DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_27 УДК 352.075
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ГОРОДА СУРГУТА Topical issues of municipal control and implementation of measures in the field of landscaping as a prospect for the development of the city of Surgut
ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. E-mail: [email protected];
ВАСИЛЬЕВА Марина Александровна,
помощник депутата муниципального образования. E-mail: [email protected];
SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospekt, 149. E-mail: [email protected]
VASILYEVA Marina Aleksandrovna,
assistant to the deputy of the municipality. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В настоящей статье исследуется система муниципального контроля в сфере благоустройства территории города Сургута. Кроме того, рассматриваются проблемы данного вида контроля, а также предложения по совершенствованию инструментов, направленных на повышение качества жизни людей.
Abstract: This article examines the system of municipal control in the field of improvement of the territory of the city of Surgut. In addition, the problems of this type of control are considered, as well as proposals for improving tools aimed at improving the quality of people's lives.
Ключевые слова: благоустройство территории, муниципальный контроль, административные правонарушения.
Keywords: landscaping, municipal control, administrative offenses.
Для цитирования: Шевченко К.В., Васильева М.А. Актуальные вопросы осуществления муниципального контроля и реализации мероприятий в сфере благоустройства территории как перспектива развития города Сургута // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 27-30. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_27.
For citation: Shevchenko K. V., Vasilyeva M.A. Topical issues of municipal control and implementation of measures in the field of landscaping as a prospect for the development of the city of Surgut // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 27-30. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_27.
Статья поступила в редакцию: 25.06.2023
На сегодняшний день муниципальный контроль выступает частью политики государства1, регулирующий важнейшие сферы общественной жизни, такие как жилищный, земельный, лесной контроль, контроль в сфере благоустройства и другие2.
Согласно действующему законодательству органы местного самоуправления в целях соблюдения требований, содержащихся в правовых актах муниципального уровня либо на федеральном и региональном российском законодательстве, в случаях отнесения таких видов кон-
3
троля к деятельности местных органов, организовывают и реализуют муниципальный контроль .
Термин «муниципальный контроль» имеет легальное нормативное закрепление, под которым законодатель понимает функциональную основу контролирующих (надзирающих) органов, направленную на обнаружение и пресечение нарушений требований, закрепленных российским законодательством всех уровней, в том числе их предупреждение. Указанная деятельность реализуется путем профилактики нарушений нормативных правовых требований, а также оценки их соблюдения гражданами, выявления нарушений и принятия мер по пресечению и устранению их последствий, в том числе восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
К ведению органов муниципалитетов относят семь видов муниципального контроля, а именно контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, благоустройства, на автотранспорте, в том числе городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, земельный, жилищный, лесной и контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по
1 Шеншин, В. М. О месте и роли Росгвардии в системе осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны / В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. -2023. - № 1(306). - С. 123-128. - EDN IEHCXI.
2 Шеншин, В. М. О процессе реформирования контрольной (надзорной) деятельности в Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / В. М. Шеншин // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию образования прокуратуры России, Нижний Новгород, 02 июня 2022 года / Отв. редактор А.В. Мартынов. - Нижний Новгород: КТ "Буки-Веди", 2022. - С. 484-489. - EDN BSPNT^
3 Гордиенко, У. Н. Государственная политика в области контрольно-надзорной деятельности / У. Н. Гордиенко, В. М. Шеншин // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию образования прокуратуры России, Нижний Новгород, 02 июня 2022 года / Отв. редактор А.В. Мартынов. - Нижний Новгород: КТ "Буки-Веди", 2022. - С. 293-300. - EDN OCGZZX.
строительству, реконструкции и модернизации, в том числе ее объектов1. Каждый из указанных видов контроля регулируется соответствующим нормативным правовым актом.
Настоящее исследование направлено на рассмотрение контроля в сфере благоустройства, закрепленный в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (п. 16 ст. 15.1) и Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2).
Законодатель закрепил предмет контроля в указанной сфере, который включает в себя соблюдение требований, обеспечивающих доступность инфраструктурных объектов, в том числе предоставляемых услуг для конкретной социальной группы (инвалидов), а также соблюдение самих правил благоустройства территории муниципалитета в целом. При реализации рассматриваемого вопроса местного значения в актах муниципального уровня закреплены полномочия местных органов, направленных на осуществление указанной деятельности в отношении как физических, так и юридических лиц.
В настоящее время благоустройство территорий считается актуальным вопросом в любом муниципалитете, так как улучшение окружающей среды и расширение возможностей территории оказывают огромное влияние на качество жизни населения. Под благоустройством территории понимается совокупность мероприятий, содержащихся в правилах благоустройства территории соответствующего муниципалитета, направленные на поддержание и повышение санитарного и эстетического состояния территории, ее содержанию, обеспечению, а также улучшению комфортности условий проживания граждан.
В целях предотвращения дискомфортных условий проживания населения и улучшения качества их жизни в муниципалитетах принимается соответствующий нормативный акт - «Правила благоустройства территории муниципального образования», содержащий вопросы регулирования данного механизма, а также подлежащий соблюдению лицами, для которых установлены общеобязательные нормы поведения указанным актом2.
Таким образом, Думой г. Сургута было принято решение «О Правилах благоустройства территории города Сургута», содержащее обязательные требования к благоустройству города, в том числе его элементам, перечень мероприятий, направленных на указанную деятельность, а также порядок и периодичность их осуществления3. Местным уполномоченным органом, наделенным полномочиями на проведение соответствующего контроля на территории города, является Администрация города Сургута в лице контрольного управления4.
Нормативной правовой базой для реализации местного контроля в сфере благоустройства на рассматриваемой территории является федеральное законодательство, а именно Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; а также законодательство муниципального уровня: Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО - Югры) и иные местные правовые акты города Сургута, регламентирующие осуществление муниципального контроля администрацией города Сургута.
В предусмотренных региональным законом случаях, должностные лица местных органов вправе составлять протоколы при выявлении административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом России об административных правонарушениях или региональными законами, при осуществлении муниципальными органами соответствующего контроля5. В данном случае таким региональным законом считается Закон ХМАО - Югры «Об административных правонарушениях», являющийся основополагающим документом рассматриваемого субъекта России относительно административной ответственности и соответствующих правонарушениях в сфере озеленения, содержания зданий и сооружений, а также развития и благоустройства территории в целом. То есть для того, чтобы у должностных лиц города Сургута была возможность оформлять протоколы об административных правонарушениях, такие полномочия и сфера их применения должны быть закреплены в Законе ХМАО -Югры, указанного ранее.
Упомянутый выше региональный Закон устанавливает ряд субъектов, имеющих вправо рассматривать административные дела, содержащиеся в данном законе. К ним законодатель отнес: мировых судье; административные комиссии; муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченного государственного органа исполнительной власти округа6. Таким образом, законодательством ХМАО - Югры органы муниципалитета наделены полномочиями для осуществления полноценного муниципального контроля в сфере благоустройства, а контроль, осуществляемый исполнительно-распорядительным органом муниципалитета города Сургута реализуется на должном уровне.
Помимо указанного, в городе Сургут по обращению граждан за 2021 год устранены проблемы и произведены мероприятия по отводу воды с проезжей части улиц города; уборке мусора и проведенной проверке по указанному вопросу; проведению ревизии внутри салона автобу-
1 Немова, Н. Ю. Роль конституционного суда Российской Федерации в развитии контрольно-надзорных функций в общественных отношениях: история и современность / Н. Ю. Немова, В. П. Григонис // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 63-70. - EDN RHSYIQ.
2 Григонис, В. П. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства / В. П. Григонис, Н. Ю. Немова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 39-44. - EDN KEWNXE.
3 Решение Думы города Сургута « от 26.12.2017 года № 206-У1 ДГ (ред. от 05.10.2022) «О Правилах благоустройства территории города Сургута» // Газета «Сургутские ведомости», 30.12.2017, № 51 (833).
4 Решение Думы города Сургута от 23.09.2021 № 813-У1 ДГ (ред. от 04.07.2022) «О Положении о муниципальном контроле в сфере благоустройства» // Информационный бюллетень Думы и Администрации г. Сургута, 02.10.2021, № 6.
5 Белхароев, Х. У. Проблемы становления и регулирования отрасли по обращению с отходами производства и потребления / Х. У. Белхароев // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1(50). - С. 18-22. - EDN OBQLZQ.
6 Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2010 № 102-оз (ред. от 01.07.2022) «Об административных правонарушениях» // Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 15.06.2010, № 6 (часть 1) ст. 461.
сов по вопросу его внешнего вида; сбоя в работе программы «Умный транспорт»; чистки снега и наледи на парковке вдоль улиц города; механизированной уборке тротуаров; отлову немаркированных животных и проверки на агрессивность животных с бирками и другие.
Администрацией города Сургута оперативно осуществляются ответы на обращения граждан и организуются мероприятия по устранению возникших проблем на рассматриваемой территории.
В России создан федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» Его паспорт утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда». Указанный паспорт содержит информацию о среднем значении индекса качества городской среды по государству в целом, который позволяет использовать результаты данной оценки для создания рекомендаций по улучшению среды муниципального образования1.
Городская среда представляет собой совокупность соответствующих условий, влияющих на качество жизнедеятельности его жителей. К таким условиям относятся природные, архитектурные, планировочные, экологические, социально-культурные и иные факторы, определяющие комфортность проживания на определенной территории. Индекс позволяет муниципальным властям определить, на что необходимо обратить внимание в целях развития территории муниципалитета, чтобы жизнь в соответствующем населенном пункте стала комфортной, современной, безопасной и привлекательной. Каждый город может получить до 360 баллов. 180 баллов свидетельствует о том, что городская среда является совсем неблагоприятной. Помимо осуществления оценки качества среды, данные показатели необходимы и для того, чтобы отслеживать динамику изменений в соответствующем городе. Так, в Сургуте по состоянию на 2021 год указанный индекс составляет 204 балла - больше половины от максимального количества, что также можно отнести к части эффективного муниципального контроля в рассматриваемой сфере2.
В целях реализации мероприятий в сфере благоустройства территории города Сургута Постановлением Администрации города была утверждена Муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на период до 2030 года», которая устанавливает следующие подпрограммы: «Благоустройство общественных территорий», цель которой помимо улучшения комфортных условий проживания граждан, является также и увеличение эстетической привлекательности территорий общества в целом; «Обеспечение благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов», ее цель заключается в создании условий продолжительного, а также безопасного функционирования жилых зданий и объектов благоустройства жилищного фонда; «Декоративно-художественное и праздничное оформление города», то есть создание комфортной городской среды, праздничных эмоций в периоды организации и осуществления общероссийских (государственных) мероприятий, в том числе улучшение досуга населения и многое другое.
Важной положительной чертой муниципальной программы является то, что в ней отражаются проблемы, которые препятствуют реализации указанных выше подпрограмм, а именно для стабильного развития благоустройства города препятствует массивность застройки муниципалитета, низкий уровень благоустройства в зонах отдыха и территорий вдоль водных объектов либо отсутствие такого благоустройства в принципе, не в полной мере осуществление мероприятий по благоустройству отдельных территорий города в предшествующие годы, недостаточный уровень ответственности горожан за состояние благоустройства территории, а также низкий уровень их социальной культуры.
Так, исследователи отмечают предложения по решению проблем благоустройства территории, а именно обратить особое внимание на назначение и распределение денежных средств, предназначенных для минимизации уже существующих проблем, а также на предотвращения появления новых проблем в рассматриваемой сфере путем определения зон ответственности и контроля обслуживания, как самих объектов, так и отдельных элементов благоустройства3.
Реализация мероприятий программы помимо повышения уровня благоустройства городских территорий, улучшения содержания и безопасности дворовых и квартальных территорий, позволит создать условия для комфортного проживания граждан, а также заинтересовать и завлечь их в реализацию указанных мероприятий. В рамках реализации подпрограммы в городской среде планируется установка мемориальных и памятных досок известным и почетным гражданам города, а также скульптуры, памятники и монументальные сооружения на основании поданных обращений горожан, общественных организаций муниципалитета. Благоустройство территории рассматриваемого муниципалитета посредством осуществления ряда мероприятий позволит существенно улучшить условия в скверах, городских парках и других общественных местах, жизнедеятельность населения и в целом придать городу привлекательный внешний облик.
В перспективе, осуществляя контроль муниципального уровня, направленного на благоустройство территории города, основными задачами можно считать дальнейшее повышение эффективности и результативности осуществления муниципального контроля, принимая весь комплекс мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений, качественное проведение контрольных мероприятий, а также своевременное и качественное рассмотрение всех поступающих обращений. В том числе, благосостояние муниципальных образований зависит, в частности, и от каждого жителя, так как в рассматриваемой сфере необходим не только муниципальный контроль, но и важнейшим элементом является самостоятельное поддержание в надлежащем состоянии придомовых территорий и территорий муниципалитетов в целом.
1 Паспорт федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 № 3).
2 Официальный сайт Минстроя России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minstroyrf.gov.ru/ (Дата обращения: 05.12.2022).
3 Самородова, Д. Д. Исследование основных проблем благоустройства муниципальных образований / Д. Д. Самородова, Ж. В. Селезнева, Н. А. Солопова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство: сборник статей / Самарский государственный технический университет. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2019. - С. 701.
Библиогра фия:
1. Белхароев, Х. У. Проблемы становления и регулирования отрасли по обращению с отходами производства и потребления / Х. У. Белхароев // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 1(50). - С. 18-22. - EDN OBQLZQ.
2. Гордиенко, У. Н. Государственная политика в области контрольно-надзорной деятельности / У. Н. Гордиенко, В. М. Шеншин // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию образования прокуратуры России, Нижний Новгород, 02 июня 2022 года / Отв. редактор А.В. Мартынов. - Нижний Новгород: КТ "Буки-Веди", 2022. - С. 293-300. - EDN OCGZZX.
3. Григонис, В. П. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства / В. П. Григонис, Н. Ю. Немова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 39-44. - EDN KEWNXE.
4. Немова, Н. Ю. Роль конституционного суда Российской Федерации в развитии контрольно-надзорных функций в общественных отношениях: история и современность / Н. Ю. Немова, В. П. Григонис // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 63-70. - EDN RHSYIQ.
5. Самородова, Д. Д. Исследование основных проблем благоустройства муниципальных образований / Д. Д. Самородова, Ж. В. Селезнева, Н. А. Солопова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство: сборник статей / Самарский государственный технический университет. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2019. - С. 701.
6. Шеншин, В. М. О месте и роли Росгвардии в системе осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны / В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2023. - № 1 (306). - С. 123-128. - EDN IEHCXI.
7. Шеншин, В. М. О процессе реформирования контрольной (надзорной) деятельности в Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / В. М. Шеншин // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию образования прокуратуры России, Нижний Новгород, 02 июня 2022 года / Отв. редактор А.В. Мартынов. - Нижний Новгород: КТ "Буки-Веди", 2022. - С. 484-489. - EDN BSPNTI.
References:
1. Belkharoev, H. U. Problems of formation and regulation of the industry for waste management of production and consumption / H. U. Belkharoev // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 1 (50). - Pp. 18-22. - EDN OBQLZQ.
2. Gordienko, U. N. State policy in the field of control and supervisory activities / U. N. Gordienko, V. M. Shenshin // Actual issues of control and supervision in socially significant spheres of activity of society and the state : Materials of the VII All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 300th anniversary of the formation of the Prosecutor's Office of Russia, Nizhny Novgorod, 02 June 2022 / Editor-in-chief A.V. Martynov. - Nizhny Novgorod: KT "Buki-Vedi", 2022. - pp. 293-300. - EDN OCGZZX.
3. Grigonis, V. P. Constitutional amendments adopted in 2020 as a factor increasing the security of the state / V. P. Grigonis, N. Y. Nemova // Right. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 3(56). - Pp. 39-44. - EDN KEWNXE.
4. Nemova, N. Y. The role of the Constitutional Court of the Russian Federation in the development of control and supervisory functions in public relations: history and modernity / N. Y. Nemova, V. P. Grigonis // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 63-70. - EDN RHSYIQ.
5. Samorodova, D. D. Research of the main problems of municipal improvement / D. D. Samorodova, Zh. V. Selezneva, N. A. Solopova // Traditions and innovations in construction and architecture. Construction: collection of articles / Samara State Technical University. - Samara: Samara State Technical University, 2019. - p. 701.
6. Shenshin, V. M. On the place and role of Rosgvardiya in the system of federal state control (supervision) over the activities of security divisions of legal entities with special statutory tasks and departmental security units / V. M. Shenshin // Law in the Armed Forces - Military-Legal Review. - 2023. - № 1(306). - Pp. 123-128. - EDN IEHCXI.
7. Shenshin, V. M. On the process of reforming control (supervisory) activities in the Russian Federation in the field of protection of the population and territories from emergency situations / V. M. Shenshin // Topical issues of control and supervision in socially significant spheres of society and the state: Materials of the VII All-Russian Scientific and Practical conference dedicated to the 300th anniversary of the Prosecutor's Office Russia, Nizhny Novgorod, June 02, 2022 / Editor-in-chief A.V. Martynov. - Nizhny Novgorod: KT "Buki-Vedi", 2022. - pp. 484-489. - EDN BSPNTI.