Научная статья на тему 'О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВОПРОСОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАСТНИКАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ'

О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВОПРОСОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАСТНИКАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / ЧАСТИЧНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / УДОСТОВЕРЕНИЕ ВЕТЕРАНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / ДОБРОВОЛЬЦЫ / КРЕДИТНЫЕ ДОГОВОРА / НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарова И.С., Шевченко К.В., Шеншин В.М.

В представленном исследовании проводится анализ некоторых вопросов правовой регламентации предоставления участникам специальной военной операции мер государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON A COMPREHENSIVE APPROACH TO THE LEGAL REGULATION OF THE PROVISION OF STATE SUPPORT MEASURES TO PARTICIPANTS OF A SPECIAL MILITARY OPERATION

The presented study analyzes some issues of legal regulation of the provision of state support measures to participants of a special military operation.

Текст научной работы на тему «О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВОПРОСОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАСТНИКАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_40 УДК 349.3

О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВОПРОСОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАСТНИКАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Some issues of legal regulation of the provision of state support measures to participants of a special military operation НАЗАРОВА Ирина Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;

ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;

ШЕНШИН Виктор Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, доцент кафедры правоведения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

NAZAROVA Irina Sergeevna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command) St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;

SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospekt, 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;

SHENSHIN Viktor Mikhailovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Associate Professor of the Department of Law St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospekt, 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru

Краткая аннотация: В представленном исследовании проводится анализ некоторых вопросов правовой регламентации предоставления участникам специальной военной операции мер государственной поддержки.

Abstract: The presented study analyzes some issues of legal regulation of the provision of state support measures to participants of a special military operation.

Ключевые слова: специальная военная операция; частичная мобилизация; удостоверение ветерана боевых действий; добровольцы; кредитные договора; накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих.

Keywords: special military operation; partial mobilization; certificate of a combat veteran; volunteers; loan agreements; accumulative mortgage system of housing provision for military personnel.

Для цитирования: Назарова И.С., Шевченко К.В., Шеншин В.М. О комплексном подходе к правовой регламентации вопросов предоставления участникам специальной военной операции мер государственной поддержки // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 40-42. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_40.

For citation: Nazarova I.S., Shevchenko K.V., Shenshin V.M. Some issues of legal regulation of the provision of state support measures to participants of a special military operation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 40-42. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_40.

Статья поступила в редакцию: 13.06.2023

В продолжение дискуссии1 о правовой регламентации предоставления участникам специальной военной операции некоторых мер государственной поддержки2 следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2023 № 388-Ф3 «О внесении изменений в ст. 2 Федерального закона «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 августа 2023 г. вступил в силу закон об уточнении порядка исполнения обязательств по кредитным договорам, заключенным мобилизованными лицами, контрактниками, участниками СВО и членами их семей3.

Констатируем, что указанным законом установлено, что в случае гибели (смерти) или объявления судом умершим участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих его обязательства по кредитному договору4, заключенному в целях приобретения

1 Назарова И.С. О правовом регулировании предоставления социальных гарантий гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации / И.С. Назарова, Л.А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2023. N°2(307). С.57-67. EDN HZCCTM.

2 Портнова А.А. Общественная безопасность как объект специальных административно-правовых режимов на современном этапе / А.А. Портнова, В.Е. Турова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - N 4(57). - С. 26-33. - EDN YZWGIV.

3 Биюшкина Н.И. Обеспечение коллективной безопасности как предпосылка развития советского федерализма (исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-43043) / Н.И. Биюшкина, Ф.С. Сосенков // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 6-10. - EDN LEVMEO.

Шеншина, Л.А. Социальные гарантии курсантов ВУЗов системы МЧС России из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л.А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2022. № 10(303). - С. 60-64. - EDN DMJTXR.

Теоретико-исторические правовые науки

жилого помещения с использованием средств целевого жилищного займа, погашаются уполномоченным федеральным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Весьма актуальное значение, по нашему мнению, представляет Указ Президента РФ от 3 августа 2023 года № 582 «О мерах по обеспечению обязательного государственного страхования жизни и здоровья граждан Российской Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях», в соответствии с которым установлены страховые гарантии в виде компенсаций для участников добровольческих формирований, включая уже недействующие. Согласно требованиям законодательных актов, 3 131 729,56 руб. будет выплачиваться в случае гибели (смерти) участника, наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании; смерти бывшего участника из-за увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту, до истечения 1 года со дня прекращения контракта. В число получателей этой выплаты входит супруг (супруга), состоявший (состоявшая) на день гибели (смерти) гражданина в зарегистрированном браке с ним, родители, несовершеннолетние дети, подопечные. Сумма распределяется между всеми получателями в равных долях.

Важно, что нормативными актами предусмотрены также выплаты при установлении инвалидности участнику в период пребывания в добровольческом формировании и инвалидности бывшему участнику вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту1, до истечения одного года со дня его прекращения. Например, инвалиду I группы полагается 2 348 797,18 руб. При получении участником тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) в период пребывания в добровольческом формировании предусматривается выплате в сумме 313 1 72,95 руб., легкого - 78 293,24 руб. Компенсации выплачиваются Министерством обороны Российской Федерации или страховщиком по обязательному государственному страхованию2.

Представляется необходимым отметить особую значимость данного акта, которая состоит в том, что приведенный указ вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения3, возникшие с 24 февраля 2022 года.

В качестве аргумента приведем в качестве примера несколько постановлений Правительства Российской Федерации, которыми регламентируются рассматриваемые в настоящем исследовании вопросы. Так, Постановлением Правительства РФ от 1 августа 2023 года № 1243 «Об утверждении Правил выдачи удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, принимавшим в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года, и о внесении изменения в пункт 2 инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» установлены правила выдачи удостоверений ветерана боевых действий ополченцам Донбасса.

К ветеранам боевых действий отнесены лица, которые по решению государственных органов ДНР и ЛНР, начиная с 11 мая 2014 года, участвовали в боевых действиях в составе Вооруженных Сил ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов республик.

Ополченцы будут получать удостоверения ветерана боевых действий единого образца. Для этого им необходимо подать заявление военному комиссару муниципального образования по месту постановки на воинский учет или месту жительства. Вместе с ним нужно представить заключение региональной межведомственной комиссии о подтверждении статуса ветерана боевых действий, установленного до 1 марта 2023 года.

Постановлением Правительства РФ от 1 августа 2023 года № 1242 «Об утверждении Правил выдачи удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, заключившим контракт (имевшим иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года» за содействие задачам СВО будут выдавать удостоверение ветерана. Данным постановлением урегулирована выдача удостоверений ветеранов боевых действий контрактникам организаций, которые в рамках военной операции содействовали выполнению возложенных на ВС РФ задач. Речь идет об участии в боевых действиях на Донбассе с 24 февраля 2022 года и на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30 сентября 2022 года. Заявления подаются указанными организациями и рассматриваются комиссией Минобороны в течение 30 дней.

Сотрудники силовых ведомств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2023 года № 1098 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941» после окончания участия в СВО смогут выбрать, получать ранее назначенную пенсию либо пенсию с учетом нового стажа. В частности, поправки затрагивают военнослужащих, пожарных, сотрудников ОВД, Росгвардии, ФССП и ФСИН, которым выплата пенсии была приостановлена в связи с мобилизацией или заключением контракта, в том числе, для участия в СВО.

Законодательством установлено, что после окончания службы выплата пенсии будет возобновлена в прежнем размере, либо по вы -бору указанных лиц им будет назначена пенсия в большем размере с учетом выслуги на день последнего увольнения со службы. Это же правило распространено на семьи умерших (погибших) лиц, выплата пенсии которым была приостановлена по названным основаниям.

Регионы также не стоят в стороне от указанной проблематики. Так, в частности, постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от

1 Виниченко, Л. А. Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе взаимодействия с учреждениями социума : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Виниченко Людмила Александровна. - Белгород, 2009. - 231 с. - EDN QEIOBL.

2 Бондуровский В.В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.

3 Ирошников Д.В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д.В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.

06.07.2023 № 4493 «О предоставлении мер имущественной поддержки на территории города Нижнего Новгорода лицам, проходившим военную службу или оказывающим добровольное содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации в период частичной мобилизации» определено, что на период прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям), юридическим лицам, в которых одно и то же физическое лицо является единственным учредителем (участником) и (или) его руководителем, предоставлено право на отсрочку внесения платежей по договорам аренды имущества (компенсации за пользование имуществом), находящегося (находящимся) в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, а также по договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Правовыми актами регламентируется, что отсрочка предоставляется в следующих случаях: если вышеуказанные физические лица призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647, или проходят военную службу по контракту, заключенному в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3, или заключили контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ; если в период с 24.02.2022 физическим лицам, входящим в круг наследников вышеназванных лиц первой и второй очередей, переданы от последних права и обязанности по вышеуказанным договорам.

Нормативно определено, что отсрочка предоставляется на основании письменного обращения, поступившего в комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города или в муниципальное предприятие (учреждение). Также установлен перечень документов, которые необходимо приложить к вышеуказанному обращению в отдельных случаях; особенности предоставления отсрочки в отдельных случаях; порядок внесения платежей по истечении периода отсрочки. Предписаниями Указа Главы Республики Адыгея от 10.07.2023 № 90 «О Порядке освобождения граждан Российской Федерации, заключивших контракт о прохождении военной службы в связи с призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, и членов их семей до прекращения действия указанного контракта от начислений пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленных жилищным законодательством Российской Федерации» установлено, что от начисления пеней освобождаются мобилизованные граждане и члены их семей, являющиеся собственниками жилых помещений, расположенных на территории Республики Адыгея, владеющие и (или) пользующиеся жилыми помещениями, расположенными на территории Республики Адыгея, на ином законном основании. Для освобождения от начисления пени мобилизованные граждане, члены их семей, представители указанных лиц представляют в организации, являющиеся получателями платы за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт, лично или посредством почтовой связи следующие документы: заявление об освобождении от начисления пени в 2 экземплярах с указанием адреса для направления организацией уведомления о принятом решении согласие на обработку персональных данных заявителя; копии документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ заключение мобилизованным гражданином контракта и т.д.

Таким образом, законодательство Российской Федерации, регламентирующее вопросы предоставления участникам специальной военной операции государственной поддержки, динамично развивается, своевременно реагируя на складывающиеся правоотношения. Все нормативные изменения направлены на улучшение правового положения участников специальной военной операции. Следует сделать вывод также о том, что в Российской Федерации используется комплексный подход к нормативному регулированию важных аспектов правового статуса участников специальной военной операции - активно действует как федеральный законодатель, так и региональный, принимая правовые акты на уровне субъектов Российской Федерации. Библиогра фия:

1. Биюшкина Н.И. Обеспечение коллективной безопасности как предпосылка развития советского федерализма (исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-43043) / Н.И. Биюшкина, Ф.С. Сосенков // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 6-10. - EDN LEVMEO.

2. Бондуровский В.В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.

3. Виниченко Л.А. Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе взаимодействия с учреждениями социума : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Виниченко Людмила Александровна. - Белгород, 2009. - 231 с. - EDN QEIOBL.

4. Ирошников Д.В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д.В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.

5. Назарова И.С. О правовом регулировании предоставления социальных гарантий гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации / И. С. Назарова, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. -2023. - № 2(307). - С. 57-67. - EDN HZCCTM.

6. Портнова А.А. Общественная безопасность как объект специальных административно-правовых режимов на современном этапе / А.А. Портнова, В.Е. Туро-ва // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 4(57). - С. 26-33. - EDN YZWGIV.

7. Шеншина Л.А. Социальные гарантии курсантов ВУЗов системы мЧс России из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л.А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 10(303). - С. 60-64. - EDN DMJTXR.

References:

1. Biyushkina N.I. Ensuring collective security as a prerequisite for the development of Soviet federalism (the study was carried out with the financial support of the RFBR in the framework of scientific project No. 21-011-43043) / N.I. Biyushkina, F.S. Sosenkov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1(54). - Pp. 6-10. - EDN LEVMEO.

2. Bondurovsky V.V. Tasks solved by the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization in the conditions of transformation of challenges and threats to security / V. V. Bondurovsky, S. V. Pospelov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 29-36. - EDN EMOWWT.

3. Vinichenko L.A. Formation of a socially adapted personality of an orphanage pupil in the process of interaction with social institutions : specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education" : dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Vinichenko Lyudmila Aleksandrovna. Belgorod, 2009. 231 p. - EDN QEIOBL.

4. Iroshnikov D.V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D.V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1(54). -Pp. 11-22. - EDN WCAYMY.

5. Nazarova I.S. On the legal regulation of the provision of social guarantees to citizens of the Russian Federation called up for military service on mobilization in the Armed Forces of the Russian Federation / I. S. Nazarova, L. A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military-legal Review. - 2023. - № 2(307). - Pp. 57-67. - EDN HZCCTM.

6. Portnova A.A. Public safety as an object of special administrative and legal regimes at the present stage / A.A. Portnova, V.E. Turova // Right. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 4(57). - Pp. 26-33. - EDN YZWGIV.

7. Shenshina L.A. Social guarantees of cadets of universities of the EMERCOM of Russia from the category of orphans and child ren left without parental care, persons from among orphans and children left without parental care / L.A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2022. - № 10(303). - Pp. 60-64. - EDN DMJTXR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.