Научная статья на тему 'Оценка уровня региональной экономической безопасности Хабаровского края и динамика изменения защищенности его экономики в период с 1990 по 2025 г. ( продолжение следует)'

Оценка уровня региональной экономической безопасности Хабаровского края и динамика изменения защищенности его экономики в период с 1990 по 2025 г. ( продолжение следует) Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
398
64
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ / ASSESSMENT / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗАЩИЩЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА ПРИГРАНИЧНЫХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ / FAR EAST BORDER REGIONS / GROSS REGIONAL PRODUCT / GROSS GRAIN HARVEST / INVESTMENT IN FIXED CAPITAL / UNEMPLOYMENT / INTERNAL CURRENT EXPENDITURE / RESEARCH AND DEVELOPMENT / INNOVATION PRODUCTS / INDUSTRIAL PRODUCTION / KHABAROVSK KRAI / RUSSIA / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Гордиенко Д.В., Лузянин С.Г.

Глобальный мировой финансово-экономический кризис и политические события последних месяцев на западных границах нашей страны актуализировали проблему корректировки долговременного социально-экономического развития России и, в частности, реализацию ее «евразийской миссии». При этом дальневосточные приграничные регионы Российской Федерации Хабаровский и Приморский края, Амурская и Сахалинская области занимают в этом вопросе ключевые позиции. Статья посвящена оценке уровня экономической безопасности Хабаровского края и его сравнению с уровнями защищенности других приграничных дальневосточных регионов нашей страны, а также уровнями региональной экономической безопасности Западной и Восточной Сибири, средним уровнем экономической безопасности Российской Федерации. Целью работы являлось проведение сравнительной оценки уровня экономической безопасности Хабаровского края для выявления направлений повышения эффективности его социально-экономического развития и уровня региональной экономической безопасности. В статье рассмотрены основные показатели экономической безопасности Хабаровского края. С помощью статистических и эконометрических методов оценены перспективы изменения уровня экономической безопасности края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации. Предложен подход к сравнительной оценке уровня экономической безопасности региона, проанализированы способы обеспечения экономической безопасности Хабаровского края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации в современных условиях. Данный подход к сравнительной оценке уровней экономической безопасности Хабаровского края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации позволяет выявить приоритеты регионального социально-экономического развития в современных условиях. Сделан вывод о том, что в условиях реализации Россией своей «евразийской миссии» остается приоритетной задача обеспечения региональной экономической безопасности Хабаровского края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Гордиенко Д.В., Лузянин С.Г.,

Evaluation of the level of regional economic security of the Khabarovsk Krai and the dynamics of change of protection of its economy in the period of 1990-2025

Importance The global financial and economic crisis and political developments in recent months at the western borders of our country brought the problem of adjusting the long-term social and economic development of Russia and, in particular, the implementation of the Eurasian mission. The Far Eastern border regions of the Russian Federation, Khabarovsk and Primorsky Krais, Amur and Sakhalin regions take a key position in this matter. The article deals with the assessment of the level of economic safety of the Khabarovsk Krai and its comparison with other border security levels of the Far Eastern regions of our country, as well as the regional levels of economic security of Western and Eastern Siberia, the average level of economic security of the Russian Federation. Objectives The aim of the work was a comparative assessment of the level of economic security of the Khabarovsk Krai to identify ways to improve the efficiency of its socio-economic development and the level of regional economic security. Methods Using statistical and econometric methods, the authors assessed the prospects of change in the level of economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation. The article considers the basic indicators of the economic security of the Krai: gross regional product, gross grain harvest, volumes of investment in fixed capital, unemployment, internal current expenditure on research and development and other. Results The authors propose an approach to the comparative assessment of the level of economic security of the region, examine ways to ensure the economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation today. This approach to assessing the levels of economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation allows identifying the priorities of regional socio-economic development in present conditions. Conclusions and Relevance The authors conclude that the implementation of Russia's Eurasian mission remains the priority task of ensuring the regional economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня региональной экономической безопасности Хабаровского края и динамика изменения защищенности его экономики в период с 1990 по 2025 г. ( продолжение следует)»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 336.717

оценка уровня региональной

экономической безопасности хабаровского края и динамика изменения

защищенности его экономики в период с 1990 по 2025 г.*

д. В. ГОРдИЕНКО, доктор военных наук, профессор, действительный член (академик) Академии военных наук E-mail: gordienko@ane.ru

С. Г. ЛУЗЯНИН,

доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института дальнего Востока РАН E-mail: lousianin@ifes-ras.ru

Гглобальный мировой финансово-экономический кризис и политические события последних месяцев на западных границах нашей страны актуализировали проблему корректировки долговременного социально-экономического развития России и, в частности, реализацию ее «евразийской миссии». При этом дальневосточные приграничные регионы Российской Федерации - Хабаровский и Приморский края, Амурская и Сахалинская области - занимают в этом вопросе ключевые позиции. Статья посвящена оценке уровня экономической безопасности Хабаровского края и его сравнению с уровнями защищенности других приграничных дальневосточных регионов нашей страны, а также уровнями региональной экономической безопасности Западной и Восточной Сибири, средним уровнем экономической безопасности Российской Федерации.

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 14-07-00004а.

Целью работы являлось проведение сравнительной оценки уровня экономической безопасности Хабаровского края для выявления направлений повышения эффективности его социально-экономического развития и уровня региональной экономической безопасности.

В статье рассмотрены основные показатели экономической безопасности Хабаровского края. С помощью статистических и эконометрических методов оценены перспективы изменения уровня экономической безопасности края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации.

Предложен подход к сравнительной оценке уровня экономической безопасности региона, проанализированы способы обеспечения экономической безопасности Хабаровского края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации в современных условиях. Данный подход к сравнительной оценке уровней экономической безопасности Хабаровского края и других приграничных

Угрозы и безопасность Threats and Security - 41 -

дальневосточных регионов Российской Федерации позволяет выявить приоритеты регионального социально-экономического развития в современных условиях.

Сделан вывод о том, что в условиях реализации Россией своей «евразийской миссии» остается приоритетной задача обеспечения региональной экономической безопасности Хабаровского края и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ключевые слова: экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, оценка уровня экономической безопасности Хабаровского края, сравнительная оценка защищенности хозяйства приграничных дальневосточных регионов России

Введение

В октябре 2013 г. Хабаровский край отметил свое 75-летие. Несмотря на проблемы в экономике и социальной сфере, этот регион остается социально стабильным и продолжает быть одним из лидеров экономического развития в Дальневосточном федеральном округе, занимая ключевые позиции при реализации «евразийской миссии» нашей страны.

В этой связи актуальна задача сравнительной оценки уровня экономической безопасности приграничных дальневосточных регионов России1 и, в первую очередь, Хабаровского края в целях выявления направлений повышения эффективности их социально-экономического развития и уровня региональной экономической безопасности.

Оценка уровня региональной экономической безопасности Хабаровского края может быть проведена путем рассмотрения показателей защищенности национального хозяйства на экономической территории этого дальневосточного региона [4, 6, 11, 14, 17, 20, 21].

Показатели экономической безопасности Хабаровского края

Объем валового регионального продукта. Динамика экономического развития Хабаровского края по ключевым макроэкономическим показателям не превышает показателей, сложившихся в среднем по Российской Федерации.

Традиционно «локомотивами экономики» в Хабаровском крае выступают промышленные

1 Под региональной экономической безопасностью понимается состояние защищенности части национального хозяйства, находящейся на экономической территории региона, от внешних и внутренних угроз.

предприятия, авиа- и судостроение. В 2013 г. объем отгруженных товаров собственного производства добывающими и обрабатывающими производствами и электроэнергетикой составил 199,3 млрд руб., или 102,3% к уровню 2012 г.2 (рис. 1, 2, табл. 1).

2 Индекс промышленного производства по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составил 101,7% к уровню 2012 г Объемы добычи полезных ископаемых увеличились на 3%, обрабатывающие производства - на 1,5%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 1%. В 2013 г индекс промышленного производства по виду деятельности «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» составил 87,0%. Добыча угля составила 4 309 тыс. т, или 86,7% к уровню 2012 г (возросла на 28,9% к декабрю 2012 г). Индекс промышленного производства по виду деятельности «Добыча руд цветных металлов» в 2013 г. составил 105,6%. По сравнению с 2012 г. на 14,2% увеличены объемы добычи золота в связи с наращиванием добычи ООО «Ресурсы Албазино» на 32,0%, ООО «Охотская ГГК» - на 66,8%, ООО «Амур Золото» - на 16,5%. В связи с уменьшением среднего содержания металла в руде Хаканджинского месторождения объемы добычи серебра сократились на 36,2%.

В 2013 г. индекс производства пищевых продуктов составил 91,5%. Увеличен объем производства цельномолочной продукции на 3,7%. Снижены объемы производства мяса и субпродуктов на 5,7%, хлеба и хлебобулочных изделий - на 5,5%, кондитерских изделий - на 2,3 %.

Индекс промышленного производства по обработке древесины и производству изделий из дерева в 2013 г. составил 84,2%. Произведено пиломатериалов 885,4 тыс. м3 (89,2% к уровню 2012 г). Выпуск древесностружечных плит (ДСП) составил 8,4 тыс. м3 (14,5%). Индекс промышленного производства по виду деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов» за январь-декабрь 2013 г. составил 101,1%. Объем переработки нефти составил 12 127,0 тыс. т, или 101,0% к уровню 2012 г Производство автомобильных бензинов увеличилось на 13,9%, топлива моторного для судовых двигателей - на 8,7%, мазута топочного - на 4,1%. Снижено производство дизельного топлива на 5%. Индекс производства по виду деятельности «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (строительных материалов) в 2013 г составил 100%. Производство теплоизоляционных материалов увеличилось по сравнению с уровнем 2012 г на 83,7%. Снижено производство сборных железобетонных конструкций и деталей на 3,5%, кирпича - на 20,9%.

По виду деятельности «Металлургическое производство и производство металлических изделий» в январе-декабре 2013 г. индекс производства составил 97,8%. ОАО «Амурский гидрометаллургический комбинат» освоило выпуск золота необработанного в слитках, что обеспечило прирост металлургического производства на 35%. Индекс промышленного производства за январь-декабрь 2013 г. по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составил 101%. Объем производства электроэнергии в натуральном выражении составил 8 232,7 млн кВт-ч, или 102,5% к уровню 2012 г. Производство тепловой энергии в крае составило 16 797,9 тыс. Гкал, или 98,8% к уровню 2012 г. Снижение величины объемов производства тепловой энергии связано с более высокой температурой наружного воздуха на 2-4°С в ноябре-декабре 2013 г. по сравнению с соответствующим периодом 2012 г.

-10 (295) - 2015-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ю

18,7

18,8

11,0

8

Источник: URL: http://khabkrai.ru/about/economics.html.

13,1 <

Рис. 1. Структура ВРП Хабаровского края в 2012 году, %:

1 - добыча полезных ископаемых;

2 - обрабатывающие производства;

3 - производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

4 - оптовая и розничная торговля;

5 - образование, здравоохранение и социальные услуги;

6 - рыболовство и рыбоводство;

7 - сельское и лесное хозяйство, охота;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8 - строительство; 9 - транспорт и связь; 10 - прочие ВЭД

100 МО

10 ООО ■

1 ООО ■

100

Средний ВРП по субъектам Российской Федерации

10

1990

1992

ВРП Хабаровского края

1ЭЭ4

1995

1993

2000

2002

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Примечание. До 1998 г. - трлн руб. в текущих ценах. Рис. 2. ВРП Хабаровского края и средний ВРП по субъектам Российской Федерации в 1990-2013 гг., млрд руб.

2004

2006

2008

2010

Валовой региональный продукт в 1990-2013 гг., млрд руб.

2012

Таблица 1

Показатель 1990 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2005 2007 2009 2010 2011 2012 (оценка) 2013 (оценка)

Суммарный ВРП по субъектам Российской Федерации 652,56 713,67 834,21 1 287,6 2 045,4 3 827,4 8 943,6 21 665 32 989 39 016 44 491 54 369 61 811 39 016

ВРП Хабаровского края 5,8256 6,2892 7,0986 13,939 30,048 40,306 79,892 161,19 231,29 194,84 196,94 200,93 206,89 199,33

Доля ВРП Хабаровского края в суммарном ВРП по субъектам РФ, % 0,893 0,881 0,851 1,083 1,469 1,053 0,893 0,744 0,701 0,499 0,443 0,370 0,335 0,299

Примечание. До 1998 г. - трлн руб. в текущих ценах.

Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru; расчеты авторов.

10 (295) - 2015

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таблица 2

Валовой сбор зерновых в 1990-2013 гг., в весе после доработки, млн т

Показатель 1990 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2005 2007 2009 2010 2011 2012 (оценка) 2013 (оценка)

Валовой сбор зерновых в Российской Федерации 116,7 89,1 99,1 63,4 88,6 54,7 85,2 78,2 85,5 97,1 65,1 94,2 71,0 97,1

Валовой сбор зерновых в Хабаровском крае 0,0335 0,0209 0,0272 0,0151 0,0181 0,0225 0,027 0,009 0,0227 0,023 0,024 0,024 0,025 0,025

Доля валового сбора зерновых Хабаровского края в валовом сборе зерновых РФ, % 0,029 0,023 0,027 0,024 0,020 0,041 0,032 0,012 0,027 0,024 0,037 0,025 0,035 0,027

Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru; расчеты авторов.

1 (МО

100

1,00

0.10

2006

2010

2012

Рис. 3. Валовой сбор зерновых в Хабаровском крае и суммарный валовой сбор зерновых по субъектам Российской Федерации в 1990-2013 гг., в весе после доработки, млн т

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Валовой сбор зерновых. Доля валового сбора зерновых Хабаровского края в валовом сборе зерновых РФ в период с 1990 по 2013 г. составляла 0,020-0,035% (табл. 2, рис. 3).

Объем производства валовой продукции сельского хозяйства Хабаровского края во всех категориях хозяйств края в 2013 г. составил 21,3 млрд руб., или 96,4% к уровню 2012 г. (в сопоставимой

оценке)3. В 2013 г. урожай зерновых собран с 4,7 тыс. га, намолочено 9,2 тыс. т зерна. Средняя урожайность с одного га составила 19,4 ц, что выше уровня 2012 г.4.

3 Развитие социально-экономической ситуации Хабаровского края в 2013 г URL: http://gov.khabkrai.ru/invest2.nsf/General_ru/ 2CEF1DDB9EF43F33CA256CBE0024AE04?OpenDocument.

4 URL: http://hab.mk.ru/news/2013/10/14/930099-v-habarovskom-krae-zavershena-uborka-zernovyih-i-prodolzhaetsya-sbor-soi.html.

Инвестиции в основной капитал. Инвестиции в основной капитал в Хабаровском крае составляют почти 20% инвестиций в основной капитал всего ДФО5.

Организациями всех форм собственности в Хабаровском крае в 2013 г. на развитие экономики и социальной сферы было направлено (по предварительной оценке) 145,0 млрд руб. инвестиций в основной капитал, или 83,5% к уровню 2012 г. (табл. 3, рис. 4)6.

В 2009-2010 гг. Хабаровский край характеризовался как регион с пониженным инвестиционным потенциалом и высоким инвестиционным риском (3С1). В настоящее время регион отличается пониженным инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском (3В1). Уменьшение инвестиционного риска края в последние годы связано в первую очередь с уменьшением экономической, социальной и криминальной составляющих такого риска7.

5 В 2011 г. инвестиции в основной капитал Хабаровского края составили 176,7 млрд руб. (103,9% к 2010 г).

6 Фактическая динамика обусловлена ее плановым снижением в связи с завершением крупных инфраструктурных проектов. С начала 2013 г. в крае сданы и введены в эксплуатацию: 1) первая очередь ГОК на золоторудном месторождении Белая Гора в Николаевском муниципальном районе, ООО «Русдрагмет»; 2) кирпичный завод в Хабаровском районе (линия по производству кирпича № 2), ООО «Хабаровский завод строительной керамики»; 3) основные здания, сооружения и оборудование Ванинского балкерного терминала, ЗАО «Дальтрансуголь»; 4) крытый ледовый дворец для хоккея с мячом - арена «Ерофей»; 5) автодорожный мост через протоку Амурская. За счет средств частных инвесторов продолжается реализация ряда проектов: развитие производственных мощностей со строительством обогатительной фабрики на Ургальском каменноугольном месторождении; строительство горно-обогатительных комплексов на золоторудных месторождениях Белая Гора и Авлаякан; реконструкция железнодорожного участка Оунэ - Высокогорная на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань; модернизация Хабаровского и Комсомольского НПЗ и др. См. Развитие социально-экономической ситуации Хабаровского края в 2013 году. URL: http://gov.khabkrai.ru/invest2.nsf/General_ru/ 2CEF1DDB9EF43F33CA256CBE0024AE04?0penD0cument.

7 В 2009-2010 гг. Хабаровский край занимал 67-е место (ранг риска) в рейтинге инвестиционного риска российских регионов. 1-е место (ранг инвестиционного риска), т.е. наименьший инвестиционный риск имела Липецкая область, 2-е место (ранг) -Ростовская область, 3-е место (ранг) - Воронежская область, 82-е место (ранг) - Республика Калмыкия, 83-е место (ранг), т.е. наибольший инвестиционный риск - Республика Ингушетия.

По сравнению с 2008-2009 гг. ранг инвестиционного риска Хабаровского края снизился на 6 пунктов. Средневзвешенный индекс инвестиционного риска в 2009-2010 гг. для Хабаровского края составил 1,298 (в целом по России - 1); изменение к 2008-2009 гг. составило +0,132. Ранги составляющих инвес-

Сегодня край занимает ведущее место в китайско-российском инвестиционном сотрудничестве. Общий объем китайских инвестиций в экономике края составил 77 млн долл., или 3,7% от общего объема иностранных вложений [12, 13, 16]8.

Уровень безработицы. В настоящее время в Хабаровском крае наблюдается один из наиболее высоких уровней безработицы в ДФО - более 9%

тиционного риска имели следующее распределение: законодательная составляющая - 3, социальная - 79, экономическая -73, финансовая - 49, криминальная - 69, экологическая - 63, управленческая - 37.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В 2013 г. Хабаровский край занимал 41-е место (ранг риска) в рейтинге инвестиционного риска российских регионов. Средневзвешенный индекс инвестиционного риска составил 0,269 (в целом по России - 1). Ранги составляющих инвестиционного риска составили: социальная составляющая - 44, экономическая - 33, финансовая - 51, криминальная - 15, экологическая -68, управленческая - 35.

В 2009-2010 гг. Хабаровский край занимал 30-е место (ранг инвестиционного потенциала) в рейтинге инвестиционного потенциала российских регионов. 1 -е место (ранг инвестиционного потенциала), т.е. наибольший инвестиционный потенциал имела Москва, 2-е место (ранг) - Санкт-Петербург, 3-е место (ранг) - Московская область, 82-е место (ранг) - Республика Тыва, 83-е место (ранг), наименьший инвестиционный потенциал - Ненецкий автономный округ.

По сравнению с 2008-2009 гг. ранг инвестиционного потенциала Хабаровского края не изменился. Доля Хабаровского края в общероссийском инвестиционном потенциале в 2009-2010 гг. составила 0,989%; изменение к 2008-2009 гг. составило +0,017 п.п. Ранги составляющих инвестиционного потенциала были следующими: трудовая составляющая - 31, потребительская -29, производственная - 38, финансовая - 27, институциональная -40, инновационная - 50, инфраструктурная - 63, природоре-сурсная - 11, туристическая - 20.

В 2013 г. Хабаровский край занял 34-е место (ранг инвестиционного потенциала). Доля в общероссийском инвестиционном потенциале составила 0,923%. Ранги составляющих инвестиционного потенциала: трудовая составляющая - 29, потребительская - 31, производственная - 36, финансовая - 34, институциональная - 33, инновационная - 45, инфраструктурная - 62, природоресурсная - 12, туристическая - 21.

8 Объем поступивших иностранных инвестиций в экономику Хабаровского края составлял: в 2005 г. - 247,69 млн долл. (в том числе из КНР - 13,623 млн долл., или 5,5% от общего объема иностранных инвестиций); в 2006 г. - 219,789 млн долл. (из КНР - 8,352 млн долл., или 3,8% от общего объема иностранных инвестиций); в 2008 г. - 241,1 млн долл. (из КНР -6,751 млн долл., или 2,8%); в 2009 г. - 272,0 млн долл. (из КНР -5,984 млн долл., или 18,1%); в 2010 г. - 518,0 млн долл. (из КНР - 0,518 млн долл., или 0,1%), из которых прямых иностранных инвестиций - 59,592 млн долл.; в 2011 г. - 118,446 млн долл. (из КНР - 1,536 млн долл., или 0,8 %), из которых прямых иностранных инвестиций - 92,281 млн долл.; в 2012 г. -170,994 млн долл., из которых прямых иностранных инвестиций - 126,733 млн долл. URL: http://nisse.ru/netcat_files/178/138/ h_5d8574ceb4231e20ad275066a702e5334; http://russian.people. com.cn/31519/8027577.html.

-10 (295) - 2015-

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд руб.

Показатель 1990 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2005 2007 2009 2010 2011 2012 (оценка) 2013 (оценка)

Суммарные инвестиции в основной капитал в субъектах Российской Федерации 0,2491 0,210 27,125 266,97 408,79 670,44 1 504,7 3 611,1 6 626,8 2 784,7 5 102,5 6 943,9 7 200,45 7 890,9

Суммарные инвестиции в основной капитал в Хабаровском крае 0,0031 0,0029 0,293 1,974 3,147 5,791 14,876 39,166 71,926 129,976 157,94 190,719 168,335 145,000

Доля инвестиций в основной капитал Хабаровского края в суммарных инвестициях по субъектам РФ, % 1,244 1,381 1,080 0,739 0,770 0,864 0,989 1,085 1,085 4,668 3,095 2,747 2,338 1,838

Примечание. До 1998 г. - трлн руб. в текущих ценах.

Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru; расчеты авторов.

2012

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Примечание. До 1998 г. - трлн руб. в фактических ценах.

Рис. 4. Инвестиции в основной капитал Хабаровского края и инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации в 1990-2013 гг., млрд руб.

(в 2011 г. - 6,8%, или 53 тыс. чел., 75,4% к 2010 г.) (табл. 4, рис. 5). Тем не менее дефицит кадров в регионе составляет около 15 тыс. чел. Численность официально зарегистрированных безработных в Хабаровском крае в 2013 г. составила 12,4 тыс. чел., что на 16,2% ниже, чем в 2012 г. Уровень зарегист-

рированной безработицы экономически активного населения составил 1,7% против 1,9% в 2012 г.9.

9 Развитие социально-экономической ситуации в Хабаровском крае в 2013 г. URL: http://gov.khabkrai.ru/invest2. nsf/General_ru/ 2CEF1DDB 9EF4 3F33 CA256CBE0024AE04? OpenDocument.

Угрозы и безопасность Threats and Security - 46 -

Таблица 4

Уровень безработицы в 1990-2013 гг. к численности экономически активного населения*, в среднем за год

2012 2013

Показатель 1990 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2005 2007 2009 2010 2011 (оценка) (оценка)

Уровень безрабо- 5,3 5,6 5,9 9,4 11,8 13 9,0 7,2 6,1 8,3 8,0 7,7 7,6 7,4

тицы в среднем по

Российской Федера-

ции, % 0,66 0,70 0,74 1,18 1,48 1,63 1,13 0,90 0,76 1,04 1,00 0,96 0,95 0,93

Соотношение факти-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ческого и порогового

значения уровня

безработицы

Уровень безработи- 5,9 6,1 6,8 11,4 12,7 14,2 10,5 5,7 5,2 7,8 7,1 6,5 5,8 5,8

цы в Хабаровском

крае, % 0,738 0,763 0,850 1,425 1,588 1,775 1,313 0,713 0,650 0,975 0,888 0,813 0,725 0,725

Соотношение факти-

ческого и порогового

значения уровня

безработицы

Соотношение кра- 1,118 1,089 1,149 1,208 1,073 1,089 1,167 0,792 0,855 0,938 0,888 0,844 0,763 0,784

евого и среднерос-

сийского значений

уровня безработицы

* Рассчитано по методологии МОТ.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru; расчеты авторов.

Рис. 5. Уровень безработицы в Хабаровском крае и в среднем по Российской Федерации в 1990-2013 гг., % к численности экономически активного населения

Внутренние текущие расходы на исследования и разработки. Хабаровский край обладает средними инновационными возможностями (табл. 5, рис. 6). Темп роста затрат на технологические инновации в 2011 г. к 2005 г. вырос на 3,08 п.п.. В настоящее время затраты на технологические

инновации в Хабаровском крае составляют порядка 3,8 млрд руб. В свою очередь темп роста внутренних затрат на научные исследования также увеличился на 2,72 п.п.10.

10 URL: http://ejournal.khstu.ru/media/2013/TGU_4_75.pdf; URL: http://gks.ru/bgd/regl/b12_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/22-06-1.htm.

Таблица 5

Внутренние текущие расходы на НИР в 1990-2013 гг., млн руб.

Показатель 1990 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2005 2007 2009 2010 2011 2012 (оценка) 2013 (оценка)

Внутренние 5 006,8 5 007,6 5 027,2 12 149,5 24 449,7 48 050,5 105 260,7 230 785,2 371 080,3 692 785,3 752 987,6 902 894,8 1 073 785, 2 1 330 908,8

текущие расходы на НИР в Российской Федерации, всего

Доля обще- 0,77 0,70 0,60 0,94 1,20 1,26 1,18 1,07 1,12 1,78 1,69 1,66 1,74 2,00

российских расходов на НИР в ВВП, %

Внутренние 11,953 11,996 12,076 23,183 55,750 87,828 235,871 400,251 652,822 936,008 990,800 1 051,461 1 419,765 1 898,234

текущие расходы на НИР в Хабаровском крае

Доля 0,205 0,191 0,170 0,166 0,186 0,218 0,295 0,248 0,282 0,480 0,503 0,523 0,686 0,952

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

внутренних текущих расходов на НИР в ВРП, %

Доля внут- 0,239 0,240 0,240 0,191 0,228 0,183 0,224 0,173 0,176 0,135 0,132 0,116 0,132 0,143

ренних текущих расходов на НИР в общероссийских расходах на НИР, %

Примечание. До 1998 г. - млрд руб. в текущих ценах.

Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru; расчеты авторов.

Примечание. До 1998 г. - млрд руб. 2012

Рис. 6. Внутренние текущие расходы на научные исследования и разработки в Хабаровском крае и в Российской Федерации в 1990 - 2013 гг., млн руб.

Доля инновационной продукции в общем объ- технологий; 2-е место - по доле организаций, выеме промышленного производства. Хабаровский полняющих инновационную деятельность, по доле край занимает 1-е место среди субъектов ДФО по затрат на технологические инновации, по доле инно-доле используемых передовых производственных вационных товаров, по доле выданных патентов на

изобретения; 3-е место - по доле исследователей и по доле затрат на научные исследования. В Хабаровском и Приморском краях вместе взятых реализуется более половины (60%) общего объема инновационных товаров и услуг ДФО (табл. 6, рис. 7).

Основу экономики Хабаровского края составляет достаточно диверсифицированное промыш-

ленное производство, включающее в себя ряд оборонно-промышленных предприятий. Однако глубочайший спад (до 6,7% в 1997 г. к уровню 1990 г.) производства оборонной продукции, нагрузка на экономику, связанная с сезонным завозом грузов в северные районы края, низкая эффективность гражданского машиностроения обусловили цено-

Таблица 6

Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства

в 1990-2013 гг.

Показатель 1990 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2005 2007 2009 2010 2011 2012 (оценка) 2013 (оценка)

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Объем произведенной в Российской Федерации промышленной продукции, млрд руб.* 0,584 1,254 129,10 1 108,3 1 626,4 3 150,1 5 005,6 17 783,7 20 144,5 26 613,1 30 838,7 31 712,9 32 148,7 36 573,7

Объем инновационной продукции в Российской Федерации, млрд руб. * 0,010 0,021 1,694 17,002 42,288 84,725 183,00 545,540 841,987 1 245,99 1 562,90 2 537,04 2 893,38 3 474,50

Доля инновационной продукции Российской Федерации в общем объеме промышленного производства, % 1,694 1,694 1,312 1,534 2,600 2,690 3,656 3,068 4,180 4,682 5,068 8,000 9,000 9,500

Доля инновационной продукции Хабаровского края в общем объеме промышленного производства края, % 2,80 2,60 7,148 4,466 4,363 3,805 1,197 1,318 1,695 2,770 2,299 2,043 2,060 2,130

Доля инновационной продукции Хабаровского края в общем объеме инновационной продукции Российской Федерации, % 1,51 1,53 5,726 2,411 1,400 1,143 0,454 0,383 0,137 0,231 0,191 0,141 0,142 0,141

Соотношение фактического и среднероссийского значения доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства 1,653 1,535 5,448 2,911 1,678 1,414 0,327 0,430 0,406 0,592 0,454 0,255 0,229 0,224

* До 1998 г. - трлн руб. в фактических отпускных ценах.

Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru; расчеты авторов.

Рис. 7. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства в Хабаровском крае и Российской Федерации в 1990-2013 гг., %

вую неконкурентоспособность продукции краевых производителей [19]11.

Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Денежные доходы в среднем на душу населения в Хабаровском крае в 2013 г. составляли 28,0 тыс. руб. с ростом к уровню 2012 г. на 9,3%12.

Рассмотрение динамики изменения доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного миниму-

11 О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.: постановление Правительства Хабаровского края от 13.01.2009 № 1-пр (ред. от 26.05.2011).

12 Реальная заработная плата за январь-ноябрь 2013 г. относительно соответствующего периода 2012 г. увеличилась на 4,3%, рост потребительских расходов составил 10,5% к уровню 2012 г. См.: Развитие социально-экономической ситуации в Хабаровском крае в 2013 г. URL: http://gov.khabkrai.ru/invest2.nsf/ General_ru/ 2CEF1DDB9EF43F33CA256CBE0024AE04?0penD ocument. Для сравнения: прожиточный минимум для трудоспособного населения Хабаровского края в 2005 г. был равен 4 648 руб., прожиточный минимум для пенсионеров - 3 264 руб, прожиточный минимум для детей был установлен на уровне 4 167 руб. В 2005 г. прожиточный минимум составлял 46,7% от среднедушевых денежных доходов населения (в 2004 г. -48,2%). Таким образом, в 2005 г. разница между средними доходами населения и величиной прожиточного минимума сократилась. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Хабаровском крае в этот период составляла 21,9% от общей численности населения региона. По сравнению с 2004 г. этот показатель сократился на 1,5 п.п., что свидетельствует о снижении уровня бедности в регионе. URL: http://adept.srcc.msu.ru/adept/urov_blag/stat/ report2005/report2005_reg89.htm.

ма в Хабаровском крае13 в период с 1990 по 2013 г. (табл. 7, рис. 8) дает основание предположить, что такая динамика соответствует национальной, однако значения этой доли превышают среднероссийский уровень.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения. С началом экономических преобразований, направленных на развитие свободного функционирования рыночных отношений, в Хабаровском крае началась постоянно усиливающаяся дифференциация населения по уровню доходов, которая продолжается и в настоящее время (табл. 8, рис. 9).

В 2005 г. децильный коэффициент дифференциации доходов населения Хабаровского края14 был равен 12,8; в настоящее время значение этого коэффициента находится на уровне 8,2.

Рассмотрение динамики изменения децильного коэффициента доходов населения в Хабаровском крае в период с 1990 по 2013 г. дает основание предположить, что такая динамика соответствует среднероссийской, но значения этого коэффициента меньше, чем в среднем по России.

13 Величина прожиточного минимума, установленная в Хабаровском крае в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», за IV кв. 2011 г. составила: для всего населения - 9 039 руб., для трудоспособного населения - 9 701 руб., для пенсионеров -7 283 руб., для детей - 8 518 руб. URL: http://gsk.ru/b11_110/ IssWWW. exe/Stg/1-11.htm.

14 По сравнению с 2004 г. значение децильного коэффициента уменьшилось на 0,8%. URL: http://adept.srcc.msu.ru/adept/urov_ blag/stat/report2005/report2005 _reg89.htm.

Угрозы и безопасность Threats and Security - 50 -

Таблица 7

Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % от общей численности населения

Показатель 1990 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2005 2007 2009 2010 2011 2012 (оценка) 2013 (оценка)

Доля лиц с денежными 7,2 7,6 10,2 18,2 23,8 30,2 27,5 17,7 13,4 13,3 12,0 11,0 10,0 9,0

доходами ниже прожи-

точного минимума в Российской Федерации,

в среднем

Соотношение факти- 1,0 1,1 1,5 2,6 3,4 4,3 3,9 2,5 1,9 1,9 1,7 1,6 1,4 1,3

ческого и порогового

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

значения доли лиц с

денежными доходами

ниже прожиточного

минимума

Доля лиц с денежными 7,6 7,8 10,4 16,4 36,5 39,6 32,1 21,3 15,7 18,9 15,8 10,5 8,0 7,5

доходами ниже прожи-

точного минимума в Хабаровском крае

Соотношение факти- 1,09 1,11 1,49 2,34 5,21 5,66 4,586 3,043 2,243 2,700 2,257 1,500 1,143 1,071

ческого и порогового

значения доли лиц с

денежными доходами

ниже прожиточного

минимума

Соотношение фактичес- 1,06 1,03 1,02 0,90 1,53 1,31 1,167 1,203 1,172 1,421 1,317 0,955 0,800 0,833

кого и среднероссийс-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

кого значения доли лиц

с денежными доходами

ниже прожиточного

минимума

Источники: Федеральная служба государственной статистики. иКЬ: http://gks.ru; расчеты авторов.

Рис. 8. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в Хабаровском крае и в среднем по Российской Федерации в 1990-2013 гг., % от общей численности населения

Таблица 8

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения в 1990-2013 гг.

Показатель

1990

1991

1993

1995

1997

1999

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2001

2005

2007

2009

2010

2011

2012 (оценка)

2013 (оценка)

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения в Российской Федерации, в среднем

6,3

8,2

13,0

13,5

13,6

14,1

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

13,9

15,2

16,8

16,7

16,7

15,2

14,1

12,2

Соотношение фактического и порогового значения децильного коэффициента дифференциации доходов населения в Российской Федерации

0,79

1,03

1,63

1,69

1,70

1,76

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1,74

1,90

2,10

2,09

2,09

1,90

1,76

1,53

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения в Хабаровском крае

5,2

5,0

5,2

5,3

9,9

9,6

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

10,9

12,8

14,2

13,0

10,5

9,7

9,1

8,2

Соотношение фактического и порогового значения децильного коэффициента дифференциации доходов населения в Хабаровском крае

0,65

0,63

0,65

0,66

1,24

1,20

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1,36

1,60

1,78

1,63

1,31

1,21

1,14

1,03

Соотношение фактического и среднероссийского значения децильного коэффициента дифференциации доходов населения

0,83

0,61

0,40

0,39

0,73

0,68

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

0,78

0,84

0,85

0,78

0,63

0,64

0,65

0,67

Источники: Федеральная служба государственной статистики. ЦКЪ: http://gks.ru; расчеты авторов.

100

Рис. 9. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения в Хабаровском крае и в среднем по Российской Федерации в 1990-2013 гг.

2012

Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве. Основу промышленного производства Хабаровского края составляют машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, цветная и черная металлургия. Регион является единственным субъ-

ектом ДФО, в котором в промышленном производстве ведущее место занимают машиностроение и металлообработка (табл. 9, рис. 10).

Размещение предприятий машиностроения и металлообработки на территории Хабаровского края в середине XX в. явилось результатом политических решений и не опиралось на объективные

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таблица 9

Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве

в 1990-2013 гг.

Показатель 1990 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2005 2007 2009 2010 2011 2012 (оценка) 2013 (оценка)

Объем произведенной промышленной продукции в Российской Федерации, млрд руб.* 0,584 1,254 129,10 1 108,4 1 626,5 3 150,2 5 005,6 17 783,7 20 144,5 26 613,1 30 838,7 31 712,9 32 148,7 36 573,7

Объем продукции машиностроения и металлообработки в Российской Федерации, млрд руб.* 0,1678 0,2942 24,363 176,32 254,90 509,74 1 006,3 2 397,9 2 678,9 3 243,4 3 754,4 4 074,5 4 356,50 4 678,00

Доля продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства в Российской Федерации, % 28,73 23,46 18,87 15,91 15,67 16,18 20,10 13,48 13,29 12,19 12,174 12,85 13,55 12,79

Доля продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства в Хабаровском крае, % 18,98 19,77 14,65 20,04 12,63 23,46 47,20 25,07 29,33 38,62 32,72 25,77 24,13 22,61

Доля продукции машиностроения и металлообработки Хабаровского края в общем объеме продукции машиностроения и металлообработки в Российской Федерации, % 1,150 1,200 0,816 1,043 0,672 1,171 3,257 1,659 0,743 1,236 1,132 1,104 1,102 1,112

Соотношение фактического и среднероссийского значения доли продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства 0,661 0,843 0,776 1,260 0,806 1,450 2,348 1,860 2,207 3,168 2,688 2,005 1,781 1,768

* До 1998 г. - трлн руб. в фактических отпускных ценах.

Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru; расчеты авторов.

Рис. 10. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве в Хабаровском крае и в общем объеме промышленного производства Российской Федерации в 1990-2013 гг., %

экономические предпосылки формирования данного комплекса на Дальнем Востоке15.

15 Особенность размещения предприятий машиностроения в Хабаровском крае заключалась в том, что основная доля материалов и комплектующих ввозилась из европейской части страны, там же находились основные потребители продукции. Перспективы развития машиностроения в регионе связаны с деятельностью ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина» (КнААПО), что было обусловлено его вхождением в холдинг «Гражданские самолеты Сухого» и, в частности, с разработкой самолетов SSJ Суперджет-100.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Согласно результатам исследований, проведенных компаниями Boeing и «Гражданские самолеты Сухого», в ближайшие 10 лет следует ожидать набольшего спроса в сегменте региональных самолетов. Оцениваемый объем рынка региональных самолетов на следующие 15-20 лет составляет 5 300-5 500 самолетов (около 100 млрд долл.). В данном сегменте в настоящее время существует ниша для производителя, способного предложить высококачественный самолет, удовлетворяющий международным требованиям по относительно низкой цене. Если региональный самолет семейства SSJ сумеет занять эту нишу, то до 2022 г на мировой рынок может быть поставлено до 625 самолетов этого типа различных модификаций, в том числе около 50% на международные рынки, в частности, более 100 самолетов могут приобрести Китай и Индия. В проекте предприятие будет выпускать до 60-70 самолетов в год, что позволит получить дополнительно 1 100-1 300 млн руб. в год.

Другим направлением развития регионального машиностроения является производство разнопрофильных гражданских морских судов и другой продукции предприятий судостроения. Предприятия региона имеют опыт строительства гражданских судов различного назначения (танкеры-химовозы, суда сейсморазведки, транспортно-буксирные суда и т.п.). Имеются возможности участия в проектах, связанных с развитием неф-

Сегодня по объемам производства, накопленному производственному, научно-техническому, кадровому потенциалам машиностроение является ведущей отраслью промышленности Хабаровского края. Основными подотраслями в машиностроении являются оборонное и гражданское судостроение и самолетостроение, производство электротехнической кабельной продукции, станков, дизелей и дизель-генераторов, литейного, подъемно-транспортного и энергетического оборудования.

Если в 1998 г. доля продукции данной отрасли в общей стоимости промышленной продукции составляла 30,5%, то в настоящее время доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве края несколько снизилась и составляет 27,7 %16.

те- и газодобычи на шельфе Сахалина (нефтегазодобывающие платформы). Важной составляющей может стать участие в строительстве рыбопромыслового флота благодаря вхождению ряда судостроительных предприятий края в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

Хорошие перспективы также имеет производство кабельной продукции за счет выпуска современной конкурентоспособной продукции благодаря приходу стратегического инвестора и проведению технического перевооружения. См.: Зубарев А.Е., Логинова В.А., Мурашова Е.В. Развитие гражданского машиностроения как условие конкурентоспособности Хабаровского края // Вестник ТОГУ 2009. № 3. С. 97-106. URL: http://khstu. ru/vestnik/articles/301.pdf.

16 Доклад о социально-экономическом развитии территорий, прилегающих к Байкало-Амурской магистрали. URL: http:// realeconomy.ru/files/BAM.doc.

* * *

Таким образом, результаты рассмотрения и проведенного анализа показателей экономической безопасности Хабаровского края позволяют предположить, что уровень защищенности этого приграничного дальневосточного региона ниже среднего по России [3, 7, 9, 10, 15, 18]. Это объясняется прежде всего низкими значениями частных показателей социально-экономической защищенности (децильного коэффициента дифференциации доходов населения, доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума), снижением доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства по сравнению с 1990 и 2000 гг., а также уменьшением темпов роста инвестиций в основной капитал в последние годы.

(Продолжение следует)

Список литературы

1. Антамошкина Е.Н. Оценка продовольственной безопасности Южного федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 42. С. 30-38.

2. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева З.З. Проблемы и механизмы обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34. С. 44-54.

3. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35. С. 46-68.

4. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2009. 301 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Гордиенко Д.В., Лузянин С.Г. Оценка уровня безопасности стран Северо-Восточной и Центральной Азии: монография. М.: ИДВ РАН, 2013. 88 с.

6. Гордиенко Д.В., РыжонковВ.Н. Оценка уровня экономической безопасности восточных регионов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 24. С. 52-63.

7. Гордиенко Д.В., Яковлева Н.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства: монография. М.: Аргамак-Медиа, 2013. 392 с.

8. ЖилкинаЮ.В. Международная безопасность в эпоху глобализации мировой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 25. С. 62-67.

9. Зуева А.С. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности Союзного государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 37. С. 48-53.

10. КульковВ.М., Кайманаков С.В., ТеняковИ.М. Экономический рост в России: национальная модель, качество и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 38. С. 9-19.

11. Лузянин С.Г. Безопасность в Восточной Азии: только по американскому рецепту? // Проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии. М.: ИДВ РАН, 2012. С. 5-15.

12. Лузянин С.Г. Владивосток - 2012: измерения АТЭС // Азия и Африка сегодня. 2012. № 11. С. 2-11.

13. Лузянин С.Г. Внешняя политика Китая: от регионального к глобальному // Российско-китайское сотрудничество в Северо-Восточной Азии. М.: ИДВ РАН, 2012. С. 31-55.

14. Лузянин С.Г. Китай и мир: от регионального к глобальному // Обозреватель. 2011. № 9. С. 76-86.

15. Минаков А.В. Системные проблемы управления бюджетно-налоговой системой при обеспечении экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 12. С. 61-65.

16. Муталимов В.А. Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении во Всемирную торговую организацию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 23. С. 70-76.

17. Смирнов В.В. Парадигма и концепция экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 46. С. 8-19.

18. СуглобовА.Е., Древинг С.Р. Социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризация экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 10. С. 66-67.

19. Шигун М.М. Субъекты внутреннего контроля в системе экономической безопасности предприятия // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 32. С. 52-62.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

20. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. 806 с.

21. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004. 768 с.

Угрозы и безопасность Threats and Security - 55 -

National Interests: Priorities and Security Threats and Security

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

EVALUATION OF THE LEVEL OF REGIONAL ECONOMIC SECURITY OF THE KHABAROVSK KRAI AND THE DYNAMICS OF CHANGE OF PROTECTION OF ITS ECONOMY IN THE PERIOD OF 1990-2025

Dmitrii V. GORDIENKO, Sergei G. LUZYANIN

Abstract

Importance The global financial and economic crisis and political developments in recent months at the western borders of our country brought the problem of adjusting the long-term social and economic development of Russia and, in particular, the implementation of the Eurasian mission. The Far Eastern border regions of the Russian Federation, Khabarovsk and Primorsky Krais, Amur and Sakhalin regions take a key position in this matter. The article deals with the assessment of the level of economic safety of the Khabarovsk Krai and its comparison with other border security levels of the Far Eastern regions of our country, as well as the regional levels of economic security ofWestern and Eastern Siberia, the average level of economic security of the Russian Federation. Objectives The aim of the work was a comparative assessment of the level of economic security of the Khabarovsk Krai to identify ways to improve the efficiency of its socio-economic development and the level of regional economic security. Methods Using statistical and econometric methods, the authors assessed the prospects of change in the level of economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation. The article considers the basic indicators of the economic security of the Krai: gross regional product, gross grain harvest, volumes of investment in fixed capital, unemployment, internal current expenditure on research and development and other. Results The authors propose an approach to the comparative assessment of the level of economic security of the region, examine ways to ensure the economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation today. This approach to assessing the levels of economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation allows identifying the priorities of regional socio-economic development in present conditions. Conclusions and Relevance The authors conclude that the implementation of Russia's Eurasian mission

remains the priority task of ensuring the regional economic security of the Khabarovsk Krai and other Far Eastern border regions of the Russian Federation.

Keywords: economic security, gross regional product, gross grain harvest, investment in fixed capital, unemployment, internal current expenditure, research and development, innovation products, industrial production, assessment, Khabarovsk Krai, Far East border regions, Russia, Russian Federation

References

1. Antamoshkina E.N. Otsenka prodovol'stvennoi bezopasnosti Yuzhnogo federal'nogo okruga [Food security assessment of the Southern Federal District].

Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional economics: theory and practice, 2013, no. 42, pp. 30-38.

2. Akhmeduev A.Sh., Abdulaeva Z.Z. Problemy i mekhanizmy obespecheniya ekonomicheskoi bezopas-nosti Respubliki Dagestan [Problems and mechanisms to ensure the economic security of the Republic of Dagestan] . Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'= National interests: priorities and security, 2010, no. 34, pp.44-54.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Gordienko D.V. Vliyanie mirovogo finansovo-ekonomicheskogo krizisa na izmenenie urovnya eko-nomicheskoi bezopasnosti Rossii [The impact of the global financial and economic crisis on the change in the level of economic safety of Russia]. Natsional'nye interesy:prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2010, no. 35, pp. 46-68.

4. Gordienko D.V. Obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva: monografiya [Ensuring the economic security of the State: a monograph]. Moscow, General Staff Academy of Armed Forces of Russian Federation Publ., 2009, 301 p.

5. Gordienko D.V., Luzyanin S.G. Otsenka urovnya bezopasnosti stran Severo-Vostochnoi i Tsentral'noi Azii: monografiya [Evaluation of the level of security

in the North-East and Central Asia: a monograph]. Moscow, IFE of RAS Publ., 2013, 88 p.

6. Gordienko D.V., Ryzhonkov V.N. Otsenka urovnya ekonomicheskoi bezopasnosti vostochnykh regionov Rossii [Evaluation of the level of economic security of the Eastern regions of Russia]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2011, no. 24, pp. 52-63.

7. Gordienko D.V., Yakovleva N.G. Mirovoi fn-ansovo-ekonomicheskii krizis i obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva: monografiya [The world financial and economic crisis and the ensuring economic security of the State: a monograph]. Moscow, Argamak-Media Publ., 2013, 392 p.

8. Zhilkina Yu.V. Mezhdunarodnaya bezopasnost' v epokhu globalizatsii mirovoi ekonomiki [International security in globalization of the world economy]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2010, no. 25, pp. 62-67.

9. Zueva A.S. Aktual'nye problemy obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti Soyuznogo gosudarstva [Actual problems of economic security of the Union State]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'= National interests: priorities and security, 2014, no. 37, pp.48-53.

10. Kul'kov V.M., Kaimanakov S.V., Tenyakov I.M. Ekonomicheskii rost v Rossii: natsional'naya model', kachestvo i bezopasnost' [Economic growth in Russia: a national model, quality and safety]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2014, no. 38, pp. 9-19.

11. Luzyanin S.G. Bezopasnost' v Vostochnoi Azii: tol'ko po amerikanskomu retseptu? V sb. "Problemy bezopasnosti v Severo-Vostochnoi Azii" [Security in East Asia: according to American recipe only? In: Security in North-East Asia]. Moscow, IFE of RAS Publ., 2012,pp.5-15.

12. Luzyanin S.G. Vladivostok - 2012: izmereniya ATES [Vladivostok - 2012: measurement of APEC]. Aziya i Afrika segodnya = Asia and Africa today, 2012, no. 11, pp. 2-11.

13. Luzyanin S.G. Vneshnyaya politika Kitaya: ot regional 'nogo k global 'nomu. V sb. "Rossiisko-kitaiskoe sotrudnichestvo v Severo-Vostochnoi Azii" [China's foreign policy: from regional to global. In: Russian-Chinese cooperation in North-East Asia]. Moscow, IFE of RAS Publ., 2012, pp. 31-55.

14. Luzyanin S.G. Kitai i mir: ot regional'nogo k global'nomu [China and the world: from regional to global]. Obozrevatel' = Observer, 2011, no. 9, pp. 76-86.

15. Minakov A.V. Sistemnye problemy upravleniya byudzhetno-nalogovoi sistemoi pri obespechenii eko-nomicheskoi bezopasnosti strany [System problems in the management of budget and tax system ensuring the economic security of the country]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2011, no. 12, pp. 61-65.

16. Mutalimov V.A. Gosudarstvennyi monitoring ugroz ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii pri vstuplenii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu [State monitoring of threats to the economic security of Russia under joining the World Trade Organization]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2011, no. 23, pp. 70-76.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

17. Smirnov V.V. Paradigma i kontseptsiya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [A paradigm and the concept of economic security of Russia]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2013, no. 46, pp. 8-19.

18. Suglobov A.E., Dreving S.R. Sotsial'no-ekonom-icheskie aspekty ekonomicheskoi bezopasnosti i klasteri-zatsiya ekonomiki [Socio-economic aspects of economic security and the economic clustering]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2009, no. 10, pp. 66-67.

19. Shigun M.M. Sub"ekty vnutrennego kontrolya v sisteme ekonomicheskoi bezopasnosti predpriyatiya [The internal control entities in the system of economic security of enterprises]. Mezhdunarodnyi bukhgalter-skii uchet = International accounting, 2014, no. 32, pp.52-62.

20. Ekonomicheskaya bezopasnost'Rossii: obsh-chii kurs: uchebnik [The economic security of Russia: a general course: a textbook]. Moscow, Delo Publ., 2005, 806 p.

21. Ekonomicheskaya i natsional'naya bezopasnost': uchebnik [The economic and national security: a textbook]. Moscow, Ekzamen Publ., 2004, 768 p.

Dmitrii V. GORDIENKO

Academy of Military Science, Moscow, Russian Federation gordienko@ane.ru

Sergei G. LUZYANIN

Institute for Far Eastern Studies of RAS, Moscow,

Russian Federation

lousianin@ifes-ras.ru

Acknowledgments

The work was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 14-07-00004a.