крае.

Обосновано выгодное приграничное положение Забайкальского края, высокий уровень международных связей и богатый природный потенциал Забайкальского края. Отмечено, что развитие межрегиональных российско-китайских отношений носит проектный характер. С российской стороны — это программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2020 г., с китайской — это возрождение Маньчжурии и северо-востока Китая. Выявлено, что при реализации данных программ наблюдается следующая диспропорция: экспорт российских регионов представлен природными ресурсами с низкой степенью переработки, а китайский импорт — продукцией легкой промышленности и сельского хозяйства.

Отмечено, что по размерам лесного фонда Забайкальский край занимает 8 место среди регионов Российской Федерации, являясь богатейшим субъектом по запасам лесных ресурсов. Выявлено, что древесина составляет 90 % в совокупном экспорте Забайкальского края.

В заключение делается вывод, что сотрудничество на региональном уровне между Забайкальским краем и КНР превратилось в контактную зону, где происходит не только развитие торгово-инвестиционных отношений между странами, но и активное взаимодействие культур и туристических отношений. Выявлено, что в основе стратегии взаимодействия северо-восточных провинций Китая с Забайкальским краем и Россией в целом лежит идея взаимодополняемости соседних территорий.

Подчеркнута важность монгольского и китайского фактора для реализации региональной политики в Забайкальском крае

Ключевые слова: региональная политика, региональное сотрудничество, политика взаимодействия, Забайкальский край, Китай, приграничные связи, межрегиональные торгово-экономические отношения, перспективные направления сотрудничества, региональные факторы, внешние санкции, монгольский и китайский факторы

It was noted that the research of the regional policy as a complex of socia, economic and political methods of realization state policy in Russia Federation allowed to study the main problems and perspectives of regional policy efficiency raising in Transbaikal Territory.

It was also mentioned about the advantages of near-border location of Transbaikal Territory and a high level of international relations and the rich natural potential of the Transbaikal Territory. It was noted that the development of inter-regional Russian-Chinese relations has a project character. They are the development program of the Far East and Transbaikalie up to 2020 from the Russian side, and the program of revival of Manchuria and north-east China from the Chinese side.

Т.Е. Бейдина,

Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия beydina@inbox.ru

T. Beydina,

Transbaikal State University, Chita, Russia

While implementation of all these programs it was found out the following disparity: the export of Russian regions is represented as natural resources with a low degree of processing, and Chinese import is a production of light industry and agriculture.

It was also emphasized that the Transbaikal Region is one of the richest subjects in forest resources and occupies the 8th position among the all regions of the Russian Federation - 90 % of total exports of the Transbaikal Territory is timber. It is concluded that the regional cooperation between China and Transbaikal Territory has become a contact zone where there is not only the development of trade and investment relations, but also an active interaction of cultures and tourist relations. It was noted that the basis of interaction strategy of the northeastern Chinese provinces with the Transbaikal Territory and Russia as a whole is an idea of complementarity between the neighboring territories.

It was emphasized that Mongolian and Chinese factors are important for realization regional policy in Transbaikal Territory

Key words: regional policy, regional cooperation, cooperation policy, Transbaikal Region, China, near-border ties, interregional trade and economic relations, promising areas of cooperation, forest reserves, regional factors, external sanctions, Mongolian and Chinese Factors

В условиях модернизации политической системы и формирования в России полноценного социального государства все более пристальное внимание к себе привлекает проблема реализации эффективного государственного управления и региональной политики в субъектах Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что данный процесс в регионах протекает неоднозначно. В частности, на пути построения грамотного и эффективного управления в субъектах РФ имеется множество препятствий, главными из которых являются отсутствие достаточной материальной базы для проведения преобразований, несовершенство законодательства в сфере регионального развития, а также неподготовленность региональной политической элиты к проведению реформ.

Следует отметить, что под понятием «региональная политика» обычно понимается государственная региональная политика (деятельность общенациональных властных структур — например, деятельность органов исполнительной власти по реализации государственных полномочий в регионе). При таком подходе региональная политика понимается в узком смысле, а именно — как государственное управление (администрирование). Из зарубежных исследователей проблемами администрирования занимались А. Бенавидис и Дж. Рагги [11]. Основной теоретико-методологический принцип взаимосвязи модернизации

администрирования и политической стабильности заимствован у Д. Колемана [12]. В свою очередь, более широкое понимание региональной политики определяется вектором ее направленности. Вектор региональной политики всегда направлен от центра к регионам, а содержание связано с управлением, осуществляемым по вертикали. Таким образом, в широком понимании региональная политика представляет собой систему управленческих решений любых политических структур общенационального уровня в отношении своих региональных составляющих. Например, развитие региона в целом, формирование его экономической и политической инфраструктуры, налаживание контактов с соседними регионами. При таком подходе государственная региональная политика — это совокупность способов и методов реализации государственной политики в регионе.

Ключевой задачей региональной политики является создание эффективной модели взаимодействия центра с регионами, при которой каждый регион вне зависимости от его отдаленности от центра может рассчитывать на равные возможности для развития. Характеристикой региона является управляемость, и, безусловно, регион как территориальная единица может стать управляемой подсистемой [9]. Особенно важным в данном случае представляется поддержка «проблемных» регионов, находящихся в слож-

ном социальном, экономическом и геополитическом положениях.

На сегодняшний день одним из таких регионов является Забайкальский край. В частности, по результатам 2015 г. уровень жизни населения в Забайкальском крае значительно ниже среднероссийского. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила более 30 %. Значителен и показатель выезжающих из региона (сальдо миграции — 500 человек в месяц, 5...7 тыс / г.). Вместе с тем, Забайкальский край является пограничным регионом, имеет важное геополитическое и экономическое значение. В советские годы в регионе добывались значительные объемы полезных ископаемых, быстрыми темпами развивалось племенное животноводство.

Причины сложившейся ситуации, прежде всего, связаны с неэффективностью региональной политики как непосредственно на местах, так и в рамках государства в целом.

Следовательно, на региональные особенности функционирования «субъекта приграничья» Забайкальского края влияет политика взаимодействия центра с регионами, обусловленная асимметрией федералистских отношений. Специфика процессов на региональном уровне связана с тем, что модель функционирования субъекта РФ дифференцирована как внутренними социально-экономическими процессами, так и внешними модернизационными факторами. Для Забайкальского края одним из таких факторов является монгольский.

Монгольский фактор очень сложный. «Земля синего неба», как называют сами монголы свою страну, занимает выгодную экономическую и геополитическую позицию между Россией и Китаем. Монголия официально провозгласила политику «третьего соседа», под которым они подразумевают США, Японию, Турцию, страны Евросоюза, Индию. Все от Монголии ждут «пять монгольских жемчужин»: угольное месторождение Таван-Толгой, золотомед-ное Оюу-Толгой, добычу урана в Дорноде, железную дорогу и геополитическую ориентацию Улан-Батора. Также следует обо-

значить позицию Забайкальского края как основной транзитной площадки, готовой стать связующим звеном между Монголией с другими субъектами Российской Федерации. Ожидается, что с возрастанием товарооборота предстоит реконструкция пунктов пропуска, что станет огромным плюсом для Забайкалья, так же как это означает безвизовый режим с Монголией. Для приграничных районов Забайкальского края — Акшинского и Кыринского — именно дешевая монгольская связь служит основой для развития инфраструктуры взаимодействия. Все это является фактором влияния внешней модернизации на «субъекты приграничья» и свидетельствует о существовании связи между уровнем развития приграничных районов с уровнем развития стран-соседей.

В настоящее время доминирует политико-экономическое содержание, связанное с сбалансированностью рынка труда, снижением инфляции и смягчением роста цен на товары и услуги для семей с низким уровнем доходов. Сопутствующее снижение инфляции на потребительском рынке позволит минимизировать влияние кризиса на качество жизни российских семей. Подобное возрастание экономических факторов в субъектах РФ повышает значимость государственного управления в условиях усиления санкций в отношении РФ со стороны США и ряда европейских стран. Не отрицая влияния санкций на экономику санкционируемых стран, следует признать, что политических целей санкционирующим странам удается достигать довольно редко. Негативные социальные последствия санкций обычно компенсируются тем, что власть использует санкции для идейной и политической консолидации общества. Влияние санкций со временем может ослабевать, так как санкционируемые страны разными способами адаптируются к санкциям. Нередко санкции становятся толчком к серьезной перестройке социально-экономического развития государства и его субъектов.

В условиях санкционной активности запада еще одним направлением сотрудни-

чества является стимулирование сельского хозяйства, что поможет в дальнейшем развивать и увеличивать экспорт: шерсти в КНР и продовольственной пшеницы в Монголию. Данное направление означает возрастание значения китайского фактора.

В 2009 г. проведена XXI встреча между транспортными делегациями Забайкальского края и автономного района Внутренняя Монголия КНР, на которой стороны рассмотрели порядок открытия автомобильных дорог на территории России и Китая для движения автотранспорта сопредельных государств, вопрос повышения качества регулярных международных пассажирских автоперевозок. По итогам встречи подписан протокол. Помимо отношений с автономным районом Внутренней Монголии и провинцией Хэйлунцзян Забайкальский край развивает всестороннее сотрудничество с провинциями Чжэцзян и Цзилинь [1].

В Забайкальском крае пассажирские авиаперевозки осуществляются по маршрутам Чита-Маньчжурия и Чита-Хайлар. В 2014 г. данными авиалиниями воспользовалось 9 853 пассажира, что на 16 % меньше, чем в 2013 г. В приграничных регионах осуществляется регулярное автомобильное, авиационное и железнодорожное пассажирское сообщение, в том числе по превращению Транссиба в международный транспортный коридор <<Транссиб-TS» (скоростной с транзитным потенциалом международных контейнерных перевозок линии «Европа-Азия») путем его модернизации, реконструкции. Это подготовит Транссиб к соединению с железнодорожными дорогами Корейского полуострова и позволит в дальнейшем обеспечить прохождение части континентального потока без дополнительных перевалок в морских портах. Данный проект существенно ускорит процесс перемещения грузов и обеспечит конкурентоспособность Транссиба на рынке международных перевозок. В Забайкальском крае наибольшая доля грузоперевозок автотранспортом с КНР проходит через пограничный переход «Забайкальск-Маньчжурия». С исторической точки зрения важно отме-

тить, что в марте 1992 г. учреждена Маньчжурская таможня, располагающаяся на пересечении КВЖД и Забайкальской железной дороги. Она создавалась как таможня первого класса «для сборов над поездами и грузами в русско-китайской торговле» [4]. Н.В. Козыкина и Д.В. Романюк отмечают, что «Маньчжурия — город на северо-востоке Китая, в восточной части автономного района Внутренней Монголии городского округа Хулун-Буир. Он находится в 4 км от границы с РФ и в 6 км от Забайкальска; является крупнейшим сухопутным пограничным пунктом на китайско-российской границе и начальным пунктом китайской автомагистрали общенационального значения Годао 301» [8].

В рамках прогнозируемых мероприятий также ожидается окончание реконструкции автомобильной дороги Чи-та-Забайкальск [3]. Забайкальский край является одним из приграничных регионов в РФ. И одна из важнейших его границ — это граница с Китаем. Таким образом, у данных регионов возникают особые взаимоотношения, которые далеко не всегда можно характеризовать как положительные. Прежде всего, китайский регион оказывает огромное влияние на Забайкалье путём освоения земель региона. Об этом свидетельствует намерение китайской компании «Ниае Sinban» арендовать 115 тыс. га земли в Забайкальском крае на 49 лет. Китай планирует инвестировать огромные средства, развивая здесь животноводство и выращивание различных культур. В целом, это не является проблемой для состояния региона, так как Забайкалье может неплохо заработать, учитывая нынешнее тяжелое финансовое положение региона. Край находится в депрессивном состоянии, поэтому понятно, почему он отдает свои земли в пользование. Но во всей этой ситуации есть некоторые проблемные стороны [2].

После того, как тема сдачи земель в аренду стала муссироваться в прессе, губернатор Забайкалья К. Ильковский заявил, что никакое решение совместно с китайскими представителями ещё не принято, а в целом лишь озвучены намерения. В насто-

ящее время просто подыскиваются арендаторы. Проект планируется реализовать путём учреждения российского предприятия с участием инвесторов из КНР. Как заверил чиновник, распределение работников из РФ и Китая будет производиться в пропорции 50/50 [6].

Сложности связаны с тем, что площади пахотных земель в Забайкалье достигают полумиллиона гектаров, однако в последнее время зоны посевных земель сократились на 80 %. Ведущему сотруднику высшей школы экономики Н. Зубаревич представляется целесообразной передача небольших участков Китаю для пробной эксплуатации, однако объёмы до 300 тыс. га — это нереальный проект. По мнению ученого, вероятно, речь идёт о политических решениях или нереализуемых намерениях [6].

Таким образом, китайский фактор играет важную роль в Забайкальском регионе.

Во-первых, администрация Пекина заявила о том, что им недостаточно просто передачи земель. Китай не устраивает существующий пограничный и миграционный режим с Россией. Таким образом, они потребовали изменения порядка перемещения и расселения китайцев на территории России. Как сказал советник Китайского института международных стратегических исследований Ван Хайюнь: «Если юридически не решить вопрос широкомасштабного привлечения китайской рабочей силы, ни о каком долгосрочном сотрудничестве с китайскими сельскохозяйственными предприятиями не может быть и речи». Есть угроза того, что существующий миграционный режим придется отменить [5].

Во-вторых, существует демографическая проблема, которая возникает вследствие существенного различия плотности населения в России и Китае. В приграничных зонах нашей страны, а особенно в Забайкальском крае, происходит постоянный отток населения. Его начинают восполнять «соседи». Численность мигрантов из Китая в Забайкалье только растет, а если Москва всё-таки будет вынуждена изменить миграционную политику, то это число возрастет до еще более невероятных размеров [2].

И, наконец, отсюда возникает еще одна важная проблема — политическая. Забайкальский край является в этом плане зоной большого риска, потому что прибывшее китайское население очень трудно проходит процесс ассимиляции. Можно даже сказать, что процесс ассимиляции практически не происходит. Китайцы в Забайкалье живут отдельными группами. В регионе существуют жесткие высказывания по поводу китайской экспансии: «так как правительство Китая требует выделения им особой территории, то это равнозначно тому, что и вовсе отдать в состав Китая земли Забайкалья» [5].

Итак, проанализировав влияние Китая на Забайкальский край и выяснив все вытекающие отсюда минусы и плюсы, можно прийти к выводу, что угроза краю всё-таки существует. И пусть в настоящее время она не достигает критической точки, но следует принимать необходимые меры во избежание полного овладения Забайкальским краем. Как отметил эксперт М. Захаров: «Китай — сложный партнер, но партнер. Следует лучше изучать его, готовить специалистов, учить языку и культуре — тогда мы сможем избавиться от различных фобий и при этом не пропустить реальные варианты ущемления российских интересов» [7].

По данным СМИ, в апреле 2015 г. после масштабных пожаров в Хакасии китайские власти предложили населению региона заселить новый город Инкоу в КНР. Взамен Пекин хотел бы арендовать выгоревшую территорию для сельскохозяйственных целей, причём полностью восстановить её. Предполагалось, что аренда будет действительна в течение 25 лет. Кроме того, заселить новый город было предложено и жителям Приморья, пострадавшим от паводка. Жилая недвижимость в Инкоу готова к эксплуатации и пока не заселена [6].

Относительно забайкальского проекта следует сказать, что в соответствии с договорённостями китайцы инвестируют в освоение земель 24 млрд руб. На эти средства планируется наладить выращивание масличных, зерновых, а также кормовых

культур, развивать промышленное скотоводство. Полученную продукцию будут поставлять на российские, китайские рынки, а также в другие страны. Первый этап проекта планируется реализовать в течение 2015—2018 гг. Если пилотный проект будет успешным, то в 2019 г. власти могут выделить Китаю ещё 200 тыс. га земель. Речь пока идёт о выделении 115 тыс. га. Компании «Ниае Sinban» предстоит подписать соглашения с владельцами земель, включая муниципалитеты и частных предпринимателей. Кроме того, ожидаются публичные слушания с привлечением экологов, районных администраций и представителей населения, как отметили в администрации края. На публичных обсуждениях настаивает Общероссийский народный фронт. В соответствии с выдвинутыми условиями на работу китайские инвесторы должны пригласить жителей края из расчёта 75 % от количества персонала. Впрочем, китайская сторона придерживается иной точки зрения и настаивает на большем проценте рабочих из КНР.

В целом, можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие эффективному политическому и экономическому развитию Забайкальского региона:

1) отсутствие инициативной региональной политической элиты, способной на внедрение модернизационных решений. В частности, существующая региональная политическая элита крайне неохотно берется за проведение реформ, не осознает их значения, боится проявить инициативу. Фактически все значительные преобразования в регионе происходят исключительно по указанию «сверху»;

2) нет достоверной информации о сложившейся в регионе экономической, социальной и политической ситуации, в частности, федеральный центр не осознает всей угрозы снижения численности населения в пограничном регионе, не уделяет достаточного внимания данному «субъекту приграничья»;

3) неверная оценка экономических и политических факторов, способствующих развитию региона. Так, при проведении

программ по развитию региона не учтены такие факторы, как его геополитическое положение и специализация, не приняты в расчет возможные выгоды, которые можно извлечь из геополитического положения региона;

4) слабая ресурсная база региона. Действующее законодательство не наделило достаточными источниками доходов местные бюджеты, в частности, до сих пор большинство налоговых платежей поступает напрямую в федеральный бюджет, тогда как регионы, не имея собственных источников доходов, попадают в зависимость от единовременных государственных отчислений.

Таким образом, перечисленные проблемы свидетельствуют о неэффективности существующей модели взаимодействия федерального центра с регионами, необходимости дальнейшего его совершенствования и развития.

В качестве возможных путей решения выявленных проблем можно предложить следующее:

1) качественно обновить состав региональной политической элиты Забайкальского края. В частности, существующая политическая элита должна соответствовать требованиям времени, быть квалифицированной и способной к реализации модерни-зационных решений;

2) необходимо предоставить большую самостоятельность регионам в принятии экономических, хозяйственных и управленческих решений (например, предоставление возможности выборности местных властей, в частности, губернатора Забайкальского края);

3) разработка комплексной программы по развитию региона с учетом его геополитического положения и специализации (развитие региона с учетом его геополитических и исторических особенностей, эффективное использование его геополитического расположения — например, создание в Забайкальском крае свободной экономической зоны).

В заключение необходимо отметить, что региональная политика, наряду с эко-

номической, социальной, национальной политикой, является одним из важнейших направлений внутренней политики государства. Действительно, только при условии уверенного развития регионов, укрепления в них принципов эффективного

Список литературы_

политического и экономического развития возможно становление полноценного социального государства в стране [10]. В связи с этим, особенно важно выработать эффективную модель взаимодействия центра с регионами.

1. Бянкина A.M. Правовое регулирование приграничного сотрудничества Забайкальского края с регионами Китая. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fdviu.ranepa.ru% 2FdownLoad%2Frio%2Fj20114%2F13.doc&name=13.doc&Iang=ru&c=56a032ef0fa6 (дата обращения 21.01.2016).

2. Васильева A. Китай осваивает Забайкальские земли. Режим доступа: http://www.regcomment.ru/ (дата обращения 21.01.2016).

3. Влияние глобализирующегося китайского региона на Забайкальский край: социально-философский аспект. Режим доступа: http://xpir.fcntp.ru/project/02-740-11-0363 (дата обращения 21.01.2016).

4. ГАЗК, ф. 107 (Фонд Маньчжурской таможни), оп. 1. Дело № 21, л. 17.

5. Еловский Д. Китайская экспансия: опасность или неизбежность? Режим доступа: http://www. regcomment.ru/ (дата обращения 21.01.2016).

6. Забайкалье в аренду. Китайская сельскохозяйственная экспансия. Режим доступа: http://pronedra. ru/agricuIture/2015/06/23/zabajkaliev-v-arendu/ (дата обращения 21.01.2016).

7. Захаров М. Китай сложный партнер, но партнер. Режим доступа: http://www.regcomment.ru/ (дата обращения 21.01.2016).

8. Козыжина Н.В., Романюк Д.В. Феномен городов-близнецов в контексте трансграничных миграционных процессов // Сборник докладов науч.-практ. конф. «Международное сотрудничество стран Северо-Восточной Азии: проблемы и перспективы». Чита, 2010. 526 с.

9. Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М.: Интеллект, 1997. С. 27.

10. Шутов А.Ю. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия / / Полис. 2008. № 6. С. 14-19.

11. Abraham D. Benavides, Adira M. Fierro-Villa and Eduardo Cobian Aguayo Public Service and Good Governance vs. Corruption and Self-Promotion: MPA Programs in Mexico / / Journal of Public Affairs Education 19 (4), р. 616.

12. Denise Yougblood Coleman. Political Stability // Political Overview, 2013. P. 28.

List of literature_

1. Byankina A.M. Pravovoe regulirovanie prigranichnogo sotrudnichestva Zabaykalskogo kraya s regionami Kitaya (Legal regulation of cross-border cooperation with the Transbaikal Territory regions of China) Available at: https://docviewer.yandex.ru/?urI=http%3A%2F%2Fdviu.ranepa.ru%2FdownLoad%2Frio%2Fj 20114%2F13.doc&name=13.doc&Iang=ru&c=56a032ef0fa6 (accessed 21.01.2016).

2. Vasilyeva A. Kitay osvaivaet Zabaykalskie zemli (China develops Transbaikal land) Available at: http:// www.regcomment.ru/ (accessed 21.01.2016).

3. Vliyanie globaliziruyushhegosya kitayskogo regiona na Zabaykalskiy kray: sotsialno-filosofskiy aspekt (The effect of globalizing Chinese region in the Chita region: social and philosophical aspect) Available at: http:/ / xpir.fcntp.ru/project/02-740-11-0363 (accessed 21.01.2016).

4. GAZK, f. 107(FondManchzhurskoy tamozhni), op. 1. Delo M21, l. 17 (GASCOM, p. 107 (Foundation Manchurian customs), op. 1. The case no. 21, I. 17).

5. Elovskiy D. Kitayskaya ekspansiya: opasnost ili neizbezhnost? (Chinese expansion: danger or inevitability?) Available at: http://www.regcomment.ru/ (accessed 21.01.2016).

6. Zabaykalie v arendu. Kitayskaya selskohozyaystvennaya ekspansiya (Transbaikal region in the rent. Chinese agricultural expansion) Available at: http://pronedra.ru/agricuIture/2015/06/23/zabajkaIiev-v-arendu/ (accessed 21.01.2016).

7. Zakharov M. Kitay slozhny partner, no partner (China is difficult, but a partner) Available at: http:// www.regcomment.ru/ (accessed 21.01.2016).

8. Kozykina N.V., Romaniuk D.V. Sbornik dokladov nauch.-prakt. konf. «Mezhdunarodnoe sotrudnich-estvo stran Severo-Vostochnoy Azii: problemy iperspektivy» (Proceedings of the scientific-practical. conf. «International cooperation in Northeast Asia countries: problems and prospects»). Chita, 2010. 526 p.

9. Shabrov O.F. Politicheskoe upravlenie: problema stabilnosti i razvitiya [Political control: problem of stability and development]. Moscow: Mind, 1997, p. 27.

10. Shutov A.Yu. Polis (Polis), 2008, no. 6, pp. 14-19.

11. Abraham D. Benavides, Adira M. Journal of Public Affairs Education (Journal of Public Affairs Education), 19 (4), p. 616.

12. Denise Yougblood Coleman. Political Overview (Political Overview), 2013, p. 28.

Коротко об авторах_

Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р нолит. наук, нрофессор, зав. кафедрой «Государственное, муницинальное убавление и нолитика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область иаучиых интересов: ноли-тические науки, коиценции национальной и региональной безонасности, ногранология, федеральная и региональная иолитика, региональная иолитика субъектов Российской Федерации beydina@inbox.ru

Новикова Анна Владимировна, канд. нолит. иаук, доцеит, кафедра «Государственное, муницинальиое унравлеиие и нолитика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия.Область иаучиых интересов: нолитические науки, концеиции национальной и региональной безоиасности, иогранология, федеральная и региональная иолитика, региональная иолитика субъектов Российской Федерации anna_novikova2010@mail.ru

Briefly about the authors _

Tatyana Beydina, doctor of political sciences, professor, head of Government Municipal Administration department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, national and regional security concept pogranologiya, federal and regional policy, regional policy of the Russian Federation

Anna Novikova, candidate of political sciences, associate professor, Government Management and Policies department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, national and regional security concept pogranologiya, federal and regional policy, regional policy of the Russian Federation

Образец цитирования _

Бейдина Т.Е., Новикова A.B. Региональная политика в Забайкальском крае: монгольский и китайский факторы // Вестн. Заб. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 3. С. 42—49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.