ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ECONOMIC SCIENCE
УДК 338
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ:
ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД С 1990 ПО 2025 ГОДЫ
Д.В. Гордиенко, А.Г. Забелин SAKHALIN REGION:
CHANGES LEVEL OF ECONOMIC SECURITY BETWEEN 1990 AND 2025
D.V. Gordienko, A.G. Zabelin
Аннотация. Глобальный мировой финансово-экономический кризис и политические события последних месяцев на западных границах нашей страны актуализировали практически для всех стран, включая Российскую Федерацию, проблему корректировки долговременного социально-экономического развития. Для России это означает, в частности, реализацию ее «евразийской миссии». Дальневосточные приграничные регионы Российской Федерации - Хабаровский и Приморский край, Амурская и Сахалинская области - занимают в этом вопросе ключевые позиции. Статья посвящена оценке уровня экономической безопасности Сахалинской области и его сравнению с уровнями защищенности хозяйства других приграничных дальневосточных регионов нашей страны, а также уровнями региональной экономической безопасности Западной и Восточной Сибири, средним уровней экономической безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: экономика, объем валового регионального продукта, валовой сбор зерновых, объем инвестиций в основной капитал, уровень безработицы, внутренние текущие расходы на исследования и разработки, доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума, децильный коэффициент дифференциации доходов населения и доля машиностроения и металлообработке в общем объеме промышленного производства, экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, оценка уровня экономической безопасности, Сахалинская область, сравнительная оценка защищенности хозяйства приграничных дальневосточных регионов России, Российская Федерация.
<jb
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Abstract. Global world financial and economic crisis and the political events of the last months on the western borders of our country have updated almost all countries, including the Russian Federation, the issue of long-term adjustment of economic and social development. For Russia, this means, in particular, the implementation of its «Eurasian mission». In this case, the border regions of the Far East of the Russian Federation - the Khabarovsk and Primorsky Krai, Amur and Sakhalin region - take on this issue key positions. The article is devoted to assessing the level of economic security of the Sakhalin region and its comparison with the levels of security management of other Far Eastern border regions of our country, as well as the level of regional economic security of Western and Eastern Siberia, the average level of economic security of the Russian Federation.
Keywords: economy, the gross regional product, the gross grain harvest, the volume of investment in fixed capital, unemployment, internal current expenditure on research and development, the share of innovative products in the total volume of industrial production, the proportion of people with incomes below the subsistence minimum income decile coefficient of differentiation population and the share of machinery and metal in the total industrial production, economic security, the level of economic security, an assessment of the economic security of the Sakhalin region, a comparative assessment of the security sector bordering the Far Eastern regions of Russia, the Russian Federation.
Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области
Российским Правительством значительное внимание уделяется социально-экономическому развитию восточных регионов нашей страны: Западной и Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока.
С этой целью на федеральном и региональном уровнях принят и / или разработан ряд концептуальных и программных документов, предусматривающих экономическое и социальное развитие как отдельных субъектов федерации, так и перечисленных выше регионов в целом.
Стратегической целью развития Сахалинской области
названа «реализация геополитической задачи закрепления населения на территории области за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития».
Достижение этой цели обусловливает решение ряда задач, «первоочередными из которых являются:
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
- создание условий для развития перспективной экономической специализации Сахалинской области на основе природно-ресурс-ного, индустриального, кадрового и научного потенциала в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, областных целевых программ области и муниципальных образований;
- снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Сахалинской области с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией путем формирования нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;
- формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;
- формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед областью, повышение качества человеческого капитала;
- развитие кадрового потенциала Сахалинской области;
- оптимизация системы управления на региональном уровне;
- совершенствование бюджетного процесса и управления государственным имуществом;
- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- создание условий для безопасной жизнедеятельности населения Сахалинской области, обеспечение надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств;
- сокращение инфраструктурных ограничений, препятствующих социально-экономическому развитию Сахалинской области;
- диверсификация экономики и обеспечение ее конкурентоспособности;
- изменение структуры и повышение реальных денежных доходов населения, создание условий для роста их покупательной способности;
- обеспечение достойных и комфортных условий жизни населения на территории Сахалинской области, улучшение демографической ситуации в регионе» (табл. 1) [1; 2].
Целевые показатели социально-экономического развития Сахалинской области
Показатели 2008 2010 2015 2020 2025
Средние за 5 лет темпы прироста валового регионального продукта, ° о 9,6 6,8 5,7 5,5
Объем валового регионального продукта, млрд. руб., в том числе: 333,6 487,7 694,9 993,8 1688,7
- промышленность 193,2 323,4 424,9 611,2 1033,5
- строительство 51,9 40,5 54,0 76,5 133,4
- сельское хозяйство 3,1 4,9 7,1 9,9 16,9
- транспорт 13,7 21,9 40,7 57,6 99,6
- торговля 22,3 28,5 46,4 64,6 111,5
- прочие отрасли 49,4 68,5 121,8 174,0 293,8
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. руб. 152,4 119,9 257,8 397,0 559,1
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млрд. руб. 74,9 55,7 100,9 238,2 335,5
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млрд. руб. 5,4 6,7 9,9 15,4 23,8
Оборот розничной торговли, млрд. руб. 68,2 89,5 132,2 182,6 238,0
Объем реализации платных услуг, млрд. руб. 28,3 34,7 56,0 76,0 95,0
Объем туристических услуг, млн. руб. 271,8 352,8 877,0 1313,0 2050,0
Вывоз угля в другие регионы Российской Федерации и на экспорт, тыс. тонн 960,7 1071,3 3400,0 4100,0 4500,0
Численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства, тыс. чел. 67,1 81,2 75,1 80,3 83,0
Уровень безработицы (по методологии международной организации труда), % 7,4 8,9 6,6 5,2 5,1
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в ° о ко всему населению 11,4 11,0 10,9 8,8 8,0
Оценка и прогноз объема валового регионального продукта
Уровень порогового значения экономической безопасности 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Валовой региональный продукт по субъектам РФ в ценах и по паритету покупательной способности национальных валют 2003 г., млрд. долл. 1000 2341,4 2376,5 2412,2 2460,4 2585,0 2715,8 2853,3 2996,0
в текущих ценах, млрд. руб. 77754,8 75833,3 82857,1 94444,4 83909,1 83333,3 97046,2 87625,0
Значение нормированного показателя экономической безопасности РФ (общегосударственная составляющая) 2,34 2,38 2,41 2,46 2,58 2,72 2,85 3,00
Сахалинская область ВРП в текущих ценах, млрд. руб. 600,0 694,9 750,0 800,0 920,0 1150,0 1450,0 1688,7
Доля ВРП в суммарном ВРП по субъектам РФ 0,410 0,797 0,824 0,788 0,746 0,708 0,740 0,782 0,795
Значение нормированного показателя региональной экономической безопасности (региональная составляющая) 1,944 2,010 1,922 1,820 1,727 1,805 1,907 1,939
Значение нормированного показателя экономической безопасности Сахалинской области 4,551 4,776 4,636 4,477 4,464 4,902 5,442 5,809
о го
о ж
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Прогноз значений показателей
экономической безопасности Сахалинской области
Анализ перспектив социально-экономического развития России и Сахалинской области до 2025 г. позволяет сделать прогноз значений показателей ее экономической безопасности [3-5; 7; 10-15; 18-19; 24-26; 28; 30-34; 36; 45; 49-50; 51].
Прогноз объема валового регионального продукта области определяется Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 г.
К 2025 г. объем валового регионального продукта Сахалинской области может достичь 1688,7 млрд. руб. Доля ВРП области в суммарном ВРП по субъектам РФ будет находиться в диапазоне 0,708-0,824 % (табл. 2).
В Стратегии социального и экономического развития Сахалинской области на период до 2025 г., в частности, указано, что «валовой региональный продукт области формируется в основном за счет таких отраслей промышленности, как добыча нефти и природного газа (северные районы острова Сахалин), добыча угля, рыбная и пищевая промышленность, индустрия строительных материалов».
В соответствии с этой концепцией строится прогноз роста экономики Сахалинской области, который опирается на анализ системы факторов, оказывающих влияние на экономическое развитие края, и анализ соотношения сильных и слабых сторон с возможностями развития, сильных и слабых сторон с угрозами развитию (табл. 3) [14-16; 24-25; 30; 37; 44].
Прогноз инвестиций в основной капитал области определяется Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 г.
Планируется, что за ближайшие десять лет суммарные инвестиции из федерального бюджета и частные инвестиции в проекты на территории Сахалинской области составят 2,9 млрд. руб. При этом основным проектом для инвестирования станет рыбо-перерабатыва-ющий комплекс на о-ве Шикотан.
К 2025 г. объем инвестиций в основной капитал Сахалинской области может достичь 559,1 млрд. руб. Доля инвестиций в основной капитал области в суммарных инвестициях по субъектам Российской
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Федерации в прогнозный период будет снижаться и находиться в диапазоне 1,311-2,344 % (табл. 4).
Прогноз уровня безработицы области определяется Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 г. К 2025 г. уровень безработицы в области снизится до 5,1 %. Тем не менее, после 2015 г. уровень безработицы в Сахалинской области будет выше, чем в среднем по России. Соотношение прогнозного и среднероссийского значения уровня безработицы будет находиться в диапазоне 1,133-0,986 (табл. 5).
Прогноз внутренних текущих расходов на исследования и разработки: их объем в Сахалинской области может достичь 70 000 млн. руб. (4,145 % ВРП).
Доля внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки Сахалинской области в общероссийских расходах на НИР будет находиться в диапазоне 0,091-0,667 % (табл. 6).
Прогноз доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства Сахалинской области к 2025 г. может достичь 2,06 %. В этом случае соотношение прогнозного и среднероссийского значения доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства будет находиться в диапазоне 0,057-0,172 (табл. 7).
Прогноз доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума области определяется Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 г.
К 2025 г. доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в области может снизиться до 8,0 % от общей численности населения. В этом случае соотношение прогнозного и среднероссийского значения доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума будет находиться в диапазоне 1,0-1,225 (табл. 8).
Прогноз децильного коэффициента дифференциации доходов населения. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения Сахалинской области к 2025 г. может снизиться до 8,0.
В течение всего прогнозного периода дифференциация доходов населения области будет меньше, чем в среднем по России. Соотношение прогнозного и среднероссийского значения децильного коэффициента дифференциации доходов населения будет находиться в диапазоне 0,73-0,83 (табл. 9).
SWOT-анализ факторов социально-экономического развития Сахалинской области
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Выгодное экономико-географическое расположение в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее - АТР): контактная зона с Японией, близость к другим экономически развитым странам АТР (Южная Корея, Тайвань и др.).
2. Выгодное положение на пересечении морских
и воздушных внутренних и международных путей.
3. Огромные запасы природных и биологических ресурсов; наличие эксплуатационных запасов лесных ресурсов; многоотраслевая структура экономики с достаточно развитым производственным потенциалом; значительный потенциал предприятий пищевой рыбоперерабатывающей промышленности, позволяющий наращивать объемы выпуска конкурентоспособной продукции; накопленный на Сахалине богатый опыт внешнеэкономической деятельности; большой природно-ре-креационный потенциал, обеспечивающий возможности развития туризма; наличие всех элементов транс-портно-производственной инфраструктуры: воздушный, железнодорожный, морской (включая паромную переправу), автомобильный, трубопроводный транспорт.
4. Наличие морских портов круглогодичного действия в г. Холмске, г. Корсакове и г. Невельске, резервов для портостроения на других участках побережья Сахалина и Курил
1. Неблагоприятная динамика демографических процессов. За одиннадцать лет численность населения Сахалинской области уменьшилась на 58,4 тыс. чел., или на 10,3 %. Значительную долю (более 37 %) занимают социальные группы, которые нуждаются в повышенном внимании общества и особой защите государства (пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию и др.).
2. Более 11 % жилищного фонда находится в ветхом или аварийном состоянии, около 18 % населения проживают в ветхих и аварийных домах.
3. Проблемы системы образования: количество дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет растущий спрос населения; отсутствие эффективной организационной модели обеспечения государственного регионального управления учреждениями высшего образования; слабая ориентация учреждений профобразования на подготовку специалистов инженерно-тех-нического профиля и рабочих профессий для наиболее важных отраслей экономики области, неэффективная профориентационная работа с молодежью; дефицит педагогических кадров, критический по ряду предметов
и специальностей, а также имеющих ученые степени и звания, отсутствие диссертационных советов и докторантур; несоответствие количества бюджетных мест в вузах и их филиалах уровню, достигнутому в ДФО; низкая оплата труда работников образования; критический износ зданий и сооружений, их несоответствие требованиям сейсмоустойчивости.
4. За счет собственного производства удовлетворяется потребность сахалинцев в молоке - на 31 "... в мясе - на 5 %.
5. По уровню сейсмической опасности Сахалинская область занимает одно из первых мест в Российской Федерации
Возможности
Угрозы
1. Опережающее развитие транспортной инфраструктуры, способствующей росту товарооборота, повышению уровня производственной и социальной кооперации, эффективности использования производственных мощностей и ресурсов, оптимизации структуры экономики.
1. Экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков, дискомфортные условия проживания, неблагоприятные инженерно-строительные условия большей части территории, высокая капиталоемкость ведущих отраслей экономики.
2. Формирование нефтегазохимического комплекса, биоресурсно-логистиче-ского комплекса, а также строительство морского порта для экспорта угля на западном побережье острова Сахалин.
3. Газификация области, в первую очередь за счет перевода на газ существующего оборудования Южно-Сахалинской ТЭЦ-1; развитие газохимических производств и проектов развития генерации на газе на юге Сахалина.
4. Создание особой экономической зоны портового типа на базе Невельского морского рыбного порта с круглогодичной навигацией и с развитыми железнодорожными и автомобильными подходами. Основу специализации порта составляет биоресурсный комплекс, включающий хранение, транспортировку, переработку продукции и сервисное обслуживание судов.
5. Формирование биоресурсного и рекреационного комплексов. Организация биоресурсного комплекса «Курильская гряда» предусматривает размещение объектов хозяйственной деятельности на территории островов Парамушир, Итуруп, Кунашир и Шикотан.
6. Развитие туристической и курортной деятельности, базирующиеся на уникальных рекреационных ресурсах Курильских островов.
7. Добыча углеводородов вокруг постоянных поселений (Оха - Ноглики)
и временных вахтовых поселков. Шельф Сахалинской области содержит 3,8 млрд. тонн балансовых запасов нефти (7 месторождений), 2,5 млрд. усл. тонн газа (10 месторождений).
8. Перспективное развитие системы расселения Сахалинской области
по зональному принципу. Развитие полицентрической системы расселения (крупнейшие центры - г. Южно-Сахалинск, г. Холмск и г. Невельск).
9. Формирование сети поселений в районах реализации проектов нефтедобычи. Пространственное развитие системы расселения будет происходить на базе двух опорных ядер расселения (г. Оха и пгт. Ноглики), дополняемых сетью временных производственных населенных пунктов.
10. Высокий интерес инвесторов к потенциалу области предопределяют богатые запасы природных ресурсов, в первую очередь, углеводородов.
11. Привлечение иностранных инвестиций. Величина привлеченного иностранного капитала в 2009 г. составила 3,8 млрд. долл. США. На начало 2010 г. в экономике Сахалинской области было накоплено иностранных инвестиций на сумму 24,2 млрд. долл. США
2. Высокая составляющая транспортных затрат
при перевозке грузов и пассажиров, экстремальные природно-климатические условия, наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления любых видов деятельности в области, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.
3. В этой связи в составе основных мероприятий, реализация которых повысит конкурентоспособность любых видов деятельности, даст возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий проживания, необходимо рассматривать:
- инвестиционные программы в сфере электроэнергетики
Сахалинской области, направленные на повышение надежности электроснабжения, устранение «узких мест» в технологических цепочках, развитие электросетевого хозяйства, создание новых генерирующих мощностей, обновление потенциала децентрализованной энергетики и снижение затрат на производство электро- и теплоэнергии, снижение потерь электро- и теплоэнергии;
- инвестиционные программы в сфере развития транспортной инфраструктуры, направленные на повышение транспортной доступности
и пропускной способности.
4. Невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, имеющей ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки природных ресурсов
Источники: [1; 2]
Оценка и прогноз инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования
(в фактически действующих ценах)
Уровень порогового значения экономической безопасности 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Объем инвестиций в основной капитал в РФ млрд. руб. 9000,2 11500 14000 16500 21500 28000 35000 42659
% от ВВП 16,0 11,6 15,2 16,9 17,5 25,6 33,6 36,1 48,7
Значение нормированного показателя экономической безопасности РФ (общегосударственная составляющая) 0,72 0,95 1,06 1,09 1,60 2,10 2,25 3,04
Сахалинская область Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 211,0 257,8 275,0 300,0 360,0 425,0 485,0 559,1
Доля инвестиций в основной капитал в суммарных инвестициях по субъектам РФ 0,900 2,344 2,242 1,964 1,818 1,674 1,518 1,386 1,311
Значение нормированного показателя региональной экономической безопасности (региональная составляющая) 2,604 2,491 2,182 2,020 1,860 1,687 1,540 1,457
Значение нормированного показателя экономической безопасности Сахалинской области 1,884 2,361 2,304 2,206 2,979 3,543 3,471 4,433
го гп -о
о
Оценка и прогноз уровня безработицы к экономически активному населению (по методологии Международной организации труда), в среднем за год
Уровень порогового значения экономической безопасности 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Уровень безработицы в РФ, % к экономически активному населению 8,0 5,2 5,6 6,0 5,6 5,3 5,0 4,6 4,5
Значение нормированного показателя экономической безопасности РФ (общегосударственная составляющая) 1,54 1,43 1,33 1,43 1,51 1,60 1,74 1,78
Сахалинская область Уровень безработицы, % к экономически активному населению 6,5 6,3 6,3 6,0 5,4 5,2 5,1 5,1
Соотношение фактического и среднероссийского значения уровня безработицы 1,3 1,250 1,133 1,050 1,071 1,019 1,040 1,109 1,133
Значение нормированного показателя региональной экономической безопасности (региональная составляющая) 1,040 1,147 1,238 1,213 1,276 1,250 1,173 1,147
Значение нормированного показателя экономической безопасности Сахалинской области 1,602 1,639 1,651 1,733 1,926 2,000 2,039 2,039
о го
о ж
Источник: Федеральная служба государственной статистики. ХЖЬ: http://www.gks.ra/; расчеты авторов.
Оценка и прогноз внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки
Уровень порогового значения экономической безопасности 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Расходы на НИ и Р в РФ млн. руб. 847 527 910 000 1 160 000 1 700 ООО 1 846 ООО 2 500 ООО 3 154 000 3 505 ООО
в % от ВВП 2,00 1,09 1,2 1,4 1,8 2,2 3,0 3,25 4,00
Значение нормированного показателя экономической безопасности РФ (общегосударственная составляющая) 0,545 0,6 0,7 0,9 1,1 1,5 1,6 2,0
Сахалинская область Расходы на НИ и Р, млн. руб. 1 197,6 2 690 4 860 8 ООО 12 ООО 22 ООО 50 ООО 70 ООО
Доля внутренних текущих расходов на НИ и Р в общероссийских в расходах на научные исследования и разработки, % 2,01 0,1413 0,296 0,419 0,471 0,650 0,880 1,585 1,997
Значение нормированного показателя региональной экономической безопасности (региональная составляющая) 0,07 0,147 0,208 0,234 0,323 0,438 0,789 0,994
Значение нормированного показателя экономической безопасности Сахалинской области 0,038 0,088 0,146 0,211 0,356 0,657 1,282 1,987
Таблица 7
Оценка и прогноз доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства
Уровень порогового значения экономической безопасности 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Российская Федерация Объем инновационной продукции, млрд. руб., в фактических отпускных ценах 3990,0 4679,4 5183,7 5729,5 7492,8 9315,0 11385,0 12735,1
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, % 15,0 9,5 9,5 9,5 9,5 10,5 11,5 11,5 12,0
Значение нормированного показателя экономической безопасности РФ (общегосударственная составляющая) 0,633 0,633 0,633 0,633 0,700 0,767 0,767 0,800
Сахалинская область Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, % 0,54 0,56 0,58 0,6 0,74 1,08 1,52 2,06
Соотношение фактического и среднероссийского значения доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства 0,22 0,057 0,059 0,061 0,063 0,07 0,094 0,132 0,172
Значение нормированного показателя региональной экономической безопасности (региональная составляющая) 0,259 0,268 0,277 0,286 0,318 0,427 0,600 0,782
Значение нормированного показателя экономической безопасности Сахалинской области 0,164 0,170 0,176 0,181 0,223 0,328 0,460 0,625
о го
о ж
Оценка и прогноз доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума
Уровень порогового значения экономической безопасности 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного уровня в РФ, % от общей численности населения 7,0 11,2 9,9 8,8 8,7 8,5 8,3 8,1 8,0
Значение нормированного показателя экономической безопасности РФ (общегосударственная составляющая) 0,625 0,707 0,795 0,805 0,824 0,843 0,864 0,875
Сахалинская область Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного уровня, % от общей численности населения 9,1 10,0 10,5 10,0 9,0 8,6 8,2 8,0
Соотношение фактического и среднероссийского значения доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного уровня 1,1 0,81 1,01 1,19 1,15 1,06 1,04 1,01 1,00
Значение нормированного показателя региональной экономической безопасности (региональная составляющая) 1,354 1,089 0,924 0,957 1,038 1,058 1,089 1,100
Значение нормированного показателя экономической безопасности Сахалинской области 0,846 0,770 0,735 0,770 0,855 0,892 0,941 0,963
Источник: Федеральная служба государственной статистики. ХЖЬ: http://www.gks.ra/; расчеты авторов.
ГО гп -о
о
Оценка и прогноз значений децильного коэффициента дифференциации доходов населения
Уровень порогового значения экономической безопасности 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Децильный коэффициент дифференциации доходов населения РФ 8,0 12,1 12,0 11,9 11,8 11,6 11,4 11,2 11,0
Значение нормированного показателя экономической безопасности РФ (общегосударственная составляющая) 0,66 0,67 0,67 0,68 0,69 0,70 0,71 0,73
Сахалинская область Децильный коэффициент дифференциации доходов населения 10,0 9,8 9,6 9,4 9,0 8,6 8,3 8,0
Соотношение фактического и среднероссийского значения децильного коэффициента дифференциации доходов населения 0,6 0,83 0,82 0,81 0,80 0,78 0,75 0,74 0,73
Значение нормированного показателя региональной экономической безопасности (региональная составляющая) 0,723 0,732 0,741 0,750 0,769 0,800 0,811 0,822
Значение нормированного показателя экономической безопасности Сахалинской области 0,478 0,488 0,498 0,508 0,531 0,561 0,579 0,598
о го
о ж
Источник: Федеральная служба государственной статистики. ХЖЬ: http://www.gks.ra/; расчеты авторов.
Таблица 10
Оценка и прогноз доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве
Уровень порогового значения экономической безопасности 2014 2015 2016 2017 2019 2021 2023 2025
Российская Федерация Объем машиностроения и металлообработки, млрд. руб., в фактических отпускных ценах 5376,0 6354,2 7093,5 7900,7 9490,9 10935,0 13563,0 14857,6
Доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства, % 25,0 12,8 12,9 13,0 13,1 13,3 13,5 13,7 14,0
Значение нормированного показателя экономической безопасности РФ (общегосударственная составляющая) 0,512 0,516 0,520 0,524 0,532 0,540 0,548 0,560
Сахалинская область Доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства, % 1,69 1,77 1,8 1,94 2,02 2,09 2,15 2,21
Соотношение фактического и среднероссийского значения доли машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства 0,10 0,132 0,137 0,138 0,148 0,152 0,155 0,157 0,158
Значение нормированного показателя региональной экономической безопасности (региональная составляющая) 1,320 1,370 1,380 1,480 1,520 1,550 1,570 1,580
Значение нормированного показателя экономической безопасности Сахалинской области 0,676 0,707 0,718 0,776 0,809 0,837 0,860 0,885
Таблица 11
Оценка и прогноз значений показателей экономической безопасности Сахалинской области
Значения нормированных показателей, характеризующих 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2025
объем валового регионального продукта 4,551 4,776 4,636 4,477 4,453 4,464 4,543 4,902 5,194 5,442 5,809
валовой сбор зерновых 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000
инвестиции в основной капитал 1,884 2,361 2,304 2,206 2,979 3,543 3,471 4,433 1,884 2,361 2,304
уровень безработицы 1,602 1,639 1,651 1,733 1,825 1,926 2,000 2,000 2,000 2,039 2,039
я н ё о >я § о я я внутренние текущие расходы на научные исследования и разработки 0,038 0,088 0,146 0,211 0,301 0,356 0,501 0,657 0,938 1,282 1,987
доля инновационной продукции в объеме промышленного производства 0,164 0,170 0,176 0,181 0,194 0,223 0,260 0,328 0,383 0,460 0,625
•й о численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня 0,846 0,770 0,735 0,770 0,807 0,855 0,873 0,892 0,921 0,941 0,963
децильный коэффициент дифференциации доходов населения 0,478 0,488 0,498 0,508 0,519 0,531 0,542 0,561 0,574 0,579 0,598
доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства 0,676 0,707 0,718 0,776 0,797 0,809 0,825 0,837 0,849 0,860 0,885
Значение интегрального показате-ля экономической безопасности Сахалинской области 0,0322 0,0735 0,1191 0,1984 0,4719 0,8881 1,6038 3,9230 3,1557 7,2390 17,2743
о го
о ж
е
X
>
X
о о го
0
1
5
-о
гп
о ж
го гп -о
о
гп
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
1990 2011
.......... 2015
---- 2025
Рисунок 1. Сравнительный анализ прогнозных статистических данных по показателям экономической безопасности
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
10000
0,00001 2000
Российская Федерация (РФ)
Восточная Сибирь (ВС) Западная Сибирь (ЗС) Сахалинская область (С) Хабаровский край (Х)
Дальний Восток в целом (ДВ) Амурская область (А) Приморский край (П)
2025
Рисунок 2. Динамика изменений значений интегрированных показателей экономической безопасности Дальнего Востока, Западной и Восточной безопасности РФ и региональной экономической безопасности Сахалинской области, регионов Сибири в 2000-2013 гг. и в перспективе до 2025 г.
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Прогноз доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве. Доля машиностроения и металло-обра-ботки в промышленном производстве Сахалинской области к 2025 г. может возрасти до 2,21 %.
В течение всего прогнозного периода доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве области будет меньше, чем в среднем по России. В этом случае соотношение прогнозного и среднероссийского значения доли продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного
производства будет находиться в диапазоне 0,132-0,158 (табл. 10).
* * *
Сравнительный анализ прогнозных статистических данных по восьми показателям экономической безопасности позволил предположить, что уровень региональной безопасности хозяйства Сахалинской области до 2025 г. должен повыситься (табл. 11, рис. 1 и 2) [14-15; 18-28; 30-37].
Кроме того, следует учитывать, что рыночные преобразования в России укрепили ее связь с другими государствами, с национальными хозяйствами экономически развитых и развивающихся стран, превратив отечественную экономику в органичную часть мирового хозяйства. При этом хозяйства восточных регионов имеют потенциал более глубокой интеграции с северными регионами Китая, а также
регионами Японии и Республики Кореи [23; 40-41; 43-44; 47].
* * *
Экономические итоги и прогнозы представляют интерес не просто как дань академической науке. Они важны в первую очередь для оценки текущей экономической политики и ее влияния на использование потенциала экономики страны и хозяйств отдельных регионов, обеспечение экономической безопасности государства в целом и региональной экономической безопасности.
Мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял на возможности нашей страны по повышению уровня своей экономической безопасности и уровней безопасности хозяйств наших восточных регионов, что обусловливает необходимость принятия и реализации не только дополнительных антикризисных мер, но и мер по ускорению технологического обновления экономики России, Сахалинской области и других регионов Дальнего Востока.
Библиографический список
1. Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года. Утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 28 марта 2011 г. N° 99. URL: http://admsakhalin. ru/?id=139/ (дата обращения: 05.03.2016).
2. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. № 478 (в новой редакции от 24 октября 2013 г. № 943). URL: http://www.admsakhalin.ru/index.php?id=568 (дата обращения: 05.03.2016).
3. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение; показатели. // Вопросы экономики. 1994. № 12.
4. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник РАН. 1997. Т. 67. № 9.
5. Абалкин Л.И. и др. Экономический рост в Российской Федерации: проблемы и перспективы: доклад VIII Российского экономического форума «Экономический рост в Российской Федерации: проблемы и перспективы». Екатеринбург, 2003. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/19181832 (дата обращения: 05.03.2016).
6. Актуальные проблемы усиления социальной направленности экономических реформ в России: вопросы теории и практики / под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 1999.
7. АндриановВ.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999.
8. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева З.З. Проблемы и механизмы обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34.
9. Антамошкина Е.Н. Оценка продовольственной безопасности Южного федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 42.
10. Барабин В. Экономическая безопасность государства. М.: Аванти, 2001.
11. Богданов И.Я., Калинин А.П., Родионов Ю.Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты, 1992-1998. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 1999.
12. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: ИСПИ РАН, 2001.
13. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: ИСПИ РАН, 2005.
14. Быстряков А.Я., МацкулякИ.Д., СиняговАА. и др. Мировой финансовый кризис и Россия: монография / под ред. А.Я. Быстрякова. М.: МАКС Пресс, 2009.
15. Быстряков А.Я., Мацкуляк И.Д., Синягов А.А. и др. Национальная экономика: учебник / под общ. ред. В.И. Кушлина. М.: РАГС, 2008.
16. Быстряков А.Я. Стратегии и программы социально-экономи-ческого развития: федерация и регионы России. М.: РУДН, 2009.
17. Васильев А.Б. О влиянии прямого железнодорожного сообщения о. Сахалин - материк на транспортную систему региона. URL: http://vff-s. narod.ru/sakh/tp/p1/p09.htm (дата обращения: 05.03.2016).
18. ВечкановГ.С. Экономическая безопасность. СПб.: Вектор, 2005.
19. Герасимов А.П. Экономическая безопасность российской государственности: экономико-правовые аспекты: монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001.
20. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35.
21. Гордиенко Д.В. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 15.
22. Гордиенко Д.В., Рыжонков В.Н. Оценка уровня экономической безопасности восточных регионов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 24.
23. Гордиенко Д.В., Яковлева Н.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства: монография. М: АРГАМАК-МЕДИА, 2013.
24. Дарькин С.М. Повышение эффективности управления ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 г.». Владивосток: Муравей, 2003.
25. Дарькин С.М. Тихоокеанская Россия: стратегия, экономика, безопасность. М.: Дело, 2007.
26. Жилкина Ю.В. Международная безопасность в эпоху глобализации мировой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 25.
27. ЗуеваА.С. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности Союзного государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 37.
28. Иванов Е. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 11.
29. Илларионов А.Н. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.
30. Ишаев В.И. Россия в Восточной Азии: сотрудничество, проблемы, перспективы. М.: Наука, 2005.
31. Ищенко Е.Г. Россия в мировом инвестиционном процессе. М.: РАГС, 2006.
32. Концепция выхода из кризиса и развития Дальневосточного экономического района / под ред. П.А. Минакира. Хабаровск: Биробиджан: Дальнаука, 1990.
33. КорниловМ.Я. Конкурентоспособность страны и национальная экономическая безопасность / Конкурентоспособность России в условиях глобализации. Сборник научных статей. М.: РАГС, 2006.
34. Корнилов М.Я. О доктрине экономической безопасности России // Ученые записки РАГС. М.: РАГС, 2008.
35. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: учебное пособие. М.: РАГС, 2007.
36. Котилко В.В. Экономическая и национальная безопасность / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2005.
37. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года. М.: Институт экономических стратегий, 2006.
38. КульковВ.М., Кайманаков С.В., ТеняковИ.М. Экономический рост в России: национальная модель, качество и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 38.
39. Листопад М.Е. Эволюция представлений об экономической безопасности. URL: http://teoria-practica.ru/-3-2011/ekonomika/listopad.pdf (дата обращения: 05.03.2016).
40. ЛьвовД.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
41. Мау В.А. Макроэкономическая стабилизация, тенденции и альтернативы экономической политики России. М.: РАГС, 1996.
42. Минаков А.В. Системные проблемы управления бюджетно-налоговой системой при обеспечении экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 12.
43. Муталимов В.А. Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении во Всемирную торговую организацию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 23.
44. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции. Монография: в 2 кн. / под ред. И.И. Меламеда. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2011.
45. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Прогресс, 2002.
46. Суглобов А.Е., Древинг С.Р. Социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризация экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 10.
47. Смирнов В.В. Парадигма и концепция экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 46.
48. Шигун М.М. Субъекты внутреннего контроля в системе экономической безопасности предприятия // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 32.
49. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.
50. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2009.
51. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004.
52. Экономическая политика на Дальнем Востоке России (концепция и программа) / под ред. П.А. Минакера. Хабаровск: ХГТУ, 2000.
Д.В. Гордиенко
доктор военных наук, профессор,
действительный член (академик) Академии военных наук, г. Москва E-mail: [email protected]
А.Г. Забелин
доктор экономических наук, профессор
ректор Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]