ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Угрозы и безопасность
ОЦЕНКА УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ ЕЕ ЭКОНОМИКИ (в период С 1990 по 2025 г.)*
Дмитрий Владимирович ГОРДИЕНКО
доктор военных наук, профессор, действительный член (академик) Академии военных наук,
Москва, Российская Федерация
Аннотация
Тема. Глобальный мировой финансово-экономический кризис и политические события на западных границах нашей страны актуализировали практически для всех стран, включая Российскую Федерацию, проблему корректировки долговременного социально-экономического развития. Для России это означает, в частности, реализацию ее «евразийской миссии». При этом дальневосточные приграничные регионы Российской Федерации -Хабаровский и Приморский края, Амурская и Сахалинская области - занимают в этом вопросе ключевые позиции. Статья посвящена оценке уровня экономической безопасности Сахалинской области и его сравнению с уровнями защищенности хозяйства других приграничных дальневосточных регионов, а также уровнями региональной экономической безопасности Западной и Восточной Сибири, средним уровнем экономической безопасности Российской Федерации.
Цели. В статье проводится сравнительная оценка уровня экономической безопасности Сахалинской области в целях выявления направлений повышения эффективности ее социально-экономического развития и уровня региональной экономической безопасности.
Методология. В настоящей работе рассмотрены показатели экономической безопасности Сахалинской области: объем валового регионального продукта, объем инвестиций в основной капитал, уровень безработицы, внутренние текущие расходы на исследования и разработки, доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума, децильный коэффициент дифференциации доходов населения и доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства. С помощью статистических и эконометрических методов оценены перспективы изменения уровня экономической безопасности Сахалинской области и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации. Результаты. Предложен подход к сравнительной оценке уровня экономической безопасности региона. Проанализирован современный подход к обеспечению экономической безопасности Сахалинской области и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации в современных условиях.
Применение. Предложенный подход к сравнительной оценке уровней экономической безопасности Сахалинской области и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации позволяет выявить приоритеты регионального социально-экономического развития в современных условиях.
Выводы. Сделан вывод о том, что в условиях реализации Россией своей «евразийской миссии» остается приоритетной задача обеспечения региональной экономической безопасности Сахалинской области и других приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
История статьи:
Принята 13.04.2015 Одобрена 14.05.2015
УДК 336.717
Ключевые слова: экономика, объем валового регионального продукта, уровень безработицы, децильный коэффициент дифференциации доходов населения, уровень экономической безопасности
Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области. Правительством Российской Федерации значительное внимание уделяется
* Часть 2. Окончание. Начало см. в журнале «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2015. № 29 (314).
социально-экономическому развитию восточных регионов нашей страны: Западной и Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. В этих целях на федеральном и региональном уровнях разработаны и приняты концептуальные и программные документы, предусматривающие
экономическое и социальное развитие как отдельных субъектов РФ, так и перечисленных выше регионов в целом1.
Стратегической целью развития Сахалинской области названа реализация геополитической задачи закрепления населения на территории области за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития2.
Достижение этой цели обусловливает решение ряда задач, первоочередными из которых являются:
• создание условий для развития перспективной экономической специализации Сахалинской области на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциалов в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, областных целевых программ и муниципальных образований;
• снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Сахалинской области с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции,
1 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2009 № 2094-р; Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года: одобрена постановлением правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 № 410; Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия): утверждена постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411, рассмотрена и одобрена на заседании Правительства РФ 08.02.2007 (протокол № 5 от 08.02.2007); Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года: утверждена постановлением правительства Камчатского края от 27.07.2010 № 332-П; Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) 2007-2015 годы»: утверждена постановлением Правительства РФ от 09.08.2006 № 478 (с изм. и доп.); Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области до 2020 года. URL: http://www.eao.ru/?p=1422; Подпрограмма развития Сахалина, Магадана, Камчатки и Чукотки в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья»; Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востоком КНР на 2009-2018 гг.: одобрена Президентом РФ и Председателем КНР.
2 Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года: утверждена постановлением правительства Сахалинской области от 28.03.2011 № 99; Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы: утвержденная постановлением Правительства РФ от 09.08.2006 № 478 (ред. от 24.10.2013 № 943).
товаров и услуг в соответствии с экономической спе циализацие й путем формир ования нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;
• формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;
• формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед областью, повышение качества человеческого капитала;
• развитие кадрового потенциала Сахалинской области;
• оптимизация системы управления на региональном уровне;
• совершенствование бюджетного процесса и управления государственным имуществом;
• повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления;
• создание условий для безопасной жизнедеятельности населения Сахалинской области, обеспечение надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств;
• сокращение инфраструктурных ограничений, препятствующих социально-экономическому развитию Сахалинской области;
• диверсификация экономики и обеспечение ее конкурентоспособности;
• изменение структуры и повышение реальных денежных доходов населения, создание условий для роста их покупательной способности;
• обеспечение достойных и комфортных условий жизни населения на территории Сахалинской области, улучшение демографической ситуации в регионе (табл. 1).
Прогноз значений показателей экономической безопасности Сахалинской области. Анализ перспектив социально-экономического развития России и Сахалинской области до 2025 г. позволяет сделать прогноз значений показателей ее экономической безопасности [1-10].
Прогноз объема валового регионального продукта (ВРП) области определяется Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 г.
Таблица 1
Целевые показатели социально-экономического развития Сахалинской области в 2008-2025 гг.
Показатель 2008 2010 2015 2020 2025
Средние за 5 лет темпы прироста ВРП, % - 9,6 6,8 5,7 5,5
Объем ВРП, млрд руб. 333,6 487,7 694,9 993,8 1 688,7
В том числе по ВЭД:
- промышленность 193,2 323,4 424,9 611,2 1 033,5
- строительство 51,9 40,5 54,0 76,5 133,4
- сельское хозяйство 3,1 4,9 7,1 9,9 16,9
- транспорт 13,7 21,9 40,7 57,6 99,6
- торговля 22,3 28,5 46,4 64,6 111,5
- прочие отрасли 49,4 68,5 121,8 174,0 293,8
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех 152,4 119,9 257,8 397,0 559,1
источников финансирования, млрд руб.
Объем работ, выполненных по ВЭД «Строительство», 74,9 55,7 100,9 238,2 335,5
млрд руб.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах 5,4 6,7 9,9 15,4 23,8
всех категорий, млрд руб.
Оборот розничной торговли, млрд руб. 68,2 89,5 132,2 182,6 238,0
Объем реализации платных услуг, млрд руб. 28,3 34,7 56,0 76,0 95,0
Объем туристических услуг, млн руб. 271,8 352,8 877,0 1 313,0 2 050,0
Вывоз угля в другие регионы РФ и на экспорт, тыс. т 960,7 1 071,3 3 400,0 4 100,0 4 500,0
Численность работников субъектов малого и среднего 67,1 81,2 75,1 80,3 83,0
предпринимательства, тыс. чел.
Уровень безработицы (по методологии Международной 7,4 8,9 6,6 5,2 5,1
организации труда), %
Численность населения с денежными доходами ниже 11,4 11,0 10,9 8,8 8,0
прожиточного минимума, в % ко всему населению
Примечание. ВРП - валовой региональный продукт; ВЭД - вид экономической деятельности.
Источник: Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года: утверждена постановлением правительства Сахалинской области от 28.03.2011 № 99.
К 2025 г. объем валового регионального продукта Сахалинской области может достичь 1 688,7 млрд руб. Доля ВРП области в суммарном ВРП по субъектам РФ будет находиться в диапазоне 0,708-0,824% (табл. 2).
В Стратегии социального и экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, в частности, указано, что «валовой региональный продукт области формируется в основном за счет
таких отраслей промышленности, как добыча нефти и природного газа (северные районы острова Сахалин), добыча угля, рыбная и пищевая промышленность, индустрия строительных материалов».
В соответствии с этой концепцией строится прогноз роста экономики Сахалинской области, который опирается на анализ системы факторов, оказывающих влияние на экономическое развитие края, и анализ соотношения сильных и слабых
Таблица 2
Прогноз объема валового регионального продукта в 2014-2025 гг., млрд руб.
Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025~
ВРП по субъектам РФ 75 248,3 84 369,5 95 195,6 107 194 130 029 155 500 185 500 212 327
Сахалинская область 600,0 694,9 750,0 800,0 860,0 1150,0 1450,0 1688,7
Доля ВРП Сахалинской области в 0,797 0,824 0,788 0,746 0,724 0,740 0,782 0,795 суммарном ВРП по субъектам РФ, %
Примечание. Прогноз приводится в текущих ценах; ВРП - валовой региональный продукт. Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru; расчеты автора.
сторон с возможностями развития, сильных и слабых «Сахалин-3». В соответствии с областной целевой
сторон с угрозами развитию (рис. 1) [11-16].
Важнейшей перспективной отраслью для Сахалинской области являются нефтедобывающая отрасль и формирование нефте- и газохимических кластеров. В период до 2025 г. будут вводиться в разработку месторождения в рамках проектов
Рисунок 1
SWOT-анализ факторов социально-экономического развития сахалинской области
программой «Газификация Сахалинской области до 2010 года и на перспективу до 2020 года», утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 15.09.2009 № 370-па, за счет средств ОАО «Газпром» предусматривается строительство 17 магистральных газопроводов-отводов от газопровода проекта «Сахалин-2» в
Сильные стороны
Слабые стороны
Выгодное экономико-географическое расположение в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее - АТР): контактная зона с Японией, близость к другим экономически развитым странам АТР (Южная Корея, Тайвань и др.).
Выгодное положение на пересечении морских и воздушных внутренних и международных путей.
Огромные запасы природных и биологических ресурсов, наличие эксплуатационных запасов лесных ресурсов.
Многоотраслевая структура экономики с достаточно развитым производственным потенциалом.
Значительный потенциал предприятий пищевой и рыбоперерабатывающей промышленности, позволяющий наращивать объемы выпуска конкурентоспособной продукции.
Накопленный на Сахалине богатый опыт внешнеэкономической деятельности.
Большой природно-рекреационный потенциал, обеспечивающий возможности развития туризма.
Наличие всех элементов транспортно-производственной инфраструктуры: воздушный, железнодорожный, морской (включая паромную переправу), автомобильный, трубопроводный транспорт.
Наличие морских портов круглогодичного действия в гг. Холмске, Корсакове и Невельске, резервов для портостроения на других участках побережья Сахалина и Курил
Неблагоприятная динамика демографических процессов. За последние 11 лет численность населения Сахалинской области уменьшилась на 58,4 тыс. чел., или на 10,3%. В составе населения области значительную долю (более 37%) занимают социальные группы, которые нуждаются в повышенном внимании общества и особой защите государства (пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и др.).
Более 11% жилищного фонда находится в ветхом или аварийном состоянии, около 18% населения проживают в ветхих и аварийных домах.
Проблемы системы образования: количество дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет растущий спрос населения; отсутствие эффективной организационной модели обеспечения государственного регионального управления учреждениями высшего образования; слабая ориентация учреждений профобразования на подготовку специалистов инженерно-технического профиля и рабочих профессий для наиболее важных отраслей экономики области, неэффективная профориентационная работа с молодежью; острый дефицит педагогических кадров, критический по ряду предметов и специальностей; недостаток преподавателей, имеющих ученые степени и звания, отсутствие диссертационных советов и докторантур; несоответствие количества бюджетных мест в вузах и их филиалах уровню, достигнутому в ДФО; низкая оплата труда работников образования; критический износ зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения учреждений, их несоответствие требованиям сейсмоустойчивости.
За счет собственного производства удовлетворяется потребность сахалинцев в молоке - на 31%, в мясе - на 5%.
По уровню сейсмической опасности Сахалинская область занимает одно из первых мест в Российской Федерации
Окончание рис. 1
Возможности
Угрозы
Опережающее развитие транспортной инфраструктуры, способствующей росту товарооборота, повышению уровня производственной и социальной кооперации, эффективности использования производственных мощностей и ресурсов, оптимизации структуры экономики.
Формирование нефтегазохимического комплекса, биоресурсно-логистического комплекса, а также строительство морского порта для экспорта угля на западном побережье острова Сахалин.
Газификация области, в первую очередь за счет перевода на газ существующего оборудования Южно-Сахалинской ТЭЦ-1.
Развитие газохимических производств и проектов развития генерации на газе на юге острова Сахалин.
Создание особой экономической зоны портового типа на базе Невельского морского рыбного порта с круглогодичной навигацией и с развитыми железнодорожными и автомобильными подходами. Основу специализации порта составляет биоресурсный комплекс, включающий хранение, транспортировку, переработку продукции и сервисное обслуживание судов.
Формирование биоресурсного и рекреационного комплексов. Организация биоресурсного комплекса «Курильская гряда» предусматривает размещение объектов хозяйственной деятельности на территории островов Парамушир, Итуруп, Кунашир и Шикотан.
Развитие туристической и курортной деятельности, базирующееся на уникальных рекреационных ресурсах Курильских островов.
Добыча углеводородов вокруг постоянных поселений (Оха - Ноглики) и временных вахтовых поселков. Шельф Сахалинской области содержит, согласно прогнозу, около 3,8 млрд т балансовых запасов нефти (7 месторождений), 2,5 млрд тыс. усл. т газа (10 месторождений).
Перспективное развитие системы расселения Сахалинской области по зональному принципу. Развитие полицентрической системы расселения (крупнейшие центры - гг. Южно-Сахалинск, Холмск и Невельск).
Формирование сети поселений в районах реализации проектов нефтедобычи. Пространственное развитие системы расселения будет происходить на базе 2 опорных ядер расселения (г. Оха и пгт. Ноглики), дополняемых сетью временных производственных населенных пунктов.
Высокий интерес инвесторов к потенциалу области предопределяют богатые запасы природных ресурсов, и в первую очередь углеводородов.
Привлечение иностранных инвестиций. Величина привлеченного иностранного капитала в 2009 г. составила 3,8 млрд долл. На начало 2010 г. в экономике Сахалинской области было накоплено иностранных инвестиций на сумму 24,2 млрд долл.
Экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков, дискомфортные условия проживания, неблагоприятные инженерно-строительные условия большей части территории, высокая капиталоемкость ведущих отраслей экономики.
К числу сдерживающих развитие внутренних факторов также относятся высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров, экстремальные природно-климатические условия, наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления любых видов деятельности в области, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.
В этой связи в составе основных мероприятий, реализация которых повысит конкурентоспособность любых видов деятельности, даст возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий проживания, необходимо рассматривать:
- инвестиционные программы в сфере электроэнергетики Сахалинской области, направленные на повышение надежности электроснабжения, устранение «узких мест» в технологических цепочках, развитие электросетевого хозяйства, создание новых генерирующих мощностей, обновление потенциала децентрализованной энергетики и снижение затрат на производство электро- и теплоэнергии, а также снижение их потерь;
- инвестиционные программы в сфере развития транспортной инфраструктуры, направленные на повышение транспортной доступности и пропускной способности.
Невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, имеющей ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки природных ресурсов, - еще один ключевой фактор, сдерживающий развитие Сахалинской области
Источник: Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года: утверждена постановлением правительства Сахалинской области от 28.03.2011 № 99; Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы: утверждена постановлением Правительства РФ от 09.08.2006 № 478 (ред. от 24.10.2013 № 943).
12 муниципальных образованиях. Одновременно в муниципальных образованиях за счет средств областного и местных бюджетов будут созданы системы распределительных внутрипоселковых газопроводов.
Стратегическим направлением совместной деятельности правительства Сахалинской области и предприятий регионального нефтегазового комплекса станет проработка возможностей по осуществлению проектов в сфере нефтепереработки и газохимии, реализация мер, направленных на повышение налоговой отдачи от добычи углеводородов. Задачами развития нефтепереработки являются повышение эффективности производства за счет увеличения глубины переработки нефти и газа и строительство новых нефтехимических и газохимических комплексов.
Электроэнергетика. Дальнейшее развитие генерации электрической энергии будет сопровождаться строительством новой Сахалинской ГРЭС-2, модернизацией и обновлением морально и физически устаревшего оборудования, которые позволят снизить удельные расходы топлива на производство электроэнергии. Оптимизацию топливного баланса электроэнергетики предусматривается осуществлять за счет диверсификации используемого топлива для целей энергетики, в том числе применения более экологичных видов топлива, прежде всего природного газа. Основой надежной, эффективной и безопасной работы системы газоснабжения Сахалинской области является создание в короткий срок Единой газотранспортной системы (с участием ОАО «Газпром»). В ее ведение должны войти все действующие, строящиеся и намеченные к строительству магистральные газопроводы.
Угольная промышленность. Потенциальные возможности развития угледобычи в Сахалинской области до 2025 г. определяются, исходя из возможностей ресурсной базы, с учетом внутренней потребности в угле и возможности его вывоза за пределы Сахалинской области, в том числе на экспорт. Основные цели развития угольной промышленности в перспективе до 2025 г. направлены на обеспечение конкурентоспособности угольной отрасли в условиях насыщенности рынка альтернативными энергоресурсами, а также устойчивое и сбалансированное развитие угольной промышленности островного региона на основе современного научно-технического потенциала и технологий, отвечающих экологическим нормам.
Рыбохозяйственный комплекс. Модернизация
рыбоперерабатывающих производств будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства. Стратегиче скими направлениями развития отрасли являются: создание условий для повышения эффективности используемых водно-биологических ресурсов на основе модернизации имеющихся производственных мощностей флота с привлечением инновационных технологий и инвестиций; переработка рыбы для внутреннего рынка при условии снижения логистических издержек и привлечения рабочей силы в отрасль; рост инвестиций в добычу и первичную переработку рыбных ресурсов. Реализация стратегических направлений будет связана с совершенствованием методологии управления отраслью, созданием замкнутых технологических производств (рыборазвод - добыча - переработка), ориентацией на круглогодичную обработку, развитием аквакультуры, изучением и вовлечением в хозяйственный оборот новых водно-биологических ресурсов.
Сельскохозяйственное производство. Перспективы роста в агропромышленном комплексе области связаны с развитием крупных сельскохозяйственных пр е д пр иятий, ф о р мирую щих по з иции области на внутриобластном и российском агропродовольственных рынках; созданием организационных структур инновационного развития сельского хозяйства, в том числе опытно-экспериментальных, селекционных станций, коллективных центров оказания технических, технологических и биотехнических услуг малым сельхозпредприятиям, коллективным и частным хозяйствам; формированием бренда сахалинской экологически чистой сельхозпродукции, производство которой не оказывает негативного воздействия на естественные экосистемы. Стратегической целью развития агропромышленного комплекса является обеспечение населения Сахалинской области доступными качественными продуктами питания местных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Пищевая и перерабатывающая промышленность. В целях повышения финансовой устойчивости предприятий пищевой промышленности важным направлением следует считать решение задач, направленных на улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства как основного поставщика сырья мясомолочной отрасли. Реализация целевых установок обеспечит устойчивое развитие сырьевой
базы и создаст предпосылки для формирования нового технологического уклада пищевой промышленности региона.
Лесопромышленный комплекс. Для дальнейшего развития ле сопромышленного комплекса распоряжение правительства Сахалинской области от 28.10.2011 № 759-р утверждена Стратегия развития ле сопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2020 года3. В рамках указанной стратегии разработан проект «Создание комплексного деревообрабатывающего производства». Стратегическими направлениями развития отрасли являются создание группы предприятий по глубокой переработке леса, создание условий для реализации инвестиционных проектов, связанных с использованием древесных отходов и низкосортной древесины.
Транспортная система.
Воздушный транспорт в Сахалинской области используется преимущественно для перевозки пассажиров на дальние расстояния и в труднодоступные местности, в том числе на Курильские острова. В перспективе аэропорт Южно-Сахалинск должен получить развитие в качестве внутрироссийского узлового аэропорта. Будут реконструированы аэропорты местного значения для повышения транспортной доступности населенных пунктов.
Инфраструктура морского транспорта области включает в себя 8 морских портов и 14 морских терминалов, входящих в границы портов, транспортный флот и морскую железнодорожную переправу Ванино - Холмск. Стратегической целью развития морского транспорта является создание экономически эффективной, технически оснащенной и конкурентоспособной системы морских портов, обеспечивающей устойчивый рост и комплексное социально-экономическое развитие Сахалинской области, удовлетворение потребностей в услугах морского транспорта. Развитие морского транспорта будет осуществляться с участием средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы».
3 Об утверждении Стратегии развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2020 года: распоряжение правительства Сахалинской области от 28.10.2011 № 759-р.
Железнодорожный транспорт является основным видом магистрального транспорта, обеспечивающего межмуниципальные перевозки массовых грузов в регионе. Основной объем грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок на острове обеспечивает Дальневосточная железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги» по Сахалинской области.
В условиях социально-экономических преобразований, проводящихся в Сахалинской области, значимость автомобильного транспорта постоянно возрастает. Стратегическими целями государственной дорожной политики правительства Сахалинской области, направленными на преодоление экономических ограничений, связанных с низким транспортно-эксплуатационным потенциалом региональной дорожной системы, являются: создание связной, единой сети автомобильных дорог общего пользования без грунтовых разрывов и «узких мест» по пропускной способности, обеспечивающей бе спре пятстве нный до ступ насе ле ния и хозяйствующих субъектов к транспортным услугам, ускорение перемещения товарных потоков и людей автомобилями по территории Сахалинской области; обеспечение сохранности и мобилизационной готовности, автомобильных дорог общего пользования, поддержание их потребительских свойств на стабильно высоком уровне, соответствующем требованиям технических регламентов и транспортных стандартов; создание гибкой, инновационно ориентированной системы целевого управления дорожным хозяйством, интегрированной в единую систему управления транспортным комплексом, обеспечивающей эффективную реализацию стратегий и программ развития Сахалинской области, комплексное развитие транспортной инфраструктуры на ее территории; создание институциональных условий, благоприятствующих эффективному функционированию и развитию дорожного хозяйства Сахалинской области, повышению производительности и качества труда в системе управления и на предприятиях отрасли.
Информационно-коммуникационная инфраструктура. Развитие отрасли электросвязи связано со строительством магистральных и внутриобластных волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). В 2009 г. сдана в эксплуатацию ВОЛС Невельск - Исикари (Япония) и завершено создание транснациональной магистрали из Европы в Азию. В планах строительство ВОЛС по маршруту
Таблица 3
Прогноз инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2014-2025 гг., млрд руб.
Показатель 2Ш 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Инвестиции в ОК по субъектам РФ 9 000,2 11 500,2 14 000,6 16 500,1 21 500,7 28 000,7 35 000,4 42 659,2 Инвестиции в ОК по Сахалинской 211,0 257,8 275,0 300,0 360,0 425,0 485,0 559,1 области
Доля инвестиций в ОК 2,344 2,242 1,964 1,818 1,674 1,518 1,386 1,311
по Сахалинской области и по субъектам РФ, %
Примечание. Прогноз инвестиций проведен в фактически действующих ценах. ОК - основной капитал. Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru; расчеты автора.
Ильинский - Находка. Основными направлениями развития инфраструктуры связи и телекоммуникаций являются повышение эффективности использования телекоммуникационной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности отрасли, интеграция телекоммуникационного комплекса Сахалинской области в общероссийский и мировой телекоммуникационные комплексы.
Строительный комплекс. В период до 2025 г. в условиях инвестиционной активности прогнозируется рост объемов подрядных работ.
Прогноз инвестиций в основной капитал области определяется Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года.
Планируется, что за ближайшие 10 лет суммарные инвестиции из федерального бюджета и частные инвестиции в проекты на территории Сахалинской области составят 2,9 млрд руб. При этом основным проектом для инвестирования станет рыбоперерабатывающий комплекс на о-ве Шикотан4.
К 2025 г. объем инвестиций в основной капитал Сахалинской области может достичь 559,1 млрд руб. Доля инвестиций в основной капитал области в суммарных инвестициях по субъектам РФ в прогнозный период будет снижаться и находиться в диапазоне 1,311-2,344% (табл. 3).
Прогноз уровня безработицы области определяется Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года. К 2025 г. уровень безработицы в области снизится до 5,1%. Тем не менее после 2015 г. уровень безработицы в Сахалинской области будет выше, чем в среднем по России. Соотношение прогнозного
4 На спорных Курилах построят рыбный завод. 22.01.2013. URL: http://www.pravda.ru/news/economics/22-01-2013/1142468-fish-0/#sthash.72IsvAM6.dpuf.
и среднероссийского значений уровня безработицы будет находиться в диапазоне 0,986-1,133 (табл. 4).
Прогноз внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки. Объем внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки (НИР) в Сахалинской области может достичь 70 000 млн руб., или 4,145% ВРП.
Доля внутренних текущих расходов на НИР Сахалинской области в общероссийских расходах на НИР будет находиться в диапазоне 0,091-0,667% (табл. 5).
Прогноз доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства Сахалинской области к 2025 г. может достичь 2,06%.
В этом случае соотношение прогнозного и среднероссийского значений доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства будет находиться в диапазоне 0,0570,172 (табл. 6).
Прогноз доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума области определяется Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года.
К 2025 г. доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в области может снизиться до 8,0% от общей численности населения. В этом случае соотношение прогнозного и среднероссийского значений доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума будет находиться в диапазоне 1,0-1,225 (табл. 7).
Прогноз децильного коэффициента дифференциации доходов населения. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения Сахалинской области к 2025 г. может снизиться до 8,0.
Таблица 4
Прогноз уровня безработицы к экономически активному населению в 2014-2025 гг., в среднем за год, %
Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
УБ в Российской Федерации, в среднем 7,0 6,5 6,0 5,6 5,3 5,0 4,6 4,5
Соотношение прогнозного и порогового 0,88 0,81 0,75 0,70 0,66 0,63 0,58 0,56
значений УБ в РФ
УБ в Сахалинской области 6,9 6,6 6,3 6,0 5,4 5,3 5,2 5,1
Соотношение прогнозного и порогового 0,863 0,825 0,788 0,750 0,675 0,663 0,650 0,638
значений УБ
Соотношение прогнозного 0,986 1,015 1,050 1,071 1,019 1,060 1,130 1,133
и среднероссийского значений УБ
Примечание. УБ - уровень безработицы.
Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru; расчеты автора.
Таблица 5
Прогноз внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки в 2014-2025 гг., млн руб.
Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Расходы на НИР в 1 505 000 1 690 000 1 910 000 2 160 000 2 700 000 3 846 000 7 500 000 11 154 000
Российской Федерации
Доля расходов на НИР в 2,00 2,00 2,01 2,02 2,08 2,47 4,04 5,25
ВВП РФ, %
Расходы на НИР в 1 368,83 2 690,0 4 860,0 8 000,0 12 000,0 22 000,0 50 000,0 70 000,0
Сахалинской области
Доля внутренних текущих 0,228 0,387 0,648 1,000 1,304 1,913 3,448 4,145
расходов на НИР в ВРП, %
Доля внутренних текущих 0,091 0,159 0,254 0,370 0,444 0,572 0,667 0,628
расходов на НИР в расходах
на НИР по РФ, %
Примечание. НИР - научные исследования и разработки.
Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru; расчеты автора.
Таблица 6
Прогноз доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства в 2014-2025 гг., %
Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Объем ПП в РФ, млрд руб. 42 000,0 49 257,0 54 565,0 60 311,0 71 360,0 81 000,0 99 000,0 106 126
Объем ИП в РФ, млрд руб. 3 990,0 4 679,4 5 183,7 5 729,5 7 492,8 9 315,0 11 385,0 12 735,1
Доля ИП в общем объеме ПП 9,5 9,5 9,5 9,5 10,5 11,5 11,5 12,0
в РФ, %
Объем ПП в Сахалинской 0,54 0,56 0,58 0,60 0,74 1,08 1,52 2,06
области
Доля ИП Сахалинской области 0,040 0,041 0,042 0,043 0,045 0,047 0,049 0,051
в общем объеме ИП в РФ, %
Соотношение прогнозного и 0,057 0,059 0,061 0,063 0,070 0,094 0,132 0,172
среднероссийского значений доли ИП в общем объеме ПП
Примечание. Данные приводятся в фактических отпускных ценах; ИП - инновационная продукция; ПП - промышленная продукция.
Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru; расчеты автора.
Таблица 7
Прогноз доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2014-2025 гг., % от общей
численности населения
Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Доля лиц с денежными доходами ниже ПМ в РФ 9,0 8,9 8,8 8,7 8,5 8,3 8,1 8,0
Соотношение фактического и порогового значений 1,3 1,3 1,3 1,2 1,2 1,2 1,2 1,1
доли лиц с денежными доходами ниже ПМ в РФ
Доля лиц с денежными доходами ниже ПМ в 10,9 10,9 10,5 10,0 9,0 8,6 8,2 8,0
Сахалинской области
Соотношение фактического и порогового значений 1,557 1,557 1,500 1,429 1,286 1,229 1,171 1,143
доли лиц с денежными доходами ниже ПМ
Соотношение прогнозного и среднероссийского 1,211 1,225 1,193 1,149 1,059 1,036 1,012 1,000
значений доли лиц с денежными доходами ниже ПМ
Примечание. ПМ - прожиточный минимум.
Источники: Федеральная служба государственной статистики.
В течение всего прогнозного периода дифференциация доходов населения области будет меньше, чем в среднем по России. Соотношение прогнозного и среднероссийского значений децильного коэффициента дифференциации доходов населения будет находиться в диапазоне 0,73-0,83 (табл. 8).
Прогноз доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве Сахалинской области к 2025 г. может возрасти до 2,21%.
В течение всего прогнозного периода доля машино строения и металлообработки в промышленном производстве области будет меньше, чем в среднем по России. В этом случае соотношение прогнозного и среднероссийского значений доли продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства будет находиться в диапазоне 0,132-0,158 (табл. 9).
Анализ прогнозных статистических данных по
URL: http://www.gks.ru; расчеты автора.
восьми показателям экономической безопасности позволяет предположить, что уровень региональной безопасности хозяйства Сахалинской области до 2025 г должен повыситься (табл. 10, рис. 2). [17-43].
Кроме того, следует учитывать, что рыночные преобразования в России укрепили ее связь с другими государствами, с национальными хозяйствами экономически развитых и развивающихся стран, превратив отечественную экономику в органичную часть мирового хозяйства. При этом хозяйства восточных регионов имеют потенциал более глубокой интеграции с северными регионами Китая, а также с регионами Японии и Республики Корея [19, 44].
В заключение следует отметить, что экономические итоги и прогнозы представляют интерес не просто как дань академической науке. Они важны в первую очередь для оценки текущей экономической политики и ее влияния на использование потенциала экономики страны и хозяйств отдельных регионов, обеспечение экономической безопасности государства в целом и региональной экономической безопасности.
Таблица 8
Прогноз значений децильного коэффициента дифференциации доходов населения в 2014-2025 гг.
Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
ДК ДДН в Российской Федерации, в среднем 12,1 12,0 11,9 11,8 11,6 11,4 11,2 11,0
Соотношение прогнозного и порогового 1,51 1,50 1,49 1,48 1,45 1,43 1,40 1,38
значений ДК ДДН в РФ
ДК ДДН в Сахалинской области 10,0 9,8 9,6 9,4 9,0 8,6 8,3 8,0
Соотношение прогнозного и порогового 1,25 1,23 1,20 1,18 1,13 1,08 1,04 1,00
значений ДК ДДН
Соотношение прогнозного и среднероссийского 0,83 0,82 0,81 0,80 0,78 0,75 0,74 0,73
значений ДК ДДН
Примечание. ДК ДДН - децильный коэффициент дифференциации доходов населения. Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru; расчеты автора.
Таблица 9
Прогноз доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве в 2014-2025 гг., %
Показатель 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Объем произведенной ПП 42 000,0 49 257,0 54 565,0 60 311,0 71 360,0 81 000,0 99 000,0 106 126
в РФ, млрд руб.
Объем ПММ, млрд руб. 5 376,0 6 354,2 7 093,5 7 900,7 9 490,9 10 935,0 13 563,0 14 857,6
Доля ПММ в общем 12,8 12,9 13,0 13,1 13,3 13,5 13,7 14,0
объеме ПП, %
Объем произведенной ПП 1,69 1,77 1,8 1,94 2,02 2,09 2,15 2,21
в Сахалинской области
Доля ПММ Сахалинской 0,094 0,094 0,095 0,096 0,098 0,100 0,102 0,103
области в общем объеме
ПММ в РФ, %
Соотношение прогнозного 0,132 0,137 0,138 0,148 0,152 0,155 0,157 0,158
и среднероссийского
значения доли ПММ в
общем объеме ПП
Примечание. Объем продукции приводится в фактических отпускных ценах; ПП - промышленная продукция; ПММ - продукция машиностроения и металлообработки.
Источники: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru; расчеты автора.
Таблица 10
Прогноз значений показателей экономической безопасности Сахалинской области в 2014-2025 гг.
Значения
нормированных 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2025
показателей
Объем ВРП 4,551 4,776 4,636 4,477 4,453 4,464 4,543 4,902 5,194 5,442 5,809
Валовой сбор 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000
зерновых
Инвестиции в ОК 1,947 2,122 2,006 1,943 1,899 1,922 1,950 1,898 1,858 1,816 1,829
Уровень 1,507 1,576 1,651 1,733 1,825 1,926 2,000 2,000 2,000 2,039 2,039
безработицы
Внутренние 0,879 1,536 2,466 3,611 3,942 4,461 5,827 6,825 8,245 13,018 15,928
текущие расходы
на НИР
Доля ИП в 0,164 0,170 0,176 0,181 0,194 0,223 0,260 0,328 0,383 0,460 0,625
объеме ПП
Численность 0,707 0,703 0,735 0,770 0,807 0,855 0,873 0,892 0,921 0,941 0,963
населения с
денежными
доходами ниже
ПМ
ДК ДДН 0,478 0,488 0,498 0,508 0,519 0,531 0,542 0,561 0,574 0,579 0,598
Доля ПММ в 0,676 0,707 0,718 0,776 0,797 0,809 0,825 0,837 0,849 0,860 0,885
общем объеме
ПП
Значение ИПЭБ 0,4398 1,0116 1,7513 2,9908 3,9397 6,0378 10,478 17,447 27,356 56,541 109,912
Сахалинской
области
Примечание. ВРП - валовой региональный продукт; ОК - основной капитал; НИР - научные исследования и разработки; ИП -инновационная продукция; ПП - промышленная продукция; ПМ - прожиточный уровень; ДК ДДН - децильный коэффициент дифференциации доходов населения; ПММ - продукция машиностроения и металлообработки; ИПЭБ - интегральный показатель экономической безопасности.
Источник: расчеты автора.
(Л -й-
Рисуиок 2
Прогнозные значения нормированных показателей региональной экономической безопасности Сахалинской области:
1 - 1990 г.; 2-2011 г; 3 - 2015 г; 4 - 2025 г.
3-
"а
?
?
Доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства
Децильный коэффициент дифференциации доходов населения
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня
Доля инновационной продукции в объеме промышленного производства
Объем валового регионального продукта
Валовой сбор зерновых
Инвестиции в основной капитал
Уровень безработицы
Внутренние текущие расходы на научные исследования и разработки
ТЗ 0)
I * 1 °
О" (Г
— I
^ Е
СТ1 Ф
а> ^
¡1 §Й
ю о
со I
СП
о
Т1
0)
Ф Е2".
СЛ о
Ш
О. _
сп 3-
ф а>
2 Ф
с? сл
Мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял на возможности нашей страны по повышению уровня своей экономической безопасности и уровней безопасности хозяйств наших восточных регионов, что обусловливает
необходимость принятия и реализации не только дополнительных антикризисных мер, но и мер по ускорению технологического обновления экономики России, Сахалинской области и других регионов Дальнего Востока.
Список литературы
1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года. М.: Институт экономических стратегий, 2006. 432 с.
2. Кульков В.М., Кайманаков С.В., Теняков И.М. Экономический рост в России: национальная модель, качество и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 38. С. 9-19.
3. ЛьвовД.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. 518 с.
4. Мау В.А. Макроэкономическая стабилизация, тенденции и альтернативы экономической политики России. М.: РАГС, 1996. 371 с.
5. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции: монография / под ред. И.И. Меламеда. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2011. 1360 с.
6. Смирнов В.В. Парадигма и концепция экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 46. С. 8-19.
7. Андрианов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999. 662 с.
8. Стратегии и программы социально-экономического развития: федерация и регионы России: коллективная монография / Авт. кол-в: Е.В. Пономаренко, Н.П. Гусаков, А.А. Шевченко, А.Ю. Таранчева, С.Е. Ларина, А.В. Савинский, Н.А. Нуреева, М.В. Червина, Е.И. Столярова, О.Б. Дигилина, А.Я. Быстряков, Д.П. Карпова, Ф.Н. Ахмедов; общ. ред.: А.Я. Быстряков, Н.П. Гусаков, Е.В. Пономаренко. М.: РУДН, 2009. 72 с.
9. Абдулаева З. З. Проблемы и механизмы обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34. С. 44-54.
10. Антамошкина Е.Н. Оценка продовольственной безопасности Южного федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 42. С. 30-38.
11. Васильев А.Б. О влиянии прямого железнодорожного сообщения о. Сахалин - материк на транспортную систему региона. URL: http://vff-s.narod.ru/sakh/tp/p1/p09.htm.
12. Суглобов А.Е., Древинг С.Р. Социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризация экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 10. С. 66-67.
13. Экономическая политика на Дальнем Востоке России (концепция и программа) / под ред. П.А. Минакера. Хабаровск: ХГТУ, 2000. 92 с.
14. Дарькин С.М. Тихоокеанская Россия: стратегия, экономика, безопасность. М.: Дело, 2007. 440 с.
15. Дарькин С.М. Повышение эффективности управления ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 г.». Владивосток: Изд-во «Муравей», 2003. 421 с.
16. Концепция выхода из кризиса и развития Дальневосточного экономического района / под ред. П.А. Минакира. Хабаровск, Биробиджан: Дальнаука, 1990. 211 с.
17. Минаков А.В. Системные проблемы управления бюджетно-налоговой системой при обеспечении экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 12. С. 61-65.
18. Муталимов В.А. Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении во Всемирную торговую организацию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 23. С. 70-76.
19. ГордиенкоД.В., ЯковлеваН.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства: монография. М: АРГАМАК-МЕДИА, 2013. 392 с.
20. Гордиенко Д.В. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 15. С. 33-44.
21. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35. С. 46-68.
22. Гордиенко Д.В., Рыжонков В.Н. Оценка уровня экономической безопасности восточных регионов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 24. С. 52-63.
23. Зуева А.С. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности Союзного государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 37. С. 48-53.
24. Илларионов А.Н. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 3-21.
25. ЛистопадМ.Е. Эволюция представлений об экономической безопасности. URL: http://teoria-practica. ru/-3-2011/ekonomika/listopad.pdf.
26. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Прогресс, 2002. 721 с.
27. ШигунМ.М. Субъекты внутреннего контроля в системе экономической безопасности предприятия // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 32. С. 52-62.
28. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение; показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12. C. 4-13.
29. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник РАН. 1997. Т. 67. № 9. С. 771-776.
30. Абалкин Л.И. и др. Экономический рост в Российской Федерации: проблемы и перспективы: доклад VIII Российского экономического форума «Экономический рост в Российской Федерации: проблемы и перспективы». Екатеринбург, 2003. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/19181832.
31. Актуальные проблемы усиления социальной направленности экономических реформ в России: вопросы теории и практики / под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 1999. 403 с.
32. Барабин В. Экономическая безопасность государства. М.: Аванти, 2001. 181 с.
33. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: ИСПИ РАН, 2005. 328 с.
34. Богданов И.Я., Калинин А.П., Родионов Ю.Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты, 1992-1998. М.: ИСПИ РАН., 1999. 289 с.
35. Быстряков А.Я., МацкулякИ.Д., Синягов А.А. и др. Мировой финансовый кризис и Россия: монография / под ред. А.Я. Быстрякова. М.: МАКС Пресс, 2009. 96 с.
36. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. СПб: Вектор, 2005. 256 с.
37. Герасимов А.П. Экономическая безопасность российской государственности: экономико-правовые аспекты: монография. СПб: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2001. 316 с.
38. Иванов Е. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 11. С. 12-34.
39. ИшаевВ.И. Россия в Восточной Азии: сотрудничество, проблемы, перспективы. М.: Наука, 2005. 341 с.
40. Ищенко Е.Г. Россия в мировом инвестиционном процессе. М.: РАГС, 2006. 325 с.
41. Корнилов М.Я. О доктрине экономической безопасности России / Ученые записки РАГС: сб. науч. статей. М.: РАГС, 2008. 129 с.
42. Корнилов М.Я. Конкурентоспособность страны и национальная экономическая безопасность / Конкурентоспособность России в условиях глобализации: сб. науч. статей. М.: РАГС, 2006. 218 с.
43. Котилко В.В. Экономические интересы и риски в сфере научно-технического сотрудничества России со странами СНГ (концепции модернизации): монография. М.: Креативная экономика, 2012. 336 c.
44. Жилкина Ю. В. Международная безопасность в эпоху глобализации мировой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 25. С. 62-67.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Threats and Security
ASSESSING THE LEVEL OF THE REGIONAL ECONOMIC SECURITY OF THE SAKHALIN OBLAST AND ECONOMIC SECURITY TRENDS WITHIN THE PERIOD OF 1990 THROUGH 2025
Dmitrii V. GORDIENKO
Academy of Military Sciences, Moscow, Russian Federation [email protected]
Article history: Abstract
Received 13 April 2015 Importance The research examines the economic security indicators ofthe Sakhalin Oblast: Gross
Accepted 14 May 2015 Regional Product, investment in equity, unemployment rate, current domestic spending on R&D;
percentage of innovative products out of the total industrial production; percentage of people living below the minimum subsistence level, decile ratio of differentiation of population's earnings and percentage of machine-building and metalworking out of the total industrial production. Objectives The article presents a comparative description of the economic security level in the Sakhalin Oblast so to find areas for enhancing its socio-economic development and the regional economic security level.
Methods Using statistical and econometric methods, I evaluate prospects for changes in the economic security of the Sakhalin Oblast and other border regions in the Far East of the Russian Keywords: economy, Gross Federation.
Regional Product, unemployment Results I propose an approach to comparative evaluation of the region's economic security level. I rate, decile ratio, differentiation, also analyzed the contemporary approach to ensuring the economic security of the Sakhalin Oblast population's earnings, economic and other border regions in the Far East of the Russian Federation in the current circumstances. security level Conclusions and Relevance I conclude that while Russia is implementing its Eurasian mission,
ensuring economic security of the Sakhalin Oblast and other border regions in the Far East should be a priority. The proposed approach to comparative evaluation of economic security of the Sakhalin Oblast and other border regions in the Far East will allow identifying priorities of the regional socio-economic development in the current circumstances.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Kuzyk B.N., Yakovets Yu.V. Integral'nyi makroprognoz innovatsionno-tekhnologicheskoi i strukturnoi dinamiki ekonomiki Rossii na period do 2030 goda [Integral macroeconomic forecast on innovative, technological and structural trends in the Russian economy up to 2030]. Moscow, Institute for Economic Strategies Publ., 2006, 432 p.
2. Kul'kov V.M., Kaimanakov S.V., Tenyakov I.M. Ekonomicheskii rost v Rossii: natsional'naya model', kachestvo i bezopasnost' [Economic growth in Russia: a national model, quality and security]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 38, pp. 9-19.
3. L'vov D.S. Ekonomika razvitiya [Development Economics]. Moscow, Ekzamen Publ., 2001, 518 p.
4. Mau V.A. Makroekonomicheskaya stabilizatsiya, tendentsii i al'ternativy ekonomicheskoi politiki Rossii [Macroeconomic stabilization, trends and alternative economic policy in Russia]. Moscow, Russian Academy of State Service Publ., 1996, 371 p.
5. Rossiya v Aziatsko-Tikhookeanskom regione: perspektivy integratsii: monografiya [Russia in the Asia-Pacific region: integration prospects: a monograph]. Vladivostok, Far Eastern Federal University Publ., 2011, 1360 p.
6. Smirnov V.V. Paradigma i kontseptsiya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [The paradigm and concept of economic security of Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 46, pp. 8-19.
7. Andrianov V.D. Rossiya. Ekonomicheskii i investitsionnyi potentsial [Russia. Economic and investment potential]. Moscow, Ekonomika Publ., 1999, 662 p.
8. Strategii i programmy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya: federatsiya i regiony Rossii: kollektivnaya monografiya [Strategies and programs for socio-economic development: the Russian Federation and regions: a collective monograph]. Moscow, Russian Peoples' Friendship University Publ., 2009, 72 p.
9. Akhmeduev A.Sh., Abdulaeva Z.Z. Problemy i mekhanizmy obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti Respubliki Dagestan [Issues and mechanisms to ensure the economic security of the Republic of Dagestan].
Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 34, pp.44-54.
10. Antamoshkina E.N. Otsenka prodovol'stvennoi bezopasnosti Yuzhnogo federal'nogo okruga [Food Security Assessment of the Southern Federal District]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2013, no. 42, pp. 30-38.
11. Vasil'ev A.B. O vliyaniipryamogo zheleznodorozhnogo soobshcheniya o. Sakhalin - materikna transportnuyu sistemu regiona [On the influence of a direct rail road connecting Sakhalin Island with the mainland on the region's transportation system]. Available at: http://vff-s.narod.ru/sakh/tp/p1/p09.htm. (In Russ.)
12. Suglobov A.E., Dreving S.R. Sotsial'no-ekonomicheskie aspekty ekonomicheskoi bezopasnosti i klasterizatsiya ekonomiki [Socio-economic aspects of economic security and economic clustering]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2009, no. 10, pp. 66-67.
13. Ekonomicheskaya politika na Dal'nem Vostoke Rossii (kontseptsiya i programma) [The economic policy in the Russian Far East (the concept and program)]. Khabarovsk, Khabarovsk State Technical University Publ., 2000, 92 p.
14. Dar'kin S.M. Tikhookeanskaya Rossiya: strategiya, ekonomika, bezopasnost' [Pacific Russia: the strategy, economics, and security]. Moscow, Delo Publ., 2007, 440 p.
15. Dar'kin S.M. Povyshenie effektivnosti upravleniya FTsP "Ekonomicheskoe i sotsial'noe razvitie Dal'nego Vostoka i Zabaikal'ya na 1996-2005 gg. i do 2010 g" [Enhancing the efficiency in managing the Federal Special-Purpose Program Economic and Social Development of the Far East and Transbaikal within 1996 to 2005 up to 2010]. Vladivostok, Muravei Publ., 2003, 421 p.
16. Kontseptsiya vykhoda iz krizisa i razvitiya Dal'nevostochnogo ekonomicheskogo raiona [The concept of overcoming the crisis and the development of the Far Eastern Economic Region]. Khabarovsk, Birobidzhan, Dal'nauka Publ., 1990, 211 p.
17. Minakov A.V. Sistemnye problemy upravleniya byudzhetno-nalogovoi sistemoi pri obespechenii ekonomicheskoi bezopasnosti strany [Systemic issues of managing the budgetary and fiscal system in ensuring the national economic security]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 12, pp. 61-65.
18. Mutalimov V.A. Gosudarstvennyi monitoring ugroz ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii pri vstuplenii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu [State monitoring of threats to Russia's economic security in joining the World Trade Organization]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 23, pp. 70-76.
19. Gordienko D.V., Yakovleva N.G. Mirovoi finansovo-ekonomicheskii krizis i obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva: monografiya [The global financial and economic crisis and economic security of the State: a monograph]. Moscow, ARGAMAK MEDIA Publ., 2013, 392 p.
20. Gordienko D.V. Perspektivy povysheniya urovnya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [Prospects for improving Russia's economic security]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 15, pp. 33-44.
21. Gordienko D.V. Vliyanie mirovogo finansovo-ekonomicheskogo krizisa na izmenenie urovnya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [Impact of the global financial and economic crisis on changes in the level of Russia's economic security]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 35, pp. 46-68.
22. Gordienko D.V., Ryzhonkov V.N. Otsenka urovnya ekonomicheskoi bezopasnosti vostochnykh regionov
Rossii [Assessing the level of economic security of Russia's eastern regions]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 24, pp. 52-63.
23. Zueva A.S. Aktual'nye problemy obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti Soyuznogo gosudarstva [Topical issues on the economic security of the Union State]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 37, pp. 48-53.
24. Illarionov A.N. Kriterii ekonomicheskoi bezopasnosti [Criteria of economic security]. Voprosy Economiki, 1998, no. 10, pp. 3-21.
25. Listopad M.E. Evolyutsiyapredstavlenii ob ekonomicheskoi bezopasnosti [The evolution of ideas on economic security]. Available at: http://teoria-practica.ru/-3-2011/ekonomika/listopad.pdf. (In Russ.)
26. Senchagov V.K. Ekonomicheskaya bezopasnost': geopolitika, globalizatsiya, samosokhranenie i razvitie [Economic security: geopolitics, globalization, self-preservation and development]. Moscow, Progress Publ.,
27. Shigun M.M. Sub"ekty vnutrennego kontrolya v sisteme ekonomicheskoi bezopasnosti predpriyatiya [The internal control entities in the economic security system]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 32, pp. 52-62.
28. Abalkin L.I. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie; pokazateli [Russia's economic security: threats and their implications; indicators]. Voprosy Economiki, 1994, no. 12, pp. 4-13.
29. Abalkin L.I. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii [The economic security of Russia]. Vestnik RAN = Bulletin of RAS, 1997, vol. 67, no. 9, pp. 771-776.
30. Abalkin L.I. et al. Ekonomicheskii rostv RossiiskoiFederatsii: problemy iperspektivy: doklad VIIIRossiiskogo ekonomicheskogo foruma "Ekonomicheskii rost v Rossiiskoi Federatsii: problemy iperspektivy " [Economic growth in the Russian Federation: problems and prospects. The Report of the 8th Russian Economic Forum Economic Growth in the Russian Federation: Problems and Prospects]. Available at: http://ecsocman.hse. ru/text/19181832. (In Russ.)
31. Aktual'nye problemy usileniya sotsial'noi napravlennosti ekonomicheskikh reform v Rossii: voprosy teorii i praktiki [Actual issues of strengthening the social focus of economic reforms in Russia: theoretical and practical issues]. Moscow, Ekzamen Publ., 1999, 403 p.
32. Barabin V. Ekonomicheskaya bezopasnost'gosudarstva [Economic security of the State]. Moscow, Avanti Publ., 2001, 181 p.
33. Bogdanov I.Ya. Ekonomicheskaya bezopasnost 'Rossii: teoriya ipraktika [Russia's economic security: theory and practice]. Moscow, Institute of Socio-Political Research of RAS Publ., 2005, 328 p.
34. Bogdanov I.Ya., Kalinin A.P., Rodionov Yu.N. Ekonomicheskaya bezopasnost 'Rossii: tsifry i fakty, 1992-1998 [Russia's economic security: facts and figures, 1992-1998]. Moscow, Institute of Socio-Political Research of RAS Publ., 1999, 289 p.
35. Bystryakov A.Ya., Matskulyak I.D., Sinyagov A.A. et al. Mirovoi finansovyi krizis i Rossiya: monografiya [The global financial crisis and Russia: a monograph]. Moscow, MAKS Press Publ., 2009, 96 p.
36. Vechkanov G.S. Ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic security]. St. Petersburg, Vektor Publ., 2005, 256 p.
37. Gerasimov A.P. Ekonomicheskaya bezopasnost'rossiiskoi gosudarstvennosti: ekonomiko-pravovye aspekty: monografiya [The economic security of the Russian State: economic and legal aspects: a monograph]. St. Petersburg, St. Petersburg University of Russian Ministry of Internal Affairs Publ., 2001, 316 p.
38. Ivanov E. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii [The economic security of Russia]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2001, no. 11, pp. 12-34.
39. Ishaev V.I. Rossiya v VostochnoiAzii: sotrudnichestvo, problemy, perspektivy [Russia in East Asia: cooperation, problems and prospects]. Moscow, Nauka Publ., 2005, 341 p.
40. Ishchenko E.G. Rossiya v mirovom investitsionnom protsesse [Russia in the global investment process]. Moscow, Russian Academy of Public Service Publ., 2006, 325 p.
2002, 721 p.
41. Kornilov M.Ya. O doktrine ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii. V kn.: Uchenye zapiski RAGS [On the doctrine of Russia's economic security. In: Scholarly notes of the Russian Academy of Public Service]. Moscow, Russian Academy of Public Service Publ., 2008, 129 p.
42. Kornilov M.Ya. Konkurentosposobnost' strany i natsional'naya ekonomicheskaya bezopastnost. V kn.: Konkurentosposobnost' Rossii v usloviyakh globalizatsii [National competitiveness and national economic security. In: Russia's competitiveness under globalization]. Moscow, Russian Academy of Public Service Publ., 2006, 218 p.
43. Kotilko V.V. Ekonomicheskie interesy i risk v sfere nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva Rossii so stranami SNG (kontseptsii modernizatsii): monografiya [Economic interests and risks in scientific and technical cooperation between Russia and the CIS (the concept of modernization): a monograph]. Moscow, Kreativnaya ekonomika Publ., 2012, 336 p.
44. Zhilkina Yu.V. Mezhdunarodnaya bezopasnost' v epokhu globalizatsii mirovoi ekonomiki [International security in the era of globalization of the world economy]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 25, pp. 62-67.