Научная статья на тему 'Оценка уровня региональной экономической безопасности Хабаровского края и динамика изменения защищенности его экономики в период с 1990 по 2025 г. (окончание)'

Оценка уровня региональной экономической безопасности Хабаровского края и динамика изменения защищенности его экономики в период с 1990 по 2025 г. (окончание) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1811
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ / ASSESSMENT / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗАЩИЩЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА ПРИГРАНИЧНЫХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ / FAR EAST BORDER REGIONS / GROSS REGIONAL PRODUCT / GROSS GRAIN HARVEST / INVESTMENT IN FIXED CAPITAL / UNEMPLOYMENT / INTERNAL CURRENT EXPENDITURE / RESEARCH AND DEVELOPMENT / INNOVATION PRODUCTS / INDUSTRIAL PRODUCTION / KHABAROVSK KRAI / RUSSIA / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордиенко Д. В., Лузянин С. Г.

Предмет/тема. Глобальный мировой финансово-экономический кризис и политические события последних месяцев на западных границах нашей страны актуализировали проблему корректировки долговременного социально-экономического развития России и, в частности, реализацию ее «евразийской миссии». При этом дальневосточные приграничные регионы Российской Федерации Хабаровский и Приморский края, Амурская и Сахалинская области занимают в этом вопросе ключевые позиции. Статья посвящена оценке уровня экономической безопасности Хабаровского края и его сравнению с уровнями защищенности других приграничных дальневосточных регионов нашей страны, а также уровнями региональной экономической безопасности Западной и Восточной Сибири, средним уровней экономической безопасности Российской Федерации. Цели/задачи. Целью работы являлось проведение сравнительной оценки уровня экономической безопасности Хабаровского края для выявления направлений повышения эффективности его социально-экономического развития и уровня региональной экономической безопасности. Методология. В статье рассмотрены основные показатели экономической безопасности Хабаровского края. С помощью статистических и эконометрических методов оценены перспективы изменения уровня экономической безопасности края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации. Результаты. Предложен подход к сравнительной оценке уровня экономической безопасности региона, проанализированы способы обеспечения экономической безопасности Хабаровского края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации в современных условиях. Данный подход к сравнительной оценке уровней экономической безопасности Хабаровского края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации позволяет выявить приоритеты регионального социально-экономического развития в современных условиях. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях реализации Россией своей «евразийской миссии» остается приоритетной задача обеспечения региональной экономической безопасности Хабаровского края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордиенко Д. В., Лузянин С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the level of regional economic security of the Khabarovsk Krai and the dynamics of change of protection of its economy in the period of 1990-2025

Importance The global financial and economic crisis and political developments in recent months at the western borders of our country brought the problem of adjusting the long-term social and economic development of Russia and, in particular, the implementation of the Eurasian mission. The Far Eastern border regions of the Russian Federation, Khabarovsk and Primorsky Krais, Amur and Sakhalin regions take a key position in this matter. The article deals with the assessment of the level of economic safety of the Khabarovsk Krai and its comparison with other border security levels of the Far Eastern regions of our country, as well as the regional levels of economic security of Western and Eastern Siberia, the average level of economic security of the Russian Federation. Objectives The aim of the work was a comparative assessment of the level of economic security of the Khabarovsk Krai to identify ways to improve the efficiency of its socio-economic development and the level of regional economic security. Methods Using statistical and econometric methods, the authors assessed the prospects of change in the level of economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation. The article considers the basic indicators of the economic security of the Krai: gross regional product, gross grain harvest, volumes of investment in fixed capital, unemployment, internal current expenditure on research and development and other. Results The authors propose an approach to the comparative assessment of the level of economic security of the region, examine ways to ensure the economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation today. This approach to assessing the levels of economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation allows identifying the priorities of regional socio-economic development in present conditions. Conclusions and Relevance The authors conclude that the implementation of Russia's Eurasian mission remains the priority task of ensuring the regional economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня региональной экономической безопасности Хабаровского края и динамика изменения защищенности его экономики в период с 1990 по 2025 г. (окончание)»

Угрозы и безопасность УДК 336.717

ОЦЕНКА УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

экономической безопасности хабаровского края и динамика изменения

ЗАЩИЩЕННОСТИ ЕГО ЭКОНОМИКИ В период С 1990 ПО 2025 г.*

д. В. ГОРдИЕНКО, доктор военных наук, профессор, действительный член (академик) Академии военных наук E-mail: [email protected]

С. Г. ЛУЗЯНИН,

доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института дальнего Востока РАН E-mail: [email protected]

Предмет/тема. Глобальный мировой финансово-экономический кризис и политические события последних месяцев на западных границах нашей страны актуализировали проблему корректировки долговременного социально-экономического развития России и, в частности, реализацию ее «евразийской миссии». При этом дальневосточные приграничные регионы Российской Федерации - Хабаровский и Приморский края, Амурская и Сахалинская области -занимают в этом вопросе ключевые позиции. Статья посвящена оценке уровня экономической безопасности Хабаровского края и его сравнению с уровнями защищенности других приграничных дальневосточных регионов нашей страны, а также уровнями региональной экономической безопасности Западной и Восточной Сибири, средним уровнем экономической безопасности Российской Федерации.

Цели/задачи. Целью работы являлось проведение сравнительной оценки уровня экономической безопасности Хабаровского края для выявления на-

* Окончание. Начало см. в журнале «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2015. № 10 (295).

Работа выполнена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда, грант № 14-07-00004а.

правлений повышения эффективности его социально-экономического развития и уровня региональной экономической безопасности.

Методология. В статье рассмотрены основные показатели экономической безопасности Хабаровского края. С помощью статистических и эконометрических методов оценены перспективы изменения уровня экономической безопасности края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации.

Результаты. Предложен подход к сравнительной оценке уровня экономической безопасности региона, проанализированы способы обеспечения экономической безопасности Хабаровского края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации в современных условиях. Данный подход к сравнительной оценке уровней экономической безопасности Хабаровского края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации позволяет выявить приоритеты регионального социально-экономического развития в современных условиях.

Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях реализации Россией своей «евразийской миссии» остается приоритетной задача обеспе-

чения региональной экономической безопасности Хабаровского края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, оценка уровня экономической безопасности Хабаровского края, сравнительная оценка защищенности хозяйства приграничных дальневосточных регионов России

Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края

На федеральном и региональном уровнях принят и частично разработан ряд концептуальных и программных документов, предусматривающих экономическое и социальное развитие восточных регионов нашей страны: Западной и Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока1.

При этом стратегической целью развития Хабаровского края является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высококонкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

1 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.: утв. расп. Правительства РФ от 08.12.2009 № 2094-р. URL: http://gov.khabkrai.ru/invest2.nsf/General_ru/ 14FDCF99A4F6EEFACA25766B0024C2E5; Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 г.: одобрена пост. Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 № 410. URL: http://economy.buryatia.ru/attached_ documents/Strat_410.doc; Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей до 2025 г.; Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия): утв. пост. Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411. URL: http://sakha.gov.ru/node/9931; Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 г.: утв. пост. Правительства Камчатского края от 27.07.2010 № 332-П; Программа социально-экономического развития Камчатского края на 2009-2013 гг. и на период до 2025 г.; Стратегия социально-экономического развития Приморского края на период до 2025 г.; Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) 2007-2015 гг.»: утв. пост. Правительства РФ от 09.08.2006 № 478. URL: http://razvitiekuril. ru/; http://base.garant.ru/189889/; Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области до 2020 г. URL: http: // eao .ru/?p=1422; Подпрограмма развития Сахалина, Магадана, Камчатки и Чукотки в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья» и др.

В качестве основного приоритета в социальной сфере названо формирование условий, обеспечивающих привлекательность территории края для проживания населения, привлечения новых жителей и закрепления проживающего и прибывающего населения, а в числе главных приоритетов в экономической сфере: развитие и повышение эффективности энергетической инфраструктуры на основе совершенствования топливно-энергетического баланса, модернизации и реконструкции генерирующих мощностей с внедрением прогрессивных технологий и оборудования, создания новых современных мощностей, реализации мероприятий по энергосбережению; развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических центров, трубопроводных и портовых мощностей, создание авиатранспортного узла (хаба) на базе аэропорта Хабаровск (Новый) с учетом развития сети аэропортов местных воздушных линий, усиление и развитие транзитных функций, транспортных коридоров, строительство автодорог, полное обеспечение потребностей хозяйственного комплекса края в услугах по перевозке грузов и пассажиров; повышение эффективности и комплексности использования природных ресурсов, кардинальное увеличение доли обработанной продукции, в том числе глубокой переработки, готовых изделий в общем объеме продукции; обеспечение инновационного характера развития отраслей экономики края, технического и технологического перевооружения производственного аппарата, сохранение и загрузка существующих производств, выпускающих инновационную продукцию, освоение новых конкурентоспособных видов продукции, организация новых конкурентоспособных производств, подготовка кадров и развитие механизмов внедрения в производство инновационных продуктов; решение проблем привлечения в экономику и социальную сферу края инвестиционных ресурсов в объемах, достаточных для обеспечения высоких темпов развития хозяйственного комплекса края (табл. 20).

Прогноз показателей экономической безопасности Хабаровского края до 2025 г.

Анализ перспектив социально-экономического развития России и Хабаровского края до 2025 г. позволяет сделать прогноз значений показателей их экономической безопасности [3-8].

-12 (297) - 2015-

Угрозы и безопасность Threats and Security - 43 -

Таблица 20

Целевые ориентиры основных показателей экономического развития Хабаровского края, %

Показатель Среднегодовой темп роста за 2008-2015 гг. Среднегодовой темп роста за 2016-2025 гг. Среднегодовой темп роста за 2008-2025 гг. 2025 г. (к 2007 г.)

Уровень развития экономики

Валовой региональный 105,2 109,0 107,3 355,0

продукт

Инвестиции в основной 109,0 110,5 109,8 537,5

капитал

Индекс промышленного 106,5 109,1 107,9 391,0

производства

Валовая продукция сельского 103,0 101,7 102,3 149,5

хозяйства

Оборот розничной торговли 106,3 106,7 106,5 311,8

Грузооборот транспорта 111,2 102,9 106,5 309,4

Услуги связи 112,6 108,4 110,2 577,3

Уровень жизни населения

Реальные денежные доходы 108,5 108,2 108,4 423,2

населения

Реальная начисленная 109,6 106,5 107,8 387,5

заработная плата

Источник: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.: утв. пост. Правительства Хабаровского края от 13.01.2009 № 1-пр.

Прогноз объема валового регионального продукта края основан на данных Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г. (далее - Стратегия). При среднегодовых темпах роста ВРП до 2015 г. 5,2 % и в период 2016-2025 гг. - 9 % объем ВРП Хабаровского края к 2025 г. может достигнуть 518,7 млрд руб. В этом случае доля ВРП Хабаровского края в суммарном ВРП по субъектам РФ будет находиться в диапазоне 0,28-0,24% (табл. 21, рис. 12). В Стратегии, в частности, указано, что «переход края на инновационный путь развития особо актуален». В соответствии с этой концепцией построен прогноз роста экономики Хабаровского края, который опирается на анализ системы факторов, оказывающих влияние на экономическое развитие края,

и анализ соотношения сильных и слабых сторон с возможностями развития, сильных и слабых сторон с угрозами развитию (рис. 13).

Прогноз валового сбора зерновых. Объем валового сбора зерновых в Хабаровском крае к 2025 г. может достичь 0,03 млн т. В этом случае в рассматриваемом прогнозном периоде доля валового сбора зерновых края в валовом сборе зерновых РФ будет находиться в диапазоне 0,025-0,026% (табл. 22, рис. 14).

Прогноз инвестиций в основной капитал края основан на данных Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г. Планируется, что за ближайшие 10 лет суммарные инвестиции из федерального бюджета и частные инвестиции в проекты на территории

Таблица 21

Прогноз объема валового регионального продукта Хабаровского края в 2014-2025 гг.

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025

Суммарный ВРП субъектов 75 248,3 84 369,5 95 195,6 107 194 130 029 155 500 185 500 212 327

Российской Федерации,

млрд руб.

ВРП Хабаровского края, 209,7 220,6 240,4 262,1 311,4 370,0 439,5 518,7

млрд руб.

Доля ВРП Хабаровского 0,28 0,26 0,25 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24

края в суммарном ВРП субъектов РФ, %

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

Сильные стороны Слабые стороны

Экономико-географическое положение: - близость к рынкам сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и Северо-Восточной Азии (СВА); - большая транспортно-транзитная емкость, обеспеченная сравнительно развитой магистральной транспортной сетью. Наличие богатого по структуре и масштабам природного потенциала. Высокая обеспеченность территориями для хозяйственного развития. Наличие диверсифицированного экономического комплекса. Приток капитала национальных финансово-промышленных групп и международных корпораций в экономику края. Высокий образовательный ценз населения. Наличие развитой системы профессионального образования. Политическая и социальная стабильность Чрезмерное экономическое расстояние до наиболее заселенных и экономически развитых регионов европейской части Российской Федерации. Нерациональное использование потенциала природных ресурсов. Недостаток территорий для сплошного хозяйственного освоения, в том числе большая доля северных территорий, нехватка сельскохозяйственных угодий и пашни, экстремальные климатические условия на большей части региона. Сравнительно низкая конкурентоспособность обрабатывающего сектора промышленности и сельского хозяйства, в том числе из-за высоких энергетических тарифов и транспортных издержек. Недостаточный уровень развития производственной, транспортной и социальной инфраструктуры. Сокращение численности населения. Сравнительно низкий уровень жизни

Возможности Угрозы

Формирование эффективной государственной региональной социально-экономической политики: - создание специальных экономических, социальных и финансовых стимулов развития экономики и бизнеса в ДФО; - создание механизма активной инвестиционной политики в отношении ДФО; - стимулирование привлечения и закрепления экономически активного населения. Формирование территориальных зон транспортно-промыш-ленного развития на Дальнем Востоке, в том числе формирование промышленно-сервисной дуги на юге Дальнего Востока, создание контактной зоны с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии, а также интенсивное развитие Северного широтного экономического пояса с созданием интегрированных производственно-транспортных зон. Обслуживание международных транспортно-энергетических коридоров и инфраструктурных инженерных проектов Превращение края в сырьевой придаток развивающихся стран Северо-Восточной Азии. Демографическое опустынивание территории в связи с разрушением населенческого потенциала, миграционным оттоком. Потеря трудового потенциала (старение кадров, отток квалифицированных работников из-за увеличивающегося разрыва в уровне и качестве жизни с европейскими регионами Российской Федерации). Резкое увеличение вероятности экологических и природных катастроф, в том числе из-за прогрессирующих трансграничных загрязнений бассейна р. Амур, лесных пожаров и так далее. Высокий уровень криминогенности, в том числе в экономике

Источник: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г

Рис. 12. SWOT-анализ факторов социально-экономического развития Хабаровского края

1000000

100000

10000

1000

100 ■-

10

—I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-г

2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017 2019 2021 2023 2025

1,000

Рис. 13. Прогноз объема валового регионального продукта в РФ и Хабаровском крае до 2025 г., млрд руб. (в текущих ценах, левая шкала), и доли ВРП Хабаровского края в суммарном ВРП 0,100 субъектов РФ, % (правая шкала)

Таблица 22

Прогноз валового сбора зерновых в 2014-2025 гг.

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025

Валовой сбор зерновых в Российской Федерации, млн т в весе после доработки 96,7 98,1 100,9 102,1 106,4 110,6 114,7 118,5

Валовой сбор зерновых в Хабаровском крае, млн т в весе после доработки 0,025 0,025 0,026 0,026 0,027 0,028 0,029 0,030

Доля валового сбора зерновых в Хабаровском крае в валовом сборе зерновых в РФ, % 0,026 0,025 0,026 0,025 0,025 0,025 0,025 0,025

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

1000

100

10

1

Валовой сбор зерновых в Российской

Федерации

1,000 Рис. 14. Прогноз валового сбора зерновых в РФ и в Хабаровском крае до 2025 г., млн т (левая шкала), и доля валового сбора зерновых в Хабаровском крае в валовом сборе зерновых в РФ

(правая шкала), %

0,001

Валовой cbop зерновых в Хабаровском крае

0,010

2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017 2019 2021 2023 2025

Хабаровского края составят 147,2 млрд руб. При этом основными объектами и проектами для инвестирования станут: территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)2 «Ракитная» (26,9 млрд руб.), «Комсомольск»3 (20,4 млрд руб.), «Ванино - Советско-Гаваньский»4 (69,6

2 Ранее в правительственных документах использовалась аббревиатура ТОР.

3 Территория опережающего социально-экономического развития в Комсомольске-на-Амуре будет специализироваться на высокотехнологичных производствах в рамках авиа- и судостроительного кластера, а также на механообработке для нужд авиационного завода. Производство здесь будет создаваться при непосредственном участии Объединенной авиастроительной корпорации. Потенциальными инвесторами являются: ОАО «ОАК», ОАО «ОСК», их компании-поставщики. URL: http://amurmedia.ru/news/economics/13.07.2014/371380/trutnev-proinspektiroval-tri-ploschadki-dlya-razmescheniya-toserov-v-habarovskom-krae.html; Материалы заседания итоговой коллегии Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока «Об итогах деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в 2013 г. и первой половине 2014 г.». URL: http://minvostokrazvitia. ru/upload/kollegiya-DV.pdf.

4 В 2011 г. в Советской Гавани была зарегистрирована ком-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пания «Морской порт «Новая Советская Гавань» для строи-

млрд руб.), проект угольного терминала в Ванино5 (бухта Мучке, 30,3 млрд руб.).

При среднегодовых темпах роста инвестиций в основной капитал, составляющих до 2015 г. 9% и в период 2016-2025 гг. - 10,5 %, объем инвестиций в

тельства современного терминала по переработке и отгрузке на экспорт зерна из Сибири. Предприниматели были намерены возвести контейнерный терминал на 280 тыс. 20-футовых эквивалентов, а также завод по переработке рыбы с последующим строительством предприятия по выпуску биологического сырья из рыбных отходов, которое можно использовать для самых различных нужд, в том числе в медицинских целях. Кроме того, в рамках ТОСЭР в Советско-Гаванском районе планируется создание рыбоперерабатывающего кластера. Здесь возможно развертывание новых объектов портово-ло-гистической и производственной инфраструктуры, а также торговой логистики, дистрибуции, бункеровки и снабжения судов, судоремонта. URL: http://amurmedia.ru/news/econom-ics/13.07.2014/371380/tataev-proinspektiroval-tri-ploschadki-dlya-razmescheniya-toserov-v-habarovskom-krae.html; URL: http://rusevik.ru/ekonomika/136127-na-baze-komsomolskogo-aviazavoda-sozdadut-tor.html.

5 Ключевой инвестор - ООО «Сахатранс». Для реализации проекта предусмотрены внебюджетные (25 382 млн руб.) и бюджетные (4 907 млн руб.) инвестиции. URL: http:// minvostokrazvitia.ru/upload/kollegiya-DV.pdf.

основной капитал Хабаровского края к 2025 г. может достигнуть 467,567 млрд руб. В этом случае доля инвестиций в основной капитал Хабаровского края в суммарных инвестициях по субъектам РФ будет находиться в диапазоне 1,1-1,8% (табл. 23, рис. 15).

Прогноз уровня безработицы. Уровень безработицы в Хабаровском крае к 2025 г. может снизиться до 5,2%. Тем не менее после 2017 г. этот уровень будет выше среднего по России. В рассматриваемый период соотношение прогнозного и среднего фактического значения уровня безработицы будет находиться в диапазоне 0,8-1,2 (табл. 24, рис. 16).

Прогноз внутренних текущих расходов на исследования и разработки. Объем внутренних

текущих расходов на исследования и разработки в Хабаровском крае в 2025 г. может достичь 15 600 млн руб. (3% ВРП). В этом случае в рассматриваемый период доля внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки Хабаровского края в общероссийских расходах на НИР будет находиться в диапазоне 0,13-0,14% (табл. 25, рис. 17).

Прогноз доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства Хабаровского края к 2025 г. может достичь 7,6%. В этом случае соотношение прогнозного для края и среднероссийского значений доли инновационной продукции

Таблица 23

Прогноз инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2014-2025 гг.

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025

Инвестиции в основной 9 000,2 11 500,2 14 000,6 16 500,1 21 500,7 28 000,7 35 000,4 42 659,2

капитал по субъектам Российской Федерации,

млрд руб. (в фактически

действующих ценах)

Инвестиции в основной 158,050 172,275 190,363 210,351 256,844 313,613 382,930 467,567

капитал в Хабаровском крае,

млрд руб. (в фактически

действующих ценах)

Доля инвестиций в основной 1,8 1,5 1,4 1,3 1,2 1,1 1,1 1,1

капитал в Хабаровском крае в

суммарных инвестициях по субъектам РФ, %

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

100000

10000

1000

10

Инвестиции в основной капитал по субъектам

Федерации

Инвестиции а основной капитал в Хабаоовском крае

0,1

2001

2003

2005

2007

2009

2011

2013

2015

2017

2019

2021

2023

202:5

Рис. 15. Прогноз инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в РФ и Хабаровском крае до 2025 г., млрд руб. (в фактически действующих ценах, левая шкала), и доля инвестиций в основной капитал Хабаровского края в инвестициях в основной капитал по субъектам

РФ (правая шкала), %

Угрозы и безопасность Threats and Security - 47 -

Таблица 24

Прогноз среднегодового уровня безработицы в 2014-2025 гг., % от численности экономически активного населения

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025

Среднегодовой уровень безработицы в Российской Федерации, в среднем по субъектам, % 7,0 6,5 6,0 5,6 5,3 5,0 4,6 4,5

Соотношение фактического (прогнозного) и порогового значений уровня безработицы в РФ 0,88 0,81 0,75 0,70 0,66 0,63 0,58 0,56

Среднегодовой уровень безработицы в Хабаровском крае, % 5,8 5,8 5,7 5,7 5,6 5,4 5,3 5,2

Соотношение фактического (прогнозного) и порогового значений уровня безработицы в Хабаровском крае 0,725 0,725 0,713 0,713 0,700 0,675 0,663 0,650

Соотношение фактического (прогнозного) краевого и среднероссийского значений уровня безработицы 0,8 0,9 1,0 1,0 1,0 1,1 1,2 1,2

Примечание. Рассчитано авторами по методологии МОТ.

Источник: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

100,

Среднероссийский

уровень безработицы

Уровень безрабстиць Хабаровском крае

10

0,1

2001 2002 ЯШ 2004 2005 2006 Ш 20ЙВ 21В 2010 20" 2012 2013 201 4 2015 2016 2-11 201В 2019 2320 2021 2Ш 232? 21Е4

Рис. 16. Прогноз уровня безработицы в РФ и Хабаровском крае до 2025 г, % к численности экономически активного населения (левая шкала), и соотношение фактического (прогнозного) значений уровня безработицы в Хабаровском крае и среднероссийского (правая шкала)

Таблица 25

Прогноз внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки в 2014-2025 гг.

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025

Внутренние текущие расходы на НИР в Российской Федерации, млрд руб. 1 505 1 690 1 910 2 160 2 700 3 846 7 500 11 154

Доля общероссийских расходов на НИР в ВВП, % 2,00 2,00 2,01 2,02 2,08 2,47 4,04 5,25

Внутренние текущие расходы на НИР в Хабаровском крае, млн руб. 1 998 2 129 2 450 2 771 3 646,3 5 325 10 500 15 600

Доля внутренних текущих расходов на НИР в Хабаровском крае в ВРП, % 1,00 1,00 1,02 1,06 1,17 1,44 2,39 3,01

Доля внутренних текущих краевых расходов на научные исследования и разработки в общероссийских расходах на НИР, % 0,13 0,13 0,13 0,13 0,14 0,14 0,14 0,14

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

юоооо

10000

1000

100

2001 2002 2003 2004 200& 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201В 2019 2020 2021 2022 2023 202&

Рис. 17. Прогноз внутренних текущих расходов на НИР в РФ и Хабаровском крае до 2025 г., млрд руб. (левая шкала), и доля внутренних текущих расходов Хабаровского края на НИР в общероссийских расходах (правая шкала), %

в общем объеме промышленного производства в прогнозном периоде может возрасти до 0,63 (табл. 26, рис. 18).

Прогноз доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Доля лиц с де-

нежными доходами ниже прожиточного минимума в Хабаровском крае к 2025 г. может сократиться до 7,2%. В этом случае соотношение прогнозного для края и среднероссийского значений доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного мини-

Таблица 26

Прогноз доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства в 2014-2025 гг.

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025

Объем произведенной в РФ 42 000 49 257 54 565 60 311 71 360 81 000 99 000 106 126

промышленной продукции, млрд руб. (в фактических отпускных ценах)

Объем произведенной в РФ 3 990,0 4 679,4 5 183,7 5 729,5 7 492,8 9 315,0 11 385,0 12 735,1

инновационной продукции, млрд руб.

(в фактических отпускных ценах)

Доля инновационной продукции РФ 9,5 9,5 9,5 9,5 10,5 11,5 11,5 12,0

в общем объеме промышленного

производства, %

Доля инновационной продукции 2,14 2,20 2,40 2,70 4,10 5,70 6,70 7,60

Хабаровского края в общем объеме

краевого промышленного

производства, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля инновационной продукции 0,14 0,14 0,14 0,14 0,14 0,14 0,14 0,14

Хабаровского края в общем объеме

инновационной продукции РФ, %

Соотношение фактического (прогнозного) 0,23 0,23 0,25 0,28 0,39 0,50 0,58 0,63

краевого и среднероссийского значений

доли инновационной продукции в общем

объеме промышленного производства

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

12 (297) - 2015

Угрозы и безопасность Threats and Security - 49 -

инновационной

/\ j продукции в ооща

/ \ / объеме

f \ / промышленного

\ / производства

\ / Российской

Федерации Доля инновационной

продукции в общем

объеме промышленного

производства

Хабаровского края

2001 2002 2003 2004 2005 20 ОБ 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2025

Рис. 18. Прогноз доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства в РФ и Хабаровском крае до 2025 г. (левая шкала) и соотношения фактического/прогнозного в Хабаровском крае и среднероссийского значений доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства (правая шкала), %

мума в рассматриваемый период будет находиться в диапазоне 0,83-0,9 (табл. 27, рис. 19).

Прогноз децильного коэффициента дифференциации доходов населения. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения Хабаровского края к 2025 г. может сократиться до 7,5. В прогнозный период дифференциация дохо-

дов населения края будет ниже, чем в среднем по России. Соотношение прогнозного и среднероссийского значений децильного коэффициента дифференциации доходов населения будет находиться в диапазоне 0,66-0,71 (табл. 28, рис. 20).

Прогноз доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве. Доля

Таблица 27

Прогноз доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2014-2025 гг.

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025

Доля лиц с денежными доходами ниже 9,0 8,9 8,8 8,7 8,5 8,3 8,1 8,0

прожиточного минимума в РФ, в среднем,

% от общей численности населения

Соотношение фактического и порогового 1,3 1,3 1,3 1,2 1,2 1,2 1,2 1,1

значений доли лиц с денежными доходами

ниже прожиточного минимума в РФ

Доля лиц с денежными доходами ниже 7,5 7,5 7,4 7,4 7,4 7,3 7,3 7,2

прожиточного минимума в Хабаровском

крае, % от общей численности населения

Соотношение фактического (прогнозного) 1,07 1,07 1,06 1,06 1,06 1,04 1,04 1,03

и порогового значений доли лиц

с денежными доходами ниже прожиточного

минимума в Хабаровском крае

Соотношение фактического (прогнозного) 0,83 0,84 0,84 0,85 0,87 0,88 0,90 0,90

краевого и среднероссийского значений

доли лиц с денежными доходами ниже

прожиточного минимума

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

100

10

Даля лиц с денежными

доходами ниже прожиточного минимума крае

доходами ниже прожиточного минимума ъ среднем по Российской Федерации

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Рис. 19. Прогноз доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в РФ и Хабаровском крае до 2025 г., % от общей численности населения (левая шкала), и соотношения фактического (прогнозного) краевого и среднероссийского значений доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума (правая шкала)

Таблица 28

Прогноз значений децильного коэффициента дифференциации доходов населения в 2014-2025 гг.

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025

Децильный коэффициент дифференциации доходов 12,1 12,0 11,9 11,8 11,6 11,4 11,2 11,0

населения в РФ, в среднем

Соотношение прогнозного и порогового значений 1,51 1,50 1,49 1,48 1,45 1,43 1,40 1,38

децильного коэффициента дифференциации доходов

населения в РФ

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения в Хабаровском крае 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 7,9 7,5

Соотношение фактического (прогнозного) и порогового 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 0,99 0,94

значений децильного коэффициента дифференциации

доходов населения в Хабаровском крае

Соотношение фактического (прогнозного) краевого 0,66 0,67 0,67 0,68 0,69 0,70 0,71 0,68

и среднероссийского значений децильного коэффициента дифференциации доходов населения

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

100

10

Децильный

-иооффнинонт-

дифференциации доходов населения в среднем по Российской Федерации

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения в Хабаровском крае

-1—I—I—1—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—1—I—I—I—I—1—I—I—I—0,1

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2003 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 201Э 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Рис. 20. Прогноз значений децильного коэффициента дифференциации доходов населения в РФ и Хабаровском крае до 2025 г. (левая шкала) и соотношение фактического (прогнозного) краевого и среднероссийского значений децильного коэффициента дифференциации доходов населения (правая шкала)

машиностроения и металлообработки в промышленном производстве Хабаровского края в прогнозный период будет выше, чем в среднем по России, и к 2025 г. может возрасти до 25,6%.

В этом случае соотношение прогнозного краевого и среднероссийского значений доли продукции

машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства будет находиться в диапазоне 1,77-1,84 (табл. 29, рис. 21).

Анализ прогнозных статистических данных по девяти показателям экономической безопасности позволил предположить, что уровень региональной

Таблица 29

Прогноз доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве в 2014-2025 гг.

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025

Объем произведенной в РФ промышленной 42 000 49 257 54 565 60 311 71 360 81 000 99 000 106 126

продукции, млрд руб. в фактических

отпускных ценах

Объем произведенной в РФ продукции 5 376,0 6 354,2 7 093,5 7 900,7 9 490,9 10 935,0 13 563,0 14 857,6

машиностроения и металлообработки,

млрд руб. в фактических отпускных ценах

Доля продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме 12,8 12,9 13,0 13,1 13,3 13,5 13,7 14,0

промышленного производства РФ, %

Доля продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме промыш- 22,7 23,0 23,5 24,0 24,4 24,8 25,2 25,6

ленного производства Хабаровского края, %

Доля продукции машиностроения и металлообработки Хабаровского края 1,12 1,12 1,13 1,32 1,44 1,67 1,77 1,90

в общем объеме продукции машиностроения и металлообработки РФ, %

Соотношение фактического (прогнозного) 1,77 1,78 1,81 1,83 1,84 1,84 1,84 1,83

краевого и среднероссийского значений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доли продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме

промышленного производства

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

100

г 10

Доля продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства Хабаровского края

Доля продукции машиностроения и плообработки в обще промышленного производства Российской Федерации

1

1

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2003 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Рис. 21. Прогноз доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве РФ и Хабаровского края до 2025 г., % (левая шкала), и соотношение значений фактической (прогнозной) краевой и среднероссийской доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (правая шкала)

безопасности хозяйства Хабаровского края до 2025 г. должен повыситься (табл. 30-39, рис. 22, 23) [3, 6, 19, 20, 21].

Кроме того, следует учитывать, что рыночные преобразования в Российской Федерации укрепили ее связь с другими государствами, с национальными хозяйствами экономически развитых и развиваю-

щихся стран, превратив отечественную экономику в органичную часть мирового хозяйства. При этом хозяйства восточных регионов страны имеют потенциал более глубокой интеграции с северными регионами Китая, а также регионами Японии и Республики Корея [9, 11-14, 16, 17].

Таблица 30

Объем валового регионального продукта как фактор экономической безопасности (прогноз до 2025 г.)

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025 Уровень порогового значения ЭБ

Средний ВРП по субъектам РФ, млрд долл. в ценах и по ППС национальных валют 2003 г. 2 341,4 2 376,5 2 412,2 2 460,4 2 585,0 2 715,8 2 853,3 2 996,0 1 000

Средний ВРП по субъектам РФ, млрд долл. в текущих ценах 75 248 84 370 95 196 107 194 130 030 155 501 185 500 212 327 —

Значение нормированного показателя ЭБ РФ (общегосударственная составляющая) 2,34 2,38 2,41 2,46 2,58 2,72 2,85 3,00

ВРП Хабаровского края в текущих ценах, млрд руб. 209,7 220,6 240,4 262,1 311,4 370,0 439,5 518,7 —

Доля ВРП Хабаровского края в суммарном ВРП по субъектам РФ 0,28 0,26 0,25 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,9

Нормированный показатель региональной ЭБ Хабаровского края (региональная составляющая) 0,31 0,29 0,28 0,27 0,27 0,27 0,27 0,27

Нормированный показатель ЭБ Хабаровского края 0,725 0,687 0,670 0,656 0,689 0,724 0,761 0,799 —

Примечание. ЭБ - экономическая безопасность.

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

Таблица 31

Валовой сбор зерновых как фактор экономической безопасности (прогноз до 2025 г.)

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025 Уровень порогового значения ЭБ

Валовой сбор зерновых в РФ 96,7 98,1 100,9 102,1 106,4 110,6 114,7 118,5 60

в весе после доработки, млн т

Значение нормированного ЭБ РФ 1,612 1,635 1,682 1,702 1,773 1,843 1,912 1,975 -

(общегосударственная составляющая)

Валовой сбор зерновых в Хабаровском 0,025 0,025 0,026 0,026 0,027 0,028 0,029 - 0,030

крае в весе после доработки, млн т

Доля валового сбора зерновых 0,026 0,025 0,026 0,025 0,025 0,025 0,025 0,022 0,025

в Хабаровском крае в валовом сборе

зерновых РФ

Нормированный показатель 1,182 1,136 1,182 1,136 1,136 1,136 1,136 - 1,136

региональной ЭБ Хабаровского края (региональная составляющая)

Нормированный показатель ЭБ 1,905 1,858 1,987 1,934 2,015 2,095 2,172 2,244 -

Хабаровского края

Примечание. ЭБ - экономическая безопасность.

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

-12 (297) - 2015-

Мировой финансово-экономический кризис мость принятия и реализации не только дополни-

значительно повлиял на возможности нашей стра- тельных антикризисных мер, но и мер по ускорению

ны по повышению уровня своей экономической технологического обновления экономики России в

безопасности и уровней безопасности хозяйств ее целом, Хабаровского края и других регионов Даль-

восточных регионов. Это обусловливает необходи- него Востока [1, 2, 10, 15, 18].

Таблица 32

Инвестиции в основной капитал как фактор экономической безопасности (прогноз до 2025 г.

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025 Уровень порогового значения ЭБ

Объем инвестиций в основной 9 000,2 11 500,2 14 000,6 16 500,1 21 500,7 28 000,7 35 000,4 - 42 659,2

капитал в РФ, млрд руб.

Объем инвестиций в основной 12,0 13,6 14,7 15,4 16,5 18,0 18,9 16,0 20,1

капитал в РФ, % от ВВП

Значение нормирован- 0,75 0,85 0,92 0,96 1,03 1,13 1,18 1,26 -

ного показателя ЭБ РФ

(общего сударственная составляющая)

Инвестиции в основной капитал 158,05 172,28 190,36 210,35 256,84 313,61 382,93 - 467,567

в Хабаровском крае, млрд руб.

Доля инвестиций в Хабаровском 1,756 1,498 1,360 1,275 1,195 1,120 1,094 1,300 1,096

крае в основной капитал в сум-

марных инвестициях по субъек-

там РФ, %

Нормированный показатель реги- 1,351 0,853 0,908 0,938 0,977 0,967 0,995 - 1,002

ональной ЭБ Хабаровского края

(региональная составляющая)

Нормированный показатель ЭБ 1,010 0,727 0,835 0,902 1,010 1,088 1,173 1,258 -

Хабаровского края

Примечание. ЭБ - экономическая безопасность.

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

Таблица 33

Уровень безработицы как фактор экономической безопасности (прогноз до 2025 г.)

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025 Уровень порогового значения ЭБ

Уровень безработицы в РФ, % от численности 7,0 6,5 6,0 5,6 5,3 5,0 4,6 4,5 8,0

экономически активного населения

Значение нормированного показателя ЭБ РФ 1,14 1,23 1,33 1,43 1,51 1,60 1,74 1,78 -

(общегосударственная составляющая)

Уровень безработицы в Хабаровском крае, 5,8 5,8 5,7 5,7 5,6 5,4 5,3 - 5,2

% от численности экономически активного

населения

Соотношение фактического краевого 0,829 0,892 0,950 1,018 1,057 1,080 1,152 1,1 1,156

и среднероссийского значений уровня безработицы

Нормированный показатель региональной ЭБ 1,328 1,233 1,158 1,081 1,041 1,019 0,955 - 0,952

Хабаровского края (региональная

составляющая)

Нормированный показатель ЭБ 1,517 1,517 1,544 1,544 1,571 1,630 1,661 1,692 -

Хабаровского края

Примечание. ЭБ - экономическая безопасность.

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

12 (297) - 2015

Таблица 34

Расходы на «гражданскую» науку как фактор экономической безопасности (прогноз до 2025 г.)

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025 Уровень порогового значения ЭБ

Расходы на НИР в РФ, трлн руб. 1 505 1 690 1 910 2 160 2 700 3 846 7 500 - 11 154 000 000

Расходы на НИР в РФ, % от ВВП 2,00 2,00 2,01 2,02 2,08 2,47 4,04 1,5 5,25

Значение нормированного показателя ЭБ РФ (общегосударственная составляющая) 1,333 1,333 1,340 1,347 1,387 1,647 2,693 3,500

Расходы на НИР в Хабаровском крае, млрд руб. 1 998 2 129 2 450 2 771 3 646 5 325 10 500 - 15 600 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля внутренних текущих расходов на НИР в Хабаровском крае в общероссийских расходах, % 0,133 0,126 0,128 0,128 0,135 0,138 0,140 2,30 0,140

Нормированный показатель региональной ЭБ Хабаровского края (региональная составляющая) 0,553 0,525 0,533 0,533 0,563 0,575 0,583 0,583

Нормированный показатель ЭБ Хабаровского края 0,738 0,700 0,715 0,718 0,780 0,947 1,571 2,042 -

Примечание. ЭБ - экономическая безопасность.

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

Таблица 35

Выпуск инновационной продукции как фактор экономической безопасности (прогноз до 2025 г.)

Уровень

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025 порогового значения ЭБ

Объем инновационной продук- 3 990,0 4 679,4 5 183,7 5 729,5 7 492,8 9 315,0 11 - 12 735,1

ции в РФ, млрд руб., в факти- 385,0

ческих отпускных ценах

Доля инновационной продук- 9,5 9,5 9,5 9,5 10,5 11,5 11,5 15,0 12,0

ции в РФ в общем объеме про-

мышленного производства, %

Значение нормированного пока- 0,633 0,633 0,633 0,633 0,700 0,767 0,767 0,800 -

зателя ЭБ РФ (общегосударс-

твенная составляющая)

Доля инновационной продук- 2,14 2,20 2,40 2,70 4,10 5,70 6,70 - 7,60

ции Хабаровского края в общем

объеме промышленного произ-

водства, %

Соотношение фактического 0,225 0,232 0,253 0,284 0,39 0,496 0,583 1,6 0,633

краевого и среднероссийского

значений доли инновационной

продукции в общем объеме

промышленного производства

Нормированный показатель 0,141 0,145 0,158 0,178 0,244 0,310 0,364 - 0,396

региональной ЭБ Хабаровского

края (региональная составля-

ющая)

Нормированный показатель ЭБ 0,089 0,092 0,100 0,112 0,171 0,238 0,279 0,317 -

Хабаровского края

Примечание. ЭБ - экономическая безопасность.

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

-12 (297) - 2015-

Threats and Security 55 -

Таблица 36

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума как фактор экономической безопасности (прогноз до 2025 г.)

Уровень

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025 порогового значения ЭБ

Доля лиц с денежными доходами 9,0 8,9 8,8 8,7 8,5 8,3 8,1 8,0 7,0

ниже прожиточного уровня в РФ, %

от общей численности населения

Значение нормированного показа- 0,778 0,787 0,795 0,805 0,824 0,843 0,864 0,875 -

теля ЭБ РФ (общегосударственная

составляющая)

Доля лиц с денежными доходами 7,5 7,5 7,4 7,4 7,4 7,3 7,3 - 7,2

ниже прожиточного уровня в Хабаровском крае, % от общей

численности населения

Соотношение фактического 0,83 0,84 0,84 0,85 0,87 0,88 0,90 1,0 0,90

краевого и среднероссийского

значений доли лиц с денежными

доходами ниже прожиточного

уровня

Нормированный показатель 1,205 1,190 1,190 1,176 1,149 1,136 1,111 - 1,111

региональной ЭБ Хабаровского края

(региональная составляющая)

Нормированный показатель ЭБ 0,937 0,936 0,947 0,947 0,947 0,958 0,960 0,972 -

Хабаровского края

Примечание. ЭБ - экономическая безопасность.

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

Таблица 37

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения как фактор экономической безопасности (прогноз до 2025 г.)

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025 Уровень порогового значения ЭБ

Децильный коэффициент 12,1 12,0 11,9 11,8 11,6 11,4 11,2 11,0 8,0

дифференциации доходов населения

РФ

Значение нормированного показателя 0,66 0,67 0,67 0,68 0,69 0,70 0,71 0,73 -

ЭБ РФ (общегосударственная

составляющая)

Децильный коэффициент 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 7,9 - 7,5

дифференциации доходов населения Хабаровского края

Соотношение фактического краевого 0,66 0,67 0,67 0,68 0,69 0,70 0,71 0,7 0,68

и среднероссийского значений децильного коэффициента

дифференциации доходов населения

Нормированный показатель 1,061 1,045 1,045 1,029 1,014 1,000 0,986 - 1,029

региональной ЭБ Хабаровского края (региональная составляющая)

Нормированный показатель ЭБ 0,701 0,697 0,702 0,698 0,700 0,702 0,704 0,749 -

Хабаровского края

Примечание. ЭБ - экономическая безопасность.

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

-12 (297) - 2015-

Таблица 38

Объем продукции машиностроения и металлообработки как фактор экономической безопасности (прогноз до 2025 г.)

Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025 Уровень порогового значения ЭБ

Объем продукции машиностро- 5 376,0 6 354,2 7 093,5 7 900,7 9 490,9 10 13 - 14 857,6

ения и металлообработки в РФ, 935,0 563,0

млрд руб. в фактических отпуск-

ных ценах

Доля машиностроения и металлообработки в общем объеме про- 12,8 12,9 13,0 13,1 13,3 13,5 13,7 25,0 14,0

мышленного производства РФ, %

Значение нормированного показа- 0,512 0,516 0,520 0,524 0,532 0,540 0,548 0,560 -

теля ЭБ РФ (общегосударственная составляющая)

Доля машиностроения и метал- 22,7 23,0 23,5 24,0 24,4 24,8 25,2 - 25,6

лообработки в Хабаровском крае в общем объеме промышленного

производства, %

Соотношение фактического 1,773 1,783 1,808 1,832 1,835 1,837 1,839 1,20 1,829

краевого и среднероссийского

значений доли машиностроения и металлообработки в общем объ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

еме промышленного производства

Нормированный показатель регио- 1,478 1,486 1,507 1,527 1,529 1,531 1,533 - 1,524

нальной ЭБ Хабаровского края

(региональная составляющая)

Нормированный показатель ЭБ 0,756 0,767 0,783 0,800 0,814 0,827 0,840 0,854 -

Хабаровского края

Примечание. ЭБ - экономическая безопасность.

Источники: Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.; расчеты авторов.

Таблица 39

Прогноз значений показателей экономической безопасности Хабаровского края

в 2014-2025 гг. (сводная таблица)

Фактор экономической безопасности 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025

Объем валового регионального 0,725 0,687 0,67 0,656 0,689 0,724 0,761 0,799

продукта

Валовой сбор зерновых 1,905 1,858 1,987 1,934 2,015 2,095 2,172 2,244

Инвестиции в основной капитал 1,01 0,727 0,835 0,902 1,01 1,088 1,173 1,258

Уровень безработицы 1,517 1,517 1,544 1,544 1,571 1,63 1,661 1,692

Внутренние текущие расходы на научные 0,738 0,700 0,715 0,718 0,780 0,947 1,571 2,042

исследования и разработки

Доля инновационной продукции в объеме 0,089 0,092 0,1 0,112 0,171 0,238 0,279 0,317

промышленного производства

Численность населения с денежными 0,937 0,936 0,947 0,947 0,947 0,958 0,96 0,972

доходами ниже прожиточного уровня

Децильный коэффициент 0,701 0,697 0,702 0,698 0,7 0,702 0,704 0,749

дифференциации доходов населения

Доля машиностроения 0,756 0,767 0,783 0,8 0,814 0,827 0,84 0,854

и металлообработки в общем объеме

промышленного производства

Интегральный показатель экономической 0,0690 0,0454 0,0639 0,0751 0,1585 0,3372 0,8013 1,5359

безопасности Хабаровского края

- £

О -С

■а ^

5 о

со X ^

з СГ

СО сг

8 ГЛ

о X

£ -I

о т

о "Л

О сг

м

'ю со

I

м о

сл

^ ш £

С/5

со о

та т со —I

со

Доля машиностроения и ме-

таллообработки в общем объ-

еме промышленного произ-

водства ^^ ,

100,000

Объем валового регионального продукта

Рис. 22. Прогнозные значения нормированных показателей региональной экономической безопасности

Хабаровского края в 1990-2025 гг.

3"

о

и

Е н о» ев ы о н № о Н о о н №

СЛ -VI

ев »г

С/2

ев

о

е

1-1

Рис.23. Динамика изменений значений интегрированных показателей экономической безопасности РФ и региональной экономической безопасности Хабаровского края, регионов Дальнего Востока, Западной и Восточной Сибири в 2000-2013 гг. и в перспективе до 2025 г.

Список литературы

1. Антамошкина Е.Н. Оценка продовольственной безопасности Южного федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 42. С. 30-38.

2. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева З.З. Проблемы и механизмы обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34. С.44-54.

3. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35. С. 46-68.

4. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2009. 301 с.

5. Гордиенко Д.В., Лузянин С.Г. Оценка уровня безопасности стран Северо-Восточной и Центральной Азии: монография. М.: ИДВ РАН, 2013. 88 с.

6. Гордиенко Д.В., Рыжонков В.Н. Оценка уровня экономической безопасности восточных регионов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 24. С. 52-63.

7. Гордиенко Д.В., Яковлева Н.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства: монография. М.: Аргамак-Медиа, 2013. 392 с.

8. Жилкина Ю.В. Международная безопасность в эпоху глобализации мировой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 25. С. 62-67.

9. Зуева А.С. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности Союзного государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 37. С. 48-53.

10. КульковВ.М., Кайманаков С.В., ТеняковИ.М. Экономический рост в России: национальная модель, качество и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 38. С. 9-19.

Угрозы и безопасность

- 59

11. Лузянин С.Г. Безопасность в Восточной Азии: только по американскому рецепту? // Проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии. М.: ИДВ РАН, 2012. С. 5-15.

12. Лузянин С.Г. Владивосток - 2012: измерения АТЭС // Азия и Африка сегодня. 2012. № 11. С. 2-11.

13. Лузянин С.Г. Внешняя политика Китая: от регионального к глобальному // Российско-китайское сотрудничество в Северо-Восточной Азии. М.: ИДВ РАН, 2012. С. 31-55.

14. Лузянин С.Г. Китай и мир: от регионального к глобальному // Обозреватель. 2011. № 9. С.76-86.

15. Минаков А.В. Системные проблемы управления бюджетно-налоговой системой при обеспечении экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 12. С. 61-65.

16. Муталимов В.А. Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при

вступлении во Всемирную торговую организацию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 23. С. 70-76.

17. Смирнов В.В. Парадигма и концепция экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 46. С. 8-19.

18. Суглобов А.Е., Древинг С.Р. Социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризация экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 10. С. 66-67.

19. ШигунМ.М. Субъекты внутреннего контроля в системе экономической безопасности предприятия // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 32. С. 52-62.

20. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. 806 с.

21. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004. 768 с.

National Interests: Priorities and Security Threats and Security

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

EVALUATION OF THE LEVEL OF REGIONAL ECONOMIC SECURITY OF THE KHABAROVSK KRAI AND THE DYNAMICS OF CHANGE OF PROTECTION OF ITS ECONOMY IN THE PERIOD OF 1990-2025

Dmitrii V. GORDIENKO, Sergei G. LUZYANIN

Abstract

Importance The global financial and economic crisis and political developments in recent months at the western borders of our country brought the problem of adjusting the long-term social and economic development of Russia and, in particular, the implementation of the Eurasian mission. The Far Eastern border regions of the Russian Federation, Khabarovsk and Primorsky Krais, Amur and Sakhalin regions take a key position in this matter. The article deals with the assessment of the level of economic safety of the Khabarovsk Krai and its comparison with other border security levels of the Far Eastern regions of our country, as well as the regional levels of economic security of Western and Eastern Siberia, the average level of economic security of the Russian Federation.

Objectives The aim of the work was a comparative assessment of the level of economic security of the

Khabarovsk Krai to identify ways to improve the efficiency of its socio-economic development and the level of regional economic security. Methods Using statistical and econometric methods, the authors assessed the prospects of change in the level of economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation. The article considers the basic indicators of the economic security of the Krai: gross regional product, gross grain harvest, volumes of investment in fixed capital, unemployment, internal current expenditure on research and development and other. Results The authors propose an approach to the comparative assessment of the level of economic security of the region, examine ways to ensure the economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation today. This approach to assessing the levels of economic

security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation allows identifying the priorities of regional socio-economic development in present conditions. Conclusions and Relevance The authors conclude that the implementation of Russia's Eurasian mission remains the priority task of ensuring the regional economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation.

Keywords: economic security, gross regional product, gross grain harvest, investment in fixed capital, unemployment, internal current expenditure, research and development, innovation products, industrial production, assessment, Khabarovsk Krai, Far East border regions, Russia, Russian Federation

References

1. Antamoshkina E.N. Otsenka prodovol'stvennoi bezopasnosti Yuzhnogo federal'nogo okruga [Food security assessment of the Southern Federal District].

Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2013, no. 42, pp. 30-38.

2. Akhmeduev A.Sh., Abdulaeva Z.Z. Problemy i mekhanizmy obespecheniya ekonomicheskoi bezopas-nosti Respubliki Dagestan [Problems and mechanisms to ensure the economic security of the Republic of Dagestan] . Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'= National Interests: Priorities and Security, 2010, no.34,pp.44-54.

3. Gordienko D.V. Vliyanie mirovogo finansovo-ekonomicheskogo krizisa na izmenenie urovnya eko-nomicheskoi bezopasnosti Rossii [The impact of the global financial and economic crisis on the change in the level of economic safety of Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 35, pp. 46-68.

4. Gordienko D.V. Obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva: monografiya [Ensuring the economic security of the State: a monograph]. Moscow, General Staff Academy of Armed Forces of Russian Federation Publ., 2009, 301 p.

5. Gordienko D.V., Luzyanin S.G. Otsenka urovnya bezopasnosti stran Severo-Vostochnoi i Tsentral'noi Azii: monografiya [Evaluation of the level of security in the North-East and Central Asia: a monograph]. Moscow, IFE of RAS Publ., 2013, 88 p.

6. Gordienko D.V., Ryzhonkov V.N. Otsenka urovnya ekonomicheskoi bezopasnosti vostochnykh regionov Rossii [Evaluation of the level of economic se-

curity of the Eastern regions of Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 24, pp. 52-63.

7. Gordienko D.V., Yakovleva N.G. Mirovoi finansovo-ekonomicheskii krizis i obespechenie eko-nomicheskoi bezopasnosti gosudarstva: monografiya [The world financial and economic crisis and the ensuring economic security of the State: a monograph]. Moscow, Argamak-Media Publ., 2013, 392 p.

8. Zhilkina Yu.V. Mezhdunarodnaya bezopasnost' v epokhu globalizatsii mirovoi ekonomiki [International security in globalization of the world economy]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 25, pp.62-67.

9. Zueva A.S. Aktual'nye problemy obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti Soyuznogo gosudarstva [Actual problems of economic security of the Union State]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'= National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 37, pp. 48-53.

10. Kul'kov V.M., Kaimanakov S.V., Tenyakov I.M. Ekonomicheskii rost v Rossii: natsional'naya model', kachestvo i bezopasnost' [Economic growth in Russia: a national model, quality and safety]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 38, pp. 9-19.

11. Luzyanin S.G. Bezopasnost 'v Vostochnoi Azii: tol'ko po amerikanskomu retseptu? V sb. "Problemy bezopasnosti v Severo-Vostochnoi Azii" [Security in East Asia: according to American recipe only? In: Security in Northeast Asia]. Moscow, IFE of RAS Publ., 2012, pp. 5-15.

12. Luzyanin S.G. Vladivostok - 2012: izmereniya ATES [Vladivostok - 2012: measurement of APEC]. Aziya i Afrika segodnya = Asia and Africa Today, 2012, no. 11, pp. 2-11.

13. Luzyanin S.G. Vneshnyaya politika Kitaya: ot regional 'nogo k global 'nomu. V sb. "Rossiisko-kitaiskoe sotrudnichestvo v Severo-Vostochnoi Azii" [China's foreign policy: from regional to global. In: Russian-Chinese cooperation in Northeast Asia]. Moscow, IFE of RAS Publ., 2012, pp. 31-55.

14. Luzyanin S.G. Kitai i mir: ot regional'nogo k global'nomu [China and the world: from regional to global]. Obozrevatel' = Observer, 2011, no. 9, pp. 76-86.

15. Minakov A.V. Sistemnye problemy upravleniya byudzhetno-nalogovoi sistemoi pri obespechenii eko-nomicheskoi bezopasnosti strany [System problems in the management of budget and tax system ensuring the economic security of the country]. Natsional'nye in-

Угрозы и безопасность Threats and Security - 61 -

teresy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 12, pp. 61-65.

16. Mutalimov V.A. Gosudarstvennyi monitoring ugroz ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii pri vstuplenii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu [State monitoring of threats to the economic security of Russia under joining the World Trade Organization]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 23, pp. 70-76.

17. Smirnov V.V. Paradigma i kontseptsiya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [A paradigm and the concept of economic security of Russia]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 46, pp. 8-19.

18. Suglobov A.E., Dreving S.R. Sotsial'no-eko-nomicheskie aspekty ekonomicheskoi bezopasnosti i klasterizatsiya ekonomiki [Socio-economic aspects of economic security and the economic clustering]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2009, no. 10, pp. 66-67.

19. Shigun M.M. Sub"ekty vnutrennego kontrolya v sisteme ekonomicheskoi bezopasnosti predpriyatiya [The internal control entities in the system of economic

security of enterprises]. Mezhdunarodnyi bukhgalter-skii uchet = International Accounting, 2014, no. 32, pp.52-62.

20. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii [The economic security of Russia]. Moscow, Delo Publ., 2005, 806 p.

21. Ekonomicheskaya i natsional'naya bezopasnost' [The economic and national security]. Moscow, Ekzamen Publ., 2004, 768 p.

Dmitrii V. GORDIENKO

Academy of Military Science, Moscow, Russian Federation [email protected]

Sergei G. LUZYANIN

Institute for Far Eastern Studies of RAS, Moscow, Russian Federation [email protected]

Acknowledgments

The work was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 14-07-00004a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.