Научная статья на тему 'Сотрудничество между Забайкальским краем и Китаем: функционирование региональных факторов с учетом внешних санкций'

Сотрудничество между Забайкальским краем и Китаем: функционирование региональных факторов с учетом внешних санкций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1188
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / REGIONAL COOPERATION / ПОЛИТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / COOPERATION POLICY / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / КИТАЙ / CHINA / ПРИГРАНИЧНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTER-REGIONAL TRADE AND ECONOMIC RELATIONS / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / PROMISING AREAS OF COOPERATION / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / REGIONAL FACTORS / ВНЕШНИЕ САНКЦИИ / FOREIGN SANCTIONS / TRANS-BAIKAL REGION / CROSS-BORDER TIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Новикова Анна Владимировна, Погулич Оксана Викторовна

Статья посвящена рассмотрению Забайкальского края как приграничного региона и его значению в сфере сотрудничества с регионами Китая. Проанализированы наиболее перспективные направления этого сотрудничества, к которым относятся: инвестиционное, торгово-экономическое взаимодействие, рост мобильности граждан, стирание границ в результате экономических и культурных контактов, массовый туристический поток китайцев. Функционирование региональных факторов носит комплексный характер и включает приграничные, природно-ресурсные, инвестиционные, торгово-экономические, политико-управленческие факторы, от которых зависит состояние региона. Необходим учет как внутренних, так и внешних факторов в условиях применения ограничительных мер, введенных рядом стран против РФ. Внешние факторы негативно влияют на функционирование региональных факторов, одновременно создавая возможности внутреннего развития регионов. Внешние обстоятельства заставляют РФ рассчитывать на собственные силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Новикова Анна Владимировна, Погулич Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between the Trans-Baikal Territory and China: Regional Factorsin Light of Foreign Sanctions

The article considers the Trans-Baikal Territory as a specific border territory and its importance in the field of cross-border cooperation with China. The most promising areas of cooperation between China and the Trans-Baikal Territory such as: investment, trade and economic interaction, increase in citizen mobility, blurring of distinction resulting from economic and cultural contacts, massive influx of Chinese tourists are analyzed.Regional factors are complex in character and include the border, natural resource, investment, trade and economic, political and administrative factors that affect the status of the region. Both internal and external factors need to be taken into account under conditions of restrictive measures imposed by some countries against Russia. External factors have negative impact on the regional factors, but at the same time they contribute to domestic development of the regions. External circumstances make Russia to depend upon its own resources.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество между Забайкальским краем и Китаем: функционирование региональных факторов с учетом внешних санкций»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / POLITICAL ISSUES OF INTERNATIONAL RELATIONS

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2016. Т. 17. С. 23-32

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 11.25.67

Сотрудничество между Забайкальским краем и Китаем: функционирование региональных факторов с учетом внешних санкций

Т. Е. Бейдина, А. В. Новикова, О. В. Погулич

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению Забайкальского края как приграничного региона и его значению в сфере сотрудничества с регионами Китая. Проанализированы наиболее перспективные направления этого сотрудничества, к которым относятся: инвестиционное, торгово-экономическое взаимодействие, рост мобильности граждан, стирание границ в результате экономических и культурных контактов, массовый туристический поток китайцев. Функционирование региональных факторов носит комплексный характер и включает приграничные, природно-ресурсные, инвестиционные, торгово-экономические, политико-управленческие факторы, от которых зависит состояние региона. Необходим учет как внутренних, так и внешних факторов в условиях применения ограничительных мер, введенных рядом стран против РФ. Внешние факторы негативно влияют на функционирование региональных факторов, одновременно создавая возможности внутреннего развития регионов. Внешние обстоятельства заставляют РФ рассчитывать на собственные силы.

Ключевые слова: региональное сотрудничество, политика взаимодействия, Забайкальский край, Китай, приграничные связи, межрегиональные торгово-экономические отношения, перспективные направления сотрудничества, региональные факторы, внешние санкции.

Китай - это государство, обладающее огромной экономической мощью и претендующее на звание глобального геополитического центра. Китай является ведущим торгово-экономическим партнером приграничных регионов России, а именно регионов Восточной Сибири и Забайкалья. Так как приграничные регионы РФ играют существенную роль в развитии государства в целом, сотрудничеству конкретно с Китайской Народной Республикой следует уделять большое внимание. Актуализирует проблему сотрудничества не только значимость влияния Китая в условиях кризиса на приграничные регионы России, но и проектный характер запланированных программ сотрудничества. Данные программы имеют государственное бюджетное финансирование, что

гарантирует возврат партнерам инвестированных денег и лишний раз повышает значимость азиатского направления сотрудничества. Россия должна принимать меры реагирования на изменяющуюся обстановку в мире по всем направлениям. Новый кризис изначально обусловлен внутренними причинами: страна исчерпала возможности роста в рамках сложившейся институциональной модели рентной экономики с «плохими» институтами. Российские «правила игры» тормозят активность бизнеса из-за низких гарантий прав собственности и системной коррупции, а резко возросшее присутствие государства в экономике обернулось крайне низкой эффективностью государственных компаний и их инвестиций. Санкции и спад нефтяных цен только усилили уже сформировавшийся негативный тренд [6]. Таким образом, актуальность изучения направлений современной антикризисной политики Российской Федерации в условиях международного сотрудничества и санкций не вызывает сомнений. Современная антикризисная политика Российской Федерации нацелена на обеспечение устойчивого развития государства в период «санкционной войны».

Мы рассмотрим конкретно Забайкальский край как приграничный регион и его значение в сфере приграничного сотрудничества с регионами Китая в различных областях. Также будут проанализированы наиболее перспективные направления сотрудничества Забайкалья и Китая, к которым относятся: инвестиционное, торгово-экономическое взаимодействие, рост мобильности граждан, стирание границ в результате экономических и культурных контактов, массовый туристический приток иностранцев.

Забайкальский край - административно-территориальная единица Российской Федерации, субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа. Территория - 431 892 кв. км, что составляет 2,53 % площади России. Важно отметить, что Забайкальский край расположен крайне выгодно с точки зрения геополитики, что обеспечивает наличие политико-экономических связей с Китаем. Данный субъект РФ является своего рода связующим звеном для транспортного сообщения с соседними странами, такими как КНР и Монголия.

Вот уже несколько лет Китай сотрудничает с Забайкальем по вопросам внешней торговли. В КНР из Забайкальского края поставляется лесоматериал, металлы и различные изделия из них. Китай в свою очередь поставляет в Забайкалье продукты народного потребления и различное оборудование. Помимо всего прочего, из Китая приезжает много рабочей силы. Протяженность забайкальского участка границы с КНР составляет 20 % всей государственной границы. Для обслуживания внешнеэкономических связей край имеет две таможни (Забайкальская, Читинская) и девять таможенных постов.

Забайкальский край является горнорудным регионом, где сконцентрировано огромное количество различных запасов свинца, меди, золота, молибдена и т. д. Существует программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири РФ и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.), которая является основным инструментом для осуществления взаимодействия приграничных провинций КНР и Забайкалья. В

нее включены различные проекты по освоению минерально-сырьевых ресурсов юго-восточного и северного районов Забайкальского края (медь, золото, вольфрам, молибден, железо, серебро, цинк, свинец, титан, уголь и др.), проекты в деревообрабатывающей промышленности, а также создание промышленных зон пос. Забайкальск, Могойтуй, являющихся точками роста экономики региона.

Данная программа сотрудничества между Восточно-Сибирскими регионами и Китаем предполагает реализацию разного рода проектов по эксплуатации некоторых месторождений (Березовское железорудное и Нойон-Тологойское). Более того, существуют данные, что до 90 % объема внешней торговли Забайкалья - это непосредственно торговля с Китайской Народной Республикой [2]. Вследствие этого правительство Российской Федерации стало уделять особое внимание вопросам данного сотрудничества. К примеру, Ф. А. Гатагоновой отмечается, что «...в 2007 г. товарооборот между Забайкальским краем и Китаем поднялся до рекордной отметки, достигнув 48,16 млрд долл. США» [5].

Однако среди всех направлений взаимодействия данных регионов можно выделить особо важные и перспективные. Первое из таких направлений - это разработка и эксплуатация разного рода металлов, также угля и некоторых строительных материалов. Более того, одним из перспективнейших направлений для общей проработки обоими регионами является эксплуатация питьевой воды. Забайкальский край расположен в пределах трансграничных пресноводных бассейнов - Амурского и Байкальского, где сопряжены национальные интересы России, Китая и Монголии в сфере совместного использования и охраны водных ресурсов уникальных экосистем. Амурскому пресноводному бассейну принадлежит 56,6 % территории Забайкальского края, а трансграничному бассейну озера Байкал - 13 %. Лесопромышленный комплекс также очень значим. Так как одно из великих богатств Забайкальского края - это именно леса, данное направление также совместно осваивается регионами. Амазарский лесопромышленный комплекс является ведущим комплексом обработки древесины в Восточно-Сибирском регионе. Помощь в финансировании данного проекта оказало ООО «Целлюлозно-промышленный комбинат «Полярная», соглашение с которым было подписано в 2003 г. Согласно данному проекту планируется строительство целлюлозного и деревообрабатывающего заводов. Таким образом, лесная отрасль промышленности также является выгодной для сотрудничества Китая и Забайкальского края [3].

Вторая из перспективных отраслей - это сельское хозяйство, которое также развито в Забайкальском крае. Здесь поддерживаются такие направления, как выращивание различных культур, их переработка, разведение скота, производство мясных и молочных продуктов и мн. др. Более того, осваиваются земли для дальнейшей их эксплуатации и осуществляется введение новейших технологий в производство [5].

Забайкальскому краю выгодно привлекать китайский капитал для того, чтобы модернизировать транспортную инфраструктуру, осуществляя таким

образом расширение строительства в данной отрасли и развитие как производственных, так и непроизводственных отраслей [4].

Всего в списке ключевых проектов приграничного сотрудничества субъектов Дальнего Востока и Забайкалья РФ в 2014 г. числилось 40 инвестиционных проектов, из них на стадии реализации находилось 19 (47,5 %). Только в 11 проектах участие принимают китайские инвесторы (27,5 %). На стадии поиска инвестора находится 16 проектов (40 %), интереса с китайской стороны к ним не проявляется уже в течение нескольких лет, фактически они не получают дальнейшего развития. По этой причине из перечня предлагается исключить 5 проектов. Таким образом, из 40 проектов китайские инвесторы не заинтересованы в реализации 29 (72,5 %) [9]. Больше всего проектов с участием китайских инвесторов осуществляется в Забайкальском крае, Еврейской автономной области и Магаданской области.

Китайские компании больше всего инвестируют проекты по добыче и переработке природных ископаемых на территории Российской Федерации. В частности, из 11 проектов, реализуемых с участием китайского капитала, 9 относятся к добывающей отрасли: 4 - переработка цветных и драгоценных металлов, 4 - лесопромышленный комплекс, 1 - переработка и транспортировка нефти [12].

Также была выявлена заинтересованность Китая в инвестировании проектов жилищного строительства. На данный момент в этой сфере реализуется 2 проекта. Такую заинтересованность можно объяснить наличием бюджетного финансирования строительства указанных объектов, за счет которого китайские инвесторы возвращают часть вложенных денег. Из шести основных проектов, реализуемых в Забайкальском крае, в четырех участвуют китайские инвесторы. Большая их часть задействована в добыче и переработке ресурсов, один проект реализуется в сфере жилищного строительства [9].

Итак, мы видим, что со стороны обоих регионов осуществляются разного рода проекты и программы, способствующие сотрудничеству. Также оба региона продолжают искать новые пути сотрудничества. Усовершенствование инфраструктуры может оказать значительное влияние на расширение связей между Китаем и Забайкальским краем. По мнению И. Вана, есть необходимость в совершенствовании именно законодательной базы в сфере правового регулирования, и в частности международных грузоперевозок, что действительно так, потому что международное сообщение занимает немаловажное место в российской экономике [4].

Очевидно, прав И. Ван и в том, что совместное производство, приграничная торговля, сотрудничество в области ресурсов и строительство инфраструктуры имеют большое значение для успешного развития регионов. Однако быстрое развитие такого сотрудничества требует правового регулирования и оперативного реагирования правительства обеих стран, что на сегодняшний день довольно успешно осуществляется.

В последние годы приграничное сотрудничество приобретает все большую важность при реализации торгово-экономического взаимодействия меж-

ду странами. Также оно является одним из основных факторов, стабилизирующих положение на границах, и, более того, фактором, повышающим уровень жизни населения в приграничных регионах.

Органами исполнительной власти восточных субъектов РФ продолжалась работа по развитию сотрудничества в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР и граждан КНР в РФ от 3 ноября 2000 г. [8].

Всего на территории Дальнего Востока и Забайкалья в 2014 г. для осуществления работ было привлечено более 55 тыс. китайских граждан. Наибольшая их часть приходилась на Приморский край, Амурскую область и Забайкальский край. Самый высокий показатель занятости граждан из КНР приходится на строительную отрасль (37 %), далее идет сельское хозяйство (18 %), лесозаготовительная деятельность, а также сфера общественного питания и услуг. В последнее время была замечена тенденция сокращения квот на приглашение китайской рабочей силы во всех субъектах Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ.

Также были организованы различного рода мероприятия в сфере туризма. Речь идет о проведении групповых безвизовых туристических поездок, повышении качества обслуживания туристов из Китая и России, обеспечении их наибольшей безопасности, а также о развитии туристической инфраструктуры и создании новых, более привлекательных туристических маршрутов.

Данные поездки совершаются в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 г. Для решения вопросов или проблем, возникающих в рамках реализации Соглашения, были созданы региональные межведомственные комиссии.

В 2014 г. Забайкальский край получил право на проведение и реализацию мероприятий, направленных на развитие туристической сферы, создание и продвижение новых туристических поездок, а также перспективных культурных и туристических связей. Были проведены различного рода презентации, форумы и выставки, совещания делегаций регионов Восточной Сибири, на которых подписывались договоры и постановления о дальнейшем сотрудничестве и решались вопросы в сфере туризма. С целью повысить качество туристских услуг и обеспечить наибольшую безопасность китайских туристов на территории РФ и российских туристов, выезжающих в Китай, проводились встречи и семинары с организациями, осуществляющими туроператорскую деятельность [8]. Так, в Нерчинско-Заводском районе Забайкальского края, в пункте Олочи, Китаем построен мост, с российской стороны для развития туристического потока подобного перехода нет. Необходимо обустройство российской части пунктов пропуска Олочи - Шивэй и Покровка - Логухэ. Совершенствуя транспортную инфраструктуру, можно модернизировать и сотрудничество [2].

В 2014 г. на территории Восточной Сибири были проведены различные российско-китайские культурные мероприятия, осуществлялось сотрудничество в сфере высшего образования, языкового обучения, культурных и спортивных обменов, медицины и т. д. В Китай на гастроли приезжали театральные труппы, танцевальные и вокально-инструментальные ансамбли из России.

В частности, Забайкальский край участвовал в проведении Международной недели искусства, Пятого Международного фестиваля «Российско-китайская ярмарка культуры и искусств», а также различного рода фестивалей и форумов. Активно осуществляется межвузовский обмен. В настоящее время в вузах субъектов РФ обучается более 1000 китайских студентов и около 500 российских студентов - в Китае.

Однако стоит отметить, что для Забайкалья приграничное положение является как преимуществом, с точки зрения развития внешнеэкономических связей, так и недостатком, поскольку порождает такие проблемы, как миграция, контрабанда и т. п. Поэтому администрация Забайкальского края уделяет много внимания миграционной политике и старается предотвратить данные проблемы.

Таким образом, проанализировав все вышеуказанные мероприятия, проводимые на территории Забайкальского края, отметим достаточно большое количество проектов в различных сферах, осуществляемых с разной степенью эффективности. Санкции Евросоюза против России, а также падение курса рубля оказали негативное воздействие на реализацию некоторых проектов, что снизило степень их эффективности.

Санкции - это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя [11].

По своему назначению и природе можно выделить политические и экономические виды санкций (рис. 1) [11].

В политическом смысле санкции достаточно многообразны в своих проявлениях - они могут варьироваться от самых мягких в виде предостережения или декларации о намерениях до самых жестких и даже жестоких, реализуемых в виде уничтожения материальных и культурных ценностей, а также порабощения, насилия и убийства несогласных [1]. В общем виде классификацию санкций по степени жесткости можно представить следующим образом (рис. 2).

Введение санкций в отношении Российской Федерации вынудило ее «развязать» «санкционную войну». Так, президент подписал указ о запрете ввоза продуктов из государств, вводящих санкции против нашей страны [10]. Наиболее распространенной формой санкций являются ограничения на международную торговлю, финансовые операции и перемещения людей. В условиях глобализации любые санкционные ограничения несут деструктивный характер с ярко выраженным «эффектом бумеранга», поскольку отражаются на странах, инспирирующих санкционные действия.

Рис. 1. Виды международно-правовых санкций по назначению и природе

Н еод об рен те, п реду п режд ен ия или

п ред остережен ия, негативные отзывы в СМИ

Ограничения научных и культурных обменов, введение особых списков юр. и физ. лиц

ограничении, запретов на

экспорт технологий, эмбарго

Г

Применение

насилия, вооружённых сил и/или наёмников

Рис. 2. Градация санкций по уровню жесткости

Однако, несмотря на это, сотрудничество РФ и КНР крепнет. Более того, влияние Китая на регионы Восточной Сибири РФ, в частности на Забайкальский край, очень велико. КНР практически определяет экономическое будущее и развитие данного региона, тем самым делая его полностью зависимым от экономики Китая. Такое тесное сотрудничество может привести к «стиранию» границ между приграничными регионами, что в свою очередь ведет к потере его идентичности, а также массовому притоку китайских граждан на территорию Забайкальского края. В связи с этим необходимо более детальное

изучение всех проектов и программ сотрудничества, особенно в сфере рынка труда, где интересы Забайкалья совпадают с интересами КНР, так как китайские власти заинтересованы в трудовой миграции с целью смягчения безработицы в собственной стране.

Следовательно, мы видим, что функционирование региональных факторов носит комплексный характер и включает приграничные, природно-ресурсные, инвестиционные, торгово-экономические, туристические, культурные, политико-управленческие факторы. Оттого, насколько эффективно органы власти России и Забайкальского края учитывают эти факторы, зависит состояние регионов.

Список литературы

1. Братерский М. В. Торгово-экономические санкции: эффективность, цена, проблемы использования / М. В. Братерский // Безопасность Евразии. - 2009. - № 2. -С. 335-347.

2. Бянкина А. М. Правовое регулирование приграничного сотрудничества Забайкальского края с регионами Китая [Электронный ресурс] / А. М. Бянкина // Забайкальский государственный гуманитарно-педагогического университет им. Н. Г. Чернышевского : сайт. - URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fdviu.

ranepa.ru%2FdownLoad%2Frio %2Fj2011 -4%2F 13.doc&name=13.doc&lang=ru&c=56a 032ef0fa6 (дата обращения: 21.01.2016).

3. В пгт Амазар Забайкальского края открыт лесопильный завод [Электронный ресурс] // Сделано у нас. Нам есть чем гордиться : сайт. - URL: http://www.sdelanounas.ru/ blogs/24316 (дата обращения: 16.12.2015).

4. Ван И. Приграничное экономическое сотрудничество между Россией и Китаем : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / И. Ван ; Рос. ун-т дружбы народов. -М., 2009. - 26 с.

5. Гатагонова Ф. А. Торгово-экономическое приграничное сотрудничество между Россией и Китаем: предпосылки, проблемы и перспективы : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, 08.00.14 / Ф. А. Гатагонова ; Всерос. гос. налоговая акад. М-ва финансов РФ. - М., 2008. - 30 с.

6. Зубаревич Н. В. Кризисы в постсоветской России: региональная проекция / Н. В. Зубаревич // Регион. исслед. - 2015. - № 1 (47) - С. 23-32.

7. Иванов С. А. Корреляция программ развития Дальнего Востока России и Китая: проблемы и перспективы / С. А. Иванов // Вестн. ДВО РАН. - 2009. - № 5. -С. 132-139.

8. Минакир П. А. Россия - Китай на Дальнем Востоке: мнимые страхи и реальные угрозы / П. А. Минакир // Пространственная экономика. - 2009. - № 3. - С. 9-17.

9. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.) в 2014 г. [Электронный ресурс] // Дальний Восток и Забайкалье : межрегиональная ассоциация : сайт. - URL: http://assoc.khv.gov.ru/regions/foreign-economic-activities/russian-chinese-cooperation-program-monitoring/788 (дата обращения: 16.12.2015).

10.Российская Федерация. Президент (2012 - В. В. Путин). О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 6 авг. 2014 г. № 560 // КонсультантПлюс

[Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;-n=166922 (дата обращения: 16.12.2015).

11. Семенов А. В. Политико-экономические санкции в современных международных отношениях / А. В. Семенов // Власть. - 2015. - № 7. - С. 67-72.

12. Синология.Ру : история и культура Китая [Электронный ресурс] : сайт. -URL: http://www.synologia.ru/ (дата обращения: 16.12.2015).

Cooperation between the Trans-Baikal Territory and China: Regional Factors in Light of Foreign Sanctions

T. E. Beydina, A. V. Novikova, O. V. Pogulich

Trans-Baikal State University, Chita

Abstract. The article considers the Trans-Baikal Territory as a specific border territory and its importance in the field of cross-border cooperation with China. The most promising areas of cooperation between China and the Trans-Baikal Territory such as: investment, trade and economic interaction, increase in citizen mobility, blurring of distinction resulting from economic and cultural contacts, massive influx of Chinese tourists are analyzed.

Regional factors are complex in character and include the border, natural resource, investment, trade and economic, political and administrative factors that affect the status of the region. Both internal and external factors need to be taken into account under conditions of restrictive measures imposed by some countries against Russia. External factors have negative impact on the regional factors, but at the same time they contribute to domestic development of the regions. External circumstances make Russia to depend upon its own resources.

Keywords: regional cooperation, cooperation policy, Trans-Baikal Region, China, cross-border ties, inter-regional trade and economic relations, promising areas of cooperation, regional factors, foreign sanctions.

Бейдина Татьяна Евгеньевна

доктор политических наук, профессор, заведующая, кафедра государственного, муниципального управления и политики Забайкальский государственный университет 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30 тел.: 8(3022)417336 e-mail: beydina@inbox.ru

Новикова Анна Владимировна

кандидат политических наук, доцент, кафедра государственного, муниципального управления и политики Забайкальский государственный университет 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30 тел.: 8(3022)417336 e-mail: anna_novikova2010@mail.ru

Beidina Tatyana Evguenyevna

Doctor of Sciences (Political Science), Professor, Head of the Department of State and Municipal Administration and Politics Trans-Baikal State University 30, Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039

tel.: 8(3022)417336 e-mail: beydina@inbox.ru

Novikova Anna Vladimirovna

Candidate of Sciences (Political Science), Associate Professor, the Department of State and Municipal Administration and Politics, Trans-Baikal State University 30, Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039

tel.: 8(3022)417336 e-mail: anna_novikova2010@mail.ru

Погулич Оксана Викторовна

кандидат социологических наук, доцент, кафедра государственного, муниципального управления и политики Забайкальский государственный университет 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30 тел.: 8(3022)417336 e-mail: oxy-pusik@rambler.ru

Pogulich Oksana Viktorovna

Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, the Department of State and Municipal Management and Policy Trans-Baikal State University 30, Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039

tel.: 8(3022)417336 e-mail: oxy-pusik@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.