УДК 327.8
Новикова Анна Владимировна Anna Novikova
ВНЕШНИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
EXTERNAL FACTOR IN POLITICAL MANAGEMENT OF MODERN RUSSIA: RUSSIAN-CHINESE FIELD
Рассматривается политическое управление как форма регулирования социально-политических и управленческих отношений, которое опирается как на внутренние самоорганизационные процессы функционирования политических субъектов, так и на внешние факторы, связанные с внешнеполитической активностью. Причем внешний фактор является менее управляемой величиной в модернизации. Рассматривается роль Китая как экономического, инвестиционного, внешнеполитического партнера Российской Федерации. Использован авторский перевод статьи Мин Син Пэйя 2014 г. «Китайский политический порядок: развитие или упадок». Обоснованы пространственные приоритеты для России и необходимость устойчивости системы правления Китая в сложный и трудный период для Коммунистической партии Китая. Обоснованы координационные усилия Министерства регионального развития Российской Федерации и Государственного Комитета КНР по развитию реформы. Российско-китайское измерение внешней политики приобретает новое измерение благодаря концентрации усилий по выполнению целевых программ и проектов сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Сибири, Забайкалья и КНР
Ключевые слова: политическое управление, пространственные приоритеты, региональные различия, Китай, Россия, устойчивость политического режима, внешнеполитическая деятельность, межрегиональное сотрудничество, инвестиционные риски, внутриполитические проблемы
The article views political management as a sociopolitical and administrative relations regulation form, that based both on internal self-organization processes of political subjects functioning and on external factors, which are related to foreign policy. Moreover, the external factor in modernization is a less manageable quantity. The China's role as economic, investment and foreign partner of the Russian Federation is analyzed. The author's translation of the article written by Ming Sing Pai and published in 2014 «Chinese Political Order: Development or Decay» is used. The extensional priorities for Russia and the need for sustainable systems of government of China in a complex and difficult period for the Chinese Communist Party are justified. The coordinating efforts of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation and State Committee on Development and Reform Commission of China are substantiated. The Russian-Chinese foreign policy dimension acquires a new dimension thanks to the focus on the implementation of targeted programs and projects of cooperation between the regions of the Far East, Siberia, Transbaikal Region and China
Key words: political management, extensional priorities, regional differences, China, Russia, stability of political regime, foreign policy, interregional cooperation, investment risks, inner-political problems
Политическое управление — это основная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе, которая осуществляется публичным образом через власть государства. От всех остальных форм управления политическое отличается абсолютным характером в пределах политической организации [4]. Политическое управление в общем виде имеет следующую структуру: принятие политического решения, организация его выполнения и контроль за выполнением. Обычно политическое решение имеет форму приказа, постановления, закона, иного нормативно-правового акта, обязательного для исполнения теми или иными категориями граждан, организациями и другими институтами.
Можно выделить следующие виды политического управления:
1) государственное управление — управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными группами — с другой. В нём выделяют как особый тип государственно-административное управление, включающее всё многообразие управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти. Главная особенность государственного управления — право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В настоящее время государственное управление является многоуровневым и сложным;
2) управление в государственных органах (учреждениях) и политических организациях с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Его особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций, что придаёт этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Этот вид управления также основан на возможности субъекта управления опереться на статусные ресурсы, на право создавать
общеобязательные для членов данной организации нормы;
3) политический менеджмент (политико-технологическое управление) — вид управленческих отношений, где субъект не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к другим формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления.
Подобный вид политического менеджмента реализуется в Китае, где происходит изменение ценностных ориентаций широких социальных слоев, преодоление кризисов политической культуры общества. В современных условиях российско-китайское измерение модернизационных процессов является очень актуальным. В середине мая
2014 г. главы государств встретились в Шанхае и вывели отношения России и Китая на новый этап, подняли на новый уровень торгово-экономическое сотрудничество.
Также в развитии модернизационных процессов важную роль играет сотрудничество в сфере инвестиций и на Дальнем Востоке. «Мы знаем, что в России придают большое значение развитию Дальнего Востока и рассматривают в этом плане Китай как приоритетного партнера. Китайское правительство в свою очередь поощряет активность китайского бизнеса в развитии российского Дальнего Востока», — подчеркнул заместитель Председателя КНР Ли Юаньчао, предложив объединить в единое целое программу развития российского Дальнего Востока и стратегию подъема Северо-Востока Китая» [3].
«Сегодня Китай уверенно занимает первое место среди внешнеторговых партнёров России. В 2013 г. объём двусторонней торговли вплотную приблизился к отметке в 90 млрд долл., и это далеко не предел. Будем стараться увеличить товарооборот к
2015 г. до 100 млрд долл., а к 2020 г. — до 200 млрд долл.» [6], — сказал президент России на Петербургском международном экономическом форуме-2014.
Направлениями сотрудничества являются нефть, газ, электроэнергия, уголь, производство авиационной и автомобильной техники, сельское хозяйство, финансовое сотрудничество. Также роль в развитии модернизационных процессов играют совместные мероприятия, позволяющие наладить торговые и экономические связи и проведение молодежных обменов.
Роль межрегионального сотрудничества велика. Забайкальский край имеет огромный потенциал для реализации крупных инвестиционных проектов, прежде всего, по освоению природно-минеральных ресурсов, сельского хозяйства, инфраструктурного и другого развития. Однако наибольшие конкурентные преимущества Забайкальский край имеет как регион с мощным потенциалом развития приграничных торгово-экономических отношений, прежде всего, с КНР и другими государствами Юго-Восточной Азии. Этому способствуют выгодное геоэкономическое положение края, прохождение через его территорию стратегических железнодорожных и автомобильных магистралей, наличие свободных трудо-, энерго- и земле-ресурсов.
Непосредственное соседство с КНР, одной из самых крупных и быстрорастущих экономик мира, и наличие развитого совершенствующегося транзитно-транспортного ресурса делают край территорией, чрезвычайно интересной для размещения здесь бизнеса, связанного с инвестиционными внешнеэкономическими и внешнеторговыми отношениями. В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности российских регионов, ежегодно составляемого рейтинговым агентством «Эксперт РА», по итогам 2012 г., Забайкальский край по прежнему остается в группе ЗС1 — «пониженный потенциал — высокий риск». По рангу инвестиционного риска Забайкальский край занимает 68 позицию среди российских регионов. Самыми высокими составляющими инвестиционных рисков остаются следующие: социальный — 75 позиция, экономический — 69 позиция, финансовый — 64 позиция, криминальный —
65 позиция, и экологический — 74 позиция и управленческий — 35 позиция [7].
Несмотря на то, что Забайкальский край значительно удален от основных жизненно важных центров (от Читы до Москвы более 6000 км), у него довольно выгодное географическое положение: он близко расположен к российскому Дальнему Востоку и занимает ключевое положение на пути к Тихому океану и странам Юго-Восточной Азии. На юге и юго-востоке на протяжении почти 2000 км пролегла государственная граница с КНР (1037,7 км) и Монголией (868 км). Все это создает значительные предпосылки для развития внешнеэкономической деятельности.
Условием осуществления национальной безопасности является приграничное сотрудничество, которое носит специфический характер. Важную роль играет правильное достижение и налаживание согласия между пограничными государствами. Китай для поддержания экономического роста нуждается в энергетических ресурсах, которые ему может предоставить Россия. Несмотря на активное взаимодействие Забайкальского края с внутренними регионами КНР, периферийное положение региона и удаленность от крупных рынков, расположенных в густонаселенных городах страны, неблагоприятно сказались на показателях экономического развития края. Приоритетными направлениями сотрудничества Забайкальского края с приграничными регионами КНР являются увеличение внешнеторгового оборота, внедрение новейших прогрессивных технологий, охрана окружающей среды, инвестиционное сотрудничество.
Инвестиционная привлекательность Забайкальского края по сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа и Российской Федерации определяется наличием ряда конкурентных преимуществ.
К числу наиболее сильных конкурентных преимуществ относятся значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов, а также его благоприятное географическое положение по отношению к внешнетор-
говым выходам Российской Федерации, что обусловливает наиболее оптимальный вариант вовлечения региона в мировое хозяйство, в частности, в экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
На модернизационные процессы влияют не только внешние факторы, но и внутренние факторы развития КНР. Как отметил Мин Син Пэй: «...представление о могуществе КПК резко поменялось в 2012 году. В результате правление Коммунистической партии Китая рассматривается как застой, и его пребывание у власти считается чрезвычайно шатким» [9]. «Когда новое поколение лидеров во главе с Си Цзиньпи-ном пришло к власти в Пекине, вопрос о долговечности верховенства КПК стал не только важным теоретически, но и политически. Единым мнением китайских исследователей является то, что предшественник Си Ху Цзиньтао правил в десятилетие политической стагнации, если не регресса. Хотя Китай поддерживал двузначный рост в течение большей части срока пребывания Ху Цзиньтао, экономическая реформа оборвалась, стал преобладать государственный капитализм, и политические репрессии под смягченным лозунгом «вэйвэн» усилились. В тот же самый период усилилась социальная напряженность, подпитываемая повсеместной коррупцией, исторически высоким уровнем неравенства, ухудшением состояния окружающей среды, и понизилась социальная мобильность. Задача Си и его коллег заключается в решении оставить ли тот же курс и полагаться на ту же стратегию пост-Тяньаньмэнь — экономический рост и политические репрессии — для поддержания верховенства КПК» [9].
Таким образом, развитие российско-китайских отношений связано как с внешнеполитической деятельностью, так и с внутриполитическими проблемами государств.
Оценивая российскую политическую модернизацию как «осовременивание политических институтов и практик», мы отмечаем ее отставание от США, Франции, Германии и попытки провести адекватные политические изменения с учётом неравно-
мерности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, необходимости достижения комплексных системных результатов по модернизации при отсутствии закрепления достижений во многих сферах жизнедеятельности.
На модернизацию России воздействуют следующие факторы: экономический, социальный, политический, географический. Особенностью России является то, что модернизация осуществлялась программными методами, проводилась сверху и была направлена на демократизацию по следующим направлениям:
— реализация принципа разделения властей, превращение СМИ в четвертую власть;
— выражение общегосударственной воли с помощью законов, создание независимой судебной системы;
— выборность глав регионов и лидеров партий;
— сокращение партийного спектра;
— ротация снизу в органы власти.
Пространственные барьеры модернизации России — объективная данность. К ним относятся гигантские расстояния, многочисленность и обширность территорий с неблагоприятными условиями жизни и слаборазвитой инфраструктурой, низкая плотность населения и редкая сеть городов. Правда, аналогичные проблемы характерны и для некоторых зарубежных стран, что не мешает им довольно успешно двигаться по пути модернизации.
Существуют пространственные ограничения, обусловленные современным уровнем развития. Они-то и составляют стартовые условия для модернизации. Важно понять, каково в стране соотношение регионов с разными экономическими и человеческими ресурсами, каков баланс развивающихся и стагнирующих поселений, как влияют на возможности модернизации объективные пространственные тренды экономического и социального развития, а также политика властей.
Оценивая опоры на центры модернизации и снижение барьеров их развития, целесообразно отметить, что потенциаль-
ных центров и зон модернизации в России немало, но еще больше проблем. В отличие от Китая, у нас до сих пор не ставилась задача максимального использования существующих преимуществ концентрации человеческого капитала и инфраструктур, то есть развития городов-центров.
Мировой опыт позволяет проранжи-ровать возможные пространственные приоритеты для России [2]:
— крупные города и агломерации (эффект масштаба);
— инфраструктурно-транспортные коридоры (сокращение экономического расстояния);
— портовые, приграничные и прочие зоны технологических заимствований с развитием импортозамещения;
— более плотно заселенные южные регионы и пригороды с благоприятными агроклиматическими условиями, развитой инфраструктурой и более дешевой рабочей силой;
— жестко ограниченный круг геополитически значимых сырьевых проектов, инфраструктура поддерживаемых государством.
Подобные территориальные различия и пространственные приоритеты влияют на внешнеполитическую деятельность России и отражены в Концепции внешней политики Российской Федерации.
В современной России политические и региональные исследования достигли значительных успехов [5]. На международную арену выходит игрок «первого уровня» — Китай, находящийся на стадии взлёта. По мнению участников V российско-китайской конференции МГИМО, «эта стадия предполагает ориентацию государства на высокие темпы экономического роста и реализацию крупномасштабных проектов, требующих больших вложений и затрат» [8].
Проблемам китайской власти сейчас уделяется много внимания. Появился специальный выпуск, посвященный политическому порядку в Китае. По свидетельству Мин Син Пэя, «на круглом столе с участием некоторых ведущих ученых Китая сегодня существуют как согласие, так и рас-
хождения по поводу устойчивости режима КПК. Почти все участники согласны с необходимостью и актуальностью системных изменений, так как статус-кво не может сохраняться. Чжао Динсин отмечает, что пресловутая стратегия КПК, полагаясь на экономические показатели для поддержания легитимности, сеет семена для своего собственного разрушения. Экономический рост, достигнутый при китайской коррумпированной капиталистической модели, привел к высокому уровню неравенства и коррупции. Люди в обществе, которые приобрели беспрецедентное количество знаний посредством образования и современных коммуникаций, неизбежно ждут большего и вырабатывают более сильное чувство правосознания.
Чжоу Сигуан отмечает, что существующая система правления Китая едва ли в состоянии справиться с ростом социальной напряженности и конфликта и больше не подходит для китайского общества, которое осуществило такое развитие и рост. Статус-кво, вероятно, разрушится еще больше, так как урбанизация усиливается, и очерствение китайской бюрократии усугубляется. Ирония заключается в попытках КПК представить свой режим как всемогущий. Тем не менее, Чжоу предупреждает, что будущее китайского общества остается крайне неопределенным. Тревожной причиной для беспокойства является то, что авторитарная власть по-прежнему пользуется огромной популярностью в китайском обществе. . Наиболее компетентные наблюдатели, похоже, солидарны в одном: ближайшее десятилетие будет очень трудным и сложным периодом для КПК» [9].
Несмотря на сложности внутреннего развития, в Китае утверждена программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и КНР на период 2009-2018 гг. Координация усилий охватывает 200 экономических проектов на территории России и Китая. Программа координируется Министерством регионального развития Российской Федерации и Государственным Комитетом КНР по развитию реформы.
«На территории Забайкальского края планируется освоение следующих проектов: Березовского железорудного месторождения, Амазарского лесопромышленного комплекса, создание промышленной зоны в п. Могойтуй, комплексное освоение лесных ресурсов западных районов Забайкальского края» [1].
Таким образом, налицо целевая программа, которую можно рассматривать как решение крупных социально-экономических проблем как регионов, так и Российской Федерации в целом. В этом и есть суть пространственных приоритетов для внешнеполитической деятельности России.
Литература_
1. Бейдина Т.Е., Новикова А.В. Программная государственная политика сотрудничества Забайкальского края и северо-востока КНР на период 2009-2013 гг.: преимущества и угрозы реализации / / Вестник Читинского государственного университета. Чита: ЧитГУ, 2011. № 5 (72). С. 79-80.
2. Зубаревич Н.В. Приоритеты и механизмы пространственной модернизации для России [Электронный ресурс] // ЭкоДело: Интернет-портал. 07.04.2012. Режим доступа: http:// ecodelo.org/14237-prioritety_i_mekhanizmy_ prostranstvennoi_modernizatsii_dlya_rossii-strategii_ razvitiya (дата обращения: 25.05.2014).
3. Китайское руководство предложило объединить в единое целое программу развития российского Дальнего Востока и стратегию подъема Северо-Востока Китая [Электронный ресурс] // Интернет-издание ДВ-РОСС. - 25.05.2014. Режим доступа: http://trud-ost.ru/?p=278574 (дата обращения: 25.05.2014).
4. Коротец И.Д. Политология. Словарь. М.: РГУ, 2010. С. 153.
5. Мировая политика: проблемы теоретической идентификации и современного развития. Ежегодник 2005. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. С. 321.
6. Путин: товарооборот с Китаем достигнет 100 миллиардов долларов к 2015 году [Электронный ресурс] // APR PRESS: Информационное агентство. - 19.05.2014. Режим доступа: http:// aprpress.com/economics/4077-putin-tovarooborot-s-kitaem-dostignet-100-milliardov-k-2015-godu (дата обращения: 25.05.2014).
7. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2012 г. [Электронный ресурс ] // Эксперт РА: рейтинговое агентство. Режим доступа: http://raexpert.ru/editions/ bulletin/ 10_01_13/regkongress_2012.pdf (дата обращения: 25.05.2014).
8. Россия, Китай и новый миропорядок XXI века: проблемы и перспективы: материалы пятой российско-китайской научно-практической конфе-
_References
1. Beydina T.E., Novikova A.V. Vest. Chit. Gos. Univ. (Bulletin of Chita State University). Chita: Chit-GU, 2011, no. 5 (72). P. 79-80.
2. Zubarevich N.V. Prioritety i mekhanizmy prostranstvennoy modernizatsii dlya Rossii (Priorities and mechanisms for spatial modernize Russia): EkoDe-lo: Internet portal. 07.04.2012. Available at: http:// ecodelo.org/14237-prioritety_i_mekhanizmy_pros -transtvennoi_modernizatsii_dlya_rossii-strategii_raz-vitiya (accessed 25.05.2014).
3. Kitayskoye rukovodstvo predlozhilo obyedinit v yedinoye tseloye programmu razvitiya rossiyskogo Dalnego Vostoka i strategiyu podyema Severo-Vostoka Kitaya (The Chinese leadership has proposed to unite into a whole program of development of the Russian Far East and the strategy of rejuvenating northeast China): Internet edition LW Russia. 05.25.2014. Available at: http://trud-ost.ru/?p=278574 (accessed 25.05.2014).
4. Korotets I.D. Politologiya. Slovar [Political science. Dictionary]. Moscow: RSU, 2010. P. 153.
5. Mirovaya politika: problemy teoreticheskoy identif ikatsii i sovremennogo razvitiya. Yezhegodnik 2005 (World Politics: Theoretical problems of identification and co-temporal development. Yearbook 2005). Moscow: Russian Political Encyclopedia, 2006, P. 321.
6. Putin: tovarooborot s Kitayem dostignet 100 milliardov dollarov k 2015 godu (Putin: trade with China reached $ 100 billion in 2015): APR PRESS: News agency. 05.19.2014. Available at: http:// aprpress.com/economics/4077-putin-tovarooborot-s-kitaem-dostignet-100-milliardov-k-2015-godu (accessed 25.05.2014).
7. Reyting investitsionnoy privlekatelnosti re-gionov Rossii 2012 g. (Rating of investment attractiveness of Russian regions in 2012): Expert RA rating agency. Available at: http://raexpert.ru/editions/ bulletin /10_01 _ 13/regkongress_2 012. pdf (accessed 25.05.2014).
8. Rossiya, Kitay i novyy miroporyadok XXI veka: problemy i perspektivy: materialy pyatoy rossiysko-kitayskoy nauchno-prakticheskoy konfer-
ренции / Отв. ред. сост. А.Д. Воскресенский. МГИМО (У) МИД РФ, 2001. С. 5.
М.
9. Minxin Pei The Chinese Political Order: Resilience or Decay? // Modern China Studies. Vol. 21, no. 1, 2014. P. 19-20, 27.
entsii (Russia, China and the new world order of the XXI century: problems and prospects: proceedings of the Fifth Sino-Russian scientific-practical conference): Exec. Ed. Ed. A.D. Resurrection. Moscow: (University) of the MFA of Russia, 2001, p. 5.
9. Minxin Pei. Modern China Studies (Modern China Studies), vol. 21, no. 1, 2014. P. 19-20, 27.
Коротко об авторе_
Новикова А.В., канд. полит. наук, доцент каф. «Государственное, муниципальное управление и политики», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: федеральная и региональная политика, региональная политика субъекта Российской Федерации, управление
_Briefly about the author
A. Novikova, candidate of political sciences, assistant professor, State and Municipal Management and Politics department, Transbaiakl State University, Chita, Russia
Scientific interests: federal and public policy, regional policy of the Russian Federation, management