Научная статья на тему 'Финансовые аспекты обеспечения экономической безопасности'

Финансовые аспекты обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1912
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FINANCING / FINANCIAL COMPONENTS / SUBJECT / MANAGEMENT / DECISION / SECURITY / RATING / REGION / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / СУБЪЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕШЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕЙТИНГОВАНИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фарбер В.А.

Настоящая статья посвящена финансовым аспектам обеспечения экономической безопасности страны и угрозам в современных условиях. Исследование показывает, что создание эффективных механизмов финансирования экономической базы, ее укрепление, являются необходимыми условиями, без которых невозможно развитие хозяйственных комплексов. В статье обосновано, что фундаментом экономического развития Российской Федерации должна стать финансовая безопасность, являющаяся комплексным показателем, который обеспечивает эффективное развитие регионов. Представлены разноуровневые элементы и принципы финансовой безопасности региона со статистическими данными по итогам 2017г. Выявлены проблемы в финансовых аспектах обеспечения финансовой безопасности, отражающие недостаточно полный мониторинг финансовых составляющих социально-экономических систем регионов, зафиксированные в режиме реального времени. На основе проведенного анализа выявлены факторы, увеличивающие уровень внутренних угроз. Определены наиболее существенные внешние угрозы экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Отмечены реальные угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется финансовой безопасности северо-западного региона. Обозначены направления для повышения финансовой безопасности в бюджетной сфере, в частности, указано, что регионы должны перейти на интенсивный путь развития, с эффективной долгосрочной финансовой политикой, что требует увеличения доли расходов на образование, науку и инфраструктуру; качественное улучшение работы социальных отраслей; стимулирование предпринимательской активности и частных инвестиций. В статье особо подчеркнуто, что для изменения ситуации и увеличения темпов экономического роста необходимо пересмотреть правительственный курс и провести реформы в структурной, промышленной, валютной политике и в использовании внешнеэкономических связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фарбер В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial aspects of economic security

This article is devoted to the financial aspects of the economic security of the country and the threats in modern conditions. The study shows that the creation of effective mechanisms for financing the economic base, its strengthening, are necessary conditions, without which it is impossible to develop economic complexes. The article proves that the basis of economic development of the Russian Federation should be financial security, which is a comprehensive indicator that ensures the effective development of the regions. The multilevel elements and principles of financial security of the region with statistical data on the results of 2017 are presented. The problems in the financial aspects of financial security, reflecting the lack of full monitoring of the financial components of the socio-economic systems of the regions, recorded in real time. Based on the analysis, the factors that increase the level of internal threats are identified. The most significant external threats to the economic security of the Russian Federation at the present stage are identified. Real threats to the economic security of the Russian Federation are noted. Special attention is paid to the financial security of the North-West region. The directions for improving financial security in the public sector are outlined, in particular, it is indicated that the regions should move to an intensive path of development, with an effective long-term financial policy, which requires an increase in the share of spending on education, science and infrastructure; qualitative improvement in the work of social sectors; stimulation of entrepreneurial activity and private investment. The article emphasizes that in order to change the situation and increase the rate of economic growth, it is necessary to revise the government policy and carry out reforms in the structural, industrial, monetary policy and in the use of foreign economic relations.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты обеспечения экономической безопасности»

УДК 332.144

Финансовые аспекты обеспечения экономической безопасности

Канд. экон. наук. Фарбер В.А. vera.f16@yandex.ru Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России 196105, Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект 149

Настоящая статья посвящена финансовым аспектам обеспечения экономической безопасности страны и угрозам в современных условиях. Исследование показывает, что создание эффективных механизмов финансирования экономической базы, ее укрепление, являются необходимыми условиями, без которых невозможно развитие хозяйственных комплексов. В статье обосновано, что фундаментом экономического развития Российской Федерации должна стать финансовая безопасность, являющаяся комплексным показателем, который обеспечивает эффективное развитие регионов. Представлены разноуровневые элементы и принципы финансовой безопасности региона со статистическими данными по итогам 2017г. Выявлены проблемы в финансовых аспектах обеспечения финансовой безопасности, отражающие недостаточно полный мониторинг финансовых составляющих социально-экономических систем регионов, зафиксированные в режиме реального времени. На основе проведенного анализа выявлены факторы, увеличивающие уровень внутренних угроз. Определены наиболее существенные внешние угрозы экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Отмечены реальные угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется финансовой безопасности северо-западного региона. Обозначены направления для повышения финансовой безопасности в бюджетной сфере, в частности, указано, что регионы должны перейти на интенсивный путь развития, с эффективной долгосрочной финансовой политикой, что требует увеличения доли расходов на образование, науку и инфраструктуру; качественное улучшение работы социальных отраслей; стимулирование предпринимательской активности и частных инвестиций. В статье особо подчеркнуто, что для изменения ситуации и увеличения темпов экономического роста необходимо пересмотреть правительственный курс и провести реформы в структурной, промышленной, валютной политике и в использовании внешнеэкономических связей.

Ключевые слова: финансирование, финансовые составляющие, субъект, управление, решение, безопасность, рейтингование, регион.

DOI: 10.17586/2310-1172-2018-11-4-52-61

Financial aspects of economic security

Ph.D. Farber V.A. vera.f16@yandex.ru Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospect 149

This article is devoted to the financial aspects of the economic security of the country and the threats in modern conditions. The study shows that the creation of effective mechanisms for financing the economic base, its strengthening, are necessary conditions, without which it is impossible to develop economic complexes. The article proves that the basis of economic development of the Russian Federation should be financial security, which is a comprehensive indicator that ensures the effective development of the regions. The multilevel elements and principles of financial security of the region with statistical data on the results of 2017 are presented. The problems in the financial aspects offinancial security, reflecting the lack offull monitoring of the financial components of the socioeconomic systems of the regions, recorded in real time. Based on the analysis, the factors that increase the level of internal threats are identified. The most significant external threats to the economic security of the Russian Federation at the present stage are identified. Real threats to the economic security of the Russian Federation are noted. Special attention is paid to the financial security of the North-West region. The directions for improving financial security in the public sector are outlined, in particular, it is indicated that the regions should move to an intensive path of development, with an effective long-term financial policy, which requires an increase in the share of spending on education, science and infrastructure; qualitative improvement in the work of social sectors; stimulation of entrepreneurial activity and private investment. The article emphasizes that in order to change the situation and increase the rate of economic growth, it is necessary to revise the government policy and carry out reforms in the structural, industrial, monetary policy and in the use of foreign economic relations. Keywords: financing, financial components, subject, management, decision, security, rating, region.

Введение

Изменение геополитического положения России на базе создания инновационной модели экономического роста невозможно осуществить без использования механизмов эффективного финансирования. Причем запуск подобных механизмов необходимо применять на различных уровнях: на макро уровне - в целях реализации стратегических государственных целей, на мезо уровне - в контексте развития регионов и на микро уровне - для эффективного функционирования предприятий, в том числе и относящихся к малому бизнесу. Именно указанный комплексный подход позволит укрепить экономическую безопасность, противостоять всем вызовам и угрозам, что приобретает особую актуальность на современном этапе развития глобализации. Тем более проблемы экономической безопасности и ее определяющей составляющей - финансовой безопасности - приобретают особую остроту в нынешнюю эпоху усиления давления ведущих мировых держав на отечественную экономику. Нарастание подобных проблем не может продолжаться бесконечно долго, поэтому особенно важно построить свою экономическую политику таким образом, чтобы российская экономика выиграла в долгосрочной перспективе, получила новые возможности для инновационного развития и интенсивного роста. Финансовые аспекты являются определяющими на любом этапе экономического развития. Особое значение они приобретают в современных условиях нестабильности и необходимости решения новых государственных задач.

Роль экономической и финансовой безопасности в государственной стратегии

Охватившие мир процессы глобализации, проявляющиеся в том числе и в обострении конкуренции, делают необходимым соответствие структуры национальной экономики современным стандартам. Подобное соответствие, как минимум, должно реализоваться в двух аспектах. Первый аспект проявляется в изменении структуры национальной экономики в сторону увеличения в ней доли инновационной составляющей и, соответственно, преобладания в структуре ВВП доли услуг, что является типичным для развитых стран. Второй аспект касается развития внешнеэкономических связей в сторону их совершенствования через облагораживание структуры российского экспорта и, соответственно, увеличения в нем части с высокой долей добавленной стоимости.

Именно поэтому в Концепции долгосрочного социально-экономического развития в качестве «приоритетной задачи развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначен приоритет инновационного развития» [1]. Необходимость такого пути была осознана на высшем уровне еще в 2008 году [9 с. 45], однако, очевидно, что пока с этой точки зрения в России не достигнут желаемый уровень. Таким образом, создание механизма инновационного развития экономики является целью и на федеральном уровне, и на региональных уровнях управления, что, несомненно, будет способствовать минимизации угроз экономической безопасности страны [2]. Продолжением осуществленных преобразований станут новые шаги в построении инновационной экономики, способной обеспечить решение поставленных стратегических задач [9, с. 47].

Достижение требуемого уровня национальной безопасности государства возможно только в случае создания серьезной экономической основы, обеспечивающей создание условий для эффективного развития, как каждого отдельного хозяйственного комплекса, так и экономической системы в целом и достижения высокого уровня материального благосостояния и духовного развития населения. Причем, в макроэкономической политике приоритет экономической безопасности очевиден на любом этапе экономического развития [10, с. 63]. Естественно, приоритеты финансовой политики и выполнение поставленных целей являются необходимым условием безопасного развития.

Таким образом, финансовая безопасность становится фундаментом экономического развития Российской Федерации, так как без финансирования невозможно как независимое развитие национальной экономики, так и решение стоящих перед ней социально-экономических задач. Создание благоприятных условий для стимулирования внедрения эффективных механизмов финансирования является крайне важной государственной задачей. Подобные условия формируются в первую очередь действующим законодательством, всеми действующими регламентами и институциональными факторами и, что немаловажно, стабильностью действия самих указанных инструментов.

Учитывая, что без финансовой стабильности невозможно достижение никакого другого вида стабильности, отметим, что на разных стадиях экономического развития возникают как различные задачи, в первую очередь, обусловленные текущей конъюнктурой - государственные - в сфере бюджетной и финансовой политики; так и, соответственно, подходы к трактовке самого понимания экономической и финансовой безопасности.

Эволюция концепции экономической и финансовой безопасности

Вопросам различных подходов и оценок экономической безопасности уделяется в последние годы значительное внимание, в том числе и отечественными авторами [10, 13, 14, 15].

«Общая теория безопасности должна осуществлять систематический анализ концепций, доктрин, обобщать результаты научных изысканий в данной области» [16, с. 6]. Как известно, в самом общем виде безопасность трактуется как состояние защищенности от возможных угроз. Следовательно, финансовую безопасность можно трактовать как состояние защищенности от угроз в финансовой и экономической сферах [3]. В целях достижения необходимого уровня финансовой безопасности конкретной локации, следует принимать во внимание как физико-географические, так и социально-экономические ее особенности.

Как показывает анализ опыта функционирования российской экономики (например, характерная для советского периода, модель командной плановой экономики), а также сравнение данного опыта с экономическим развитием европейских стран, инновационные кластеры занимают центральное место как на уровне регионов, так и на уровне страны. Такие кластеры позволяют значительно повысить финансовую безопасность страны.

К определению самого явления финансовой безопасности различные ученые подходят по-разному. В частности, ученый В.В. Бурцев в своей работе «Факторы финансовой безопасности России» (2014) финансовую безопасность рассматривает как составляющую экономической безопасности страны. При этом он отмечает, что «в современных условиях воздействия геофинансов, мировых финансовых систем на отдельное взятое государство обеспечение финансовой безопасности переходит на качественно иной уровень» [7].

Другой исследователь Рогатенюк Э.В. в своей работе «О составляющих финансовой безопасности государства» (2015), считает, что финансовые интересы представляют собой достаточный объем финансовых ресурсов, необходимых для эффективного экономического развития страны в условиях нестабильной внешней среды и повышения уровня неопределенности. Автор конкретизирует, что национальная безопасность - это основа защиты приоритетных национальных интересов, а защита экономических интереслов обеспечивается экономической безопасностью [4].

Кроме этого, финансовую безопасность рассматривают с точки зрения финансово-экономической политики с учетом национальных интересов, направленных на обеспечение экономического роста государства, эффективной системы государственного регулирования, которая бы способствовала взаимодействию элементов финансовой системы страны, а также взаимосвязанных с ней звеньев экономической системы.

Исследователь С.В. Климчук в своей работе «Финансовая безопасность социально-экономических систем» (2015) обращает внимание на то, что целевая установка финансовой безопасности социально-экономической системы актуализируют проблему стабильного, устойчивого, динамичного поведения экономической системы в условиях рынка. Решение данной проблемы позволит избежать дисбаланса развития и функционирования социально-экономической системы при решении основного противоречия - наличия и использования имеющихся финансово-экономических ресурсов. Помимо того, решение этой проблемы позволит определить и отождествить финансовые составляющие социально-экономической системы, которые и станут критериями финансово-экономической безопасности [6].

Финансовая безопасность Северо-Западного региона

Уровень экономической безопасности региона определяется как степенью развитости региональной экономики, так и целым рядом показателей эффективности деятельности региона. Важно понимать при этом, что обеспечение финансовой безопасности региона не должно являться дополнительным компонентом по отношению к финансовой региональной политики, но лежит в ее основе и рассматривается в качестве приоритета.

Финансовая безопасность региона является комплексным показателем, обеспечивающим его эффективное развитие. Регион, не защищенный от различных угроз экономической и финансовой безопасности, не только не способен будет развиваться, но и может прийти к кризисному состоянию, что демонстрируют примере депрессивных регионов. Приоритет обеспечения финансовой безопасности в осуществлении региональной политики является необходимым условием для развития регионов.

Для осуществления оценки финансовой безопасности Северо-Западного региона воспользуемся рядом показателей.

На рис. 1 представлены основные индексы промышленного производства по регионам Российской Федерации за 2017 к 2016 г., в %.

Общий объем финансовых вложений Северо-западного региона 2017 года составил 9147,6 млрд. руб. В структуре финансовых вложений, поступивших в Северо-Западный регион за 2017 год, 92,7 % составляют краткосрочные финансовые вложения [8].

Индекс промышленного производства по федеральным округам Российской Федерации 2017г. в % к 2016г.

103,4

102,7

102,2

Централь- Северо-ный Западный

Южный Северо- Приволж-

Кавказский ский

Уральский Сибирский Дальневосточный

Рис. 1. Индексы промышленного производства по регионам РФ [8]

При этом консолидированный бюджет субъектов Северо-Западного региона в 2017 году исполнен с дефицитом 49,8 млрд. руб. Расходы бюджета Северо-западного региона в 2017 году составили 1 255,0 млрд. руб., доходы бюджета в 2017 году составили 1 205,2 млрд. руб.[6].

Инвестиции в основной капитал по федеральным округам Российской Федерации в 2017 году

4173,0

Централь- Северо- Южный Северо- Приволж- Уральский Сибирский Дальне-ный Западный Кавказский ский восточный

гу,/^ инвестиции в основной капитал, млрд.рублей —О— темпы роста (снижения), в % к 2016г.

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал по регионам РФ [11]

Так как расходы бюджета Северо-западного региона превышают доходы (на 49,8 млрд. руб. или на %) можно говорить о дефиците бюджета региона, что оказывает наиболее значительное влияние на уровень финансовой безопасности Северо-западного региона в целом.

3721,4

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по федеральным округам Российской Федерации в 2017 году

млрд.рублей

3731,1

^^^^ им!

II

1556,3

1205,2

1255,0

1548,0

863,9

849,8

И

402,8 401,3

ш

1053,0

1175,1

Шш

1052,3 1172,4 776,8

т

796,8

V/,

Централь- Северо- Южный Северо- Приволж- Уральский Сибирский Дальне-ный Западный Кавказский ский восточный

и доходы

расходы

Рис. 3. Исполнение консолидированных бюджетов регионов РФ [8]

Также значительным фактором в укреплении является уплата налогов.

Как следует из данных ФНС РФ, «по Северо-Западному региону, поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилось на 19,1 % и составило 2 079,9 млрд. руб. Задолженность по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 года по Северо-западного региону составила 89,6 млрд. руб. (рис.4).» [11].

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по федеральным округам в 2017 году

млрд. рублей

Централь- Северо- Южный Северо- Приволж- Уральский Сибирский Дальне-

ный Западный Кавказский ский восточный

□ поступления в федеральный бюджет

В поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Рис. 4. Поступление налогов и сборов в бюджет РФ по регионам [11]

Численность рабочей силы Северо-западного региона в возрасте 15-72 лет, согласно данным выборочного обследования рабочей силы в 2017 году составила 7,6 млн. человек, или 71,3 % от общей численности населения региона соответствующей возрастной группы [11].

Уровень благосостояния граждан, согласно используемой Росстатом методике, определяется, прежде всего, денежными доходами населения (рис. 5).

Денежные доходы и потребительские расходы населения по федеральным округам Российской Федерации в 2017 году

в среднем за месяц, в расчете на душу населения, рублей

40592

7ZZ1 37006

Централь- Северо- Южный Северо- Приволж- Уральский Сибирский Дальне-ный Западный Кавказский ский восточный

щ денежные доходы в потребительские расходы

Рис. 5. Денежные доходы населения и потребительские расходы в 2017 году

по регионам РФ [11]

57

В расчете на душу населения в целом по Северо-Западному региону доходы населения в 2017 году составили 33 482 рубля в месяц (в целом по России - 31 488 рублей в месяц). Можно считать данный уровень средним, но недостаточным для высокого уровня финансовой безопасности региона.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Северо-западного региона в 2017 году составила в целом в месяц 44 696 рублей и возросла по сравнению с 2016 годом на 7,8 %, реальная начисленная заработная плата увеличилась на 3,7 % [11].

Индекс потребительских цен Северо-западного региона при этом в 2017 году выше, чем в целом по России (103,1 % к 102,5 % по России) [11].

Индекс потребительских цен на товары и услуги по федеральным округам Российской Федерации декабрь 2017г. в % к декабрю 2016г.

Централь- Северо- Южный Северо- Приволж- Уральский Сибирский Дальне-ный Западный Кавказский ский восточный

Рис. 6. Индекс потребительских цен по регионам РФ [10]

Таким образом, в целом можно сделать вывод, что в Северо-западном регионе наблюдается довольно устойчивое социально-экономическое положение. Тем не менее необходимо осуществлять мониторинг финансовой безопасности региона.

Современные угрозы экономической безопасности Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как известно, среди угроз экономической безопасности Российской Федерации принято выделять внутренние и внешние угрозы. Факторы, оказывающие негативное воздействие на общество, такие как межнациональные конфликты, кризисы, обострение социальных проблем не могут не способствовать возникновению внутренних угроз.

Среди них следует особо отметить [6]:

- продолжающееся имущественное расслоение общества;

- процессы деградации значительного числа учреждений социальной сферы;

- возникновение ограничений в доступе социально незащищенных граждан к получению среднего и высшего образования;

- сокращение численности населения и обусловленные этом проблемы;

- высокий уровень коррумпированности и непрозрачности экономики;

- низкий уровень доходов населения, что является источником криминогенных проявлений;

- нарушение структурного баланса хозяйственного комплекса страны, что, в свою очередь, является источником дестабилизации финансово-денежного обращения и кредитно-банковской системы [6].

Следовательно, к внутренним угрозам экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе относят [5]:

- Обострение имущественного расслоения как следствие неравенства доходов. Согласно информации Минэкономразвития Российской Федерации, уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных граждан.

- Проблема экономической преступности как следствие имеющейся криминализации экономики и общества в Российской Федерации. Оценки масштабов российской теневой экономики варьируются обычно в интервале 20-40 % ВВП [4].

- Несоответствие российского научно-технического потенциала современным стандартам. По абсолютным затратам на науку Российская Федерация сегодня примерно в 5 раз уступает Германии, в 7 раз - Японии и в 18 раз - США.

Среди наиболее существенных внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе следует отметить:

- Отъезд квалифицированных специалистов («утечка умов») за границу. К сожалению, именно Россия является одним из ведущих поставщиков кадров высшей квалификации за рубеж. Важно понимать, что это является угрозой экономической безопасности, так как в данном случае речь идет о потере того слоя населения, который смог бы обеспечить Российской Федерации ведущее место в мировом сообществе.

- Вывод капиталов за границу. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу. Даже данные, полученные из официальных источников, позволяют считать эту проблему актуальной в современной России.

- Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. По современным оценкам, около 80 % российского рынка лекарств и более 40 % продовольственного рынка России приходится на импорт [6].

В настоящее время необходимо отметить такие реальные угрозы экономической безопасности Российской Федерации как:

- недостаточный уровень конкурентоспособности многих отечественных товаров и услуг;

- потеря традиционных рынков сбыта, в том числе вследствие введенных санкций;

- неустойчивая ситуация на финансовом рынке в целом и в банковской системе в частности;

- вывоз капитала за границу;

- низкий уровень жизни российского населения [7].

Также важно подчеркнуть, что для изменения ситуации и увеличения темпов экономического роста необходимо проводить обдуманный логически последовательный курс осуществления реформ в структурной, промышленной, валютной политике и в сфере внешнеэкономических связей.

Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения финансовой безопасности в бюджетной сфере регионы должны перейти на преимущественно интенсивный путь развития, с эффективной долгосрочной финансовой политикой, что означает увеличение доли расходов на образование, науку и инфраструктуру, качественное улучшение работы социальных отраслей, стимулирование предпринимательской активности и привлечение частных инвестиций. Важным фактором укрепления экономической безопасности является также стимулирование развития малого бизнеса. [7]

Также для повышения финансовой безопасности регионам необходимо обеспечить проведение постоянного мониторинга финансового положения субъектов РФ и муниципальных образований, включающего оценку таких базовых показателей, как изменения основных параметров их бюджетов, структуру расходов, государственного и муниципального долга. По итогам этого мониторинга должны приниматься обоснованные решения, направленные на улучшение ситуации.

Очевидно, что проблемы в обеспечении финансовой безопасности страны и ее регионов должны фиксироваться в режиме реального времени, скоординировано. Только учитывая все необходимые составляющие, можно говорить о формировании единой концепции безопасного развития хозяйствующих субъектов [7].

Поскольку регион является как хозяйственным, так и социальным комплексом, обеспечение его поступательного развития в современных непростых условиях «осложняется серьезными проблемами, связанными с нарастанием внутренних и внешних угроз, циклическими колебаниями мировой экономики, высоким динамизмом, неустойчивостью и взаимозависимостью геополитических событий, определяющих условия хозяйствования и экономические отношения в глобальном мире» [16, с. 125].

Выводы

Финансовые аспекты являются необходимой основой решения любой проблемы, так как без финансирования любая программа является лишь декларацией и никогда не принесет желаемых результатов.

Решение столь серьезной проблемы как противостояние внутренним и внешним угрозам экономической безопасности возможно в современной глобализирующейся экономике только на основе комплексного подхода, причем основным этапом на любом уровне (микро- мезо- макро) является обеспечение финансовой безопасности.

Финансовая безопасность подразумевает не только и не столько поиск необходимых источников финансирования в целях социального и экономического развития, сколько создание эффективных механизмов финансового взаимодействия для перехода к инновационной экономической модели.

Обеспечение финансовой безопасности должно сквозным образом осуществляться на макроэкономическом уровне - путем формирования институциональных условий для развития механизмов финансовой стабилизации; на мезоуровне - через построение эффективной системы финансового обеспечение инновационного развития региона на основе осуществления мониторинга ведущих показателей; на микроуровне - путем проведения эффективного финансового менеджмента и внедрения инновационных механизмов.

Как показывает анализ опыта развития Северо-западного региона, его потенциал финансовой безопасности полностью не реализован, поскольку с учетом имеющихся возможностей обеспечения указанных финансовых аспектов, данный регион способен выйти на передовые рубежи и стать «полюсом экономического роста» отечественной экономики.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 №2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83914/e77b99daa2d92ecf6aa2d55bc81b7a6b9abab495/ (дата обращения: 19.10.2018).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года. Список изменяющих документов / в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2017 N 172.

3. Буянова М.Э. Система показателей многофакторной оценки интегрального риска развития региона // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 8 - С.27-34.

4. Бадретдинова А.М. Интегральная оценка макроэкономических условий // Казанский экономический вестник. 2015. № 4. С. 17-22.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2017 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm -свободный (дата обращения - 30.09.2018 г.).

6. Зубов А. О., Зубова Л.В. Оценка эффективности управленческого решения и его последствий /Ученые записки СПб им. Бобкова РТА, 2016. № 3 (59). С. 33-36.

7. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 1. С.7-12.

8. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации (Росстат) [Электронный ресурс] // Режим доступа - http://www.gks.ru. дата обращения: 24.10.2018 г.

9. Фарбер В.А. О роли ВУЗов в научно-инновационной деятельности // Сборник научных статей «Развитие экономики в нестабильной международной политической ситуации». Под ред. Л.П. Совершаевой, СПб. ГУАП. 2017. С. 45 - 47.

10. Фарбер В.А. О совершенствовании подготовки специалистов по экономической безопасности специализации «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности» // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации». 2018. № 2 (39). С. 61-64.

11. Управление Федеральной службой государственной статистики по Санкт-Петербургу и Северо-западного региона (Петростат) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://petrostat.gks.ru. (Дата обращения: 12.11.2017 г.).

12. Распоряжение Правительства Ленинградской области от 01.08.2017 № 387-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области до 2030 года» http://base.garant.ru/43431388/.

13. Негреева В.В., Третьяков К.Н. Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: Материалы V Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Университет ИТМО, Санкт-Петербург, 19-21 марта 2015 г.), 2015. С. 296-300.

14. Зубова Л.В., Мартыненко О.В., Фарбер В.А. Правовые основы и экономическая безопасность ракетно-космической промышленности // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2018. № 1 (38). С. 58-61.

15. Габитов А.Ф., Фарбер В.А. Роль законодательно-правового регулирования предпринимательства в укреплении экономической безопасности РФ // Организационно-правовое регулирование безопасности в современном мире: сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции,

19-20 апреля 2018 г./ под ред. Э.Н. Чижикова. -СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2018. С. 46-16.

16. Салманов А.Б., Салманов А.А., Фарбер В.А. Методики обеспечения хозяйствующих субъектов в условиях нестабильной среды: учебное пособие / под общ. ред. Э.Н. Чижикова. - СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2018. -152 с.

Reference

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2008 №2043-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya finansovogo rynka Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» [EHlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83914/e77b99daa2d92ecf6aa2d55bc81b7a6b9abab495/ (data obrashcheniya: 19.10.2018).

2. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj federacii na period do 2020 goda. Spisok izmenyayushchih dokumentov / v red. Postanovleniya Pravitel'stva RF ot 10.02.2017 N 172.

3. Buyanova M.EH. Sistema pokazatelej mnogofaktornoj ocenki integral'nogo riska razvitiya regiona // EHkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. - 2014. - № 8 - S.27-34.

4. Badretdinova A.M. Integral'naya ocenka makroehkonomicheskih uslovij // Kazanskij ehkonomicheskij vestnik. 2015. № 4. S. 17-22.

5. Regiony Rossii. Social'no-ehkonomicheskie pokazateli - 2017 g. [EHlektronnyj resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm - svobodnyj (data obrashcheniya - 30.09.2018 g.).

6. Zubov A.O., Zubova L.V. Ocenka ehffektivnosti upravlencheskogo resheniya i ego posledstvij /Uchenye zapiski SPb im. Bobkova RTA, 2016. № 3 (59). S. 33-36.

7. Burcev V.V. Faktory finansovoj bezopasnosti Rossii // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2014. № 1. S. 7-12.

8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii (Rosstat) [EHlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa - http://www.gks.ru. data obrashcheniya: 24.10.2018 g.

9. Farber V.A. O roli VUZov v nauchno-innovacionnoj deyatel'nosti // Sbornik nauchnyh statej «Razvitie ehkonomiki v nestabil'noj mezhdunarodnoj politicheskoj situacii». Pod red. L.P. Sovershaevoj, SPb. GUAP. 2017. S. 45 - 47.

10. Farber V.A. O sovershenstvovanii podgotovki specialistov po ehkonomicheskoj bezopasnosti specializacii «EHkonomiko-pravovoe obespechenie ehkonomicheskoj bezopasnosti» // Pravo. Bezopasnost'. CHrezvychajnye situacii». 2018. № 2 (39). S. 61-64.

11. Upravlenie Federal'noj sluzhboj gosudarstvennoj statistiki po Sankt-Peterburgu i Severo-zapadnogo regiona (Petrostat) [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://petrostat.gks.ru. (Data obrashcheniya: 12.11.2017 g.).

12. Rasporyazhenie Pravitel'stva Leningradskoj oblasti ot 01.08.2017 № 387-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Leningradskoj oblasti do 2030 goda» http://base.garant.ru/43431388/.

13. Negreeva V.V., Tret'yakov K.N. Strategii i instrumenty upravleniya ehkonomikoj: otraslevoj i regional'nyj aspekt: Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. SPb.: Izd-vo Universitet ITMO, Sankt-Peterburg, 19-21 marta 2015 g.), 2015. S. 296-300.

14. Zubova L.V., Martynenko O.V., Farber V.A. Pravovye osnovy i ehkonomicheskaya bezopasnost' raketno-kosmicheskoj promyshlennosti // Pravo. Bezopasnost'. CHrezvychajnye situacii. 2018. № 1 (38). S. 58-61.

15. Gabitov A.F., Farber V.A. Rol' zakonodatel'no-pravovogo regulirovaniya predprinimatel'stva v ukreplenii ehkonomicheskoj bezopasnosti RF // Organizacionno-pravovoe regulirovanie bezopasnosti v sovremennom mire: sbornik materialov Vtoroj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 19-20 aprelya 2018 g./ pod red. EH.N. CHizhikova. -SPb: Sankt-Peterburgskij universitet GPS MCHS Rossii, 2018. S. 46-16.

16. Salmanov A.B., Salmanov A.A., Farber V.A. Metodiki obespecheniya hozyajstvuyushchih sub"ektov v usloviyah nestabil'noj sredy: uchebnoe posobie / pod obshch. red. EH.N. CHizhikova. - SPb: Sankt-Peterburgskij universitet GPS MCHS Rossii, 2018. -152 s.

Статья поступила в редакцию 04.12.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.