Научная статья на тему 'Законодательные инициативы в системе профессионального образования в Италии'

Законодательные инициативы в системе профессионального образования в Италии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД / ТУРИСТСКИЕ КАДРЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УЧЕБНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EUROPEAN SOCIAL FUND (FSE) / TOURISM / PROFESSIONAL TRAINING / TOURISM SPECIALISTS / REGIONAL DEVELOPMENT / TRAINING INITIATIVES / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиварди Мариса

Основной задачей Европейского социального фонда (FSE) рассматривается перестройка и модернизация политики и системы профессионального образования. Определена важность национального итальянского законодательства в отношении профессиональной подготовки кадров туристской индустрии, а также значимость учебных инициатив, осуществляемых регионами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative Initiatives for Professional Training in Italy

Modernization of the politics and the systems of education is considered as one of the main objective of the European Social Fund (FSE). The importance of the Italian national legislation of tourism industry professional training as well as training initiatives effected by the regions are identified.

Текст научной работы на тему «Законодательные инициативы в системе профессионального образования в Италии»

ризм - сфера предпринимательства, требующая от работников знаний правовых механизмов достижения коммерческих и социальных целей.

Поскольку туристская деятельность признана одной из приоритетных отраслей экономики России, в Законе о туризме было бы целесообразным назвать (обозначить) систему этой отрасли, поместив информацию: об органах исполнительной власти в сфере туризма всех уровней: о видах туристских организаций: об организациях материального,

научно-методического, рекламно-информационного и иного обеспечения деятельности туристских организаций: об образовательных учреждениях профессионального образования в сфере туризма; об организациях, использующих туристские ресурсы как объекты производства туристского продукта; иные сведения об органах и организациях, являющихся звеньями туристской деятельности.

Признано, что услуги внутреннего и социального туризма должны быть доступными для всех слоев населения. Только при этом появится серьезный стимул для расширения рынка потребителей этих услуг. Предлагается включить в Закон о туризме либо в региональные законы о туризме норму о государственной поддержке развития внутреннего и социального туризма, в которой предусматривались бы для слабо защищенных граждан льготы при приобретении ими туристских путевок, а для туристских организаций - меры, побу ждающие формировать и продвигать туристский про-

дукт для участников внутреннего и социального туризма.

Закон о туризме не содержит описания основных и сопутствующих туристских услуг. Предлагается дополнить Закон разделом с характеристикой основных и сопутствующих услуг, оказываемых коллективными и индивидуальными средствами размещения, во время транспортных путешествий, при проведении туров: оздоровительных, познавательных, профес-сионатьно-деловых, спортивных, религиозных, при самодеятельном туризме и др

Каждый гражданин имеет право на отдых - провозгласила Конституция РФ. Физическому и духовному оздоровлению работников трудовых коллективов может способствовать подготовленный специалистами законопроект «Об отпускных чеках».

Такой документ (чек) является платежным средством для приобретения ту ристской путевки по условиям коллективного договора между работниками и работодателем.

Сфера туризма - многокомпонентная, где требуется межотраслевой орган управления, решающий не только стратегические, но и оперативные задачи: согласование транспортных, гостиничных и иных тарифов в кризисных ситуациях: взаимодействие субъектов Федерации в реализации госу дарственной политики в сфере туризма в подготовке кадров и др. Таким органом мог бы быть Координационный совет по туризму при Президенте РФ

Мариса Чиварди

ВЕСТНИКPMAТ'2* joп

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИТАЛИИ

УДК 377.35(450):37.014

Основной задачей Европейского социального фонда (FSE) рассматривается перестройка и модернизация по. шишки и системы пр<нрессиопа:1ьпого образования Определена важность национального итальянского законодательства в отношении нрофессиона.1ьной подготовки кадров туристской индустрии, а также значимость учебных инициатив, осуществляемых регионами.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, Европейский социальный фонд, туристские кадры, территориальное развитие, учебные инициативы, высшее образование.

Modernization of the politics and the systems ojeducation is considered av one of the main objective of the European Social Eund (FSE). The importance of the Italian national legislation of tourism industry professional training av well av training initiatives eff ected by the regions are identified

Key words: tourism, professional training, European Social Fund (FSE), tourism specialists, regional development, training initiatives, higher education.

Одной из основных задач Европейского социального фонда (РБЕ). который является финансовым инструментом Европейского союза в соответствии с Римским договором и определяет отправную точку в сфере развития человеческих ресурсов, ставится перестройка и модернизация политики и системы профессионального образования.

Например, в ходе планирования на 2000-2006 гг., из 195 млрд евро, предназначенных для деятельности структурных фондов. Европейскому социальному фонду было выделено около 60 млрд евро, из них квоты, зарезервированные для Италии, составили около 3,8 млрд евро. Эти средства находятся в ведении итальянских национальных и региональных администраций, которые планиру ют проведение мероприятий, целенаправленно соответствующих требованиям как в национальном, так и в региональном масштабе.

Для достижения собственных целей Европейский социальный фонд, в частности, финансирует программы, направлен-

ные на отдельных лиц, а также действия, направленные на констру ктивные изменения для улучшения систем образования. профессионального образования и на лучшее управление рынком труда.

Здесь особенно интересно отметить, что деятельность Европейского социального фонда может внести вклад в финансирование, касающееся:

• образования и профессиональной подготовки («образовательной деятельности, а также профориентации и консультации: от базовой подготовки до прохождения практики, от профессиональной реабилитации до непрерывного повышения квалификации»);

• последипломного образования и профессиональной подготовки руководителей и технических специалистов в секторах научных исследований и рационализации;

• освоения новых источников занятости (также на общественных предприятиях);

♦ обучения и повышения квалификации. а также профессиональных навыков преподавателей и обучающего персонала:

♦ поддержки усилий по налаживанию деловых связей между высшими учебными заведениями, исследовательскими и технологическими центрами и предприятиями.

Все граждане государств-членов и регионов участвуют в мероприятиях, финансируемых Европейским социальным фондом. Такие мероприятия, помимо всего прочего, направлены:

♦ на развитие и совершенствование профессиональной подготовки, образование и участие в образовании и обучении на протяжении всей жизни, включая меры для достижения значительного снижения количества случаев раннего ухода из школы, а также на улучшение доступа к начальному профессиональному и высшему образованию;

♦ содействие политике постоянного повышения квалификации;

♦ поощрение и поддержку развития компетентных, квалифицированных и хорошо приспособленных рабочих кадров.

Национальное итальянское ■законодательство в отношении профессиональной подготовки

Что касается профессиональной подготовки в Италии, Закон, изданный 30 декабря 1978 г. под № 362, обязывает регионы действовать в соответствии с местным законодательством относительно:

а) планирования, осуществления и финансирования деятельности по профессиональной подготовке;

б) формальностей, необходимых для достижения целей обучения, связанных с приобретением квалификации;

в) деятельности по профессиональной подготовке в секторах, где особенно требуется обучение в связи с сезонным производственным циклом;

г) навыков и совершенствования работников, занятых деятельностью по профессиональной подготовке в регионе, с учетом различных предложений по обучению, при условии, что эти предложения будут включены в региональное планирование в виде непосредственных инициатив или соглашений с университетами или иными научными государственными и частными учреждениями, государственными и частными исследовательскими институтами и объединениями по подготовке кадров.

Регионы в соответствии с их собственными программами развития подготавливают долгосрочные программы и ежегодные планы для всех мероприятий, касающихся профессиональной подготовки. Такие программы и планы могут быть выполнены:

а) непосредственно государственными структурами;

б) в виде соглашений с государственными и частными организациями, которые создаются на основе демократических и национальных организаций из наемных работников, независимых и самостоятельно действующих работников и предпринимателей, или из объединений, где проводится обучение и адаптация в обществе, или из предприятий и их объединений, или на основе сотрудничества с кооперативным движением.

В случае б), для того чтобы иметь право на полу чение финансирования, учреждения должны выполнять следующие требования:

1) иметь своей целью профессиональную подготовку;

ВЕСТНИКРМАТ>2* 2ол

2) иметь подходящую структуру, организаторские способности и оборудование;

3) не преследовать цели извлечения выгоды;

4) гарантировать общественный контроль своей деятельности;

5) гарантировать всем работникам национальные коллективные договоры;

6) обнародовать ежегодный бюджет по каждому центру деятельности;

7) достигнуть договоренности о том. что регион осуществляет контроль правильного использования выделенных средств, который может проводиться с помощью инспектирования.

При выполнении пунктов 2-7 регионы могут также предусматривать конвенции с предприятиями или их консорциумами для реализации курсов повышения квалификации и переподготовки кадров для физических лиц.

Эти конвенции не подлежат налогообложению. Регионы организовывают дидактическое планирование этих профессиональных учебных мероприятий. Разработка и обновление этих курсов должны происходить в связи с однородными профессиональными функциями, соответствующей унитарной методологией технологического, научного и культурного содержания и существующими нормативами. Дидактическое планирование должно соответствовать критериям краткости и существенности курсов и циклов подготовки, с использованием модульных структур и системы чередования учебного опыта и опыта работы.

В целях реализации мероприятий по профессиональной подготовке регион может объединиться с учебными системами и использовать отделения высшей школы образования и их обору дование

Регионы, использу я целевые договоры, предоставляют обору дование и персонал, необходимые для выполнения работы и технологического образования в системах начальных и среднеобразовательных школ.

В целях облегчения сотрудничества профессионального образования и учреждений среднего и высшего образования регионы разрабатывают положения, обеспечивающие внедрение методоло-гическо-дидактичсских инноваций и проведение исследований в области образования.

По завершении профессионального курса студенты, которые регулярно его посещали, допускаются к сдаче выпускного экзамена для получения квалификационного уровня

Этот экзамен проводится группой экспертов. состав которой предусмотрен региональными законами и включает экспертов, назначенных внешним управлением Министерства образования и министром труда и социального обеспечения. а также экспертов, назначенных профсоюзами и организациями работодателей.

После сдачи выпускного экзамена студенты получают сертификаты, которые выдаются по регионам; в службах занятости будут присваивать квалификации, действительные для начала работы в организации бизнеса. Указанные сертификаты позволяют владельцу подать заявку на государственные должности. Учреждения, которые осуществляют профессиональную подготовку, могут заключать соглашения с предприятиями в целях организации практического обу чения и приобретения опыта работы: на определенных рабочих местах, с использованием определенного оборудования или конкретных производственных процессов.

для применения системы чередования учебной и рабочей деятельности. Регионы устанавливают специальные процедуры для определения ответственности и объема работы учебных учреждений и обеспечивают полную страховку учащимся в случае аварии.

Учебные инициативы, осуществляемые регионами Следуя нормам, связанным с доступом к финансированию Европейского социального фонда, большинство регионов Италии, используя инструмент планирования. разработали законы в отношении подготовки кадров.

Например, в области Лацио в августе 2006 г. приняли Закон «Распоряжения о профессионально-технической подготовке», который предусматривает различные виды обучения с высоким уровнем подготовки.

Этот закон способству ет расширению -прежде всего в ряде стратегических отраслей территориального развития - возможностей получения постоянной работы путем повышения квалификации и компетенции молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет.

В области Лацио также начался эксперимент в отношении профессиональной подготовки в секторах туризма, жилищного строительства и высшего образования.

Ученик заключает с предприятием смешанный договор о работе и учебе, что позволяет ему получить под руководством учителя профессиональную квалификацию, диплом или степень и регулярно посещать магистратуру на 1-м или 2-м уровне, организованную университетами региона.

Учебно-тренировочный план, организатором которого является предприятие, будет направлен на обеспечение более эффективного планирования подготовки молодого человека, с конкретным содержанием, временем и местом проведения формального обу чения Он обновляется ежегодно.

Наряду с формальным обучением неформальное обучение также оценивается, организовывается согласно целям и направлено на приобретение общих техни-ко-эксплуатационных навыков. Для того чтобы гарантировать достижение общих стратегических целей с применением региональных, национальных и общественных ресурсов, необходимым условием является наличие годового плана организованного в условиях самого широкого партнерства.

Экономические стимулы предусмотрены также для компаний, которые заменяют контракты о прохождении практики на контракты о полной занятости посредством механизма, который поощряет предполагаему ю постоянную занятость.

Р. Е. МИНАСЯН, В. С. МКРТЧЯН, Д. Э. ХАЧЯН

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА В АРМЕНИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.